Детство и юность
Будущий гений Возрождения появился на свет 6 марта 1475 г. в местечке Капрезе округа Казентино. Он был вторым сыном подесты Лодовико Буонарроти Симони и Франчески ди Нери. Отец отдал ребенка кормилице ‒ жене каменотеса из Сеттиньяно. Всего в семье Буонарроти родилось 5 сыновей. К сожалению, Франческа умерла, когда Микеланджело было 6 лет. Через 4 года Лодовико женился снова на Лукреции Убальдини. Его скудных доходов едва хватало на содержание большого семейства.
Дом в Капрезе, где родился Микеланджело
В 10 лет Микеланджело отдали в школу Франческо да Урбино во Флоренции. Отец хотел, чтобы сын стал юристом. Однако юный Буонарроти вместо учебы бегал в церкви копировать работы старых мастеров. Лодовико часто поколачивал нерадивого мальчишку ‒ в те времена живопись считалась недостойным занятием для дворян, к которым причисляли себя Буонарроти.
Микеланджело подружился с Франческо Граначчи, который учился в мастерской известного живописца Доменико Гирландайо. Граначчи тайком носил рисунки учителя, и Микеланджело мог практиковаться в живописи.
В конце концов Лодовико Буонарроти смирился с призванием сына и в 14 лет отдал его на обучение в мастерскую Гирландайо. По контракту мальчик должен был учиться 3 года, но уже через год он покинул своего учителя.
Доменико Гирландайо Автопортрет
Правитель Флоренции Лоренцо Медичи задумал основать у себя при дворе художественную школу и попросил Гирландайо прислать ему несколько одаренных учеников. Среди них был Микеланджело.
Противостояние двух титанов
Известно, что у Микеланджело был сложный характер. Он мог быть грубым и вспыльчивым, несправедливым к собратьям по искусству. Знаменито его противостояние с Леонардо да Винчи. Микеланджело отлично понимал уровень его таланта и относился к нему ревностно. Изящный, утонченный Леонардо был его полной противоположностью, и сильно раздражал грубого, неотесанного скульптора. Сам Микеланджело вел аскетичную жизнь отшельника, он всегда довольствовался малым. Леонардо же постоянно был окружен поклонниками и учениками и любил роскошь. Одно объединяло художников: их великий гений и преданность искусству.
Однажды жизнь свела двух титанов Возрождения в противостоянии. Гонфоланьер Содерини предложил Леонардо да Винчи расписать стену нового дворца Синьории. А позже с таким же предложением обратился к Микеланджело. Два великих художника должны были создать подлинные шедевры на стенах Синьории. Леонардо выбрал для сюжета битву при Ангиари. Микеланджело должен был изобразить битву при Кашине. Это были победы, одержанные флорентийцами. Оба художника создали подготовительные картоны для фресок. К сожалению, грандиозный замысел Содерини не воплотился. Оба произведения так и не были созданы. Картоны работ были выставлены на всеобщее обозрение и сделались местом паломничества для художников. Благодаря копиям мы сейчас знаем как выглядели замыслы Леонардо да Винчи и Микеланджело. Сами же картоны не сохранились, они были разрезаны и растасканы по кускам художниками и зеваками.
Аристотель да Сангалло копия картона Микеланджело Битва при Кашине
биография
Молодой Иоанн Креститель, 1490-е гг.
Сын ювелира Лоренцо ди Пьеро, Пьеро родился в г. Флоренция и учился у художника Козимо Россели, от которого он получил свое популярное имя и которому он помогал в написании Сикстинская капелла в 1481 г.
На первом этапе своей карьеры Пьеро находился под влиянием нидерландского натурализма. Хуго ван дер Гус, чей Портинари Триптих (теперь в Галерее Уффици во Флоренции) помог вывести всю флорентийскую живопись в новое русло. Скорее всего, от него Козимо приобрел любовь к пейзажу и глубокие познания в выращивании цветов и жизни животных. Манера Хуго ван дер Гуса особенно очевидна в Поклонение пастырей, на Берлинский музей.
Он отправился в Рим в 1482 году со своим хозяином Росселли. Он показал себя настоящим ребенком эпоха Возрождения изображая предметы классической мифологии в таких картинах, как Венера, Марс и Купидон, Смерть Прокриса, серии Персей и Андромеда, в Уффици и многие другие. Вдохновленный Витрувий В рассказе об эволюции человека мифические композиции Пьеро показывают причудливое присутствие гибридных форм человека и животных или человека, обучающегося использованию огня и инструментов. Множество обнаженных в этих работах показывает влияние Лука Синьорелли по искусству Пьеро.
В течение своей жизни Пьеро приобрел репутацию эксцентричного человека — репутацию, которую усиливали и преувеличивали более поздние комментаторы, такие как Джорджио Вазари, который включил биографию Пьеро ди Козимо в свой Жития художников. Сообщается, что он боялся грозы и был настолько страдающим пирофобией, что редко готовил себе еду; он жил на жесткой диетевареные яйца, которых он приготовил за раз по 50, кипятя клей для своих работ. Он также сопротивлялся любой уборке своей студии или обрезке фруктовых деревьев в саду; он жил, писал Вазари, «больше как зверь, чем человек».
Если, как утверждает Вазари, он провел последние годы своей жизни в мрачной пенсии, то, вероятно, это произошло из-за проповедника
Джироламо Савонарола, под влиянием которого он снова обратил внимание на религиозное искусство. Смерть его хозяина Роселли, возможно, повлияла и на угрюмые старшие годы Пьеро
В Непорочное зачатие со святыми, на Уффици, а Святое семейство, в Дрезден, иллюстрируют религиозный пыл, которым он был возбужден Савонаролой.
PROMULGATIO LEGIS SCRIPTE PER MOISEM — фреска Козимо Росселли
За исключением пейзажного фона на фреске Росселли Нагорная проповедьв Сикстинской капелле нет записей о каких-либо фресках его кисти. С другой стороны, Пьеро пользовался большой репутацией портретиста: самая известная из его работ — это, по сути, портрет какого-то художника. Флорентийский дворянка Симонетта Веспуччи, хозяйка Джулиано Медичи. По словам Вазари, Пьеро преуспел в оформлении конкурсов и триумфальных шествий для любящей удовольствия молодежи Флоренции и дает яркое описание одного из таких шествий в конце карнавала 1507 года, которое иллюстрировало торжество смерти. Пьеро ди Козимо оказал значительное влияние на своих однокурсников. Альбертинелли и Бартоломео делла Порта, и был мастером Андреа дель Сарто.
Вазари назвал дату смерти Пьеро 1521 г., и эта дата до сих пор повторяется во многих источниках, включая Британская энциклопедия. Однако современные документы показывают, что он умер от чумы 12 апреля 1522 года. Он показан в Джордж Элиот роман Ромола.
Рекомендации
- После большой неопределенности дата рождения Пьеро была указана в приходских записях Сан-Лоренцо Деннисом Джеронимусом «Дата рождения, ранняя жизнь и карьера Пьеро ди Козимо», Художественный бюллетень 82.1 (март 2000: 164–170); Геронимус мог полагаться на последовательность отчетов Лоренцо ди Пьеро д’Антонио о возрасте своих детей в Катасти 1469 и 1480 годов, а также новая база данных флорентийских записей о крещении.
- Хартт, 480-481
- Фермор, Шарон; Козимо, Пьеро Ди. (1993). Пьеро ди Козимо: фантастика, изобретения и фантазии. Reaktion Книги. п. 16. ISBN 0-948462-36-1 «Он ел только тогда, когда был голоден, а позже в жизни стал жить за счет сваренных вкрутую яиц, которых он варил по пятьдесят за один раз, когда варил размер для своих картин, чтобы сэкономить топливо».
- Ударь, Дуглас. (2009). In Your Face: профессиональные нарушения и искусство быть заметным в Италии шестнадцатого века. Stanford University Press. п. 97. ISBN 978-0804762168 «Например, тосканский художник Пьеро ди Козимо (1461-1521) ел только вареные яйца, варил их целыми ведрами, а затем ел одно за другим, работая».
- Деннис Геронимус, Пьеро Ди Козимо: Видения прекрасные и странные, (Yale University Press), 2006 рис. 122
- Хартт, Фредерик, История итальянского искусства Возрождения(2-е изд.) 1987 г., Thames & Hudson (США, Гарри Н. Абрамс), ISBN 0500235104
- В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в всеобщее достояние: Чисхолм, Хью, изд. (1911). «Пьеро ди Козимо «. Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
Архитектура
Название | Изображение | Информация | Примечания | |
---|---|---|---|---|
Фасад церкви Святого Лоренцо(итал. Basilica di San Lorenzo) | Время создания /работы над проектом | Ок. 1516—1520 |
|
|
Заказчик | Папа Римский Лев X | |||
Город | Флоренция | |||
Состояние проекта | Не осуществлён | |||
Надгробие Джулиано МедичиНовая сакристия церкви Сан-Лоренцо(итал. Sagrestia Nuova) | Время создания/работы над проектом | Ок. 1520—1534 | В гробницу вошли скульптуры «Джулиано», «Ночь» и «День» | |
Заказчик | Папа Римский Климент VII | |||
Город | Флоренция | |||
Состояние проекта | Завершил Вазари в 1556 году | |||
Надгробие Лоренцо II МедичиНовая сакристия церкви Сан-Лоренцо(итал. Sagrestia Nuova) | Время создания/работы над проектом | Ок. 1520—1534 | В гробницу вошли скульптуры «Лоренцо II Медичи», «Утро» и «Вечер» | |
Заказчик | Папа Римский Климент VII | |||
Город | Флоренция | |||
Состояние проекта | Завершил Вазари в 1556 году | |||
Читальный залБиблиотека Лауренциана(итал. Biblioteca Medicea Laurenziana) | Время создания/работы над проектом | Ок. 1524—1534 | ||
Заказчик | Папа Римский Климент VII | |||
Город | Флоренция | |||
Состояние проекта | Завершили Вазари иБартоломео Амманати (1571) | |||
ВестибюльБиблиотека Лауренциана(итал. Biblioteca Medicea Laurenziana) | Время создания/работы над проектом | Ок. 1524—1534 | ||
Заказчик | Папа Римский Климент VII | |||
Город | Флоренция | |||
Состояние проекта | Завершили Вазари иБартоломео Амманати (1571) | |||
Фортификации города(итал. Fortificazioni di Firenze) | Время создания/работы над проектом | Ок. 1528—1529 |
|
|
Заказчик | Флорентийская республика | |||
Город | Флоренция | |||
Состояние проекта | Завершён | |||
Пьяцца дель Кампидольо:Дворец сенаторовДворец консерваторов | Время создания/работы над проектом | Ок. 1538—1552 | ||
Заказчик | Папа Римский Павел III | |||
Город | Рим | |||
Состояние проекта | Был завершён после смерти Микеланджело | |||
План собора Святого Петра(итал. Piazza del Campidoglio) | Время создания/работы над проектом | Ок. 1545—1563 | ||
Заказчик | Папа Римский Павел III | |||
Город | Рим | |||
Состояние проекта | Завершён (с модификациями) | |||
Гробница Юлия II(итал. Tomba di Giulio II) | Время создания/работы над проектом | Ок. 1503—1545 | В гробницу вошли скульптуры «Моисей», «Рахиль» и «Лия»(было разработано шесть проектов) | |
Заказчик | Папа Римский Юлий II(позже — его наследники) | |||
Город | Рим | |||
Состояние проекта | Завершён в 1545 году | |||
Палаццо Фарнезе(итал. Palazzo Farnese) | Время создания/работы над проектом | Ок. 1545—1550 | ||
Заказчик | Папа Римский Павел III | |||
Город | Рим | |||
Состояние проекта | Завершён (с модификациями) | |||
ЛестницаБиблиотека Лауренциана(итал. Biblioteca Medicea Laurenziana) | Время создания/работы над проектом | Ок. 1524—1558 | ||
Заказчик | Папа Римский Климент VII | |||
Город | Флоренция | |||
Состояние проекта | Завершил Амманати (1558) | |||
План Сан-Джованни-деи-Фиорентини(итал. San Giovanni dei Fiorentini) | Время создания/работы над проектом | Ок. 1559—1560 | ||
Заказчик | Козимо I Медичи | |||
Город | Рим | |||
Состояние проекта | Не осуществлён | |||
Ворота Пия(итал. Porta Pia) | Время создания/работы над проектом | Ок. 1561—1564 | ||
Заказчик | Папа Римский Пий IV | |||
Город | Рим | |||
Состояние проекта | Завершён в 1565 году | |||
Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири(итал. Basilica di Santa Maria degli Angeli) | Время создания/работы над проектом | Ок. 1561—1564 | ||
Заказчик | Папа Римский Пий IV | |||
Город | Рим | |||
Состояние проекта | Завершён в 1566 году |
Избранные работы
Мадонна с младенцем на троне со св. Петр, Иоанн Креститель, Доминик и Николай Барийский (1481–85) панель, темпера, масло, Художественный музей Сент-Луиса, Сент-Луис, Миссури
Мадонна с младенцем на троне со святыми
- Портрет Симонетты Веспуччи (ок. 1480 г.) Масло, панель, 57 x 42 см, Musée Condé, Шантильи, Франция
- Посещение святых Николая и Антония (1489–1490) Дерево, 184 x 189, Национальная художественная галерея, Вашингтон
- Венера, Марс и Купидон (1490) Деревянная панель, 72 x 182 см, Staatliche Museen, Берлин
- Вулкан и Эол (ок. 1490) Холст, масло, темпера, Национальная галерея Канады, Оттава
- Святая Мария Магдалина (1490-е) Панель, темпера, 72,5 x 76 см, Galleria Nazionale d’Arte Antica, Рим
- Мистический брак Святой Екатерины Александрийской (1493) Масло на панели, Ospedale degli Innocenti, Флоренция
- Ясон и королева Гипсипил с женщинами Лемноса (ок. 1499) Частное собрание
- Аллегория (1500) Панно, Национальная художественная галерея, Вашингтон
- Рождество Христово с младенцем Иоанном (c.1500) Масло на панели, Национальная художественная галерея, Вашингтон
- Святой Иоанн Евангелест (1504–06) Масло на панели, Художественный музей Гонолулу
- Открытие меда Вакхом (ок. 1505–1510) Масло на панели, Художественный музей, Вустер, Массачусетс
- Обретение Вулкана на Лемносе (1495–1505) Холст, масло, темпера, Уодсворт Атенеум, Хартфорд, Коннектикут
- Персей освобождает Андромеду (ок. 1515 г.) Дерево, масло, 70 х 123 см, Уффици, Флоренция
- Портреты Джулиано и Франческо Джамберти да Сангалло (ок. 1485) Диптих, деревянное панно, 47,5 x 33,5 см, Рейксмузеум, Амстердам
- Смерть Прокриса (ок. 1500) Масло на панели, 65 х 183 см, Национальная галерея, Лондон
- Богородица с младенцем, Иоанн Креститель и ангел (ок. 1500–1510) Масло на панели, диаметр 129 см, Музей искусств Сан-Паулу, Сан-Паулу
- Поклонение младенцу Христу (1505) Дерево, масло, Галерея Боргезе, Рим
- Лесной пожар (ок. 1505) Масло на панели, 71 х 202 см, Ашмоловский музей, Оксфорд
- Непорочное зачатие со святыми (ок. 1510 или ок. 1498) Деревянная панель, 206 x 172 см, Уффици, Флоренция
- Несчастья Силена (c.1505–1510) Масло на панели, Художественный музей Фогг, Кембридж, Массачусетс
- Миф о Прометее (1515) Масло на панели, Старая пинакотека, Мюнхен и Musée des Beaux-Arts, Страсбург
- Здание дворца (1515–20) масло на панели, 83 х 197 см, Музей искусств Ринглинга, Сарасота, Флорида
- Мадонна с младенцем со святыми и ангелами (c.1520) масло на деревянной панели, Музей искусств Филбрука, Талса, Оклахома
Зрелые годы. Флорентийский и римский периоды
В 1495 году Микеланджело вновь приехал во Флоренцию. В то время правителем города был доминиканский проповедник Джироламо Савонарола. Мастер не получил от него ни одного заказа. Он вернулся ко дворцу Медичи и создает статуи для наследника Лоренцо – Пьерфранческо ди Лоренцо де Медичи. Скульптор создает в этот период две скульптуры из мрамора – «Спящий Купидон» и «Иоанн Креститель», которые сейчас утрачены. «Спящего Купидона» Лоренцо просил состарить, чтобы выдать его за старинную находку и продать дороже.
Спящий купидон
В 1496 году Микеланджело получил приглашение на работу в Рим от кардинала Рафаэль Риарио. Перед этим кардинал купил у Лоренцо «Купидона» из мрамора, но обнаружил, что это искусственно состаренная вещь. Но он был восхищен работой, поэтому никаких претензий не последовало, и он даже взял скульптора на работу.
В период нахождения в Риме (1496-1501) Микеланджело создает «Римскую Пьету» и «Бахус».
Микеланджело вернулся во Флоренцию в 1501 году. Здесь он создает работы на заказ:
- Скульптуры для алтаря Пикколомини.
- Начало работы над скульптурой «Давид» (1501)..
- «Двенадцать Апостолов» (1503).
- Начало работы над скульптурой для флорентийского собора «Святой Матфей» (1503).
- В период 1503-1505 гг. появляются такие произведения, как «Мадонна Дони», «Мадонна Таддеи», «Мадонна Питти», «Брюггерская Мадонна».
- Окончание работы над скульптурой «Давид» (1504).
- Получение заказа на создание скульптуры «Битва при Кашине».
В 1505 году папа римский Юлий II заказал Микеланджело гробницу. После этого мастер отправился в Карраре, чтобы выбрать мрамор, и проведет там восемь месяцев.
Работа над гробницей проходит с перерывами в период с 1505 по 1545 год. Для нее Микеланджело создает такие скульптуры, как «Моисей», «Связанный раб», «Умирающий раб», «Лия».
В 1506 году скульптор возвращается во Флоренцию. В ноябре этого года в Болонье происходит его примирение с Юлием II. Микеланджело получает заказ на изготовление бронзовой статуи Юлия II и в течение 1507 года он работает над ней. В дальнейшем эта скульптура была разрушена.
В мае 1508 года художник отправляется в Рим по просьбе Юлия II, где он будет расписывать потолок в Сикстинской капелле. Он пишет фрески до октября 1512 года.
Потолок в Сикстинской капелле
В 1513 году уходит из жизни Юлий II. Папой Львом X становится Джовани Медичи. Скульптор заключает новый договор на работу над гробницей Юлия II.
В 1514 году Микеланджело получил заказ на создание для капеллы папы Льва X, находящейся в Энегльсбурге, скульптуры «Христос с крестом».
В июле 1514 года художник отправляется во Флоренцию. Там он заключает третий договор на создание гробницы Юлия II и получает заказ на изготовление фасада церкви Медичи Сан Лоренцо.
В период с 1516 по 1519 год Микеланджело совершает поездки за мрамором в Пьетразанту и Каррару для создания фасада Церкви Сан Лоренцо.
Библиотека Лауренциана
С 1520 по 1534 год художник занят архитектурными и скульптурными работами в капелле Медичи во Флоренции и строительством библиотеки Лауренциана. После изгнания Медичи в 1527 году из Флоренции работы были остановлены, а Микеланджело стал участников народного движения. Падение Флоренции являлось для скульптора смертельной опасностью, но благодаря своему таланту и общественному признанию, а также желанию Климента VII завершить работы по устройству капеллы Медичи, ему удалось спастись.
В 1546 году Микеланджело получил наиболее важные в жизни заказы по архитектуре. Художник спроектировал для папы Павла III новое убранство Капитолия и закончил работу над Палаццо Фарнезе – третьим этажом фасада и карнизом.
Но самым важным делом Микеланджело стало его назначение главным архитектором собора Святого Петра. Из-за этой работы он не мог вернуться в родной город Флоренцию. Художник пожелал, чтобы в указе было записано, что он служит на строительстве собора не за вознаграждение, а из любви к Богу.
Пьета
По протекции Якопо Галло Микеланджело получил заказ от французского посла при Ватикане аббата Жана Билэра. Француз заказал скульптуру для своей гробницы под названием Пьета, изображающую Богоматерь, скорбящую по мертвому Иисусу. За два года Микеланджело создал шедевр. Он поставил себе сложную задачу, с которой прекрасно справился: разместить тело мертвого мужчины на коленях хрупкой женщины. Мария исполнена скорби и божественной любви. Ее юное лицо прекрасно, хотя на момент смерти сына ей должно быть около 50 лет. Художник объяснял это девственностью Марии и прикосновением Святого Духа. Обнаженное тело Иисуса представляет собой контраст с Богоматерью в пышных драпировках. Лицо его спокойно, несмотря на перенесенные страдания. Пьета ‒ это единственная работа, где Микеланджело оставил свой автограф. Услышав, как группа людей спорит об авторстве статуи, ночью он выбил свое имя на перевязи Богородицы. Сейчас Пьета находится в Соборе Святого Петра в Риме, куда была перенесена в 18 веке.
Микеланджело Пьета
В Болонье
В Болонье у Микеланджело появился новый покровитель, оценивший его талант. Это был Джанфранческо Альдовранди ‒ один из правителей города.
Здесь Микеланджело познакомился с работами известного скульптора Якопо делла Кверча. Много времени он проводил за чтением Данте и Петрарки.
По рекомендации Альдовранди Городской Совет заказал молодому скульптору три статуи для гробницы святого Доменика: святого Петрония, коленопреклоненного ангела с подсвечником и святого Прокла. Статуи отлично вписались в композицию гробницы. Выполнены они были с большим мастерством. У ангела с канделябром божественно-прекрасное лицо античной статуи. На голове вьются короткие курчавые волосы. У него сильное тело воина, скрытое в складках одежды.
Микеланджело Ангел с канделябром
Святой Петроний ‒ покровитель города держит в руках его макет. На нем епископское одеяние. Святой Прокл, нахмурившись, смотрит вперед, его фигура полна движения и протеста. Есть мнение, что это автопортрет молодого Микеланджело.
Микеланджело Святой Прокл
Этот заказ был желанным для многих мастеров Болоньи, и вскоре Микеланджело узнал, что на него готовится нападение. Это заставило его уехать из Болоньи, где он пробыл год.
УСЫПАЛЬНИЦА ЮЛИЯ II
В 1505 году папа Юлий II предложил Микеланджело создать (разумеется, для собственной персоны) самую величественную усыпальницу христианского мира. Предполагалось, что это будет отдельный мавзолей девять на шесть метров, с просторной погребальной камерой внутри. Украшать гробницу должны были 40 установленных на трёх уровнях скульптур. На её возведение папа отвёл пять лет, хотя всем было ясно, что это совершенно нереальный срок — даже для такого работоголика, каким являлся Микеланджело
В 1506 году Юлий II приступил к реконструкции собора святого Петра в Риме, и этот грандиозный проект отвлёк его внимание — к собственной усыпальнице он заметно охладел. В результате гробница была закончена только в 1545 году, разместившись возле стены римской церкви Сан-Пьетро в Винколи (а не в соборе святого Петра, как планировал сам папа)
Из украшающих гробницу больших фигур три (среди них и знаменитая статуя Моисея) принадлежат резцу Микеланджело, остальные выполнены его помощниками. В парижском Лувре хранятся ещё две великолепные статуи, высеченные Микеланджело для этой усыпальницы в 1513 году. По каким-то причинам они не были установлены. Это «Умирающий раб» и «Восставший раб».
БРОСАЮЩАЯ В ТРЕПЕТ СИЛА
Говоря о силе воздействия работ Микеланджело, его современники часто употребляли слово «terribilita», что можно перевести как приводящая в трепет. Прошедшие с тех пор века ничего в этом смысле не изменили.
Больше всего поражает художественный универсализм Микеланджело. Он создавал одинаково гениальные произведения в области живописи, скульптуры и архитектуры. Кроме того, Микеланджело известен как превосходный рисовальщик и глубокий поэт.
Его характер и склад мысли можно представить по пятистам дошедшим до нас письмам художника и многочисленным отзывам современников.
Абсолютно все мемуаристы сходятся в том, что жизнь Микеланджело была без остатка посвящена работе. Вспоминают, что он даже спать ложился в башмаках и одежде, не желая тратить время на раздевание и одевание. Очень часто за весь день он ограничивался одним куском хлеба, который съедал прямо во время работы.
Микеланджело оставался равнодушен к внешним атрибутам успеха, но при этом очень гордился своим аристократическим происхождением. Его кредо — художник должен быть, прежде всего, творцом, а уж потом крепким ремесленником. К собственному творчеству он относился предельно эмоционально. Так, крушение планов, связанных с возведением усыпальницы Юлия II, повергло Микеланджело в глубокую депрессию. «В этой усыпальнице я похоронил всю свою юность», — с печалью писал он в 1542 году. Художник отличался недоверчивостью и подозрительностью, был вспыльчив и несдержан в речах. Он отваживался перечить самому Юлию II. Но со своими родственниками и друзьями Микеланджело был неизменно нежен, щедр и внимателен.
Нам довольно много известно о жизни Микеланджело. Вместе с тем есть в ней и «белые пятна». Непонятно, например, где, как и когда он столь блестяще овладел художественной техникой. В ученики к Доменико Гирландайо Микеланджело поступил в 1488 году, в возрасте 13 лет, то есть на несколько лет позже, чем это было принято. Странным выглядит то, что юный художник не платил за обучение, но сам получал заработную плату. Это даёт основание полагать, что к этому моменту он уже обладал определёнными навыками. Позже Микеланджело вообще отрицал учёбу у Гирландайо, предпочитая называть свой талант богоданным и тем самым мифологизируя его.
Но если даже в живописи Гирландайо мог быть учителем Микеланджело, то совершенно неясно, где Микеланджело овладел приёмами резьбы по мрамору. Бертольдо ди Джованни, у которого он учился в «академии» Медичи, был специалистом по бронзе, но эту технику Микеланджело использовал крайне редко. Тем не менее, уже первые его скульптуры принесли ему славу несравненного и ювелирно-точного мастера.
Избранные работы
Мадонна с младенцем на троне со св. Петр, Иоанн Креститель, Доминик и Николай Барийский (1481–85) панель, темпера, масло, Художественный музей Сент-Луиса, Сент-Луис, Миссури
Мадонна с младенцем на троне со святыми
- Портрет Симонетты Веспуччи (ок. 1480 г.) Масло, панель, 57 x 42 см, Musée Condé, Шантильи, Франция
- Посещение святых Николая и Антония (1489–1490) Дерево, 184 x 189, Национальная художественная галерея, Вашингтон
- Венера, Марс и Купидон (1490) Деревянная панель, 72 x 182 см, Staatliche Museen, Берлин
- Вулкан и Эол (ок. 1490) Холст, масло, темпера, Национальная галерея Канады, Оттава
- Святая Мария Магдалина (1490-е) Панель, темпера, 72,5 x 76 см, Galleria Nazionale d’Arte Antica, Рим
- Мистический брак Святой Екатерины Александрийской (1493) Масло на панели, Ospedale degli Innocenti, Флоренция
- Ясон и королева Гипсипил с женщинами Лемноса (ок. 1499) Частное собрание
- Аллегория (1500) Панно, Национальная художественная галерея, Вашингтон
- Рождество Христово с младенцем Иоанном (c.1500) Масло на панели, Национальная художественная галерея, Вашингтон
- Святой Иоанн Евангелест (1504–06) Масло на панели, Художественный музей Гонолулу
- Открытие меда Вакхом (ок. 1505–1510) Масло на панели, Художественный музей, Вустер, Массачусетс
- Обретение Вулкана на Лемносе (1495–1505) Холст, масло, темпера, Уодсворт Атенеум, Хартфорд, Коннектикут
- Персей освобождает Андромеду (ок. 1515 г.) Дерево, масло, 70 х 123 см, Уффици, Флоренция
- Портреты Джулиано и Франческо Джамберти да Сангалло (ок. 1485) Диптих, деревянное панно, 47,5 x 33,5 см, Рейксмузеум, Амстердам
- Смерть Прокриса (ок. 1500) Масло на панели, 65 х 183 см, Национальная галерея, Лондон
- Богородица с младенцем, Иоанн Креститель и ангел (ок. 1500–1510) Масло на панели, диаметр 129 см, Музей искусств Сан-Паулу, Сан-Паулу
- Поклонение младенцу Христу (1505) Дерево, масло, Галерея Боргезе, Рим
- Лесной пожар (ок. 1505) Масло на панели, 71 х 202 см, Ашмоловский музей, Оксфорд
- Непорочное зачатие со святыми (ок. 1510 или ок. 1498) Деревянная панель, 206 x 172 см, Уффици, Флоренция
- Несчастья Силена (c.1505–1510) Масло на панели, Художественный музей Фогг, Кембридж, Массачусетс
- Миф о Прометее (1515) Масло на панели, Старая пинакотека, Мюнхен и Musée des Beaux-Arts, Страсбург
- Здание дворца (1515–20) масло на панели, 83 х 197 см, Музей искусств Ринглинга, Сарасота, Флорида
- Мадонна с младенцем со святыми и ангелами (c.1520) масло на деревянной панели, Музей искусств Филбрука, Талса, Оклахома
Личная жизнь
Всю свою жизнь Микеланджело посвятил искусству. Он так и не женился, у него не было детей. Жил он аскетично. Увлекшись работой, мог ничего не есть кроме корки хлеба и спать в одежде, чтобы не тратить силы на переодевание. Отношения с женщинами у художника не складывались. Некоторые исследователи предполагают, что у Микеланджело были интимные связи с его учениками и натурщиками, однако достоверных сведений об этом нет.
Томмазо Кавальери
Известно о его близкой дружбе с римским дворянином Томмазо Кавальери. Томмазо годился художнику в сыновья и был очень красив. Микеланджело посвятил ему множество сонетов и писем, открыто говоря о своих пылких чувствах и восхищаясь достоинствами юноши. Однако судить о художнике по сегодняшним меркам нельзя. Микеланджело был поклонником Платона и его теории любви, которая учила видеть прекрасное не столько в теле, сколько в душе человека. Высшей стадией любви Платон считал созерцание прекрасного во всем окружающем. Любовь к другой душе по Платону приближает к любви Божественной. Томмазо Кавальери поддерживал дружеские отношения с художником до самой его смерти и стал его душеприказчиком. В возрасте 38 лет он женился, его сын стал известным композитором.
Микеланджело Победа(исследователи считают, что в этой работе Микеланджело изобразил Томмазо и себя)
Виттория Колонна
Еще одним примером платонической любви называют отношения Микеланджело с римской аристократкой Витторией Колонна. Встреча с этой выдающейся женщиной произошла в 1536 г. Ей было 47 лет, ему ‒ за 60. Виттория принадлежала к знатному роду, носила титул принцессы Урбинской. Ее мужем был маркиз де Пескара, известный военачальник. После его гибели в 1525 г. Виттория Колонна больше не стремилась выйти замуж и жила уединенно, посвятив себя поэзии и религии. С Микеланджело ее связывали платонические отношения. Это была большая дружба между двумя уже немолодыми, повидавшими многое в жизни людьми. Они писали друг другу письма, стихи, проводили время в долгих беседах. Смерть Виттории в 1547 г. глубоко потрясла Микеланджело. Он погрузился в депрессию, Рим ему опротивел.
Себастьяно дель Пьомбо Портрет Виттории Колонна
Смерть гения
Перед смертью Микеланджело сжег много своих рисунков и стихов. Великий мастер умер 18 февраля 1564 г. в возрасте 88 лет от болезни. При его смерти присутствовали врач, нотариус и друзья, в том числе Томмазо Кавальери. Наследником имущества, а именно 9000 дукатов, рисунков и неоконченных статуй, стал племянник Микеланджело Леонардо.
Где похоронен Микеланджело Буонарроти?
Микеланджело хотел быть похороненным во Флоренции. Но в Риме уже все было подготовлено к роскошному погребальному обряду. Леонардо Буонарроти пришлось выкрасть тело дяди и тайком вывезти в родной город. Там Микеланджело торжественно похоронили в церкви Санта Кроче рядом с другими великими флорентийцами. Гробницу проектировал Джорджио Вазари.
Гробница Микеланджело Буонарроти
Микеланджело был мятежным духом, прославляющим божественное в человеке. Значение его наследия сложно переоценить. Он был не просто представителем итальянского Ренессанса, он стал огромной частью мирового искусства. Микеланджело Буонарроти сейчас остается одним из величайших гениев человечества и будет таким всегда.