История одного шедевра. «Ван Гог рисует подсолнухи» (Портрет Винсента Ван Гога), Поль Гоген
1888 г. Холст, масло. 73 x 91 см. Музей Винсента Ван Гога, Амстердам, Нидерланды
Одна из самых странных и печальных страниц в биографии Поля Гогена посвящена дружбе с другим известным живописцем – Винсентом Ван Гогом. Они познакомились в 1886 году и сегодня сложно сказать, что послужило почвой для возникновения дружеских отношений – эмоциональные, эксцентричные, непримиримые в своём отношении к живописи вряд ли годились в приятели друг к другу.
В 1888 году два величайших живописца прибыли в Арле в надежде основать здесь новую колонию художников, свободную от привычных академических традиций. В знаменитом Желтом доме Гоген вместе с Ван Гогом провел несколько «незабываемых» недель в конце 1888 года. Здесь Гоген создаёт ряд своих полотен, среди которых портрет новоиспечённого друга.
Время, проведенное в Арле, стало для обоих художников очень продуктивным в творческом плане, но назвать их отношения добрососедскими никак нельзя
Почти всем необходимым их снабжал брат Ван Гога Тео, и Гогену пришлось стать фактически нянькой для Винсента, удивительно беспомощного в бытовых вопросах и мало обращавшего внимание на беспорядок
Будучи уже известным художником, Гоген позволял относиться к Ван Гогу несколько свысока. Он не раз жаловался на то, что Тео купил его, «как проститутку», не мог добиться взаимопонимания ни уговорами, ни скандалами, ни ультиматумами. Кроме того, художники еще и все время соперничали друг с другом – и на творческом, и на любовном фронте.
Непонимание и разногласия привели к конфликту, когда Ван Гог набросился на старшего товарища с ножом, о чём впоследствии глубоко раскаивался. По одной из версий, главный конфликт между ними, закончившийся отрезанным ухом и отъездом Гогена, произошел из-за женщины. Гоген покинул Арле, поставив жирную точку на творческом союзе с Винсентом.
Если сравнить оригинал картины Ван Гога и претворение её на портрете кисти Гогена, можно рассмотреть явные отличия. Живописец не стремился к детализации, скорее в своей работе он хотел передать процесс творчества Ван Гога, таким как он его представлял. Вряд ли Гоген мог быть реальным свидетелем написания натюрморта — картина была написана ещё до переезда Гогена в Арле, и предназначалась для украшения его комнаты. Современники мастера утверждают, что сам Гоген очень ценил всю серию подсолнухов друга, которому суждено было в кратчайший срок стать бывшим.
Любитель нестандартного объединения жанров и точных цитат (достаточно вспомнить его «Жёлтого Христа» и последующего за ним автопортрета на фоне этой же картины) Гоген и здесь не удержался от экспериментов. Сам портрет отличают ритмичность линии и выразительность цвета. Вся композиция построена на гармоничном сочетании больших цветовых пятен. Используя чистые цвета, Гоген достаточно точно воспроизводит черты портретируемого Ван Гога.
Сегодня портрет находится в музее Ван Гога в Амстердаме.
О других шедеврах по тегу #album_masterpiece
Источник
Происхождение
После смерти художника картина перешла во владение его брата Тео Ван Гога , который умер через несколько месяцев. Его вдова, Йоханна Ван Гог-Бонгер , позже оставила картину Корнелису Ван Гогу (1824–1908), дяде Винсента Ван Гога. Следующим владельцем картины стал цюрихский коллекционер произведений искусства Фриц Майер-Фирц , который через несколько лет продал картину амстердамскому арт-дилеру Frederik Muller & Co. В 1926 году он был приобретен галереей Поля Кассирера в Берлине . Через галерею И.С. Гольдшмидта в Берлине картина наконец попала в коллекцию промышленника Отто Кребса , который хранил свою обширную коллекцию произведений искусства в своем загородном имении в Хольцдорфе недалеко от Веймара . После его смерти в 1941 году наследники оставили произведения искусства на этом месте, откуда они были вывезены Красной Армией в Советский Союз после Второй мировой войны , и в итоге оказались в хранилищах Эрмитажа в Ленинграде. Только в 1995 году музей впервые показал публике картины из коллекции Кребса вместе с другими произведениями из так называемых разграбленных коллекций искусства . Право собственности на картину «Белый дом ночью» по-прежнему вызывает разногласия между немецкой стороной (наследники и правительство) и российской стороной. В 1994 году некий Герхард Новак из Оффенбаха выставил на продажу аукционный дом Christie’s картину «Белый дом ночью» . После первого запроса, который сопровождался фотографией картины, дальнейших переговоров не было. В заключение не удалось уточнить, был ли это оригинал, находящийся сейчас в Санкт-Петербурге, или копия картины.
Тео-провидец
Так Ван Гог оказался в столице «нового искусства» — Париже и по совету Тео поступил учиться в частную студию Фернана Кормона, бывшую тогда «кузницей кадров» нового поколения художников-экспериментаторов. Там голландец близко сошелся с такими будущими столпами постимпрессионизма, как Анри Тулуз-Лотрек, Эмиль Бернар и Люсьен Писсарро. Ван Гог изучал анатомию, рисовал с гипсов и буквально впитывал все новые идеи, которыми бурлил Париж.
Тео знакомит его с ведущими художественными критиками и своими клиентами-художниками, среди которых были не только добившиеся прочного положения Клод Моне, Альфред Сислей, Камиль Писсарро, Огюст Ренуар и Эдгар Дега, но и «восходящие звезды» Синьяк и Гоген. К моменту приезда в Париж Винсента его брат был руководителем «экспериментального» отделения «Гупиля» на Монмартре. Человек с обостренным чувством нового и превосходный бизнесмен, Тео одним из первых разглядел наступление новой эры в искусстве. Он уговорил консервативное руководство «Гупиля» позволить ему рискнуть заняться торговлей «светлой живописью». В галерее Тео проводил персональные выставки Камиля Писсарро, Клода Моне и других импрессионистов, к которым Париж начал понемногу привыкать. Этажом выше, в своей собственной квартире, он устраивал «сменные экспозиции» картин дерзкой молодежи, которые «Гупиль» боялся показывать официально. Это был прообраз элитных «квартирных выставок», вошедших в моду в XX веке, и их гвоздем стали работы Винсента.
Еще в 1884 году братья Ван Гоги заключили между собой соглашение. Тео в обмен на картины Винсента выплачивает ему 220 франков в месяц и обеспечивает его кистями, холстами и красками лучшего качества. Кстати, благодаря этому картины Ван Гога в отличие от работ Гогена и Тулуз-Лотрека, из-за безденежья писавших на чем попало, так хорошо сохранились. 220 франков составляли четверть месячного заработка врача или юриста. Почтальон Жозеф Рулен в Арле, которого легенда сделала кем-то вроде покровителя «нищего» Ван Гога, получал вдвое меньше и в отличие от одинокого художника кормил семью с тремя детьми. Денег Ван Гогу хватало даже на создание коллекции японских гравюр. Кроме того, Тео поставлял брату «прозодежду»: блузы и знаменитые шляпы, необходимые книги и репродукции. Он же оплачивал лечение Винсента.
Все это не было простой благотворительностью. Братья составили амбициозный план — создать рынок живописи постимпрессионистов, поколения художников, шедшего на смену Моне и его друзьям. Причем с Винсентом Ван Гогом как одним из лидеров этого поколения. Соединить, казалось бы, несоединимое — рискованное авангардное искусство мира богемы и коммерческий успех в духе респектабельного «Гупиля». Тут они почти на столетие опередили свое время: только Энди Уорхолу и другим американским попартистам удалось сразу разбогатеть на авангардном искусстве.
Спальня в Арле (1888) Винсента Ван Гога в контексте
В статье ниже мы начнем с краткого контекстуального анализа, рассмотрим, когда и где Винсент Ван Гог написал свою «Спальню в Арле» и почему она была так важна для него. Затем мы обсудим формальный анализ, рассматривая использование Ван Гогом цвета, кисти и перспективы.
Спальня в Арле (1888), Винсент Ван Гог, Музей Ван Гога, Амстердам; Винсент Ван Гог, Общественное достояние, через Wikimedia Commons
Две другие версии были написаны в 1889 году и также выполнены маслом на холсте. Кроме того, Ван Гог сделал наброски, которые он отправил в письмах своему брату Тео Ван Гогу, а также Полю Гогену. Вторая версия размером 72 x 90 см хранится в Чикагском институте искусств в США.
Слева: Спальня (1889) Винсента Ван Гога, Художественный институт Чикаго; Винсент Ван Гог, общественное достояние, через Wikimedia Commons | RIGHT: Спальня Ван Гога в Арле (1889), Винсент Ван Гог, Музей д’Орсэ, Париж; Винсент Ван Гог, Общественное достояние, через Wikimedia Commons
Третья версия размером 57,5 х 74 см хранится в Музее д’Орсэ в Париже, Франция. Это уменьшенная версия, которую Ван Гог подарил своей матери, Анне Корнелии Карбентус, и сестре, Вильгельмине Якобе Ван Гог.
Художник | Винсент Ван Гог |
Дата написания | 1888 |
Средство | Масло на холсте |
Жанр | Жанровая живопись |
Период / движение | Голландский постимпрессионизм |
Размеры | 72 x 90 см |
Серия / Версии | Первая версия из трех написанных |
Где хранится? | Музей Ван Гога, Амстердам |
Сколько стоит | Часть Фонда Винсента Ван Гога. Она всегда была частью семьи Ван Гогов и может считаться бесценной. |
Контекстуальный анализ: Краткий социально-исторический обзор
Винсент Ван Гог переехал во французский город Арль в 1888 году, расположенный на юге Франции. Он переехал из Парижа, где он жил со своим братом Тео Ван Гогом некоторое время с 1886 года. Как сообщается, когда Ван Гог переехал в Арль, он хотел уйти от городской жизни и найти более спокойное место.
Ван Гог стремился основать в Арле так называемую «колонию художников». Он также хотел, чтобы Поль Гоген сопровождал его, и пригласил его остаться с ним и сотрудничать как два художника. Ван Гог написал своему брату в письме от 9 сентября 1888 года, что купил две кровати для Желтого дома, где он снял несколько комнат и собирался переехать до приезда Гогена.
Он также объяснил, что хочет, чтобы этот дом был «домом художника», описав все способы, которыми он хотел украсить его и сделать уникальным и открытым для посетителей, таких как его брат, Гоген и другие. Поль Гоген в конце концов приехал в Арль, чтобы присоединиться к Ван Гогу в Желтом доме; дата была записана как 23 октября 1888 года.
Желтый дом (1888) Винсент Ван Гог; Винсент Ван Гог, Общественное достояние, через Wikimedia Commons
Пока Ван Гог ждал приезда Гогена, он создал множество картин с изображением этого нового дома. Он написал «Желтый дом» (1888) маслом на холсте наряду с другими эскизами и акварелью. Он также написал свою спальню, у которой было три версии, как упоминалось выше.
Гоген покинул дом в декабре 1888 года, проработав с Ван Гогом около двух месяцев. Тогда же Ван Гог изуродовал себя, отрезав часть уха. Вскоре после этой ссоры Ван Гог уехал из Арля и поместил себя в психиатрическую лечебницу Сен-Поль-де-Мозоль в Сен-Реми-де-Прованс. Именно тогда Ван Гог создал свою знаменитую картину «Звездная ночь» (1889).
Звездная ночь (1889) Винсент Ван Гог; Винсент Ван Гог, Общественное достояние, через Wikimedia Commons
Автопортреты — 1886-1890 Ван Гог – картины
Февраль 01, 2012
Сколько автопортретов написал Винсент Ван Гог? Сегодня известно 35 полотен, 28 из которых появились в Париже в 1886-1888 годах.
1887; 44х37,5 см Музей Ван Гога, Амстердам
По поводу автопортретов Ван Гога выдвинуто много версий. Поговаривали, что склонность к абсенту делала его несносным, поэтому никто не хотел ему позировать и художнику приходилось рисовать самого себя.
По другой версии, написание собственных портретов было поиском, многократно повторявшейся попыткой понять самого себя.
«Автопортрет в серой шляпе» и «Автопортрет с трубкой» были написаны в Париже в 1886 году в охристо-стальной гамме. Они носят следы «голландского» периода. «Автопортрет в серой шляпе» 1887 года отмечен влиянием дивизионизма Поля Синьяка и Жоржа Сера.
Автопортрет, посвященный Гогену
1888; 62х52 смХудожественный музей Фогга
Кембридж, Массачусетс
Оба полотна отражают страх перед бездной, на грани которой балансировал Ван Гог.
Внимательно, с соблюдением хронологической последовательности рассматривая автопортреты Ван Гога, мы видим эволюцию состояния духа художника: от спокойной уверенности в себе до крайнего разочарования в жизни…
Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой
1889; 51х45 см Частное собрание
«Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой» появился в учреждении для душевнобольных. Он изображает человека, изнуренного болезнью, сломленного и предчувствующего следующий припадок. В глазах застыл немой вопрос: «Зачем?» Иногда его называют портретом покаяния.
То же самое лицо мы обнаруживаем в появившемся в 1889 году «Художнике без мольберта». Ван Гог, корректируя эффект отображения в зеркале, который делал бы его левшой, доказывает, что он мастер художественной техники.
Автопортрет
1889; 65х54,5 см Музей д’Орсэ, ПарижВан Гог-художник определенно не является безумцем! В картине, появившейся в Сен-Реми, он изменяет технику письма. Появляются спиралевидные закрученные следы кисти, которые мы также находим в «Дороге с кипарисом» и в «Звездной ночи».
Автопортретов Ван Гога существует много, но фотография сохранилась только одна. На снимке, сделанном на берегу Сены, в Аньере (1887), он стоит спиной, сбоку от Эмиля Бернара.
Ночью, осматривая этот портрет, Ван Гог сказал: «Это, конечно, я. Но я, потерявший рассудок…»
Расцвет и поиск своего стиля
В 1888 году Ван Гог, переживая по поводу непонимания зрителей, уезжает в южный французский город Арль (Arles). Арль стал городом, в котором Винсент понял цель своего творчества: не стремиться отразить реальный зримый мир, а с помощью цвета и несложных технических приемов выразить свое внутреннее «Я».
Он принимает решение порвать с импрессионистами, но особенности их стилистики долгие годы проявляются в его произведениях, в способах изображения света и воздуха, в манере расстановки цветовых акцентов. Типичными для импрессионистических работ являются серии полотен, на которых один и тот же пейзаж, но в разное время дня и при разном освещении.
Притягательность стиля работ Ван Гога времени расцвета – в противоречии между стремлением к гармоническому мироощущению и осознанием собственной беспомощности перед дисгармоничным миром. Полные света и праздничной природы работы 1888 года соседствуют с мрачными фантасмагорическими образами:
- «Жёлтый дом» (Gele huis);
- «Кресло Гогена» (De stoel van Gauguin);
- «Терраса кафе ночью» (Cafe terras bij nacht).
Динамичность, движение цвета, энергия кисти мастера является отображением души художника, его трагических исканий, порывов понять окружающий мир живого и неживого:
- «Красные виноградники в Арле»;
- «Сеятель» (Zaaier);
- «Ночное кафе» (Nachtkoffie).
Художник задумывает учредить общество, объединяющее начинающих гениев, которые будут отображать будущее человечества. Чтобы открыть общество, Винсенту помогает средствами Тео. Ведущую роль Ван Гог отводил Полю Гогену. Когда Гоген приехал, они поссорились до того, что Ван Гог 23 декабря 1888 года чуть не перерезал ему горло. Гоген сумел спастись, а Ван Гог, раскаявшись, отсек часть мочки собственного уха.
Биографы по-разному оценивают данный эпизод, многие считают, что поступок этот был признаком сумасшествия, спровоцированного чрезмерным потреблением алкогольных напитков. Ван Гог отправлен в психбольницу, где его содержат в строгих условиях в отделении для буйнопомешанных. Гоген уезжает, заботу о Винсенте берет на себя Тео. После курса лечения Винсент мечтает вернуться в Арль. Но жители города выразили протест, и художнику предложили поселиться рядом с больницей Сен-Поль (Saint-Paul) в Сен-Реми-де-Прованс (Saint-Rémy-de-Provence), под Арлем.
С мая 1889 года Ван Гог живет в Сен-Реми, за год пишет более 150 крупных вещей и порядка 100 рисунков и акварельных произведений, демонстрирующих мастерское владение полутонами и приемом контраста. Среди них преобладает пейзажный жанр, натюрморты, передающие настроение, противоречия в душе автора:
- «Звёздная ночь» (Nightlights);
- «Пейзаж с оливковыми деревьями» (Landschap met olijfbomen) и др.
В 1889 году плоды творчества Ван Гога выставляются в Брюсселе, встречены восторженными отзывами коллег и критиков. Но Ван Гог не испытывает радости от наступившего наконец признания, переезжает в Овер-сюр-Уаз (Auvers-sur-Oise), где живет его брат с семейством. Там он постоянно творит, но угнетенное настроение и нервическое возбуждение автора передаются полотнам 1890 года, они отличаются ломаными линиями, искаженными силуэтами предметов и лиц:
- «Деревенская дорога с кипарисовыми деревьями» (Landelijke weg met cipressen);
- «Пейзаж в Овере после дождя» (Landschap in Auvers na de regen);
- «Пшеничное поле с воронами» (Korenveld met kraaien) и др.
27 июля 1890 года Ван Гог получил смертельное ранение из пистолета. Неизвестно, был ли выстрел спланированным или случайным, но через сутки художник умер. В этом же городке он похоронен, а через 6 месяцев от нервного истощения умер и его брат Тео, могила которого находится рядом с Винсентом.
За 10 лет творчества появилось свыше 2100 работ, среди которых порядка 860 выполнено маслом. Ван Гог стал родоначальником экспрессионизма, постимпрессионизма, его принципы легли в основу фовизма и модернизма.
Посмертно прошла череда триумфальных выставочных мероприятий в Париже, Брюсселе, Гааге, Антверпене. В начале XX века проходит еще одна волна показов произведений знаменитого голландца в Париже, Кельне (Keulen), Нью-Йорке (New York), Берлине (Berlijn).
Цветовая задумка художника
Главный смысл картины — передача покоя. Для Ван Гога эта картина была выражением «идеального отдыха» или «сна». Как он писал своему брату Тео: «Стены бледно-лиловые, пол в битом и выцветшем красном, стулья и кровать хром-желтые, подушки и простыня бледно-лимонно-зеленые, покрывало кроваво-красное, туалетный столик оранжевый, умывальник синий, окно зеленое. Я хотел выразить полный покой всеми этими очень разными тонами». Есть мнение, что столь контрастные цвета и оттенки стали результатом многолетнего обесцвечивания и износа. Например, стены и двери изначально были фиолетовые, а не синие. А с другой стороны, есть психологический аспект: чувство покоя в картинах, полных движения, является результатом своего рода катарсического процесса. Проецируя движение на природу, художник сам освобождается от напряженности и обретает покой.В цвете Ван Гог играл с конкурирующими центрами резкого контраста:- смешение светло-желтого с ярко-красным — это самая сильная цветовая нота на картине,- зеркало в черной рамке с интенсивным светом — самый яркий тон во всей работе.Внутри этой системы есть интересные чередования тонов — желтый и оранжевый цвета мебели, зеленый и желтый цвета окон.Через эти различные цвета Ван Гог обращается к своей любимой стране Японии, к ее креповой бумаге и ее печатным изданиям. Он объяснил: «Японцы жили в очень простых интерьерах, великие художники жили в этой стране». И хотя, по мнению японцев, спальня, украшенная картинами и мебелью, на самом деле уже не так проста, для Винсента это была «Пустая спальня с деревянной кроватью и двумя стульями». Композиция практически полностью состоит из прямых линий.
Лечебница Сен-Реми, прорыв в творчестве и самоубийство: «Живопись — это единственное, что связывает прошлое и настоящее » (1889-1890)
«Я не могу точно описать, что чувствую. Иногда это приступы тревожности без причины или ощущение пустоты и усталости в разуме» — в таком состоянии Винсент приехал в лечебницу в Сен-Реми. Здесь он познакомился с тяжело больными, вопли которых часто разносились по коридорам здания. Зверинец — так художник назвал свой новый дом.
Но странно: Ван Гог даже воспрянул духом! Он увидел, что есть состояния, гораздо хуже его собственного, понял, что должен и может справиться со своим недугом, чтобы вернуться в мир и творить. Природа располагала к живописи, да и лечащий врач оказался славным малым — Винсент испытывал к нему тёплые чувства и даже нарисовал несколько портретов.
Со временем ему было разрешено прогуливаться по окрестностям монастыря. Ван Гог писал много и в своём узнаваемом стиле: импрессионисты отвергнуты, академические уроки забыты. Особенно ему нравились кипарисы: он писал деревья тёмными густыми красками и вытягивал их через весь холст к небу.
Кипарисы и две женщины, 1889
Он писал матери: «И вот причина, почему в моих нынешних работах можно наблюдать гармонию: живопись — это нечто само по себе. В прошлом году я где-то прочёл, что написать книгу или создать картину — это то же, что и вырастить ребенка… Живопись — это единственное, что связывает прошлое и настоящее для меня».
С наступлением осени и холодов состояние ухудшилось. Винсент упорно продолжал работать и корил себя за то, что сидит на шее у Тео, оплачивающего его пребывание в больнице. Накануне Рождества у художника вновь случились приступы, однако не такие сильные, как первые. После одной из вспышек Винсент в порыве написал картину «Звездная ночь», любуясь пейзажем из окна.
«Звездная ночь», Винсент Ван Гог, 1889
Неожиданно в одном из европейских журналов появилась большая статья художественного критика Альбера Орье, где он восхищался картинами Ван Гога, называя их «странными, насыщенными, горячечными творениями» и воспевая «его глубокую, почти детскую искренность». Винсент был удивлён, думая, что не заслуживает таких похвал. Неужели его труд наконец-то признали и оценили?
В душе Винсента неспокойно. Волнами накатывали приступы, он бредил и буйствовал, а в моменты облегчения ничего не помнил. Картины «Прогулка заключенных» и «На пороге вечности» отражают его внутренние переживания. Почему он ходит по кругу в темноте? Есть ли выход? Что ждёт дальше? Он писал Тео: «Ты видишь, я пытаюсь быть добродушным, но моя жизнь подорвана, мой шаг сбивается». Психическое расстройство приобрело затяжной и неконтролируемый характер.
27 июля 1890 года Винсент, как обычно, отправился на прогулку. Он долго бродил под палящим солнцем, дождался наступления ночи и выстрелил из пистолета себе в живот. Щелчок. Зачем мучаться дальше? Но убить себя не получилось. Художник прожил ещё два дня: много курил, не желал общаться с полицией и рассуждал о жизни с Тео, который приехал к брату первым же поездом. Тридцатисемилетний Винсент Ван Гог умер от потери крови на рассвете 29 июля 1890 года.
РАННИЕ СТРАНСТВИЯ
Когда в 1880 году Ван Гог только начинал сой творческий путь, он намеривался стать сельским художником, пишущим жизнь самых обычных людей. В то время это направление в искусстве было модным, а одного из наиболее ярких его представителей можно считать французского художника Жана-Франсуа Милле, умершего в 1875 году.
Работы Милле были хорошо известны Ван Гогу по гравюрам (многие из них прошли через его руки, когда он работал в фирме, торгующей произведениями искусства). В самом начале своей творческой деятельности художник прошел пешком около 80 километров от Боринажа до Курьера, деревушки на севере Франции, чтобы посетить Жюля Бретона, одного из наиболее известных последователей Милле. Однако при встречи Ван Гог был разочарован тем, что Бретон, изображающий сцены тяжелого крестьянского труда, сам живет в достатке и комфорте. Такое отношение было характерно для Ван Гога, всегда писавшего свои картины кровью сердца.
Хотя Винсент иногда занимался копированием работ других художников, что составляло часть его учёбы, сам он всегда стремился к тому, чтобы отражать на полотне реальную жизнь без прикрас, такой, какой она представала перед его глазами. Его никогда не интересовали вымышленные сюжеты. В 1885 году он писал: «Изображать крестьянскую жизнь — трудная задача, но я не прощу себе, если не попытаюсь сделать так, чтобы мои картины заставляли зрителя всерьёз задуматься». Действительно, до переезда художника в Париж в 1886 году основными персонажами его картин, написанных во время «голландского периода», были крестьяне и ткачи, он воспроизводил сельские сцены и ландшафты.
Иногда Ван Гог платил немного денег местным жителям, приходившим позировать для его картин, и всегда был огорчён тем, что крестьяне надевают для этого свои лучшие выходные платья, в то время как ему хотелось запечатлеть их такими какими они были в повседневной жизни, «в рубищах и заплатках». Чтобы персонажи его картин выглядели более естественно, он даже собирал старую одежду, в которой обычно ходили крестьяне, рыбаки и другой рабочий люд.
Рисунки
Первая половина творческой жизни Ван Гога в основном была посвящена рисунку. В этом жанре он добился огромных успехов и по справедливости может считаться не только одним из величайших художников, но и выдающимся рисовальщиком XIX века. В ранних работах Ван Гог экспериментировал с разными материалами, включая плотничьи карандаши и черные восковые мелки для литографий. Именно они способствовали выработке раннего стиля Ван Гога — с твёрдым, порой даже жестким, штрихом. Образцом такого раннего рисунка может служить «Женщина, чистящая картофель», 1882 года.
Часто художник рисовал, одновременно используя различные материалы, например, пастель, гуашь, чернила и карандаш. благодаря этому его рисунки обычно приобретали мощь и отображали мрачное настроение, однако порой выглядели неестественными.
По мере того как росло мастерство художника, его штрих стал более быстрым и отрывистым, оживлявшим рисунок. Эту новую технику демонстрирует рисунок Ван Гога «Крестьянка, собирающая колос», 1885 года.
Влияние японского искусства
Японские эстампы стали источником вдохновения для целого ряда художников-авангардистов, работавших в конце XIX века. Впервые Ван Гог упоминает о них в своих письмах, написанных зимой 1885-1886 годов, но сильное влияние японской гравюры на манеру художника начинает просматриваться только с 1887 года, то есть после переезда Ван Гога в Париж. Такие эстампы были очень доступны и дешевы, поэтому художнику удалось собрать коллекцию, состоящую приблизительно из 200 работ. Он использовал их для украшения стен своей комнаты, а в марте 1887 года даже устроил выставку японских эстампов в кафе «Тамбурин».
Эти прозрачные по цвету и радостные по настроению картинки привлекли Ван Гога тем, что помогали ему расслабиться и хотя бы на время забыть о тяготах повседневной жизни. Именно японские гравюры вдохновили художника на использование в своих картинах более ярких цветов и сглаженных форм, однако ему, в отличие от других, удалось удержаться от соблазна использовать характерные для японской живописи высокие ракурсы и спонтанность рисунка, казавшиеся столь привлекательными большинству его современников. В этюде, под названием «Куртизанка», прослеживается влияние работы Кесаи Эйсена, помещенной на обложке майского номера журнала «Пари Иллостре» за 1886 год.