ЛОРРЕН Клод (Claude Lorrain) «Очарованный замок» Альбом работ
Аполлон и музы Шотландская Национальная Галерея |
Пейзаж с Психеей на фоне дворца Купидона (Очарованный замок) Национальная Галерея Лондон |
«Пейзаж с Психеей на фоне дворца
Купидона»
Художник
застает девушку одну, оставленную возлюбленным за ее неповиновение и
любопытство. Поза героини удивительно напоминает позы римских скульптур. Голова
опирается на руку. Взгляд устремлен как
бы на мерцающее в сумерках море.
Правда или нет, но говорят, что именно эта картина вдохновила поэта
Джона Китса на создание «Оды Соловью», где он пишет о перламутровом
море. Дворец Купидона стоит в отдалении на
скале, почти размытый в сумерках.
Разбирая
в деталях работы мастера, смотрю на первый план. На общем фоне картины, для
художника как правило, это всего лиш некое событие, вокруг которого можно
написать самое главное «кулисы» — пейзаж. Леса, море закат,
архитектурные формы.
Пейзаж с нарциссом и Эхо Национальная |
В
чем суть: Нарцисс, красивый, но гордый юноша,
так и хочется добавить, хорошо зарабатывает, имеет отличное образование,
и никто не достоин его любви – это начало «индийского телесериала». Никто кроме его самого. Нимфа Эхо повстречала
Нарцисса, и кто бы думал, влюбилась в него ( парень блуждал в лесу. Ни тебе GPS
навигатора, ни путеводителя, даже карты банальной не было) . Но проклятье,
наложенное на нимфу Герой ( еще одна история, достойная отдельного изложения),
не позволяет ей заговорить первой — она обречена лишь повторять чужие слова.
Нарцисс, пытаясь найти дорогу, кричит, и Эхо имеет возможность лишь отвечать
ему его же словами – ( на мой взгляд,
идеальные отношения) Но, увидев нимфу, юноша остается холоден к ней и отталкивает её. Нарцисс отвергает любовь
всех, и разгневанная Афродита наказывает его. Однажды, склонившись к ручью, он
видит своё отражение в воде и влюбляется в него. Не в силах уйти, он умирает и
превращается в цветок.
Пейзаж с нимфой Эгерией оплакивающей Нуму ПомпилияКлод Лоррен Национальная Галерея Лондон |
На полотне запечатлен момент, когда Эгерия
узнает о смерти любимого, а лесные нимфы, посланные богиней Дианой утешают ее.
Герцог
Колонна, заказчик «Эгерии» хотел чтоб Лоррен вплел в канву
произведения символ его фамилии, являющийся одновременно гербом рода. Так
появились архитектурные формы — колонны. Гармонично вплетены маленькие фигуры,
буйная растительность, архитектурные формы. Неяркие сдержанные тона.
Пейзаж с Аполлоном и Меркурием Клод Лоррен Хоукхэм Холл, Норфолк |
Аполлон
весь погружен в музыку, и не замечает, как позади него, Меркурий угоняет стадо.
Согласно «Книге истины» эта картина была написана для Франческо
Аберини. Возможно это описка, а возможно картина поменяла нескольких хозяев в
том числе и Франческо Альберини, прежде чем попала в Хоукхэм Холл, Норфолк, где
и хранится до сих пор.
Пейзаж со сценой бракосочетания Исаака и РевекиКлод Лоррен |
Клод Лоррен (Claude Lorrain ) Пейзаж с купцами Национальная Галерея искусств, Вашингтон |
Клод Лоррен (Claude Lorrain ) Национальная Галерея искусств, Вашингтон |
Клод Лоррен (Claude Lorrain ) Троянские женщины поджигающие флот THE MET, Нью-Йорк |
Клод Лоррен (Claude Lorrain ) Вид на Ла Крессенца THE MET, Нью-Йорк |
Клод Лоррен (Claude Lorrain ) Пасторальный пейзаж THE MET, Нью-Йорк |
Клод Лоррен (Claude Lorrain ) THE MET, Нью-Йорк |
Клод Лоррен (Claude Lorrain ) THE MET, Нью-Йорк |
ЖИВОПИСЬ ИСПАНИИ
ЖИВОПИСЬ КИТАЯ
ЖИВОПИСЬ ГЕРМАНИИ БЕЛЬГИИ НИДЕРЛАНДОВ
ЖИВОПИСЬ ЯПОНИИ
ЖИВОПИСЬ РОССИИ
Пейзаж с суждением Парижа
Первой известной работой Клода на мифологическую тему был «Пейзаж с суждением Парижа», созданный до 1640 года. Это была тема, к которой Клод возвращался несколько раз, например, картина, выставленная сейчас в Национальной галерее искусств Вашингтона. датируется 1645 годом. Примечательной особенностью этого последнего полотна, подтверждающей высказанное выше положение, является то, что оно точно так же названо: сначала пейзаж, а затем Парижский суд. Взгляд уводится в далекую перспективу на море, острова и скалы, ориентируясь на перспективу и использование света, а также на обрамление скал и высоких деревьев. Слева от холста, на ближнем переднем плане, находятся фигуры Парижа и трех богинь, которые между ними занимают не более 10% всего холста и, по-видимому, находятся здесь просто для того, чтобы добавить интереса к пейзажу.
Пейзаж с суждением Парижа
Слайд 11«АРКАДСКИЕ ПАСТУХИ» Аркадия – это реальное место, которое находится в
Центральной Греции. В античные времена здесь жили пастухи, которые вели
размеренный образ жизни и пребывали в согласии с природой. Пастухи обнаружили старое надгробие, на котором написано: «Et in Arcadia Ego» («И я был в Аркадии»). Умерший как бы обращается к живым – наша жизнь скоротечна, все мы бренны. И даже в таком райском месте, как Аркадия, всех нас ждет смерть. Статная женщина (пастушка) положила руку на плечо молодому пастух: ничего не поделать, такова жизнь. Скорее всего, Пуссен превратил пастушку в аллегорию мудрости. Теперь фраза «И я был в Аркадии» ассоциируется у нас исключительно с работой Пуссена.
Флора — древнеримская богиня цветов, плодов и весны.
Лоррен Клод Картины биография Lorrain Claude
Лоррен Клод (Lorrain Claude)
(1600-1682), французский живописец, рисовальщик, гравер. Родился в городке
Шамань, близ Миркура, Лотарингия. Подлинная фамилия Желле (Gellée). Учился в
Риме (с 1613), где с 1627 жил постоянно; испытал влияние А.Эльсхаймера и
Аннибале Карраччи. Лоррен создал собственный вариант величественного
классицистического “идеального” пейзажа, в котором пространственное единство
достигается за счет тончайшей разработки световоздушной среды, эффекта
рассеянного утреннего или вечернего света, тающего в золотистой дымке (“Изгнание
Агари”, 1668, Старая пинакотека, Мюнхен).
Библейские, мифологические,
пасторальные мотивы в картинах Лоррена подчинены общему элегически-мечтательному настроению, разлитому в
природе, а фигуры почти неизменно имеют характер стаффажа (цикл пейзажей “Аполлон и Кумская Сивилла”, “Утро”, “Полдень”, “Вечер”, “Ночь” — все 1645-1672, Эрмитаж,
Санкт-Петербург; “Похищение Европы”, 1655, Музей изобразительных искусств, Москва).
Натурные зарисовки Лоррена (перо, бистр, тушь) отличаются свежестью
восприятия различных состояний природы, его офорты — виртуозной светотеневой нюансировкой. В отличие от Пуссена, которого ценили интеллектуалы, заказчиками Клода Лоррена
были аристократы. Художник взял за основу распространенную и устраивавшую всех
схему — идиллический пейзаж с бесконечной далью и кулисами, как в театре.
С небольшими дополнениями Лоррен следовал этому типу пейзажа всю свою жизнь, но он
обогатил его столь непосредственными и своеобразными наблюдениями, благодаря которым на протяжении столетий появлялись новые решения в жанре идиллического пейзажа
— прежде всего в построении непрерывно-целостного, наполненного светом пространства. Клод Лоррен ввел практику рисования пейзажа с натуры пером и акварелью. Клод чутко улавливал простор римской Кампаньи,
внимательно изучая природные мотивы — деревья, покрытые плющом, тропинки, на которые падает то свет, то тень. Он постигал новый язык выражения эмоций, „слова»
которого находил в естественной среде. Сходным путем тогда шел только Рембрандт, который в те же самые годы делал пейзажные зарисовки, бродя в окрестностях
Амстердама. Однако Клод поставил задачу вдохнуть в старую схему новую жизнь еще одним довольно оригинальным способом. Он выходил за город утром и вечером и,
наблюдая в природе тональные переходы от среднего плана к самому дальнему, создавал цветовую гамму, смешивая цвета на палитре. Затем он возвращался в мастерскую,
чтобы использовать найденное в соответствующих местах картины, стоявшей на мольберте. Использование тонального цвета и согласование его с природой — оба эти
приема в то время были совершенно новыми. Они позволили Клоду решить поставленную им задачу с небывалой, подчас наивной открытостью.
Идиллический пейзаж Клода был единственным жанром, который усвоили, сделав его своим, художники англоязычных стран. Именно данный импульс, вместе с
непосредственным наблюдением природы позволил им внести большой вклад в искусство пейзажа и способствовал обновлению этого жанра в XIX веке.
Картина Клода Лоррена “Пейзаж с жертвоприношением Аполлону”.
Этот величественный, пространственный пейзаж — один из лучших образцов пейзажной живописи классицизма. Он тщательно скомпонован, мощные вертикали и горизонтали уравновешивают друг друга, а чередование света и тени помогает взгляду зрителя двигаться вдоль и в глубь композиции.
Клоду Лоррену удалось передать торжественное величие Римской Кампаньи. Колорит, построенный на искусном сочетании оттенков зеленого, синего и коричневого, создает ощущение прозрачности атмосферы. Фигурки людей кажутся почти случайными в этом величественном окружении, они представляют сюжет из классической мифологии, в котором отец Психеи, принося жертву Аполлону, просит его найти мужа для дочери.
Клод Лоррен был французом, но всю свою жизнь провел в Риме. Его пасторальные композиции и поэтическое видение были неизменным источником вдохновения для английских пейзажистов ХVIII-ХIХ столетий.
Увидев воспроизведенный здесь пейзаж, Тернер отметил, что он «превосходит силу имитации в живописи».
Скончался Клод Лоррен 23 ноября 1682 года в Риме. Творчество Клода Лоррена →
Слайд 6Никола Пуссен родился в 1594 году в нормандском городке Лез-Андели.Получил
неплохое общее образование. В 18 лет отправился в Париж, где
продолжил занятия под руководством известного в то время портретиста Ван Элле, а затем и у других мастеров.Очень помогли ему оттачивать технику посещения Лувра, где он копировал полотна итальянцев эпохи Возрождения.Для дальнейшего совершенствования мастерства он отправился в Рим, бывший в то время Меккой для живописцев всех стран.
Чтобы познакомиться с биографией Николы Пуссена более детально, посмотрите видеоролик, размещенный в нашей группе. Запишите основные факты из биографии художника в тетрадь по предмету.
Лез-Андели, родина Пуссена
Клод Лоррен картины
Клод Лоррен (Claude Lorrain, 1600 г. — 1682 г.) — великий французский художник, живописец, гравер. Считается одним из самых великих художников-пейзажистов.
В творчестве Клода Лоррена особое внимание уделяется игре света и тени. Он старался одухотворить всю природу, весь окружающий мир, придать в своих картинах особую выразительность различным явлениям природы
Яркий день, тёмная ночь, туманное утро, сумрак вечера — всё это находило отражение в его искусстве, становилось настолько реалистично, что у зрителя возникает ощущение — в реальности не может быть настолько прекрасного мира, скорее всего это похоже на красивую сказку.
Удивительным фактом является то, что на большинстве его картин фигуры людей писали другие художники — Ф. Лаури, Я. Миля, Фр. Аллегри и Н. Колонбеля. Он отдавал все свои силы только пейзажам. Фигуры людей Клод Лоррен стал писать сам только в поздние годы. Последней работой великого французского художника стала картина под названием «Пейзаж с Осканием, стреляющим в оленя».
Ацис и Галатея
Отплытие царицы савской
Пейзаж с Аполлоном и Кумской Сивиллой
Пейзаж с жертвоприношением Аполлону
Пейзаж с нимфой Эгерией и царем Нумой
Пейзаж с пастухом коз
Пейзаж с Энеем
Похищение Европы
Свадьба Исаака и Ревекки
Святилище в Дельфах
Сельский танец
Слайд 5Создателем классицистического направления в живописи Франции XVII в. стал Никола
Пуссен (1594-1665). В своем творчестве он опирался на античные идеалы,
от античного искусства воспринял целостность, ясность, гармонию. Пуссен писал: «Моя натура влечет меня любить и искать вещи, прекрасно организованные и упорядоченные». Пуссен создавал картины на исторические, мифологические, библейские сюжеты. Его герои – люди сильных характеров и поступков, с высоким чувством долга перед обществом и государством.Пуссен — мастер чеканной, ритмичной композиции. Одним из первых оценил монументальность локального цвета.
НИКОЛА ПУССЕН – СОЗДАТЕЛЬ КЛАССИЦИСТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ЖИВОПИСИ.
«Автопортрет»
Детство и юность
Клода Лоррена, чья настоящая фамилия — Желле, или Желе, постигла та же участь, что и множество художников, живших несколько веков назад. А именно — до наших времен не сохранилась подлинная дата его рождения, знатоки изобразительных искусств называют 1600-й, 1602-й, 1604-й с 1605-м. Зато точно известно место появления на свет — в деревушке, расположенной в герцогстве Лотарингия, крестьянка Анна подарила мужу Жану третьего из пятерых сыновей.
Клод Лоррен — автопортрет Ранняя биография будущего французского художника напоминает детские годы его советского коллеги Федора Решетникова — оба рано осиротели (Лоррен, если верить источникам, — в 12 лет). Тягу к художеству им обоим привили старшие братья: у создателя знаменитой картины «Опять двойка» тот был иконописцем, у написавшего любимый «Пейзаж с Ацисом и Галатеей» Федора Достоевского — гравером в Германии.
Примерно в 1613-1614 годах Клод отправился в Италию, где работал поваром у Агостино Тасси, прославившегося не только своими произведениями, но и скандалами в личной жизни. Известно, что в школе в родной Шамани подросток преподаваемым наукам вникал неохотно, но зато перенял у местного кондитера тайны приготовления блюд и считался кулинарным мастером. Впоследствии насильник Артемизии Джентилески превратил слугу в своего ученика, которому преподавал азы пейзажной живописи.
В дальнейшем парню удалось попасть под крыло Готфрида Вельса, передавшего подопечному навыки перспективы и архитектуры, затем — к тезке Клоду Дерюэ.
Стиль и сюжеты
Художник, изучающий натуру , 1639 г. ( Художественный музей Цинциннати )
Влияния
Выбор Клода как стиля, так и сюжета вырос из традиции пейзажной живописи в Италии, в основном в Риме, во главе с северными художниками, обученными в стиле северного маньеризма . Маттис Брил прибыл в Рим из Антверпена около 1575 года, и вскоре к нему присоединился его брат Пол . Оба специализировались на пейзажах, изначально использовавшихся в качестве фона на больших фресках , — по-видимому, маршрут, по которому Лоррен также пошел несколько десятилетий спустя. Маттиж умер в 33 года, но Пол оставался активным в Риме до прибытия туда Клода, хотя ни о каких встречах между ними не было зарегистрировано. Ганс Роттенхаммер и Адам Эльшаймер были другими северными пейзажистами, связанными с Брилем, которые покинули Рим задолго до этого.
Эти художники представили жанр небольших картин кабинета , часто на меди, где фигуры преобладали в их пейзажном окружении, которое очень часто было густым лесом, расположенным недалеко от фигур на переднем плане. Поль Брил начал рисовать большие картины, где размер и баланс между элементами и типом используемого ландшафта ближе к будущим работам Клода, с обширным открытым видом за большей частью ширины картины.
Наряду с другими художниками семнадцатого века, работавшими в Риме, Клод также находился под влиянием нового интереса к жанру пейзажа, возникшего в середине-конце шестнадцатого века в Венето; начиная с венецианского художника Доменико Кампаньолы и голландского художника, проживающего в Падуе и Венеции, Ламберта Сюстриса . Интерес к пейзажу впервые проявился в Риме в творчестве их ученика из Брешиа Джироламо Муциано , получившего прозвище в городе Il giovane dei paesi (молодой человек-пейзажист). После интеграции этой традиции с другими северными источниками болонские художники, такие как Доменикино , который был в Риме с 1602 года, нарисовали ряд сюжетов «Пейзаж с …», взятых из мифологии, религии и литературы, а также жанровые сцены. . Обычно в одной части композиции есть открытая панорама, а в другой — крутой холм. Даже когда действие между несколькими маленькими фигурками носит бурный характер, пейзаж производит впечатление безмятежности. Композиции тщательно продуманы и сбалансированы и ждут от Клода. « Пейзаж с бегством в Египет » Аннибале Карраччи (около 1604 г.) — один из лучших итальянских пейзажей начала века, но, возможно, больше предшественник Пуссена, чем Клода.
Ранние работы
Пейзаж с пастухом-трубочистом , ок. 1629–1632
Самые ранние картины Клода основаны на обеих этих группах, в большинстве своем они меньше, чем более поздние. Агостино Тасси, возможно, был учеником Поля Бриля, и его влияние особенно заметно в самых ранних работах Клода, в большем размере, в то время как некоторые небольшие работы примерно 1631 года напоминают Эльшаймера. Первоначально Клод часто включает в себя больше фигур, чем было типично для его предшественников, несмотря на то, что его рисунок фигуры был признан «заведомо слабым», как выразился Роджер Фрай .
Чаще, чем позже, фигурки были всего лишь жанровыми кадрами : пастухи, путешественники и моряки, в зависимости от сцены. В начале 1630-х годов появляются первые религиозные и мифологические сюжеты, например, Бегство в Египет, вероятно, 1631 года, и Суд над Парижем , оба очень распространенные сюжеты в жанре «Пейзаж с …». Пара к последнему — очень ранняя сцена гавани, уже с высокими классическими зданиями, тип композиции, которую Клод использовал до конца своей карьеры.
Избранные работы
Пейзаж с Аполлоном, охраняющим стада Адмета, и Меркурием, крадущим их (1645), Галерея Дориа Памфили
Liber Veritatis 137, Береговая сцена с битвой на мосту , из которых известны две окрашенные версии
Пейзаж с Психеей у дворца Амура (Зачарованный замок) (1664), Национальная галерея
Аполлон и музы на горе Геликон (1680) Музей изящных искусств, Бостон
- Пейзаж с купцами (Кораблекрушение) (1630) — Национальная художественная галерея, Вашингтон, округ Колумбия.
- Бегство в Египет (1635) масло на холсте. Художественный музей Индианаполиса
- Пейзаж с козопасом (1636) — Национальная галерея, Лондон
- Форд (1636) — Метрополитен-музей, Нью-Йорк
- Порт с виллой Медичи (1637) — Галерея дельи Уффици, Флоренция
- Обретение Моисея (1638) — Холст, масло, 209 x 138 см, Музей Прадо, Мадрид
- Пасторальный пейзаж, (1638) — Институт искусств Миннеаполиса
- Морской порт (1639) — Национальная галерея, Лондон
- Морской порт на закате (Одиссей) (1639) — Холст, масло, 119 х 150 см, Musée du Louvre, Париж
- Деревенский праздник, (1639) — Холст, масло, 103 х 135 см, Musée du Louvre, Париж
- Вид на Кампанью (ок. 1639 г.) — Холст, масло, 101,6 x 135,9 см, Королевские коллекции.
- Посадка святой Паулы Романы в Остию (1639) — Холст, масло, 211 х 145 см, Museo del Prado, Мадрид
- Посадка святой Урсулы (1641) — Национальная галерея, Лондон
- Высадка Клеопатры в Тарсе (1642) — масло на холсте, Musée du Louvre, Париж.
- Высадка Клеопатры в Тарсе (1642–43) — Холст, масло, 119 х 170 см, Musée du Louvre, Париж
- Троянские женщины поджигают свой флот (около 1643) — масло на холсте. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
- Ручей и два моста — Холст, масло, 74 х 58 см,
- Путешествие Иакова
- Визит ангела
- Вид на церковь Санта-Тринита-дей-Монти — Рисование, Эрмитаж, Санкт-Петербург
- Морской порт с замком — Галерея искусств Университета Говарда, Вашингтон, округ Колумбия
- Вид на Тиволи на закате (1644) — Музей искусств Сан-Франциско
- Меркурий крадет волов Аполлона (1645) — Холст, масло, 55 х 45 см, Галерея Дориа-Памфили, Рим
- Пейзаж с Цефалом и Прокрисом, воссоединенными Дианой (1645) — Холст, масло, 102 х 132 см, Национальная галерея, Лондон
- Суд Парижа (1645–46) — Национальная художественная галерея в Вашингтоне, округ Колумбия
- Восход солнца (1646–47) — Метрополитен-музей, Нью-Йорк
- Посадка царицы Савской (1648) — Национальная галерея, Лондон
- Брак Исаака и Ревекки (1648) — Национальная галерея, Лондон
- Пейзаж с Парижем и Эноне (1648) — Холст, масло, 119 х 150 см, Musée du Louvre, Париж
- Пейзаж с танцующими фигурами (Мельница) (1648) — Холст, масло, 150,6 x 197,8 см, Галерея Дориа-Памфили, Рим
- Вид на Ла-Крещенца (1648–50) — Холст, масло, 38,7 х 58,1 см, Метрополитен-музей, Нью-Йорк
- Пейзаж с Аполлоном и кумской Сибиллой (ок. 1650 г.) — Холст, масло, 99,5 х 125 см, Эрмитаж, Санкт-Петербург
- Отдых на пути в Египет (1651 или 1661) — Холст, масло, 113 х 157 см, Эрмитаж, Санкт-Петербург
- Пейзаж с Меркурием и Баттом (1654) — Холст, масло, 74 x 98 см, швейцарское частное собрание.
- Пейзаж с Агарь и Ангелом (1654) — Холст, масло, 54,5 х 76 см, Публичная художественная галерея Данидина, Данидин
- Пейзаж с Ацисом и Галатеей (1657) — Холст, масло, 100 x 135 см, Галерея Gemäldegalerie, Дрезден
- Пейзаж с Аполлоном и Меркурием (1660) — Холст, масло, 74,5 x 110,5 см, Коллекция Уоллеса, Лондон
- Отец Психеи приносит жертву в храме Аполлона (1663)— Холст, масло, 5’9 «x 7’5», один из Альтиери Клодов. Англси Аббатство, ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
- Пейзаж с Психеей у дворца Амура (1664)— Холст, масло, Национальная галерея, Лондон.
- Береговая сцена с похищением Европы (1667) — Холст, масло, 134,6 x 101,6 см, Королевская коллекция, Лондон
- Изгнание Агарь (1668) — Холст, масло, 107 х 140 см, Старая пинакотека, Мюнхен
- Пейзаж с Иаковом, борющимся с ангелом или же Ночь (1672) Масло на холсте, Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
- Морской порт (1674) — Холст, масло, 72 x 96 см, Старая пинакотека, Мюнхен
- Приземление Энея (1675) — Холст, масло 5’9 «x 7’5», один из Клодов Альтьери. Англси Аббатство, ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
- Аполлон и музы на горе Геликон (1680)
- Асканий стреляет в оленя Сильвии (1682) — Ашмоловский музей, Оксфорд.
- Вид на морской порт — The Библиотека Хантингтона, Сан-Марино, Калифорния
- Пейзаж с Меркурием, Аргусом и Ло (1662) – травление на мелованной бумаге, Музей изящных искусств Юты
Клод ЛорренClaude Lorrain
Французский живописец и гравер. Один из величайших мастеров классического пейзажа.
Клод Лоррен родился 28 мая 1600 года в городе Шамань, Франция. С детства мальчик мечтал стать кондитером. Обучение в школе ему давалось с трудом. И, какое-то время отучившись, бросает учебу, чтобы освоить кондитерское мастерство.
В 1613 году оказался в Риме. Не зная итальянского нанялся слугой в дом художника — пейзажиста Агостино Тасси, который стал его первым учителем. Благодаря ему Клод усвоил некоторые технические приемы и навыки.
С 1617 по 1621 год Лоррен жил в Неаполе и учился у другого художника, немца Готфрида Вальса. Через четыре года художник возвратился на родину, где начинает писать архитектурные фоны в заказных работах Клода Дерюэ, придворного живописца герцога Лотарингского.
В 1639 году испанский король Филипп IV заказал Лоррену семь работ, из которых, два пейзажа с отшельниками. Среди других заказчиков стали папа Урбан VIII, кардинал Бентивольо.
Через пять лет Клод Лоррен начинает «Liber veritatis», своего рода каталог, где рисует каждую из своих картин и отмечает имя владельца. В эту рукописную книгу вошло 195 работ художника. Книга хранится в Британском музее, в Лондоне.
Картину «Похищение Европы» Клод Лоррен написал в 1655 году. Она иллюстрирует сюжет из древнегреческой мифологии, повествующий о Европе, дочери царя Агенора, которую похитил бог-громовержец Зевс, превратившись в белого быка. Этот миф являлся очень популярным.
Его по-своему передавали многие художники того времени: одни ставили себе цель как можно точнее передать сцену похищения: динамичную и волнительную, в то время как других привлекала окружающая обстановка. Клод Лоррен принадлежал ко второй категории. Как и в картине «Утро», людям на этом полотне отведена незначительная роль. Основой является образ природы и ее единство с человеком.
Последняя работа Лоррена, «Пейзаж с Осканием, стреляющим в оленя», находящаяся в музее Оксфорда, закончена в год смерти художника и считается настоящим шедевром.
Его талантом восхищались римские папы и кардиналы, аристократы и дипломаты, короли и богатейшие купцы. В картинах Лоррена библейские, мифологические или пасторальные сюжетные мотивы полностью подчинены изображению прекрасной, величественной природы. Для него природа являлась образцом возвышенного, совершенного мироздания, в котором царят покой и ясная соразмерность.
Клод Лоррен умер в Риме 23 ноября 1682 года.
Работы Клода Лоррена
Работы Клода Лоррена
«Морская гавань» (ок. 1636), Лувр «Пейзаж с Аполлоном и Марсием» (ок. 1639), Музей имени А. С. Пушкина «Отплытие св. Урсулы» (1646), Лондон, Национальная галерея «Пейзаж с Ацисом и Галатеей» (1657), Дрезден «Пейзаж с кающейся Марией Магдалиной» «Похищение Европы» «Полдень» (Отдых на пути в Египет)(1661), Эрмитаж «Вечер» (Товий и ангел) (1663), Эрмитаж «Утро» (Иаков и дочери Лавана) (1666), Эрмитаж «Ночь» (Борьба Иакова с ангелом) (1672), Эрмитаж «Вид берега Делоса с Энеем» (1672), Лондон, Национальная галерея «Асканий, охотящийся на оленя Сильвины» (1682), Оксфорд, Музей Ашмола «Пейзаж с танцами сатиров и нимф» (1646), Токио, Национальный музей западного искусства «Пейзаж с Ацисом и Галатеей» из Дрезденской картинной галереи — одна из любимых картин Ф. М. Достоевского; ее описание содержится, в частности, в романе «Бесы».
23.11.1682
Ландсакп с Энеем на Делосе
Более поздний пример использования Клодом классических тем, который можно увидеть в Национальной галерее Лондона, — его «Пейзаж с Энеем на Делосе». Это одна из шести работ, которые Клод написал в конце своей жизни на сюжеты Вергилия (еще одним постоянным источником вдохновения были «Метаморфозы» Овидия). В этом примере персонажей Энея, Анхиса и Аскания приветствует царь Делоса, который указывает на массивное дерево, которое было частью истории Аполлона и Дианы, остров священный для них. Опять же, фигуры не являются основным предметом картины, но они, по крайней мере, связаны с ней, а не просто случайны. Одно из зданий на картине, дублирующее Храм Аполлона, — это Пантеон в Риме, нарисованный художником и перенесенный в мифологический контекст. Это устройство часто использовал Клод,так что многие знакомые достопримечательности из окрестностей Рима оказались в неожиданных местах.
Пейзаж с Энеем на Делосе
Рождение Лоррена-пейзажиста
Наверняка одной из главных причин, по которым Лоррен
предпочел жить и работать на чужбине, являлась любовь к итальянской природе, красота и богатство которой потрясли его воображение еще в юности. Мягкий климат Италии, ее щедрое солнце, сочная зелень и многообразие ландшафтов делали эту страну настоящим раем для пейзажистов. Только в окрестностях Рима Лоррену посчастливилось открыть немало великолепных уголков природы, которые вполне могли служить фоном для сцен как светского, так и мифологического, и религиозного характера.
В своих первых «итальянских» картинах Лоррен
отдает предпочтение деревенским пейзажам в стиле Пауля Бриля (1554- 1626) — фламандского живописца, на протяжении всей жизни работавшего в Риме. Виртуозность и своеобразие манеры этого мастера проявляются, прежде всего, в изобилии мотивов. В едином картинном пространстве он одновременно представлял множество природных явлений и стихий.
Крутые скалы и стремительные потоки горных рек, непроходимые лесные чащи и могучие стволы поваленных деревьев, оплетенные плющом, фрагменты руин древних построек и диковинные животные — все это присутствовало в его немного сумбурных, запутанных, но неизменно таинственных и завораживающих композициях.
Более поздние работы Лоррена
демонстрируют его окончательный уход от стилистики Бриля и увлечение живописью Джорджоне, для которой характерны, с одной стороны, стремление к реалистичности, с другой — особая поэтическая атмосфера идиллического спокойствия…
Бракосочетание Исаака и Ревекки
1648; 149,2х196,9 смНациональная галерея, Лондон
Герои античных мифов или библейских сказанийзачастую определяли название пейзажей
Возвращаясь к начальному этапу карьеры французского художника, следует также отметить, что сильное влияние на формирование его стиля оказали не только венецианские мастера, но и Аннибале Карраччи. Так, по примеру венецианцев, Лоррен отдает предпочтение картинам мифологической тематики, а вслед за Карраччи, считавшим, что «несколько архитектонических элементов и пара деревьев исполнены большей поэзии, чем огромные замки и густые рощи», французский художник упорядочивает композицию своих пейзажей «освобождая» их от нагромождения мотивов.
В пятидесятых годах происходит эволюция стиля Лоррена: живописец обнаруживает стремление к монументальности и религиозной живописи. Работая в гораздо больших форматах, чем это было ранее, мастер все чаще отдает предпочтение ветхозаветным сюжетам. Практически во всех пейзажах Лоррена
того времени присутствуют архитектурные элементы, призванные определять место и время действия.
Следующий период творчества мастера принято называть «античным», поскольку в его работах преобладала тогда именно древнеримская архитектура — а точнее, здания, хотя и стилизованные под античность, но в большинстве своем являющиеся плодом воображения художника. Именно к этому периоду относятся великолепные морские пейзажи Лоррена
с просторными гаванями, принимающими белоснежные парусники и побережьями, «застроенными» этими фантастическими, псевдоантичными дворцами.
Слайд 19Замечательным мастером пейзажа во французской живописи XVII века является Клод
Лоррен (1600 – 1682). В его творчестве получила развитие лирическая
линия классического пейзажа. Лоррен был страстно влюблен в природу, понимал и ценил ее величественную красоту. Его пейзажи включают в себя мотивы моря, античные руины, яркие растения. Фигуры людей и животных занимают незначительное место. Они оживляют передний план картины, вносят в него движение и жизнь. Главное для художника – образ возвышенной, гармоничной природы, с которой человек живет в мире и согласии.
КЛОД ЛОРРЕН – МАСТЕР КЛАССИЧЕСКОГО ПЕЙЗАЖА.
С творчеством Клода Лоррена вам поможет познакомиться видеоролик, размещенный в нашей группе. Запишите основные факты из биографии художника в тетрадь по предмету.
Клод Лоррен. Известные пейзажи. — Artrue
Краткая биография
Клод Лоррен (1600, Шампань — 1682, Рим), настоящее имя Клод Желле, прозванный также Лорреном, жителем Лотарингии. Около 1613 переезжает в Рим, где становится учеником зодчего Агостино Тасси. С 1619 по 1624 продолжает обучение в Неаполе у мастера городского пейзажа Готтфрида Вальса, затем на два года уезжает во Францию. В 1634 его принимают в члены римской Академии, и вскоре он становится ведущим художником-пейзажистом. В своих произведениях ориентируется на идиллические пейзажи Аннибале Карраччи и живущих в Риме голландских художников. Затем ему становится ближе живопись Никола Пуссена. Однако в противовес его манере изображения героических пейзажей Лоррен разрабатывает собственный лирико-реалистический стиль. Творчество этих художников является вершиной живописи зрелого римского барокко.
Рождение Лоррена-пейзажиста
Наверняка одной из главных причин, по которым Лоррен предпочел жить и работать на чужбине, являлась любовь к итальянской природе, красота и богатство которой потрясли его воображение еще в юности. Мягкий климат Италии, ее щедрое солнце, сочная зелень и многообразие ландшафтов делали эту страну настоящим раем для пейзажистов. Только в окрестностях Рима Лоррену посчастливилось открыть немало великолепных уголков природы, которые вполне могли служить фоном для сцен как светского, так и мифологического, и религиозного характера.
В своих первых «итальянских» картинах Лоррен отдает предпочтение деревенским пейзажам в стиле Пауля Бриля (1554- 1626) — фламандского живописца, на протяжении всей жизни работавшего в Риме. Виртуозность и своеобразие манеры этого мастера проявляются, прежде всего, в изобилии мотивов. В едином картинном пространстве он одновременно представлял множество природных явлений и стихий.
Крутые скалы и стремительные потоки горных рек, непроходимые лесные чащи и могучие стволы поваленных деревьев, оплетенные плющом, фрагменты руин древних построек и диковинные животные — все это присутствовало в его немного сумбурных, запутанных, но неизменно таинственных и завораживающих композициях.
Более поздние работы Лоррена демонстрируют его окончательный уход от стилистики Бриля и увлечение живописью Джорджоне, для которой характерны, с одной стороны, стремление к реалистичности, с другой — особая поэтическая атмосфера идиллического спокойствия…
Бракосочетание Исаака и Ревекки
1648; 149,2х196,9 смНациональная галерея, Лондон
Герои античных мифов или библейских сказанийзачастую определяли название пейзажей
Возвращаясь к начальному этапу карьеры французского художника, следует также отметить, что сильное влияние на формирование его стиля оказали не только венецианские мастера, но и Аннибале Карраччи. Так, по примеру венецианцев, Лоррен отдает предпочтение картинам мифологической тематики, а вслед за Карраччи, считавшим, что «несколько архитектонических элементов и пара деревьев исполнены большей поэзии, чем огромные замки и густые рощи», французский художник упорядочивает композицию своих пейзажей «освобождая» их от нагромождения мотивов.
В пятидесятых годах происходит эволюция стиля Лоррена: живописец обнаруживает стремление к монументальности и религиозной живописи. Работая в гораздо больших форматах, чем это было ранее, мастер все чаще отдает предпочтение ветхозаветным сюжетам. Практически во всех пейзажах Лоррена того времени присутствуют архитектурные элементы, призванные определять место и время действия.
Следующий период творчества мастера принято называть «античным», поскольку в его работах преобладала тогда именно древнеримская архитектура — а точнее, здания, хотя и стилизованные под античность, но в большинстве своем являющиеся плодом воображения художника. Именно к этому периоду относятся великолепные морские пейзажи Лоррена с просторными гаванями, принимающими белоснежные парусники и побережьями, «застроенными» этими фантастическими, псевдоантичными дворцами.