Выдающийся голландский портретист Франс Халс
Подробности
Категория: Изобразительное искусство и архитектура конца XVI-XVIII веков
Опубликовано 01.02.2017 18:23
Просмотров: 2812
Франс Халс – один из представителей Золотого века голландской живописи.
Золотым веком голландской живописи называют самую выдающуюся эпоху в нидерландской живописи – XVII век.Самыми известными представителями живописи Голландии этого времени были Рембрандт, Франс Халс, Ян Вермеер, Питер де Хох, Ян Хавикзоон Стен, Герард Терборх, Якоб ван Рёйсдал, Виллем Корнелис Дейстер и другие. Но Золотой век Голландии не ограничивался только искусством. Это период в истории Нидерландов, когда республика Соединённых провинций достигла своего расцвета также в торговле и науке.В Голландии XVII в. жили и работали около 2000 художников. Большинство из них принято называть «малыми голландцами». Этот термин обозначает небольшой размер и камерный характер их произведений. «Малые голландцы» работали преимущественно в трёх жанрах: пейзаж, натюрморт и бытовой жанр, причём с узкой специализацией. Халс был портретистом и сыграл важную роль в эволюции группового портрета XVII в.
Это интересно: Франко-прусская война
Аристократизация искусства в конце XVII века
- Рембрандт. «Андрис де Греф»
- Геррит ван Гонтгорст. «Фредерик Гендрик, герцог Оранский, с семьей».
- Рембрандт. «Агата Бас».
- Франс Халс. «Виллем Хейтхейзен»
Корнелис Трост. Забавы в парке.
Саймон Питерс Верелст. «Принц Руперт». Элементы аристократизации присутствовали в искусстве Голландии и раньше, но не доминировали. Эти черты присущи и ранним портретам Рембрандта и произведениям менее одарённых художников. Даже Франс Халс изображает обогатившихся предпринимателей и торгашей как аристократов. Особенно заметны тонкие, аристократические черты в портретах местных и иностранных вельмож (и новых богачей, что покупали себе дворянские титулы). Тип парадного, репрезентативного портрета стал складываться ещё в Италии 16 века — портреты римских пап, портреты правителей мелких итальянских княжеств, венецианских аристократов. Особенно заметными были черты аристократизма в искусстве Фландрии (герцогство Брабант), а художники-фламандцы Рубенс и Годфри Неллер, а особенно Антонис ван Дейк способствовали развитию и становлению репрезентативного портрета в Италии и Англии. Великобритания стремительно развивалась и становилась новой супердержавой Западной Европы, вытесняя из сфер влияния Нидерланды, Испанию, Францию. Антонис ван Дейк настолько повлиял на композиции и образный строй репрезентативного портрета, что те стали образцами. Над развитием находок ван Дейка стал работать и ряд голландских художников. Старую и новую аристократию в Голландии тоже обслуживают в основном портретисты, среди которых —
- Бартоломеус ван дер Гельст (1613—1670)
- Геррит ван Хонтхорст (1590—1656)
- Абрахам Ламбертсон ван ден Темпель (1622—1672)
- Саймон Питерс Верелст (1644—1721)
- Адриан Ханнеман (1604—1671).
Богачи на портретах конца 17 в. демонстрируют модные платья и шляпы с перьями, ценное оружие, принимают горделивые позы. Голландец Адриан Ханнеман настолько совершенно подражает образам ван Дейка, что его портреты принимают за произведения самого фламандца. Саймон Питерс Верелст пишет немецкого принца Руперта в манере аристократа-интеллектуала французского образца, игнорируя и его жестокость, и воинственность, и безнравственность. Черты аристократизма настолько преобладают в искусстве Голландии на рубеже 17-18 вв., что влияют и на жанровую живопись, которая (как и голландский портрет) теряет демократические черты (Корнелис Трост, «Забавы в парке», «Портрет Иеронима Тоннемана с сыном»).
Портрет
За редким исключением, фигура изображается стоящей или сидящей на простом, относительно темном фоне, возможно, с его или ее тенью на нем. Иногда он держит в руках какой-либо аксессуар, например, череп, книгу, трость, меч, ветку, веер, цветок — часто символизирующий или подчеркивающий какую-либо черту характера субъекта — или предмет одежды, например, пару перчаток или шляпу.
Чаще всего его кадрируют в середине тела, реже — в три четверти, в исключительных случаях — в полный рост (известен только один пример: портрет Виллема ван Хейтхёйсена).
Иногда на портрете изображается герб человека — в некоторых случаях добавленный впоследствии рукой не художника — или указание его возраста на момент написания портрета, которому предшествует латинская надпись ætat. suæ (сокращение от ætatis suæ: «в возрасте»).
Хальс писал индивидуальные портреты людей, в основном из состоятельных классов и принадлежащих к различным категориям:
Считается, что Хальс написал «Портрет Рене Декарта» около 1649 года, оригинал которого, похоже, был утерян, но в Лувре хранится его копия. Другой портрет Декарта, приписываемый Хальсу, находится в Музее искусств в Копенгагене.
Некоторые из этих работ фактически являются портретами пары, где мужчина и женщина изображены на двух отдельных холстах или панелях. Иногда личность изображенного человека не удавалось установить, как в случае со Смеющимся кавалером. Портреты детей, часто радостные, вероятно, принадлежат собственным детям художника.
Хальс написал несколько групповых портретов. Это были заказные портреты людей из среднего и высшего классов общества того времени.
Военные, по крайней мере, офицеры и сержанты, которые командовали своими групповыми портретами, обычно были выходцами из «высших» кругов.
В музее Франса Хальса в Харлеме хранятся пять портретов гражданских ополченцев работы мастера:
Только эти картины содержат в общей сложности 68 портретов 61 различных людей, не считая одной собаки.
Картина «Рота капитана Рейнира Реаля и лейтенанта Корнелиса Михельша». Blaeuw, известная как «Бережливая компания», которая находится в Рейксмузеуме, была оставлена Хальсом практически незавершенной. Питеру Кодде было поручено завершить его в 1637 году. Отличить вклад двух художников в эту работу довольно сложно.
В музее Франса Хальса также хранятся три портрета регентов:
Есть также несколько семейных портретов: «Семейный портрет в пейзаже» (Бридгнорт, Шропшир), написанный около 1620 года, семейный портрет 1635 года в Художественном музее Цинциннати (Огайо) и два других «Семейных портрета в пейзаже», датируемых 1648 годом, один из которых находится в Национальной галерее в Лондоне, а другой в музее Тиссена-Борнемисы в Мадриде — последний является фактически единственной картиной Франса Хальса, находящейся в испанском музее.
Франс Халс также написал свадебный портрет, в котором, вопреки обычной практике, пара изображена на одной опоре: «Свадебный портрет Исаака Масса и Беатрикс ван дер Лаен» в Рейксмузеуме, написанный в 1622 году.
Характеристика творчества Франса Халса
У Халса необычайно свободная, размашистая манера письма, уверенность рисунка, сероватый, но энергичный и гармоничный колорит, удивительная виртуозность накладки тонов. Всего в настоящее время насчитывается 164 его картины. Его произведения находятся в различных музеях мира: в Берлинском музее, в Амстердамской и Кассельской галереях, в Дрезденской, Венской и Лондонской галереях, 3 работы в Лувре.Есть работы Халса и в России: 4 портрета хранятся в Государственном Эрмитаже в Петербурге.Его творчество занимает почётное место в голландской живописи. У него было много учеников, среди которых и его сыновья – пятеро сыновей Халса стали художниками-портретистами.
Характер
Хальс был натурой всесторонне одаренной и увлекающейся. В 1616-1625 годы он входил в состав Кафедры риторики, своеобразного общественного объединения любителей литературы. В этом клубе Хальс приобрел друзей и единомышленников, а также заказчиков.
Свидетельства современников характеризуют Франса Хальса как человека энергичного, жизнелюбивого, любителя веселья и шуток. Как и его герои, он любил развеселые пирушки, шумные празднования. Это не соответствовало жестким требованиям направления протестантизма, которое тогда было ведущим в Голландии, – кальвинизма.
В списке отрицательных черт характера художника – прямолинейность, упрямство, вспыльчивость, неорганизованность. Такие качества очень вредили Хальсу в жизни, не давали ему пробиться к почестям и славе.
Выдающийся голландский портретист Франс Халс
Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура конца XVI-XVIII веков Опубликовано 01.02.2017 18:23 Франс Халс – один из представителей Золотого века голландской живописи.
Золотым веком голландской живописи называют самую выдающуюся эпоху в нидерландской живописи – XVII век. Самыми известными представителями живописи Голландии этого времени были Рембрандт, Франс Халс, Ян Вермеер, Питер де Хох, Ян Хавикзоон Стен, Герард Терборх, Якоб ван Рёйсдал, Виллем Корнелис Дейстер и другие. Но Золотой век Голландии не ограничивался только искусством. Это период в истории Нидерландов, когда республика Соединённых провинций достигла своего расцвета также в торговле и науке. В Голландии XVII в. жили и работали около 2000 художников. Большинство из них принято называть «малыми голландцами». Этот термин обозначает небольшой размер и камерный характер их произведений. «Малые голландцы» работали преимущественно в трёх жанрах: пейзаж, натюрморт и бытовой жанр, причём с узкой специализацией. Халс был портретистом и сыграл важную роль в эволюции группового портрета XVII в.
Биография Франса Халса
Франс Халс появился на свет в г. Антверпене в 1582 или 1583 году. В тот период в Голландии протестанты подвергались сильным гонениям с испанской стороны, и поэтому семья будущего живописца, как и большая часть населения города, покинула свой дом и уехала вглубь страны — в город Гарлем.
Впоследствии живописец создаст еще множество групповых портретов, известных далеко за пределами его города. Последние две работы изображают регентов и регентш из приютов для престарелых Гарлема.
С 1620-х гг. отмечается творческий расцвет Халса. К 60-ти годам его избирают президентом Гильдии св. Луки. С возрастом в произведениях мастера появляется все больше темных тонов, нет прежнего цветового колорита, возникают черно-белые сочетания, на портретах появляются серьезные хмурые люди. Хотя у Франса Халса никогда не было недостатков в заказах, его материальное положение оказывается на грани нищеты: это связано с большим семейством живописца (у него родилось более десяти детей). Свою жизнь талантливый художник закончил 26 августа 1666 года в приюте для престарелых.
Другие жанры?
Спорным является вопрос о том, писал ли Хальс когда-либо пейзажи, натюрморты или так называемые «исторические» сцены. Многие голландские художники XVII века предпочитали специализироваться на определенном типе работ, и, судя по всему, Халс был в первую очередь портретистом и жанровым живописцем. Однако в Музее западного и восточного искусства в Одессе (Украина) хранятся картины, приписываемые Франсу Хальсу и датируемые 1625 годом, на которых изображены евангелисты. В каталоге, составленном историком искусства Корнелисом Хофстеде де Гроотом в начале XX века, также перечислены четыре картины на библейскую тему (которые могут быть неподлинными): два «Блудных сына», «Отречение Святого Петра» и изображение Святой Марии Магдалины.
Гендерные сцены
Помимо портретов, Халс также написал ряд жанровых сцен с изображением гуляк, музыкантов, детей рыбаков на пляже, продавца овощей, «деревенской сумасшедшей» из Харлема («Malle Babbe») и других подобных сюжетов, которые, по-видимому, были призваны, прежде всего, передать «впечатления от повседневной жизни».
Темы жанровых картин Хальса ближе к работам утрехтских художников Караваджо, чем к буржуазным сценам, придуманным Виллемом Питерсом. Буйтевеч (а влияние Буйтевеча на других художников, таких как Питер де Хух и Йоханнес Вермеер, было огромным.
Жанровые картины Хальса также отличаются своим форматом, который, как правило, больше, чем обычно принято для этого типа работ.
В музее Метрополитен в Нью-Йорке есть несколько прекрасных образцов: «Ревельщики Марди Гра», около 1615 года, «Юный рамп и его красавица» (1623) и «Мальчик с лютней» (около 1635). Версия «Игрока в роммельпот» находится в Художественном музее Кимбелла в Форт-Уэрте, штат Техас, а другая, возможно более поздняя, в Художественном институте Чикаго.
Некоторые картины Хальса можно считать как портретами, так и жанровыми полотнами. Таковы, например, «Богемская женщина» (ок. 1628-1630) в Лувре и «Веселый пьяница» (ок. 1628-1630) в Рейксмузеуме. Иногда их называют «портретами персонажей».
Характер
Хальс был натурой всесторонне одаренной и увлекающейся. В 1616-1625 годы он входил в состав Кафедры риторики, своеобразного общественного объединения любителей литературы. В этом клубе Хальс приобрел друзей и единомышленников, а также заказчиков.
Свидетельства современников характеризуют Франса Хальса как человека энергичного, жизнелюбивого, любителя веселья и шуток. Как и его герои, он любил развеселые пирушки, шумные празднования. Это не соответствовало жестким требованиям направления протестантизма, которое тогда было ведущим в Голландии, – кальвинизма.
В списке отрицательных черт характера художника – прямолинейность, упрямство, вспыльчивость, неорганизованность. Такие качества очень вредили Хальсу в жизни, не давали ему пробиться к почестям и славе.
Поздний период
О завершающем этапе живописной карьеры Хальса говорят, что в них использовано множество оттенков черного и белого. В работах присутствует всего несколько цветов, они на первый взгляд кажутся неяркими и сдержанными, однако художник работает над светотенью, полутонами, контрастными красками:
Этот период отличают философские раздумья мастера над жизнью и ее смыслом. Многие произведения пессимистичны и передают трагизм человеческого существования:
На закате творческого пути Хальс почти не пишет, круг заказчиков сокращается, и старость его протекает в крайней нищете и наступающей безвестности.
Детство и начало карьеры
Франс появился на свет в 1582-1583 годах в городе Антверпен (Antwerpen). Родители – Адриантье и Франсуа Франс Халс ван Мехелен (Adriance, Francois Frans Hals van Mechelen), занимавшийся ткачеством.
С 1600 по 1603 год Франс Хальс брал уроки у художника-маньериста Карела Ван Мандера (Karel Van Mander). С 1610 года Хальс вступает в Гильдию Святого Луки (Het Gilde Van St. Lucas). Эта Гильдия объединяла реставраторов, каменщиков, стеклянных дел мастеров, живописцев и выполняла функции художественной школы. Вступившие в Гильдию регулярно выплачивали членские взносы.
Сначала Франс занимается реставрационными работами, но постепенно начинает пробовать рисовать портреты. В городе Харлем проживало много богатых и знатных семей, и уже в 1611 году Франс Хальс завершает работу над первым своим произведением.
Франц хальс золотой век голандской живописи франц
ФРАНЦ ХАЛЬС ЗОЛОТОЙ ВЕК ГОЛАНДСКОЙ ЖИВОПИСИ
Франц Халс • Халс родился приблизительно в 15821583 годах в семье фламандского ткача Франсуа Франса Халса ван Мехелена и его второй жены Адриантье. В 1585 после падения Антверпена семья Халса перебралась в Харлем, где художник прожил всю свою жизнь.
• Ван Гог о Хальсе: «Он писал портреты, одни только портреты… Дальше этого он не шел, но это вполне стоит «Рая» Данте, всех Микеланджело и Рафаэлей и даже Греков…»
• «Творчество Франца Хальса, выдающегося портретиста XVII столетия, было вершиной периода решительного наступления реализма в живописи. Смело ломая привычное представление о портрете как о • точном, бесстрастном слепке с натуры, Хальс создает острый, яркий образ – характер, схваченный в один из моментов непрерывной изменчивости человеческого лица.
Художник отказывается от обязательных традиционных норм – фронтального или профильного изображения, тщательного исполнения околичностей, условной, стандартной позы. Каждый персонаж на его холстах имеет свойственные только ему поворот, ракурс, позу, жест, свою особую манеру улыбаться или быть серьезным, свой взгляд на людей и на вещи» (Ю. И. Кузнецов).
• Первый портрет Халс создал в 1611 году, но известность пришла к Халсу после создания картины «Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия» (1616).
• «Портрет так понравился, что вскоре посыпались новые заказы. Хальсу, однако, все это вскоре перестало нравиться. Ему очень досаждали заказчики.
Каждый, улучив минутку, требовал «по дружбе» написать его на первом плане и поблагородней.
Семейный портрет Исаака Массы и его жены Около 1622 года Хальс создает первый в своем творчестве семейный портрет, где изображает супружескую пару во время прогулки в саду. Молодые люди отдыхают под раскидистым деревом. Мимолетность состояния людей выражена в их позах и мимике.
• «Улыбающийся кавалер» Франса Хальса, который сейчас украшает Коллекцию Уоллес в Лондоне. Вполне возможно, • что к военной службе этот красавец не имел никакого отношения, но лихо закрученные усы и неколебимая уверенность в себе делает его в нашем восприятии участником офицерских пирушек, которые прославили Хальса как мастера группового портрета.
Среди них завораживающие своим задором «Мулат» (1630),
«Мальчикрыбак» (1630)
«Впервые в истории портретной живописи Хальс заставляет свои модели не позировать, а жить и действовать на полотне, как бы фиксирует человека, выхваченного из потока жизни, – пишет Т. Седова.
– Он создает новый в европейском искусстве тип портрета – так называемый жанровый портрет.
В чем своеобразие портретов Хальса? Видимо, прежде всего, в том, что он отказался от статичности в изображении людей, к которой тяготели его предшественники» .
«Цыганка» Лувр, Париж
• Свой этюд о Хальсе в книге «Гений места» Петр Вайль закончил так: «Голландская живопись отвечает изначальному значению русского слова – она живая. Проходишь двориком де Хоха меж кирпичных стен в пивную, полную хальсовских персонажей, – такие же крепкие, красномордые, оживленные, только бородки затупились» .
Высшее достижение Халса — его последние групповые портреты регентов и регентш (попечителей) приюта для престарелых, исполненные в 1664 году, за два года до смерти художника, одиноко окончившего жизненный путь. Полны тщеславия холодные и опустошенные, властолюбивые и чванливые, сидящие за столом старухи попечительницы с группового «Портрета регентш приюта для престарелых» (Гарлем, Музей Франса Халса).
Обыватель во дворянстве
Халс выразил претензии приобретших власть бюргеров с не наименьшей горечью и драматичностью, чем его современник Мольер. Более всего заказчика выдаёт лицо, на котором нельзя прочитать ничего, не считая ограниченности разума и беспомощности нрава. Изображённый был торговцем зерном в Харлеме, обеспеченный выскочка, объездивший пол-Европы по своим делам и в подражание знатным обзаведшийся шикарным домом. Он одет по новейшей моде: шпага аттестует его быстрее как офицера, ежели коммерсанта. В те времена ещё длилась война с Испанией, и каждый бюргер был готов защищаться с орудием в руках. Но в этом жесте Халс увидел не проявление храбрости, а пустую браваду. У ног его героя розы, знак «Vanitas» (суеты сует), — намёк на быстропроходящее цветение жизни.
Детство и ранние годы
Франс Франшуаш. Хальс родился между 1580 и 1583 годами, вероятно, в Антверпене. Он был сыном католического торговца тканями Франсуа Франса. Халс ван Мехелен (т.е. «из Мехелена» — ок. 1542 — 1610) и его вторая жена, Адриантье ван Геертенрик (Антверпен, ок. 1552 — Харлем, после ноября 1616). Как и многие другие, его семья бежала после падения Антверпена и триумфа испанской армии. Они нашли убежище в Харлеме, где будущий художник провел остаток своей жизни. Первый архивный документ, свидетельствующий о присутствии семьи в Харлеме, на самом деле датирован 19 марта 1591 года: это свидетельство о рождении в протестантской церкви Дирка Хальса, младшего брата Франса.
Считается, что Франс Халс завершил свое обучение в начале 1600-х годов у другого фламандского эмигранта, Карела ван Мандера (1548-1606), художника-маньериста, чье влияние на творчество его ученика было едва заметно, поскольку ранние картины Халса больше похожи на работы караваджских художников Утрехта или фламандца Якоба Йорданса.
В 1610 году Хальс стал членом местной гильдии Святого Луки. Примерно в это время он женился на своей первой жене, Аннеке Харменсдр, которая в 1611 году родила ему первого сына, Хармена.
Долгое время самой ранней датированной работой художника считался «Портрет Якобуса Заффиуса», написанный в 1611 году. Атрибуция этой картины Хальсу, однако, сейчас подвергается сомнению, поскольку ее стиль сильно отличается от стиля, столь характерного для мастера (см. главу «Подлинность»). Единственное достоверное свидетельство о его работе в первое десятилетие его карьеры в качестве независимого художника датируется 1614 годом и представляет собой гравюру Яна ван де Вельде, основанную на утраченном портрете пастора Йоханнеса Богардуса (или Богаэрта).
Характерные черты
Рогир ван дер Вейден. Пейзаж на триптихе семьи Брак. Около 1450. Лувр. Париж В XV веке при дворах герцогов бургундских в Дижоне, Брюгге и Турне появилась собственная художественная школа, сочетавшая готику и Ренессанс. Некоторые историки искусства видят её корни во французско-фламандской книжной миниатюре, например, в творчестве Жана Пюселя или братьев Лимбург.
Эти произведения живописи резко отличаются от своих готических предшественников почти фотографическим реализмом. Импульс, полученный от раннего и зрелого итальянского Возрождения, в соединении с местными традициями привёл к формированию самостоятельного, абсолютно нового художественного языка
Нидерландское внимание к природе выразилось в пейзажной живописи. Сначала золотой фон средневековых картин сменили реалистичные ландшафты, а затем пейзаж стал самостоятельным жанром в искусстве
Точность в наблюдении явлений природы распространилась и на изображение человеческого тела. Изображение обнажённых Адама и Евы на Гентском алтаре Яна ван Эйка отличает естественность, невиданная с античных времён. В отличие от итальянских художников, увлекавшихся в своих изображениях обнажённой натуры анатомическими деталями, Ян ван Эйк изучал поверхность и движение человеческого тела и отражал до мельчайших подробностей в своих работах.
Новизна ранней нидерландской живописи заключалась, с одной стороны, в детализированном описании поверхностей предметов, а с другой стороны, в пластичности, достигаемой за счёт точно подмеченных и удачно применяемых световых эффектов. В основу нового стиля легла новая живописная техника — масло.
До Робера Кампена и ван Эйков и нидерландская и фламандская живопись ориентировались на интернациональную готику, которую чаще называют «прекрасным» или «мягким стилем». Даже самые крупные мастера ещё долгое время не могли полностью освободиться от этого влияния, вытянутые фигуры и богатые складками одеяния явно свидетельствуют о более древних живописных традициях. В общем ранней нидерландской живописи до XV века в настоящее время уделяется мало внимания. Картины считаются провинциальными и второразрядными, во многих публикациях по истории искусства ранняя нидерландская живопись рассматривается только начиная с Флемальского мастера.
У истоков ранней нидерландской живописи, понимаемой в узком смысле, стоит Ян ван Эйк, который в 1432 году закончил работу над своим главным шедевром — Гентским алтарём. Ещё современники считали работы Яна ван Эйка и других фламандских художников «новым искусством», чем-то совершенно новым. Хронологически старонидерландская живопись развивалась приблизительно в одно время с итальянским Ренессансом.
С появлением портрета светская, индивидуализированная тема стала впервые главным мотивом живописи. Жанровые картины и натюрморты совершили свой прорыв в искусстве лишь в период нидерландского барокко XVII века. Буржуазный характер ранней нидерландской живописи говорит о наступлении Нового времени. Всё чаще заказчиками помимо дворянства и клира выступала богатая знать и купечество. Человек на картинах больше не идеализировался. Перед зрителем предстают настоящие люди со всеми своими человеческими недостатками. Морщины, мешки под глазами, — всё без прикрас натурально изображалось на картине. Святые больше не обитали исключительно в храмах, они входили и в дома горожан.
Семья и дети
Первый раз Хальс женился в 1611 году на девушке по имени Анетье Хармансдр (Anetie Charmander), в этом же году у супругов родился ребенок. В 1615 году жена Хальса умерла в родах, а через несколько дней умер и второй ребенок.
В 1617 году он женился вторично на Лисбет Рейнерс (Lisbeth Reyners). Несмотря на вспыльчивую натуру жены, они прожили вместе более 50-ти лет.У Франса Хальса было 11 детей. 5 сыновей стали, как отец, художниками, основным жанром которых был портрет.
Последние годы жизни художника были полуголодными. Хальс получал маленькую пенсию от муниципалитета, но был должником городских торговцев мясом и хлебом. Перед смертью он попадает в приют для нищих.
Художник скончался в этом приюте 26 августа 1666 года. На его похоронах было всего несколько человек. В доме, где закончил свой путь Франс Хальс, теперь находится художественная галерея его имени.
Дочитали до конца! Поставьте пожалуйста оценку
Франс Хальс: биография и творчество
Жизненный путь Франса Хальса был таким же ярким и насыщенным, как и его картины. Доныне известны миру рассказы о пьяных дебошах Хальса, которые он то и дело устраивал после больших праздников. Художник, имеющий такой веселый и буйный характер, не смог завоевать уважения в стране, государственной религией в которой был кальвинизм.
Франс Хальс родился в Антверпене в начале 1582 году. Однако его семья покинула Антверпен. В 1591-м году Хальсы приехали в Харлем. Здесь родился младший брат Франса по имени Дирк.
Учителем живописи Хальса был художник по имени Карел ван Мандер. Он увлекался исторической живописью.
В биографии учителем Хальса писалось о том, что благодаря его усилиям «прошло множество учеников, наиболее известным из которых был Франс Хальс, портретист из Харлема».
Однако в июне 1615 первая жена Хальса умерла при родах. Через несколько дней умер и младенец, рожденный Анетье. Ему даже не успели дать имя. Неудавшаяся семейная жизнь нисколько не помешала творческой деятельности Хальса.
В 1615 году он уже находился в числе самых известных портретистов.
К тому же он периодически писал еще и жанровые сценки. Чтобы найти наиболее приятную для себя манеру письма, Хальс писал картины, относящиеся к самым разным жанрам живописи. Его картина под названием «Банкет офицеров роты св.
Георгия», написанная в 1616 году стала самым масштабным групповым портретом в истории творческой деятельности Франса Хальса.
Эта картина стала своеобразным «пушечным выстрелом», обозначившим начало золотого века голландской живописи.
Новая супруга Хальса воспитывалась в бедной семье, была неграмотной и имела весьма скандальный характер.
С 1616 по 1625 годы Хальс был участником Кафедры риторики в городе Харлема, а в 1624 году Франс написал свою знаменитую картину под названием «Улыбающийся кавалер».
Несмотря на талан, Франсу Хальсу так и не удалось обогатиться из-за своей безалаберности и упрямого, заносчивого характера. С годами жизнь художника становилась все более тягостной и беспросветной.
В 1661 году за долги по членским взносам Хальс был исключен из Гильдии святого Луки.
Городским Советом ему была назначена пенсия, но настолько скромная, что её размер не позволял даже покрыть накопившиеся долги. Знакомые говорили, что пожилой художник уже выжил из ума.
Назло насмешникам, Хальс в начале 1664 года написал два великолепных групповых портрета: «Регентши приюта для престарелых» и «Регенты приюта для престарелых». Умер Франс Хальс 29 августа 1666 года.
Уже 1 сентября он был похоронен.