№4. Отделочные материалы
Реализация стиля модерн по всем правилам выльется вам в копеечку, так как он предполагает использование только благородных натуральных материалов. Здесь в почете дерево дорогих пород, камень, ткани, металл и стекло. Дерево используется и для отделки, и для создания предметов интерьера. Применяется древесина разных оттенков и способов обработки. Металла должно быть немного, иначе это уже будет не модерн. Металлические элементы должны лишь подчеркивать красоту дерева и стекла. В приоритете кованные детали, которые повторяют растительные мотивы.
Текстиль используется строго по делу, без перебора. Шторы, обивка мягкой мебели, подушки и небольшие аксессуары должны сочетаться с цветом стен и мебели. Лишь в редких случаях шторы берут на себя роль цветового акцента. Ткань обычно подбирают либо спокойную однотонную, либо с флористическим рисунком.
Особое место в интерьере в стиле модерн занимает стекло. Из него делают перегородки и столешницы, его используют для создания красочных витражей, которые украшают окна, двери и предметы освещения.
Отделка стен
Стены обычно служат фоном, поэтому их оформляют максимально просто. Это однотонная покраска в характерной цветовой гамме, плотные однотонные обои или же обои с ненавязчивым цветочным орнаментом. На обоях лучше не экономить, чтобы не испортить настроение стиля модерн. Можно комбинировать несколько материалов, оформляя нижнюю часть стены из деревянных панелей, а верхнюю отделывая краской, обоями или тканью.
Отделка пола
Лучший вариант для отделки пола – это натуральное дерево. Паркет выкладывают как традиционным образом, так и елочкой, что даже лучше. Отлично смотрится фигурная выкладка паркета, при которой на полу удается сформировать рисунок, повторяющий изгибы морских волн или цветочных стеблей. Альтернативной паркету может служить массивная доска и, лишь в крайнем случае, ламинат. Линолеуму в таком интерьере не место. Цвет дерева выбирают так, чтобы он гармонировал с оттенком мебели и стен. Беспроигрышный вариант – одна цветовая гамма для пола и стен, чтобы поверхности воспринимались как единой целое. Не запрещается играть на контрасте, используя темные породы древесины для отделки пола при выборе светлой гаммы для стен.
Керамическая плитка практически не используется, так как отличается излишней строгостью формы. Лучше использовать камень: натуральный стоит дорого, но подойдет и искусственный, которой производится на основе каменной крошки и отлично повторяет рисунок природного материала.
Отделка потолка
Если стены в модерне служат лишь фоном, то на дизайне потолка можно по максимуму задействовать свою фантазию. Цвет выбирают спокойный: белый, сливочный, молочный, нежно-зеленый, светло-голубой, розовый. Часто цвет потолка и стен совпадает. Украшают потолок витражными вставками, лепниной с цветочными орнаментами, балками. Резкого перехода между стенами и потолком быть не должно, поэтому без карнизов не обойтись.
Скульптура Родена «Мыслитель»
В течение своей долгой творческой деятельности Роден создал огромное количество произведений в самых разных жанрах — от монументальных памятников до портрета, но некоторые темы сопровождали художника всю жизнь. К их числу относится грандиозный замысел «Врат ада», навеянный «Божественной комедией» Данте. С 1880 года до конца дней работал над ними мастер, но так и не смог завершить этот сложнейший комплекс, включавший статуи и рельефы.
Одна из скульптур, входивших в этот ансамбль, получила право на самостоятельное существование и стала одной из самых важных в творчестве Родена — это «Мыслитель».
Гигант с руками рабочего, как бы вобравший в себя всю сложность и тягость раздумий современного человечества, напоминает образы, созданные великим скульптором эпохи Возрождения Микеланджело. (Позднее, в своем обращении к молодым ваятелям Роден писал: «Преклонитесь перед Фидием и Микеланджело».)
Продолжая и разрабатывая пластические приемы, найденные в «Бронзовом веке», Роден и в «Мыслителе» подчеркивает резкие провалы глаз, напряженные мускулы ног и спины, нервно сведенные пальцы. Сейчас эта статуя находится в Музее Родена, а раньше она стояла на площади перед Пантеоном в Париже.
Костюм конца 19 – начала 20 века
В конце 19 века в прикладном искусстве сформировался новый стиль — «модерн», для которого характерны текучие, плавные линии, асимметрия, неуловимые переходы тонов, приглушенные зеленоватые и розоватые оттенки. Типичной чертой этого стиля были «морские» орнаменты: изображения лилий, водорослей, русалок.Формы одежды в период «модерна» стали менее четкими, покрой — мешкообразным. В целом, одежда значительно упростилась, что связано с распространившейся модой на занятия спортом.
Мужской костюм
Мужская одежда в период «модерна» окончательно унифицировалась. Крой упростился, цвета костюма стали более однообразными.Мужчины носили белые рубашки со стоячим воротничком с отворотами и туго накрахмаленными манжетами.Самым популярным стал сюртучный костюм-тройка: сюртук, жилет и брюки. Чаще всего их шили из темных тканей — черной,серой, синей, реже коричневой.
В эти годы перестают носить цветные фраки, визитки и смокинги: все эти выходные костюмы теперь только черные. Визиточные брюки остаются полосатыми, но расцветка у них неяркая. Вышли из моды клетчатые брюки.
Распространился пиджачный костюм-тройка. Пиджаки в этот период удлиненные и приталенные, а брюки носят на подтяжках.В составе пиджачного костюма жилет был из той же ткани, что и пиджак, а с сюртуками и визитками носили жилеты, изготовленные из другого материала.Костюм щеголя дополнялся тростью, моноклем и платочком в верхнем кармане сюртука.Первая мировая война внесла в мужскую моду заметные перемены. Появились новые «военизированные» элементы гражданского костюма (френч, тужурка) из ткани цвета хаки, различных оттенков серого и коричневого. С пиджаками и фраками стали носить бриджи и галифе.
Женский костюм
В конце XIX в. повседневная женская одежда стала более простой и удобной. Так проявилось зародившееся в тот период движение за эмансипацию женщин. В моду вошли юбки с блузками, пальто, купальные и спортивные костюмы. Впервые появился деловой костюм, состоящий из юбки и жакета темных тонов.Однако бальные наряды по-прежнему пышные. Теперь их украшает масса оборок из белых или черных кружев. Пикантной деталью стал особый тугой корсет, который придавал женской фигуре S-образную форму. Однако это было не просто неудобно, но и вредно для здоровья. Поэтому в противовес корсетам довольно скоро появилось свободное платье «реформ», в основе которого был покрой японского кимоно. И в начале 20 века корсет полностью вышел из употребления.Юбка приобрела колоколообразную форму благодаря покрою клеш. В юбках бального платья сохранился шлейф, который ложился веером вокруг туфель.Рукавов в бальных платьях либо по-прежнему не было, либо имелись пышные короткие рукава-“фонарики”. Парадные платья глубоко декольтировались, а в повседневных платьях и блузах был закрытый лиф, нередко со вставкой и стоячим воротником.Женскую одежду в основном шили из шелковых тканей (крепдешина, шифона, тафты), а также репса и бархата. Отделывали платья богатой вышивкой, кружевами, блестками.Модные аксессуары — перчатки, лорнет, боа, веера из перьев, маленькая сумочка на длинном шнуре, а летом — кружевной зонтик.
Обувь
Мужская обувь претерпевает изменения под влиянием военной моды. Высокие сапоги, ботинки и краги — накладные голенища с застежками носят с бриджами и галифе.Женщины носили обувь на каблуке: туфли, шнурованные сапожки, высокие боты.
Прически и головные уборы
В начале XX века излюбленным мужским головным убором оставался котелок, носили также цилиндры. Но в середине 10-х годов на смену цилиндрам и котелкам пришли мягкие фетровые шляпы и канотье.Женские прически в эпоху «модерна» были высокими. Часть волос укладывали в шиньон на темени, а часть — в валики надо лбом.
В моде были большие шляпы с полями и вуалью, украшенные лентами и перьями, цветами и даже чучелами птиц. Летом женщины носили соломенные шляпы, похожие на мужское канотье.
Украшения
Ювелирные украшения в эпоху модерна стали очень изысканными. Они не только дополняли костюм, но и служили своеобразными символами, формировавшими определенный образ женщины. Таков знаменитый золотой браслет в форме змейки, принадлежавший Саре Бернар. Популярны в этот период также длинные бусы, цепочки, заколки для волос.
Источник – “История в костюмах. От фараона до денди”. Автор – Анна Блейз, художник – Дарья Чалтыкьян
Становление модерна
На становление модерна повлияли несколько факторов:
- рост массового машинного производства;
- заново открытые для европейцев Япония и Китай;
- развитие городов и городской культуры;
- новые философские воззрения.
Именно в начале XX века растёт значение индивидуальности, личности человека, а философия Фридриха Ницше ставит под вопрос общепринятые нормы, мораль, этику, общественно-политические отношения. Также происходят важнейшие события в психологии — Зигмунд Фрейд разрабатывает теории психоанализа и сновидений, даря миру осознание сексуальности и, как следствие, ― декаданс.
Модерн берёт начало в Великобритании, куда промышленная революция пришла раньше всего. К середине XIX века многие товары стали производить машинным способом, что сказалось и на их дизайне. Это довольно сильно напугало рефлексирующих художников. Бездушные копии, лишённые тепла человеческого прикосновения, не должны были наводнить мир ― так считал Уильям Моррис, которого можно назвать одним из первых дизайнеров в современном понимании.
Абонемент на выставки движения «Искусства и ремёсла», Уолтер Крейн, 1890 г. Изображение: Wikimedia Commons
Рисунок для обоев, Уильям Моррис, 1862 г. Изображение: Wikimedia Commons
Мебель производства «Искусств и ремесел». Фотография: Britannica
Моррис считал, что противостоять веку машин нужно, вернувшись к ручной работе и производству уникальных вещей. Ему импонировала эстетика Средневековья с её богатыми растительными орнаментами, заполняющими всё пространство. Пик популярности идей Морриса пришёлся на вторую половину XIX века, а основанное им движение «Искусства и ремёсла» в конце XIX века стало первым предвестником модерна. Его последователи стали создавать вещи в собственной обособленной эстетике, уравняв в правах ремесленные изделия и такие утончённые и привилегированные искусства, как живопись, скульптура и архитектура.
Артур Макмердо, обложка для книги «Городские церкви Рена». Изображение: Wikimedia Commons
Артур Макмердо, стул. Фотография: Wikimedia Commons
Плакат, Чарльз Ренни Макинтош. Изображение: Wikimedia Commons
Стул, Чарльз Ренни Макинтош. Фотография: Phillips
Подобные документы
-
Бельгийский архитектор Виктор Хорта — один из величайших представителей модерна, спроектировавший отель «Tassel». Характерные черты живописи модерна. Полотна Густава Климта — яркий образец живописи модерна. Особенности архитектуры Антонио Гауди.
презентация , добавлен 24.06.2015
-
Стиль модерн: общее понятие, история появления, основной признак. Модерн в декоративно-прикладном искусстве. Главные особенности развития стиля в архитектуре. Дом компании «Зингер» в России как типичный памятник модерна. Основатели немецкого модерна.
курсовая работа , добавлен 21.11.2011
-
Модерн — художественное направление в искусстве. История зарождения стиля. Стилистическое многообразие архитектуры русского модерна, проявление его особенностей в Санкт-Петербурге. Вклад объединения «Мир искусства» в европейскую художественную культуру.
реферат , добавлен 31.01.2012
-
Художественные искания в искусстве и дизайне рубежа XX-XXI веков. Влияние культуры Японии на стиль модерна. Достижения современных технологий и прикладного искусства. Текстильный орнамент Модерна. Использование в орнаменте микроформ строения растений.
презентация , добавлен 29.05.2013
-
История появления и особенности стиля модерн, его выразительные средства, применяемые в архитектуре. Творчество Обри Бердсли как представителя модерна в книжной графике. Густав Климт и Макс Клингер как последователи модерна в изобразительном искусстве.
6 стр., 2563 слов
Взаимосвязь музыки с различными видами искусств: живописью, литературой, …
… с другими видами искусства, оказывала на них воздействие и, в свою очередь испытывала на себе их влияние. Композиторы при сочинении … музыка и изобразительное искусство. Великий итальянский художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи назвал музыку «сестрой живописи». И действительно, эти два вида искусства … особенности персонажа – в данном случае угловатого, несчастного создания, в музыке слышится …
реферат , добавлен 28.08.2011
Модерн в России
Модерн захлестнул и дореволюционную Россию, изменился внешний облик зданий, легких и воздушных, каждое из которых имело свой собственный изящный архитектурный характер. В архитектуре из металла и бетона создавались высокие пролеты и свободные пространства, в моду вошли большие витражные окна, эркеры в несколько этажей, придавая окнам замысловатую конфигурацию.
дом Морозова, русский модерн
гостиница Метрополь, русский модерн
Архитекторы стремились достичь внешней неповторимости своих зданий, используя всевозможные приемы оформления фасадов: облицовка керамической мозаикой, скульптурными орнаментами и композициями. В качестве декоративных элементов использовалась стилизация цветов, причудливо изгибающихся и переплетающихся стеблей растений. Очертаниям зданий иногда придавалась искусственная деформация.
доходный дом Графа М.П. Толстого
музей А.В,Суворова, русский модерн
В России, а особенно в Петербурге 1900-х годов велось обширное строительство зданий в стиле модерн. Здесь зародился «северный модерн», в котором отделка фасадов осуществлялась природным камнем – гранитом и мрамором, залегающем на Скандинавском полуострове и в окрестностях Петербурга. В интерьерах наряду с каменной отделкой широко использовались древесина и металл.
особняк Ксешинской, русский модерн
Наиболее известными проектами в России в стиле модерн являются Дом Морозова на Арбатской, гостиница Метрополь в Москве, особняк М.Ф. Кшесинской, музей Суворова, доходный дом графа М.П.Толстого, дом 1/3 на Кировском проспекте в Петербурге.
дом 1/3 на Кировском проспекте, русский модерн
О русском модерне рекомендую посмотреть замечательный фильм Андрея Шляхова «Прогулка в стиле модерн»
№6. Освещение комнаты в стиле модерн
Большинство интерьерных стилей диктуют обилие солнечного и искусственного освещения. С модерном все наоборот. Свет тут должен приглушенным, теплым, уютным. Представьте себе солнечный день в лесу, когда кроны деревьев пропускают часть лучей, и они мягко заливают пространство. Свет должен быть романтичным, а блики солнца помогут передать витражи.
Освещение делают многоуровневым. Центральным элементом пусть будет кованная многорожковая люстра, в ее конструкции могут быть элементы из матового или цветного стекла. Вместо привычной люстры или вместе с ней можно устроить интересную потолочную подсветку, спрятав компактные светильники за потолочным витражом. У вас получится в полной мере передать дух стиля, даже если некоторые другие элементы повторить не получилось.
В дополнение к центральному освещению используют настенные бра и настольные светильники. Ножки торшеров выполняются из дерева или металла, они отличаются изогнутыми формами. Абажуры делают из цветного стекла, ткани, фарфора, используют элементы ковки.
Модерн в Европе
4 января 1895 года на улицах Парижа появились афиши премьеры театральной постановки «Жисмонда», сделанные художником Альфонсом Мухой. Некоторые из этих плакатов висели недолго ― их забирали с собою впечатлённые горожане. Модерн перестал быть привилегированным стилем ― создаются такие предметы обихода, как вазы, гребни, броши, заколки и флаконы духов. Они доступны уже не только самым обеспеченным слоям населения, модерн начинает окружать людей повсюду.
Афиша для премьеры постановки «Жисмонда», Альфонс Муха. Изображение: Wikimedia Commons
Гребень, Рене Лалик. Фотография: Музей прикладного искусства и ремёсел в Гамбурге
Брошь, Рене Лалик. Фотография: Public domain
Заколка, Рене Лалик. Фотография: Collector Weekly
Флаконы духов, Рене Лалик. Фотография: сайт Lalique
Югендстиль
Модерн в графике стал набирать всё большую популярность, важнейшую роль в его распространении сыграли журналы. Их новый стиль сразу заинтересовал читателей и привлёк дизайнеров. Одним из самых популярных журналов в новом стиле стал «Югенд», издававшийся в Мюнхене с 1896 года. Благодаря его названию немецкий модерн стали называть югендстилем. Это же название стало использоваться в странах Балтии и Скандинавии.
Обложка журнала «Югенд», 1896 г. Изображение: Wikimedia Commons
Журнал «Югенд», 1897 г. Изображение: Wikimedia Commons
Обложка журнала The Studio, 1893 г., иллюстрация Обри Бёрдсли. Изображение: Wikimedia Commons
От франко-бельгийского модерна югендстиль отличался более сдержанным характером в графике, брутальностью форм и материалов в промышленном дизайне и архитектуре.
Национальный романтизм
Одновременно с расцветом югендстиля в Германии в Северной Европе, в частности в Финляндии и Норвегии, где шло становление политической независимости, появляется собственное направление модерна ― национальный романтизм. На него художников вдохновили фольклор, сказания и народное творчество этих стран. В Норвегии ярчайшим его представителем был художник Ханс Даль, а в Финляндии ― Аксели Галлен-Каллела.
«Принцесса Лебедь», Йон Бауэр. Изображение: Wikimedia Commons
«Гигантская щука», Аксели Галлен-Каллела. Изображение: Wikimedia Commons
Не обошел национальный романтизм стороной и Россию. Русский фольклор и сказки вдохновляли художественные объединения в Талашкино и Абрамцево, где на рубеже XIX–XX веков работали знаменитые русские художники, а на деньги меценатов были созданы деревянные терема в стиле русского модерна.
В графике яркий представитель русского модерна ― Иван Билибин, чьи иллюстрации к сказкам и былинам знакомы нам с детства.
Сказочный домик «Теремок» в Талашкино. Фотография: Gorshkov Igor / Shutterstock
Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная», Иван Билибин. Изображение: Wikimedia Commons
Сегодня в это сложно поверить, но один из знаковых предметов модерна в русской культуре ― матрёшка. Принято считать, что это исконно русская игрушка, но появилась она лишь в самом конце XIX века. Фигурку выточил абрамцевский токарь Василий Звёздочкин, а расписал её художник Сергей Малютин. С модерном её объединяет Восток, которым вдохновлялись модернисты в Европе, ― прототип фигурки прибыл с японского острова Хонсю. Ещё одна общая черта ― тонкие чёрные линии контуров, к которым так тяготел модерн.
Матрешки Сергея Малютина. Фотография: Wikimedia Commons
В южных странах Европы также можно найти отголоски национального романтизма и сказок. Так, например, делая проект реконструкции дома Бальо в Каталонии в 1904–1906 годах, Антонио Гауди вдохновлялся образом дракона, покрыв крышу его «чешуей».
Каса-Батльо (дом Бальо) в Барселоне, архитектор Антонио Гауди. Фотография: Wikimedia Commons
Сецессион
В Центральной Европе модерн был представлен множеством разных мастерских и течений. Большую роль в его истории занимает столица Австро-Венгерской империи ― Вена, именно здесь в 1897 году возник Венский сецессион, который основал Густав Климт.
«Сецессион» (Sezession) переводится с немецкого как «обособление» ― художники этого стиля противопоставляли себя академизму. Они подарили миру огромное количество невероятно утончённых предметов в стиле модерн ― игрушек, украшений, кружев, посуды. Также сецессионисты проектировали здания и работали с городской инфраструктурой.
Здание Сецессион в Вене, архитектор Йозеф Мария Ольбрих. Фотография: Bildagentur Zoonar GmbH / Shutterstock
«Бетховенский фриз», Густав Климт. Изображение: Wikimedia Commons
Текстиль, Йозеф Хоффманн. Изображение: Formost
Стеклянная посуда, Йозеф Хоффманн. Фотография: Wikimedia Commons
Модерн в России
В России при создании декора архитекторы обратились к русскому фольклору и народным сказкам. Часто использовались традиционные орнаменты и сюжеты, а также растительный декор, животные и сказочные существа. Самыми яркими представителями смешения русского стиля и модерна являются Казанский вокзал в Москве и Витебский вокзал в Петербурге.
В Москве
Из всех российских городов именно в Москве русский модерн был наиболее разнообразен и использовался для строительства совершенно разных типов зданий: особняков, вокзалов, гостиниц и промышленных предприятий. Часто это яркие и неординарные строения, выделяющиеся среди остальной застройки. Например, проходя мимо, невозможно не заметить дом Перцова, неподалёку от храма Христа Спасителя. Красочное мозаичное панно и необычная асимметрия крыши делают его похожим на сказочный дом. Также в этом стиле было построено много особняков, которые теперь сосредоточены в районе улицы Остоженки. Главный представитель московского модерна — архитектор Шехтель.
В Санкт-Петербурге
В Петербурге одни из лучших примеров модерна России: дом Зингера на Невском проспекте, Витебский вокзал, Елисеевский магазин. В целом же здесь был более распространен северный модерн — подвид стиля, характеризующийся использованием натуральных материалов. Яркие представители петербургского модерна — Лидваль, Бобырь.
В других городах
Модерн был распространён по всей России и нашёл своё выражение в дворянских особняках, которые можно найти в Нижнем Новгороде, Самаре, на Урале и в Сибири.
Московский модерн
Русский модерн в архитектуре имел ярко выраженные национальные черты. Философия этого стиля начала формироваться в Абрамцевском кружке, который представлял собой сообщество людей, творчески одаренных. Центральной его фигурой был С. Мамонтов — меценат и промышленник.
Еще до того, как был создан целостный архитектурный образ, черты модерна появились в здании церкви работы Поленова и Васнецова.
Еще одним центром возрождения национального величия было поместье Телашкино под Смоленском, где были организованы столярные, гончарные, вышивальные мастерские.
В отличие от Петербургской архитектуры этого периода, в Москве преобладали частные постройки особняков, которые претерпевали трансформацию в соответствии со стилем. Одним из маститых архитекторов того времени был Федор Шехтель. Именно по его проекту был построен первый модерновый особняк в Москве. Это был дом З. Г. Морозовой, возведенный в 1893 году. М. Врубель написал несколько панно для этого особняка.
Модерн в архитектуре Москвы представлен довольно широко. Классическим примером является особняк С. П. Рябушинского, коллекционера. Шехтель украсил светло-желтые фасады сиреневой мозаикой с изображением ирисов, установил на окна разной формы кованые решетки с цветочными мотивами.
Внутренней отделкой также занимался архитектор. Все там подчинено закону морской волны: и мозаика на полу, и лепнина на потолке, и изгибы лестниц.
Зачастую над фасадом и интерьером работали абрамцевские мастера, которые создавали тематические картины и прекрасную облицовочную керамическую плитку.
Модерн в архитектуре России имел ряд особенностей, среди которых:
- асимметричная композиция фасада;
- разница фактур в облицовке зданий;
- эркер как ведущий архитектурный акцент;
- элементы орнамента в декоре (комбинации из окружностей, прямых и волнистых линий).
Каждый регион страны тяготел к какому-то своему направлению. В Москве это был неорусский стиль.
Слайды и текст этой презентации
Слайд 2Модерн возник в конце XIX века в частной жилой архитектуре
в Европе. Его называли стилем индивидуальностей. На рубеже столетий, с
появлением новых технологий строительства, архитекторы получили куда более полную свободу творческого самовыражения, а также возможность воплощать в реальность самые смелые и эксцентричные пожелания заказчиков. Ими чаще всего становились купцы, предприниматели, меценаты и деятели искусства.
Слайд 3Изначально модерн задумывался, как стиль для богатых частных усадеб, особняков
и вилл. Однако наряду с упрощением использовавшихся в раннем модерне
приемов, его все чаще применяли при строительстве общественных зданий и доходных домов. Но и столетие назад, и сегодня русский модерн — признак роскоши и достатка. В минувшем веке над заказами состоятельных людей, тяготевших к эффектным решениям в архитектуре, трудились известные мастера.
Слайд 4Архитектура эпохи модерна в РоссииНа территории России стиль модерн вобрал
в себя приемы, которые были присущи архитектуре Древней Руси, а
потом соединил их с европейскими чертами. Это стиль получил название «псевдорусский». Крыши зданий высокие, шатровые или двускатные. Окна прямоугольной формы или полуциркульные. Часто их украшают резными наличниками или висячей гирькой. Особенностью дверей является козырек на консолях, также их украшают сенью с колоннами. Линии строгие, с плавными бочкообразными изгибами.
с европейскими чертами модерна. Среди русских архитекторов, творивших в русском
или, как его стали позже называть, «псевдорусском» стиле, выделяется Иван Ропет.
разных фактур в рамках одного контекста. Здесь сооружения в стиле
модерн практически повсеместно носят классический вид. Как правило, в Петербурге строились дома с несколькими различными и по высоте, и по конфигурации флигелями, с отличающимися по форме и размерам окнами. Выглядели здания монументально, имели массивные двери и порталы, округлые эркеры и остроугольные крыши, отделывались необработанным камнем.
Слайд 7МОСКОВСКИЙ СТИЛЬЛучший образец раннего русского модерна в Москве — особняк
Рябушинского на Малой Никитской. В планировке наблюдается свободная асимметрия: каждый
из фасадов скомпонован по-особому, в целом образуя композицию в виде уступов. Карниз сильно вынесен вперед, эркеры, балконы неравномерно выступают за пределы стен. По всему периметру повторяется растительный орнамент, в отделке используется керамическая плитка, в окнах — цветные витражи. Уличная ограда и балконные обрамления создают единый стиль.
Слайд 8К основным приемам, которые характерны для модерна в России, относят
следующие:
1) Смешение типов. Приветствуются смелые комбинации, подчеркивающие своеобразие архитектуры, но при
этом упор делают на тщательный подбор материалов по цвету.2) Архитекторы используют элементы, присущие древнерусскому периоду. На крышах делают башенки, на окнах — резные наличники. Стекло закрывают ставнями.3) Коваными узорами отделывают крыльцо и балконы. Оконные проемы делают большими, в них вставляют витражи.4) Форма окон и дверей сложноовальная. Фасады украшают барельефами и лепниной. По периметру стен прокладывают изразцовые пояса, широко используют мозаику.
Слайд 9Скульптура эпохи модерна в РоссииОсновные черты скульптуры стиля модерн —
это возвращение к «природным» линиям. Характерны текучесть и динамизм форм,
«внутренняя энергия». Скульптура модерна декоративна, ее предназначение украшать пространство, подчинять его единому ритму. Модерн проявился в скульптуре в меньшей мере, чем в изобразительном искусстве и тем более в архитектуре. Но все же определенные черты модерна можно отметить в творчестве таких скульпторов, как П. Трубецкой, А. Голубкина и А. Матвеев.
П. Трубецкой
Особенности стиля модерн в архитектуре
Типичный представитель петербургского модернаИсточник www.liveinternet.ru
Расцвет архитектурного стиля модерн не смог собрать воедино всё многообразие художественных ответвлений. Это стало причиной, того, что под этим названием подразумевается исторический промежуток времени, включивший в себя различные жанры и течения, объединённые едиными концептуальными направлениями.
Основополагающими, как и в случае с интерьером, считаются:
- Максимально приглушенные пастельные тона.
- Плавность и изящество линий.
- Многочисленные попытки имитации природы, изображения растений, животных, птиц.
- Гнутые элементы декора.
- Арочные окна и двери с мозаичным узором.
Петербургский стиль модерн называют Северным. Это интернациональное направление, развивавшееся в городе в начале XX в. Особое влияние на его становление оказала шведская и финская архитектура.
Московский стиль модерн отличается благодаря иному географическому расположению города. Холмистый ландшафт, на котором построен город, благотворно сказывается на визуальном восприятии несимметричных зданий и сооружений. Нюанс позволил раскрыться таланту архитекторов на всю мощь и продемонстрировать миру новые возможности.
Ключевые отличительные особенности двух модернов русских городов:
- Питер построен на равнине, в дельте реки. Из-за этого город насыщен плотно расположенными зданиями одинаковой высоты и имеющими сходство с массивностью эклектики.
- Москва – совершенная противоположность.
Графика модерна
Альфонс Муха. «Мод Адамс как Жанна д’Арк». Афиша 1883 года
Графика стала той областью, из которой произрастали и в которой развивались мотивы стиля, и большое влияние на его развитие оказала обложка, созданная для книги под названием «Городские церкви Рена» английским художником и архитектором Макмердо. К особенностям этого дизайна, появившегося в 1883 году, относятся цвета и сильно изгибающиеся стебли и листья в монохромном исполнении. Поскольку такая обложка принадлежала книге, посвящённой архитектуре и купленной, вероятно, многими британскими архитекторами, она оказала сильное воздействие на создание изгибов и форм архитектурного стиля ар-нуво.
В конце XIX века сформировался тот вид графики, который принято называть плакатом. Рождение плаката обусловлено новшествами в типографской промышленности. Настоящему искусству плаката открыла путь техника литографии. Тираж издания мог составлять несколько тысяч оттисков.
Литография, искусство книги (книжный дизайн), графика достигли в период модерна высокого подъема благодаря работам англичанина Обри Бёрдсли, немцев Томас Гейне, Г. Фолегера и русских мастеров Александр Бенуа и Константина Сомова. Большие художественные достижения обрел модерн в создании афиш и плакатов (работы Эмиля Грассе во Франции, Альфонса Мухи в Чехии).
Первыми модернистами во Франции стали ученики Гогена, а в Англии — последователи «прерафаэлитов».
Наиболее значительными фигурами английского модерна стали Ульям Блейк и Обри Бёрдсли — автор иллюстраций к «Саломее» Оскарда Уальда и рисунков для журнала «Желтая книга». Графика Бёрдсли — классика модерна. Русский график Николай Кузьмин говорил, что Бердсли отделил свет от тьмы. Для света — белая бумага, для тьмы — черная тушь. И никаких полутонов. Линия приобрела удивительную силу. Началась новая эра графики. Крайняя простота средств: только черное и белое, лист бумаги, перо, флакончик туши. Но там, где он хотел показать свою поразительную «способность стараться», его техника становится похожей на тончайшее кружево: фронтисписы к «Саломее», к «Венере и Тангейзеру», «Вольпоне», сюите «Похищение локона».
В России большую роль в становлении плаката сыграли мастера объединения «Мир искусства». Плакат предоставлял им массовую трибуну, с которой они могли заниматься эстетическим просветительством.
Графика модерна обладала собственными выразительными средствами: энергичный обобщённый рисунок, резкие контрастные цветовые соотношения, использование больших технических возможностей литографии содействовали развитию такой разновидности графики, как афиша, плакат. Для них характерны тщательно разработанные композиции, декоративные и шрифтовые.
Германия
В 1896 году в Мюнхене начал выходить журнал «Югенд». Именно от этого слова молодость происходит немецкий вариант названия модерна — «югендстиль». К этому времени в Германии сложилась развитая полиграфическая промышленность. Книжное, журнальное дело, имевшее давние традиции, достигло расцвета. Получили широкое распространение многоцветная печать, крупноформатный литографированный плакат и вместе с тем миниатюрная рекламная наклейка. Развивались другие малые жанры: экслибрис, рекламная листовка. Музеи Мюнхена и Берлина заказывали полиграфистам своеобразные пригласительные билеты. Каталоги издательских фирм, книжных магазинов, нередко, являлись настоящими графическими шедеврами, представлявшими картины художников.
Мастера немецкой графики искали новые технические приёмы. К таким новшествам можно было отнести рисование на грубой зернистой бумаге с предварительным покрытием её белилами. Чтобы, например, получить мягко расплывающийся штрих, мюнхенские графики стали широко использовать японскую кисть. Еще один новаторский прием получение на белой бумаге отпечатка фактуры грубой материи, слегка пропитанной тёмной краской. Фон напоминал зернистую поверхность холста; нанесенный на него штрих приобрел специфические свойства. Графики учились обрабатывать бумагу разными кислотами, чтобы превращать ее в подобие пергамента. Линии на такой бумаге выглядели по-новому.
Нижние женские юбки эпохи модерн
Женская одежда эпохи модерн
У женщин в платьях и верхней одежде еще в первые пар улет 90-х годов сохраняются высокий пуф на рукавах,поддерживаемый специальными валиками или подкладами,и слабое выраженное подобие турнюра.
С 1893 года плечи неимоверно расширяются баллоноообразыми рукавами, украшенными воланами,оборками, плиссе.Талию уже слабее стягивают корсетом в процессе носки.
И только на модных гравюрах и рисунках создаются впечатление сильной утяжки в области талии. Юбка без складок при помощи вытачек облегают бедра и расширяется к низу.
Эстетика модерна начинает все более влиять на моду.
Это период развития европейского искусства на рубеже XIX-XX вв, главным содержанием которого было стремление противопоставить свое творчество историзму и эклекизму искусства 2-ой половины XIX столетия. Хронологические рамки стиля «модерн» очень узки — 30 лет(1886-1914).
Мерцалова 4 том.
Юбки кроились так,чтобы спереди лежать ровно до земли,а сзади волочиться несколько дюймов по земле. Они могли иметь от 5-ти до 9-ти клиньев,прямых спереди и расклешенных сзади,что сдвигал ширину назад,или складки,зашитые до уровня колен,а затем свободно падающие,или умеренно широкую оборку по кромке,но прямая линия спереди и расширенная — сзади имели место, пока к 1909-1910 -ым годам в моду вошли более прямые юбки. Юбки в большинстве своем имели или основу какую-нибудь,или подкладку,внизу оторачивались подбоем вручную.