«медный всадник» фальконе

Кто изображён на памятнике медный всадник

Памятник Петру I скульптора Этьена Фальконе «Медный всадник»

Отказавшись от аллегорического решения, предложенного ему в окружении Екатерины II, Фальконе решил представить царя как «созидателя, законодателя и благодетеля своей страны», который «простирает десницу над объезжаемой им страной». Голову статуи он поручил моделировать своей ученице Мари Анн Колло, но впоследствии, внес изменения в образ, стремясь выразить в лице Петра сочетание мысли и силы.

Отливка памятника состоялась в конце августа 1774 года. Но выполнить ее за один раз, как рассчитывал Фальконе, не удалось. Во время отливки в литейной форме образовались трещины, через которые стал вытекать жидкий металл. В мастерской начался пожар.

Самоотверженность и находчивость литейного мастера Емельяна Хайлова позволили погасить пламя, но вся верхняя часть отливки от колен всадника и груди лошади до их голов была непоправимо испорчена, и ее пришлось срубить. За время между первой и второй отливкой мастера заделали и зачеканили отверстия, оставшиеся в отлитой части монумента от труб (литников), по которым в форму подавался жидкий металл, и отшлифовали бронзу. Верхняя часть статуи была отлита летом 1777 года.

Затем началось соединение двух частей скульптуры и заделка шва между ними, чеканка, шлифовка и патинировка бронзы. Летом 1778 года отделка монумента была в основном завершена. В память об этом Фальконе выгравировал на одной из складок плаща Петра I надпись на латинском языке: «Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778». В августе того же года скульптор покинул Россию, не дождавшись открытия монумента.

Наблюдение за ходом работ по сооружению монумента после отъезда французского скульптора из России вел архитектор Юрий Фельтен.

Опорой памятнику служит попранная конем змея работы скульптора Федора Гордеева, символизирующая зависть, косность и злобу.

Подножие скульптуры — гигантская гранитная глыба, так называемый гром-камень, была найдена в 1768 году на берегу Финского залива, близ деревни Конная Лахта. Доставка колоссального монолита массой около 1,6 тысячи тонн к месту сооружения памятника была закончена в 1770 году. Сначала его везли по суше на платформе с желобчатыми полозьями, которые через 32 бронзовых шара опирались на переносные рельсы, уложенные на подготовленную поверхность, а затем на специально построенной барже. По рисунку архитектора Юрия Фельтена камню была придана форма скалы, в результате обработки его размеры значительно уменьшились. На постаменте на русском и латинском языках смонтирована надпись: «Петру Первому Екатерина Вторая». Установкой памятника руководил скульптор Гордеев.

Высота скульптуры Петра I составляет 5,35 метра, высота постамента — 5,1 метра, длина постамента — 8,5 метра.

В статуе Петра, усмиряющего коня на крутой вершине скалы, великолепно передано единство движения и покоя; особое величие монументу придают царственно гордая посадка царя, повелительный жест руки, поворот вскинутой головы в лавровом венке, олицетворяющие сопротивление стихии и утверждение державной воли.

Монументальная статуя всадника, властной рукой сжимающего поводья вздыбленного в стремительном порыве коня, символизирует рост могущества России.

Место расположения памятника Петру I на Сенатской площади выбрано не случайно. Рядом находятся основанное императором Адмиралтейство, здание главного законодательного органа царской России — Сената. Екатерина II настаивала на размещении памятника в центре Сенатской площади. Автор скульптуры Этьен Фальконе поступил по-своему, установив памятник ближе к Неве.

Сенатская площадь после открытия памятника получила название Петровская, в 1925-2008 годах называлась площадь Декабристов. В 2008 году ей вернули прежнее название — Сенатская.

Благодаря Александру Пушкину, использовавшему фантастический сюжет об ожившем памятнике во время потрясшего город наводнения в своей поэме, бронзовый монумент Петра с 1833 года стали называть «Медный всадник».

В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) монумент был укрыт мешками с песком, поверх которых был сооружен деревянный футляр.

«Медный всадник» неоднократно реставрировался. В частности, в 1909 году была спущена накопившаяся внутри памятника вода и заделаны трещины, в 1912 году в скульптуре были просверлены отверстия для стока воды, в 1935 году устранены все вновь образовавшиеся дефекты. Комплекс реставрационных работ был осуществлен в 1976 году.

Памятник Петру I составляет неотъемлемую часть ансамбля центра города.

В День города в Санкт-Петербурге официальные праздничные мероприятия традиционно начинаются с возложения цветов к «Медному всаднику» на Сенатской площади. Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Создание Медного всадника

Однако нашелся российский литейщик, мастер по отливке пушек Емельян Хайлов. Он не побоялся взяться за эту грандиозную и рискованную работу.

Совместно с Фальконе он начал подбирать ингредиенты надежного сплава и делать первоначальные образцы деталей скульптуры. В ее изготовлении присутствовали объективные технологические сложности.

Ввиду уникальности проекта, скульптура имела всего три точки опоры, и это вызывало особые требования к качеству и прочности сплава. Применив особо прочный сплав, они сделали стенки в передней стороне изваяния толщиной не более одного сантиметра. Тем самым удалось сместить центр тяжести скульптуры назад и расположить его точно над площадью трехточечной опоры.

Изготовление отливки оказалось действительно сложным процессом со многими форсмажорными ситуациями. Во время первой отливки возникла трещина в трубе, которая служила желобом для расплавленной бронзы.

Фальконе, в состоянии шока выскочил из цеха заливки, но Хайлов сумел найти выход из ситуации. Он скинул кафтан и, обмазав его влажной глиной, завязал вокруг пробоины. Такая импровизированная латка воспрепятствовала утечке бронзы и предотвратила распространение пожара.

Однако часть скульптуры была испорчена, и ее пришлось делать заново. Еще около трех лет велись подготовительные работы к следующей попытке. Она оказалась удачной и в честь этого этапа работ Фальконе оставил надпись на латинице на плаще императора, что именно он, парижанин эту скульптуру вылепил.

Образ Петра Первого

Конечный образ создаваемого Петра все, задействованные в этом процессе, видели по-разному. Екатерина Вторая представляла его римским императором, держащим скипетр и жезл. Кто-то советовал окружить Петра аллегориями, олицетворяющими Благоразумие, Трудолюбие, Правосудие и Победу. Дидро предлагал создать памятник в виде фонтана в обрамлении аллегорических фигур. И так далее….

Однако сам Фальконе имел свой взгляд на личность Петра и на ее воплощение. Он хотел показать именно Созидателя, законодательного организатора нового направления развития страны. Петр у Фальконе мчится на коне, объезжая свои владения и благословляя их на дальнейшее процветание.

Одевать Петра в римские одежды Фальконе тоже не стал, основываясь на том, что Петр был все-таки не римским, а российским императором. Для создания коня были выбраны также российские породистые орловские скакуны из императорских конюшен, которых заставляли позировать перед скульптором.

Мастеру монументального творчества хорошо удались фигуры Петра и нетерпеливой его лошади, стоящей на задних ногах. Император изображен в динамическом поступательном движении вперед как созидатель, укротитель и законодатель. Одетый не по-царски, Петр сидит на вздыбленной лошади, причем сидит не в седле, а на медвежьей шкуре, олицетворяющий русскую дикость. В ногах коня можно увидеть змею, так сказать, происки врагов реформаторских перемен. Но лавровый венок и меч на поясе указывают на роль Петра, победившего и врагов, и консерватизм.

Змея под копытами лошади Медного всадника

Если с фигурой и общей концепцией у Фальконе проблем не возникло, то голова первого российского императора у него никак не получалась. Тут на помощь своему учителю пришла молодая 17-летняя ученица Фальконе Мари Колло, которая самостоятельно, всего за одну ночь, изготовила эскиз головы Петра Первого. Ее вариант петровского лика и остался на память потомкам.

Заслуги Мари высоко оценила Екатерина Вторая — девушка стала членом Академии художеств и получила пожизненную пенсию в размере десяти тысяч ливров. Интересно, что зрачки Петра выполнены ею в форме сердечек, что передает его вечную любовь к созданному им городу.

История создания Медного всадника

История создания Медного всадника полна противоречий и даже конфликтов. И если бы не Э. Фальконе, Сенатскую площадь могла бы украсить совсем другая скульптура.

Работа над проектом

Видные умы российских академий долго не могли определиться с видом памятника. Екатерина II хотела видеть его величественным и на коне, Бельский — без коня, Дидро предлагал сделать памятник Петру I в Петербурге в виде фонтана. Штелин и вовсе видел императора не одного, а среди павших к его ногам человеческих пороков, воплощенных в металле.

Фальконе решительно отказался от оригинальных идей и создал эскиз такого памятника, которым он предстает сейчас.

Постамент «Гром-камень»

Скульптура Петра I стоит на внушительном постаменте — обтесанной каменной глыбе. Ее искали по всем окрестностям Петербурга, а в местной газете даже напечатали объявление с просьбой к гражданам помочь в поисках.

В результате подходящую глыбу нашел крестьянин С. Г. Вишняков, за что получил премию в размере 100 рублей. Гранитную глыбу, расколотую ударом молнии, в народе назвали «Гром-камнем».

Весил «Гром-камень» 1 600 тонн, был почти на 4 м заглублен в землю и покрыт мхом. Когда его извлекли, на этом месте образовался большой котлован, быстро заполнившийся водой. Этот водоем сохранился до сегодняшнего дня и носит название «Петровский пруд».

Особую сложность представляла собой транспортировка такого камня. Чтобы доставить его до Финского залива, пришлось на всем пути соорудить желоба и поместить в них большие медные шары. По ним и перемещали глыбу. Работы проводили зимой, чтобы замерзший грунт мог выдержать большую нагрузку. В заливе камень ждала специально построенная баржа.

Транспортировка глыбы потребовала усилий более 1 000 человек и около полугода времени. На Сенатскую площадь камень прибыл 26 сентября 1770 года. За его разгрузкой наблюдало огромное количество людей.

Перед установкой камень хорошо обтесали, и он растерял большую часть своих габаритов и великолепия.

Литье и установка памятника

Литье памятника Петру I в Санкт-Петербурге вызвало немало проблем у Фальконе. Сам он никогда не выполнял такие работы, а в городе не нашлось ни одной мастерской, где могли бы отлить монумент в таких размерах. Никто не мог гарантировать успех предприятия и обещать нужный результат.

Для отливки скульптуры был приглашен французский специалист Б. Эрсман. Он приехал с помощниками и даже всеми необходимыми материалами. Но плодотворного сотрудничества с российскими скульпторами и художниками не получилось. Эрсман был уволен по настоянию Ю. Фельтена.

Его место занял Е. Хайлов, занимавшийся раньше отливкой пушек. Ему пришлось подобрать для литья новый состав, чтобы памятник устоял всего на трех точках опоры, получился прочным, но легким.

Первый опыт литья оказался неудачным. Труба, по которой в форму подавалась бронза, лопнула. Едва не погибнув, Хайлов смог предотвратить пожар в деревянной мастерской. Успехом увенчалась вторая попытка литья, которая последовала лишь через 3 года.

В разгар работ отношения скульптора Фальконе и Екатерины II стремительно ухудшаются и в 1778 году он был вынужден уехать из России. С собой мастер забрал все чертежи, эскизы, а также свою талантливую помощницу Мари Анн Колло. В связи с этим дальнейшими работами по завершению скульптуры и ее установке руководил Ю. Фельтен.

Памятник Петру I или Медного всадника установили на Сенатской площади в Санкт-Петербурге в 1782 году. В честь этого был проведен военный парад под руководством Д. А. Голицына.

биография

Мария-Анн Колло , бюст Этьена Мориса Фальконе (1767–1773), Музей изящных искусств Нанси .

Мило де Кротоне (1754 г.), мрамор, Париж , Лувр .

Угрожающая любовь (1757), мрамор, Париж , Лувр .

