Стиль рококо в живописи, искусстве и архитектуре: черты, примеры, художники, особенности, картины

Рококо: расцвет и падение европейских монархий

Именно барокко стал фундаментом для развития доступного народу художественно-декоративного направления, а именно – дизайна. Подобные вещи нельзя было отнести к предметам искусства, но они сохраняли аутентичные черты художественного объекта. Характерная мебель, предметы декора прекрасно вписались в более поздние оформительские направления и стали основой массового искусства, успешно противостоя рационализму и более поздним функциональным стилям.

Дворец Сан-Суси, 1745-1747, Потсдам

При этом барокко стал основой более позднего стиля, который был характерен именно для Франции. Роскошь и излишества рококо и его принцессы Марии-Антуанетты стали причиной падения французской монархии и последовавшим вслед за ними изменениями, которые назревали уже несколько столетий. Рококо, с одной стороны, называют блестящей интерпретацией барокко, с другой, искусство теряет риторическую форму и становится предметом эстетического наслаждения.

Винценцо Бренна, Антонио Риналди, Ринальдиевское рококо в Гатчинском замке, 1790, Гатчина

К характерным признакам, которые отличают рококо от барокко, относят богатые растительные орнаменты и композиции – скульптурные, реалистичные, графические или художественные. Именно в рококо реализовалось стремление французов к естественному натурализму и «деревенской» эклектике, которые в наше время отлично проявляются в стиле прованс.

Эдуард Ридель, Замок Нойшвантайн, 1869, Германия

Ювелирные изыски

Не обошел стороной новый стиль и ювелирные украшения. На смену тяжелым цепям барокко, грузным брошам пришли легкие, витиеватые заколки для волос, изящные серьги, браслеты. В средние века ювелирные украшения являлись символом власти, богатства, эталоном стиля. Королевский двор был подвержен модным веяниям и быстро сменил массивные кулоны на более простые ювелирные украшения.

Украшения любили женщины и мужчины. Последние, следуя моде, декорировали одежду кружевным жабо и прикалывали к нему броши, руки были украшены перстнями. У дам популярностью пользовались серги-жирондоли, эдакие многоярусные украшения, напоминающие каскадные фонтаны. Драгоценные камни были изощренно укутаны ажурным серебром и на свету переливались безумно красивым светом.

Главные характеристики стиля рококо

Церковь Сан Франсиску де Ассис в Оуру Прету (Бразилия),
живописец Мануэль да Коста Атаиде (1804)

Рококо характеризуется лёгкостью, элегантностью, обильным использованием изгибов и естественных форм в орнаменте. Главная палитра стиля состояла из светлых тонов — золотой, белый, серебристо-голубоватый и пастельные оттенки голубого, зелёного, жёлтого, а также розового. Для фонов использовали пастельные тона: кремовые или белые, зелёные, розовые и т. д.

Рококо свойственно обилие динамичных асимметричных форм и деталей, орнамент в виде цветов, китайские мотивы и с каким-нибудь золотым элементом.

В декоративно-прикладном искусстве присутствовало причудливое изящество отделки и повторение неординарных тем китайского искусства.

В скульптуре и живописи характерны мифологические, эротические, а также пасторальные сюжеты.

Легкомыслие, игривость, эротичность и причудливые завитушки в архитектуре и литературе, живописи и скульптуре, интерьере и не только пленили сердца аристократии.

Рококо в архитектуре Франции

По мнению французского историка и теоретика искусства Луи Откёра (1884-1973) «стиль рококо происходил не только из определённой системы орнамента, но и из новой органической архитектурной концепции, которая выражалась в по-новому организованных плоскостях». (Базен Ж. История истории искусства. От Вазари до наших дней. — М.: Прогресс-Культура, 1995. — С. 150) Рококо — оригинальное французское изобретение.

После роскоши «большого стиля» времени правления Людовика XIV, скончавшегося в 1715 году, искусство переместилось из дворцовых пространств Версаля в камерные салоны и гостиные парижской знати. В эпоху Просвещения отношение к стилю рококо было весьма критичное, но он сохранял свои позиции в придворном аристократическом искусстве вплоть до конца XVIII столетия.

Рококо в Версале

В 1735 году Людовиг XV решил переделать несколько комнат Версаля в новом стиле. Одна из них была королевской спальней, фото деталей которой ниже.

Другим хорошим примером стиля рококо является версальский Зал Зеркал. На стене длиной более 73 метров встроены 357 зеркал. Они находятся напротив 17 огромных окон и отражают свет, поступающий из них. Стены и потолок украшают панно и лепнина. С галереи открывается шикарный вид на Версальский парк.

Изначальную роскошь зала нам, увы, не суждено увидеть. Расходы на строительство Версаля опустошили казну. Военные планы короля заставили переплавить серебряную мебель и множество других украшений зала в монеты для содержания армии. Но, несмотря на это, невероятный интерьер потрясает. Этот зал использовался для приёма послов других стран с целью произвести на них впечатление и заставить испытывать уважение к владельцу такого двора. Заметим, что цель достигалась.

Маленькая сцена из жизни королевского двора снята в Зеркальном зале. Придворные спешат услышать решение монарха.

Примеры стиля рококо в архитектуре Парижа

В 1715 году королевский двор был перенесен в Париж и рококо архитектура распространилась на город. Она приняла форму городских дворцов, построенных для элитных вечеринок. Проектировались и строились более маленькие комнаты и уютные салоны в сравнении с предыдущим стилем.

Эти пространства для развлечения указывали на культурный сдвиг: от желания произвести впечатление величия и важности — на стремление к большей камерности и театральности. Хозяевами мероприятий в этих гостиных преимущественно были женщины

Из-за этого некоторые стали считать стиль женским.

Отель Amelot de Gournay

Рококо не только включал изогнутые фигуры в декоре, но и перенёс плавность в форму комнат и зданий. Одним из примеров этого является отель Amelot de Gournay. Внутренний двор в форме овала, который был очень уникальным по тем временам, показал, что стиль рококо может использоваться во внешней архитектуре, а не только в интерьере. Дизайн, возможно, был вдохновлен барочным храмом San Carlo alle Quattro Fontane, который также содержит внутренний двор аналогичной формы. Построенный в Риме, Сан Карло был спроектирован известным архитектором высокого барокко Борромини.

Музыка

В му­зы­ке стиль Р. про­явил­ся в пер­вую оче­редь в со­чи­не­ни­ях франц. кла­ве­си­ни­стов 1-й пол. 18 в. (Ф. Ку­пе­рен, Ж. Ф. Дан­д­риё, Ж. Ф. Ра­мо, Л. К. Да­кен и др.), ко­то­рым свой­ст­вен­ны хруп­кость, тон­кость, изя­ще­ст­во, оби­лие ук­ра­ше­ний, иг­ра об­раз­ны­ми ал­лю­зия­ми и по­этич. ас­со­циа­ция­ми. Те же чер­ты оп­ре­де­ля­ют твор­че­ст­во Ж. М. Лек­ле­ра-стар­ше­го (1697–1764), ос­но­во­по­лож­ни­ка франц. скри­пич­ной шко­лы, и др. Эти фак­ты по­зво­ля­ют ви­деть в Р. «ма­лый стиль» – раз­но­вид­ность ба­рок­ко. Об­ра­зец муз. Р. за пре­де­ла­ми Фран­ции – сб. «Му­зы­каль­ные со­чи­не­ния для кла­ве­си­на» Гот­ли­ба Муф­фа­та (1739). Р. от­ли­ча­ет­ся от га­лант­но­го сти­ля, ко­то­рый объ­е­ди­нял пред­клас­сич. и ран­не­клас­сич. те­че­ния.

Рококо, стиль в европейском искусстве

Рококо (франц. rococo), рокайль (от орнаментального мотива рокайль), стиль, получивший развитие в европейских пластических искусствах первой половины XVIII в. Возник во Франции в период кризиса абсолютизма, отразив свойственные аристократии гедонистические настроения, тяготение к бегству от действительности в иллюзорный и идиллический мир театральной игры. В архитектуре повлиял главным образом на характер декора, приобретшего манерно-утончённый, подчёркнуто изящный и усложнённый вид. В ранний период развития французского рококо (примерно до 1725) в отделку помещений вводился дробный орнамент, предметам обстановки придавались прихотливо изогнутые формы (так называемый стиль регентства). Развитое рококо (примерно 1725-50) широко использовало в декоре резные и лепные узоры, завитки, разорванные картуши, рокайли, маски-головки амуров и т. д.; в убранстве помещений большую роль играли рельефы и живописные панно в изысканных обрамлениях (десюдепорты и др.), а также многочисленные зеркала, усиливавшие эффект лёгкого движения (так называемый стиль Людовика XV). Орнаментальная направленность стиля рококо ограничила его влияние на тектонику и наружный облик сооружений. В архитектуре французских отелей (архитекторы Ж. М. Оппенор, Ж. О. Мейсонье, Ж. Бофран и др.) пышное оформление рокайльных интерьеров сочеталось с относит, строгостью внешнего облика. Распространяясь в зодчестве стран Европы , стиль рококо часто являлся своеобразным местным вариантом позднего барокко. Для живописи, скульптуры и графики рококо характерны камерные по духу галантные сцены, эротико-мифологические и пасторальные сюжеты, асимметричные композиции. В скульптуре рококо преобладали рельефы и статуи, предназначенные для убранства интерьера, небольшие статуэтки, группы, бюсты, в том числе из терракоты, расписного или неглазурованного фарфора (Ж. Б. Лемуан во Франции, И. И. Кендлер в Германии). Богатая тонкими переливами и несколько блёклая по колориту рокайльная живопись (на её стилистические особенности во многом повлияла декоративная изысканность произведений А. Ватто, эстетическое содержание творчества которого, однако, далеко выходит за идейные и художественные рамки рококо) также имела преимущественно декоративный характер (французские мастера Н. Ланкре, Ф. Лемуан, Ж. М. Натье, Ф. Буше, отчасти Ж. О. Фрагонар). Прихотливое изящество отделки, нередко сочетающееся с заимствованием экзотических мотивов китайского искусства, свойственно произведениям декоративно-прикладного искусства рококо, мастера которого умели тонко выявить выразительные возможности материала. С 1760-х гг. стиль рококо повсеместно вытесняется классицизмом. В России веяния рококо, особенно сильные в середине XVIII в., проявились главным образом в отделке дворцовых интерьеров (в том числе созданных В. В. Растрелли), лепном декоре зданий, в ряде отраслей декоративно-прикладного искусства (резьба по дереву, художественное серебро и фарфор, мебель, ювелирное искусство).

Лит.: Schцnberger A., Soehner H., Die Well des Rokoko, Mьnch., 1959; Bauer H., Rocaille, Mьnch., 1962; Eckardt G., Die Malerei des Rokoko, Dresden, 1972; Loers V., Rokokoplastik…, Mьnch., 1976.

  • Регионализм

  • Романизм

Родительская категория: История | Культура

Категория: Направления | Стили

История возникновения

Французское слово rococo произошло от rocaille – т.е. «осколки раковины». Название стиль получил за свою затейливость, напоминавшую узоры камней и раковин. Зародилось рококо ещё в XVII столетии во времена правлении Людовика XIV – «короля-солнце», а превратилось в господствующий стиль уже в XVIII столетии, когда на престол взошёл Людовик XV (1720-1774 г.г.). Именно в это время Франция становится богатой, роскошной страной, законодательницей мод, и занимает ведущее место в художественной и культурной жизни Европы. Вдохновителем стиля рококо считается Жан-Луи-Эрнест Месонье́, поскольку именно в его творениях впервые появились ассиметричные формы и необычные контуры причудливо изогнутой морской раковины.

До середины XIX века искусство рококо не выделялось как отдельное стилевое направление. Считалось, что это барокко в своём позднем развитии. Однако, являясь логическим завершением тяжеловесного барочного искусства, рококо трансформировал некоторые его идеи в нечто принципиально новое, непохожее на искусство своего предшественника. Таким образом, рококо, начавшись, как эволюция барочного направления, со временем стал самостоятельным художественным стилем, в какой-то мере даже антиподом искусства барокко.

Для живописи и скульптуры характерны в основном эротические, мифологические и пасторальные сюжеты. Первым мастером картин в стиле рококо стал Ватто, в дальнейшем искусство развивается в творчестве Буше и Фрагонар. В рамках стиля развитие получил такой вид живописи, как декоративное панно. Ярчайшим представителем в скульптуре явился Фальконе, его бюстами и статуями украшались интерьеры.

Эстетика рококо сыграла важную роль и в других европейских странах: более всего в Австрии и Германии, чуть меньше – в Италии, Англии (роскошный викторианский стиль), Испании.

В России рококо развивалось под влиянием приезжих французских и немецких мастеров (Токке, Фальконе, Рослин). Также под этим влиянием в России работали такие великие мастера, как Растрелли, Ринальди (постройки в Ораниенбауме), Ухтомский, Рокотов, Левицкий.

Именно в эпоху рококо произошёл расцвет графики.

Главные черты и особенности стиля рококо:

  • камерная декоративность;
  • изящество и лёгкость;
  • пастельные тона;
  • деталь как основной художественный приём;
  • сюжеты из мифов и пасторалей;
  • лепнина, орнамент, позолота (для интерьера)

Интерьер

Стиль рококо прежде всего ориентирован на комфорт и уют интерьера. В убранстве комнат лежит печать доведённой до предела утончённости. Характерные черты интерьера помещений:

изогнутые линии и ассиметричные формы;
большая декоративная нагруженность;
грациозная орнаментальность;
большое внимание к мифологии;
множество миниатюрных предметов прикладного искусства.

Цветовая гамма

Приоритетные цвета – приглушённые, пастельные: жемчужный, серебристый, перламутровый, бледно-охристый, пастельно-розовый, зеленоватый и бледно-голубой. На фоне прозрачных, светлых красок интересно и причудливо смотрятся ажурные формы и сложный орнамент рококо. Всё вместе рождает праздничное, феерическое зрелище.

Материалы

Для мебели в стиле рококо используется дерево, в основном орех и липа, так как эти породы прекрасно поддаются резьбе. Для отделки и декора – богато расшитые ткани, главным образом шёлк. Фарфор, керамика, золото – эти материалы просто созданы для экстравагантного и роскошного искусства рококо. В период его расцвета богатая знать увлеклась предметами, привезёнными с Востока. В моду входит китайский фарфор (посуда, вазы, статуэтки), шёлк и чай. А в рококо намечается отдельное течение, получившее название «шинуазри», что дословно означает «китайщина».

Полы и стены

Потолок в стиле рококо – это произведение искусства. Он светлый, однотонный, но обязательно с лепниной, которая может быть украшена позолотой. Потолочные фрески смотрятся богато и удивительно красиво. Дополнением к декору потолка служит большая хрустальная люстра с большим количеством плафонов.

Оригинальность стен проявляется в том, что они не имеют углов. Вместо них – изощрённые изогнутые линии, украшенные орнаментом и элементами лепнины. Для отделки стен используются китайские обои различной фактуры с цветочным орнаментом. Возможны и крашеные стены, с добавлением шёлка и глянца.

В качестве напольного покрытия применяются дерево и мрамор, а также плитка и керамика. Характерная деталь полов в стиле рококо – это блеск, который должен бросаться в глаза. Яркие, красочные ковры сделают интерьер ещё уютнее.

Мебель

Резная деревянная мебель в стиле рококо миниатюрна, удобна, с закруглёнными очертаниями. Волнообразный декор, изогнутые ножки кресел и диванов сочетаются с нежной расцветкой обивки. В изобилии используются различные скамейки, кушетки, маленькие диванчики, секретеры и комоды. Именно в эпоху рококо появляются первые передвижные ширмы, канапе, шезлонги и бержеры (глубокие кресла). В качестве мебельного декора применяются специальные накладки с узорами и резьбой, покрытые бронзовой краской. Богатство украшений на мебели в виде вьющейся лозы, цветочных гирлянд, фигурок птиц только подчёркивает стиль.

Декор и аксессуары

Камерность – это главное для стиля рококо. Никаких пугающих трофеев, алебард, шпаг и мушкетов. В обстановке должно быть всё, что приятно глазу, что вызывает удовольствие. Легкомысленная эпоха рококо утопала в иллюзии вечного праздника, рассматривая себя в венецианских зеркалах будуаров. Их размещали повсюду: на стенах и потолках, ставнях и створках комодов.

Мода рококо оставила самый заметный след в предметах интерьера и аксессуарах. Именно в эту эпоху возникает идея целостного ансамбля в оформлении интерьера: стилевого единства здания, декора стен, потолков и мебели. Рокайль (завиток) и картель (композиция из рокайлей) – основные черты стиля.

Обязательный атрибут интерьера рококо – камин, отделанный натуральным камнем. Он должен быть заставлен различными вещицами: часами, канделябрами, фарфоровыми безделушками. Обычно над камином расположено зеркало в богатой позолоченной раме или картина.

Изобилие аксессуаров – неотъемлемая часть рококо. Здесь и различные фарфоровые статуэтки, и гобелены, картины и зеркала, подушечки и пуфы, расшитые шёлком, ширмы. Все эти приятные мелочи придают уют и комфорт помещению. Новшество дизайна – аквариум с рыбками.

Мебель в стиле барокко

Ни в одном другом стиле интерьера не встретить такой роскошной мебели. Её вряд ли продают в рядовых мебельных магазинах. Такие образцы не производят большими партиями, они выполняются под заказ.

Барокко предполагает плавные, витиеватые формы мебели. Её богато украшают резьбой и инкрустацией, полудрагоценными камнями, слоновой костью, серебром, позолотой и перламутром. Мастера-краснодеревщики в именитых фирмах создают поистине произведения искусства

В стиле барокко, пристальное внимание уделяется даже дизайну ножек мебели

Мебель в стиле барокко

Кровать барокко имеет королевские размеры. Балдахин с кистями, бахромой из высококачественного текстиля дополнит уютное место для сна.

Благодаря барокко появились и используются до сих пор удобные для отдыха козетки, кушетки, канапе, декоративные столы-консоли, комоды различных форм.

Мода в стиле рококо

В том же 18-м веке, когда на смену одежды в стиле помпезного барокко пришли не менее великолепные, но более спокойные наряды. В цветовой гамме нарядов присутствовало то же самое «спокойствие».

Стиль рококо в гардеробе — это обычно предметы сдержанных, пастельных тонов.

Одежда рококо лёгкая и элегантная. Это шикарный дворцовый стиль, женственность и элегантность, со своими особенностями:

Идеальная талия

Тонкая талия издавна была эталоном красоты, однако не каждая дама могла такой похвастаться. В таких случаях у женщин эпохи рококо был свой маленький трюк — корсет!

Ведь непрерывное использование корсета являлось причиной не только дискомфортных ощущений, но и сильно деформировало скелет.

Перчатки, веер и чулки

Веер был украшен по-разному: кружевом, бахромой или же рюшами, и считался факультативным атрибутом всего образа. А обязательными предметами наряда стиля рококо были перчатки, сшитые из светлого шёлка и чулки.

Цветы

Сначала шёлком вышивали искусственные цветы. Наравне с ними причёски и платья дам были декорированы настоящими цветами. Со временем дам начали украшать и ювелирные изделия в виде цветов или разные диадемы в виде букетов, созданных с применением драгоценных камней и металлов.

Платья и юбки

К пышным рококо платьям одевали ещё и не менее пышные юбки. Они, также как и платья, были декорированы всеми характерными для рококо элементами: цветами, рюшами, бантами и лентами. А обручи в платье пришли во второй половине 18-го века. С ними юбка начала принимать овальную форму вместо привычной круглой.

Искажение фигуры

Для рококо характерно некоторое искажение естественности фигуры. Это видно по затянутой в корсет тонкой талии, субтильным плечам, круглому лицу и резкому переходу от тонкой талии к широким бёдрам (от пышной юбки).

Нижнее бельё

Нижнее бельё той эпохи делалось очень роскошным. Платье того времени позволяло белью «виднеться» из-под одеяния, из-за этого вышито оно было роскошно: золото и серебро, шёлк, кружева… А лиф был вытянутой треугольной формы.

Жанры и сюжеты

Несмотря на новые идеи, рококо в живописи не отвергло полностью традиционные темы, разрабатывавшиеся в прошлом. Например, продолжали использоваться мифологические сюжеты, только теперь из всего античного пантеона в основном рисовали амуров и нимф, а Венера скорее напоминала светскую даму, демонстрирующую прелести обнаженного тела в пикантной обстановке.

Со временем появилась пастораль – новый жанр камерной живописи, предназначенный для жилого интерьера. Пасторальные картины в стиле рококо представляли собой идиллические сельские пейзажи, на фоне которых пастушки и пастухи в богатых нарядах играют на свирелях, читают или танцуют. Несмотря на невинные занятия, всю обстановку окутывает легкий флер эротики.

Архитектурный стиль рококо

Родиной стиля рококо является Франция. Он возник в этой стране в начале 18 века, когда правителем был Регент Филипп Орлеанский. За более чем 300 лет, прошедших с момента его возникновения, историкам удалось достаточно подробно изучить и описать его ключевые характеристики:

  • в рококо нашли отражение убеждения светского общества, которое ставило на первое место комфорт, изысканность, утончённость и чувственность;
  • рококо продолжает традиции, которые были свойственны предшествовавшему ему барокко, но уже без впечатляющих масштабов, величия, грандиозности;
  • рококо свойственно обилие рельефного декора и деталей, перегруженность образа также являются его отличительными чертами;
  • в рококо использовались приемы асимметрии, легкость и игривость;
  • в рококо многие элементы используются исключительно из эстетических соображений, к примеру колонны и капители.

Стиль рококо был в моде недолгое время и в большей степени проявился в интерьерах и предметах мебели, нежели в архитектуре. Перекочевав из Франции в Австрию и Баварию этот стиль получил наиболее яркое развитие.

В перевод с французского «рококо» означает декоративная ракушка, что в точности соответствует смысловому наполнению стиля, в частности, в нем использовано большое количество затейливых орнаментов и резных деталей. Архитекторы и художники, творящие в стиле рококо стремились создать легкие, наполненные красотой и изяществом композиции. Ранее господствовавший стиль барокко утомил публику своей напыщенностью и помпезностью, а пришедший ему на смену стиль рококо отличался изысканностью, лёгкостью, умеренностью и гармоничностью.

Оба стиля имеют много общих элементов, часто рококо называют производной от барокко, его более простой формой. Также стоит упомянуть и о том, что эти два стиля могли сосуществовать в одном объекте, к примеру Версальский дворец имеет характерные черты обоих стилей — напыщенность барокко и плавные, изящные линии растительных мотивов рококо.

К основным элементам рококо относят рокайль — орнамент, который сочетает плавные изящные линии и природные мотивы. Рокайль использовался в воротах, беседках, фасадах.

Определение 1

Рокайль – это орнамент, который по форме напоминает завиток раковины.

Рисунок 1. Дворец Келуш выполнен в стиле рококо. рококо

Рококо. Стили интерьера

Рококо, как видоизмененное продолжение барокко, – стиль в искусстве, большей частью проявившийся в дизайне интерьеров, возник во Франции в начале XVIII века. Став порождением придворной жизни французской аристократии, он сумел повлиять на развитие светской культуры и оставить свой след в искусстве, не внеся при этом никаких конструктивных изменений.

Его характерными особенностями стали изысканность и утонченность форм, значительная декоративная нагрузка интерьеров и асимметричность композиций, интерес к мифологии и эротизму, стремление к уюту и комфорту. Философия Рококо – праздник и наслаждения. Мировоззрение той эпохи повлияло на формирование предметов интерьера и аксессуары, поэтому считается, что стиль Рококо основан на деталях.

Жемчужные оттенки, мраморная гамма, перламутровый, лиловый, сочетание салатового с розовым, белого с голубым и золотом – эти цвета преобладают в колорите интерьеров. Используется лепнина, рельефные резные панели, орнаменты в виде завитков, цветочных гирлянд, выпуклых щитов, амуров и рокайля, благодаря которому стиль получил название. Сочетание этих составляющих и создает ощущение праздника.

Окна, дверные проемы и панно над ними – закругленной формы. В использовании овальных медальонов с бантами, орнаментами из плодов и листьев, виньеток и свитков проявляется уютность и камерность интерьеров.

В отделке стен – шелковые, глянцевые ткани или краска с мягким блеском, гобелены с китайскими и цветочными мотивами; зеркала и картины в позолоченных рамах.

Орнаментальные узоры или тематические фрески делают потолок продолжением стены, его можно украсить бронзовой люстрой с хрустальными подвесками или лампочками в виде пламени горящих свечей.

Пол паркетный или керамический, а небольшие расписные ковры – дополнительная деталь декора.

Резная мебель из ореха и липы миниатюрна, но удобна. В моде кресла, стулья, диванчики, канапе, кушетки и скамеечки на изогнутых ножках с волнистыми контурами и орнаментами в виде вьющейся лозы. Актуальны картоньерки, секретеры, геридон для одной вазочки, статуэтки или шкатулки, кокетливые туалетные столики и комоды с волнистым лаковым фасадом.

Обязательные элементы стиля – передвижные ширмы, каминные часы и канделябры, китайский фарфор. Часто используются расшитые подушки на креслах и диванах, напольные постаменты, тонкоствольные деревья. Новшество дизайна – аквариумные рыбки.

Шелковые шторы пастельных тонов и ламбрекены с вышивкой и золотой бахромой – особые элементы в оформлении окон.

Стиль Рококо удачно вписывается почти в любое помещение, чем выгодно отличается от прочих исторических стилей.

Небольшая историческая справка

Мало кто знает, но изначально стиль применяли только для оформления садовых гротов. Ведь название дизайна обыгрывает французское слово rocaille, которое имеет одно из значений, как украшение из ракушек и камней. Позже этим выражением стали обозначать альпинарий.

Некоторые рокайльщики настолько преуспели в своей деятельности, что особо удачные элементы оформления перекочевали из садов в интерьеры комнат. Это случилось при короле Людовике XIV. Но официальное признание для стиля рококо пришло намного позже и вдохновителем направления считают Жана Мейссонье. Именно в его картинах начали появляться асимметричные формы.

Один из элементов орнамента для оформления в рококо Источник Pinterest

На самом деле прологом к стилю послужило творчество Антуана Ватто, рисовавшего свои картины в самом начале восемнадцатого века. И хотя уже с середины столетия Францию захлестнула мода на классицизм с его античными симметричными орнаментами, рококо уверенно продержался в некоторых гостиных до начала нового века.

Это объясняется тем, что его не считали отдельным стилем вплоть до середины девятнадцатого века. В то время многие были уверены, что рококо – это логическая эволюция тяжеловесного барокко. Хотя по сути монументальность последнего просто смягчалась более легким и светлым направлением. И чтобы не говорили впоследствии, период рококо во Франции недаром называли временем Купидона и Венеры.

Холст Буше, написанный в эпоху рококо Источник gallart.by

Стиль рококо в интерьере: основные черты

Родиной художественного стиля рококо стала Франция, а временем рождения – галантный 18 век. В тогдашнем французском обществе главенствовали изысканность и легкость, декоративность и гедонизм. К жизни было принято относится, как к забавной «прогулке в садах наслаждений». Понятно, что такие настроения и образ мыслей потребовал нового подхода к оформлению окружающего пространства. Поэтому помпезность и величественная пышность барокко уступили место новым веяниям. Стиль рококо в интерьере, живописи, скульптуре стремительно завоевывал место под солнцем. Какими чертами характеризовался тогдашний интерьер, и что досталось в наследство нам, по прошествии трех сотен лет?

  • Рококо, по сути, явился продолжением вполне сложившегося на тот момент барокко. В отличие от пышности и пафоса предшественника, рококо сосредоточил усилия не на монументальных архитектурных формах, а на их максимальном украшении. Да-да, именно рококо стал первым декоративным стилем.
  • Не внеся ничего нового в архитектуру пространства, рококо, тем не менее, серьезно изменил подход к его восприятию. Произошло это за счет тяги нового направления к ярким эффектам. Именно театральные подмостки, с их условностями, искажением реальности, иллюзорностью послужили вдохновением для рококо.

  • Этому есть вполне логичное, и даже, исторически закономерное объяснение. Кризис абсолютизма в Европе вообще и во Франции, в частности, вынудил даже верхушку общества искать новое применение своим силам и ресурсам. Некоторые нашли себя в заговорах и придворных интригах, а остальные стремились сбежать в некий выдуманный мир, который больше отвечал их представлением об идеальной жизни. Вот на таком историческом фоне и началось триумфальное шествие рококо, продолжавшееся более полувека. Все это время рококо был настоящим властителем дум, законодателем мод и вершиной вкуса для многих влиятельных и богатых людей континента.
  • Философию стиля определяли женщины, фаворитки короля и знати, влиятельные фигуры своего времени, и просто любительницы чувственных наслаждений. Поэтому неудивительно, что главным помещением для стиля рококо после центрального зала, становится будуар. В домах того времени комнаты располагались не галереей, как обычно, а формировали несимметричную окружность. В центре – парадный зал, а из него могли открываться явные или тайные будуары. Именно так, во множественном числе, ведь в то время было делом чести иметь дома множество уютных и укромных комнат, в которых происходило основное общение.

  • Любовь к романтике, приключениям и извечная женская склонность к театральным эффектам диктовала различные изыски в изменении пространства. Тайные ходы и переходы, искажение восприятия с помощью зеркал, ложных галерей, изменение геометрии комнат с помощью ширм, портьер, занавесей и фальшивых окон – все это находки стиля рококо.
  • Именно в это время пришла мода на небольшие, богато украшенные помещения, обставленные особенно приятно и уютно. В них создается особая атмосфера камерности и даже интимности, с помощью элементов эротической живописи и скульптуры, богато и хитроумно украшенной мебели, изящных декоров и большого числа разнообразных безделушек. Кстати, это понятие тоже возникло именно во времена рококо – маленькая, красивая вещица, которая не имеет практического смысла, зато услаждает восприятие.
  • Форма и образ морской раковины, от которой и пошло название стиля, используется везде – от архитектуры комнаты до мебельной резьбы. Этот чувственный и очень женский образ стал ключевым и для декораторов, и для архитекторов той эпохи.

  • Орнаменты и декоры в рококо становятся гораздо мельче, и в то же время, четче, подробнее. В образах чаще всего используются растительные, флористические, мифологические и эротические мотивы, нередки случаи использования театральной символики.
  • Эпоха рококо – это время пышных платьев, запретных наслаждений, тайн, интриг, иллюзий, изящества и излишеств. Искусственная и избыточная, она не могла существовать долго без изменений. Ближе к концу 18 века рококо вытесняется более гармоничным и практичным классицизмом, а события Французской революции и вовсе предали забвению кокетливый и легкомысленный дизайн.

В 20 веке интерес к этому стилю интерьеров стал проявляться более активно. Сначала в нем стали оформлять музейные и выставочные помещения, затем апартаменты богатых и знаменитых, а во второй половине столетия оборотистые дизайнеры взяли на вооружение многие принципы рококо и весьма успешно продемонстрировали их применения в современных условиях.

Заключение

Живопись рококо, действительно, явилась выражением настроений, царивших в придворных, аристократических кругах. Французские аристократы, словно предчувствуя свой скорый конец, спешили развлекаться и жили “одним днём”.

Многие исследователи до недавнего времени отказывали рококо в самостоятельности как стилю, считая его вариантом позднего барокко, который утратил монументальность и величественность. Пышность и яркость, действительно, роднили этот стиль с барокко. Однако искусство рококо имело ярко выраженные, только ему присущие особенности. За внешней игривостью скрывалось совершенство формы, блестящий художественный вкус и новое прочтение человека, далёкое от ренессансно-барочной трактовки совершенной личности.

Рококо первым из стилей продемонстрировал ироническое и скептическое отношение к тому, что ранее считалось благородным, избранным и возвышенным. Так изменились критерии физической красоты. Если Возрождение ценило в человеке цветущую силу, полнокровное тело, то художественное сознание рококо отрицало всё могучее, крепкое. Художественно привлекательными теперь считались хрупкое, холёное тело, бледное лицо, у женщин – тёмные глаза. Рококо больше не ждал от своих героев подвигов и преодоления себя. Новыми качествами личности объявлялись нежность, кокетливость, игривость, лёгкость и непринужденность в общении, остроумие. Рококо привнёс в искусство любовь к сельским идиллиям и пасторалям. Однако, покинув величественные дворцовые интерьеры, искусство обнаружило тягу к психологии своих героев, их чувствам и переживаниям. И здесь рококо ждало открытие. За внешним весельем и беспечностью он первым из стилей сумел увидеть в человеке грусть и смятение, почувствовать ощущение зыбкости и неустойчивости бытия. В этом состояло главное отличие рококо от барокко. Искусство рококо намного ближе подошло к реальной действительности, стало более интимным и оттого более искренним. Оно создало свой собственный язык форм, начисто отбросив столетиями культивируемые ордерные каноны и логику конструктивной и тектонической выразительности. Стилевая система его строится на зрительном преодолении материальной весомости конструкций, на свободной и абстрактной пластической моделировке пространственных и орнаментальных композиций, на тонко прочувствованной линии лёгкого, полного непринужденности аппликационного живописного декора, в котором проявилось непревзойденное, блистательное мастерство стилизации. На основе архитектуры рокайльных построек синтезировалось жанровое многообразие искусств. Синтез искусств обеспечивал им единый художественный эффект, максимальную впечатляющую выразительность, эстетически полноценную пластическую декоративность и привлекательность. В рококо была достигнута почти первобытная синкретическая нерасчленённость жанров искусства: скульптура и живопись сливались с архитектурой, театр – с парком и самим образом жизни салона, хореография – с этикетом и манерами поведения.

Беспрецедентный, диаметрально отличный от предшествующих стиль рококо явился логичным, объективно закономерным финалом почти двухсотлетнего развития мощного и великого искусства барокко. Всё искусство рококо достигло новых, собственных художественных высот и завоеваний в истории культуры.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: