Последние заданные вопросы в категории Литература
Литература 02.08.2023 05:01 0 Парамонов Александр.
Хозяйка Медной горы. Очень краткое содержание буквально в 20 предложениях. До завтра пожалуйста.
Ответов: 1
Литература 02.08.2023 05:01 0 Шестак Александр.
Письменный ответ «Современны ли тургеневские девушки?»
Ответов: 1
Литература 02.08.2023 05:05 0 Кубрак Таисия.
РЕБЯТА СРОЧНО!!!!!!!!!!!! СОСТАВИТЬ ПЛАН К ПРОИЗВЕДЕНИЮ Д.Н.МАМИНА СИБИРЯКА ПРИЁМЫШ
Ответов: 1
Литература 02.08.2023 05:01 0 Хотская Ай.
Рассказ Муму СРОЧНО ДАМ 47 БАЛЛОВ!!! вопросы примерно на 1-3 листа как получится!!! 1. Каким показ
Ответов: 1
Литература 02.08.2023 05:00 0 Цыбульский Дарий.
Найдите книгу по этой фразе:анна лежала на полу с бутылкой виски. я пожалуйста
Ответов: 1
Литература 02.08.2023 05:01 0 Михеева Катя.
Ответьте пожалуйста, мультфильм 12 месяцев основные действия. Заранее спасибо!
Ответов: 1
Литература 02.08.2023 05:05 0 Кузнецов Даниил.
Помогите пожалуйста,нужен краткий пересказ)
Ответов: 1
Литература 02.08.2023 05:01 0 Раевская Владислава.
Помогите пж. От 1 вопроса до 5. Произведение Поустовского » Стальное колечко»
Ответов: 1
Литература 02.08.2023 05:00 0 Литвинова Настя.
Сочинить стих о красоте природы. Заранее спасибо=) С интернета не списывать.
Ответов: 1
Литература 02.08.2023 04:00 0 Пархоменко Николай.
Главная мысль чехова Беглец.Спс заранее!
Ответов: 2
Ответы на вопрос
Отвечает Лихачев Егор.
Баба Яга является литературным персонажем практически всех русских сказок, где ей отводиться роль страшной злодейки, похищающей детей. Но среди художников тема сказок почему-то не прижилась, так как вплоть до конца XIX века живописцы предпочитают изображать нечто реалистическое, либо классическое, но никак не сказки. Исключение являют собой только работы В. Васнецова, который уже на заре нового века воплощает свою давнишнюю мечту, поведать миру о всей красоте русской сказки, которая с самого его детства волновала и завораживала. Поэтому в 1917 году на свет появляется известная картина «Баба Яга»Сюжет картины достаточно прост, но, тем не менее, интересен. Среди бушующих и завывающих под порывами ветра деревьев летит она – Баба Яга, выставив вперед свою метлу, чтобы смести с лица земли все доброе и светлое, оставив одно лишь зло. Васнецов изобразил Бабу Ягу в виде костлявой старуха с белыми, развевающимися во все стороны волосами, одетую в красную юбку. Как ей и положено несет старая ведьма к себе в логово маленького мальчика, которого казалось только, что выдернула из постели. Она никого не боится, выражение лица торжественное, и злобное, рот приоткрыт, показывая зрителю всю мерзость острых зубов.Художник смог изобразить ее настолько сильно, что иногда, кажется, будто она готова сойти с картины, прямо к своему зрителю.Персонаж бабы Яги в самом центре полотна, но вдали, присмотревшись можно увидеть зарево пожара, а правой стороны изображен филин, спутник ночи, птица сама по себе мрачная.В общем, весь сюжет настолько печален и трагичен, что возникает иногда вопрос, как такой жизнерадостный художник как Васнецов смог написать настолько трагическое произведение. Исследователи его творчества связывают эту картину с Октябрьской революцией, которая также как и Баба Яга нежданно ворвалась, зажгла огонь и похитила тысячи жизней. Подтверждением тому служит красный цвет юбки персонажа, так как красный, как известно, являлся центральной темой и символом власти у большевиков.Может это и так, но сам художник никаких по этому поводу записей не оставил. А картина стала одной из лучших в его творческой судьбе.
Баба Яга запекает младенцев
Запекание младенцев, описанное во многих сказках — это древний славянский ритуал. Он назывался «припекание младенца».
Причины его возникновения можно найти в Википедии. Обряд проводился с целью излечить больного ребенка, а слабому от рождения малышу вернуть силы для полноценного развития. «Припекание» было широко распространено не только в древности, но и в начале XX века.
Хилых, недоношенных или больных малышей приносили к местной бабке-знахарке. Она обмазывала младенца ржаным тестом, укладывала на лопатку и три раза отправляла в умеренно растопленную печь (не горячую!). После таких манипуляций ребенок быстро шел на поправку, а его родителям давались советы о том, как правильно кормить и воспитывать чадо. Зная об этом ритуале, сказочные события, связанные с запеканием детей в печке, предстают уже в ином свете. Баба Яга у древних славян, помогала детям выздороветь.
Из сказок каждый знает, что избушка колдуньи стоит «на курьих ножках». Словосочетание дополнено изображением жилища: изба имеет две огромные куриные ноги, с помощью которых она имеет возможность поворачиваться «ко мне передом, а к лесу задом». Но как такое возможно?
На самом деле, выражение «курьи ножки» было искажено, так как имелось в виду, что у дома были подпоры куреня. Они напоминали ножки, отчего и пошло всем известное выражение.
Сказки про Бабу-Ягу, в которых она делает плохие дела
Существует ряд сказок, в которых Баба-Яга совершает плохие дела (похищает детей, удерживает прекрасную девицу в плену и др.). Такие русские сказки с Бабой-Ягой обычно читают совсем маленьким деткам. В них она представляет собой фактор назидательности. Именно после таких сказок родители поучают своих деток. Рассмотрим некоторые из них.
- «Баба-Яга костяная нога». В этой сказке рассказывается о послушной дочери, которая идет по велению мачехи в лес к Бабе-Яге. На своем пути она преодолевает различные препятствия, чтобы выбраться из злого плена. Сказка рассказывает о послушании, доброте.
- «Баба-Яга и Заморышек». В этой сказке рассказывается про родных братьев, один из которых был самым умным. Вот судьба привела их к Бабе-Яге, и благодаря своей смекалке и находчивости братья смогли избавиться от беды.
- «Гуси-лебеди». В этой сказке Баба-Яга – негативный персонаж, который приказывает своим гусям воровать детей.
- «Марья Моревна». Сильная воительница Марья держит в плену Кощея Бессмертного, которого через некоторое время по незнанию выпускает Иван-царевич. Чтобы спасти возлюбленную, ему понадобился конь Бабы-Яги.
Кто такая Ягиня
Ягиня — дочь Вия, властителя мира Нави и названная дочь Макошь — богини судьбы. Ягиня у славян была мудрой волшебницей с доброй и светлой душой, хранившая границы миров.
Обладала она мудростью женской да в колдовстве сильна была. Жила на границе между мирами и власть над пространствами имела. Могла Ягиня из мира Нави в Явь путешествовать спокойно, да души умерших встречать и переводить в загробный мир.
Сила магическая сильна была, много она для мира Яви делала. Путь правильный найти помогала, мудростью поделиться могла. Детей мудрости учила да от хвори лечила, Девушек княжеского рода к жизни замужней готовила.
Баба-Яга в советских киносказках
Баба-Яга один из самых противоречивых сказочных персонажей. С одной стороны это злобная старуха, живущая в дремучем лесу в избушке на курьих ножках, куда заманивает маленьких детей и добрых молодцев и зажаривает их в печи. С другой стороны эта старушка, помогающая тем же добрым молодцам, одаривая их какими-нибудь магическими артефактами и помогающая одолеть главного злодея. Яга обладала личным автотранспортом средней грузоподъемности — ступой. Сейчас принято считать, что ступа летает, но в ранних текстах она чаще бегает, что и естественно, если учесть ее изрядную массу, никак не приспособленную к полету. Развивает при этом приличную, но не запредельную скорость: судя по времени, потребному на погоню за всадником, можно оценить ее возможности примерно в 60 км/ч Ещё одним транспортным средством является помело — замаскированный под домашнюю утварь летательный аппарат высокой маневренности, способный на вертикальный взлет, пике и многое другое. Помело поступило в автопарк Яги сравнительно поздно; не исключено, что его Яга позаимствовала у смертных ведьм. Старинные источники обычно не упоминают этого предмета. У Яги оно чаще служит частью ступы. То она им рулит, то «след заметает» Ну и самое интересное — избушка на курьих ножках.
Назвать её недвижимостью Яги — язык не поворачивается. Ведь если судить по некоторым источникам на этих самых ножках этот фургон может передвигаться (а если верить мультику про домовёнка — очень даже резво). Кроме того, избушка эта либо говорящая, либо, по меньшей мере, понимает речь человека. Противоугонка обычно имела вид говорящего черепа, которому нужно сообщить пароль Первым образ Бабы-Яги в кино воплотил Георгий Францевич Милляр в 1939 году в сказке Александра Роу «Василиса Прекрасная . Он практически сам изобрёл костюм и грим Бабы-Яги — грязное серое тряпьё, наверченное на туловище и голову, седые патлы, большой нос с бородавками, торчащие клыки, безумно поблёскивающие глаза. Баба-Яга Милляра получилась не просто страшной, зловещей и жуткой, но и в какой-то степени хрестоматийной Александр Роу снял ещё несколько сказок, в которых роль Бабы-Яги также сыграл Георгий Францевич Это «Морозко» В 1965 году «Огонь, вода и… медные трубы» 1967 года и «Золотые рога» 1972 года Интересный образ Бабы-Яги создал Зиновий Герд в музыкальном телефильме в жанре новогоднего ревю «В тринадцатом часу ночи» снятом Ларисой Шепитько в 1969 году Образ доброй Бабы-Яги создала Валентина Сперантова в сказке «Весёлое волшебство» снятой в 1969 году по мотивам пьесы Нины Гернет и Григория Ягдфельда «Катя и чудеса»
Очень нетрадиционную Бабу-Ягу сыграла Майя Булгакова в сказке 1971 года «Лада из страны берендеев» В новогодней сказке 1975 года «Новогодние приключения Маши и Вити» коварную старушку сыграла Валентина Кособуцкая В 1977 году ещё одна добрая Баба-Яга получилась у Марии Барабановой в замечательной сказке Надежды Кошеверовой «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил» Ну а самая добрая Баба-Яга получилась в 1982 году у Татьяны Пельтцер в сказке Михаила Юзовского «Там, на неведомых дорожках…» На этом сказочные образы Бабы-Яги в советском кино можно было бы и закончить, если бы не ещё два фильма которые к сказкам можно отнести только условно. Это фантастические картины, снятые по мотивам повестей Кира Булычёва про Алису Селезнёву Это «Лиловый шар», снятый в 1987 году Павлом Арсеновым, где Бабу-Ягу сыграла Светлана Харитонова И «Остров ржавого генерала» Валентина Ховенко, где даже не саму Бабу-Ягу, а робота-актёра в образе этой обаятельной старушки блестяще сыграл Александр Леньков
Васнецов Аполлинарий Михайлович
Художник, археолог, академик. Известный русский живописец, автор пейзажей, видов древней Москвы, эскизов театральных декораций. Младший брат художника В.М. Васнецова.
Аполлинарий Михайлович Васнецов родился в селе Рябово под Вяткой (ныне Кировская область), в многодетной семье священника, происходившего из древней вятской фамилии Васнецовых, ведущей свое начало из новгородских земель («Васнецы с новгородского подворья»).
Живописи учился у своего брата, Виктора Васнецова, а также у таких мастеров, как В.Д. Поленов, И.Е. Репин, М.М. Антокольский, В.М. Максимов. С 1883 года Аполлинарий Васнецов – в рядах художников-передвижников, активно участвует в работе Товарищества передвижных художественных выставок. В 1885-98 гг. художник путешествует по России, Украине, Крыму, Франции, Италии и Германии.
В 1900 году Васнецов становится академиком Петербургской Академии художеств. В 1903 г. участвует в организации Союза русских художников. В 1901-1918 гг. руководит пейзажным классом Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
В эти годы А.М. Васнецов много работает над выполнением ряда архитектурных проектов (склеп-часовня М.А. Морозова в Покровском монастыре, 1906; неосуществленный эскизный проект здания Государственной Думы, названный им «Вечевой колокол» и др.) и для театра, создавая декорации и костюмы к оперным и драматическим спектаклям, преимущественно на темы русской истории («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Царская невеста», «Иван Сусанин», «Опричник» и др.). Художник с большим интересом работал над изучением материалов к этим спектаклям. При создании облика средневековой Москвы А.М. Васнецов сверялся со старинными планами города и гравюрами, широко использовал современные археологические данные (с 1906 г. он являлся действительным членом Археологического общества).
В период работы над декорациями к опере Н.А. Римского-Корсакова «Садко» для Мариинского театра художник дважды побывал в Новгороде, сделал там множество зарисовок старинной архитектуры и деталей быта, писал пейзажи с натуры на берегах озера Ильмень, стараясь передать своеобразный северный колорит Великого Новгорода (этюды: «Спас-Нередица в половодье», «Новгород Великий. Детинец», «Новгород», «Башня в Валдайском монастыре», «Валдайское озеро»). Исторический Новгород запечатлен А. Васнецовым в картинах: «Варяжские корабли в Великом Новгороде», «Новгородский Торг», «Прошлое Великого Новгорода», «Пристань в Великом Новгороде. XV век», «Мост через реку Волхов и Святая София».
С 1918 г. возглавлял Комиссию по изучению старой Москвы и проводил археологические исследования при земляных работах в центральной части города.
Аполлинарий Васнецов умер в Москве 23 января 1933 г. В столице действует мемориальная квартира-музей художника.
Уступая в известности своему старшему брату, Аполлинарий Михайлович Васнецов, тем не менее, занимает в русском искусстве свое особое место, как национальный живописец, художник своих тем: русской природы и русской истории. Его пейзажи «дышат первобытной, таинственной свежестью… объяты широким эпическим духом» (А. Бенуа), а исторические полотна полны любования русской стариной и безукоризненно точны в деталях.
P.S. В 2005 г. на лондонском аукционе картина А.М. Васнецова «Пристань в Новгороде», изображающая средневековый Торг, была продана за 299 тыс. фунтов стерлингов (550 тыс. долларов).
Литература:
• Васнецов Аполлинарий Михайлович // Художники и Новгородский край: биобиблиографический словарь / составитель Л.А. Вересова; Новгор. обл. б-ка. – Новгород, 1997. – С. 10-11.• Беспалова Л. Аполлинарий Михайлович Васнецов. 1856-1933. – М.: Искусство, 1956. – 172 с.• Беспалова Л. Аполлинарий Михайлович Васнецов. 1856-1933. – М.: Искусство, 1983. – 229 с.• Аполлинарий Михайлович Васнецов. 1856-1933. – М.: Директ-медиа, 2010. – 48 с. – (Великие художники. Вып. 61).• Васнецов А. Новгородский торг: автолитография // Васнецов А.М. Альбом. – М., 1980. – ил. № 48.• Васнецов А.М. Валдайский монастырь: этюд // Воронежский областной музей изобразительных искусств. – М., 1984. – ил. № 51.• Васнецов А. Вече; Новгородский торг // Картины по русской истории из издания И.Н. Кнебеля. Москва 1908-1913. – М.: Изобразительное искусство, 1989. – листы №№ 16, 8.• Торчинская М. Картины по русской истории // Юный художник. – 1990. – № 1. – С. 10-15.• «Пристань в Новгороде» продали // Новгородские ведомости. – 2005. – 25 мая.
Три образа Бабы-Яги
Традиционно, из сказочных сюжетов выделяются три собирательных образа Бабы Яги, для каждого из которых характерны свои особенности.
1. Яга-Советчица и Дарительница. Это основной образ, который встречается чаще других. «Вещая» — главная характеристика данного образа. Баба Яга мудрая, она много знает, может предсказывать будущее и помогает главному герою. Кроме советов, она дает ему магические предметы: клубок, шапку-невидимку или коня.
Этот образ уходит корнями к женскому славянскому божеству, прародительнице рода человеческого, материнскому началу.
2. Яга-Похитительница. По мотивам сказок похищает детей и юношей. Это не просто образ кровожадной людоедки, идущей на любые ухищрения ради того, чтобы заманить к себе жертв. В основу персонажа здесь положен древнейший славянский обряд инициации – посвящения мальчиков в мужчин. Символическая смерть и последующая за ней новая, зрелая жизнь взрослого мужчины – ни что иное, как посещение избушки Яги – загробного мира и возращение в мир живых.
И еще, по мотивам сказок, поедает детей Баба Яга, запекая их в печи. Здесь заметны отголоски древнего славянского обряда «паланья» детей – помещения их в печь для своеобразного благословения огнем. Новорожденных младенцев, также дохаживали в теплом печном месте, выкладывая их в тесто. Не для съедения, разумеется.
3. Яга-Воительница. Этот образ реже других встречается в сказках. Здесь Баба-Яга богатырка, женщина, наделенная нечеловеческой силой. Она внушает ужас. В отличие от предыдущих образов – здесь воюет во главе своего темного воинства. Ее «рать-сила несметная».
Яга противостоит главному герою. Она ведьма, страшное доисторическое существо, подобное давно забытым темным божествам. Средство передвижения Воительницы – темный конь.
Что не так с образом Алёнушки
Начнём с того, что в сказке “Сестрица Алёнушка и её братец Иванушка” вообще нет такого эпизода! Героиня никогда не сидела на камне, тоскуя по братцу у воды.
В сказке Баба-Яга привязала камень к шее Алёнушки и утопила её в пруду. И именно братец Иванушка в качестве козлёночка бегал по берегу и звал сестрицу. Там его и увидел богатый купец. Он спас бедную девушку, вытащив её из воды.
Можно, конечно, предположить, что этот эпизод выдумал Васнецов. Мол, Алёнушка так переживала за перевоплощение своего братца, что присела погрустить. И через несколько секунд “в кадр” войдёт злобная Баба-Яга и столкнёт несчастную в омут.
Но приглядитесь внимательно к самой Алёнушке. Что необычного Вы замечаете в её облике?
Виктор Васнецов. Алёнушка (фрагмент). 1881. Третьяковская галерея. Wikimedia Commons.
У девочки растрёпанные волосы, порванное платье и грязные ноги. Едва ли сказочная героиня была такой неряшливой. Скорее мы предполагаем увидеть её с аккуратно заплетённой косой или в платочке, а также в опрятном платьице. Как у Билибина:
Но перед нами сидит девочка неряшливая. А ещё этот застывший взгляд больших глаз!
Яга
Происхождение второй части имени нашей «героини» обычно связывают с неким словом *(j)ęgа в неком «праславянском» гипотетическом языке, который «реконструировали», сравнивая славянские и некоторые другие индоевропейские языки. Почему-то наиболее правдоподобной гипотезой сегодня считается связь второй части имени Баба-яга с сербохорватскими ужасом (jeзa) и опасностью (jeзив), словенским гневом (jezа), чешской лесной ведьмой (jezinka), и польской ведьмой и бабой ягой (jędzа). Автором этой чудо-гипотезы является немец Макс Фасмер. Гипотеза имеет сомнительную ценность, так как ссылается на язык, которого не было, и выводит исключительно древнее слово из современных языков, что является нонсенсом и извращением (немцам, впрочем, это свойственно). Поэтому мы эту гипотезу смело отбросим, и от Чехии, Сербии и Словакии переместимся восточнее, ближе к родине нашей Бабы-яги — в наши украинскую и русскую степи, где славяне и русы контактировали с тюркоязычными степняками.
Выше мы предположили, что слово «баба» было перенято от половцев или их кочевых предшественников. Наиболее близкий к половецкому языку — современный крымско-татарский язык. Смотрим, близкие слова к слову «яга»:
- язма — умение писать
- джады (ударение на «ы») — ведьма
Письмо у древних народов было тесно связано с религией и считалось видом магии.
Слово «джады» легко может преобразовано в яды, так как «джа» и «я» имеют почти идентичное звучание. Ну, а от «яды» до «яга» недалеко.
Но «яга» может происходить и не от тюркского слова, а от слова одного из индоевропейских языков, на которых разговаривали славяне и русы. Если мы заглянем в санскритский язык, который является наиболее древним из сохранившихся индоевропейских языков, то мы там с восторгом обнаружим слово योग — йога (yoga), которое имеет следующие значения:
- упряжка (лошадей)
- сбруя
- применение
- средство, приём; уловка
- волшебство
- дело, предприятие
- связь, взаимообусловленность с чем-либо
- приобретение, выигрыш
- работа; усердие, прилежание
- сосредоточение мыслей, глубокое размышление, созерцание
- другие значения
Пятое значение бьёт точно в цель «баба-волшебница» — это Баба-яга и есть! Но и первые два значения интересны тем, что имеют ярко выраженную кочевую тематику, так как лошадь для кочевника — это всё! Значения 3,4,9 и особенно 10 также интересны тем, что могут быть ассоциативно отнесены к ведунье, знахарке, которыми реальные прообразы Бабы-яги могли являться, живя в уединении в лесу и занимаясь древними языческими обрядами и ритуалами, то есть колдовством.
К этому древнему слову yoga, которое зафиксировано на санскрите, восходит и понятие йоги как духовной практики и учения индуизма (позднее буддизма). В этом значении йога воспринимается как связь посюстороннего мира с потусторонним, то есть является смысловым эквивалентом латинского religare (воссоединение, восстановление связи), от которого произошло наше слово «религия», которое означает область духовно-интеллектуальной деятельности человека по восстановлению утраченной связи человека с Богом.
Более того, слова «йога» и «джады» могут иметь родственную связь, так как степные кочевники-тюрки контактировали с индоевропейцами как на северных лесных, так и на южных горных границах степи. Более того, есть исследования, которые выявляют фактическое родство, например, тюрков-половцев и индоевропейцев-славян через гаплогруппы. Если это так, то мы имеем «любовный» треугольник родственных слов, которые проливают свет на происхождение нашей героини: «йога», «джады», «яга». И речь идёт о границах леса и степи севернее Черного и Каспийского морей. А немец Фасмер слишком далек от тех мест. Слово «яга» вполне могло «дойти» до сербов, словен, чехов и уж точно до поляков, до которых от Киева, который располагается на границе (которую пересекает Днепр) Великой степи и лесов, рукой подать.
Косвенно эту гипотезу подтверждает тот факт, что у самой западной границы Великой степи — в Сербии, Хорватии и Черногории баба-яга зовется «баба-рога» и изображается с одним рогом на голове. Другими словами, слышали звон, но не знали, где он… Толком не понимали, что означает «яга», поэтому подставили вместо непонятного слова понятное — близкое по звучанию, и адаптировали образ.
Почему же Алёнушка никому не нравилась?
Итак, девочка с растрёпанными волосами, застывшим взглядом и босыми ногами не очень понравилась современникам Васнецова, на мой взгляд, вот по какой причине.
Третьяков и Мамонтов не смогли оценить противоречивого сочетания передвижнического образа уязвимого человека, изгоя, на фоне сказочного, выдуманного пейзажа.
Виктор Васнецов. Алёнушка. 1880. Третьяковская галерея. Wikimedia Commons.
Для Третьякова, любителя критического реализма, лишним был такой пейзаж.
А Мамонтову, поклоннику всего русского и сказочного, не очень был близок образ девочки на грани психического расстройства.
Вот смотрите. Третьяков с удовольствием купил вот эту картина Василия Перова. Так как это реализм. Она о несчастной доле детей-подмастерьев.
Их отдавали в город учиться у мастера беднейшие крестьяне. Им было сложно прокормить нескольких детей. А тут была возможность отдать одного к тому, кто обучит, да ещё и накормит.
Василий Перов. Тройка. Ученики-мастеровые везут воду. 1866. Государственная Третьяковская галерея.
Но на практике детей использовали как бесплатную рабочую силу, как рабов. Вот несчастные тянут бочку с водой в гору. Холодно, промозгло. Дети на грани истощения. Тут нет никакой сказки. Перов указывает на пороки общества, на уязвимость детей из беднейших семей.
И такое Третьякову нравилось.
А вот пример картины во вкусе Мамонтова. Он её приобрёл ещё до Алёнушки. Ковёр-самолёт. Тут и сказочные герои, и сказочный пейзаж. Никаких пороков общества. Русский дух во всей красе.
Виктор Васнецов. Ковер-самолет. 1880. Нижегородский художественный музей. Wikimedia Commons.
А “Алёнушка” была чем-то на грани. И не совсем критический реализм, и не сказка. Вот покупатели и ретировались. Кроме Мамонтова, по доброте душевной поддержавшего Васнецова.
Но как же Алёнушка-дурочка превратилась в сказочную героиню?
Баба Яга — на самом деле богиня Макошь?
Выше перечисленные теории относительно происхождения Бабы яги далеко не единственные. Если мы обратимся в славянским мифам, то узнаем еще одну, весьма странную и, казалось бы, нереальную легенду.
Согласно ней Баба Яга — это далеко не ужасающая колдунья обитающая в отдаленной избушке в темном лесу. А легендарный персонаж, темная ведьма и жена самого Велеса. Это подталкивает к мысли, что, возможно, за обликом Бабы Яги на самом деле прячется богиня Макошь, которая и являлась супругой Велеса.
Как известно, Макошь была одной из центральных фигур в славянских мифах, особой популярностью она пользовалась у представительниц женского пола. Ее считали божеством удачи, плодородия и благодати.
Все про Бабу Ягу
Происхождение термина
В различных языках славянской языковой группы встречаются основы, которые, согласно некоторой схожести фольклора, могли лечь в основу имени «Яга». В русском же языке наиболее близким является слово «язва». То есть – язвительная, скверная на язык женщина.
Есть еще версия, якобы уходящая корнями к ведической культуре. Не Баба Яга, а Баба Йога – древняя богиня мудрости и справедливости. Однако, это околонаучная теория, которая не имеет подтверждений.
Как выглядит Баба Яга
Яга – высокая, невероятно худая старуха. У нее во рту немного зубов. Нос – длинный, изогнутый. В некоторых повествованиях указывается, что кости ее проступают через кожу (Баба Яга – костяная нога). Также, костяная нога указывает на связь этого персонажа с потусторонним миром. Традиционно, у Яги только одна нога. В сказках она никогда не ходит, а лежит в своей избе или летает в ступе.
Она почти слепая. О присутствии человека, как правило узнает по запаху —
Баба Яга бессмертная, согласно сказочным преданиям.
Избушка Бабы Яги
В сказках располагается либо на границе леса (граница между миром живых и мертвых), либо «за тридевять земель», т.е. очень далеко (также ассоциируется с потусторонним миром).
Избушку нельзя миновать, а непременно нужно пройти сквозь нее. Это еще раз указывает на ее пограничное положение между двумя мирами.
Вокруг избушки непременно расположен частокол, увешанный людскими черепами, вместо традиционных глиняных горшков. И это один из атрибутов потустороннего мира.
У избушки нет ни окон, ни дверей. Однако, всегда упоминается важная деталь – она повернута к лесу передом, к герою – задом. Для того, чтобы попасть в нее, нужно произнести магические слова:
Внутренность данного строения также примечательна. В сказках описывается, что руки и ноги Бабы Яги раскинуты по всем сторонам избушки. Нос уперт в потолок. Это может указывать на огромный рост Яги или на то, что избушка очень мала. Второй вариант, по мнению исследователей, предпочтительней.
Такое описание делает избушку похожей на небольшую погребальную конструкцию – «избу смерти» с прахом покойников у древних славян. Курьи ножки – указание на то, что погребальная конструкция приподнята над землей. Это тоже соответствует «воздушным» погребениям древних славян, которые помещены на помосты или деревья.
Еще одно символичное толкование «куриных ножек» относится к древнему тотемическому представлению о Яге, как заклинательнице животных – они ей служат, и сама она может принимать облик различных живых существ.
Традиционное выражение Бабы Яги «Фу-фу-фу, что-то русским духом пахнет!» отражает представления древних славян об умерших: для них запах живого человека неприятен, они отчетливо чувствуют его приближение к своему захоронению.
В противовес – запах мертвеца также неприятен живым.