Этьен Морис Фальконе родился в скромной парижской семье из Бюже

Он впервые познакомился с плотницкими работами, но созданные им скульптуры из дерева и глины привлекли внимание скульптора Жана-Батиста Лемуана, который взял его под свое крыло. Таким образом, Фальконе может развивать свои способности, оставаясь почти десять лет в мастерской своего хозяина, что необычно долго для ученика; Затем он встречает Пигаль или даже Пажу

Его связи с Франсуа Буше позволили ему обратиться к маркизе де Помпадур , великому покровителю искусств и фавориту Людовика XV , которая заказала у него несколько работ, в том числе La Jardinière, для украшения молочной фермы в его замке в Креси .

Благодаря своему Милону Кротонскому , он стал членом Королевской академии живописи и скульптуры в 1754 году .

Различные скульптуры он экспонировался на Салонах в и зарабатывали его одним из самых выдающихся скульпторов того времени. «Угрожающая любовь», представленная в Салоне 1757 года по заказу мадам де Помпадур , была, кроме того, одним из его величайших успехов. Эта новая должность привела его к тому, что он стал руководителем скульптурных мастерских на королевской фарфоровой фабрике в Севре междуИюль 1757 г. а также Сентябрь 1766 г.. Он активно участвовал в успехе «  Севрского печенья », названия, которое обозначает скульптуры Севра (круглые бобышки, барельефы), добровольно и обычно оставленные в бисквите, то есть без эмали и без украшения. Там он создал более 70 различных типов фигур, в которых популяризировал свой женский и детский канон.

В 1766 году , по рекомендации Фредерика Мельхиора Гримма и Дидро , он был вызван в Санкт — Петербург от Екатерины II в России , предложение которого он только принял на смерти мадам де Помпадур. Когда он покидает свою студию на рю д’Анжу, которую Дидро называет коттеджем , он доверяет это место заботе своего друга и предлагает ему опустошить свой подвал.

Там он работал над памятником Петру Великому в России , конной статуей, над которой художник работал двенадцать лет. Из-за плохих отношений, которые он поддерживает со двором Российской империи, он решает отправиться в Соединенные провинции с парой друзей, а затем вернуться во Францию. По возвращении он был назначен ректором Королевской академии живописи и скульптуры и исполнил новые шедевры: Моис и Давид для церкви Сен-Рош в Париже , Les Mangeurs de raisins , La Leçon de flute, Pygmalion , Alexandre , L’Hiver. или La Mélancolie . В 1780 году его сменил Шарль-Антуан Бридан в качестве профессора скульптуры в Королевской академии живописи и скульптуры .

Скульптор-философ

Фальконе также является теоретиком, который размышляет и пишет о своем искусстве. Он в частности в переводе с естественной истории из Плиния Старшего пассажи , касающиеся живописи и скульптуры, которые он помечает со своими наблюдениями, и он является автором ряда работ по искусству в Античности и среди современных народов. Дидро доверил ему написать статью «Скульптура» Энциклопедии . Он также опубликовал свои « Размышления о скульптуре» в году и несколько других сочинений, которые были объединены в шесть томов 1781 года .

Частная жизнь

В 1734 году Фальконе женился на Анне Сюзанне Мулен, дочери краснодеревщика. Вместе у них четверо детей, только Пьер-Этьен (1741–1791) выживает и становится художником и рисовальщиком. Он также воспроизвел многие работы своего отца, прежде чем отправить его для завершения образования в Англию.

После смерти Анны Сюзанны Мулен мы знаем о нескольких связях с ним, в частности, со скульптором Мари-Анн Колло, хозяином и тестем которой он был. Нам известен портрет Фальконе, который сейчас хранится в Музее изящных искусств в Нанси . Последний последовал за ним в Россию и Голландию и заботился о нем до самой его смерти. После того , как жертва паралича , предотвращая его от поездки в Италию в 1783 году, Фальконе умер в Париже на24 января 1791 г..

«Грозящий Амур»

В 1757 г. маркиза де Помпадур поручила ваятелю исполнить статую бога любви Амура для украшения будуара в ее парижском особняке. Античный миф о Купидоне был особо популярен во французском искусстве восемнадцатого века.

Этьен Фальконе изобразил Амура жизнерадостным шаловливым ребенком, от облика которого веет непосредственностью и искренней радостью. Он непринужденно сидит на облаке и, улыбаясь и как бы предостерегая или грозя, готовится вытащить губительную стрелу из колчана, чтобы пустить ее в намеченную жертву. Хитрый взгляд, мягкий наклон головы, приложенный к губам пальчик и лукавая улыбка — все придает живость композиции.

Прелесть пухлого детского тела и естественную ребячью грацию скульптор передал скромными, но весьма выразительными средствами. Фальконе обработал мрамор так совершенно, что вьющиеся мягкие волосы и шелковистая кожа Амура воспринимаются как будто иллюзорно. С таким же мастерством ваятель изобразил крылья с нежными перышками за спиной ребенка и изогнутые лепестки лежащей у его ног розы.

Кажущаяся легкость и простота, с которой Этьен Морис решил композиционную задачу, говорят о его высоком профессионализме. Силой своего таланта Фальконе сделал из холодного мрамора пластическую форму, наполненную жизненным дыханием.

Открытие

Работа над памятником длилась 12 лет. Самым сложным было доставить гигантскую гранитную скалу в город и установить ее на выбранном месте. Не менее сложная задача состояла в отливке памятника из бронзы. На протяжении всего времени работ случалось множество форс-мажорных ситуаций. Ломались трубы при отливке монумента. Бронзовую скульптуру отливали больше года, и удалось все сделать только со второй попытки. Сложность состояла в том, что задняя часть монумента должна была быть тяжелее передней. Эта задача была достигнута путем колоссальных усилий и труда скульптора.

Камень для пьедестала несколько раз падал с деревянной платформы, на которой его доставляли в город. Доставка длилась также больше года. Было затрачено немало средств, чтобы доставить часть скульптуры в Петербург.

Но в итоге все трудности были позади, и наконец настал день торжественного открытия монумента — 7 августа 1782 года.

Событие было масштабным. Огромное полотно с изображением гор покрывало монумент. Вокруг памятника был установлен забор. На площадь вышла военная гвардия, начался парад, которым управлял Голицын. После обеда на лодке по Неве прибыла сама императрица Екатерина Вторая. Торжественно она выступила с балкона Сената и дала разрешение к открытию памятника. В этот момент ограда пала, и под барабанную дробь и выстрелы кавалерии полотно сняли, открыв взору многотысячной публики гениальное произведение, посвященное основателю Санкт-Петербурга. Открытие памятника «Медный всадник», а тогда еще памятника Петру Великому, состоялось. Императорские полки двинулись вдоль набережной Невы под грохот и восхищенные крики зевак.

Как это ни печально, но сам архитектор «Медного всадника» — Этьен Морис Фальконе — на открытии не присутствовал. Под конец работы его отношения с Екатериной Второй сильно испортились. Она торопила мастера, но обстоятельства не давали скульптору возможности закончить работу быстрее. Помощников у Фальконе практически не было, многие боялись работать над таким ответственным заданием, но большинство запрашивали слишком большие суммы и гонорары. В итоге художнику приходилось многое осваивать и делать самому. Скульптуру змеи создавал уже Петербургский скульптор Гордеев, а всеми подготовками к открытию и установкой всех деталей монумента занимался архитектор Фельтен.

Примечательно, что Фальконе «Медного всадника» не увидел и не создал больше ни одной скульптуры. Сказалось напряжение, которое испытывал архитектор во время создания монументального труда.

НАШИ ЛЮДИ

Янсонс, Карлис Скульптура

латвийский скульптор

Янкелевич, Идель Скульптура

бельгийский и французский скульптор и график

Янделл, Энид Скульптура

американский скульптор

Якопо делла Кверча Скульптура

итальянский скульптор переходной эпохи от средневековых традиций к стилю Возрождения

Яковлев, Борис Иванович Скульптура

русский и советский скульптор, работал большей частью в области станковой скульптуры

Якерсон, Давид Аронович Скульптура

советский скульптор, график, оформитель

Яворский, Игорь Теодорович Скульптура

советский и российский скульптор

Юрьевич, Сергей Александрович Скульптура

французский скульптор русского происхождения; камергер при дворе Николая II

Фальконе «Памятник Петру I»

Фальконе «Памятник Петру I»

И прямо в темной вышине Над огражденною скалою Кумир с простертою рукою Сидел на бронзовом коне.

