Виктор михайлович васнецов, художник: биография, семья, творчество

Биография васнецова виктора михайловича. творческий путь художника-сказочника

Васнецов В.М. «Царь Иван Васильевич Грозный». Описание картины

1897 г. Холст, масло. Третьяковская галерея, Москва, Россия.

Описание картины Васнецова В.М. «Царь Иван Васильевич Грозный»

Портрет великого самодержца Всея Руси был показан Васнецовым на юбилейной XXV выставке работ Товарищества Передвижников. Художник считал, что именно это полотно достойно представит его творчество, несмотря на настойчивые просьбы о показе знаменитых «Богатырей». Последнюю картину он считал неоконченной, тогда как работа «Царь Иван Васильевич Грозный» была для Васнецова совершенной как в художественном, так и в духовном отношении.

Идея написания портрета царя Ивана IV пришла к художнику при переезде в Москву в 1878 году. Гуляя по городу и осматривая памятники глубокой старины, восхищаясь Кремлевскими стенами и благоговея перед величественным собором Василия Блаженного – лучшего достижения зодчества времен Ивана Грозного, художник всюду видел образ царя, слышал его властный голос, тяжелую поступь его шагов и удары посоха. В глазах убежденного монархиста Васнецова Иван IV был едва ли не самой яркой и одиозной фигурой из всех, когда-либо властвовавших на русской земле правителей. Представляя грозного царя в различных композиционных вариантах описания, художник остановился на идее создания портрета.

Для полного воплощения замысла художника подгрудного изображения царя было недостаточно. Величие самодержца можно было достоверно показать лишь изобразив его в полный рост. Фигура царя занимает вертикальное полотно практически целиком, что до предела увеличивает и без того глубокое ощущение исторической и культурной значимости Ивана Грозного в судьбе вверенного ему государства.

Царь изображен на лестнице в одной из своих палат. На нем – истинно царское одеяние, тщательно выписанное художником в точном соответствии с исторической действительностью: золотистый парчовый наряд с темным восточным орнаментом, инкрустированные сапоги красного бархата и соответствующий головной убор. В одной руке правитель крепко сжимает посох. И это совсем не опора. Государева рука держит настоящее оружие. Именно посох проткнул ногу слуги заклятого врага – князя Курбского, не раз гулял он по спинам неугодных бояр, ему же было суждено прервать жизнь наследника престола. Другая же рука перебирает четки – символ глубокой веры и уважения православных традиций. Под ногами Ивана Грозного – красная ковровая дорожка. Еще мгновение, и царь ступит на изображенного на ней двуглавого орла – герба державы. Так и в реальной жизни: подчинить себе государство, сломать его устройство и установить свой порядок, осовременив его и сделав максимально управляемым. Пусть и страшной кроваво-красной ценой.

Но все же, главное в картине – не поза царя, не детали одежды или интерьера. Главное – лицо самодержца. Художнику удалось передать на холсте многогранность исторической личности. Иван IV – не только «Грозный», но и невероятно мудрый правитель, человек твердой воли, недюжинной силы ума, решительный и суровый. Волею судьбы, особенностями эпохи и непосредственным окружением царя сделали его замкнутым, скрытным, подозрительным, и, как следствие, одиноким. От одного его имени пробирала дрожь и появлялся панический страх у большей части бояр и других людей, окружавших царя. Но можно было ли стать иным, будучи с рождения погруженным в сеть заговоров, измен, интриг и убийств близких? Все это отражено во взгляде великой личности, взирающей на зрителя с картины Васнецова.

Большое внимание уделил художник написанию фона картины. В отличие от монаршего одеяния, окружающая правителя обстановка – плод творческий фантазии мастера

Полотно демонстрирует лишь небольшую часть внутренней лестницы палат и вид из окна, открывающий взгляду части современных царю архитектурных построек. При этом Васнецову невероятно достоверно удалось показать всю полноту своеобразия старинного русского зодчества. Глядя на картину, зритель может прочувствовать узость лестницы и ее крутые повороты, увидеть небольшое окошко с полукруглым завершением – отличительные черты старинных древнерусских строений, рассмотреть шатровую колокольню и деревянные островерхие крыши слагающих московские улочки домов. Смиренно притихла средневековая, укрытая снегом, Москва. Тверд и суров ее правитель.

Лучшие картины Васнецова В.М.

После побоища Игоря Святославовича с половцами

Возможно, что мы бы сейчас знали Васнецова только по работам, похожим на произведения Василия Перова.

Но художника в какой-то момент перестало это устраивать. Он решил дальше искать свой путь.

В то время началась мода на всё русское. В 1871 году Александр Островский написал свою пьесу “Снегурочка” о волшебной красавице из старинных сказок и языческих легенд древней Руси.

Васнецов вспоминал, насколько сильное впечатление произвела на него пьеса. В ней он видел особенности русской души, которые ярко выражены в образах жителей Берендеева царства.

Интуитивно художник стал погружаться в тему русского фольклора и истории. Большую роль сыграло его происхождение. Он был сыном священника из села Вятской губернии. Фольклор был частью его жизни с детства, так как он много времени проводил с сельскими ребятами.

Итак, передвижник Васнецов к концу 1870-х годов решил написать необычную для себя работу. На тему древней повести “Слово о полку Игореве”.

В 1864 году была найдена копия этой древней рукописи. Оригинал погиб при пожаре в 1812 году, но копия текста сохранилась!

Эта находка подогрела интерес к истории Древней Руси у русской интеллигенции. А Васнецову пришла в голову идея написать историческую картину на сюжет из повести.

В 1880 году, спустя несколько месяцев кропотливой работы, картина была готова.

Виктор Васнецов. После побоища Игоря Святославовича с половцами. 1880. Третьяковская галерея.
Вот так Васнецов переключился с бытового жанра на исторический сюжет!

С одной стороны, в этом не было ничего необычного в контексте развития русской живописи. Васнецов был не первым передвижником, кто написал картину на сюжет из русской истории. До него это сделал тот же Николай Ге, изобразив Петра I и его сына.

Николай Ге. Петр I допрашивает Царевича Алексея Петровича в Петергофе. 1871. Третьяковская галерея. Фото из личного архива.
С другой стороны, было в картине “После побоища” нечто необычное. Несмотря на то что на полотне убитые воины, изображение напоминает сюжет из сказки.

Виктор Васнецов. После побоища Игоря Святославовича с половцами. 1880. Третьяковская галерея.
Видите, какие яркие костюмы и доспехи у этих воинов! Едва ли в 1185 году люди обладали столь красочными вещами. Цвет буквально входит в противоречие с мраком смерти. И делает трагедию не такой пугающей.

Согласитесь, работы того же Верещагина на подобные темы вызывают куда более тяжёлые переживания. В том числе в этом играет роль более приглушённый, реалистичный колорит.

Василий Верещагин. Побеждённые. Панихида. 1879. Третьяковская галерея.
Мы можем увидеть у Васнецова и идеализацию героев. По центру лежит миловидный воин, похожий скорее на сказочного Ивана-царевича, нежели на реального человека.

Ещё мы сразу замечаем, как над павшими воинами кружатся в схватке два стервятника. Это эффектно, но крайне нереалистично, согласитесь. Ведь при таком обилии доступной пищи птицы не стали бы тратить силы на драку. Но ради драматичного эффекта Васнецов всё же изображает их на полотне.

Также мы видим розовое заходящее солнце – довольно прямолинейный символ уходящей жизни.

Ничего Вам это не напоминает?

Конечно, эта картина Васнецова гораздо ближе к романтизму Брюллова, нежели к реализму Верещагина.

Помните, какое эффектное зрелище с идеализированными персонажами создал Карл Брюллов? В стиле романтизма художник изобразил катастрофу поистине красивой и завораживающей. Об этом я подробнее рассказываю в статье “Последний день Помпеи”.

Карл Брюллов. Последний день Помпеи. 1833. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Но Брюллов работал в первой половине XIX века. Передвижники же почти все работали в стиле реализма. И давно уже забыли о романтизме. А тут Васнецов со своим “Побоищем”!

Конечно, многие пришли от этого в недоумение.

Стасов был серьёзным авторитетом, поэтому это недоумение подхватили многие критики. Выходила одна разгромная статья за другой.

Но были и те, кто поддержал художника. И, возможно, благодаря им мы имеем того Васнецова, который сформировался впоследствии. Их поддержка была ему тогда очень важна.

Так, картина очень понравилась Илье Репину. Он не считал романтизм в данном случае недостатком. Наоборот, подчеркнул, что русской художественной школе такая поэтичность очень даже к лицу. Тем более за несколько лет до этого он создал собственную сказочную картину “Садко”.

Илья Репин. Садко. 1876. Русский музей, Санкт-Петербург. Wikimedia Commons.
Васнецова также очень вдохновили слова его учителя Павла Чистякова. Тот считал, что художнику удалось выразить истинный русский дух.

Творчество

Академию Виктор Васнецов окончил в 1873 году, а выставляться начал еще во время учебы, в 1869 году. Сначала работы художника включались в экспозиции Академии. Позже, после его вступления в 1878 году в Товарищество передвижных художественных выставок, – в выставках, организуемых товариществом.

Картина Виктора Васнецова «Витязь на распутье»

Творчество Васнецова делится на два больших этапа. Изначально художник творил в социально-критическом жанре. Среди его героев – чета обедневших стариков на картине «С квартиры на квартиру», скучающе-унылые мещане на картине «Преферанс». Работы художника напоминают в этот период произведения Федора Достоевского, проникнутые иронией и состраданием одновременно.

В конце 19 века начался второй этап творчества Васнецова, логично связанный с интересом общества к «преданьям старины глубокой». Особенности творчества состояли в сочетании исторических фактов и фольклорных мотивов. Художник писал невероятно волнующие полотна, затрагивающие душу любого русского человека.

Картина Виктора Васнецова «Три богатыря»

К этому периоду относятся произведения «Гусляры», «Витязь на распутье», «Алёнушка», «Иван-Царевич на Сером Волке», «Три богатыря». Последняя, на которой стоят на страже границ земли русской Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович, пожалуй, визитная карточка Васнецова.

«Эпический» период живописца стал, по мнению ценителей-современников, ярким примером «нового русского стиля». Новаторство привнес Васнецов и в сценографию, создав эскизы костюмов и декораций для оперы «Снегурочка» Римского-Корсакова. Чего стоит только декорация, которая должна изображать палаты царя Берендея.

Декорация Виктора Васнецова «Палаты царя Берендея» к опере «Снегурочка»

Помимо «Снегурочки», художник приложил руку к театральному оформлению драмы Шпажинского «Чародейка» и оперы Даргомыжского «Русалка». Подводный пейзаж в «Русалке» и поныне изображают, основываясь на созданных Васнецовым декорациях.

Благодаря таланту Васнецова посетители Исторического музея в Москве до сих пор любуются живописным фризом «Каменный век». Коллеги дали этой работе мастера, выполненной в 1883-1885 годах, высокую оценку.

Картина Виктора Васнецова «Аленушка»

Вскоре Васнецов увлекся религиозной темой. Его кистью выполнена роспись в петербургском храме Спас-На-Крови. Он прорабатывал стенную живопись для Храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, в соавторстве с другими живописцами создавал интерьер храма-памятника Александра Невского в Софии.

Много сил и десять лет жизни потребовалось живописцу на роспись Владимирского собора в Киеве. С 1880 по 1890 годы Васнецов с помощниками расписал почти 3000 квадратных метров стен собора. Строгость византийских канонов художнику удалось смягчить лирическим, поэтичным началом, сказочными мотивами.

Картина Виктора Васнецова «Иван-царевич на Сером волке»

Собственное видение мира привнес Васнецов в архитектуру. «Русский стиль» для него означал не подражание старинным мотивам, а разумное заимствование особых свойств зодчества Древней Руси. С его легкой руки в усадьбе Абрамцево появились церковь Спаса Нерукотворного, выстроенная в соответствии с псковско-новгородской традицией, и сказочная беседка «Избушка на курьих ножках».

Дом для собственной семьи художник тоже спроектировал сам с помощью архитектора Василия Башкирова. Ныне это здание, расположенное по адресу Москва, переулок Васнецова, 13, является домом-музеем живописца.

Дом музей Виктора Васнецова

После первой русской революции 1905 года и Кровавого воскресенья Васнецов, как истинный гений, проникся происходящим. Его убеждения, практически совпавшие в тот период с доктриной ультраконсервативного «Союза русского народа», привели к участию в финансировании и оформлении монархических изданий.

Поздние картины Васнецова наполнены тревогой, предчувствием неизбежных перемен. Тогда на свет появилось полотно «Варяги», на котором пришли на Русь по призванию новгородцев Рюрик, Синеус и Трувор.

Картина Виктора Васнецова «Варяги»

Свершившаяся революция 1917 года положила конец активному участию Васнецова в художественной жизни. Художник перешел на иллюстрации к русским сказкам. Над темами «Спящая царевна», «Царевна-лягушка», «Царевна Несмеяна» мастер работал до последних дней, но, по мнению некоторых критиков, сила образов была уже не та. Зато в этот период живописец создал ряд прекрасных портретов.

Творчество

После получения диплома Виктор Васнецов побывал за рубежом. Стоит заметить, что он начал выставлять свои полотна еще в студенческие годы. Вскоре его картины уже принимали участие в выставках передвижников.

Творчество мастера принято разделять на 2 этапа. В начале карьеры он трудился в социально-критическом жанре. Одна из самых известных работ того периода – «С квартиры на квартиру». На холсте парень изобразил бедную супружескую пару, вынужденную покинуть свое прежнее жилье и искать новое.

В 1880-х годах Васнецов начал проявлять особенный интерес к былинно-историческому жанру. В это время он создал такие шедевры, как «Витязь на распутье», «Аленушка» и «Иван-Царевич на Сером Волке». Тогда же он трудился над известным полотном «Богатыри», которое писал около 17 лет (1881-1898)!

«Богатыри», на которых запечатлены Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович, стали визитной карточкой Виктора Васнецова. В последующие годы биографии в его творчестве начала преобладать религиозная тематика. Он участвовал в росписях разных храмов и соборов, а также работал с акварелью.

Живописец расписывал петербургский храм Спаса на Крови, Храм Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, Храм-памятник Александра Невского в Софии и Владимирский собор в Киеве. Интересен факт, что на роспись Владимирского собора у него ушло 10 лет жизни (1880-1890). За эти годы он вместе с помощниками расписал около 3000 м² стен собора.

Одновременно с этим, Васнецов добился немалых высот и в сценографии, сделав наброски костюмов и декораций для оперы «Снегурочка» Римского-Корсакова. Помимо этого, многие помнят его оформление к опере Даргомыжского «Русалка». Подводный мир в «Русалке» и сегодня изображают, основываясь на работах Виктора Михайловича.

В 1893 г. Виктор Васнецов стал действующим членом Академии художеств. Любопытно, что он внес свой вклад и в архитектурное искусство. «Русский стиль» он рассматривал не как имитацию старинных мотивов, а как рациональное заимствование особенных свойств древнерусского зодчества.

С подачи художника в усадьбе Абрамцево была возведена церковь Спаса Нерукотворного, и сказочная беседка «Избушка на курьих ножках». После первой русской революции 1905 г. Васнецов был солидарен с участниками «Союза русского народа», которые пропагандировали монархические, националистические и православные идеи.

Члены этого союза выступали против революции и ратовали за единство и неразделенность России. Стоит заметить, что Виктор Васнецов оказывал материальную поддержку данной организации, а также участвовал в оформлении монархических изданий.

В позднем творчестве Васнецова начала отражаться тревога и предчувствие неминуемых перемен. Произошедшая в 1917 г. революция положила конец его активному участию в художественной жизни. В результате, он предпочел обратиться к сказочному жанру.

Над работами «Спящая царевна», «Царевна-лягушка» и «Кощей Бессмертный» Виктор Михайлович трудился до конца биографии. Однако многие критики отмечали, что сила образов на полотнах уже была не такой мощной. Тогда же мастер написал много чудесных портретов.

1. Витязь на распутье (1882)

Одна из самых известных картин Васнецова является частью целого цикла сюжетов о русских сказках и былинах. «Витязь на распутье» частично является отражением жизни самого художника. Выбор дороги и покорность судьбе после совершения выбора — вот что можно увидеть на этом полотне. Витязь на коне смотрящий на камень, на котором описана дорога и то, что ждет его на ней. Выбор нелегкий и ворон сидящий на этом камне создает атмосферу напряженности. Внизу на земле как предупреждение лежат кости того, кто сделал неудачный выбор.

Васнецов к 1880 году окончательно разочаровался в написании картин на злободневную тематику и увлекся рисованием картин на тему русской старины и сказок. Тем самым он отвлекался от проблем современности.

Картина «Богатыри»

На картине изображена богатырская застава. Стоят на страже земли Русской три главных героя Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич. За ними бесконечные леса и поля. По небу плывут облака, которым не страшны злобные тучи. Облака как бы расступаются перед богатырской силой.

В центре самый старший из богатырей – Илья Муромец. Был он крестьянским сыном и всю жизнь отдал служению народа. Об Илье Муромце и его подвигах рассказывают многие былины:

  • «Илья Муромец и Соловей-разбойник»,
  • «Илья Муромец и Калин-царь»,
  • «Илья Муромец и Идолище Поганое»,
  • «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром»…

Наделен был герой невиданной физической силой и владел оружием для «ближнего боя» — тяжелой палицей и круглым щитом. Под ним могучий вороной конь, цвет которого совпадает с «землей-матушкой», из которой богатырь черпал свою богатырскую силу. Кажется, что земля треснула под тяжестью коня и его всадника.

Слева правая рука Ильи – Добрыня Никитич, отличающийся мудростью и предусмотрительностью. Его светлый и быстрый конь Белеюшка уже почуял врага, и Добрыня достаёт из ножен свой волшебный меч.

О подвигах Добрыни рассказывается в нескольких былинах: «Добрыня и змей», «Добрыня Никитич и Алеша Попович»… Добрыня – воин, защитник Русской земли, обладающий тонким умом и умением обходиться с людьми. Он прекрасно играет в шахматы, хороший гусляр, лучше всех стреляет из лука.

Третий богатырь – «млад-удал» Алеша Попович. О его борьбе с врагами Руси рассказывает былина «Алеша Попович и Тугарин Змеевич». Он смел, хитер, решителен, коварен, но и хвастлив, иногда неблагоразумен. Алеша любит землю беззаветно и готов в бою за нее сложить свою голову. Его оружие предназначено для «дальнего боя» — лук и стрелы, поэтому его рыжий конь пока спокойно щиплет траву. За плечами героя не только колчан со стрелами, но и «гусли-самогуды».

Перед сильными богатырскими конями растут маленькие беззащитные елочки. Художник Васнецов говорит нам о том, что елочки вырастут могучими и сильными, если человек будет их защищать. Вся наша обильная земля может нас напоить из своих родников, накормить хлебом своих полей, укрыть в тени прохладных лесов, но она не может сделать одно – защитить себя.

В картине «Богатыри» спрятана загадка художника. В облике Добрыни Никитича, самого благородного витязя, Васнецов передал свои портретные черты. Художник мысленно примерил богатырские доспехи, и принял богатырский облик.

Прочитайте былину ««Илья Муромец и Соловей-разбойник», чтобы сыну (дочери) было понятно, что такое былина.

Объясните различия былины от сказки.

Задайте ребенку следующие вопросы:

  • Почему Илья Муромец стал любимым богатырем русского народа.
  • Кого защищали русские богатыри? (слабых стариков, детей, женщин, родную землю…)
  • Какими были наши защитники?
  • Как звали самого старшего богатыря?
  • Известно, что по указаниям мудрецов-странников Илья увидел в жеребенке своего будущего коня. Какие внешние приметы помогли богатырю выбрать коня под стать себе? (Белое пятнышко на носу и задней ноге коня).
  • Кто из богатырей был княжеского происхождения? Что его отличает от других защитников? На кого похож Добрыня Никитич?
  • Кто из богатырей самый младший? Какие элементы картины говорят о том, что Алеша Попович был мастером воевать и сказки рассказывать? (колчан со стрелами и гусли-самогуды).
  • Какой богатырь понравился больше и почему?

Закончить разговор лучше всего маленькой былинной историей об источнике богатырской силы. «Когда-то странники подсказали Илье Муромцу, «сиднем сидевшему тридцать лет и три года», как обрести могучую силу. Они поднесли ему ковш с родниковой водой, сказав такие слова: «Выпей остаточек. В остаточке этом – вода всех полноводных рек и озер, роса со всех хлеборобных полей, всех зеленых лугов Руси. Выпей – и почувствуешь силу богатырскую».

Где наши предки черпали богатырскую силу? Источником богатырской силы была и остается родная земля.

Картины В. М. Васнецова вошли в золотой фонд Третьяковской галереи. Их можно рассматривать и читать. Все, кто неоднократно посещал галерею и видел картины Васнецова воочию, всегда находил в них то, чего не замечал раньше. Желаю всем интересных прогулок в мир прекрасного.

Виктора Михайловича Васнецова поистине можно назвать народным художником. Основное направление его картин относится к Художник является одним из самых знаменитых в мире. Нет ни одного образованного человека, который не знает название картин Васнецова.

Интересные факты

Поскольку художник верил в Бога, он на протяжении всей своей жизни занимался тем, что коллекционировал иконы. Также живописец расписывал православные храмы, а к известным его работам относятся:

  1. Киевский собор Святого Владимира;
  2. Храм Христова Воскресенья, находящийся в Петербурге.

Некоторые современные эксперты продолжают удивляться тому факту, что Виктор Михайлович создавал работы, которые кажутся совершенно несовместимыми. Например, в то время как художник и сказочник расписывал Владимирский собор, он также работал над полотном «Богатыри», а также занимался работой «Иван Царевич на Сером Волке», создавал портреты, театральные кадры, летописи и картинки для детских сказок.

Одной из известных работ художника является «Ковер-самолет», а заказ на нее сделал Виктору Васнецову меценат Савва Мамонтов. Картина была нужна для того, чтобы украшать рабочий кабинет в управлении железной дороги в Донецке. Наличие быстрого и сказочного средства передвижения в виде ковра-самолета не произвело на правление никакого впечатления, и Мамонтов в результате приобрел картину для себя.

Потомком Васнецова является его правнук Михаил Викторович, который стал профессором и успешным доктором технических наук. Михаил очень похож на своего прадеда, но в память о нем у него осталась только небольшая авторская литография. Творчество Васнецова никого не оставляет равнодушным, а ознакомиться с краткой информацией о художнике можно в многочисленных энциклопедиях.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: