Творчество Григория Григорьевича Мясоедова
Еще в годы обучения Мясоедов написал жанровую картину «Поздравление молодых в доме помещика» (1861) и полотно на историческую тему «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе» (1862), которое В. В. Стасов назвал одной из первых заявок на пути создания реалистических исторических картин.
Эти две линии творчества художника очень тесно сближались, порой переходя друг в друга.
Именно ему принадлежит инициатива создания организации художников нового типа — Товарищества передвижных художественных выставок. Идея о такой организации зародилась у Мясоедова еще в 1867 г., когда он находился за границей и имел возможность наблюдать деятельность европейских художников по организации передвижных выставок, проводившихся в основном с коммерческой целью. 16 декабря 1870 г. состоялось первое общее собрание членов ТПХВ, где было избрано правление, в состав которого вошел и Мясоедов (вместе с И. Н. Крамским, Н. Н. Ге, В. Г. Перовым, М. К. Клодтом). А 29 ноября 1871 г. в Петербурге открылась I передвижная художественная выставка, показанная затем в Москве, Киеве и Харькове. Мясоедов представил на эту выставку картину «Дедушка русского флота. (Ботик Петра I)» (1871), в которой решение исторической темы дано в бытовом плане.
В марте 1872 г. открылась II передвижная выставка, на которой экспонировалось самое значительное полотно Мясоедова — «Земство обедает» (1872). Тихий провинциальный городок. Солнечный полдень. У подъезда земской управы группа крестьян. Один из них, примостившись на каменных плитах и подложив под голову котомку, дремлет. Другие неторопливо едят: хлеб с солью да лук — вот их обед. А рядом, в доме, только что отобедали господа: через открытое окно виден лакей, старательно перемывающий посуду, тут же — множество бутылок и графинов. Налицо критический сюжет — сопоставление земцев-господ и земцев-крестьян, контраст богатства и бедности. Но не это стало для художника главным в картине
Он сосредоточил все внимание на самих крестьянах. В них художник разглядел и запечатлел разноооразие характеров, особое благообразие, внутреннюю собранность, своеобразную красоту
В другом фундаментальном полотне Мясоедова — «Чтение манифеста 19 февраля 1861 года» (1873) — раскрывается иной аспект той же темы — судьба крестьянства, обманутого в своих ожиданиях.
Крестьяне с сосредоточенным вниманием слушают читаемый мальчиком текст манифеста об освобождении от крепостной зависимости. Их отношение к документу еще не определилось: на лицах нет ни радости, ни явного разочарования
Но есть внутреннее напряжение, недоверие, настороженность. Крестьяне по-своему мудры и мужественны.
Изучение жизни русского крестьянства приводит Мясоедова к сюжетам, повествующим о древних поверьях и обычаях, их роли в жизни народа. Так, в картине «Опахивание» (1876) показано старинное ритуальное дсиство: крестьяне опахивают деревню от злых духов, впрягая в плуг обнаженных девушек. В 1878-80 гг. Мясоедов работает над двумя вариантами «Засухи», где представлен молебен в поле. Параллельно идут поиски в области исторической тематики: художник пишет картину «Самосжигатели» (1882-84), сюжет которой стоит в очень тесной связи с предыдущими жанровыми картинами.
К началу 1880-х гг. в творчестве Мясоедова намечается новый этап. В пейзаже «Дорога во ржи» (1881) поражает простота и выразительность мотива: удаляющаяся к горизонту фигура одинокого странника среди бескрайнего ржаного поля. Художник как бы открывает возможность более обобщенного, монументального решения жанровой картины, что в полной мере проявилось в «Косцах» (1887).
Уже сами размеры холста (159х275 см) свидетельствуют о значимости для художника темы картины. Вместе с тем решение ее не лишено определенных противоречий. Полностью отказавшись от критического начала, художник отказался тем самым от основного принципа художественной системы 1870-х гг. Не освоив нового образного языка и не будучи подготовленным к восприятию художественных идей нового поколения живописцев, Мясоедов оказался в числе тех представителей ТПХВ, которые на рубеже 1880-х и 1890-х гг. не пожелали допустить в свои ряды молодых художников. Последние годы жизни художника не внесли ничего существенного в его творчество.
Характеристика творчества Г. Г. Мясоедова
Основными жанровыми направлениями творчества Г. Г. Мясоедова были историческая и жанровая бытовая живопись. Иногда обращался художник и к портретному жанру. Начинал Мясоедов как реалист-передвижник, последователь И. Н. Крамского и др. Он был одним из инициаторов и организаторов Товарищества передвижных выставок.
Но после увлечения пейзажным и портретным творчеством, зарекомендовал себя как неоромантик. В последний период жизни Григорий Григорьевич Мясоедов обратился и к графическому искусству. Но весь свой творческий путь придерживался демократических идей.
Среди картин Григория Григорьевича Мясоедова были полотна:
- о социальном различии разных слоев в обществе («Земство обедает»);
- о пренебрежительном отношении к женщинам («Опахивание»);
Воспевающие русскую природу («Зреющие нивы»);
Воспевающие крестьянина как личность мудрую и мужественную («Чтение манифеста 19 февраля 1961 года», «Земский знахарь»);
Воспевающие крестьянский труд («Дорога во ржи», «Страдная пора. Косцы», «Урок пряжи», «Деревенский знахарь»);
Размышляющие о древних традициях и их месте в жизни народа («Опахивание», «Поздравление молодых»);
На историческую тематику («Бегство Григория Отрепьева», «Мицкевич в салоне Зинаиды Волконской»).
Григорий Мясоедов: страницы биографии
Григорий Мясоедов — уроженец села Панькова то ли Орловской, то ли Тульской губернии, родившийся 7 апреля 1834 года в семье дворянина. С детства увлекавшемуся живописью мальчику очень повезло — его отец не препятствовал недворянскому занятию сына и дал возможность обучаться любимому делу. Григорий впервые познакомился с основами изобразительного искусства еще во время обучения в Орловской гимназии. Первым его наставником в рисовании был И. Волков. С первой же попытки поступивший в Санкт-Петербургскую Академию художеств, Григорий попал в класс Т. Неффа и А. Маркова. Все десять лет обучения в академии (с 1853 по 1863 г.) юноша показывал весьма хорошие результаты, а по окончании был направлен в Европу для обучения за счет государственного бюджета мастерству живописца. В этой поездке Мясоедов знакомится с художественным наследием Франции, Италии, Испании, Бельгии и др. По возвращении в Россию начинает успешно выставляться.
Характер у Григория Григорьевича Мясоедова был сложный и достаточно злой, что затрудняло его общение с другими художниками. Его прямота и бескомпромиссность не привлекали людей. Да и сходился он с ними очень тяжело. Однако он с удовольствием позировал Илье Ефимовичу Репину, когда тот писал свою знаменитую картину «Иван Грозный убивает своего сына», в которой отразился нрав Мясоедова. И тот впоследствии даже этим гордился.
Мясоедов скончался в своем имении на Полтавщине в 1911 году, оставив богатое художественное наследие.
Примечания
. Сборник принадлежит родственнику художника — Владимиру Николаевичу Брендель.
. Мясоедов обычно неточно указывал и дату своего рождения (см. Н. Масалина. Мясоедов. М., 1964, стр. 4).
. Списки учащихся, занимающихся в классах вспомогательных дисциплин, 1849—1857. ЦГИА, ф. 789, оп. 19, д. 743, л. 13 и 37. Список учащихся, получивших билеты для посещения классов, с указанием полученных ими на экзаменах медалей, 1850—1854. ЦГИА, ф. 789, оп. 19, д. 744, л. 11. Список учащихся, получивших билеты для посещения классов, с указанием их звания и местожительства, 1853—1859. ЦГИА, ф. 789, оп. 19, д. 749, л. 9,18, 29, 41, 48, 56, 71. Списки учащихся, получивших билеты для посещения рисовальных классов, с указанием их звания, места жительства и полученных ими на экзаменах оценок и медалей, о назначении содержания и выдачи единовременных пособий в 1855, 1856, 1857, 1858 и 1859 годах. ЦГИА, ф. 789, оп. 19, д. 756 и 757, л. 13,16.
. В Академии художеств высшей оценкой считалась единица.
. И.Е. Репин. Далекое близкое. М., 1960, стр. 157.
. В. Стасов. Николай Николаевич Ге, его жизнь, произведения и переписка. М., 1904, стр. 56—58.
. И.Е. Репин. Далекое близкое, стр. 149.
. Н.В. Шелгунов, Л.П. Шелгунова, М.Л. Михайлов. Воспоминания, т. 1. М., 1967, стр. 191.
. В.И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 25, стр. 94.
. «Колокол», 1860, 1 марта, л. 64. Письмо из провинции. «Русский человек».
. В.И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 5, стр. 29.
. Среди портретов, сделанных Крамским с его товарищей по Академии, имеется и портрет Мясоедова (1861).
. Письмо Ц.А. Кюи М.А. Балакиреву от 16 июля 1857 года. Ц.А. Кюи. Избранные письма. Л., 1955, стр. 41, 43.
. ГПБ, отдел рукописей, ф. 413, ед. хр. 164. Нотный альбом Ц. Кюи, л. 1. М.А. Балакирев, А.Н. Серов и Ц.А. Кюи изображены подсмеивающимися над старыми немецкими композиторами, в то время как А.И. Фицтум, инспектор Петербургского университета, возмущенно от них отвернулся.
. Н.А. Римский-Корсаков. Литературные произведения и переписка. М., 1955, стр. 13.
. М. Художественная выставка в Петербурге май и июнь 1859 года. «Современник», 1859, июль, стр. 110.
. Я-ій. О выставке Академии художеств. Письмо I. «Русское слово», 1860, октябрь, стр. 31.
. П.Н. Петров. Сборник материалов для истории императорской Академии художеств за 100 лет ее существования, ч. III. Спб., 1866, стр. 387.
. В.В. Стасов. Двадцать пять лет русского искусства. «Вестник Европы», декабрь, стр. 687.
. В. В. Стасов. Заметки о выставке в Академии художеств. «Современная летопись», 1862, № 42, стр. 8.
. Письмо Г. Ознобишина И. Шишкину, 1862 год. ГПБ, отдел рукописей, ф. 861, ед. хр. 105, л. 8 об.
. Шестилетняя командировка давалась лишь историческим живописцам. Мясоедов получил ее, поскольку картина «Бегство Отрепьева» была аттестована Академией как «историческая», взамен прежней формулировки — «живопись народных сцен», данной при утверждении эскиза.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |
«Деревенский знахарь»
Произведение было написано Григорием Мясоедовым за год до отмены крепостного права. Эта картина выделяется из прочих силой реалистичности выписанных образов крестьянского быта и психологичностью персонажей. Официально не признаваемые обществом, знахари в условиях преследований помогали людям. Жизнь их была тяжела и бедна. Питались они, в основном, за счет природных даров и того, чем расплачивались за помощь люди — это нехитрые продукты питания. Жили в сторонке от всего населения, часто в одиночку в лесных избушках. Помогали людям, используя лечебные травы и корешки, снадобья, из которых варили по передаваемым по наследству рецептам, секрет их строго оберегался. В основном, излечивали от болезней, совершали оберег, привороты и отвороты, снятие сглаза.
Знахарь у Мясоедова — умудренный опытом мужчина, еще не старик, который помогает двум пришедшим к нему в избушку крестьянкам. В его руках ковш со снадобьем, которое знахарь заканчивает готовить.
«Чтение манифеста 9 февраля 1861 года»
Сюжет картины Мясоедова посвящен изданию в 1861 году императором Александром II Манифеста об освобождении крестьян от крепостной зависимости, ставший, по сути, началом отмены крепостного права в России. Он был принят в разных слоях общества неоднозначно.
На картине Григория Мясоедова крестьяне собрались для чтения Манифеста в самом центре холста у костра вокруг единственно грамотного из них — мальчика, читающего текст документа. Группа служащих освещена ярким солнечным светом. А каждый персонаж выписан крупным планом, что до Г. Г. Мясоедова не было принято в русской бытовой живописи. Герои картины изображены не пассивными слушателями и не бунтарями, а людьми, думающими и оценивающими событие с позиции своего жизненного опыта и мировоззрения. Не все из них, судя по выражению лиц, согласны с реформой, не слишком доверяют ей, ведь много прав еще остается у помещиков и слишком мало возможностей пока дается крестьянам.
Для создания ощущения реальности происходящего художник использовал цветовую гамму, близкую к природной: земляные, охристые, соломенно-желтые, коричневые оттенки. Лишь рубаха читающего мальчугана — красная. Она — как олицетворение надежды русского крестьянства на свободную, благополучную и красивую жизнь.
Последние статьи
-
Кто и зачем придумал новую биографию кумиру1980-х Жене Белоусову, который прожил не свою жизнь сегодня, 11:54 -
6 культовых сцен в кино, которые попали в кадр почти случайно сегодня, 10:48 -
Прощание с Абдуллой из «Белого солнца пустыни»: Чем запомнился зрителям актер Кахи Кавсадзе сегодня, 09:41 -
Какие забавные кадры словила скрытая камера, установленная на кормушке во дворе 27.04.2021, 23:39 -
В чём секрет самых популярных кукол из ткани: Тильда, тряпиенсы и их друзья 27.04.2021, 20:22 -
+1 Тернистый путь к славе доктора Купитмана из сериала «Интерны»: Как бывший двоешник стал актёром и кандидатом наук 27.04.2021, 18:50 -
Как Папа Римский пытался спасти власовцев: Куда делись приспешники Вермахта в СССР после Великой Отечественной 27.04.2021, 15:15 -
Часто ли ошибается сурок Фил и другие забавные факты о мохнатом метеорологе, который собирает тысячи туристов 27.04.2021, 13:40 -
Маршал Баграмян и его царица Тамара: Похищенная любовь, которая стала ангелом-хранителем 27.04.2021, 11:55 -
7 вдохновляющих сериалов, которые стоит посмотреть, чтобы зарядить свою «внутреннюю батарейку» 27.04.2021, 10:08
Все статьи
Что такое земство
Произведение Мясоедова актуально и на сегодняшний день. Хотя бы потому, что выборы для нас стали делом привычным. Совсем недавно прошли выборы в органы местного самоуправления – муниципальные Советы депутатов. С некоторыми оговорками земство можно назвать их отдалённым прообразом. Поэтому было интересно узнать, как работали выборные органы прежде. Поиск в интернете сведений о Новосильском собрании, куда входило 39 человек, позволил узнать и иные факты.
Прежде всего следует сказать, что в старые времена земство выступало оператором сельских продовольственных капиталов — запаса зерна и денег, который крестьяне держали на случай неурожая. Всеми остальными разрешёнными видами деятельности — медициной, начальным образованием, местными дорогами, страхованием от огня, ветеринарией — земское собрание занималось в том объёме, в каком желало.
При 115 тысячах населения в уезде земство поддерживало в рабочем состоянии 46 деревянных мостиков через речушки и овраги. Кроме того, дороги крестьяне чинили сами в порядке натуральной повинности в размере 3 рабочих дней в году.
Система здравоохранения состояла из 2 врачей, 8 фельдшеров и больнички на 20 кроватей. Образования и вовсе не было. Земство платило мизерную дотацию в 6000 руб. суммарно всем содержателям школ и не имело понятия, сколько всего в уезде учебных заведений. На благотворительность уходила ничтожная сумма — 2000 руб. в год. Земская ветеринария просто отсутствовала.
Годовой бюджет Новосильского земства составлял 48 тыс. руб. Чтобы понять масштаб такого бюджета, надо понимать, что его сумма была равна годовому жалованию управляющего железной дорогой или коммерческим банком. С крестьян собирали только 22 тыс., что составляло около 20 копеек в год с человека.
В Новосиле периода, изображённого Мясоедовым, проживало чуть более 4 тыс. человек. В отчётах можно найти информацию о том, что у Новосильского земства были твёрдые обязанности перед государством.
Прежде всего оно обеспечивало постоем (то есть проживанием) проходившие через уезд войска, за что получило компенсацию. За постой и лошадей для разъездов полиции, чиновников и судейских, если у тех оказывались дела в сельской местности уезда, денег не бралось.
Литература
- Гольдштейн С. Н. Развитие бытового жанра в 1870—1880-е годы // В книге «История русского искусства», т. 9, кн. 1, ред. И. Э. Грабарь, с. 143—175. — М.: Издательство Академии наук СССР, 1965. — С. 300—361.
- Горина Т. Н., Прытков В. А. Крестьянская тема в жанровой живописи передвижников — В. М. Максимова, И. М. Прянишникова, Г. Г. Мясоедова, К. А. Савицкого // Русская жанровая живопись XIX — начала XX века / Т. Н. Горина. — М.: Искусство, 1964. — С. 167—206.
- Ильина Т. В. История искусств. Отечественное искусство. — М.: Высшая школа, 2000. — 408 с. — ISBN 5-06-003705-3.
- Ковалевский П. М. Художественные выставки в Петербурге. XV передвижная и академическая // Русская мысль. — 1887. — Вып. (кн.) 4, отд. II (апрель). — С. 122—133.
- Манин В. С. Русская живопись XIX века. — М.: СоюзДизайн, 2005. — 312 с. — ISBN 5-900230-62-7.
- Масалина Н. В. Мясоедов. — М.: Искусство, 1964. — 96 с.
- Рогинская Ф. С. Товарищество передвижных художественных выставок. — М.: Искусство, 1989. — 430 с.
- Сарабьянов Д. В. Народно-освободительные идеи русской живописи второй половины XIX века. — М.: Искусство, 1955. — 300 с.
- Стасов В. В. Избранное: живопись, скульптура, графика. — М.: Искусство, 1950. — Т. 1 — Русское искусство.
- Хворостов А. С. Г. Г. Мясоедов: известный и неизвестный. — Орёл, 2008. — 249 с. — (Библиотека серии историко-культурного наследия Орловского края). — ISBN 978-5-9708-0079-9.
- Хворостов А. С. Григорий Мясоедов. — М.: Арт-Родник, 2012. — 96 с. — (Малая серия искусств). — ISBN 978-5-404-00241-6.
- Шувалова И. Н. Мясоедов. — Л.: Искусство, Ленинградское отделение, 1971. — 144 с.
- Шувалова И. Н. Страдная пора // Художник. — 1994. — № 3. — С. 18.
- Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук, Л. И. Иовлева. — М.: Красная площадь, 2001. — Т. 4: Живопись второй половины XIX века, книга 1, А—М. — 528 с. — ISBN 5-900743-56-X.
- Государственный Русский музей — Живопись, XVIII — начало XX века (каталог). — Л.: Аврора и Искусство, 1980. — 448 с.
- Государственный Русский музей — каталог собрания / Г. Н. Голдовский, В. А. Леняшин. — СПб.: Palace Editions, 2021. — Т. 6: Живопись второй половины XIX века (К—М). — 176 с. — ISBN 978-5-93332-565-9.
- Г. Г. Мясоедов. Письма, документы, воспоминания / В. С. Оголевец. — М.: Искусство, 1972. — 328 с.
- В. Д. Поленов. Письма, дневники, воспоминания / Е. В. Сахарова. — М.: Искусство, 1950. — 520 с.
Григорий Григорьевич Мясоедов. Автопортрет
В 1878 году Г. Г. Мясоедов написал свой автопортрет. Он изобразил себя в четверть оборота, стоящим, до пояса. Мясоедов одет в темный костюм, который практически сливается с почти черным фоном. Ярким пятном выделяется лишь белоснежный накрахмаленный воротничок рубашки и чуть желтоватое, будто подсвеченное светом лицо, повернутое к зрителю почти в профиль так, что освещена лишь одна половина лица. Второй как будто бы нет. Портрет отсылает нас к переходному периоду в развитии живописи — парсуне, где за счет затемненного фона выделяется лицо — именно человек интересен живописцу, человек с его мыслями, чувствами и переживаниями. Так и автопортрет Мясоедова. Он — отражение в его творчестве особого интереса к внутреннему миру обычного человека.
Мясоедов, Григорий Григорьевич Портрет работы И. Репина (1904) Дата рождения: 7 (19) апреля 1834 Место рождения: Село Паньково, ныне Новодеревеньковского района Орловской области … Википедия
Живописец; род. в 1835 г., учился в Орловской гимназии, но, не окончив в ней курса, поступил в ученики Акад. художеств, где его профессорами были Нефф и Mapков. В 1861 г. получил малую золотую медаль за картину «Поздравление молодых» (в … Большая биографическая энциклопедия
— (7 (19) апреля 1834, село Паньково, ныне Новодеревеньковского района Орловской области 18 (31) декабря 1911, Полтава) российский живописец. Учился в Орловской гимназии, но, не окончив в ней курса, поступил в ученики Академии… … Художественная энциклопедия
Русский живописец. Учился у А. Г. Маркова и Т. А. Неффа в петербургской АХ (1858‒62; пенсионер в Германии, Италии и Франции в 1863‒68;… … Большая советская энциклопедия
— (1834 1911) российский живописец. Один из создателей Товарищества передвижников. Правдиво изображал крестьянскую жизнь (Земство обедает, 1872; Косцы, 1887), обращался к историческим и литературным темам … Большой Энциклопедический словарь
Мясоедов, Григорий Григорьевич живописец (1835 1911). Учился в Академии Художеств, у Т. Неффа и А. Маркова. Получил золотые медали за картины: Поздравление молодых в доме помещика (в музее Александра III), Бегство Григория Отрепьева из корчмы… … Биографический словарь
— (1834 1911), живописец. Один из создателей Товарищества передвижников. Изображал крестьянскую жизнь в пореформенной России («Земство обедает», 1872; «Косцы», 1887), обращался к историческим и литературным темам. * * * МЯСОЕДОВ Григорий… … Энциклопедический словарь
Живописец, род. в 1835 г., учился в Орловской гимназии, но, не окончив в ней курса, поступил в ученики Акад. художеств, где его профессорами были Нефф и Марков. В 1861 г. получил малую золотую медаль за картину Поздравление молодых (в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Григорий Мясоедов: страницы биографии
Григорий Мясоедов — уроженец села Панькова то ли Орловской, то ли Тульской губернии, родившийся 7 апреля 1834 года в семье дворянина. С детства увлекавшемуся живописью мальчику очень повезло — его отец не препятствовал недворянскому занятию сына и дал возможность обучаться любимому делу. Григорий впервые познакомился с основами изобразительного искусства еще во время обучения в Орловской гимназии. Первым его наставником в рисовании был И. Волков. С первой же попытки поступивший в Санкт-Петербургскую Академию художеств, Григорий попал в класс Т. Неффа и А. Маркова. Все десять лет обучения в академии (с 1853 по 1863 г.) юноша показывал весьма хорошие результаты, а по окончании был направлен в Европу для обучения за счет государственного бюджета мастерству живописца. В этой поездке Мясоедов знакомится с художественным наследием Франции, Италии, Испании, Бельгии и др. По возвращении в Россию начинает успешно выставляться.
Характер у Григория Григорьевича Мясоедова был сложный и достаточно злой, что затрудняло его общение с другими художниками. Его прямота и бескомпромиссность не привлекали людей. Да и сходился он с ними очень тяжело. Однако он с удовольствием позировал Илье Ефимовичу Репину, когда тот писал свою знаменитую картину «Иван Грозный убивает своего сына», в которой отразился нрав Мясоедова. И тот впоследствии даже этим гордился.
Мясоедов скончался в своем имении на Полтавщине в 1911 году, оставив богатое художественное наследие.
Примечания
. Сборник принадлежит родственнику художника — Владимиру Николаевичу Брендель.
. Мясоедов обычно неточно указывал и дату своего рождения (см. Н. Масалина. Мясоедов. М., 1964, стр. 4).
. Списки учащихся, занимающихся в классах вспомогательных дисциплин, 1849—1857. ЦГИА, ф. 789, оп. 19, д. 743, л. 13 и 37. Список учащихся, получивших билеты для посещения классов, с указанием полученных ими на экзаменах медалей, 1850—1854. ЦГИА, ф. 789, оп. 19, д. 744, л. 11. Список учащихся, получивших билеты для посещения классов, с указанием их звания и местожительства, 1853—1859. ЦГИА, ф. 789, оп. 19, д. 749, л. 9,18, 29, 41, 48, 56, 71. Списки учащихся, получивших билеты для посещения рисовальных классов, с указанием их звания, места жительства и полученных ими на экзаменах оценок и медалей, о назначении содержания и выдачи единовременных пособий в 1855, 1856, 1857, 1858 и 1859 годах. ЦГИА, ф. 789, оп. 19, д. 756 и 757, л. 13,16.
. В Академии художеств высшей оценкой считалась единица.
. И.Е. Репин. Далекое близкое. М., 1960, стр. 157.
. В. Стасов. Николай Николаевич Ге, его жизнь, произведения и переписка. М., 1904, стр. 56—58.
. И.Е. Репин. Далекое близкое, стр. 149.
. Н.В. Шелгунов, Л.П. Шелгунова, М.Л. Михайлов. Воспоминания, т. 1. М., 1967, стр. 191.
. В.И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 25, стр. 94.
. «Колокол», 1860, 1 марта, л. 64. Письмо из провинции. «Русский человек».
. В.И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 5, стр. 29.
. Среди портретов, сделанных Крамским с его товарищей по Академии, имеется и портрет Мясоедова (1861).
. Письмо Ц.А. Кюи М.А. Балакиреву от 16 июля 1857 года. Ц.А. Кюи. Избранные письма. Л., 1955, стр. 41, 43.
. ГПБ, отдел рукописей, ф. 413, ед. хр. 164. Нотный альбом Ц. Кюи, л. 1. М.А. Балакирев, А.Н. Серов и Ц.А. Кюи изображены подсмеивающимися над старыми немецкими композиторами, в то время как А.И. Фицтум, инспектор Петербургского университета, возмущенно от них отвернулся.
. Н.А. Римский-Корсаков. Литературные произведения и переписка. М., 1955, стр. 13.
. М. Художественная выставка в Петербурге май и июнь 1859 года. «Современник», 1859, июль, стр. 110.
. Я-ій. О выставке Академии художеств. Письмо I. «Русское слово», 1860, октябрь, стр. 31.
. П.Н. Петров. Сборник материалов для истории императорской Академии художеств за 100 лет ее существования, ч. III. Спб., 1866, стр. 387.
. В.В. Стасов. Двадцать пять лет русского искусства. «Вестник Европы», декабрь, стр. 687.
. В. В. Стасов. Заметки о выставке в Академии художеств. «Современная летопись», 1862, № 42, стр. 8.
. Письмо Г. Ознобишина И. Шишкину, 1862 год. ГПБ, отдел рукописей, ф. 861, ед. хр. 105, л. 8 об.
. Шестилетняя командировка давалась лишь историческим живописцам. Мясоедов получил ее, поскольку картина «Бегство Отрепьева» была аттестована Академией как «историческая», взамен прежней формулировки — «живопись народных сцен», данной при утверждении эскиза.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |
«Чтение манифеста 9 февраля 1861 года»
Сюжет картины Мясоедова посвящен изданию в 1861 году императором Александром II Манифеста об освобождении крестьян от крепостной зависимости, ставший, по сути, началом отмены крепостного права в России. Он был принят в разных слоях общества неоднозначно.
На картине Григория Мясоедова крестьяне собрались для чтения Манифеста в самом центре холста у костра вокруг единственно грамотного из них — мальчика, читающего текст документа. Группа служащих освещена ярким солнечным светом. А каждый персонаж выписан крупным планом, что до Г. Г. Мясоедова не было принято в русской бытовой живописи. Герои картины изображены не пассивными слушателями и не бунтарями, а людьми, думающими и оценивающими событие с позиции своего жизненного опыта и мировоззрения. Не все из них, судя по выражению лиц, согласны с реформой, не слишком доверяют ей, ведь много прав еще остается у помещиков и слишком мало возможностей пока дается крестьянам.
Для создания ощущения реальности происходящего художник использовал цветовую гамму, близкую к природной: земляные, охристые, соломенно-желтые, коричневые оттенки. Лишь рубаха читающего мальчугана — красная. Она — как олицетворение надежды русского крестьянства на свободную, благополучную и красивую жизнь.
«Дорога во ржи»
Рожденный на русской земле в глубинке, Григорий Мясоедов хоть и был из дворянского рода, очень трепетно и бережно относился к отображению в своем творчестве не только сцен из народной жизни, но и картин удивительной русской природы. Через природу легче можно передать свое душевное состояние, чаяния, надежды народа. Наверное, поэтому и возникает в живописи у Мясоедова мотив дороги как путь — у каждого свой, как стремление — тоже у каждого свое. Но в этой картине путь, избранный человеком, безмятежен и спокоен, и возможно, приведет к избранной цели. Ощущение покоя достигается за счет спокойных золотистых тонов, моря из слегка колышущейся золотистой ржи и безмятежно-голубого неба. Лишь на его горизонте видны темные тучи, которые намекают, что путь к цели потребует от путника труда и усилий и не будет совсем легким.
Крестьяне не показывают своей бедности
Словом, очевидно, что крестьяне не показывают никаких признаков притеснения. Их никто не выгонял с барского обеда. Он им просто не интересен, у них другие привычки и обычаи.
Крестьяне никуда не торопятся и ничего не ждут — они уже приехали в город на собрание, которое занимает целую неделю. Они мирно, пользуясь хорошей погодой, сидят у крыльца в состоянии оцепенения, обычном для земледельца, привыкшего ничего не делать полгода. Мужики выглядят скорее осоловевшими, чем возбуждёнными от дискуссий на важные для них темы. Это же их земство, их дела, можно было бы и поволноваться, ну хотя бы обсудить постановленное в утреннем заседании!
Если что–то в картине и можно считать объектом критики, то это разлитая в воздухе провинциальная лень и спокойствие. Но не факт, что художник вкладывал в картину именно такие мысли. Быть может, земско–провинциальная лень казалась ему столь же очевидной и неизбежной, как и персонажам картины.
Библиография
- Мясоедов Григорий Григорьевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890-1907.
- Масалина Н. В. Мясоедов. — М.: Искусство, 1964. — 96 с. — 10 000 экз. (обл.).
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов:
bibliotekar.ru ,
Три сестры в парке
Искусствоведы утверждают, что художник Григорий Мясоедов вошел в историю живописи вообще и русской живописи в частности, как один из отцов-основателей и активных деятелей передвижничества. Я с этим утверждение не согласен.
Григорий Григорьевич Мясоедов — это прежде всего художник и не просто художник, а действительно великий художник. А уже потом, если угодно, общественный деятель в области живописи. Пройдет ещё 100 лет и про передвижников будут знать, и помнить, только глубокие и узкие специалисты в области изобразительного искусства. А картины художника Григория Мясоедова будут изумлять своей глубиной и радовать красотой любителей живописи.
Примечания
. Сборник принадлежит родственнику художника — Владимиру Николаевичу Брендель.
. Мясоедов обычно неточно указывал и дату своего рождения (см. Н. Масалина. Мясоедов. М., 1964, стр. 4).
. Списки учащихся, занимающихся в классах вспомогательных дисциплин, 1849—1857. ЦГИА, ф. 789, оп. 19, д. 743, л. 13 и 37. Список учащихся, получивших билеты для посещения классов, с указанием полученных ими на экзаменах медалей, 1850—1854. ЦГИА, ф. 789, оп. 19, д. 744, л. 11. Список учащихся, получивших билеты для посещения классов, с указанием их звания и местожительства, 1853—1859. ЦГИА, ф. 789, оп. 19, д. 749, л. 9,18, 29, 41, 48, 56, 71. Списки учащихся, получивших билеты для посещения рисовальных классов, с указанием их звания, места жительства и полученных ими на экзаменах оценок и медалей, о назначении содержания и выдачи единовременных пособий в 1855, 1856, 1857, 1858 и 1859 годах. ЦГИА, ф. 789, оп. 19, д. 756 и 757, л. 13,16.
. В Академии художеств высшей оценкой считалась единица.
. И.Е. Репин. Далекое близкое. М., 1960, стр. 157.
. В. Стасов. Николай Николаевич Ге, его жизнь, произведения и переписка. М., 1904, стр. 56—58.
. И.Е. Репин. Далекое близкое, стр. 149.
. Н.В. Шелгунов, Л.П. Шелгунова, М.Л. Михайлов. Воспоминания, т. 1. М., 1967, стр. 191.
. В.И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 25, стр. 94.
. «Колокол», 1860, 1 марта, л. 64. Письмо из провинции. «Русский человек».
. В.И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 5, стр. 29.
. Среди портретов, сделанных Крамским с его товарищей по Академии, имеется и портрет Мясоедова (1861).
. Письмо Ц.А. Кюи М.А. Балакиреву от 16 июля 1857 года. Ц.А. Кюи. Избранные письма. Л., 1955, стр. 41, 43.
. ГПБ, отдел рукописей, ф. 413, ед. хр. 164. Нотный альбом Ц. Кюи, л. 1. М.А. Балакирев, А.Н. Серов и Ц.А. Кюи изображены подсмеивающимися над старыми немецкими композиторами, в то время как А.И. Фицтум, инспектор Петербургского университета, возмущенно от них отвернулся.
. Н.А. Римский-Корсаков. Литературные произведения и переписка. М., 1955, стр. 13.
. М. Художественная выставка в Петербурге май и июнь 1859 года. «Современник», 1859, июль, стр. 110.
. Я-ій. О выставке Академии художеств. Письмо I. «Русское слово», 1860, октябрь, стр. 31.
. П.Н. Петров. Сборник материалов для истории императорской Академии художеств за 100 лет ее существования, ч. III. Спб., 1866, стр. 387.
. В.В. Стасов. Двадцать пять лет русского искусства. «Вестник Европы», декабрь, стр. 687.
. В. В. Стасов. Заметки о выставке в Академии художеств. «Современная летопись», 1862, № 42, стр. 8.
. Письмо Г. Ознобишина И. Шишкину, 1862 год. ГПБ, отдел рукописей, ф. 861, ед. хр. 105, л. 8 об.
. Шестилетняя командировка давалась лишь историческим живописцам. Мясоедов получил ее, поскольку картина «Бегство Отрепьева» была аттестована Академией как «историческая», взамен прежней формулировки — «живопись народных сцен», данной при утверждении эскиза.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |