Хосе де рибера: жизнь и творчество художника

Рассказ о «портрете бородатой женщины» хусепе риберы | личная библиотека и записная книжка

Сцена боя Создателя и Чудовища

Кадр из фильма «Прометей»

В заключительном эпизоде фильма Создатель вступает в схватку с огромным существом с щупальцами (предок фейсхаггеров, откладывающих зародышей в фильмах про Чужих — прим. авт.), которое получилось путём скрещивания ДНК человека и субстанции чёрного цвета из контейнеров в форме урн, найденных под куполом на планете LV-223. Внешний облик кальмарообразного монстра придумал художник-иллюстратор Айван Манцелло.

По эскизам Манцелло макетчики вылепили скульптуру из глины в натуральную величину, послужившую великолепным образцом для трёхмерщиков, которые должны были создать пугающего вида существо в графике.

Скульптура гигантского фейсхаггера. В фильме фигурирует трёхмерная модель существа

Тварь смоделировали и анимировали кудесники Weta Digital, после чего интегрировали её в кадры с актёром Йеном Уайтом в гриме Создателя. При этом основная сложность заключалась в проработке и визуализации мышц чудовища, которые напрягались и расслаблялись. Аниматорам и художникам требовалось придать им эластичность и через натяжение кожи передать внутреннее напряжение и усилия, которые прикладывал монстр в борьбе с Создателем.

Демонстрационный ролик студии Weta Digital, который наглядно показывает трёхмерные модели чудовища и предка Чужого.

Наследие

Санта-Сесилия , 1647 г. ( ок. ), Считается одним из самых красивых рисунков за всю его творческую деятельность. Музей Прадо, Кабинет рисунков и гравюр .

Рибера — одна из главных фигур в живописи не только Испании, но и Европы семнадцатого века, и, в некотором смысле, одна из самых влиятельных, поскольку его формы и модели распространились по Италии, Центральной Европе и Нидерландам . Рембрандта , оставивший большой след в Испании.

Но особые обстоятельства того, что он был иностранцем в Италии, заставили его воспринимать его как человека, выходящего за рамки его традиций и его вкусов. По прибытии в Италию новинка Caravaggesque достигла своего пика , находясь в напряжении с романо-болонским обновлением, которое возродило классицистический вкус. По этой причине он принял тенебризм , который дали фламандцы и голландцы, присутствовавшие в Риме, но он не переставал видеть и усваивать что-то из прекрасных форм мира классицизма.

Автопортрет Хосе де Рибера , гравюра из Гамлета Винстенли (1729 г.).

Лорд Байрон сказал о Рибере, что он рисовал кровью святых из-за его интенсивности в линии, из-за его разорванной анатомии и из-за резкости некоторых предметов. Но Рибера не груб и не примитивен; Он завершает свое обучение, обогащаясь другими произведениями итальянской культуры, которые вскоре становятся ему знакомы. Прежде всего, изучение великой живописи эпохи Возрождения . В образовании Риберы есть еще один элемент, который отдаляет его от испанских художников: это изучение классической античности, как это делали европейские мастера эпохи Возрождения и барокко . Увлекается мифологическими сюжетами (хотя таких заказов у ​​него было не так много) и изучает скульптуру Древней Римской Империи .. Его исключительные качества рисовальщика и мастерство в анатомии также отличали его от испанских художников того времени, в основном ограниченных религиозной клиентурой и моральными проблемами.

Из его работ мы видим, что Рибера не собирается быть художником с одним регистром, но что его язык будет с удивительной точностью придерживаться каждого из произошедших событий. Преодолевая первоначальную мрачность, он вернется к интенсивным контрастам света и тени, когда этого требуют определенные проблемы или иконография.

Памятник Рибере в его родной Ятиве.

Мы можем сказать, что он необыкновенный творец, поскольку он обладает способностью создавать пульсирующие образы истинной страсти на службе религиозного возвышения, которое является не только испанским, но и всей католической и средиземноморской контрреформацией ; его красочное мастерство, в котором собрано все чувственное богатство Венеции и Фландрии, и в то же время он способен согласовывать самые изысканные диапазоны, основанные на самой собранной лирике; и его неиссякаемая способность «изобретателя» гуманистических типов, которые с одинаковой серьезностью придают суровую реальность древним святым и философам, делают его одним из пиков своего столетия.

За последние тридцать лет были проведены исследования, благодаря которым возникли новые выставки, которые проводились в 1992 году в Неаполе, Мадриде и Нью-Йорке . Этому предшествовала публикация в серии Clasici dell´Arte., из почти полного каталога приписываемых ему картин. Благодаря этому огромный объем работ стал доступен каждому, что позволило нам приблизиться к изучению этого великого художника и преодолеть предрассудки, искажавшие его оценку. Уже в 2011 году выставка в Мадриде и Неаполе запечатлела последние открытия о художнике: его начальный этап в Италии. Более тридцати неподписанных масляных картин были идентифицированы как его, что демонстрирует его не по годам развитое мастерство и помещает его в число первых распространителей тенебризма Караваджо.

Возвращение в Афины

После Македонии Аристотель в возрасте 50 лет в сопровождении жены, дочери и воспитанника Никанора вернулся в родной город Стагир. Он был полностью разрушен во время греко-македонских войн. Стагир восстановили на деньги Александра Македонского, отец которого и приказал сравнять Стагир с землей. За это жители города построили здание для Аристотеля, чтобы он тут учил своих сторонников. Но Аристотель отправился дальше – в Афины. Здесь философ открыл собственную философскую школу, которая находилась за чертой города, поскольку Аристотель не был полноправным гражданином этого греческого полиса. Школа находилась в Лике, где занимались афинские гимнасты. Школа располагалась на территории рощи и сада, в котором были построены специальные крытые галереи для прогулок. Такое строение в Древней Греции называлось перипатос, отсюда, скорей всего, и возникло название школы Аристотеля – перипатическая.

В Афинах, вскоре после переезда, умерла Пифиада, что стало ударом для философа. В ее честь он построил мавзолей, куда приходил оплакивать почившую супругу. Спустя два года он снова женился на рабыне Гарпимиде, в браке с которой у него родился сын Никомах.

Занятия в школе Аристотель проводил два раза в день – по утрам, беседуя с учениками о самых трудных предметах и философских проблемах, и по вечерам, обучая тех, кто находился только в начале философского познания. Были в школе банкеты, куда ученики приходили только в чистой одежде.

Именно в Афинах были написаны основные произведения и сочинения Аристотеля, который получил прекрасный шанс излагать свои идеи ученикам.

В конце правления Александра Македонского произошло охлаждение в его отношениях с Аристотелем. Македонский царь провозгласил себя богом и требовал соответствующих почестей от приближенных. Не все соглашались делать это, и Александр казнил их. Среди жертв гордыни Александра был и Каллисфен, который после отъезда дяди в Афины стал личным историографом царя.

Смерть Александра Македонского вызвала в Афинах восстание, философа обвинили в неуважении к греческим богам. Над греком должен был состояться суд, но его Аристотель не дождался и уехал в Халкид. Здесь он скончался в 322 году через два месяца после приезда. Управление школой в Афинах перед путешествием философ оставил Теофрасту.

Практически сразу после кончины Аристотеля появился слух о том, что грек совершил самоубийство. Эта неправдоподобная версия возмутила учеников философа, которые знали, что Аристотель всю жизнь выступал против самоубийства.

Похоронили философа в Стагире, где местные жители построили выдающемуся земляку шикарный мавзолей. К сожалению, здание до наших дней не сохранилось. Никомах – сын Аристотеля – готовил сочинения отца к изданию, но умер в молодом возрасте. Пифиада три раза была замужем, воспитывала троих сыновей, младшего из которых звали Аристотель. Именно он длительное время возглавлял школу своего знаменитого деда, заботился об учениках, сторонникахи сочинениях Аристотеля-старшего.

Более поздняя жизнь

Около 1644 года его дочь вышла замуж за испанского дворянина из администрации, который вскоре умер. С 1644 года Рибера, похоже, серьезно заболел, что значительно снизило его трудоспособность, хотя его мастерская продолжала производить работы под его руководством. В 1647–1648 годах, во время восстания Масаниелло против испанского владычества, он чувствовал себя вынужденным на несколько месяцев взять свою семью с собой в убежище во дворце вице-короля. В 1651 году он продал большой дом, которым владел много лет, и, когда он умер 2 сентября 1652 года, он испытывал серьезные финансовые затруднения.

История Магдалены Вентура

Магдалена Вентура когда-то вышла замуж. Ее муж – рядом с ней на картине. Родила троих сыновей. Однако в 37 лет случился гормональный сбой. Возможно, вызванный ранней менопаузой.

На лице и теле появились волосы. К 50 годам появились характерные для мужчин залысины.

Как-то на улице родного города Абруццо ее увидел придворный неаполитанского герцога. И практически вынудил супругов (возможно, за плату) отправиться к герцогу. Тот обожал всякие природные аномалии. Поэтому женщину с бородой оценил. Поселил супругов у себя на вилле. И заказал их портрет Рибере.

Рибера писал картину три года. Скорее всего, именно так Магдалена и ее муж выглядели. Однако грудь вряд ли реалистична. Такой она изображена художником для пущей эффектности. Уж слишком она высоко расположена. Да и чересчур округлая. Что вряд ли возможно у трижды рожавшей женщины 52 лет.

На руках женщина держит младенца. Вряд ли это ее ребёнок. Скорее всего, своих сыновей она родила до гормонального сбоя в 37 лет. А дитя у груди – лишь возможность сделать аномалию более наглядной.

Обратите внимание на лица позирующих. Они растеряны и даже печальны… Можно предположить, что у герцога они чувствовали себя неуютно. Кому же понравится несколько лет провести вне дома. Причём в качестве объекта для насмешек

Причём в качестве объекта для насмешек.

Становление

Вам будет интересно:Художник Александр Родченко: картины известного авангардиста и их названия

Хотя в то время сыновей обычно обучали той же профессии, которой владели их отцы, некоторые искусствоведы предполагают, что художественные занятия Риберы могли поощряться другими художниками в его семье.

Его бабушку по отцовской линии звали Хуана Наварро из Тервела, а в Валенсии были известны несколько художников с такой фамилией. Однако это остается лишь предположением. Биограф Риберы утверждает, что в детстве он был учеником преуспевающего местного художника Франсиско Рибальта, хотя нет абсолютно никаких доказательств в поддержку этого утверждения.

Какими бы ни были факты, он был явно недоволен тем, как идут дела, поэтому покинул свой родной город в поисках лучшей жизни (есть мнение, что он покинул Испанию из-за ссоры с Рибальтой, связанной с дочерью мастера-художника).

Неаполитанский период

Бородатая женщина, 1631

В Королевство Неаполя был тогда частью Испанской империи и управлялся последовательностью испанских вице-королей. Рибера навсегда переехал в Неаполь в середине 1616 года. Его испанская национальность привела его к небольшому испанскому правящему классу в городе, а также к Фламандский торговое сообщество с другой испанской территории, в которое входили известные коллекционеры и торговцы произведениями искусства. Рибера начал подписывать свою работу как «Jusepe de Ribera, español» («Jusepe de Ribera, испанец»)

Ему удалось быстро привлечь внимание вице-короля, Педро Телес-Хирон, третий герцог Осуна, также недавно прибывший, который дал ему ряд крупных поручений, которые показали влияние Гвидо Рени

Период после того, как Осуна был отозван в 1620 году, кажется, был трудным. Немногие картины сохранились с 1620 по 1626 год; но это был период, когда было создано большинство его лучших гравюр

По крайней мере частично, это была попытка привлечь внимание более широкой аудитории, чем Неаполь. Его карьера началась в конце 1620-х годов, и впоследствии он стал ведущим художником Неаполя. Он получил Орден Христа Португалии от Папа Урбан VIII в 1626 г

Он получил Орден Христа Португалии от Папа Урбан VIII в 1626 г.

Голова Иоанна Крестителя, 1644.Настоящая академия изящных искусств Сан-Фернандо, Мадрид.

Хотя Рибера так и не вернулся в Испанию, многие из его картин были возвращены вернувшимися членами испанского правящего класса, например герцогом Осуна, а его гравюры были привезены в Испанию торговцами. Его влияние можно увидеть в Веласкес, Мурильо, и большинство других испанских художников того периода.

Его изображали как эгоистично защищающего свое процветание, и он считается главным в так называемом Кабала Неаполя его соучастниками были греческие художники, Белисарио Коренсио и неаполитанский, Джамбаттиста Караччоло.

Говорят, эта группа стремилась монополизировать неаполитанские художественные комиссии, используя интриги, саботаж незавершенной работы и даже личные угрозы насилием, чтобы отпугнуть внешних конкурентов, таких как Аннибале Карраччи, то Кавалер д’Арпино, Рени, и Доменикино. Все они были приглашены на работу в Неаполь, но сочли это место негостеприимным. Клика прекратила свое существование после смерти Доменикино в 1641 году.

Среди учеников де Риберы был фламандский художник. Хендрик де Сомер, Франческо Фраканцано, Лука Джордано, и Бартоломео Пассанте. За ним последовал Джузеппе Марулло и повлиял на художников Агостино Бельтрано, Паоло Доменико Финольо, Джованни Рикка, и Пьетро Новелли.

Личная жизнь

О личной жизни Аристотеля мы почти ничего не знаем. Известно, что за годы своей биографии он был дважды женат.

Первой супругой ученого была Пифиада, которая приходилась приемной дочерью тирану Ассосу из Троады. В этом браке родилась девочка Пифиада.

После смерти супруги, Аристотель незаконно взял себе в жены служанку Герпеллиду, которая родила ему сына Никомаха.

Мудрец был прямым и эмоциональным человеком, особенно, когда речь заходила о философии. Однажды он настолько серьезно поссорился с Платоном, не соглашаясь с его идеями, что тот начал избегать случайной встречи с учеником.

Детство и юность

Аристотель родился в городе Стагира, который расположен в греческой колонии Фракии. Из-за названия родного города впоследствии Аристотеля часто называли Стагирским. Он происходил из династии врачевателей. Его отец Никомах был придворным врачом македонского царя Аминты III. Мать Фестида имела благородное происхождение.

Портрет Аристотеля. Художник Франческо Айец / Gallerie dell’Accademia

Так как в семье лекарское искусство передавалось из поколения в поколение, Никомах собирался сделать врача и из сына. Поэтому с детских лет обучал мальчика основам медицины, а также философии, которая у греков считалась обязательной наукой для каждого лекаря. Но планам отца не суждено было исполниться. Аристотель рано осиротел и вынужден был покинуть Стагир.

Сначала 15-летний юноша отправился в Малую Азию к опекуну Проксену, а в 367 году до н. э. обосновался в Афинах, где стал учеником Платона. Аристотель изучал не только политику и философские течения, но и мир животных и растений. В общей сложности он пробыл в академии Платона около 20 лет.

Сформировавшись как мыслитель, Аристотель отверг учение наставника об идеях бестелесных сущностей всего сущего. Молодой философ выдвинул собственную теорию – первичности формы и материи и неотделимости души от тела. Портрет двух мыслителей, ведущих спор, увековечил мастер эпохи Возрождения – Рафаэль Санти на фреске «Афинская школа».

Платон и Аристотель (фрагмент фрески «Афинская школа») / Музей Ватикана

В 345 году до н.э. Аристотель уезжает на остров Лесбос, в город Митилену, из-за казни его друга Гермия, также бывшего ученика Платона, который затеял войну против персов.

Через 2 года Аристотель отправляется в Македонию, куда его пригласил царь Филипп, чтобы воспитывать наследника – 13-летнего Александра. Период биографии мыслителя, который он посвятил обучению будущего знаменитого полководца, продлился почти 8 лет. По возвращении в Афины Аристотель основал собственную философскую школу «Ликей», которая также известна под названием перипатетической школы.

Творчество[править | править код]

Прометей. Ок. 1630 «Святая Инесса и ангел, укрывающий её покрывалом», 1641 Мученичество св. Филиппа. 1639 Ранние картины Риберы находятся в русле традиции тенебризма и, подобно работам его наставника Рибальты, выполнены под сильным влиянием Караваджо. Позднее на караваджистскую основу наложилось влияние предельно далёких от Караваджо болонских академистов Карраччи. Как и в случае с Караваджо, стилевая манера Риберы строится на контрастах света и тени. В драматических сценах мученичества он выявлял победу духа и воли над телесной немощью и страданием.

Натуралистичность полотен Риберы сделала его героем жутких легенд и сплетен. Многие годы он делал зарисовки во время допросов в тюрьмах, наблюдая, как ведут себя люди под пытками. В творческом наследии Риберы преобладают мифологические и религиозные темы. Его влекли античная история, события Ветхого и Нового Заветов, сцены из жизни святых. Сохранилось также несколько портретов.

Как отмечено в БСЭ, приблизительно с 1635 года Рибера «переходит к более уравновешенным решениям: светотень в его произведениях становится мягче, цветовая гамма насыщается золотистыми или серебристыми оттенками». Жуткие в своей реалистичности детали подчёркиваются грубыми мазками кисти. Драматический эффект ран, морщин, бород зачастую достигается утолщением красочного слоя.

Одним из лучших произведений художника считается картина «Св. Инесса» (1641; Дрезден, Картинная галерея).

В чем смысл трагедии?

Литература Древней Греции актуальна даже сегодня, например, главная идея трагедии Эсхила — в том, что необходимо бороться с жестокой и несправедливой властью, которая лишь подавляет подданных, а стимулирует страну к развитию. Даже тогда мысль о свободе, равенстве и братстве не давала покоя творческой интеллигенции. Очевидно, что Прометей — это образ революционера своего времени, бунтаря, способного низвергнуть тиранию, пусть и ценой собственной жизни. Его жертва не пропала даром, он внес свою лепту в развитие человечества, то есть вдохновил угнетенных на борьбу с угнетателем.

По мнению автора, иногда для того, чтобы достичь этой высокой цели, нужно пройти через мучительные страдания, но в итоге прогресс всегда побеждает. Главная мысль Эсхила заключается в том, что Зевс, внешне «победивший» Прометея и свергнувший его в Тартар, в идейном плане проигрывает непокоренному, верному своим идеалам титану.

биография

Он родился в Хативе в скромной семье и в очень молодом возрасте переехал в Италию . Его первая работа датируется 1611 годом , Сен-Мартен разделяет мантию , которая теперь исчезла. Он написал в Риме первую серию « Пяти чувств» , из которых сохранились четыре картины, а также копия пятой. О годах его становления ничего не известно.

Прибывший в Неаполь в 1616 году в возрасте 25 лет, он был протеже испанского вице-короля, герцога Осуны, для которого он написал несколько картин, хранящихся в Соборной церкви Осуны (недалеко от Севильи), в том числе святого Себастьяна и Голгофы . Он приобрел там блестящую репутацию и смог встретиться со многими приезжими художниками, в частности со своим соотечественником Диего Веласкесом, который купил ему несколько полотен для короля Испании Филиппа IV в 1629 году , а затем, снова в 1649 году , для дворца Эскуриаль .

Рибера женится на Каталине де Аззолино, дочери художника, от которой у него пятеро детей.

Ранние годы

Мученичество святого Андрея , 1628 г.

Рибера родился в Хативе , недалеко от Валенсии , Испания , и был вторым сыном Симона Риберы и его первой жены Маргариты Куко. Он крестился 17 февраля 1591 года. Его отец был сапожником или сапожником, возможно, в крупных размерах. Его родители хотели, чтобы он сделал литературную или ученую карьеру, но он пренебрегал этими занятиями и, как говорят, учился у испанского художника Франсиско Рибальта в Валенсии, хотя никаких доказательств этой связи не существует. Стремясь изучать искусство в Италии, он отправился в Рим через Парму , где в 1611 году нарисовал потерянного святого Мартина и нищего для церкви Сан-Просперо. Согласно одному источнику, кардинал заметил, что он рисовал с фресок. на фасаде римского дворца, и разместили его. Римские художники дали ему прозвище «Lo Spagnoletto».

Фигурные этюды

Его ранние биографы обычно причисляют его к последователям Караваджо . Сохранилось очень мало документов, относящихся к его ранним годам, и ученые размышляют о точном времени и маршруте, по которому он прибыл в Италию. Рибера начал жить в Риме не позднее 1612 года, и, согласно документам, он присоединился к Академии Святого Луки к 1613 году. Некоторое время он жил на Виа Маргутта и почти наверняка был связан с другими Караваджисти, которые стекались в Рим в то время, такими как как Геррит ван Хонтхорст и Хендрик тер Бругген , среди других художников Утрехта, работавших в Риме к 1615 году. В 1616 году Рибера переехал в Неаполь , чтобы избежать своих кредиторов (по словам Джулио Манчини , который описывал его как живущего не по средствам, несмотря на высокую доход). В ноябре 1616 года Рибера женился на Катерине Аццолино, дочери сицилийского неаполитанского художника Джованни Бернардино Аццолино , чьи связи в неаполитанском художественном мире помогли Рибере на раннем этапе стать крупной фигурой, чье присутствие оказало долгосрочное влияние на искусство города.

Наследие

Работы Риберы остались в моде и после его смерти, в основном благодаря гипер-натуралистическим изображениям жестоких предметов на картинах таких учеников, как Лука Джордано. Согласно 11 изданию 1911 г. Британская энциклопедия «Его формы, хотя и обычные и отчасти грубые, правильны; впечатление от его работ мрачное и поразительное. Он любил предметы ужаса». Он нарисовал ужасы и реальность человеческой жестокости и показал, что ценит истину над идеализмом. Постепенному восстановлению его международной репутации способствовали выставки в Принстоне в 1973 году его гравюр и рисунков, а также работ во всех средствах массовой информации в Лондоне. Королевская Академия в 1982 г. и в Нью-Йорке на Метрополитен-музей в 1992 году. С тех пор его творчество привлекло больше внимания критиков и ученых. К сожалению, из-за того, что интерес к его работе так долго падал, каталог raisonné его работы до сих пор не хватает. Многие работы, приписываемые ему, были изменены, выброшены, повреждены и заброшены в период его безвестности.

Хусепе Рибера “Бородатая женщина”. Аллегория или портрет?

Хосе де (Хусепе) Рибера. Магдалена Вентура с мужем и сыном. 1631 г. Госпиталь Табера в Толедо, Испания.

Впервые картину с бородатой женщиной Риберы я увидела в сериале “Молодой Папа”. Герои фильма время от времени останавливаются у этого полотна. Молча ее разглядывают. Но особо не удивляются. Видимо потому что знают ее историю.

Если же вы видите ее впервые, удивление вы однозначно испытаете. Ещё бы. Мы видим то ли мужчину с грудью. То ли женщину с бородой.

Всматриваясь, понимаешь, что это все-таки женщина. Ведь на ней женское платье. Да и грудь весьма красноречива.

Так что это? Какая-то аллегория художника? Или все-таки портрет реальных людей?

История Магдалены Вентура

Магдалена Вентура когда-то вышла замуж. Ее муж – рядом с ней на картине. Родила троих сыновей. Однако в 37 лет случился гормональный сбой. Возможно, вызванный ранней менопаузой.

На лице и теле появились волосы. К 50 годам появились характерные для мужчин залысины.

Как-то на улице родного города Абруццо ее увидел придворный неаполитанского герцога. И практически вынудил супругов (возможно, за плату) отправиться к герцогу. Тот обожал всякие природные аномалии. Поэтому женщину с бородой оценил. Поселил супругов у себя на вилле. И заказал их портрет Рибере.

Рибера писал картину три года. Скорее всего, именно так Магдалена и ее муж выглядели. Однако грудь вряд ли реалистична. Такой она изображена художником для пущей эффектности. Уж слишком она высоко расположена. Да и чересчур округлая. Что вряд ли возможно у трижды рожавшей женщины 52 лет.

На руках женщина держит младенца. Вряд ли это ее ребёнок. Скорее всего, своих сыновей она родила до гормонального сбоя в 37 лет. А дитя у груди – лишь возможность сделать аномалию более наглядной.

Обратите внимание на лица позирующих. Они растеряны и даже печальны… Можно предположить, что у герцога они чувствовали себя неуютно. Кому же понравится несколько лет провести вне дома. Причём в качестве объекта для насмешек

Причём в качестве объекта для насмешек.

Мода на аномалии

Так зачем герцогу понадобилась подобная картина? Дело в том, что в 17 веке была мода на всякого рода аномалии. Картину повесили во дворце герцога. Где ее могли лицезреть многочисленные гости. Вот такое своеобразное увеселение.

Темой природных аномалий интересовались и другие художники. Так, Диего Веласкес создал целую галерею карликов, которые работали шутами при дворе короля.

Диего Веласкес. Дон Себастьян де Морра. 1645 г. Музей Прадо, Мадрид. Wikiart.org

Да что далеко ходить. Даже на самой знаменитой картине Веласкеса “Менины” мы видим карлицу. Рядом с принцессой. Чтобы ещё больше подчеркнуть ее красоту и высочайшее происхождение.

Диего Веласкес. Менины. 1656 г. Музей Прадо, Мадрид

Любопытные детали картины

Ещё вы наверняка обратили внимание на большой камень рядом с героями картины. На нем по-латыни написано о том, кто изображён. Как удивительно, что у женщины такая борода

Кто художник и кто заказчик

Как удивительно, что у женщины такая борода. Кто художник и кто заказчик.

Также на камне лежит веретено. Так подчёркивается, что перед нами все-таки женщина. Которая по-прежнему занимается женскими делами.

Рибера был последователем Караваджо. Поэтому его картина с бородатой женщиной выполнена в технике тенебросо. Когда персонажи освящены неярким светом. А вокруг темнота. Фигуры лепятся из света и тени. Что придает им больше объёма и выразительности.

Почему “Бородатая женщина” Риберы мелькает в сериале “Молодой Папа”?

Если вы смотрели сериал “Молодой Папа”, то наверняка задумывались, зачем там показывают эту картину?

Может быть, дело в позиции Пия XIII по отношению к гомосексуалистам?

Сначала Папа ужесточает критерии для приёма в священники. Чтобы ими становились только мужчины с традиционной ориентацией. Но однажды он узнает, что кардинал Гутьеррес, его друг и личный помощник, является гомосексуалистом.

Магдалена Вентура сначала может вызвать отторжение. Но потом смотришь в её глаза. И понимаешь, что эта женщина несчастна. В своём своеобразии она не виновата. Поэтому нет повода испытывать к ней неприязнь.

Хосе де (Хусепе) Рибера. Магдалена Вентура с мужем и сыном (фрагмент). 1631 г. Госпиталь Табера в Толедо, Испания. Wtfarthistory.com

Оксана Копенкина

Македонский период

Точная дата приезда Аристотеля в Пеллу – столицу Македонии – неизвестна. Скорей всего, это произошло в конце 340-х гг. до нашей эры. Здесь философ пробыл восемь лет, из которых три года отдал воспитанию наследника престола. Аристотель в обучении Александра отдавал предпочтение героическим эпосам и поэзии того времени. Особенно македонскому принцу нравилась Илиада, в которой идеальным героем для Александра стал Ахиллес. Процесс воспитания и обучения закончился в тот момент, когда Филиппа Второго убили, и Александр стал новым правителем Македонии.

Одновременно с обучением, Аристотель занимался наукой, развивал свои идеи, наблюдал за природой. И Филипп, и Александр выделяли большие деньги для того, чтобы грек ни в чем не нуждался. Став правителем, Александр отдал распоряжение о том, чтобы придворные доставляли ученому редкие виды животных, растений, трав, деревьев. При дворе македонского царя Аристотель пробыл до тех пор, пока правитель страны не отправился в поход в Азию. После этого философ собрал свои вещи и отправился в Афины. В столице вместо грека остался его племянник Каллисфен, который был воспитан в духе аристотелевской философии и мировоззрения.

Как и все, что связано с Аристотелем, пребывание в Македонии опутано слухами и тайнами. Современники философа говорили о том, что он много времени проводил в походах с Александром, когда тот стал завоевывать мир. Биографы же утверждают, что таких поездок не было, а все наблюдения за редкими животными, жизнью других народов Аристотель делал во время пребывания при македонском дворе.

Дань уважения

Его именем названа улица в 16- м  округе Парижа .
Музей Фабра в Монпелье представил Золотой век живописи в Неаполе «От Риберы до Джордано» от 20 июня в 11 октября 2015 г.

Эта выставка предлагала обширную панораму одного из самых ярких моментов итальянского искусства, когда в 17 веке неаполитанская живопись занимала важное место в Европе. Публика могла полюбоваться 84 шедеврами, созданными за весь век и поступившими из многочисленных французских и зарубежных музеев, при этом исключительный вклад музеев Неаполя позволил, в частности, выделить одного из величайших гениев целого века, Джузепе де Рибера.

Биография:

Хосе (Хусепе) де Рибера родился в 1591 году в Хативе, Испания. Его прозвали Спаньолетто или «маленький испанец». Свое прозвище он получил потому, что жил и работал в Неаполе, в Италии.

Его относят к караваджистам, то есть к течению в живописи, следующему принципам изображения, заложенным Караваджо и его учениками, последователями. Для этого стиля характерно использование резкого контраста света и тени: в изображениях используется очень темный фон и выраженное освещение фигур на переднем плане, что делает их более объемными и выразительными.

Де Рибера был не только талантливым живописцем, но еще и очень известным графиком. Его считают наиболее крупным испанским графиком, работавшим до Франсиско Гойи. После него осталось немало работ, большинство из которых находится в музее Прадо, а также в церквях Неаполя.

Данных о юных годах художника разрозненные. Есть данные, что он учился рисованию у Ф. Рибальты и примерно в 1613 году переехал в Италию. В Риме и Парме он, как было принято в те времена, учился мастерству, копируя и изучая творчество признанных талантов прошедших веков.

В 1616 году он женился на неаполитанке и осел в этом городе. Большинство из его сохранившихся до наших дней работ датированы именно периодом проживания в Неаполе. Нелишним будет добавить, что этот город в то время фактически принадлежал Испании в составе Сицилийского королевства.

Как и о личности Караваджо, так и о самом де Рибере ходили многочисленные слухи и легенды. Людей поражала уникальная способность реалистично передавать мучения людей. Его полотна были очень выразительны и натуралистичны. Если добавить к этому традиционную экспрессивность караваджистов и традиции тенебризма, то становится понятно, откуда появились такие слухи.

Де Рибера мастерски владел лепкой контуров при помощи света и тени, к тому же он многие годы работал в тюрьмах, где наблюдал за допросами и пытками людей, делая наброски и эскизы. Как и о Микеланджело до него, о де Рибере ходили слухи, что он мучил и даже убивал натурщиков, чтобы получить максимально достоверное изображение страданий.

В работах художника прослеживается склонность к религиозным, мифологическим и историческим темам. Но с возрастом его творческая манера претерпевает изменение. Он иначе использует свет и цвет, исчезает жесткая контрастность, появляются более мягкие полутона, лунные и солнечные оттенки цвета. Работы зачастую обретают объемность за счет использования рельефного красочного слоя. Мастер использовал резкие, выразительные мазки жесткой кистью, чтобы придать полотну экспрессию.

Одной из самых известных картин художника является «Святая Инесса и ангел, укрывающий ее покрывалом», написанная в 1641 году, в поздние годы творчества. Она характерна для барокко и полностью соответствует подходу де Риберы к таким изображениям. Она наполнена мягкими, золотистыми оттенками, отличается выразительностью и реалистичностью, впечатляет оригинальной композицией с подчеркнутой диагональю, придающей статичному изображению динамичность.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: