Ян вермеер: жизнь и творчество художника

Что известно о Вермеере

Известно, что художник родился в городе Делфте (Южная Голландия) 31 декабря 1632 года. Его родители были людьми предприимчивыми, содержали постоялый двор, занимались продажей картин.

В 1653 году Ян Вермеер, от рождения протестант, принимает католичество, чтобы жениться на Катарине Болнес.

С Катариной они родили 15 детей. Даже для 17 века это было много. Голландцы уже тогда знали способы контрацепции. В среднем в семьях было по 4-6 детей. Так что Вермееры были исключением.

В 1675 году он умирает от сердечного приступа. В возрасте 43 лет.

Из-за экономического кризиса в последние годы большая семья Вермееров была вынуждена брать ссуды в банках. После смерти художника его супруга отказалась от наследства в пользу кредиторов.

Лишь картину «Мастерская живописца», которую Вермеер так любил, Катарина всеми правдами и неправдами оставила себе.

Вот и все известные биографические данные о великом художнике.

Художественное наследие Вермеера тоже скудное. Всего 35 картин дошли до наших дней. По двум причинам.

Долгое время работы Вермеера не ценились. Ещё в конце 19 века его знаменитая “Девушка с жемчужной серёжкой” была куплена за 2,5 гульдена (в наше время – это около 100 рублей)! Смехотворно мало.

Вторая причина: Вермеер работал очень долго над каждой картиной. По году и даже больше (при этом размеры многих из них не более, чем 50х50 см).

Но даже такого количества работ хватило, чтобы уже в 20 веке Вермеер был признан одним из величайших мастеров всех времён. Наравне с , . Почему же?

Гений, затерявшийся среди гениев

Сегодня Ян Вермеер Делфтский наряду с Рембрандтом и Франсом Халсом является одним из наиболее почитаемых нидерландских художников. Однако при жизни он находился в тени других мастеров. За свою короткую жизнь (он скончался в 43 года) Вермеер успел написать, предположительно, 45 картин, из которых чуть более 30 известны сегодня. Более 200 лет он оставался вне интереса коллекционеров, арт-дилеров и художников, а его полотна приписывали другим живописцам. Лишь в 1860-х Вермеера заново открыл Густав Вааген.

Наши знания о жизни Вермеера крайне скупы. Дата его рождения неизвестна, традиционно отсчёт его земных лет начинается с крещения — 31 октября 1632 года. Отец Вермеера был ткачом, который примерно к 1630 году переквалифицировался в продавца произведений искусства. Вероятно, наблюдение за его работой помогло Вермееру развить художественный вкус. Однако арт-бизнес шёл не очень хорошо: после смерти отца в 1652 году семья была вынуждена отказаться от наследства — так непомерны были долги.

Неизвестно, у кого Вермеер учился живописи. Исследователи отмечают, что он был знаком с художниками Леонартом Брамером и Герардом тер Борхом, а потому мог учиться у одного из них. Влияние на живописца мог оказать и Карел Фабрициус, последователь и ученик Рембрандта. Как бы то ни было, в 1653 году Вермеер вступил в гильдию художников в Делфте, где поддерживал контакты с другими мастерами, в частности с Питером де Хохом и Франсом ван Миерисом.

Его ранние картины написаны под влиянием утрехтских караваджистов. В поздних же работах Вермеер идеализировал домашний мир, занятый преимущественно женщинами, чьи позы, поведение и в некоторых случаях выражение лица предполагают внимательное изучение и сочувствие. Его композиции в основном вымышленные. На полотнах мы видим чаще всего одну или две фигуры (преимущественно женские) в скрупулёзно выписанном интерьере, они занимаются чем-то повседневным, рутинным: разливают молоко, открывают письма, спят, музицируют, общаются с гостями и слугами.

Так, например, на картине «Молочница» (самой известной и коммерчески успешной при жизни художника) девушка сконцентрирована на своей работе. Всё на этом полотне, кроме бегущего молока, находится в состоянии абсолютного покоя. Вермеер изображает женщину подобной статуе, тем самым возвышая комнату до своего рода храма. Предваряя пуантилистов, художник с помощью сотен точек передаёт игру света.

В 1653 году Вермеер женился на Катарине Болнес. Ради этого брака художнику пришлось отказаться от идей кальвинизма и принять католичество. По всей видимости, на смене конфессии настояла мать невесты Мария Тинс, женщина богатая и богобоязненная.

Его постоянными заказчиками была небольшая группа коллекционеров в Делфте, в частности пекарь Хендрик ван Буйтен, хозяин печатной мастерской Якоб Диссиус и Питер ван Рейвен. При этом остаётся тайной, писал ли он под конкретные заказы или меценаты покупали готовые произведения. Хотя имя художника было известно за пределами его родного Делфта, в том числе в Гааге, Антверпене и Амстердаме, слава его несравнима с другими художниками, которые писали сотни полотен и широко распродавали их. Вермеер же писал по два полотна в год. Вероятно, за них неплохо платили, иначе как бы художнику удалось прокормить своих 11 детей. По другой версии, живопись не была основным источником дохода.

В 1672 году Нидерланды вступили в войну в Францией, арт-рынок замер. Финансовое положение Вермеера заметно ухудшилось. Чтобы выручить хоть что-то, приходилось продавать картины за бесценок. Художник скончался в декабре 1675 года, оставив жену с 11 детьми на руках.

«Девушка с жемчужной серёжкой»

Молодая женщина смотрит на нас через плечо. Она слегка склоняет голову набок, её серо-голубые глаза, в которых играют блики света, смотрят на зрителя, влажные губы слегка приоткрыты. На её голове тюрбан, собранный из двух кусков ткани, синего и жёлтого. Единственное украшение, которое мы видим, — большая жемчужная серьга. Она чересчур велика и похожа скорее на имитацию из стекла либо фантазию живописца. Вермееру понадобилось всего два мазка белой краски, чтобы написать эту жемчужину.

«Девушка с жемчужной серёжкой», 1665. (wikipedia.org)

Сегодня это одна из самых известных картин Вермеера. Это не портрет в классическом смысле, но изображение типажа, персонажа. В пользу этого говорит отсутствие отличительных черт (не видно ни родинок, ни шрамов, ни веснушек). Вермеер предлагает нам сосредоточиться на игре света, экзотических аксессуарах, мягкости линий и выразительности взгляда.

Используя приём сфумато, художник оставил отдельные области как бы расплывчатыми, а некоторые детали и вовсе упустил. Одежда изображена довольно схематично, при этом ясны различия в текстурах. Для написания экзотического тюрбана он использовал драгоценный пигмент ультрамарин.

Свет играл центральную роль в творчестве Вермеера. Не стала исключением и эта работа: мы видим тёплый рассеивающий свет на щеке, искрящиеся блики в глазах, мерцание на влажной нижней губе. И, конечно же, то, как жемчужина отражает свет.

Многие годы эта картина была неизвестна широкой аудитории. Только в 1881 году она была выставлена ​​на аукционе в Гааге. Полотно заинтересовало коллекционера Виктора де Стюрса, который узнал кисть Вермеера. Его друг Арнольдус Андриес де Томб приобрёл шедевр за смешные деньги, а после смерти коллекционера картина перешла в коллекцию музея Маурицхёйс.

Первым, кто оценил полотно, стал искусствовед Авраам Бредиус. Он писал: «Вермеер затмевает всё остальное; голова девушки, смоделированная настолько великолепно, что почти забываешь, что смотришь на картину».

«Портрет молодой девушки», ок. 1665−1667. (wikipedia.org)

Картины художника Ян Вермеер (Jan Vermeer van Delft)

Мастерская художника

Самым ярким примером «интерьерной живописи» Jan Vermeer van Delft принято считать полотно «Мастерская художника» — эта работа была написана в 1666 году. В этой поздней работе уже опытному мастеру удалось очень точно передать атмосферу рабочего места живописца. Предположительно, образ художника в этой картине Вермеер писал с  себя.

Спящая девушка

Офицер и смеющаяся девушка

Девушка, читающая письмо у открытого окна

Маленькая улица

Молочница

Бокал вина

После смерти отца Яна Вермеера, молодому художнику пришлось продолжить семейный бизнес и содержать трактир, поскольку это был единственный стабильный и гарантированный способ получать деньги для существования всей семьи Вермееров. Хотя Jan Vermeer van Delft к моменту смерти уже был членом художественной гильдии Святого Луки и даже фактически руководил гильдией, доходов эта должность и живопись практически не приносили.

Молодая женщина с кувшином воды

Кружевница

Астроном

Любовное письмо

Дама, стоящая у вёрджинела

Прерванный урок музыки

Однако, очень скоро картины молодого художника нашли своих почитателей и покупателей, в том числе и постоянных покровителей-меценатов: местного пекаря Хендрика ван Буйтена и владельца печатной мастерской Якоба Диссиуса. Эти два постоянных покупателя приобрели более двух десятков работ Jan Vermeer van Delft. До настоящего момента не известно, писал ли Ян Вермеер картины по заказам своих меценатов или же, как постоянные покупатели и покровители, эти господа имели право первыми увидеть и выкупить новые работы живописца.

Хозяйка и служанка

Дама с бокалом вина

Сводница

Концерт

Женщина, держащая весы

Диана с нимфами

Известно, что со временем Ян Вермеер приобрёл славу не только талантливого художника, но и квалифицированного эксперта, который мог определить подлинность полотен, и их истинную стоимость. Эта деятельность так же приносила художнику существенный доход.

Святая Пракседа

Урок музыки

Будучи талантливым художником, Ян Вермеер не имел учеников. Искусствоведы отмечают, что в своих работах художник тщательно прописывал детали интерьеров и городских улиц, а вот человеческие образы тщательно прописывались только в портретах, а в пейзажах фигуры людей художник никогда не прописывал, и люди были только частью, при этом не главной частью, сюжета.

А кроме того, художник считается одним из выдающихся мастеров «любовной живописи» своего времени. Любовь является основным мотивом многих работ Вермеера.

Девушка в красной шляпке

Гитаристка

Семейная жизнь художника была счастливой. В 1653 году Ян Вермеер женился на любимой девушке по имени Катарина Болнес. Молодые были очень счастливы, но семейную жизнь молодожёнов отравляли сложные взаимоотношения зятя и тёщи – мать супруги с неприязнью относилась к выбору своей дочери. Всё дело было в вере: Вермеер был протестантом, а жену себе взял из семьи ревностных католиков.

Со временем тёща, видя, как Jan Vermeer van Delft любит свою супругу и детей (детей было 15, четверо умерли в младенчестве), несколько смягчилась, но до конца так и не смирилась, считая, что дочь могла бы найти себе более выгодную партию.

Описание

На картине изображена девушка, одетая в жёлтый наряд. В левой руке она держит пару катушек с нитками и аккуратно втыкает булавку в подушечку, на которой делает кружево. «Кружевница» — самая маленькая и самая необычная картина из всех работ Яна Вермеера (24.5 См. x 21 см)]]

Художник изобразил девушку сидящей напротив белой стены. По всей видимости Вермеер это сделал, чтобы зритель не мог отвлечься от центральной фигуры девушки на другие предметы, изображённые на заднем фоне. Как и с картинами «Астроном» и «Географ», Вермеер тщательно продумал композицию «Кружевницы» перед тем, как он её создал]. При создании картины художник, возможно, использовал камеру-обскуру, так как можно увидеть много оптических эффектов, применяемых в фотографии, Например: размытый передний план]. Вермеер предложил необычной для голландской живописи эпохи барокко способ глубины резкости, достигаемой благодаря визуализации участков холста, находящиеся вне фокуса]

В «Кружевнице» художник изобразил разные элементы, которые составляют образ девушки, а также предметы и материалы, с которыми она работает, в абстрактной манере. Руки девушки, её кудри, а также глаза и нос изображены в абстрактной манере, нетипичной для живописи эпохи барокко, в которой жил и работал Ян Вермеер. Кроме того, красные и белые кружева показаны на картине, как будто слитые от шитья на подушечке]. Эти «размытые» нитки резко контрастируют с точностью кружева, с которым работает девушка]

Картины Яна Вермеера в музеях мира

Христос в доме Марии и Марфы. До 1654-1655. Холст, масло. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург

Диана со спутницами. 1655-1656. Холст, масло. Королевская галерея Маурицхейс, Гаага

У сводни. 1656. Холст, масло. Картинная галерея, Дрезден

Спящая молодая женщина. Около 1656-1657. Холст, масло. 

Девушка, читающая письмо у окна. Около 1657. Холст, масло. Картинная галерея, Дрезден

Офицер и смеющаяся девушка. 1656—1657. Холст, масло. Собрание Фрик, Нью-Йорк

Улица в Делфте. Около 1657—1659. Холст, масло. Государственный музей, Амстердам

Вид Делфта. Около 1660. Холст, масло. Королевская галерея Маурицхейс, Гаага

Молочница. 1658—1660. Холст, масло. Государственный музей, Амстердам

Бокал вина. Около 1658—1660. Холст, масло. Картинная галерея, Берлин

Дама и два кавалера. 1660. Холст, масло. Музей герцога Антона-Ульриха, Брауншвейг

Прерванный урок музыки.1660-1661. Холст, масло. Собрание Фрик, Нью-Йорк

Молодая женщина с кувшином у окна.Около 1660-1662. Холст, масло. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Урок музыки.1662. Холст, масло. Королевское собрание произведений искусства, Лондон

Дама в голубом, читающая письмо.После 1664. Холст, масло.Государственный музей, Амстердам

Девушка с лютней.1664. Холст, масло. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Жемчужное ожерелье.Около 1665. Холст, масло. Картинная галерея, Берлин

Женщина, взвешивающая жемчуг.Около 1665. Холст, масло. Национальная картинная галерея, Вашингтон

Девушка с жемчужной сережкой.Около 1665—1666. Холст, масло. Королевская галерея Маурицхейс, Гаага

Концерт.1665—1666. Холст, масло. Местонахождение картины Вермеера неизвестно

Девушка, пишущая письмо.Около 1665. Холст, масло. Национальная галерея искусств, Вашингтон

Аллегория живописи.Около 1666. Холст, масло. Художественно-исторический музей, Бена

Портрет девушки в красной шляпе.Около 1668 (?). Дерево, масло. Национальная галерея искусств, Вашингтон

Девушка с флейтой.Около 1666. Лерево, масло. Национальная картинная галерея, Вашингтон

Портрет молодой девушки. Около 1666—1667. Холст, масло. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Дама и служанка с письмом. 1667. Холст, масло. Собрание Фрика, Нью-Йорк

Астроном.1668-1669. Холст, масло. Лувр, Париж

Географ. 1668—1669. Холст, масло. Штеделевский художественный инстипут, Франкфурт-на-Майне

Любовное письмо. Около 1670. Холст, масло. Государственный музей, Амстердам

Кружевница. 1669—1670. Холст, масло. Лувр, Париж

Ответное послание. Около 1667—1670. Холст, масло. Национальная галерея Ирландии, Дублин

Девушка, играющая на гитаре. Ло 1670. Холст, масло. Кенвуд хаус, Лондон

Дама у вирджинала. Около 1670. Холст, масло. Национальная галерея, Лондон

Дама, сидящая за вирджиналом. Около 1673. Холст, масло. Национальная галерея, Лондон

Аллегория веры. 1671—1674. Холст, масло. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Ян Вермеер, выдающийся голландский художник Золотого века, создал всего около 35 картин, известных сегодня. Некоторые из них находятся в следующих мировых музеях:

  1. Рейксмузеум (Амстердам, Нидерланды): В этом музее можно увидеть несколько знаменитых картин Вермеера, включая «Ночной дозор», «Девушка с жемчужной сережкой» и «Молочница».
  2. Мавриксхюис (Гаага, Нидерланды): В музее Мавриксхюис можно увидеть такие шедевры Вермеера, как «Девушка с жемчужной сережкой», «Вид Делфта» и «Молочница».
  3. Национальная галерея искусства (Вашингтон, США): Этот музей представляет одну из самых больших коллекций работ Вермеера за пределами Нидерландов. Здесь можно увидеть такие картины, как «Девушка с жемчужной сережкой», «Вид Делфта» и «Концерт».
  4. Лувр (Париж, Франция): Великий музей Лувр обладает одной картиной Вермеера, известной как «Тайная любовница».
  5. Метрополитен-музей искусства (Нью-Йорк, США): В коллекции Метрополитен-музея есть работа Вермеера под названием «Молочница».

Это лишь некоторые из музеев, где находятся картины Яна Вермеера. Его работы также находятся в других приватных коллекциях и музеях по всему миру.

Tags:

  • государственный музей амстердама
  • картинная галерея берлина
  • картинная галерея в дрездене
  • картины вермеера
  • королевское собрание произведений искусства в лондоне
  • лувр в париже
  • национальная галерея искусств в вашингтоне
  • нидерланды
  • ян вермеер

Художественная манера

Большинство работ Вермеера представляют собой композиции в тщательно прописанном интерьере, с небольшим числом фигур. Есть также несколько городских пейзажей. Практически отсутствуют сюжеты на религиозные темы.

По мнению некоторых современных авторов (художник Дэвид Хокни, архитектор Филип Стейдмен (англ. Philip Steadman)), Вермеер и ряд других художников Возрождения пользовались техническими средствами: камерой-обскурой, камерой-люсидой и сферическими зеркалами — для достижения совершенства в создании эффекта перспективы и освещения. Теории эти считаются гипотетическими и подвергнуты критике, как со стороны художников, так и со стороны учёных.

Версия четвертая – служанка.

Эта версия шаткая и многие биографы Яна Вермеера считают ее несостоятельной. В то время, сословное деление было очень жестким и у служанки, скорее всего не было шанса так близко «подойти» к хозяину, который жил в многочисленной семье и имел жену. Такой вариант был возможен, пример тому Рембрандт, но при определенных условиях, например, если бы художник был одинок и жил замкнуто. В фильме, конечно, показан очень привлекательный образ служанки, возможно после выхода фильма будет существовать «в народе» всего одна версия, но, увы, она исторически неоправданна. Это всего лишь «вольная трактовка» автора книги, по которой был снят фильм.

К сожалению, на самом деле нам так и не суждено узнать всей правды, в отличие от Джоконды и подобных ей женщин, изображенных на холстах великих и не столь великих художников. Хотя, как и в случае с Джокондой всей правды неизвестно никому. Еще немного о самой картине. Наверное, многие из нас, посмотрев на чарующий портрет были хотя бы слегка удивлены тем головным убором, в котором запечатлено юное создание. Это тюрбан.


«Девушка в тюрбане» Яна Вермеера

Оказывается в 17 веке, в Голландии, был популярен жанр «необычный портрет», название, конечно, условно, но суть понятна. Необычность могла проявляться либо в выражении лица, либо в одежде позирующего персонажа. Говоря о портрете «Девушка в тюрбане», именно это название указывает нам на предмет столь необычный в те времена, хотя на самом деле тюрбан – не редкость. И виной тому ни кто иной, как Султан Сулейман, так активно покорявший Европу. Тюрбан считался экзотическим головным убором, но именно это и привлекало художников, да и просто модников и модниц. Возможно и Вермеер, склонный к такому роду декоративным элементам, изобразил его на своем портрете в угоду моде на экзотику. Даже, если перешагнуть через тот факт, что тюрбаны были известны и популярны, то у Вермеера и форма, и цвет во многом отличаются от классического тюрбана.

Но и это еще не все! Ведь не только тюрбан вызывает удивление, но и форма жемчуга, предположительно искусственного. Увы, эксперты утверждают, что в природе жемчуга такой формы быть не может. Чего не коснись в этом портрете, все является загадкой для потомков, как и сама личность девушки, так и головной убор, и одежда столь не характерная для того времени, и даже жемчужина в ухе. Действительно таинственный портрет « Девушка с жемчужной сережкой », пожалуй, я бы назвала его портрет-загадка.

«Девушка с жемчужиной» Яна Вермеера

«Золотой век» Голландии приходится на XVII век и, одним из ярких представителей этого времени, является художник Ян Вермеер, пожалуй, одна из самых загадочных фигур того столетия. Удивительна жизнь этого известного художника… Почему я поставила многоточие? Да потому, что именно отсюда и начнем мы с вами удивляться. Признанный при жизни и почитаемый окружением художник, в течение, почти целого столетия, был забыт… Забыт полностью, до тех пор, пока французский критик Торе-Бюрже не извлек из забвения имя известного теперь мастера живописи. Популярность Яна Вермеера росла и достигла необычайных высот к концу девятнадцатого века, ставя его на одну ступень с Питером де Хоохом, Рембрандтом и Франсом Хальсом.

«Сводница» (1656). Считается, что персонаж, стоящий слева — автопортрет.

Казалось бы, настало время узнать о мастере бытового жанра все или почти все, но и тут, увы, нам остается только удивляться, потому что о художнике дошло совсем немного сведений. Порывшись на обширных просторах интернета, я кое-что раскопала, чем и поделюсь с вами. Ни о чувствах, ни о взаимоотношениях с родными и близкими узнать так я и не смогла. У художника даже нет даты рождения, восстановить его биографию удалось лишь по сохранившимся документам о рождении и крещении детей, накладных и закладных на дом и трактир «Мехелен», поручительства нотариусов, долговые расписки, завещания и другие документы. Сухие бесчувственные листы бумаг, они помогли восстановить лишь хронологию жизни художника.

Картина «Молочница»

Нет воспоминаний о том, действительно ли художник любил свою жену (нет любовных писем или записочек), каково было его отношение к родителям и почему, ни одного ребенка он не назвал в их честь, хотя мать, после своей смерти, все наследство завещала ему. Каковы были отношения в семье, и кто был художнику особенно дорог. Все кануло в лету и теперь можно только догадываться или давать волю фантазии, как и поступил режиссер фильма «Девушка с жемчужной сережкой». Ниже я предоставлю вам те сведения, которые смогла найти.

О работе:

Насколько известно историкам искусства, иных пейзажей, кроме этого, в наследии Яна Вермера нет. Вполне вероятно, что «Вид Делфта» – единственный случай обращения мастера к жанру пейзажа. Тем не менее, эта картина по праву считается одним из шедевров пейзажной живописи.

Автор отважился здесь на очень опасный шаг – он погрузил в тень передний план пейзажа. На ближний к зрителю ряд домов падает тень от свинцовых облаков, плывущих по небу. Только художник, в совершенстве владеющий искусством создавать эффекты освещения (таковым художником и был Вермер), может заставить такую композицию «заиграть». Вермер уверенно ведёт взгляд зрителя к фокальной точке композиции – шпилю Новой церкви, на которую падает пробивающийся сквозь облака солнечный луч.

Интересно решены также и отражения зданий в воде. Они слишком велики (невозможно представить, чтобы отражение двух башенок ворот, расположенных в правой части полотна, могло растянуться на всю ширину канала), но это-то и требовалось мастеру. Без этих отражений передний план оказался бы изолированным от остального пространства картины.

Девушка с жемчужной серёжкой


Ян Вермеер. Девушка с жемчужной серёжкой. 1665. Маурицхейс, Гаага. Конечно, невозможно не упомянуть о самом известном шедевре Вермеера — «Девушке с жемчужной серёжкой».

Вермеер написал обыкновенную для тех времен «трони». Это погрудное изображение человека в необычном одеянии или с необычными предметами.

Картины-трони так же, как и картины с бытовыми сценами, любили вывешивать в своих домах горожане и зажиточные крестьяне.

Особенно специализировался на трони современник Вермеера, Герард Доу. Он написал немало девушек и бабушек, выглядывающих из окон голландских домиков.


Герард Доу. Девушка с попугаем. 1665. Художественно-исторический музей в Женеве.

То есть это все не портреты. Для трони позировали анонимные модели или домочадцы художника, который наряжал девушку или парня в необычный наряд. В случае Вермеера это восточный чурбан. Герард Доу посадил на палец своей модели попугая. Тоже необычно.

Так как для этих работ позировали анонимно, лишь для того чтобы потом картина была продана совершенно неизвестным людям, никто никогда не записывал их имена.

В вышеупомянутом фильме выдвигается версия о том, что перед нами миловидная служанка Вермеера.

Но учитывая нравы голландского общества XVII века, такая версия маловероятна. Тогда хозяева и слуги держались очень отстранённо друг от друга. Статусные различия максимально подчеркивались. И сложно представить, чтобы служанку позвали позировать художнику.

В конце концов, у Вермеера было много домочадцев. Поэтому охотнее вериться в версию о его старшей дочери Марии, которой на тот момент было 13 лет. Вполне возможно, что именно она позировала отцу.

Кстати, Вермеер написал ещё одну дочь, младшую. Почти в том же развороте и с той же серьгой.

Ян Вермеер. Портрет девушки. 1665-1667. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

Она, конечно, не такая симпатичная, как старшая: непропорционально крупная голова, далеко посаженные глаза.

Но Вермеер, очевидно, девочку любил. Не приукрасил ее, хотя и написал с особой нежностью. Подчеркнул озорство в ее глазах.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: