Шишкин и

Биография Шишкина Ивана о главном

Творчество и талант русского живописца, художника-пейзажиста Ивана Ивановича Шишкина (1832 г.р.) не оставили равнодушным ни одного человека, который был связан с его работами.

Местом рождения великого художника является один из провинциальных городов Вятской губернии Елабуг. Жители этого населенного пункта стоят у истоков зарождения фамилии Шишкиных.

Первая Казанская гимназия была временным местом пребывания будущего художника. Его тяга к рисованию взяла верх. Несмотря на запреты родителей для дальнейшего обучения из пятого класса он перевелся в Училище живописи и ваяния города Москвы (1852 год). Позже с отличием заканчивает Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге.

Разносторонние интересы отца проявлялись в его активном участии в общественной работе города, создании водопровода, занятии купеческими делами, с одной стороны. С другой стороны, занимаясь умственной деятельностью, он выражал особый интерес к занятиям историей, занимался реставрацией.

Шишкин Иван Васильевич всю жизнь поддерживал сына в любом начинании. Семья отличалась высоким уровнем культуры. Поэтическое воображение И. И. Шишкина, его трудолюбие способствовали написанию известной картины «Иней» незадолго до завершения обучения Училища живописи.

Посещение Валаама в 1858 году принесло ему большое творческое удовлетворение. Кроме того, за некоторые картины, написанные на острове, он получил немалые деньги («Вид на острове Валааме»), золотую медаль («Кукко»).

Путешествие по странам Европы — Чехии, Германии, Голландии, не впечатлило душу тонкого наблюдателя, истинного ценителя русского пейзажа. Благодаря руководству, он увидел известные музеи разных государств, для сравнения побывал в заграничных художественных мастерских, но остался преданным родному краю.

По возвращении по родину Академия художеств подтвердила его право на участие в изображении «ландшафтной живописи».  После поездки в Елабуг жизнь и творческая деятельность складывается под влиянием Артели художников в Санкт-Петербурге. Именно здесь начинают проявляться признаки нового стиля живописца.

Большое влияние на творчество имела семейная жизнь И. И. Шишкина, которая началась с его женитьбы на Васильевой Евгении Александровне, рождении дочери.

Начало 70-х годов было ознаменовано рядом начинаний, которые принесли ему славу: участие в показе Товарищества художественных передвижных выставок. Самолюбие художника было на высоте. Исследователь природы получил первую премию за создание работы «Сосновый бор», участвуя в конкурсе Общества поощрения художеств. Позже она пополнила коллекцию Третьяковской галереи.

На несколько лет деятельность, которая была смыслом существования для Шишкина, была прекращена в связи с чередой трагических событий. Смерть жены и маленького сына привели к запою и длительной депрессии. Общественная жизнь, работа с кистью и бумагой («Первый снег», «Родник в сосновом лесу»), занятие фотографией помогают ему вернуться к прежнему ритму жизни.

В это время в компании популярной «менделеевской среды» он знакомится с будущей второй супругой по имени Ольга Антоновна Лагода.

В 1878 году всемирную известность получает картина «Рожь», представленная на выставке в Париже. Она выходит на первое место. Смерть супруги не разрушает его годами накопленный успех, деятельность продолжается. Мастерство талантливого человека находит отражение в работах «Опушка», «Папоротник». Высокую оценку многие работы получили за границей.

В 1894 году Шишкин ведет профессорскую деятельность в Академии художеств, работая там в качестве руководителя. Однако из-за резкой критики его деятельность заканчивается отставкой. Картина «Корабельная роща» стала последним шедевром. Смерть И. И. Шишкина наступила в условиях работы в 1898 году. Похороны прошли в Петербурге.

Для детей, кратко

Интересные факты и даты из жизни

Личная жизнь – источник счастья, грусти и мастерства

Женатый с 1868 года на Евгении Александровне, сестре своего друга, художника Фёдора Васильева, Шишкин стал нежным и заботливым мужем и отцом (родилось трое детей: в 1869-м дочь Лидия, единственная, пережившая отца, и в 1871-м и 1873-м два сына). В 1873 году умер старший сын, за ним в 1874-м жена. Смерть супруги выбила художника из колеи, он замкнулся, топя горе в спиртном. В 1875 году умер второй сын. Характер Шишкина стал несносен, он беспрестанно ссорился с близкими и друзьями, разогнав всех, забросил работу. К счастью, это продолжалось недолго – победила привычка трудиться, получать результат, похвалы и награды. Она заставила художника вернуться к деятельной жизни. Произведения Ивана Ивановича Шишкина этого периода обрели популярность на передвижных выставках («Первый снег», «Рожь» и другие).

В 1880-м венчался со своей ученицей, Ольгой Лагодой. Летом 1881 года она родила дочь Ксению, но насладиться счастьем материнства ей было не суждено, в этом же году молодая супруга Шишкина (1850 г.р.) умерла.

Дочерей (от первого и второго брака) взяли на воспитание родственники.

Работа и только работа спасли художника. Наблюдения за природой, вдумчивые и длительные, позволяли притуплять боль потерь и переносить свои чувств и мысли на холсты, вновь и вновь оттачивая мастерство. Применение в одной работе разных кистей, непохожих мазков, неожиданные формы и решения делали пейзажи Шишкина совсем недосягаемыми для понимания способов передачи потрясающей реалистичности.

Произведения конца 1880-х, «Дубы. Вечер», «У берегов Финского залива» и другие, служат подтверждением достижения мастером удивительной лёгкости и свободы. Картины Шишкина словно наполнены воздухом, ветром, влагой, они шуршат, трещат и шелестят, как те исполины-деревья, что изображены на них.

Творчество Ивана Ивановича Шишкина

Раннее творчество

Для ранних работ мастера («Вид на острове Валааме», 1858, Киевский музей русского искусства; «Рубка леса», 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм; придерживаясь традиционного для романтизма «кулисного» построения картины, четко размечая планы, он не достигает еще убедительного единства образа.

В таких картинах, как «Полдень. В окрестностях Москвы» (1869, там же), это единство предстает уже очевидной реальностью, прежде всего за счет тонкой композиционной и свето-воздушно-колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве).

Зрелость

В 1870-е гг. Иван Шишкин входил в пору безусловной творческой зрелости, о которой свидетельствуют картины «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872) и «Рожь» (1878; обе — Третьяковская галерея).

Обычно избегая зыбких, переходных состояний природы, художник Иван Шишкин фиксирует ее высший летний расцвет, достигая впечатляющего тонального единства именно за счет яркого, полуденного, летнего света, определяющего всю колористическую шкалу. Монументально-романтический образ Природы с большой буквы неизменно присутствует в картинах. Новые же, реалистические веяния, проступают в том проникновенном внимании, с которым выписываются приметы конкретного куска земли, уголка леса или поля, конкретного дерева.

Иван Шишкин — замечательный поэт не только почвы, но и дерева, тонко чувствующий характер каждой породы .

С особой охотой художник пишет породы самые мощные и крепкие типа дубов и сосен — в стадии зрелости, старости и, наконец, смерти в буреломе. Классические произведения Ивана Ивановича — такие, как «Рожь» или «Среди долины ровныя…» (картина названа по песне А. Ф. Мерзлякова; 1883, Киевский музей русского искусства), «Лесные дали» (1884, Третьяковская галерея) — воспринимаются как обобщенные, эпические образы России.

Художнику Ивану Шишкину одинаково удаются и далевые виды, и лесные «интерьеры» («Сосны, освещенные солнцем», 1886; «Утро в сосновом лесу» где медведи написаны К. А. Савицким, 1889; обе — там же). Самостоятельную ценность имеют его рисунки и этюды, представляющие собой детализованный дневник природной жизни.

Интересные факты

  • Год рождения художника точно не известен. Данные биографов разнятся (от 1831 до 1835 года). Но в официальных биографиях принято указывать 1832 год.
  • Художник великолепно рисовал карандашом и пером. Его работы, выполненные пером, очень нравились европейской публике. Многие из них хранятся в Художественной галерее в Дюссельдорфе.
  • Шишкин был отличным натуралистом. Именно поэтому его работы столь реалистичны, ель похожа на ель, а сосна на сосну. Он отлично знал русскую природу вообще и русский лес в частности.
  • Самая известная работа художника «Утро в сосновом бору» была создана в соавторстве с К. Савицким. Чуть раньше этой картины была написана другая, «Туман в сосновом бору», которая так понравилась авторам, что они решили переписать ее, включив некую жанровую сцену. Вдохновлялись мастера поездкой по девственным вологодским лесам.
  • Самая большая коллекция работ Шишкина хранится в Третьяковской галерее, чуть меньше – в Русском музее. Большое количество рисунков и сделанных художником гравюр находится в частных коллекциях. Интересно, что сборник фотографий гравюр Шишкина был выпущен К. Марксом, большим поклонником его творчества.

Личная жизнь

Личная жизнь гениального живописца сложилась трагично. Иван Шишкин впервые пошел под венец поздно – лишь в 36 лет. В 1868 году обвенчался по большой любви с сестрой художника Федора Васильева Евгенией. В этом браке Иван Иванович был очень счастлив, не переносил долгих разлук и всегда спешил раньше вернуться из командировок по России.

Евгения Александровна родила двух сыновей и дочь, и Шишкин упивался отцовством. Также в это время он слыл радушным хозяином, который с удовольствием принимал в доме гостей. Но в 1874 году супруга скончалась, а вскоре вслед за ней ушел и маленький сын.


Евгения Шишкина, первая жена Ивана Шишкина

С трудом оправившись от горя, Шишкин женился на собственной ученице, художнице Ольге Ладоге. Через год после свадьбы женщина умерла, оставив Ивана Ивановича с дочкой на руках.

Биографы отмечают одну особенность характера Ивана Шишкина. В годы учебы в училище он носил кличку Монах – так прозвали за угрюмость и замкнутость. Однако те, кто сумел стать для него другом, потом удивлялись, насколько мужчина говорлив и шутлив в кругу близких.

Краткая биография Шишкина Ивана самое главное для детей

Иван Иванович Шишкин появился на свет в 1832 г. в семье елабужского купца. Иван Васильевич Шишкин занимал пост городского головы и пользовался уважением жителей. Ему хотелось, чтобы сын получил серьезное образование. Потому он отдал юного Ивана в мужскую гимназию в Казани. Там будущий художник скучал. Не закончив учёбу, он вернулся домой. Юноша хотел продолжить своё обучение в Московском училище живописи и ваяния. Родители не одобряли страсти Ивана к рисованию, но отпустили сына. После окончания училища, И. Шишкина зачислили в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге, по окончании которой он получил золотую медаль. По окончании учёбы молодой художник отправился в путешествие по Европе. В это время он активно вырабатывал собственный художественный стиль и живописную манеру.

По возвращении на родину Иван Иванович обзавёлся семьёй, которую трепетно и нежно любил. В этот период художник активно писал. Так за работу «Лесная глушь» он получил звание профессора Академии. Среди его друзей были художники-передвижники: И. Крамской, А. Куинджи, К. Савицкий. После смерти жены в 1874 г. И. Шишкин переживал творческий кризис. Семейная трагедия спровоцировала череду запоев, которые сказались на его характере и работоспособности.

Через несколько лет И.И. Шишкин женился во второй раз. Но и этот брак не был долгим. Супруга скончалась спустя всего год после свадьбы. Чтобы отвлечься от грустных размышлений художник все силы отдавал работе. В это время он создал такие полотна как: «Дорога в сосновом лесу», «Рожь».

В 1894 г. Иван Иванович стал преподавателем Высшего художественного училища при Академии художеств, где пользовался уважением коллег и учеников. Художник не переставал активно трудиться вплоть до своей кончины в 1898г. Его похоронили на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга, а в середине XX в. его прах был перезахоронен на Тихвинском кладбище.

Творчество Ивана Ивановича Шишкина

Раннее творчество

Для ранних работ мастера («Вид на острове Валааме», 1858, Киевский музей русского искусства; «Рубка леса», 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм; придерживаясь традиционного для романтизма «кулисного» построения картины, четко размечая планы, он не достигает еще убедительного единства образа.

В таких картинах, как «Полдень. В окрестностях Москвы» (1869, там же), это единство предстает уже очевидной реальностью, прежде всего за счет тонкой композиционной и свето-воздушно-колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве).

Зрелость

В 1870-е гг. Иван Шишкин входил в пору безусловной творческой зрелости, о которой свидетельствуют картины «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872) и «Рожь» (1878; обе — Третьяковская галерея).

Обычно избегая зыбких, переходных состояний природы, художник Иван Шишкин фиксирует ее высший летний расцвет, достигая впечатляющего тонального единства именно за счет яркого, полуденного, летнего света, определяющего всю колористическую шкалу. Монументально-романтический образ Природы с большой буквы неизменно присутствует в картинах. Новые же, реалистические веяния, проступают в том проникновенном внимании, с которым выписываются приметы конкретного куска земли, уголка леса или поля, конкретного дерева.

Иван Шишкин — замечательный поэт не только почвы, но и дерева, тонко чувствующий характер каждой породы .

С особой охотой художник пишет породы самые мощные и крепкие типа дубов и сосен — в стадии зрелости, старости и, наконец, смерти в буреломе. Классические произведения Ивана Ивановича — такие, как «Рожь» или «Среди долины ровныя…» (картина названа по песне А. Ф. Мерзлякова; 1883, Киевский музей русского искусства), «Лесные дали» (1884, Третьяковская галерея) — воспринимаются как обобщенные, эпические образы России.

Художнику Ивану Шишкину одинаково удаются и далевые виды, и лесные «интерьеры» («Сосны, освещенные солнцем», 1886; «Утро в сосновом лесу» где медведи написаны К. А. Савицким, 1889; обе — там же). Самостоятельную ценность имеют его рисунки и этюды, представляющие собой детализованный дневник природной жизни.

Популярные сочинения

  • Внутренний мир человека — сочинение Я часто задумываюсь о том, что же такое «внутренний мир человека»? Внутренний мир человека — это его
  • Анализ произведения «Уроки французского» Распутина 6 класс Повесть Валентина Распутина «Уроки французского» рассказывает о сложностях послевоенного уклада жизни. В стране господствовала разруха. Люди жили в бедности. Тяготы переносили не только взрослые, но и дети.
  • Сочинение Есть совесть — есть и стыд Любой человек в жизни опирается на набор каких-то моральных критериев. Одними из таких критерий являются совесть, достоинство, доброта, честность, стыд. Все эти определения неразрывно между собой близки.

Происхождение и детство

Иван Шишкин родом из Елабуги Вятской губернии (сегодня Татарстан). Родился 25 января 1832 года в многодетной купеческой семье потомственных хлеботорговцев (некоторые документы указывают годом рождения 1831-й, другие 1835-й).

Отца будущего художника в городе почитали: он благоустраивал Елабугу (финансировал городской деревянный водопровод), неоднократно избирался главой города и организовал выпуск первой книги о его истории. Увлекался археологией, краеведением, много читал. Трепетное отношение к родине и природе прививал детям с ранних лет. Подобной судьбы, человека разностороннего и находящегося в обществе на гребне уважения, он желал и для своих детей.

