«Чёрные картины», жизнь в Бордо и смерть (1820—1828)
В начале 1820 года Гойя тяжело заболел. 4 апреля он в последний раз присутствовал на академическом заседании. Предположительно весной или летом 1823 года Гойя расписал стены своего «Дома глухого» поверх его же обширных пейзажей сценами, бичующими вечное безумие и напасти человечества. Он познакомился с Леокадией де Вейс, женой предпринимателя Исидро Вейса, которая затем разводится с мужем. У неё родилась дочь от Гойи, которую назвали Росарита.
Опасаясь преследований со стороны нового правительства Испании, в 1824 году Гойя вместе с Леокадией и маленькой Росаритой выехал во Францию, где теперь царствовал Людовик XVIII (а с 16 сентября 1824 года — Карл Х). В этой стране Гойя провёл свои последние четыре года жизни. Беспокоясь за собственную безопасность зимой 1823-1824 годов, Гойя нашёл приют у аббата Дуасо. А в мае 1824 года он получил разрешение на поездку на Пломбьерские воды (англ.)русск., но на самом деле Гойя перебрался в Бордо, где нашли убежище многие его друзья. Летом того же года он был в Париже, где создал «Корриду» и портреты своих друзей: Хоакина Феррера и его жены. По возвращении в Бордо Гойя взялся за новую для него технику литографии: «Портрет гравёра Голона» и 4 листа под названием «Бордосские быки». Гойе периодически продлевали отпуск во Франции. В мае 1825 года Франсиско вновь тяжело заболел, но быстро поправившись он создал быстро около 40 миниатюр на слоновой кости. В 1826 году Гойя возвратился в Мадрид и добился от двора разрешения уйти на покой с сохранением жалования и возможностью бывать во Франции. В 1827 году в Бордо Гойя написал портрет банкира Сантьяго Галоса, управляющего его финансами, а также портрет испанского торговца Хуана Баутисту Мугиро, родственника своей невестки. Летом того же года Гойя последний раз был в Мадриде, где запечатлел на полотне своего 21-летнего внука Мариано Гойю. По возвращении в Бордо Гойя создал последние свои шедевры: портрет бывшего алькальда Мадрида Пио де Молина и эскиз «Молочница из Бордо». В начале 1828 года Гойя готовился к приезду своего сына с женой, направляющихся в Париж. Франсиско принял их у себя в конце марта, а 16 апреля 1828 года умер в своих апартаментах в Фоссе де л’Интенданс в Бордо.
Реставрация Испанских Бурбонов (1814—1819)
Но 18 мая 1814 году Фердинанд VII отменил конституцию 1812 года, распустил Кортесы, подверг тюремному заключению ряд либеральных депутатов. В сложившейся обстановке диктатуры и гонений большое количество шедевров Гойи упрятано в Академии Сан-Фернандо. С Гойи же сняли все подозрения в сотрудничестве с французскими захватчиками (он даже не получал жалованья во время оккупации) и позволили спокойно работать, хотя Фердинанд VII и относился к Гойе враждебно. 30 мая 1815 года король председательствовал на генеральном совете Филиппинской компании, где получил значительную ссуду. Гойе поручили увековечить это событие в «Филиппианском совете», где тот мастерски изобразил пространство и световые эффекты. Отдельно Гойя написал почти монохромно портреты членов Компании: Мигеля де Лардисабаля, Иньясио Омульриана и Хосе Муньярриса. Зато монументальный «Портрет герцога де Сан-Карлоса» использует все преимущества полихромии. В 1815 году изобразил себя в «Погрудном портрете», где он не выглядит на свои почти уже 70 лет. В 1816 году он создал новую серию офортов «Тавромахию». Гойе стали заказывать портреты дети его прежних покровителей: «Дон Франсиско де Борха Тельес Хирон», портрет 10-го герцога Осуна, или её сестры герцогини Абрантес. В январе 1818 года Гойя закончил большое полотно, изображающее двух святых покровительниц Севильи Хусту и Руфину в виде пышнотелых мах, для Севильского собора. 19 февраля 1819 года Гойя приобрёл за 60 000 реалов сельский дом под названием «Дом Глухого», располагавшийся за мостом, ведущем в Сеговию со стороны луга Сан-Исидро. В августе он закончил «Последнее Причастие св. Иосифа Каласанского» для церкви Эскуэлас Пиас в Мадриде. За эту работу Гойя получил 16 000 реалов, из которых 6 800 вернул из уважения к герою картины приору и подарил ещё свою маленькую картину «Моление о чаше».
Франциско де Рибальта
Согласно ходячему мнению, это он учреждает в Испании — одновременно с Караваджо — «натурализм». И позднейшие картины мастера подтверждают, что до некоторой степени Рибальта был представителем «натурализма» в Испании. Но все же приписывать ему значение «испанского Караваджо» или идти, как это делают другие, дальше и видеть в нем самого насадителя натуралистического течения — нам представляется ошибочным. Известным подтверждением такого мнения могло бы служить то обстоятельство, что Рибальта был лет на пятнадцать старше Микеланджело Меризи. Однако, с другой стороны, все ранние картины испанского мастера указывают лишь на его зависимость от формул обоих Хуанесов или, говоря шире, от того искусства, которое выросло на подражании мастерам «золотого века», и, напротив того, более определенно натуралистические черты встречаются только на позднейших произведениях Рибальты, написанных после того, как он побывал в Италии, где он мог и лично встретиться с Караваджо и видеть во всей свежести и новизне произведения своего собрата.Надо, впрочем, заметить, что «натурализм» не столько проник в испанскую живопись извне, сколько явился продуктом заложенных в самой природе испанцев начал, лишь ждавших благоприятных условий, чтобы выйти наружу. Нечто подобное этому явлению мы позже увидим и в Нидерландах. Проникновение «натурализма Караваджо» в Испанию не означает — наравне с проникновением академизма в духе какого-нибудь Тибальди — явления насильно и искусственно привитого. Напротив того, в Испании натурализм оказался вполне у себя дома, вполне отвечающим самым основным вкусам испанцев.Недаром предыдущие поколения так тяготели к великим реалистам — нидерландским примитивам, недаром живопись леонардеска Ианьеса приобрела определенно-реалистический характер, недаром вся венецианская школа XVI в. была здесь столь любимой, недаром натурализм в скульптуре привел очень рано почти к эксцессам, недаром, наконец, великий «оргиаст жизни» Греко нашел себе здесь такое гостеприимство и был принят за своего. Можно даже допустить такое предположение, что на самое зарождение натурализма в Италии повлияло, до некоторой степени, распространение тех же испанских вкусов, того, что мы бы теперь назвали «испанской модой». Быть может, не последнюю роль в образовании Караваджо играло, например, его происхождение из Ломбардии, бывшей в то время испанской провинцией, и, во всяком случае, не надо забывать, что школа Караваджо нашла себе главное пристанище в Неаполитанском королевстве, опять-таки управлявшемся испанскими наместниками. Тем не менее именно с Караваджо начинается сознательное, теоретически укрепленное развитие нового течения, и лишь благодаря его суровой пропаганде оно получает нужную силу для борьбы с академизмом; с Караваджо, наконец, начинается мировое значение натурализма, тогда как деятельность какого-нибудь Рибальты носит скорее узколокальный характер.
При этом надо еще заметить, что до сих пор творение Рибальты-отца (Франсиско) не отделено от творения Рибальты-сына (Хуана); натуралистическая же черта в последнем вполне объяснима, как в художнике поколения Валентина, Хонтхорста и др.
Портрет Ф.А. Бруни (Моллер Ф.А., 1840 г.) | Масленица в Петербурге. 1911 г. | Венецианский праздник XVI века. 1912 г. |
- Моя собственная особа
- Русские художники
- Интерактивная биография «Александр Бенуа»
- Эскизы костюмов и декораций.
Культура и искусство античного мира[править | править код]
Коллекция античных древностей в Эрмитаже насчитывает свыше 106 000 памятников. Представлены культура и искусство Древней Греции, Древней Италии и Рима, античных колоний Северного Причерноморья. Самые ранние из них восходят к III тыс. до н. э., самые поздние датируются IV в. н. э. Обширная экспозиция античных древностей находится в залах первого этажа Нового Эрмитажа.
Богато собрание греческих и италийских расписных ваз (15 000 экземпляров), памятников культуры Этрурии.
Коллекция античных гемм — инталий и камей — включает около 10 000 памятников.
Достаточно полно представлены все основные виды римской скульптуры: культовые статуи, рельефы, декоративная скульптура, портретная пластика. Собрание римского портрета насчитывает 120 образцов I в. до н. э. — IV в. н. э.
Также в Эрмитаже экспонируются: коллекция танагрских терракотовых статуэток (Греция) IV—III вв. до н. э., материалы раскопок греческих городов и некрополей Северного Причерноморья, греческие золотые изделия, греческие ткани V—IV вв. до н. э., деревянные античные саркофаги и другие изделия из дерева.
Внешние ссылки [ править ]
- Хусепе де Рибера, 1591–1652 , полный каталог выставки из Музея искусств Метрополитен, который включает материалы о Франсиско Рибальте (см. Указатель)
- Биография в онлайн-энциклопедии Museo del Prado, которая включает полный каталог выставки (на испанском языке)
- Цифровые работы Франсиско Рибальты в цифровой библиотеке Hispánica в Национальной библиотеке Испании (на испанском языке)
.mw-parser-output .navbar{display:inline;font-size:88%;font-weight:normal}.mw-parser-output .navbar-collapse{float:left;text-align:left}.mw-parser-output .navbar-boxtext{word-spacing:0}.mw-parser-output .navbar ul{display:inline-block;white-space:nowrap;line-height:inherit}.mw-parser-output .navbar-brackets::before{margin-right:-0.125em;content:»»}.mw-parser-output .navbar li{word-spacing:-0.125em}.mw-parser-output .navbar-mini abbr{font-variant:small-caps;border-bottom:none;text-decoration:none;cursor:inherit}.mw-parser-output .navbar-ct-full{font-size:114%;margin:0 7em}.mw-parser-output .navbar-ct-mini{font-size:114%;margin:0 4em}.mw-parser-output .infobox .navbar{font-size:100%}.mw-parser-output .navbox .navbar{display:block;font-size:100%}.mw-parser-output .navbox-title .navbar{float:left;text-align:left;margin-right:0.5em}vтеКараваджисти | ||
---|---|---|
|
||
Голландский Caravaggisti |
|
|
Фламандский Караваджисти |
|
|
Французский Caravaggisti |
|
|
Итальянский Caravaggisti |
|
|
Испанский Caravaggisti |
|
|
|
Авторитетный контроль |
|
---|
Рибальта, Франсиско
Скрыть рекламу в статье
Рибальта, Франсиско
Франсиско Рибальта (1551 — 1628) сам посетил Италию и на изучении Себастиано дель Пиомбо выработал свою манеру.
Франсиско Рибальта. Пригвождение к кресту. 1582. Холст, масло. 144,5х103. Инв. 303. Из собр. Кузвельта, Амстердам, 1815
Франсиско Рибальта (Школа). Трое святых в темнице. Холст, масло. 264х178. Инв. 347. Из собр. М. Годоя, Париж, 1831
Ему приписывали до последнего времени прелестную картину “Встреча св. Иоакима и Анны”, написанную лет 20 или 30 после смерти мастера и, может быть, вовсе не в Испании , на самом же деле характер его искусства (а вместе с тем и характер испанской живописи конца XVI века) можно понять по скучным упадочно-флорентийским картинам: “Голгофа” (В наст. время — “Пригвождение к кресту”) снабжена полной подписью художника и годом 1582 и “Магдалина у гроба Господня” (Мария Магдалина и апостолы у гроба Христа). Возможно, что и картина, носящая в Эрмитаже имя сына Франсиско Хуана (1597 — 1628), “Мученичество св. Екатерины”, принадлежит тоже кисти Рибальты-отца, постаравшегося здесь сочетать круглоту линий, полноту форм и равновесие композиции с гладкой, методичной и холодной живописью, считавшейся гордостью Флоренции второй-половины XVI века.
Однако уже к концу XVI века стали обозначаться признаки обновления и освежения испанской живописи. До сих пор не выяснено вполне, кто занес стиль Караваджо на Пиренейский полуостров, но можно установить, что в первые десятилетия XVII века принцип итальянского натурализма был уже известен испанцам. Вероятно, первые картины караваджиевского стиля появились в Испании еще до возвращения Рибейры из его путешествия по Италии, с момента же грандиозного успеха, завоеванного этим художником на родине, начинается поголовное увлечение всех лучших испанских живописцев новым художественным евангелием. Майно, Кано, Сурбаран, Веласкес, Maco, Пареха, Хосе Леонардо, Переда, Хуан Ридзи — все лучшие художники времени Филиппа IV имеют характер учеников Караваджо. Это то же искание сильной пластичности, те же резкие средства, те же разрешения световых задач, та же искренность, наконец, та же вера, что вне простой правды нет спасения. Кто был одарен гениальностью среди этих художников, те сумели выразить свою зависимость от Караваджо в менее покорной форме и сочетать его правдивость с изумительной красочной красотой (частью заимствованной у венецианцев), но иные менее талантливые или менее культурные (вроде Сурбарана) утрировали уже без того крайнюю теорию Караваджо и доходили иногда до отталкивающей грубости.
Оглавление книги
Ссылки
Примечания
Надпись, видимо, перекрашенная, гласит: откровенный. ribalta catalá нарисовал его в мадриде. год mdlxxxii .
, с. 156.
, стр. 114 и 230-231. Предполагаемое пребывание в Италии, о котором говорит Антонио Паломино , где он должен был пройти обучение «в школе Анибала , но больше в работах Рафаэля», не имеет подтекста реальности
Следует принять во внимание, что сведения Паломино о Рибальте, который, как предполагалось, умер в 1600 г., очень недостаточны, полностью игнорируя его пребывание в Мадриде, что, тем не менее, могло быть выведено Антонио Понцем ввиду сходства его работы с escurialenses.
, с. 145.
, с
66.
, с. 54, дело Фернандо Бенито.
, с. 244-247.
, стр. 150-152.
О фигуре Симона и полемике вокруг несостоявшейся беатификации, в которой сторонники и противники использовали изображения, см. .
Краткое и краткое изложение жизни, смерти и чудес досточтимого пресвитера Мос. Отец Иер. Саймон Валенсиано. С могилами, почестями, входами и подарками, которые были сделаны ему в течение года в городе Валенсия, с другими вещами, которые произошли . Доминго Сальседо де Лоайса, его преданный. Напечатано в Сегорбе, в типографии Фелипе Мей. 1614, с. 43 и 55.
, с. 81.
Сальседо де Лоайса объяснил полотно и его комиссию следующим образом: «Духовенство решило за много дней до очаварио написать Франсиско де Рибальта, известному живописцу в Испании, большую картину Христа-Искупителя с Крестом на спине, тремя Мария последовала за ним, а Симон Пресвитер зачаровался и преклонил колени у его ног. А этот будет служить алтарем в новой часовне, где сейчас хранится его тело. Копия с нее была сделана для Спасской церкви, стр. 506-507.
, стр. 81-82
, с. 120.
, с. 176.
, с. 83.
, стр. 209-211.
Национальный исторический архив, Inq. библиотека 1233, л. 67.
, стр. 248-249.
, с. 84.
↑ , с. 93.
↑ , с. 122.
, «Суд над Франсиско Рибальтой в 1618 году».
цит. , с. 257.
, с. 123.
, с. 86.
, с. 88.
, стр. 160-162.
, с. 158.
цит. , с. 168.
, с. 94.
, с. 170.
, с. 178.
, с. 105
цит. , с. 123.
Библиография
- Бенито Доменек, Фернандо (1987). Рибальты и валенсийская живопись их времени, каталог выставки . Валенсия-Мадрид. ISBN 978-84-505-6705-2 .
- Коваль, Дэвид М. (1985). Рибальта и рибалтеско: эволюция стиля барокко в Валенсии . Валенсия, провинциальный совет. ISBN 84-505-1981-0 .
- Паломино, Антонио (1988). Музей живописи и оптическая шкала III. Лауреат живописного испанского Парнаса . Мадрид, Aguilar SA Editions. ISBN 84-03-88005-7 .
- Перес Санчес, Альфонсо Э. (1992). Живопись барокко в Испании (1600-1750) . Стул, Мадрид. ISBN 84-376-0994-1 .
- Пьомбо (1995). Себастьяно дель Пьомбо в Испании . Мадрид, Музей Прадо, каталог выставки. ISBN 84-87317-42-1 .
Работает
- Распятие , его первая работа.
- Некоторые работы в El Escorial .
- Мученичество святого Петра
- Святой великомученицы Екатерины (ок.1605 г.), масло, 123х108 см, Эрмитаж, Санкт-Петербург
- Портрет Маргариты Агулло (около 1605 г.)
- Видение отца Франсиско Херонимо Симона , также известного как преподобный Симон (1612–1619), масло на панели, 211×111 см, Национальная галерея, Лондон
- Святой Франциск, утешенный ангелом ( San Francisco confortado por un ángel músico ) (около 1620 г.), масло на панели, 204×158 см, Musel del Prado, Мадрид
- Рамон Лулль (около 1620 г.)
- Сен-Рош (около 1625 г.), масло, панель, 124×60 см, Museo de Bellas Artes, Валенсия
- Святой Себастьян (около 1625 г.), масло, панель, 124×60 см, Museo des Bellas Artes, Валенсия
- Евангелие от Святого Луки (1625–1627), холст, масло 83×36 см, Museo de Portacoeli, Валенсия