Признание
После окончания Академии и путешествий по северу Европы, Фридрих обосновался в Дрездене. В те годы там был сосредоточен центр немецкого романтизма.
Знаменательным для автора стал 1805 год. В ежегодном творческом конкурсе, учредителем которого выступал знаменитый немецкий поэт Вольфганг Гете, Фридрих стал победителем. Две его работы, выполненные сепией, получили высшую оценку жюри.
Узнав о победе, Фридрих на радостях презентовал обе работы учредителю, Гете. Так завязалась многолетняя дружба поэта и художника.
Окрыленный успехом, Фридрих в 1807 году всерьез берется за масляную живопись. Ему на тот момент уже было почти 40 лет.
Именно в это время он создают один из первых своих шедевров “Крест в горах”.
Каспар Давид Фридрих. Крест на горе. 1807-1808 гг. Галерея старых мастеров в Дрездене. The-athenaeum.com
Картина “Крест в горах” была неоднозначно воспринята его коллегами. Они язвительно говорили, что Фридрих “пытается протащить свое искусство на алтарь”. Несмотря на критику, работы Фридриха пользовались популярностью.
Самый его известный шедевр “Монах у моря” приобрел король Пруссии Фридрих Вильгельм третий. А сам Фридрих по праву стал членом Берлинской Академии.
Каспар Давид Фридрих. Монах у моря. 1808-1810 гг. Старая национальная галерея в Берлине. Theartnewspaper.ru
Композия у картины крайне необычная. Почти все пространство занимает небо. Узкая полоска моря. Такая же узкая полоска земли. И очень маленькая фигурка монаха.
Со смыслом здесь все понятно. Человек – лишь песчинка по сравнению с необъятным миром.
Личная жизнь
В 1818 году, на 43 году своей жизни, Фридрих женился. Его женитьба стала настоящим удивлением для друзей художника, так как он обычно не проявлял внимания женскому полу и вообще считался мизантропом.
Открытием женитьба стала и для самого художника. “Я счастлив, – писал он в письме своему другу Ф.Керстингу, – мой дом теперь милый и уютный, и я не могу не нарадоваться этому”.
Каролина была на 20 лет моложе Фридриха, и часто выступала в качестве его модели и музы. В семье Фридриха родилось трое детей.
Каспар Давид Фридрих. Женщина у окна (Каролина Фридрих в дрезденской мастерской). 1822 г. Старая галерея в Берлине. Artchive.ru
Известные картины
Дерево с воронами, около 1822. Холст, масло, 59*74 см. Лувр, Париж.
В пейзажах, изображающих древнегерманские захоронения-мегалиты, художник подчеркивает мысль о гармоничном сосуществовании человека и природы. Вид балтийского побережья, как в других аналогичных произведениях, композиционно выстраивается из отдельных набросков. На месте камней, образовывавших некогда древние могилы, ныне растут деревья. Таким по замыслу художника нашему взору предстает таинственный храм природы.
Море, покрытое льдами, около 1823. Холст, масло, 97*127 см. Кунстхалле, Гамбург.
Первый вариант этой картины назывался Крушение «Надежды». На ней изображены обломки корабля. Перед нами не только символ тщетности человеческих усилий постичь тайны божественного промысла и покорить природу. Пейзаж отражает крушение патриотических надежд художника, связанных с началом эпохи Реставрации.
Двое, созерцающие луну, 1819/20. Холст, масло, 34*44 см. Картинная галерея, Дрезден.
Фридрих часто вписывал на фоне пейзажей фигуры людей, стоящих спиной к наблюдателю. Они не способствуют оживлению композиции, а помогают художнику передать дальнюю перспективу. Кроме этого, художник стремится привлечь зрителя к происходящему, превратить его в еще одно действующее лицо композиции.
Монах на берегу моря, 1808–1810. Холст, масло, 110*171,5 см. Галерея романтизма, Берлин.
Изображение побережья — любимый мотив Фридриха, помогающий художнику выразить преклонение перед природой. В ней живописец видел превосходящее все ценности величие и мощь, бесконечность мироздания, постигаемые только человеком, ищущим и глубоко верующим. Фигура одинокого монаха подчеркивает контраст между беспредельной природой и человеческим существом.
Горный пейзаж, после 1830. Холст, масло, 45*58,3 см. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва.
Для выражения мистических религиозных идей Фридрих использует два основных живописных мотива — изображение атмосферных явлений и высоких гор. Над плоскогорьем вздымаются ввысь Исполиновы горы. Небесный посланник, туман придает пейзажу пластичность и торжественную таинственность.
Меловые скалы на острове Рюген, около 1818. Холст, масло, 90*70 см. Собрание Оскара Рейнхарта, Винтертур. Пейзаж проявляет умение художника находить необычные ландшафты и ракурсы их изображения. Вздымающиеся к небу утесы открывают вид на глубокую пропасть и необъятную морскую даль. Художник отвел путешественникам на переднем плане совсем немного места, создавая атмосферу сдержанной радости.
Живопись
Получив академическое образование, немецкий художник поселился в Дрездене, где на первых порах делал рисунки для ксилографии и
занимался изготовлением гравюр. Он работал акварельными красками, карандашами, чернилами и сепиями и создал впечатляющую серию набросков и пейзажных миниатюр.
Для ранних картин Каспара Давида была характерна мастерская передача освещения, которое сочеталось с оптическими эффектами при изображении гор и рек. А после победы на Веймарском конкурсе с рисунком «Шествие на рассвете» на полотнах уроженца Грайфсвальда начал присутствовать человек.
В 1808 году Фридрих написал выдающееся произведение, которое вошло в фотоальбомы и каталоги под названием «Крест в горах». Оно было заказано для семейной часовни и вызвало недовольство противников светской живописи, которые не хотели, чтобы пейзажи появлялись на алтарях.
Впоследствии эта противоречивая картина нашла место в замке графа фон Тун-Гогенштейна, и художник, примкнувший к обществу романтиков, стал членом Саксонской академии искусств. Переехав в Дрезден, он продолжил работу и создал произведения «Странник над облаками», «Женщина у окна», «На паруснике» и «Мужчина и женщина, рассматривающие луну».
Эти полотна, проникнутые личными чувствами, поначалу не находили покупателей, но потом о них узнал князь Николай Романов, известный в России как меценат. В 1820 году он посетил мастерскую живописца и, приобретя ряд крупных произведений, внес в творчество Фридриха неоценимый финансовый вклад.
Другим благодетелем Каспара Давида стал поэт Василий Андреевич Жуковский, который рекомендовал искусство немца российскому императору и царской семье. Благодаря этому картины «Утро в горах», «Восход луны у моря» и «Мечтатель» вместе с рядом гравюр и рисунков оказались в Государственном Эрмитаже.
В 1830-х годах, когда ослаб интерес к романтизму, художник создал серию автопортретов и пейзажей в мрачных тонах. Последними произведениями в его творчестве стали полотна «Этапы жизни», «Восход солнца над Нойбранденбургом» и «Воспоминание о горах».
Телега для сена
Художник: Джон Констебль
Год: 1821
Телега для сена (1821) — Джон Констебль
Самым влиятельным английским художником-романтистом, предпочитающим пейзаж, был Джон Констебль. Телега для сена изображает сельскую сцену на реке Стор между английскими графствами Саффолк и Эссекс. Это район, где родился Констебль, изображенный в его самых знаменитых шедеврах и ставший известен как Страна Констеблей. В центре картины — деревянная повозка, или большая телега, которую тянут через реку три лошади. Действие происходит недалеко от Флэтфордской мельницы, принадлежавшей отцу Констебля. Левый берег находится в Саффолке, а пейзаж на правом берегу — в Эссексе. Телега для сена почитается как одна из величайших пейзажных романтических картин, а также одна из лучших когда-либо созданных английским художником. В опросе 2005 года, организованном BBC, эта картина была признана второй по популярности картиной в британской галерее после «Боевого Темера».
Фридрих 1774-1840
Каспар Фридрих: Немецкий художник, один из крупнейших представителей романтического направления (пейзаж) в живописи Германии.
В молодости лишился большинства родственников — в 1781 г. умерла мать художника, затем скончались его две сестры и брат. В 1790 г. получил первые уроки рисования. С 1794 по 1798 г. Фридрих учился изобразительному искусству в Академии художеств в Копенгагене.
В 1794—1798 учился в копенгагенской Академии художеств. После возвращения из Дании путешествовал по различным городам Германии, пока не обосновался в Дрездене. Сблизился с кружком романтиков, включавшим Л.Тика, Новалиса, Г.фон Клейста, а также Ф. О. Рунге; в 1810 познакомился с И. В. Гёте, а в 1821 — с В. А. Жуковским; был дружен и с натурфилософом и художником К. Г. Карусом. Находился в близких отношения с норвежским художником Юханом Далем, оказал большое влияние на его творчество. В поисках мотивов с 1801 неоднократно приезжал на о. Рюген в Балтийском море; любил путешествовать по Саксонской Швейцарии и Гарцу; часто бывал в родном Грайфсвальде. До 1807 работал исключительно в технике рисунка (пейзаж) (преимущественно штифтом или сепией), затем обратился и к масляной живописи. В 1810 г. к живописцу пришёл публичный успех.
Уже в ранних пейзажах (Гуннская гробница в снегу, 1807; Теченский алтарь, или Крест в горах, 1808; обе работы — Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден; Монах у моря, 1808—1810, Национальная галерея; Аббатство в дубовом лесу, 1809—1810, Шарлоттенбург; Утро в Исполиновых горах (Ризенгебирге), 1810—1811, Национальная галерея; все три картины — Берлин) определилась задумчивая, по-своему мистическая атмосфера его искусства.
Зрителю, «заместителем» которого часто выступают фигуры, отрешенно созерцающие пейзажные дали, предстоит в живописи Фридриха загадочно-молчаливая природа и символы сверхреального бытия, явленные в виде достаточно натурных, но в то же время подчеркнуто-знаковых деталей (морской горизонт, горная вершина, корабль, дальний город, путевое распятие или просто крест, кладбище). История — и древнеязыческая, и средневековая — проступает в виде меланхолических мотивов (гуннские гробницы, руины храмов и монастырей), подчеркивающих скорее трагические разрывы, нежели связь времен. Сила красок, достаточно звучных, умеряется туманами и закатной либо рассветной дымкой.
Для Фридриха природа была носителем глубоких религиозных переживаний и часто приобретала символическое значение.Он использовал пейзаж как средство отобразить свои глубокие эмоциональные переживания, которые напоминали манеру письма его предшественника и земляка Альтдорфера, жившего тремя веками ранее. В своём программном произведении «Четыре возраста жизни» (The Stages of Life) изображены человеческие фигуры четырёх возрастов на пустынном арктическом берегу и такое же количество судов, подходящих к берегу, но находящихся на разном расстоянии. Тем самым мастер сумел убедительно представить на полотне неумолимый ход времени. А сама сцена на фоне заката вызывает острое чувство меланхолической ностальгии.
Другая работа из наиболее популярных его пейзажей, наиболее известная как «Крушение надежды» создаёт острое ощущение отчаяния и безнадёжности. Своими произведениями художник показал себя предшественником пре-рафаелитов конца 40-х лет ХХ века.
Особенности живописного языка Фридриха
К середине жизни художник после некоторых исканий окончательно утвердился в своей манере письма. Стиль его можно описать несколькими словами: трагичность, созерцание, загадочность, меланхолия… Упоительная и возвышенная красота его пейзажей заставляет зрителя замирать в раздумьях, а присутствие каких-либо фигур, которые вовсе не главные на картине, главное – природа, делает зрителя соучастником и действительным очевидцем завораживающих видов. Фридрих, философствуя с кистью, заставлял задумываться о вечном и зрителей. Особенно понятно его творчество зрелым людям, с жизненным багажом, для которых произведения художника подобны медитативным пособиям.
Последние годы
Мечтатель
В 1825 году случился первый инсульт. Физически от него художник полностью оправился, двигался самостоятельно, но появились некоторые странности, свидетельствующие о нарушениях мозговой деятельности. Были они редкими и не мешали художнику работать с полной отдачей и создавать настоящие шедевры.
В 1835 году после второго инсульта пришлось на время оставить масляную живопись и вернуться к истокам: карандашу и сепии. Но творческий дух никогда не покидал художника, работы последних лет жизни удивительно пронзительны.
Умер великий художник-философ 7 мая 1840 года в Дрездене, в кругу семьи, не нажив никакого состояния. Главным его богатством были уникальный талант и семья.
Источники
- https://TopKartin.ru/hudozhniki-mira/kaspar-david-fridrih
- https://www.peoples.ru/art/painter/caspar_david_friedrich/
- https://allpainters.ru/david-fridrih-kaspar.html
- https://24smi.org/celebrity/117221-kaspar-david-fridrikh.html
- https://ludirosta.ru/post/kaspar-david-fridrikh_4906
- https://arthive.com/ru/caspardavidfriedrich
Биография Каспара Давида Фридриха
Остров Рюген
Фридрих учился в Академии художеств в Копенгагене у известного датского живописца и рисовальщика Н. А. Абильгора (1794-1798). В 1798 переселился в Дрезден, где в 1801 сблизился с кружком поэтов-романтиков: Л. Тиком, Новалисом, Г. Клейстом. С юности увлекался рисунком в технике карандаша и сепии. После поездок (1801-1802, 1806) на остров Рюген (Балтийское море) увлекся живописью маслом и решил посвятить себя пейзажу. Жил в селении Аркона на Рюгене, писал виды дикой, полной романтики природы острова — лес, горы, меловые скалы, побережье. Как художника-романтика его привлекал конкретный облик природы и все неповторимое, оригинальное в ней. В сепии «Вид Арконы при свете луны» (Альбертина, Вена) лунный свет привносит таинственность в пустынный пейзаж. Отныне остров Рюген станет излюбленным местом пребывания художника, он назовет его «земля души».
«Крест в горах»
Программным произведением европейского романтизма стало полотно Фридриха «Крест в горах» (1808, Картинная галерея, Дрезден). Тема Распятия, характерная для старых немецких мастеров, в полотне художника-романтика обретает новое звучание: ноты ностальгического отношения к миру классического искусства, к самобытности национальной традиции, вера в силу религии. Эти же чувства рождают картины с изображением руин старых соборов, заброшенных аббатств, монастырей («Зима», Новая пинакотека, Мюнхен; «Собор», 1818, частное собрание, Швейнфурт; «Аббатство среди дубовых деревьев», 1810, Шарлотенбург, Берлин). Увлекающийся архитектурой художник сам занимался реставрацией памятников и всегда стремился к археологической точности воспроизведения архитектурных деталей, делал много зарисовок во время путешествий. Сцены зимнего пейзажа с полыхающим сухим лесом, на фоне которых как символ времени высятся руины и распятия, вносят в картины нечто символическое.В 1810 Фридрих вместе с живописцем Г. Ф. Керстингом предпринял путешествие в горы Ризегебурге. С этого времени в его произведениях преобладают изображения гор и моря. Он ценит вечное движение в природе, стремится показать природные явления в их космичности. В картинах «Меловые скалы на острове Рюген» (около 1820, собрание Рейнхардт, Винтертур), «Восход луны над морем» (1821-1822, Национальная галерея, Берлин), «На паруснике. Закат солнца» (или «Братья») и «Гавань ночью» (или «Сестры»; обе — 1821, Эрмитаж) Фридрих дает взгляд на бесконечно далекое пространство от фиксированной точки зрения — помещенных на переднем плане фигур людей, созерцающих в поэтической тишине открывающийся вид. Сопоставление малого и большого, конечного и бесконечного в его видах горных и морских ландшафтов усиливает ощущение космичности природы. Присущий Фридриху интерес к конкретному воспроизведению мотива и разнообразных эффектов естественного освещения не нарушает общей картинности пейзажей. Его виды всегда заключают в себе величие природного, почти мистического чувства и индивидуального конкретного видения данного пейзажного мотива. В живописи Фридриха проявляется интерес к передаче средствами тонального пейзажа определенного момента жизни природы.В полотне «Охотник в лесу» (1813, частное собрание) остро прозвучали патриотические ноты. Фигура французского охотника на фоне зимнего немецкого пейзажа символизирует нежданного пришельца-завоевателя.В 1810 Фридрих становится членом берлинской и дрезденской Академий, с 1824 — профессором Академии художеств Дрездена, где имеет много учеников.
Поздний период
В работах конца 1820—1830-х годов художник по-прежнему изображает море, виды Рюгена, горы Ризегенберге, которые посещал еще неоднократно, но часто пишет и равнинные пространства с цепью гор вдали. В работах этих лет он создает менее романтизированный, более приближенный к реальности облик природы, более правдивые эффекты освещения.Творчество Фридриха вызывало восхищение современников. В 1810 году его мастерскую в Дрездене посетил Гете, восторженно отозвавшийся о его творчестве. Известности художника в России способствовала его дружба с поэтом В. Жуковским, который тоже побывал в 1821 в его мастерской. Творчество Фридриха оказало значительное влияние на последующее развитие европейского романтического пейзажа.
Глубокий философский смысл
Картина Странник над морем тумана отражает глубокий философский замысел автора. Каждая деталь пейзажа играет определенную роль. Скала на переднем плане произведения, нарисованная в форме треугольника, воплощает в себе весь мир. Многие люди, существующие в этом мире, оказались у подножия горы. Это те, которые не хотят думать, просто плывут по течению этой жизни, и не спешат восходить на вершину.
Перед пытливым, думающим странником простираются старый и новый миры, отображенные на картине в виде уступа, образованного схождением двух склонов. Сам персонаж, странник над морем тумана, находящийся в центре двух миров, объединяет их.Однако, дорога странника не завершена. Ведь вдалеке виднеется новый пик, следующая острая скала, значит очередное открытие и восхождение.
Биография великого живописца
Будущий мастер был рожден в семействе мыловара, еще в юности лишился большей части своей родни — сначала умирает мать живописца, после этого две сестры и брат.
С 1790-го года мастер получает начальные уроки рисования. В 1794-1798 гг. он обучается живописи в Датской королевской академии изящных искусств (г.Копенгаген). После того, как он вернулся из Дании, художник странствовал по разным регионам Германии до тех пор, пока не поселился в г.Дрезден. Мастер достаточно тесно общался с живописцем Ю. Далем из Норвегии, имел немалое влияние на становление того как автора. В поисках сюжетов многократно наведывался на остров Рюген, находящийся в Балтийском море. Фридриху нравилось ездить по Гарцу, исследовать Саксонскую Швейцарию; порой он посещал свой родной город Грайфсвальд. До 1807-го трудился лишь в технике рисунка (в основном – штифт либо сепия), после того обращается также к работе маслом. В 1810-м к мастеру приходит признание.
В 1812 году по причине нелегкого положения Пруссии на фронтах мастер лишается поддержки короля.
В 1824-м Фридрих становится профессором Дрезденской Академии художеств. Известны его цитаты, заметки относительно искусств, подчеркивающие, что необходимо сочетать приверженность природе со своим интуитивным ощущением, которое художник рассматривал как божественный дар.
В июне 1835-го у живописца случается инсульт, его частично парализовало. Пролечившись все лето, в октябре он вновь приступил к работе, ограничившись рисунками сепией. Однако состояние его здоровья все время становится хуже.
Великий мастер умер в нищете 7 мая 1840-го
На какое-то время позабытые, произведения Каспара Давида Фридриха снова привлекли внимание лишь в XX ст. (начиная с расцвета сюрреализма)
-
Неразъемные соединения инженерная графика кратко
-
История заколок для волос кратко
-
Искусство 1920 1930 годов в ссср кратко
-
Искусство и мораль обществознание кратко
- Гомогенная реакция это кратко
Свобода, ведущая народ
Французское название: La Liberté guidant le peuple
Художник: Эжен Делакруа
Год: 1830
Свобода, ведущая народ (1830) — Эжен Делакруа
Свобода существовала как богиня во многих культурах и во время Французской революции во Франции появилось множество аллегорических олицетворений свободы. С тех пор фигура Свободы рассматривается как символ Франции и Французской Республики. Эта картина напоминает о Июльской революции 1830 года, в которой был свергнут король Карл X Франции. Она показывает Свободу как богиню и крепкую женщину из народа. В одной руке она держит флаг Франции, а в другой — огнестрельное оружие. «Свобода, ведущая народ» — очень влиятельное художественное произведение. Среди прочего, картина послужила источником вдохновения для Статуи Свободы и скульптуры Виктора Гюго, известного романа «Отверженные». С момента своего создания картина также служила республиканским и антимонархическим символом. Шедевр ведущего французского художника-романтика «Свобода, ведущая народ» возглавляет список самых известных картин движения романтизма.
Романтизм в живописи России
Выше уже говорилось о том, что в каждой национальной культуре романтическое направление имело свой колорит, свои специфические особенности. В России начала XIX в. романтизм возник как антипод классицизму и сосуществовал одновременно с ним. Придерживаясь эстетики классицистических канонов, еще продолжали творить такие известные мастера живописи, как Андрей Иванович Иванов, Василий Кузьмич Шебуев, Григорий Иванович Угрюмов.
Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немцами — Григорий Иванович Угрюмов (1793)
Русские художники романтизма
Однако в творчестве нового поколения художников — Ореста Кипренского, Александра Орловского, Карла Брюллова, Михаила Лебедева, Алексея Венецианова и некоторых других — идеалы гармонии, душевного спокойствия, умиротворенности, присущие классицизму, сменяются повышенным интересом к внутреннему состоянию человека, его духовной жизни. В российской живописи зародился совершенно новый способ мышления и восприятия действительности.
Полемизируя с традициями классицизма, художники-романтики утверждали в своих произведениях индивидуальность творческой манеры, живописную динамику, силу и насыщенность цвета, яркие контрасты света и тени.
Учёба, выбор профессии, особенности «почерка»
Отец не настаивал, чтобы дети непременно продолжали родительское дело. Семья, живя аскетично, относилась к выбору каждого уважительно. Каспара влекло рисование, с юных лет в карандашные пейзажи он переносил свои переживания и боль. После учёбы в университете родного города, одном из старейших учебных заведений Германии, выбрал Датскую королевскую академию художеств, куда поступил самостоятельно в 1794 году. В Копенгагене начинающему художнику пришлось постигать премудрости анатомии, обязательной науки как основе рисования человеческого тела, что давалось Фридриху с трудом. Пейзаж – вот что его интересовало по-настоящему
Забегая далеко вперёд, обращаем внимание на тот факт, что на его картинах либо совсем нет людей, либо они как герои изображены почти схематично, издалека и со спины. Индивидуальные черты человека художнику не интересны, он стремится в картинах передать общую атмосферу восхищения природой и её мощью
Молодой художник первые годы рисует карандашом и пером, для которого с середины XVIII века используется специальная краска морского органического происхождения под названием сепия. Эта графическая техника давала коричневые оттенки, более мягкие и естественные. Так написан первый автопортрет художника, созданный около 1800 года.
Плот Медузы
Французское название: Le Radeau de La Méduse
Художник: Теодор Жерико
Год: 1819
Плот Медузы (1819) — Теодор Жерико
Méduse был французским военным кораблем, который участвовал в наполеоновских войнах. Несмотря на то, что он устоял в боях, в июле 1816 года он разбился о песчаную отмель, когда перевозил людей в Сенегал. 400 человек на борту были эвакуированы; из них 151 — на плот. Этим людям на плоту пришлось пережить ужасное испытание. Многие были смыты в море штормом; другие восстали и были убиты офицерами; оставшиеся в живых занимались каннибализмом. Когда припасы заканчивались, раненых бросали в море. После 13 дней в море плот был найден и в живых осталось всего 15 человек. Событие превратилось в международный скандал. Теодор Жерико тщательно изучил инцидент, прежде чем создать этот шедевр. Плот Медузы оказался чрезвычайно влиятельным во французском искусстве; считается культовым произведением французского романтизма и увековечил инцидент, который изображает.
Биография Каспара Давида Фридриха
Каспар Давид Фридрих появился на свет 5 сентября 1774 года в небольшом приморском городке Грайфсвальд на севере Германии. Его отец, Адольф Готлиб, был владельцем небольшой фабрики по производству мыла и свеч, которая приносила семье неплохой стабильный доход. Несмотря на отсутствие нужды, детство Каспара нельзя назвать счастливым: в семилетнем возрасте умерла его мать, а чуть позже и две сестры.
Когда будущему художнику едва исполнилось 13 лет в семье случилась еще одна трагедия. Младший брат Кристофер утонул, пытаясь спасти Каспара, когда тот провалился под лед во время катания на коньках по реке. Это происшествие негативно отразилось на неокрепшей психике подростка и стало причиной частых депрессий живописца на протяжении всей последующей жизни.
В 16-летнем возрасте Каспар Давид Фридрих начал брать частные уроки рисования в местном университете у художника Иоганна Готфрида Квисторпа (Johann Gottfried Quistorp), который привил ученику любовь к пейзажному жанру и обучил азам живописи. В 1794-1798 годах Каспар учился в Копенгагене, в Датской академии искусств, где близко сошелся с Иоганном Людвигом Лундом (Johann Ludwig Lund), с которым поддерживал теплые дружеские отношения до конца жизни.
По окончании учебы Фридрих вернулся в родной Грайфсвальд, но пробыл в нем всего пару месяцев, а затем уехал в Дрезден. В столице Саксонии художник прожил до конца своих дней, лишь периодически посещая разные уголки Германии для пейзажных зарисовок.
В начале творческого пути Каспар Давид Фридрих увлекся гравюрой, но вскоре переключился на акварельную и масляную живопись. Впервые молодому художнику удалось громко заявить о себе в 1805 году, когда его два пейзажа были удостоены первой премии Веймарского конкурса искусств, организованного мэтром немецкой литературы Иоганном Гёте (Johann Wolfgang von Goethe). Работы Фридриха, наполненные мистической атмосферой таинственности и романтикой, вызвали бурную полемику в художественной среде Германии, но большинство критиков стали на сторону художника.
Последующие 10 лет в Европе были насыщены бурными событиями наполеоновских войн, в ходе которых власть в Дрездене неоднократно переходила от французов к немцам и обратно. Тем не менее, в условиях политической нестабильности, Каспару Фридриху удавалось творить и добиваться широкого признания. В 1810 году он стал членом Берлинской, а через 8 лет — Дрезденской академий искусств.
В январе 1818 года художник женился на дочери красильщика Каролине Боммер, которая стала матерью трех его детей. Спустя два года Фридрих приобрел одного из самых значимых своих покровителей в лице великого князя Николая Павловича (будущего российского императора Николая I), а еще через год познакомился с Василием Жуковским, дружба с которым продлилась более 20 лет.
Вопреки ожиданиям, художник так и не получил должность профессора в Дрезденской академии из-за политических разногласий с руководством. Более того, с конца 1820-х годов романтический стиль живописи в европейском искусстве постепенно стал терять лидирующие позиции, начиналась эпоха Реализма, в которой творчеству художника места не нашлось.
Картины Каспара Фридриха стали хуже продаваться, высокие покровители утратили интерес к его живописи, а семья начала испытывать серьезные финансовые затруднения. К тому же, под влиянием депрессивных мыслей художник все чаще предпочитал одиночество дружескому общению и жил затворником.
В 1835 году после приступа инсульта, 61-летний мастер оказался частично парализованным и не смог больше писать масляными красками, а спустя еще три года и вовсе отказался от живописи. С этого времени только финансовая помощь близких друзей не давала семье умереть от голода.
7 мая 1849 года Каспар Давид Фридрих отошел в вечность в возрасте 65 лет. Его смерть оказалась почти незамеченной в европейской художественной среде, а имя художника надолго было предано забвению.
Полезные ископаемые
Берега океана богаты на рудные месторождения:
- на Таймыре добывают ильменит;
- олово на Чаунской губе;
- на Кольском полуострове — апатит, флогопит и железную руду;
- на Чукотке — золото;
- свинец и цинк на Аляске;
- на Баффиновой земле — серебро.
В Гренландии 10 лет назад обнаружены большие запасы урана, но разработка месторождения пока не началась. На мелководных шельфах северной Аляски и в подводной цепи хребта Ломоносова открыты нефтяные месторождения. Претендовать на их разработку могут Россия, США, Дания и Норвегия.
Суровые погодные условия затрудняют добычу полезных ископаемых, и, пока не созданы технологии работы за полярным кругом, эти залежи составляют мировой неразрабатываемый запас.
Детство
Каспар Давид родился в небольшом старинном городе Грайфсвальд на балтийском севере Германии 5 сентября 1774 года в протестантской семье, в которой было 10 детей. Семейным делом было мыловарение и изготовление свечей. Череда несчастий постигла Каспара ещё ребёнком, что безусловно наложило отпечаток на его психику, характер и будущее мировоззрение: в пятилетнем возрасте он потерял мать, которая скончалась от чахотки, через некоторое время одна за другой умерли две сестры, спустя несколько лет погиб старший брат. Вина за трагическую смерть брата всегда будет тяготить Каспара, ведь это он, младший глупец, полез на неокрепший лёд и провалился. Брат смог вытащить его, а на себя сил ему уже не хватило.
Поцелуй
Итальянское название: Il bacio
Художник: Франческо Хайез
Год: 1859
Поцелуй (1859) — Франческо Хайес
Франческо Хайес был ведущим художником движения романтизма середины XIX века в Милане. Его самая известная работа изображает средневековую пару, обнимающуюся и целующуюся. Она представляет собой основные черты итальянского романтизма и стала культовым произведением движения. В картине делается упор на эмоции, а не на рациональное мышление в соответствии с принципами романтизма. Она стала олицетворением духа Рисорджименто или объединения Италии, которое длилось с 1815 по 1871 год. Картина также известна своими деталями и яркими цветами и пользуется огромной популярностью, особенно в Италии, после выставки в 1859 году. Она также стала предметом многочисленных комментариев и анализов. Это одно из самых страстных и ярких изображений поцелуя в истории западного искусства .