(А.С. Пушкин).

Всю жизнь Фальконе мечтал о создании монументального произведения, — воплотить эту мечту ему удалось в России. По совету Дидро императрица Екатерина II поручила скульптору создание конного памятника Петру I. Эскиз из воска был сделан ещё в Париже, а после приезда мастера в Россию в 1766 г. началась работа над гипсовой моделью в величину статуи.

Он отказался от канонизированного образа императора-победителя, римского цезаря, в окружении аллегорических фигур. Он стремился воплотить образ созидателя, законодателя, преобразователя, как сам писал в письме к Дидро: «Мой монумент будет прост. Там не будет ни Варварства, ни Любви народов, ни олицетворения народа. Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он, конечно, был и тем, и другим. Гораздо выше личность Созидателя, Законодателя, Благодетеля своей страны и вот ее-то и надо показать людям». В качестве аллегории он оставил лишь змею, имеющую не только смысловое, но и композиционное, конструктивное значение: усиление статуи.

Памятник этот стал пластическим образом целой эпохи. Конь, вставший на дыбы, смиряется твердой рукой могучего всадника. Голова всадника — это также совершенно новый образ в иконографии Петра – это торжество ясного разума и действенной воли.

Фальконе «Памятник Петру I» (фрагмент)

В качестве постамента был использован так называемый «Гром-камень», на который при поисках в окрестностях Петербурга (8-12 км) указал крестьянин Семен Григорьевич Вишняков. Первоначально камень весил около 2 тыс. тонн.

Этот памятник больше известен под названием «Медный всадник», хотя поэма Пушкина была написана намного позже, в 1833 г., а памятник отлит из бронзы. Его отлил артиллерийский  литейщик Емельян Хайлов, тогда как привезенный из Франции литейщик отказался от этой работы в силу особой ее сложности: скульптура была со стенками разной толщины – передняя часть должна была быть тоньше, а задняя – толще, чтобы вздыбленный конь имел большую устойчивость.

Голова бронзового императора была отлита по проекту ученицы и невестки Фальконе Мари-Анны Колло.

Памятник открыли 7 августа 1782 года – в столетний юбилей воцарения Петра. Фальконе не дождался открытия памятника, он  уехал в Париж в 1778 г. Работы по завершению монумента были поручены Юрию Матвеевичу (Георгу Фридриху) Фельтену – архитектору, работавшему с уже знаменитым тогда Растрелли. Вскоре с Фальконе случился удар, приведший к параличу, приковавшему художника к постели на восемь лет. Он так и не оправился от этой болезни. 24 января 1791 года жизнь замечательного художника оборвалась.

Фальконе «Памятник Петру I» (фрагмент)

Змея под копытами коня, по замыслу Фальконе играющая роль дополнительной опоры и символизирующая «побеждённую зависть», выполнена русским скульптором Федором Гордеевичем Гордеевым.

Увенчала постамент памятника надпись царицы: «Екатерина II Петру I».

«Санкт-Петербургские ведомости» (август 1782 г.) писали об открытии памятника: «В 2 часа стали собираться гвардейские полки… Строй войска простирался до 15 000… На месте памятника взорам людей представилась дикая каменная гора, вышиной в 5, а в окружении в 32 сажени… Сигнал открытия был дан ракетою… Вдруг видению всех предстал изумленным очам зрителей Петр на коне, как будто бы из недр он внезапно въехал на поверхность огромного камня… Ему отдали честь ружьем и уклонением знамен, а суда на Неве поднятием флагов и пальбою с обеих крепостей и беглым огнем».

По смелости композиционного и технического решения, строгости и лаконизму форм памятник Петру – одно из лучших произведений монументального искусства того времени. До сих пор Фальконе в первую очередь известен как автор этого памятника, равных которому в мировой скульптуре немного.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: