Место творческих экспериментов
Эпоха Возрождения наиболее известна своим творческим наследием, зародившимся во Флоренции. Флорентийский художник Джотто ди Бондоне исследовал удивительно новые уровни реализма, формы и выражения лица. В то же время флорентийский архитектор, дизайнер и скульптор Филиппо Брунеллески открыл линейную перспективу, позволяющую художникам создавать невероятно реальные качества глубины и пространства. По мере того, как идеи передавались от одного поколения к другому, художники становились всё более амбициозными в своём стремлении установить мощные и значимые связи между искусством и реальным миром вокруг них.
Слева направо: Купол Флорентийского собора, Филиппо Брунеллески. \ Лантерна купола, Филиппо Брунеллески.
Репутация
Грюневальд на изображении XIX века на Frankoniabrunnen, к Фердинанд фон Миллер (1824), теперь перед Вюрцбургская резиденция
Протестантский богослов Филипп Меланхтон является одним из немногих современных писателей, которые ссылаются на Грюневальда, который довольно загадочно описывается как «умеренный» по стилю по сравнению с Дюрером и Кранахом; На каких картинах основано это суждение, неясно. К концу века, когда Император Священной Римской империи Рудольф II Изенхаймский алтарь, который начал свое стремление заполучить как можно больше картин Дюрера, уже обычно считался портретом Дюрера.
В конце 19-го века он был заново открыт и стал чем-то вроде культовой фигуры с тревожным экспрессионизмом — и отсутствием какого-либо прямого классицизма — алтаря Изенхейма, привлекательным как для немецких Националисты и Модернисты. Йорис-Карл Хьюисманс с энтузиазмом продвигал свое искусство как в романах, так и в журналистике, скорее как Пруст сделал это из Вермеер. Его явные симпатии к крестьянам в Крестьянской войне также вызвали восхищение у левых политических сил.
Композитор Пол Хиндемит основал свою оперу 1938 года Матис дер Малер о жизни Грюневальда во времена Немецкая крестьянская война; Шестая сцена включает частичную реконструкцию некоторых сцен Изенхеймского алтаря.
Элиас Канетти написал свой роман Auto-da-Fé окруженный репродукциями алтаря Изенхайма, приклеенного к стене.
Немецкий автор В. Г. Себальд прослеживает историю жизни Грюневальда в его первом литературном произведении, После природы. В этом стихотворении в прозе длиной в книгу используются увлечения Грюневальда и особенно его творчество Изенхеймский алтарь чтобы передать крайне апокалиптическое видение мира, покинувшего природу. Алтарь Изенхейма также фигурирует в последней главе романа Себальда. Эмигранты, в котором художник Макс Фербер описывает свою интуицию о чрезвычайной силе боли после просмотра работ Грюневальда.
Почитание
Он отмечен как художник и святой Лютеранская церковь 6 апреля вместе с Дюрером и Кранахом. В литургический календарь Епископальной церкви (США) вспоминает трех немецких художников 5 августа.
Biography
The details of his life are unclear for a painter of his significance, despite the fact that his commissions show that he received reasonable recognition in his own lifetime. His real name remains uncertain, but was definitely not Grünewald; this was a mistake by the seventeenth-century writer, Joachim von Sandrart, 150 years after his death, who confused him with another artist. He is documented in Teutsche Academie der Edlen Bau-, Bild- und Mahlerey-Künste published between 1675 and 1680, as Mathis der Maler, («Master Mathis» or «Mathis the Painter»), and as using the surnames Gothart and Neithardt — this last may have been his surname, or more likely that of his wife.
He was probably born in Würzburg between 1470 and 1475. It is possible he was a pupil of Hans Holbein the Elder. By 1500, he was a ‘free master’ and settled in the small town of Seligenstadt, where he bought a house with a pond and opened a workshop for painters and woodcarvers. His first dated painting is probably in Munich, dated 1503.
About 1510 Grünewald received a commission from the Frankfurt merchant Jacob Heller to add two fixed wings to the altarpiece of the Assumption of the Virgin recently completed by the painter Albrecht Dürer. These wings depicting four saints are painted in grisaille (shades of gray) and already show the artist at the height of his powers. Like Grünewald’s drawings, which are done primarily in black chalk with some yellow or white highlighting, the Heller wings convey coloristic effects without the use of color.
About 1515 Grünewald was entrusted with the largest and most important commission of his career. Guido Guersi, an Italian preceptor, or knight, who led the religious community of the Antonite monastery at Isenheim (in southern Alsace), asked the artist to paint a series of wings for the shrine of the high altar that had been carved in about 1505 by Nikolas von Haguenau of Strasbourg. The subject matter of the wings of the Isenheim Altarpiece provided Grünewald’s genius with its fullest expression and was based largely on the text of the popular, mystical Revelations of Saint Bridget of Sweden (written about 1370).
Another important clerical commission came from a canon in Aschaffenburg, Heinrich Reitzmann. As early as 1513 he had asked Grünewald to paint an altar for the Mariaschnee Chapel in the Church of SS. Peter and Alexander in Aschaffenburg. The artist painted this work in the years 1517-1519. Grünewald apparently married about 1519, but the marriage does not appear to have brought him much happiness (at least, that is the tradition recorded in the seventeenth century). Grunewald occasionally added his wife’s surname, Neithardt, to his own, thereby accounting for several documentary references to him as Mathis Neithardt or Mathis Gothardt Neithardt.
The Crucifixion, central panel of the Isenheim Altarpiece.
Высокий Ренессанс
Слева направо: Портрет папы Юлия II, Рафаэль Санти, 1511 год (дерево, масло), Национальная галерея, Лондон. \ Освобождение Святого Петра из темницы, деталь фрески Станца дЭлиодоро, Рафаэль Санти, 1513—1514 годы.
Хотя раннее Возрождение началось во Флоренции, вершина этого движения – Высокое Возрождение – произошла в Риме. Его возглавляла большая тройка: Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело. Папа Лев X (член семьи Медичи) наполнил город Рим потрясающим множеством религиозных зданий и произведений искусства, чтобы продвигать дело католицизма по всему городу. Художники ослепляли зрителей возвышенными видениями, которые были настолько реальны, что вызывали страх и удивление Божье.
Ход основных событий
Так как хронологические рамки восстания довольно широки, начальную дату Крестьянской войны в Германии точно назвать нельзя. Первые разрозненные выступления сельских жителей произошли еще в первой половине 1524 года.
Связано это с тем, что годом ранее аббат Кемптен повысил налоги в 20 раз и заставил платить десятину даже освобожденные от нее дворы. Одновременно активизировалась деятельность проповедников-реформаторов.
Во время событий 1524−1525 гг. особую роль в пропаганде новой жизни играли анабаптисты, которые призывали крестить не детей, а только взрослое население, хорошо знающее религию. Последовательность событий 1524−1526 гг. началась 26 мая в городе Форхейме.
Население вынудило главу города и войска перейти на сторону восставших. Из окрестностей города к повстанцам присоединился отряд из 500 человек.
В таблице отображены основные события Крестьянской войны в Германии кратко:
Дата | Событие |
Лето 1524 | Восстание крестьянских отрядов в Штюлингене, которое сопровождалось отказом платить барщину и соблюдать дворянские права |
Март 1525 | Война распространилась на территорию Швабии, находящуюся в средней части страны. Здесь созданы шесть крупных вооруженных отрядов |
25.03.1525 | Восставшие захватили несколько монастырей и замков. Между Христианским союзом крестьян и швабскими князьями заключено перемирие |
Апрель 1525 | Крестьянские отряды потерпели серьезные поражения от Швабского союза под Лейгхаймом и Вурцахом |
17.04.1525 | Заключение договора между частью повстанцев и Вальдбургом, по которому крестьяне сложили оружие и получили некоторые привилегии |
23.05.1525 | Последний успех восставших отрядов, которые захватили Фрайбург. Но к середине лета движение крестьян в этом районе было полностью подавлено |
Май 1525 | Разгром крестьянских отрядов при Франкенхаузене |
Июнь 1525 | Восстание в Тюрингии полностью подавлено |
03.07.1525 | Победу повстанцев над войсками будущего императора Фердинанда можно определить как самое крупное достижение крестьян в войне |
Август 1525 | Подавление восстания в Тироле, которое удалось завершить только после ареста руководителя М. Гайсмайра |
Весна 1526 | После освобождения Гайсмайр возглавил отряды крестьян в Зальцбурге, но, проиграв битву, они отступили в Венецию |
Цвет, оживляющий лик святого
Если в Средневековье зеленый был цветом магических снадобий, то художник Раннего Ренессанса Дуччо смог буквально превратить его в эликсир молодости — правда, ограниченного срока действия. Чтобы написать лик (он работал исключительно с религиозными сюжетами), этот мастер создавал зеленую «подложку», поверх которой наносил розовый, из-за чего образы казались современникам почти живыми. Но с годами «верхний» цвет бледнел, и сегодня все созданные Дуччо лики уже, наоборот, выглядят мертвецки бледными.
Дуччо. Мадонна с ангелами. 1300–1305. ИсточникДуччо. Благовещение. 1308–1311. Источник
ReferencesISBN links support NWE through referral fees
- Burkhard, Arthur. 1976. Matthias Grünewald: Personality and Accomplishment. New York: Hacker Art Books. ISBN 087817186X
- Cuttler, Charles D. 1986. Northern Painting: from Pucelle to Bruegel/Fourteenth, Fifteenth, and Sixteenth centuries. New York: Holt, Rinehart & Winston. ISBN 003089476X
- Grünewald, Matthias, and J.-K. Huysmans. 1976. Grünewald. Oxford: Phaidon. ISBN 0714817511
- Hayum, Andrée. 1989. The Isenheim Altarpiece: God’s Medicine and the Painter’s Vision. Princeton essays on the arts, 18. Princeton, N.J.: Princeton University Press. ISBN 0691040702
- Mellinkoff, Ruth. 1988. The Devil at Isenheim: Reflections of Popular Belief in Grünewald’s Altarpiece. California studies in the history of art, 1. Berkeley: University of California Press. ISBN 0520062043
- Ziermann, Horst, and Matthias Grünewald. 2001. Matthias Grünewald. Munich: Prestel. ISBN 3791325000
Последние статьи
-
10 знаменитых рэперов , которые сумели сколотить состояние и стали миллионерами 1.08.2023, 21:41 -
Какие тайны хранит отель «Стэнли», где Стивен Кинг черпал вдохновение для написания книги «Сияние» 1.08.2023, 19:11 -
+1 Почему нельзя свистеть в доме, наступать на порог и др старинные суеверия, в которые и сегодня многие искренне верят 1.08.2023, 17:07 -
+1 6 городов мира с самой необычной планировкой, в которой заложен скрытый смысл 1.08.2023, 17:03 -
+1 Часто ли падающие метеориты попадают в людей и чем это чревато 1.08.2023, 15:30 -
+1 Любимая дача Сталина в Абхазии: как ее строили и что там происходит в наши дни 1.08.2023, 14:10 -
+1 Как читинский уголовник стал Героем Советского Союза, или Одно знакомство, изменившее ход жизни 1.08.2023, 12:44 -
Как культовая бритоголовая ирландская певица обратилась в ислам: Погасшее пламя Шинейд О’Коннор 1.08.2023, 10:26 -
Ивару Калныньшу – 75: Чем сейчас занимается актёр, прервавший все связи с Россией 1.08.2023, 09:21 -
+1 Как императрица Екатерина Великая внуков воспитывала, и какие принципы её системы пригодятся в наши дни 31.07.2023, 23:33
Все статьи
Цвет Русской земли
В истории русской живописи мастером деревенского пейзажа прослыл Алексей Саврасов. Он первым отвернулся от «итализированной натуры», которую молодым студентам навязывали в Императорской Академии, и стал писать «родные» ландшафты. В основном это были образы ранней весны, тающего снега, еще не проснувшейся после долгой зимы природы, как на знаменитой картине «Грачи прилетели».
Алексей Саврасов. Грачи прилетели. 1871. Источник
Эта тема в отечественной пейзажной школе была почти новаторской. Многие мастера считали, что делать предметом изображения русский холод — дурной тон, а Карл Брюллов говорил: «Как ни напишете зиму, а выйдет пролитое молоко».
Поэтому прежде художники рисовали лишь летние пейзажи с «итальянскими» ландшафтами. Но Саврасов не ограничился темой ранней русской весны. Ему хотелось обновить и летние образы, сделать их узнаваемыми, придать им национальный колорит. В итоге появились такие картины, как «Радуга» и «Проселок».
Алексей Саврасов. Радуга. 1875. Источник
Художник использует свой излюбленный ход и точно передает ощущение свежести после дождя. Повсюду виднеются лужи грязной воды, но на контрасте с цветом земли особенно ярко смотрится изумрудная мшистая зелень. Благодаря этому противопоставлению даже размытая проселочная дорога выглядит едва ли не праздничной, словно сама природа ликует по случаю окончания дождя.
Алексей Саврасов. Проселок. 1873. Источник
Однако в жизни самого художника радостей было не так много: денег от продажи картин не хватало, жена с детьми от него ушла, он стал выпивать и в конце концов умер в больнице для бедных, всеми покинутый и забытый.
Творчество
До нашего времени дошло мало работ Грюневальда — всего одиннадцать произведений, из которых одни представляют собой многостворчатые алтари, другие — сохранившиеся фрагменты алтарных композиций и отдельные одночастные картины. В последнее время было не только открыто настоящее имя художника, но и сделано немало удачных попыток проследить перипетии его жизненного и творческого пути на фоне исторической панорамы того бурного времени.
В свете сохранившихся документов Грюневальд представляется человеком широкой эрудиции и многосторонней одарённости, типичным представителем интеллигенции эпохи Возрождения. Наряду с наукой его волновали проблемы религии, философии и общественного устройства. Его искусство пронизано глубочайшей человечностью, живым состраданием к человеческим мукам, неисчислимым страданиям, которые он видел кругом. На его глазах прошло восстание «Башмака», Великая Крестьянская война, Реформация — первая революция в Европе, потрясшая сознание людей и весь феодальный мир, и вместе с тем он стал свидетелем кровавых расправ с восставшим людом. Наделённый в высшей степени восприимчивой душой, Грюневальд вслед за Босхом поставил в своём искусстве проблему подлинной трагедии жизни благородной и честной души человека, подвергаемого преследованиям и оскорблениям в жестоком, озверевшем мире.
Спорная биография
Слева направо: Гравюра с изображением Маттиаса Грюневальда. Маттиас Готхарт Нидхардт (имя при рождении).
Учёные не смогли определить дату или место рождения Маттиаса Грюневальда, потому что в Германии XV века муниципальные записи плохо хранились. Ко всему прочему, споры ведутся и по поводу его фамилии, которая в различных источниках записана либо как Готарт, либо как Найтхардт, но обычно он известен как Грюневальд, прозвище, ошибочно данное ему его биографом XVII века Иоахимом фон Зандрартом.
Слева направо: Святая Екатерина, Матиас Грюневальд. Святая Дороти с корзиной цветов, Матиас Грюневальд.
Именно благодаря Иоахиму сохранилась информация о ранней карьере Маттиаса, который не только работал во Франкфурте в качестве ученика, а и был помощником Альбрехта Дюрера, помогая ему завершить внешнее оформление одного из его великолепных алтарей. Затем он зарекомендовал себя как независимый мастер, владеющий как резьбы по дереву, так и студийной живописью.
Работает
Эскиз для потерянного Saint Dorothy (Берлин). В Музей Дж. Пола Гетти купил кованый живопись по этому рисунку.
В его небольшой сохранившийся корпус включены только религиозные произведения, самым известным из которых является Изенхеймский алтарь, завершено 1515, сейчас в Musée d’Unterlinden, Кольмар. Его девять изображений на двенадцати панелях расположены на двойных крыльях, чтобы представить три вида (а не только открытое и закрытое состояния триптих алтарь ), в зависимости от сезона или случая. Первый вид с закрытыми внешними крыльями показывает Распятие в окружении Saint Sebastien и Святой Антоний, с Prella показывая погребение. Когда открывается первый набор крыльев, Благовещение, Ангельский концерт (иногда интерпретируется как Рождение Экклесия ) Мария купает Христа, и Воскрешение отображаются. На третьем изображении изображен резной и позолоченный деревянный алтарь работы Николаус Хагенауэр, в окружении Искушение святого Антония и Визит Энтони в Святой Павел. Помимо того, что это, безусловно, его величайшая из сохранившихся работ, алтарь содержит большую часть его сохранившихся картин по площади поверхности: высота 2,65 метра и ширина более 5 метров в максимальной степени.
Другие его работы находятся в Германии, за исключением небольшого Распятия в Вашингтон и еще один в Базель, Швейцария. Около 1510 г. его попросили написать четырех святых в гризайль для внешней стороны крыльев Альбрехт Дюрер с Алтарь Хеллера во Франкфурте. Работа Дюрера была уничтожена пожаром и сохранилась только в виде копий, но сохранились крылья, одна пара святых изображена в Франкфурт Городская картинная галерея а другой в Карлсруэ s, Staatliche Kunsthalle. Есть также поздние Алтарь Таубербишофсхайма в Staatliche Kunsthalle Karlsruhe и Основание Санта-Мария-Маджоре в Риме (1517–1519), Музей Августинера, Фрайбург. Большая панель из Святой Эразм и Сен-Морис в Мюнхен вероятно датируется 1521–1524 гг. и, по-видимому, являлся частью более крупного проекта запрестольного образа, остальная часть которого не сохранилась. Остальные работы находятся в Мюнхене, Карлсруэ, Ашаффенбург и Ступпах (: de ). Всего четыре мрачных и трепетных Распятия выживать. Визуальный характер его работ с выразительными цветами и линиями резко контрастирует с работами Дюрера. Его картины известны своими драматическими формами, яркими цветами и изображением света.
Имя художника
В г. были опубликованы результаты исследования искусствоведа Карла Арндта, в соответствии с которыми художник носил имя Готхарт и фамилию Нитхардт. На это указывает и его монограмма «M.G.N» (Mathis Gothart Nithart). Именем Матиас Грюневальд, под которым Готхарт Нитхардт вошёл во всемирную историю искусства, художник обязан биографу Иоахиму фон Зандрарту, который в сочинении «Немецкая академия», по всей видимости, спутал Готхарта Нитхардта с другим художником, работавшим на рубеже XIV—XV вв. в городе Зелигенштадте недалеко от Франкфурта. Вплоть до XX века книга Зандрарта оставалась по сути единственным источником сведений о Грюневальде.
Изенгеймский алтарь
Слева направо: Изенгеймский алтарь, Благовещение, фрагмент, Маттиас Грюневальд. Изенгеймский алтарь (левая створка, вторая панель) — Благовещение, фрагмент, Маттиас Грюневальд.
На создание «Изенгеймского алтаря», признанного величайшим шедевром Маттиаса Грюневальда, ушло четыре года. Огромные панно, написанные для монастыря святого Антония в Изенхайме, изображают распятие Христа. Иисуса окружают несколько последователей и его страдающая мать, одетая в ярко-белое одеяние. Несмотря на то, что Иоанн Креститель не присутствовал при распятии, Грюневальд решил представить его здесь с маленьким ягнёнком, символом жертвоприношения.
Слева направо: Изенгеймский алтарь (левая створка, вторая панель): Благовещение, фрагмент, Маттиас Грюневальд. Изенгеймский алтарь: Посещение Св. Антонием Св. Павла, фрагмент: Голова Св. Антония, Маттиас Грюневальд.
Святой Антоний был связан с эрготизмом, болезнью, известной, тогда как Огонь Святого Антония. Его последователи посвятили себя помощи больным. Во времена Маттиаса монахи Изенхайма ухаживали за больными чумой, которая, возможно, и вызвала появление больших и ужасных язв, отмечающих тело Иисуса. Интуитивное изображение страданий Христа Грюневальдом было необычным в европейском искусстве, но эффективно показывало верующим, что, подобно им, даже сын Божий испытывал страдания.
Изенгеймский алтарь, Воскресение Христово, фрагмент: Изумленные стражи, Маттиас Грюневальд. Фото: twitter.com.
Вместо множества небольших панелей, обычно встречающихся в алтарях эпохи Возрождения, Маттиас создал несколько огромных панелей, которыми можно было управлять для создания различных видов. Алтарный образ может быть сконфигурирован тремя способами: самый известный вид, сформированный закрытием крыльев, показывает сцену распятия; другой вид появляется, когда открываются крылья, и изображает сцены из Евангелий, включая Благовещение и Воскресение; окончательный вид формируется, когда все панели полностью открываются, чтобы показать Иисуса, апостолов и многочисленных святых, в окружении картин святого Антония.
Изенгеймский алтарь, 1512-1516 гг., Музей Унтерлинден, Кольмар. Фото: wordpress.com.
Сложная конструкция «Изенгеймского алтаря» означала, что его можно было изменить в соответствии с событиями церковного календаря. Например, во время праздников в честь Девы Марии открывались крылья, чтобы показать сцены Благовещения и Рождества. В высшей степени универсальный и яркий шедевр, таким образом, занял своё место в каноне искусства эпохи Возрождения.
Маттиас женился и поселился во Франкфурте, но его личная жизнь была далеко несчастной. Его жену поместили в психиатрическую лечебницу из-за «одержимости демонами». Сам же художник, скорее всего, страдал депрессией. Ситуация усугубилась, когда он впал в нищету, покинув Изенхайм до того, как ему заплатили за его великолепный алтарный образ. Многие учёные и историки сходятся во мнении, что Грюневальд был беден и одинок во Франкфурте, тем самым не оставив после себя ни семьи, ни школы, ни мастерской.
Слева направо: Ангельский концерт, Маттиас Грюневальд. Ангельский концерт, Изенгеймский алтарь, левая половина центральной части : Очеловечивание Христа, Маттиас Грюневальд.
Его имя в значительной степени было забыто после его смерти, тем не менее, Грюневальд в конце концов снова приобрёл известность и в настоящее время признан одним из самых значительных художников эпохи Возрождения в Германии. Сознательно прокладывая свой собственный путь и отвергая современные тенденции, он создавал картины, которые удивляли, вдохновляли и преследовали зрителей на протяжении десятилетий, вплоть и по сей день.
Цвет напоминания о Боге
Любой ученик художественной школы в наши дни знает, что зеленый образуется из смеси синего и желтого, однако вплоть до XVIII века живописцы предпочитали работать чистым цветом.
В палитре мастеров эпохи Возрождения было три основных пигмента этой гаммы. Первый из них, самый дорогой и редкий, делали на основе малахита, второй, наиболее популярный, — из оксида меди, и третий, низкого качества, извлекали из особой глины.
Немецкий живописец Ганс Гольбейн Младший часто выполнял зеленым драпировки на многочисленных портретах. Его заказчиками были именитые люди своего времени: от английского короля Генриха VIII (у которого он и вовсе числился придворным художником) до гуманистов Эразма Роттердамского и Томаса Мора. Но даже в таких случаях Гольбейн не использовал малахитовую зелень. Большинство его полотен написано краской на основе оксида меди, поверх которой для придания изображению яркости художник иногда добавлял оловянно-желтый пигмент.
Ганс Гольбейн Младший. Портрет Томаса Мора. 1527. Источник
Мы можем лишь догадываться, какую роль играл этот цвет у Гольбейна, но в одной из своих самых знаменитых работ «Послы» он «прячет» главную идею именно за зеленой завесой — там, где в верхнем левом углу едва виднеется распятие.
Ганс Гольбейн Младший. Послы. 1533. Источник
Гольбейн работал над картиной в особенно напряженный период соперничества между королями Англии и Франции. На полотне изображены послы, которые приехали с дипломатической миссией ко двору Генриха VIII, чтобы примирить британского монарха с Римской Церковью (к слову, им это так и не удалось).