Жизнь и работа
Алексей родился в семье чиновника, работавшего в Оружейной палате и Канцелярии от строений. С 1732 года Алексей работал в Канцелярии у своего родственника Андрея Матвеева . После 1739 года он был членом «малярной бригады» канцелярии Ивана Вишнякова . В составе коллектива Алексей участвовал в росписи Летнего дворца , Зимнего дворца , Аничкова дворца и других построек Санкт-Петербурга . Он также изучал портрет искусство от придворного художника Луи Каравака из Франции . В 1749 году Алексей получил звание Ученика живописца, а в конце 1750-х гг. — звание Мастера живописи.
В 1752-1755 годах работал над интерьером Андреевской церкви в Киеве . Он руководил установкой иконостаса, росписи куполов и стен. Самая известная из его фресок в церкви — Тайная вечеря в алтаре.
Писать портреты начал еще до киевского периода. Самые ранние известные его портреты — это портреты Елизаветы Российской . Он не встречался со своей моделью, а основывал картины на работах своего учителя Луи Каравака.
Неизвестная дама, 1760-е гг.
С 1755 по 1757 год работал в Москве над росписью Головкина дворца. Здесь он встретил князя Ивана Шувалова, который всю оставшуюся жизнь поддерживал творчество Антропова.
С 1757 по 1759 Антропов вернулся в Санкт-Петербург и получил дальнейшее обучение от придворного художника Пьетро Ротари из Италии . Историки считают его портрет А.М. Измайловой своего рода дипломной работой. 1760-е годы были, вероятно, наиболее продуктивным периодом творчества художника. Он написал много хороших портретов, среди которых « Портрет атамана Краснощекова» , « Портрет Румянцевой» . Иван Шувалов планировал переехать в Москву, чтобы Антропов мог преподавать искусство в Московском университете . По какой — то причине этот план был отменен , и вместо того, чтобы Антропов получил работу в Синоде в Русской Православной Церкви , там он руководил иконописи, украшенных церквей, рисовал портреты церковных иерархов и студентов курируемых искусства. Среди его учеников был Дмитрий Левицкий , который фактически жил в доме своего учителя.
В 1762 году новым императором стал Петр III из России . Антропов вскоре стал его любимым художником. За шесть месяцев правления Петра III Антропов написал не менее четырех своих портретов. После дворцового восстания новая императрица Екатерина II гораздо ниже оценила таланты Антропова. В то время художники отдавали предпочтение мягким сочетаниям красок и некоторым лестным для парадных портретов. Антропов предпочитал традиционные иконы и портреты парсуны, основанные на резком контрасте красок с темным фоном.
В 1789 году Антропов принес личную жертву, передав свой единственный дом Управлению народного просвещения для организации в нем Вольной школы. В 1795 году Андропов умер от лихорадки и был похоронен на Лазаревском кладбище в Александро — Невской лавре , в Санкт — Петербурге.
Слайд 12 Творчество художникаВыполнение церковных работ в Киеве могло только
вплоть до середины ХVIII века были сильны иконно-парсунные традиции. К
тому же не следует забывать, что А. П. Антропов всю свою жизнь писал иконы. Подобная направленность сказалась на целом ряде работ А. П. Антропова, например, на портрете А. Л. Апраксиной (конец 1750-х гг., Гос. музей А.С. Пушкина), а также на многочисленных портретах духовных лиц, которых ему часто приходилось писать в качестве художника, состоявшего при Синоде. Это, в частности, портреты архиепископа Сильвестра Кулябки (1760, ГРМ), архиепископа Гавриила Петрова (1774, ГИМ), духовника императрицы Елизаветы Петровны Федора Дубянского (1761, ГЭ), московского архиепископа П. Левшина (1775, Тверская картинная галерея).
Художник Антропов Алексей Петрович.. — ru_art links
Антропов Алексей Петрович (25.03.1716-23.06.1795) родился в Санкт-Петербурге. Его отец был чиновником в Канцелярии от строений. Алексей Петрович с раннего возраста начал увлекаться изобразительным искусством и уже с 15 лет учился живописи. В 1732 г. Антропов был принят в качестве ученика в Канцелярию от строений, где учился у Матвеева Андрея Матвеевича. С 1739 г. Антропов начал свою профессиональную деятельность под руководством Вишнякова Ивана Яковлевича в Канцелярии от строений в Петербурге: он принимает участие в росписи плафона и создании икон для Зимнего дворца, создает картины для триумфальных ворот в Аничковой слободе; под руководством Валериани создает декорации для Оперного дома, выполняет различные работы в Аничковом дворце, Петергофе, Летнем дворце и Царском Селе. К сожалению большинство из этих работ не сохранилось.
В 1752 г. Алексей Петрович отправился в Киев, где ему предстояло работать в храме Андрея Первозванного (храм был построен по проекту Бартоломео Франческо Растрелли русским архитектором Мичуриным Иваном Федоровичем). За четыре года (1752-1756 гг.) он безо всякой посторонней помощи выполняет образа для иконостаса, расписывает купол и стены. После завершения этой работы Антропов в течение месяца выполнял роспись плафонов в московском Головинском дворце на Яузе. Эти труды принесли ему репутацию искусного мастера в живописи.
Апостол Андрей
Апостол
Господь Бог Сафаоф. Образ в куполе
Тайная вечеря. Заалтарный образ
В Москве Алексей Петрович знакомится с Шуваловым Иваном Ивановичем. Как известно, Шувалов И.И. был государственным деятелем, меценатом, оказывал значительное содействие и покровительство русской науке и искусству. Именно он был основателем Московского университета в 1755 г., при котором был создан факультет искусства. Шувалов приглашает Алексея Петровича преподавать. Но в Москве у Антропова не было постоянной работы, и он возвращается в Петербург, где в 1761 г. получает место главного художника Святейшего Синода. В соответствии со своей должностью Антропов наблюдает за работами петербургских иконописцев, пишет портреты представителей русского духовенства, а также работает с группой учеников.
Портрет метрополита Гавриила (Петрова) Новгородского и Сакнт-Петербургского
Портрет Платона II (Левшина), митрополита Московского
Портрет Феодосия Янковского, архиепископа Санкт-Петербургского и настоятеля Александро-Невской лавры
Антропов Алексей Петрович известен не только как искусный иконописец, но и знаменит своими портретами, особенно женскими. Отличительной чертой Антропова является его стремление не уходить от жизненной правды, его наблюдательность позволяет ему достоверно передавать характеры. В портретах знатных вельмож много деталей, но нет ничего лишнего.
Портрет Анны Ивановны Колычевой
Портрет Великого Князя Павла Петровича в детстве
Портрет Великой Княгини Екатерины Алексеевны, будущей императрицы Екатерины II Великой
Портрет Главнокомандующего графа Уильяма В.Фермора
Портрет графа Ивана Симоновича Гендрикова
Портрет графа Михаила Дмитриевича Бутурлина
Портрет графини Агриппины Леонтьевны Апраксиной
Портрет графини Елизаветы Воронцовой
Портрет графини Елизаветы Францевны Бутурлиной
Портрет графини Марии Андреевны Румянцевой
Портрет графини Татьяны Алексеевны Трубецкой
Портрет графины Анны Воронцовой
Портрет детей австрийской Императрицы Марии-Терезы
Портрет Дмитрия Ивановича Бутурлина
Портрет Екатерины II Великой
Портрет Императора Петра I Великого
Портрет Императора Петра I Великого
Портрет Императора Петра III
Портрет Императрицы Екатерины II Великой
Портрет Императрицы Екатерины II Великой
Портрет Императрицы Екатерины II Великой
Портрет Императрицы Елизаветы Петровны
Творчество
В составе команды Вишнякова он работал над монументально-декоративными росписями в Зимнем (1744-1745), Летнем (1748), Царскосельском (1749) и других дворцах. В 1750 г. писал декорации под руководством итальянских мастеров Д. Валериани и А. Перезинотти.Большинство из этих работ не сохранилось.В 1752 г. он получил заказ на «письмо икон в куполе и прочих местах нового храма Андрея Первозванного», построенного в Киеве архитектором И. Мичуриным по проекту Ф. Растрелли. Алексей Антропов расписал кафедру, купол, создал ряд икон иконостаса и образов в алтаре.
Иконостас храма Андрея Первозванного
А. Антропов. Апостол Андрей. Икона из иконостаса Андреевской церкви в КиевеХудожник писал также и портреты – сначала ещё в стиле парсун, а затем всё более современные.
А. Антропов. Портрет Елизаветы Петровны (1753-1755). Холст, масло. 82,2 х 67 см. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)После работы в Киеве авторитет Алексея Петровича Антропова как живописца значительно укрепился, и ему было поручена роспись плафонов в Головинском дворце (Москва), где часто гостила императрица.
С 1758 г. художник работает в Петербурге, где вновь поступает в распоряжение Канцелярии от строений. Почувствовав необходимость в продолжении образования, он берёт частные уроки, в этот период его больше всего интересует портретная живопись. Славу одного из лучших русских портретистов ему принес портрет статс-дамы Анастасии Михайловны Измайловой. За эту работу ему было повышено жалованье и присвоен чин подпоручика.
А. Антропов. Портрет А. М. Измайловой (1759). Холст, масло. 57,2 х 44,8 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)В течение последующих двух лет художник создал целую галерею замечательных портретов: архиепископа С. Кулябки, княгини Т.А. Трубецкой, духовника императрицы Ф.Я. Дубянского и др.
А. Антропов. Портрет княгини Татьяны Алексеевны Трубецкой (1761). Холст, масло. 54 х 42 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)Портрет казачьего атамана Ф. И. Краснощёкова, героя Семилетней войны, создан Антроповым в характерном для украинских портретов XVIII в. стиле – художник был знаком со своеобразным искусством местных портретистов.
А. Антропов. Портрет казачьего атамана Ф. И. Краснощёкова (1761). Холст, масло. 61 х 48,5 см. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)
С 1761 г. Антропов работает в Синоде надзирателем за живописцами и иконописцами. В его обязанности входило писать и поправлять иконы, исполнять портреты, рисовать чертежи внутреннего убранства церквей, а также обучать новых мастеров.
А. Антропов. Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны (конец 1750-х гг.). Холст, масло. 56 х 49 см. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. РадищеваК торжествам, посвященным вступлению на престол императрицы Екатерины II, в 1762 г. художник вместе с подмастерьем Д. Левицким подготовил 8 её портретов для триумфальных ворот в разных частях Москвы. Портрет государыни Антропов написал и для Троице-Сергиевой лавры. Впоследствии он не раз возвращался к образам царской семьи. В период с 1764 по 1766 г. Антропов написал множество копий с портретов Екатерины II и юного Павла, исполненных в основном иностранными авторами.
А. Антропов. «Портрет Екатерины II» (1766). Холст, масло. 241 х 176 см. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)Особое место среди парадных портретов занимает портрет графа Виллима Виллимовича Фермора – видного государственного деятеля. Граф Ви́ллим Ви́ллимович Фермо́р (1702-1771) – русский государственный и военный деятель, генерал-аншеф, генерал-губернатор Смоленска. Во время Семилетней войны командовал русской армией при Цорндорфе, под его руководством русские войска впервые заняли Восточную Пруссию с Кенигсбергом.
А. Антропов. Портрет В.В. Фермора (1765)Вернувшись в Петербург, художник был утвержден в прежней должности в Синоде.
А. Антропов. Автопортрет (1784). Холст, масло. 61 х 47 см. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)
- < Назад
- Вперёд >
БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА
Алексей Антропов родился 14 марта 1716 г. в Санкт-Петербурге, в семье чиновника — отец художника служил в Канцелярии от строений.
С 1732 г. Алексей также учился в Канцелярии от строений в Петербурге у своего родственника А. М. Матвеева, с 1739 г. работал там же в «живописной команде» у И. Я. Вишнякова.
В 1742 г. Антропов участвует, в качестве художника, в коронационных торжествах императрицы Елизаветы в Москве. В Петербурге он пишет картины для триумфальных ворот в Аничковой слободе; участвует в росписях плафона и создании икон для Зимнего дворца, под руководством Дж. Валериани работает в Летнем дворце, в Царском Селе, в Петергофе, Аничковом дворце. Под началом Валериани и Перезинотти Антропов создаёт декорации для Оперного дома.
В 1752 г. он получает самостоятельный заказ на «письмо икон в куполе и прочих местах нового храма Андрея Первозванного», только что построенного в Киеве архитектором Мичуриным по проекту Растрелли.
Наиболее значительна из его росписей собора монументальная «Тайная вечеря» — запрестольный алтарный образ. Алексей Антропов имел собственную художественную студию, в которой, в частности, работал И. Л. Колокольников.
Из Киева художник отправился в Москву, где расписал два плафона для Головинского дворца на Яузе. Здесь он знакомится с меценатом И. И. Шуваловым, куратором созданного в 1755 г. Московского университета. Шувалов приглашает художника преподавать на создаваемом факультете искусства, а до его основания — зачисляет в университет на должность «живописного мастера». Однако в Москве у Антропова нет постоянной работы, и он возвращается в Петербург и с помощью Шувалова получает место надзирателя за живописцами и иконописцами при Синоде, с обязательством взять учеников и «обучать их не скрыто искусному живописному, иконописному и финифтяному мастерству».
В доме Антропова поселились ученики из Украины, одним из которых был Дмитрий Левицкий. Антропов скончался 12 июня 1795 г. в Петербурге. Похоронен на некрополе Александро-Невской лавры.
Литература
- Савинов А. Н. Алексей Петрович Антропов // Русское искусство: Очерки о жизни и творчестве художников XVIII века. — М., 1952.
- Сахарова И. М. Алексей Петрович Антропов, 1716–1795 / И. М. Сахарова. — М. : Искусство, 1974. — 237, с. : цв. ил., ил. — OCLC .
- Кедрова Т. И. Произведения Антропова в Загорском музее // Сообщения Загорск. гос. историко-худож. музея-заповедн. Загорск, 1960. Вып. 3.
- Михайлова К. В. О некоторых портретах Антропова // Сообщения ГРМ. Вып. 5. Л., 1987.
- Ильина Т. В., Станюкович-Денисова Е. Ю. Русское искусство XVIII века: учебник для бакалариата и магистратуры. + CD -диск. М., 2015.
↑ Портреты Антропова
Вершиной творчества художника становятся его портреты. Среди них известны портреты членов императорской семьи. Например, портрет Петра Великого, написанный в реалистической манере. Перед зрителями предстоит лицо уже немолодого человека с усталыми глазами.
Или портрет императрицы Екатерины Великой, написанный в 1766 году. Екатерина стоит, облаченная в прекрасное платье с вышитым на нем гербом Российской империи, в руках у царицы скипетр и держава, а на голове великолепная корона. Екатерина внимательно и чуть насмешливо смотрит на зрителей, она умна и полна энергии властвовать.
Не менее известен портрет графини М.А. Румянцевой (1764). Перед зрителем предстает уже немолодая женщина, которая по слухам когда-то пленяла самого Петра Великого. Румянцева полновата, широколица, но ее глаза светятся умом и добротой.
Другой портрет — А.М. Измайловой (1759). Перед нами предстает совсем другая светская дама. Она тоже уже немолода, однако смотрит на зрителей с гордостью и пониманием того высокого положения, которое занимает в обществе.
Таким образом, мы рассмотрели творческий путь художника Антропова кратко. Однако в этом кратком изложении отражается и биография Антропова, и его основные достижения.
Интересные факты
«Портрет Петра III» — одна из известнейших отечественных картин в этом жанре, она помещена в большинство учебников по истории того периода, часто встречается исторических трудах. Несколько интересных фактов о об этом произведении:
- «Портрет Петра III» — первое парадное изображение русского монарха, выполненное отечественным художником.
- За свою работу Алексей Антропов получил невероятную для того времени награду в 400 рублей.
- «Портрет Петра III» получил высокую оценку не только со стороны натурщика, но и от главного правительственного органа светской власти Сената – он закал художнику копию картины.
- До того, как за работу взялся Алексей Антропов, портрет Петра III написал и живописец Федор Рокотов, но император остался недоволен результатом и приказал найти другого художника.
Когда «Портрет Петра III» был продемонстрирован широкой аудитории, некоторые придворные сказали, что художник издевается над императором, представляя его в столь жалком виде, намеренно искажает его образ. Однако, большинство современников видело, что Алексей Антропов только не стал лукавить и изобразил монарха ровно таким, каким он был на самом деле – слабым, нелепым и не способным справиться с той грандиозной властью и ответственностью, что выпали на его долю.
Валентин Серов
Современники знали Серова как отличного портретиста. Портреты его авторства были показателем престижа для представителей русской элиты.
Валентин – мастер психологического портрета, не зря модели боялись художника. Он обладал выдающейся способностью: всегда улавливал суть человека или явления.
Детство Серова нельзя назвать счастливым, его отец умер рано, а мать была занята своей личной жизнью. Мальчик плохо учился, но зато был успешен в искусстве. Он так и не доучился, но это не помешало ему стать известным художником.
Скончался он в возрасте 46 лет от сердечного приступа. Благодаря Серову у современного человека есть возможность увидеть, как выглядели многие знаменитые люди.
Самые известные картины: «Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем», «Похищение Европы».
Алексей Петрович Антропов
АНТРОПОВ Алексей Петрович (1716—1795) — живописец-портретист. Его живопись
связана с традицией парсуны, но уже несет на себе приемы стиля барокко (наиболее
известны «Портрет Петра III» (1762), «Портрет А. И. Измайловой» (1759), «Портрет
А. В. Бутурлина» (1763).
Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд.
М., 2012, с. 20.
АНТРОПОВ Алексей Петрович(1716-1795),
русский художник. Учился с 1732 в Канцелярии от
строений у А. М. Матвеева, с 1739 работал там же с
И. Я. Вишняковым. В служебные обязанности
Антропова входило, совместно с Синодом,
наблюдение за состоянием иконописи. Участвовал в
выполнении декоративных росписей дворцов в
Петербурге (1744 — 50), его пригородах и в Москве,
Андреевского собора в Киеве (1752-55).
Антропов известен как портретист.
Среди работ Антропова можно отметить как
парадные портреты Петра III (1762), архиепископа С.
Кулябки (1760), так и камерные портреты А. И.
Измайловой (1759), атамана Ф. И. Краснощекова (1764), А.
В. Бутурлина (1763), М. А. Румянцевой (1764) и др.
Л. И. Вдовина
Антропов Алексей Петрович (1726-1795)
— главный живописец Святейшего Синода,
академик Имп. Акад. Худож., род. 17 марта 1716 г., умер 23 июля 1795 г.,
был предпоследним ревизором иконописания при Св. Синоде, учитель
знаменитого Левицкого, ученик Андрея Матвеева (Кобылина). Уже с 15-ти
лет А. учился живописи у разных мастеров и в 1739 г. принят учеником в
канцелярию строений; в 1752 г. послан в Киев для исполнения живописных
работ в отстраивавшейся, по проекту графа Растрелли, церкви Андрея
Первозванного; при чем как образа для иконостаса, так купол и стены были
писаны им самим без всякой посторонней помощи. Успев окончить работу в
четыре года (1752 — 1756 г.) А. А — в из Киева явился в Москву и там
выполнил в месяц 2 плафона в Гловинском дворце, где жила государыня.
Этими трудами он составил себе репутацию искусного мастера в живописи. В
портретах Алексий Петрович А-в следовал манере Ротари. Портрет
посетившего Петербург грузинского царя Теймураза Николаевича, весьма
удачно написанный, составил А. хорошую репутацию в Петербурге, где к
нему весьма охотно обращалась с заказами тогдашняя петербургская знать.
Заслужив известность, А-в был приглашен Шуваловым в Москву на службу в
университет, при котором предполагалось сперва учредить и Академию
Художеств, но так как это не состоялось, то по рекомендации Шувалова А.
П. А-в определен был (1761) в Синод живописцем, на обязанности которого
лежало наблюдение за копировщиками икон, с жалованьем по 600 р. в год,
для того времени очень большим. К коронации Екатерины II А. в числе
других живописцев отправлен в Москву для содействия Жану Девельи в
писании эпизодов коронования. Тогда он написал портрет императрицы в
белом платье во весь рост, с регалиями, в порфире и короне. Оригинал
сохраняется в Синоде в числе 8 произведений А. П., который до конца
своих дней учил учеников и писал образа для подношения императрице и
портреты.
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон
Энциклопедический словарь.
Последние статьи
-
Почему популярных телеведущих Михаила Шаца и Татьяну Лазареву признали иноагентами на территории РФ сегодня, 18:44 -
Почему из Библии убрали все апокрифы про Апокалипсис: Что скрывают богословы сегодня, 17:24 -
Какие тайные смыслы зашифровал Гойя в своих легендарных «Чёрных картинах»: Тёмная сторона великого художника сегодня, 14:02 -
Чем интересны фильмы 7 культовых азиатских режиссёров, которые создают «кино для глаз» сегодня, 11:40 -
Как звезда фильма «9 с половиной недель» превратила свою жизнь в настоящий ад: Ким Бейсингер сегодня, 10:22 -
Почему 4 советские талантливые певицы, чьи шлягеры до сих пор любимы, эмигрировали в другие страны сегодня, 09:31 -
Как проблемы со здоровьем помогали великим художникам создавать шедевры, и что видят врачи на их картинах 9.09.2022, 22:19 -
Как джин стал самым популярным напитком в Лондоне XVIII века и чуть не разрушил нравственные устои англичан 9.09.2022, 17:50 -
Как кутили в ресторанах Москвы и Санкт-Петербурга до революции 1917 года и что там подавали к столу 9.09.2022, 14:18 -
Жертвы моды эпохи Возрождения: Зачем женщины брили лоб и избавлялись от ресниц 9.09.2022, 12:15
Все статьи
Слайд 2 Биография художникаАлексей Антропов родился 14 марта 1716 г.
в Канцелярии от строений. С 1732 г. Алексей также учился
в Канцелярии от строений в Петербурге у своего родственника А. М. Матвеева, с 1739 г. работал там же в «живописной команде» у И. Я. Вишнякова. В 1742 г. Антропов участвует, в качестве художника, в коронационных торжествах императрицы Елизаветы в Москве. В Петербурге он пишет картины для триумфальных ворот в Аничковой слободе; участвует в росписях плафона и создании икон для Зимнего дворца, под руководством Дж. Валериани работает в Летнем дворце, в Царском Селе, в Петергофе, Аничковом дворце. Под началом Валериани и Перезинотти Антропов создаёт декорации для Оперного дома. В 1752 г. он получает самостоятельный заказ на «письмо икон в куполе и прочих местах нового храма Андрея Первозванного», только что построенного в Киеве архитектором Мичуриным по проекту Растрелли. Наиболее значительна из его росписей собора монументальная «Тайная вечеря» — запрестольный алтарный образ. Алексей Антропов имел собственную художественную студию, в которой, в частности, работал И. Л. Колокольников.
Об авторе
Русский портретист Алексей Петрович Антропов родился 25 марта 1716 г. в городе Санкт-Петербурге, в семье отставного солдата-гвардейца из Семеновского полка. В возрасте 16 лет Алексей поступил на службу в Канцелярию от строений, где одновременно обучался искусству рисования.
Сначала Алексей Петрович Антропов стал учеником, а затем его перевели на место подмастерья в группе живописцев.При коронации императрицы Екатерины в 1742 году художник занимается рисованием картин к торжественным мероприятиям. Далее Алексей Петрович Антропов создает массу произведений искусства для родного Санкт-Петербурга:
- рисует эскизы ворот у Аничкова моста;
- расписывает плафоны в Зимнем дворце;
- создает в Летнем Дворце различные произведения искусства;
- занимается написанием икон и других картин в Царском селе, а также в Петергофе и Аничковом дворце.
Заказ на роспись собора Андрея Первозванного в Киеве, где была создана знаменитая Тайная вечеря, живописец получил в 1752 году. Это изображение, расположенное за алтарем, является лучшим произведением автора. Тайная вечеря, созданная по мотивам истории из Библии, замечательно подошла к прекрасному убранству собора.
После написания в Андреевском соборе знаменитой Тайной вечери, живописец проследовал в Москву, где расписывал плафоны для Екатерининского дворца.Далее художник возвращается в Санкт-Петербург и поступает служить в Синод наблюдателем за работниками, создающими иконы. Вдобавок, он занимается обучением молодых художников мастерству живописи.Скончался Алексей Петрович Антропов 23.06.1795г. в Санкт-Петербурге от лихорадки, вызванной продолжительной болезнью.
Начало пути мученичества: ссылка и арест
Семья Алексея Петровича, после смерти его отца, находилась на попечении его родного брата. В 1930 году его расстреляли, а дом и всё имущество Арцыбушевых конфисковали. Их же самих отправили в ссылку в Муром. Тут и сказалась близость их родных к царской фамилии, и родство по матери с Рюриковичами, и их набожность.
Алексей с самого детства был приобщён к православию. За этим строго следили в семье. В семь лет он стал посошником у владыки Серафима (Звездинского). Произошло это ещё до ссылки, во время его жизни в Дивеево.
Священномученик Серафим (Звездинский), епископ Дмитровский. Фотография из личного архива А.П. Арцыбушева. У него он в возрасте семи лет служил посошником
С 1936 по 1939 Алексей Петрович учился в Московском художественно-полиграфическом училище. В 1940 году, перед самой войной, он был призван в армию, но его комиссовали. Дело в том, было признано, что Алексей скоро ослепнет. Страшную болезнь художник и историк церкви преодолел и с 1944 по 1946 год он учился в художественной студии ВЦСПС,
В 1946 году, 16 мая его арестовали. Дело в том, что мама Арцыбушева, как тайная монахиня, активно участвовала в жизни общины так называемых «непоминающих». В круг такой «потаённой», по словам Алексея Петровича, церкви входили те священники и их паства, которые не приняли декларацию митрополита Сергия (Страгородского) которая была издана в 1927 году.
Они признали главой Русской православной церкви патриарха Тихвина и не признали новых церковных властей, которые пошли на сделку с советским руководством. Несмотря на то что «непоминающие» не признавали митрополита Сергия в качестве местоблюстителя патриаршего престола.
При этом они вели свои богослужения тайно, но дому, но не препятствовали другим верующим посещать храмы и признавать Сергия.
Карцова (Арцыбушева) Татьяна Георгиевна, мать А.П. Арцыбушева. Она была активным участником общины «непоминающих», связь с которыми послужила причиной его ареста.
Непосредственно сам Арцыбушев был арестован после того, как арестовали священника катакомбной церкви Владимира Криволуцкого. Он в своё время венчал Алексей с его женой. Через него сотрудники следственных органов и вышли на будущего писателя и монаха.
Интересные факты
- В молодости Денис Давыдов сочинил эпиграмму на Багратиона, после этого родилась присказка о длинных и коротких носах. Генерал любил отчаянного гусара за храбрость и остроумные шутки и представил его к ордену Святого Владимира в 1800-х годах.
- В «Дневнике партизана» Давыдов рассказывал, как чуть не погиб от рук соотечественников, потому что ополченцы не заметили на мужчине русский мундир. После этого в боях с французами национальных героев вел в атаку одетый в кафтан, бородатый бравый гусарский командир.
- Перед смотром военных подразделений в Шампани Денис констатировал, что его подчиненные очень похожи на растрепанных оборванцев и бедняков. Из сукна, найденного на французском складе, он заказал сотню мундиров, и коричневый цвет стал преобладающим в форме гусарских полков.