Что такое музей — определение, история, виды и особенности

История музеев мира

Коллекционирование
уходит своими корнями в глубокую
древность. На­чиная
со II
тысячелетия до н. э. в Междуречье писцы
собирали литературные и научные тексты,
написанные клинописью на глиняных
табличках. Так возника­ли
библиотеки, крупнейшая из которых
принадлежала ассирийскому царю
Ашшурбанипалу
и насчитывала более 30 тыс. табличек.

Понятие
«музей» ввели в культурный обиход
древние греки, однако они не употребляли
его по отношению к собранию предметов.
Древнегреческое слово «мусейон»
в буквальном переводе означает «место,
посвященное музам». Эти постройки
в основном представляли собой портик
с жертвенником и часто рас­полагались
в рощах, предгорьях, у родников. Нередко
мусейоны становились местом
проведения творческих состязаний
поэтов. В Феспийском мусейоне раз в пять
лет проходили общегреческие празднества
в честь муз — Мусеи.

Святилища
и храмы украшались скульптурами,
посвященными богам. Произведения
живописи греки хранили в «пинакотеках»
(греч. pinax
— картины, выполненные
восковыми красками на деревянных или
терракотовых дощеч­ках).
Самая известная пинакотека находилась
в Афинском Акрополе.

Античный мир не
создал музея в привычном для нас
понимании.

В
средневековье религиозные и светские
сокровищницы являлись храни­лищами
не только драгоценностей, но и собраний
предметов, обладающих ме­мориальной,
исторической и художественной значимостью.

Возникновение
музеев относится к эпохе Возрождения
(конец XIV,
начало XV
вв.). В развитии коллекционирования
произошли качественные изменения.
Владельцы собраний стали демонстрировать
свои коллекции сторонним зрите­лям.
Наиболее распространенными названиями
для таких помещений были «галерея» и
«кабинет». В немецком языке в качестве
синонима к слову «каби­нет»
использовалось слово «камера».

Самым
первым письменным упоминанием о
применении слова «музей» к коллекции
была опись имущества Лоренцо Медичи в
1492 г. Музеем стали на­зывать сначала
коллекции памятников античности и
произведений искусства, затем образцов
мира природы и всего, что воспринималось
в качестве «редко­сти» и «диковины».
Позже музеем стали называть не только
коллекцию, но и помещение,
в котором она хранится.

В
эпоху Просвещения музей вырастает в
учреждение, открытое для широ­кой
публики и его определяющим признаком
становится не только наличие коллекции,
ее хранение и изучение, но и показ. Первый
английский публичный музей,
созданный с научно-образовательными
целями, был открыт в 1683 г. в Оксфордском
университете и позже получили название
Музей Ашмола. Его основу
составили коллекции, собранные отцом
и сыном Трейдескантами.

Возникновение
музеев в России связано с именем Петра
I.
По его распо­ряжению
в 1703 I.
при Московском госпитале был создан
Анатомический те­атр,
где изготавливались анатомические
препараты и проводились вскрытия; в
1709 г. появилась Модель-камера, где были
собраны материалы, посвященные
кораблестроению.
Датой основания первого российского
музея — Кунсткамеры, принято
считать 1714 г. Покупки готовых коллекций,
геодезические и карто­графические
экспедиции и добровольные пожертвования
позволили Петру I
за короткий период составить одно из
богатейших музейных собраний в Европе.

В
ходе XIX
в. музей постепенно превращался в
неотъемлемую часть жизни человека.
В направлениях деятельности музеев
проявились новые тенденции: сохранение
национальной культуры и искусства,
дифференциация — появление научных
(профильных) и просветительских музеев.

Во
второй половине XX
в

активные поиски путей обновления и
демокра­тизации
традиционного музея способствовали
его качественной трансформа­ции.
Появились новые, более доступные для
восприятия способы подачи му­зейного
материала, разрабатывались инновационные
программы культурно-образовательной
деятельности, стало уделяться внимание
особым категориям посетителей — людям
с ограниченными возможностями и детям,
работа с которыми
требует специальных профессиональных
навыков

3Галерея Уффици, Флоренция. 1581 год

История галереи как таковой берёт начало в июле 1559 года, когда правнук Лоренцо и новый правитель Флоренции Козимо I Медичи замышляют объединить все административные службы города в общем просторном дворце. Для реализации проекта был приглашён мастер Джорджо Вазари, который и начал работу в 1560 году. Однако в 1574 году Вазари умер, и заканчивал строительство уже его преемник, Бернардо Буонталенти. С 1575 года в здании Уффици началось формирование музея — его основу составила семейная коллекция Медичи. В 1581 году сын Козимо Франческо I Медичи выставил на втором этаже восточного крыла галереи античные статуи и другие ценные произведения искусства, что положило начало работе в здании Уффици всемирно известной галереи.Двери галереи впервые были открыты для посетителей в конце XVI века, однако попасть туда могли люди только из высших слоев общества. Широкие массы смогли посетить его лишь в конце XVII века: с 1765 года музей стал доступен для всех желающих. Формирование коллекции началось ещё в средине XV века, когда дом Медичи и формально Флоренцию возглавлял Козимо Старший. Он покровительствовал художникам и покупал образцы античного искусства. Его внук Лоренцо Великолепный становится следующим просветителем в семействе Медичи. Он заказывает картины Андреа дель Верроккио и Сандро Боттичели, который создаёт свою «Весну» и «Рождение Венеры». По заказу мецената Филиппо Липпи пишет «Мадонну с младенцем и ангелами».После заката династии Медичи коллекция продолжала пополняться. Сейчас она включает множество шедевров таких итальянских мастеров, как Джотто, Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Уччелло, фра Филиппо Липпи, Чимабуэ, Пьеро делла Франческа и др. Здесь также немало образцов античного, французского, испанского, немецкого, голландского и фламандского искусства.

Виды

Что такое музей? Это организация, цель которой — ознакомление населения с историческим и культурным наследием. Музеи бывают различные. Они отличаются друг от друга, прежде всего, по типу хранимого наследия. Существуют музеи краеведческие, палеонтологические, антропологические, этнографические. Почти в каждом крупном городе имеется выставка восковых фигур. Есть музеи, в которых представлена военная техника или предметы, связанные с историей кораблестроения.

Музеи бывают частными и государственными. Они различаются также по способу знакомства с экспонатами. Так, самый современный тип — виртуальный. Тематика музея может быть какой угодно. По сути, каждый может создать собственный музей. Если, конечно, он располагает коллекцией, имеющей интерес для потенциальных посетителей. В мире действует ряд необычных музеев-выставок. Один из них находится в Загребе. Называется эта небольшая выставка Музей разводов. Экспонаты представлены здесь отнюдь не редкие — свадебные платья, предметы гардероба, украшения. Но каждый элемент имеет свою историю и связан с определенной стадией несостоявшихся отношений.

Сущность музея, как особого вида культурного учреждения

Музей – это концентрированное выражение культуры прошлого и настоящего, через которое человек осуществляет свою адаптацию к изменяющимся условиям окружающей его действительности.

В музее посетители участвуют в диалоге культур, исторических событиях, формирует спектр ценностных представлений. Учитывая, что посетители по-разному воспринимают музейные экспонаты, то их понимание и осмысление требует объяснения и созерцания.

Реализация функций музея способствует стабилизации социокультурных связей и отношений в обществе. Музеи также выполняют функции организации взаимодействия культур, изучения исторических традиций и культурного наследия.

Музеи в древние века

В средних веках произведения искусства представлялись в храмах и монастырях (ювелирные украшения, манускрипты). В это время, экспонаты захваченные во время войны служили, можно сказать, оплатой за выкупы или прочие расходы.

В 15 веке (всемирно знаменитого рода) дал указание создать так называемый Сад Скульптур
. Именно в эти века становится модным строить здания с длинными коридорами, а в них располагать картины и статуи. Со временем мода взяла свое, и начали создаваться так называемые «кабинеты» — помещения, специально предназначенные для размещения произведений искусства. Это очень быстро распространилось в Италии, затем в Германии и потом уже по всей Европе. Наряду с кабинетами в Германии создавались коллекции необычных вещей (Wunderkammer).

Создание современных музеев

Многие мелкие коллекции объединялись в более крупные, так и создавались современные музеи. Самым первым современным музеем
является

Музей изобразительный искусств Пушкина

Это один из знаменитейших культурных центров в стране. Конкурировать с Пушкинским музеем может только Эрмитаж. Закладка здания состоялась в начале 90-х XIX века. Пοстрοен Пушкинский музей был на частные пοжертвοвания мецената Ю.С. Нечаева-Мальцοва.

Кοгда сοοружали здание, предпοлагалοсь, чтο все экспοзиции будут οсматриваться тοлькο при дневнοм свете. Вοзмοжнοсть прοведения электричества в прοекте даже не учитывали. Этο вызвалο труднοсти οпределеннοгο характера. Первым директοрοм музея стал инициатοр егο οснοвания — И.В. Цветаев. Начальная экспοзиция сοздана на οснοве кοллекции древнοстей Мοскοвскοгο университета, гипсοвых кοпий античных скульптур и мοзаик.

В 1924 году были открыты картинные галереи. После ВОВ расформировали Государственный музей нового западного искусства, а часть его коллекции перенесли в Пушкинский музей. По экспонатам, которые хранятся здесь, можно изучать историю и культуру мира: от Античности до наших дней. Это настоящий музейный городок.

Отдельного внимания заслуживает Галерея искусств стран Европы и Америки. Здесь представлены полотна знаменитых художников конца XIX-XX века. Их фамилии у всех на слуху: Ван Гог, Гоген, Пикассо, Сезанн, Кандинский, Шагал и другие. Наверняка многие видели репродукции «Девочка на шаре» Пикассо или «Голубые танцовщицы» Дега. Их оригиналы хранятся в стенах Пушкинского музея.

Музей изобразительный искусств Пушкина

Это один из знаменитейших культурных центров в стране. Конкурировать с Пушкинским музеем может только Эрмитаж. Закладка здания состоялась в начале 90-х XIX века. Пοстрοен Пушкинский музей был на частные пοжертвοвания мецената Ю.С. Нечаева-Мальцοва.

Кοгда сοοружали здание, предпοлагалοсь, чтο все экспοзиции будут οсматриваться тοлькο при дневнοм свете. Вοзмοжнοсть прοведения электричества в прοекте даже не учитывали. Этο вызвалο труднοсти οпределеннοгο характера. Первым директοрοм музея стал инициатοр егο οснοвания – И.В. Цветаев. Начальная экспοзиция сοздана на οснοве кοллекции древнοстей Мοскοвскοгο университета, гипсοвых кοпий античных скульптур и мοзаик.

В 1924 году были открыты картинные галереи. После ВОВ расформировали Государственный музей нового западного искусства, а часть его коллекции перенесли в Пушкинский музей. По экспонатам, которые хранятся здесь, можно изучать историю и культуру мира: от Античности до наших дней. Это настоящий музейный городок.

Слайд 33Профессия экскурсоводЭкскурсоводы — это люди, проводящие экскурсии для туристов и

местного населения. Профессией экскурсовод, может в совершенстве овладеть лишь тот,

кто обладает глубокими познаниями в сфере искусства, истории и географии, он организует — сопровождение туристов и предоставление им информативных сведений об истории каких-либо достопримечательностей. Изучает исторических сведений. Разрабатывает программы и выбор маршрутов экскурсий. Координирует действий туристов во время чрезвычайных ситуаций. Контролирует действия участников экскурсии вплоть до ее завершения. Представители профессии экскурсовод также знакомят туристов с правилами по технике безопасности и владеют навыками оказания первой медицинской помощи. Они обязаны дать ответ на любые вопросы участников экскурсии, не затрагивающие личные темы. Они должны владеть одним или несколькими иностранными языками. Иметь высшее образование гуманитарной направленности. Быстро находить общий язык с людьми, отличаться коммуникабельностью. Хорошо знать тему выбранной экскурсии. Владеть знаниями из области культурологии, краеведения, этнографии и других наук.

Сущность музея, как особого вида культурного учреждения

Музей – это концентрированное выражение культуры прошлого и настоящего, через которое человек осуществляет свою адаптацию к изменяющимся условиям окружающей его действительности.

В музее посетители участвуют в диалоге культур, исторических событиях, формирует спектр ценностных представлений. Учитывая, что посетители по-разному воспринимают музейные экспонаты, то их понимание и осмысление требует объяснения и созерцания.

Реализация функций музея способствует стабилизации социокультурных связей и отношений в обществе. Музеи также выполняют функции организации взаимодействия культур, изучения исторических традиций и культурного наследия.

Эрмитаж

Сοбрание музея сοстοит из шести разделοв: первοбытнοй культуры, античнοгο мира, культуры нарοдοв Вοстοка, истοрии русскοй культуры нумизматики, западнοеврοпейскοгο искусства.

В οтделе западнοеврοпейскοгο искусства наряду с картинами, скульптурами выставляют мебель, фарфοр, изделия из серебра, шпалеры, οружие. Среди них немалο выдающихся кοллекций и пοдлинных шедеврοв. Так, лучшее за пределами Гοлландии сοбрание картин Рембрандта, Рубенса, два прοизведения Леοнардο да Винчи, пοлοтна великих мастерοв Франции разных эпοх. Кοллекция занимает 52 зала Зимнегο двοрца

Οсοбенным вниманием пοсетителей музея пοльзуется французскοе искусствο кοнца 19 стοлетия: οт импрессиοнистοв дο Матисса и Пикассο

Слово музей
происходит от греческого – museum, что в переводе означает «дом муз
». В современном понимании музеи – это учреждения, которые занимаются изучением и хранением памятников культуры, а также просветительскими целями.

Изначально слово музей означало какую-либо коллекцию, но со временем это понятие стало обозначать дома и здания, в которых находились экспонаты.

Первый прототип современного музея был основан в под названием в 290 году до н.э. В этом здание было огромное количество комнат, и в одной из них была знаменитая Александрийская библиотека, которая не сохранилась до нашего времени. Также там были залы для чтения, столовая и другие комнаты. Постепенно здание расширялось и туда добавлялись новые экспонаты, такие как чучела животных, которые использовались как наглядное пособие для обучения.

Откуда произошли музеи?

Все начиналось когда-то с частных коллекций (они и поныне существуют). Что такое музей? В античный период предметом «собирания» были в основном произведения искусства. В Средние века коллекционировались иконы, церковная амуниция, Мощи святых. А первые научные музеи появляются в Европе (эпоха Возрождения). В них преобладают минералы, инструменты для исследований, предметы этнографии. Первый публичный музей России — это, конечно же, Кунсткамера! За основу ее коллекции взято собрание Петра Первого: оружие, гравюры, живопись, скульптуры различных народов, а также приборы, станки, инструменты, которыми так интересовался правитель.

Слайд 18Эрмитаж. Санкт-ПетербургСреди самых первых музеев — Эрмитаж, который возник в

1764 году. На первых порах он не был музеем, это

была частная коллекция Екатерины Второй. Она провела невероятную работу по собиранию потрясающих произведений искусства. Ей помогали в этом и придворные, и такие люди, как Вольтер во Франции: они специально для нее узнавали о продающихся коллекциях, которые она скупала, прежде всего, во Франции, затем в Германии и Великобритании. Она собрала поразительные по своему богатству коллекции, но до поры до времени они были закрытыми для всех, кроме тех, кто имел право входа во дворец, кто был близок к императрице. Гости, в том числе заморские, могли видеть эти вещи. Но это собрание не могло считаться музеем ни в какой мере.

Слайд 13Мы сегодня будем говорить о музеях изобразительного искусства, пластических искусств

— скульптуры, живописи, одним словом, о музеях художественных. Мы иногда

представляем себе, что художественные музеи возникли очень и очень давно. Такие коллекции были и в Древнем Египте, и в античные времена. Слово «пинакотека», то есть собрание картин, возникло в Древней Греции. Были очень известные коллекционеры искусства в эпоху Возрождения. Но эти коллекции не были музеями, потому что, чтобы стать музеем в нашем понимании этого слова, нужно соответствовать некоторым характеристикам, которых у этих коллекций не было. Собранные вместе произведения искусства, если к ним нет доступа зрителя, если их созерцание возможно только для того, кто их собрал, и для круга тех людей — это еще не музей а просто коллекция..

Что такое музей: значения

  • Первоначально понятие музей обозначало саму коллекцию экспонатов. С 18 века — также и то здание, где располагались данные экспонаты. А с 19 века — и само учреждение, проводящее работы по изучению и обслуживанию экспонатов. Например, Русский, Пушкинский, Восковых Фигур.
  • Иногда так называют само место, где жил и работал известный писатель или ученый. Обычно это квартира или дом, открытые для всеобщего обозрения широкой публики или для тех, кто интересуется биографией и творчеством деятеля. Например, квартиры-музеи Достоевского, Булгакова.
  • Также музеем именуют местность, где много памятников. Например, Рим — город-музей.

Музей изобразительный искусств Пушкина

Это один из знаменитейших культурных центров в стране. Конкурировать с Пушкинским музеем может только Эрмитаж. Закладка здания состоялась в начале 90-х XIX века. Пοстрοен Пушкинский музей был на частные пοжертвοвания мецената Ю.С. Нечаева-Мальцοва.

Кοгда сοοружали здание, предпοлагалοсь, чтο все экспοзиции будут οсматриваться тοлькο при дневнοм свете. Вοзмοжнοсть прοведения электричества в прοекте даже не учитывали. Этο вызвалο труднοсти οпределеннοгο характера. Первым директοрοм музея стал инициатοр егο οснοвания — И.В. Цветаев. Начальная экспοзиция сοздана на οснοве кοллекции древнοстей Мοскοвскοгο университета, гипсοвых кοпий античных скульптур и мοзаик.

В 1924 году были открыты картинные галереи. После ВОВ расформировали Государственный музей нового западного искусства, а часть его коллекции перенесли в Пушкинский музей. По экспонатам, которые хранятся здесь, можно изучать историю и культуру мира: от Античности до наших дней. Это настоящий музейный городок.

Отдельного внимания заслуживает Галерея искусств стран Европы и Америки. Здесь представлены полотна знаменитых художников конца XIX-XX века. Их фамилии у всех на слуху: Ван Гог, Гоген, Пикассо, Сезанн, Кандинский, Шагал и другие. Наверняка многие видели репродукции «Девочка на шаре» Пикассо или «Голубые танцовщицы» Дега. Их оригиналы хранятся в стенах Пушкинского музея.

Лувр Париж

Наверное, никому не секрет, что самый известный музей мира это Лувр. В этом музее можно найти коллекции старейших произведений искусств, благодаря которым можно узнать много интересного из жизни средневековых народов, а также и многих существовавших цивилизаций и эпох. В музее находится более 300 тысяч экспонатов, и лишь 10% всех сокровищ музея ежедневно показывают туристам. Именно здесь находится всеми известная картина Леонардо да Винчи — «Мона Лиза». Здание музея само по себе является уникальным архитектурным сооружением XVIII века. Также этот музей считается самым посещаемым в мире, каждый год его посещают около 10 млн. человек. Стоимость билета в Лувр — 10 евро.

XVIII век

В эпоху Возрождения различные галереи служили больше для личных развлечений. В 18 столетии они стали неотъемлемой частью общественной жизни во многих европейских странах. В 1750 году во французской столице каждый парижанин мог ознакомиться с талантливыми произведениями живописи. Правда, открыт этот музей был всего два дня в неделю. К слову сказать, полотна из этой коллекции позже были перенесены в Лувр.

Британский музей, открытый в Лондоне в 1753 году, стал первым музей нового типа. Для того чтобы посетить его, требовалась предварительная письменная регистрация. В годы Французской революции самым большим публичным музеем встал Лувр. Другие знаменитые учреждения, история которых началась в восемнадцатом столетии:

  • Коллекция искусства Медичи.
  • Королевская коллекция Вены.
  • Коллекция искусство Ватикана.
  • Королевская коллекция Дрезден.
  • Эрмитаж в Санкт-Петербурге.

Что такое музей? Это организация, цель которой — ознакомление населения с историческим и культурным наследием. Музеи бывают различные. Они отличаются друг от друга, прежде всего, по типу хранимого наследия. Существуют музеи краеведческие, палеонтологические, антропологические, этнографические. Почти в каждом крупном городе имеется выставка восковых фигур. Есть музеи, в которых представлена военная техника или предметы, связанные с историей кораблестроения.

Музеи бывают частными и государственными. Они различаются также по способу знакомства с экспонатами. Так, самый современный тип – виртуальный. Тематика музея может быть какой угодно. По сути, каждый может создать собственный музей. Если, конечно, он располагает коллекцией, имеющей интерес для потенциальных посетителей. В мире действует ряд необычных музеев-выставок. Один из них находится в Загребе. Называется эта небольшая выставка Музей разводов. Экспонаты представлены здесь отнюдь не редкие – свадебные платья, предметы гардероба, украшения. Но каждый элемент имеет свою историю и связан с определенной стадией несостоявшихся отношений.

Понятие «музей»

Понятие музея связано с дихотомической природой его системы целей: сохранить культурное и историческое наследие для будущих поколений, одновременно открыв его для современников.

Понятие «музей» происходит из древнегреческой культуры – «museion», что переводится как «храм муз». Вместе с тем в Древней Греции музей отличался от его современного значения, это было место созерцания, познания окружающего мира, всевозможных раздумий.

В Российской музейной энциклопедии дано такое понятие музея:

В своем исследовании Ю.В. Зиновьева сформулировала вывод, что составляющими понятия музей являются:

  1. Собрание предметов (идей и носителей), осмысленных в качестве ценностей собирателем, индивидуальным или коллективным.
  2. «Храм муз» – музей как пространство предъявления различных фрагментов реальности – место коллективного действа и собирания произведений, посвященных музам – дочерям богини памяти Мнемозины.
  3. Общение по поводу представленных ценностей, коллективное действо, в котором осуществляется выход за грани обыденности, в атмосферу иной реальности, праздника, смена ролей, воссоздания «иного».

Необходимо также дополнить, что понятие музей включает в себя феномен социально-культурной памяти, т.е. музей создается и функционирует для сохранения памяти, стабилизации норм и ценностей в современном обществе.

В словаре «Музейные термины» дано такое определение: «музей – это научно-исследовательское и культурно-просветительное учреждение, которое в соответствии со своими социальными функциями осуществляет комплектование, учет, хранение, изучение и популяризацию памятников истории, культуры и природных объектов». В данном определении отражена взаимосвязь музея с его социальными функциями, а экспонаты обозначены как непосредственные источники формирования знаний об истории, культуре, природе определенных областей, обществ. Таким образом, в определении понятия музей приоритет имеет его научная, исследовательская, просветительская природа, которая служит удовлетворению потребностей общества в сохранении и использовании предметов реального мира как элементов исторической памяти, социальной информации и эстетических ценностей. Такого подхода придерживался также отечественный ученый А.M. Разгон .

Предназначение музея состоит в накоплении информации и выявлении закономерностей, относящихся к процессам познания и передачи знаний (например, исторических) посредством музейных предметов. Согласно данному подходу:

С учетом современных реалий, кроме процессов исторического познания, передачи исторических знаний, философско-культурного осмысления, ознакомления с информацией, в понятие музей закладывается также эстетическая составляющая в понимании действительности. В этом контексте реальность оказалась результатом культурного акта, его творения и сконструированной языковой практикой.

В настоящее время, музей играет также роль культурного центра и социального инструмента воздействия. С этой точки зрения в понятие музей включается и коммуникативная составляющая, согласно которой музейные фонды создаются осмысленно с целью передачи по такому специфическому каналу коммуникации сложную информацию. Музейные фонды при создании наделяются ценностными значениями, сопутствующей информацией, которую посетители должны воспринять и осознать. Таким образом, формируется диалог, направленный на выработку общего взгляда на предметы музейных экспозиций. В рамках данного понятия теоретическая интерпретация приводит также к уточнению технологических характеристик экспонатов музея и ситуаций музейной коммуникации.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: