1885 Васнецов В.М. «Богоматерь с младенцем»
Этот эскиз для абсиды Владимирского собора в Киеве Виктора Михайловича Васнецова, был написан в 1885 году. Произведение выполнено маслом на холсте. Картина находится в Доме-музее В.М. Васнецова. Владимирский собор – кафедральный патриарший собор Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата; находится на бульваре Шевченко, был заложен в честь ознаменования 900-летия Крещения Руси. Идея возведения храма в честь равноапостольного князя Владимира принадлежала митрополиту Филарету, которая понравилась Николаю I, одобрившему проект. По всей стране начался сбор средств, длившийся 7 лет, до 1859 года, но за это время было собрано только 100 тыс. рублей. Еще Киево-Печерская лавра для строительства собора пожертвовала со своего завода миллион кирпичей. Только после визита в Киев императора Александра II, в 1875 году решено было продолжить строительные работы. Для этого был приглашен петербургский архитектор Р. Бернгард, который произвел новые расчеты и нашел техническое решение для ликвидации трещин — он предложил укрепить стены контрфорсами; в целом строительство храма завершилось к 1882 году. Владимирский собор представляет собой шестистопный храм с тремя апсидами, увенчанный семью куполами. Длина здания – 55 м, ширина – 30 м, а высота с крестом – 49 м; фасад украшен мозаиками; на массивных бронзовых дверях главного портала можно увидеть литые бронзовые рельефы с изображением княгини Ольги и князя Владимира. Работы по оформлению интерьера проводились по проекту петербургского профессора, знатока древней живописи А.В.Прахова, руководившего в Киеве реставрацией фресок Кирилловской церкви. Прахов, чтобы добиться финансирования в полном объеме, пошел на хитрость и первоначально занизил стоимость отделочных работ, а по мере их продвижения, добивался новых ассигнований. Под общим наблюдением профессора Прахова на протяжении 10 лет (1886-1896 гг.) Владимирский собор расписывала группа выдающихся художников – В.М. Васнецов, М.А. Врубель, М.В. Нестеров, П.А. Сведомский и В.А. Котарбинский; в украшении интерьера собора мозаиками принимали участие мастера из Венеции. Общая тема живописи в интерьере подчинена идее спасения, о чем повествуют как масштабные композиции на евангельские сюжеты, так и символически изложенная история Русской Православной церкви, которую представляют 30 фигур святых – мучеников, святителей, князей. Основную часть фресок выполнил художник В.М. Васнецов, расписавший в общей сложности 3 тыс. кв. м стен — его кисти принадлежат 15 композиций и 30 отдельных фигур. Центральная композиция в алтаре храма – «Богоматерь с Младенцем», производящая наиболее сильное впечатление на зрителей. Иконостас собора был сделан из дымчато-серого каррарского мрамора; разноцветные мраморы из Италии, Франции, Бельгии, Испании и России украшают интерьер храма; из мрамора выполнен и мозаичный пол собора. Богатую серебряную утварь для Владимирского собора делала известная ювелирная фирма Хлебникова. Торжественное освящение Владимирского собора состоялось 20 августа 1896 года в присутствии императора Николая II и его супруги императрицы Александры Федоровны. В мае 1914 года при Владимирском соборе было организовано благотворительное Свято-Владимирское братство, которое в годы Первой мировой войны опекало раненных солдат. После установления в Киеве Советской власти, из собора изъяли много церковной утвари, сняли колокола, а запрет на отопления храма привел к разрушению росписей. В 1929-1941 годах во Владимирском соборе размещался Музей антирелигиозной пропаганд. Во время Второй Мировой войны после оккупации Киева немецкими войсками, в 1941 году в соборе возобновились богослужения. В 1944 году Владимирский собор стал кафедральным храмом митрополита Киевского и Галицкого, экзарха Украины; в 1946-52 годах была проведена масштабная реконструкция собора и возвращены ему некоторые раннее конфискованные предметы. Ныне собор действующий, с 1990-х годов является главным храмом УПЦ КП.
Васнецов Виктор
Купить картину или постер «Богатыри на конях», художника Васнецова Виктора вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. По вашему желанию мы можем покрыть холст прозрачным 3D гелем, текстура которого подчеркнет на картине мазки и создаст эффект, имитирующий масляную живопись. Если вы стремитесь к подлинному воспроизведению шедевра в вашем интерьере, то проф
от 618,28 р.
Купить картину или постер «Богатырский галоп», художника Васнецова Виктора вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. По вашему желанию мы можем покрыть холст прозрачным 3D гелем, текстура которого подчеркнет на картине мазки и создаст эффект, имитирующий масляную живопись. Если вы стремитесь к подлинному воспроизведению шедевра в вашем интерьере, то проф
от 549,84 р.
Купить картину или постер «Богатырь», художника Васнецова Виктора вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. По вашему желанию мы можем покрыть холст прозрачным 3D гелем, текстура которого подчеркнет на картине мазки и создаст эффект, имитирующий масляную живопись. Если вы стремитесь к подлинному воспроизведению шедевра в вашем интерьере, то профессиональ
от 591,60 р.
Купить картину или постер «Богоматерь», художника Васнецова Виктора вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. По вашему желанию мы можем покрыть холст прозрачным 3D гелем, текстура которого подчеркнет на картине мазки и создаст эффект, имитирующий масляную живопись. Если вы стремитесь к подлинному воспроизведению шедевра в вашем интерьере, то профессиона
от 813,16 р.
Купить картину или постер «Богоматерь», художника Васнецова Виктора вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. По вашему желанию мы можем покрыть холст прозрачным 3D гелем, текстура которого подчеркнет на картине мазки и создаст эффект, имитирующий масляную живопись. Если вы стремитесь к подлинному воспроизведению шедевра в вашем интерьере, то профессиона
от 618,28 р.
Купить картину или постер «Богоматерь с Младенцем», художника Васнецова Виктора вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. По вашему желанию мы можем покрыть холст прозрачным 3D гелем, текстура которого подчеркнет на картине мазки и создаст эффект, имитирующий масляную живопись. Если вы стремитесь к подлинному воспроизведению шедевра в вашем интерьере, то
от 884,02 р.
Купить картину или постер «Богоматерь с младенцем», художника Васнецова Виктора вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. По вашему желанию мы можем покрыть холст прозрачным 3D гелем, текстура которого подчеркнет на картине мазки и создаст эффект, имитирующий масляную живопись. Если вы стремитесь к подлинному воспроизведению шедевра в вашем интерьере, то
от 633,36 р.
Купить картину или постер «Богоматерь с Младенцем на престоле», художника Васнецова Виктора вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. По вашему желанию мы можем покрыть холст прозрачным 3D гелем, текстура которого подчеркнет на картине мазки и создаст эффект, имитирующий масляную живопись. Если вы стремитесь к подлинному воспроизведению шедевра в вашем и
от 1259,76 р.
Купить картину или постер «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем», художника Васнецова Виктора вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. По вашему желанию мы можем покрыть холст прозрачным 3D гелем, текстура которого подчеркнет на картине мазки и создаст эффект, имитирующий масляную живопись. Если вы стремитесь к подлинному воспроизведению ше
от 646,12 р.
Купить картину или постер «Боярышня (Портрет В. С. Мамонтовой)», художника Васнецова Виктора вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. По вашему желанию мы можем покрыть холст прозрачным 3D гелем, текстура которого подчеркнет на картине мазки и создаст эффект, имитирующий масляную живопись. Если вы стремитесь к подлинному воспроизведению шедевра в вашем
от 603,20 р.
Купить картину или постер «Брусила и берендеи ребята», художника Васнецова Виктора вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. По вашему желанию мы можем покрыть холст прозрачным 3D гелем, текстура которого подчеркнет на картине мазки и создаст эффект, имитирующий масляную живопись. Если вы стремитесь к подлинному воспроизведению шедевра в вашем интерьере,
от 554,48 р.
Купить картину или постер «Брюсов календарь», художника Васнецова Виктора вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. По вашему желанию мы можем покрыть холст прозрачным 3D гелем, текстура которого подчеркнет на картине мазки и создаст эффект, имитирующий масляную живопись. Если вы стремитесь к подлинному воспроизведению шедевра в вашем интерьере, то профе
от 647,28 р.
Известные картины Васнецова
Художник, имея с детства непреодолимую тягу к эпосу и сказаниям, на своих полотнах изображал целые истории со сказочными персонажами в главных ролях. И известные картины Васнецова явное тому подтверждение:
- «Витязь на распутье»;
- «Три богатыря»;
- «Аленушка»;
- «Иван-царевич на Сером Волке»;
- «Ковер-самолет»;
- «Богатырь»;
- «Снегурочка»;
- «Царь Иван Васильевич Грозный»;
- «Три царевны подземного царства».
Васнецов Виктор Михайлович умел умещать на полотне на первый взгляд кажущиеся абсолютно несовместимые вещи: умиротворенный и спокойный пейзаж, мощь воинов и яркую красоту русских красавиц.
Иван-Царевич на Сером Волке
Виктор Васнецов. Иван-царевич на сером волке. 1889. Третьяковская галерея.
“Ивана-царевича” Васнецов умудрился создать во время росписи Владимирского собора. То есть этой картине больше повезло, чем “Богатырям”.
Перед нами сказочные герои, которые мчатся через романтический лес. Конечно, ему далеко до реализма. Сложно в настоящем густом лесу представить цветущую яблоню. Ей бы не хватило для этого света. Но для сказочного жанра это очень даже уместно.
Художник заполняет деталями всё пространство. Это и красивые орнаменты на одеждах героев. И цветы яблони с кувшинками. Таким образом, художник создал работу в стиле МОДЕРН.
Именно этому стилю свойственна детализация, декоративность, а также минимальная иллюзия объёма. Как раз мы и не видим здесь никакой глубины за счёт густого леса.
Итак, с этой работы начинается развитие стиля модерн в русской живописи. Ведь она появилась даже до работ Михаила Врубеля, который также внёс свой вклад в развитие модерна. И уже на основе наработок Васнецова и Врубеля этот стиль развили художники нового поколения.
В 1890-х годах “Ивана-царевича” увидел юный Иван Билибин. Он был сильно впечатлён. И в дальнейшем стал иллюстратором, работавшим в сказочном жанре и в стиле модерн. Он создал несчётное количество рисунков для книг и открыток.
Иван Билибин. Открытка с рисунком из серии “Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке”. 1902. Из личной коллекции автора.
О развитии модерна в России я рассказываю более подробно на курсе “Дневник Русских Художников XIX века”.
Картина «Иван-Царевич и Серый волк»
В картине изображен эпизод из сказки А. А. Афанасьева: «Иван Царевич, сидя на Сером Волке вместе с Прекрасною Еленою, возлюбил еевсем сердцем…» От этого чувствав холодном лесу распустилась ветка яблони бело-розовыми цветами. Цветущая яблоня символизирует весну, как пробуждение природы ото сна и любовь, как рождение самого прекрасного чувства человека. В сказочном лесу Елене Прекрасной холодно. Она склонила голову к своему спасителю, который крепко обнимает ее. Он готов сражаться за свою любовь.
Царевич похитил заморскую царевну из дальних стран, у царя Далмата, поэтому на ней восточный наряд: тюбетейка, усыпанная драгоценными каменьями, парчовый халат, золотые башмачки с изогнутыми носами. Красавица как будто заколдованная, словно в полусне. Молодые спасаются от погони. Огромный волк мчится сквозь сумрачный лес. Удивляют отдельные детали картины, указывающие на стремительность действия: прижатые волчьи уши, распустившийся хвост, высунутый язык, развевающиеся царевны, летящий тяжелый меч в ножнах Ивана-царевича…
Рекомендации для родителей
- Прочитайте и обсудите сказку А. А. Афанасьева «Иван Царевич и Серый Волк».
- Спросите у ребенка о том, что изображено на этой картине?
- Почему эта картина кажется живой? (мчится со скоростью громадный волк…)
- Кто сидит на Сером Волке?
- Почему Иван-царевич обнимает царевну? Как ее зовут?
- Есть ли на картине подсказки о том, что Елена Прекрасная была заморской царевной?
- Какое чудо произошло в сумрачном лесу? (распустилась яблоня).
- Почему распустилась яблоня?
- Что такое любовь? Почему это чувство сравнивается с распустившими нежными цветами яблони? (для любви нет ничего невозможного…)
- Кто на этой картине может помешать и помочь героям?
- Понравилась ли эта картина? Чему она учит?
Оформление Собора. Живопись. В.М. Васнецов. Богородица с младенцем и Иисус Христос
На главном иконостасе Богоматерь изображена молодой девушкой древнееврейского типа, чудной красоты. Ее прекрасное, смуглое лицо застенчиво, строго и печально; ресницы полуопущены. Она сидит на невысоком троне, богато украшенном в византийском вкусе.
На Ней темно-синий плащ и зеленовато-голубой хитон. В объятиях Ее Малютка Христос, прижавшийся головкой к Ее щеке. В позе Христа детская, доверчивая беспомощность, представляющая контраст с прозорливым и строгим взглядом, больших, бездонно-глубоких глаз.
Там же традиционное византийское изображение Спасителя, сидящего на царском троне, с традиционным благословляющим жестом правой руки и с раскрытым Евангелием в левой. Черты лица его условно правильные и все лицо отвлеченного характера, выражающего скорее идею Богочеловека, чем живую индивидуальность Христа. Только византийская суровость и сухость выражения сменилась здесь в глазах Христа дивной кротостью, соболезнующей и всепроникающей любовью.
На главном иконостасе Богоматерь изображена молодой девушкой древнееврейского типа, чудной красоты. Ее прекрасное, смуглое лицо застенчиво, строго и печально; ресницы полуопущены. Она сидит на невысоком троне, богато украшенном в византийском вкусе.
На Ней темно-синий плащ и зеленовато-голубой хитон. В объятиях Ее Малютка Христос, прижавшийся головкой к Ее щеке. В позе Христа детская, доверчивая беспомощность, представляющая контраст с прозорливым и строгим взглядом, больших, бездонно-глубоких глаз.
Там же традиционное византийское изображение Спасителя, сидящего на царском троне, с традиционным благословляющим жестом правой руки и с раскрытым Евангелием в левой. Черты лица его условно правильные и все лицо отвлеченного характера, выражающего скорее идею Богочеловека, чем живую индивидуальность Христа. Только византийская суровость и сухость выражения сменилась здесь в глазах Христа дивной кротостью, соболезнующей и всепроникающей любовью.
Библиография
- Кульженко С. В. Соборъ Св. Равноапостольнаго Князя Владимира въ Киеве. — Киев: Издательство С.В.Кульженко, 1898.
- Бахревский В. А. Виктор Васнецов. — М.: Молодая гвардия, 1989. — (Жизнь замечательных людей). — ISBN 5-235-00367-5.
- Бутина Н. Ю. Васнецов Виктор Михайлович: Послесловие // Журнал Московской Патриархии. — 1994 . — № 7/8. — С. 124—125.
- Иовлева Л. И. Виктор Михайлович Васнецов. — Л.: Художник РСФСР, 1964. — 56 с. — (Народная библиотечка по искусству). — 20 000 экз.
- Кудрявцева Л. Васнецов. — М.: Белый город, 1999. — ISBN 5-7793-0163-8.
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: gazeta.aif.ru, ,
Творчество. Свобода. Живопись.
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
3.6/5 — (31 голос)
Биография Васнецова
Сын бедного сельского священника Виктор Васнецов (1848-1926) , окончив духовное училище, поступил в вятскую духовную семинарию. Однако любовь к изобразительному искусству взяла верх в окончательном выборе профессии. Дойдя до последнего философского курса, Васнецов оставил семинарию, уехал в Петербург. Там ему удалось попасть сперва в школу Общества поощрения художников, а затем в Академию художеств. Здесь Васнецов пробыл (с перерывами) с 1868 по 1875 год. Главным его учителем был П. П. Чистяков, который и позднее оказывал Васнецову но мощь во многих его начинаниях
С большим вниманием относились к молодому художнику И. Н
Крамской и В. В. Стасов.
Свой творческий путь Васнецов начал с небольших жанровых картин — «С квартиры на квартиру» (1876), «Чтение военной телеграммы» (1878), близких работам известных живописцев В. Г. Перова и В. Е. Маковского. По скоро определился совершенно иной характер его дарования. Он перестал обращаться к изображению повседневности и, по собственным его словам, из жанриста стал «историком несколько на фантастический лад». Решающим толчком для этого послужил переезд Васнецова в Москву (1878), знакомство с ее памятниками старины, встреча и дружба с известным меценатом С. И. Мамонтовым и членами мамонтовского кружка. Первым большим произведением нового этапа творчества Васнецова была картина «После побоища Игоря Святославовича с половцами» (1880), написанная по мотивам «Слова о полку Игореве».
В этой картине, поспевающей в духе народного эпоса храбрость и мужество русских воинов, сражавшихся за родную землю, ярко сказались декоративный дар Васнецова, его тяга к монументальности и поэтическое восприятие природы. Появление этого полотна на выставке было подлинным событием в художественной жизни. Своеобразие искусства Васнецова ярко раскрылось и в картине «Аленушка» (1881), тема которой была навеяна художнику известной русской сказкой о сестрице Аленушке и братце Иванушке.
В этой картине все написано с натуры: и Аленушка — крестьянская девочка, и осенний пейзаж глухого лесного места. Идя от жанра, Васнецов силой своего таланта сумел превратить действительность в сказочный образ.
В 1883-1885 годах Виктор Васнецов, работая над тремя панно «Каменный век» для только что выстроенного тогда в Москве здания Исторического музея, проявил себя как мастер монументально-декоративного искусства. В картине «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897) художник с большим мастерством создал величественный образ.
Самым значительным историческим произведением Виктора Васнецова явилось полотно «Богатыри» (1898). Нил ним художник работал с перерывами около двадцати лет. Создавая эту, ныне широко известную, картину, Васнецов, как и в «Аленушке», шел от реальных образов крестьян и русской природы. Прообразом Ильи Муромца был, на пример, крестьянин Иван Петров, уроженец села Карачарово, по былинным преданиям считающеюся родиной богатыря. Жизненности картины способствовали продуманность композиции, удачно связанный с могучими фигурами трех всадников пустынный стенной пейзаж.
Творчество Васнецова было весьма многообразным. Он иллюстрировал книги, занимался гравированием. Его красочные костюмы и декорации к драматическому спектаклю «Снегурочка» А.Н. Островского и затем к одноименной опере Н. А. Римского-Корсакова (1881-1882 гг. и 1885-1886 гг.) заложили основы русского реалистического театрально-декорационного искусства, которое позже — в конце XIX начале XX века завоевало мировую славу.
Влияние васнецовской «Снегурочки» распространилось даже на декоративно-прикладное искусство. Об этом вспоминают многие современники, это подтверждается И. Э. Грабарем в «Истории русского искусства»: «Васнецов, пишет Грабарь, своей постановкой «Снегурочки» в половине восьмидесятых годов произвел такое огромное впечатление на всех, что многие только и бредили русскими мотивами. Всюду стал входить русский узор, кустарные изделия; молодые художники целые дни просиживали в Историческом музее и усердно изучали старинную резьбу, набойки и вышивки».
Работал Васнецов и в области архитектуры. Им спроектирован фасад Третьяковской галереи и собственный дом в Москве, где сейчас находится васнецовский мемориальный музей.
Биография Виктора Васнецова
Родился Васнецов 3 мая 1848 года в небольшом селе Вятской губернии в семье священника. Образование в биографии Васнецова было получено в Вятской духовной семинарии. А вот художественный стиль Васнецова усовершенствовался во время обучения в школе художеств Петербурга. Завершающим моментом обучения было окончание Академии художеств в 1873 году.
По окончании Академии ездил за границу. Выставлять свои работы начал с 1869 года, сначала участвуя в экспозициях Академии, потом — в выставках передвижников.
Член мамонтовского кружка в Абрамцево.
В 1893 году Васнецов становится действительным членом Академии Художеств. После 1905 года был близок к Союзу русского народа, хотя и не был его членом, участвовал в финансировании и оформлении монархических изданий, в том числе «Книги русской скорби».
В 1912 ему было пожаловано «дворянское Российской Империи достоинство со всем нисходящим потомством».
В 1915 году участвовал в учреждении Общества возрождения художественной Руси, наряду со многими другими художниками своего времени.
Виктор Васнецов скончался 23 июля 1926 года в Москве, похоронен на Лазаревском кладбище, после уничтожения которого прах был перенесён на Введенское кладбище.
Богатырская тема
Эта тема — важнейшая для Васнецова, он не оставлял её всю жизнь. Его и самого, обыгрывая приверженность к «богатырским» образам, называли «истинным богатырём национальной живописи». В своих «богатырских» работах Васнецов наиболее монументален и декоративен, и это многое говорит о пафосе, свойственном картинам этого ряда. Его манера изображения русских витязей была как-то сразу и счастливо найдена и мало менялась на протяжении жизни — это доказывает простое сравнение, например, ранней картины «Бой скифов со славянами», 1881 с поздней картиной «Богатырский скок», 1914. Быть может, в последней больше элементов лубка, но это объясняется временем её создания — в 1914 году Россия вступила в Первую мировую войну. По сути, все васнецовские «богатыри» — это все то же, по слову Н. Рериха, «искание Руси, не академической, не передвижнической, а настоящей, затерявшейся в далекой старине». Эти искания и определили непреходящую художественную ценность васнецовского творчества.
1. Витязь на распутье (1882)
Одна из самых известных картин Васнецова является частью целого цикла сюжетов о русских сказках и былинах. «Витязь на распутье» частично является отражением жизни самого художника. Выбор дороги и покорность судьбе после совершения выбора — вот что можно увидеть на этом полотне. Витязь на коне смотрящий на камень, на котором описана дорога и то, что ждет его на ней. Выбор нелегкий и ворон сидящий на этом камне создает атмосферу напряженности. Внизу на земле как предупреждение лежат кости того, кто сделал неудачный выбор.
Васнецов к 1880 году окончательно разочаровался в написании картин на злободневную тематику и увлекся рисованием картин на тему русской старины и сказок. Тем самым он отвлекался от проблем современности.
Три царевны подземного царства
Васнецова поддержали и со стороны заказчиков. Савве Мамонтову, крупному промышленнику, пришлась по душе картина художника. Он также был фанатом всего русского.
Поэтому, недолго думая, он заказал Васнецову несколько картин для конторы, занимающейся перевозкой каменного угля в Донбассе. Самой иносказательной получилась работа “Три царевны подземного царства”.
Виктор Васнецов. Три царевны подземного царства. 1881. Третьяковская галерея. Wikimedia Commons.
Художник взял за основу знаменитую сказку о царевнах. Однако оставил из трёх героинь оригинала только царевну золота (слева). Рядом с ней стоит сестра – царевна драгоценных камней. А справа, поодаль, их младшая сестра – царевна каменного угля.
Её легко узнать по чёрному платью. Причём её наряд гораздо скромнее платьев сестёр. Да и видно, что старшие девицы ведут себя надменно по сравнению с самой младшей.
Таким образом, через сказочные образы и нехитрые послания Васнецов передал молодость такой отрасли, как угледобыча
Но выразил её положительность и важность для человека.
Обратите также внимание на необычный цвет неба на этой картине. Царевны золота и драгоценных камней стоят на фоне закатного неба. Так художник подчеркнул, что будущее – за добычей угля.
При этом цвет, согласитесь, необычный, идущий в разрез с традициями реализма
Опять же – это романтизм, для которого характерны эффектные пейзажи.
На мой взгляд, с такой поддержкой со стороны великого реалиста Репина, невероятного педагога Чистякова и бесстрашного мецената Мамонтова у Васнецова уже не было шансов свернуть с пути главного сказочного живописца России.
Хотя у него ещё были попытки вернуться к бытовому жанру. Такой попыткой была его… “Алёнушка”.
Так художник подчеркнул, что будущее – за добычей угля.
При этом цвет, согласитесь, необычный, идущий в разрез с традициями реализма. Опять же – это романтизм, для которого характерны эффектные пейзажи.
На мой взгляд, с такой поддержкой со стороны великого реалиста Репина, невероятного педагога Чистякова и бесстрашного мецената Мамонтова у Васнецова уже не было шансов свернуть с пути главного сказочного живописца России.
Хотя у него ещё были попытки вернуться к бытовому жанру. Такой попыткой была его… “Алёнушка”.