08.03 Бесконечная печаль. Удивительная история «Купания Вирсавии» Рембрандта (I)
Posted at 16:37h
in Featured, Живопись, Искусство
by
Какая жирная!» – услышала я возмущенное восклицание в Лувре. Упрек относился к «Купанию Вирсавии» Рембрандта. Две говорящие по-русски женщины прошли мимо картины не замедлив шаг, лишь бросив на нее исполненные отвращения взгляды.
Купание Вирсавии (фрагмент), Рембрандт ван Рейн, 1654, Le Louvre, Париж
Библейская история, послужившая вдохновением для художника, пользовалась успехом у живописцев. Большинство из них изображали сцену, в которой Вирсавию, занятую своим туалетом, с крыши дворца замечает царь Давид. Каждая эпоха интерпретировала эпизод в соответствии с присущей ей моралью.
Купание Вирсавии, манускрипт начала XVI века, Le Louvre, Париж
Купание Вирсавии, манускрипт Сегье, ок. 1495, Le Musée Condé, Шантийи
Давид и Вирсавия, Лукас Кранах Старший, 1526, Gemäldegalerie, Берлин
В Средние века Вирсавия часто демонстрировала зрителю лишь ноги, но со временем живописцы стали изображать обнаженной не только главную героиню, но и ее многочисленных служанок, совершающих омовение «за компанию».
Какова же история?
Соблазненный красотой обнаженной Вирсавии, жены военного Урии Хеттеянина, царь Давид посылает за ней слугу. Вирсавия подчиняется приказу правителя и после секса с ним беременеет, о чем и сообщает Давиду.
Письмо Урии, Франческо ди Кристофано, 1523, Gemäldegalerie Alte Meister, Дрезден (Увы, не нашла фотографии без логотипов)
Сначала Давид пытается заставить приехавшего на побывку Урию переспать с женой. Царь хочет обставить дело таким образом, будто это ребенок Урии. Но последний отказывается предаваться наслаждениям, пока враг не будет побежден.
Во время одной из битв царь отправляет Урию на верную гибель. В наказание за этот неправедный поступок бог лишает жизни младенца, родившегося у Давида и Вирсавии. Царь кается в содеянном, и дела налаживаются: у Вирсавии и Давида рождается сын Соломон.
Давид и Вирсавия, Ян Массейс, 1562, Le Louvre, Париж
Блаженный Августин считал, что Вирсавия, «отобранная Давидом у иноверца Урии, – метафора Церкви, вырванной Христом из лап язычества». Вирсавия, как и Церковь, должна была смыть с себя все нечистое перед тем как встретить Давида, олицетворяющего Христа.
Купание Вирсавии, Ханс фон Аахен, 1612-1615, Kunsthistorisches Museum, Вена
Вирсавия у фонтана, Питер Пауль Рубенс, 1635, Gemäldegalerie Alte Meister, Дрезден
Для средневековых художников сцена омовения Вирсавии носила скорее символический характер, но позже, как пишет Мари-Лор Руиз-Можис, стала считаться более чувственной и даже вуайеристской. Некоторые живописцы изображали Вирсавию соблазнительницей.
Рембрандт выбрал совсем иную сцену: Вирсавия получает письмо и предается невеселым размышлениям. Она не может отказать царю, но понимает, к каким это приведет последствиям. К слову, Давид заметил Вирсавию во время ритуального омовения, означающего конец менструации. В самом начале Библия дает ясно понять, что героиня рискует забеременеть.
Купание Вирсавии (фрагмент), Рембрандт ван Рейн, 1654, Le Louvre, Париж
Литература
- Вирсавия у фонтана // Дрезденская галерея. — М.: Директ-Медиа, 2011. — Т. 8. Дрезденская картинная галерея. — 96 с. — (Великие музеи мира). — ISBN 978-5-87107-247-9.
- Буркхардт, Якоб. Рубенс / Пер. с нем. И. Стребловой. — СПб.: Академический проект, 2000. — 240 с. — ISBN 978-5-733-102-108.
- Зейдевиц, Рут; Зейдевиц, Макс. Подаренный Геркулес / Пер. с нем. С. Д. Комарова. — М.: Изобразительное искусство, 1975. — 288 с.
- Маркс, Харальд. Обзор Дрезденской картинной галереи старых мастеров / Пер. Н. В. Кардинар. — Дрезден: Государственные собрания произведений искусств Дрездена, 1988. — 248 с.
- Лекуре М.-А. Рубенс / Пер. с фр. Е. В. Головиной; Предисл. А. П. Левандовского. — М. : Молодая Гвардия, 2002. — 394 с. — (Жизнь замечательных людей. Вып. 1020 (820)). — ISBN 978-5-235-03498-3.
- Рубенс, Пётр Павел. Письма / пер. А. А. Ахматовой; коммент. В. Д. Загоскиной и М. И. Фабриканта; вступ. ст. В. Н. Лазарева; ред. и предисл. А. М. Эфроса. — М.; Л.: Academia, 1933. — 342 с. — 5300 экз.
- Холл, Джеймс. Словарь сюжетов и символов в искусстве = Dictionary of Subjects and Symbols in Art / Пер. с англ. и вступительная статья А. Майкапара. — М.: Крон-Пресс, 1996. — 656 с. — ISBN 5-323-01078-6.
- Wedgwood C. V. The World of Rubens 1577—1640. — N. Y. : Time Inc., 1967. — 192 p.
БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА
Питер Пауль Рубенс родился в Германии, в 1577 году, в семье фламандского юриста, по религиозным мотивам покинувшего родной Антверпен. Отец умирает через год после его рождения, а через 10 лет семья возвращается в Антверпен, где у матери есть собственность и скромные средства для жизни. Рубенс начинает пажескую службу в графском доме и скоро проявляет такой горячий интерес к рисованию, что его матери приходится уступить ему, несмотря на собственные планы образования сына. Весной 1600 года будущий гений отправляется навстречу солнцу живописи, сияющему из Италии.
Вернувшись в Антверпен на похороны матери, он остаётся на Родине и принимает предложение стать придворным живописцем эрцгерцога Альберта и инфанты Изабеллы.
Его острый ум, блестящая образованность и природный такт делали его неотразимым в любом общении. В 1609 году он женится на дочери статссекретаря Изабелле Брант, по горячей, взаимной любви. Их союз длился до 1626 года, до безвременной смерти Изабеллы, и был полон счастья и гармонии. В этом браке родились трое детей.
Биографы и исследователи творчества Рубенса единодушно отмечают его необычайную свободу в живописи. При этом никто не мог упрекнуть его в нарушении канонов или дерзости. Его полотна производят впечатление откровения, полученного им от самого Творца. Сила и страстность его творений и по сей день внушают зрителям благоговейный трепет. Масштабность картин в сочетании с изумительным композиционным мастерством и тонко прописанными деталями создают эффект погружения души в произведение искусства. Все тонкости переживаний, вся гамма человеческих чувств и эмоций были подвластны кисти Рубенса, соединяясь с мощной техникой художника в его творениях, большая часть которых счастливо сохранена до наших дней. Рубенс создал собственную школу, считавшуюся лучшей в Европе. Не только художники, но и скульпторы, и гравёры обучались у Мастера. и продолжили его славу.
В 1630 году он вновь женился на юной Елене Фоурмен (Фаурмент), дальней родственнице покойной жены. Она подарила ему пятерых детей. Семья живёт за городом, и Рубенс пишет много пейзажей, сельских праздников на лоне природы. Он вновь счастлив и умиротворён. Его зрелое мастерство становится величественным и близким к абсолютному совершенству.
Позже начинают сказываться годы непрерывного труда, Рубенса мучает подагра, руки отказываются подчиняться.
30 мая 1640 года в полном блеске славы и в расцвете таланта Питер Пауль Рубенс покидает земной мир. Его похоронили с невиданными почестями, а в знак признания величия его заслуг перед гробом несли золотую корону.
Описание
Картина «Вирсавия у фонтана» написана маслом по дереву (дуб); размеры 175 x 126 см. Вирсавия сидит у фонтана, её ноги и грудь обнажены. Левой рукой она опирается о небольшой фонтан, а правая рука опущена на левую ногу. Она улыбается и с любопытством смотрит на подошедшего к ней слугу-негритёнка, который принёс ей любовное письмо от царя Давида. Между посланником и адресатом письма находится оскалившаяся на пришельца собачонка, символизирующая в живописи ренессанса и барокко супружескую верность. Сзади, справа от Вирсавии стоит служанка, которая расчёсывает ей волосы. В левом верхнем углу можно заметить Давида, взирающего на сцену с балкона дворца.