В первую очередь следовало дать хорошее образование, и 12-летнего Ивана отправили на учёбу в Казань. Гимназические будни и точные науки подростку были неинтересны – уже тогда его живо интересовало искусство. Чувствуя в себе стремление к уединению с природой, размышлениям и развитию способностей, гимназист Шишкин очень тосковал. Учебный процесс никак не способствовал развитию индивидуальности учеников. Дотянув до пятого класса, Иван Шишкин бросил учёбу и приехал домой, объявив ошеломлённым родителям, что чиновничество не его путь.

Отец с самого начала с опаской, но всё же с пониманием относился к увлечённости сына рисованием, при этом допускал лишь второстепенную роль искусства в жизни, в качестве невинного хобби. Мать, расстраиваясь от несерьёзности сына и неспособности его к учёбе, сетовала, что во всём виновата эта «пачкотня бумаги». Ивану приходилось рисовать по ночам, при свечах, чтобы родные не видели и не ужаснулись растущей одержимости сына.

Мысль, что рисование может быть его профессией, пришла Шишкину в период приезда в Елабугу живописцев из Москвы (они занимались росписью иконостаса местного храма). Биография Ивана Шишкина с этого момента изменила вектор – он узнал о существовании учебного заведения, где готовят художников, и обрёл твёрдость в своём стремлении. Сумел убедить отца, и тот отправил сына в Москву, уже в надежде, что из него выйдет толк.

Личная жизнь

Личная жизнь гениального живописца сложилась трагично. Иван Шишкин впервые пошел под венец поздно – лишь в 36 лет. В 1868 году обвенчался по большой любви с сестрой художника Федора Васильева Евгенией. В этом браке Иван Иванович был очень счастлив, не переносил долгих разлук и всегда спешил раньше вернуться из командировок по России.

Евгения Александровна родила двух сыновей и дочь, и Шишкин упивался отцовством. Также в это время он слыл радушным хозяином, который с удовольствием принимал в доме гостей. Но в 1874 году супруга скончалась, а вскоре вслед за ней ушел и маленький сын.

Евгения Шишкина, первая жена Ивана Шишкина

С трудом оправившись от горя, Шишкин женился на собственной ученице, художнице Ольге Ладоге. Через год после свадьбы женщина умерла, оставив Ивана Ивановича с дочкой на руках.

Биографы отмечают одну особенность характера Ивана Шишкина. В годы учебы в училище он носил кличку Монах – так прозвали за угрюмость и замкнутость. Однако те, кто сумел стать для него другом, потом удивлялись, насколько мужчина говорлив и шутлив в кругу близких.

Картины, удостоенные наград

В возрасте двадцати пяти лет Иван Иванович Шишкин поступил в Императорскую Академию художеств, где его талант сразу же заметили

Преподаватели обратили внимание на его реалистичные пейзажи, а первую конкурсную работу отметили малой серебряной медалью. Это было несколько картин, включая работу «Вид в окрестностях Петербурга» с простым сельским пейзажем

Зарисовки с натуры Шишкин делал по собственной инициативе неподалеку от Петербурга, в ходе которых он научился тонко подмечать все особенности местности и блестяще передавать их на холсте. По словам самого художника, в конкурсной картине ему хотелось передать сходство с природой и «жизнь жарко дышащей натуры». Вслед за ней была получена еще одна малая серебряная медаль за рисунки в Дубках.

И. Шишкин. «Вид в окрестностях Петербурга». 1856 г.

Дальнейшее обучение в Императорской Академии художеств принесло ему еще больше наград. На второй год обучения живописца награждают большой серебряной медалью за этюд «Сосна на Валааме», на третий ему вручают малую золотую медаль за картину «Ущелье на Валааме» и на четвертый год уже большую золотую медаль за две одноименные работы про Валаам «Вид на острове Валааме. Местность Кукко».

Такое больше внимание Валааму автор уделил неспроста. Академия часто посылала учеников на остров Валаам в северной части Ладожского озера, чтобы они зарисовывали живописные виды

Шишкин работал на острове с таким творческим подъемом, что терял счет часам и дням. Его завораживали древние скалы, испещрённые трещинами, бьющиеся о них огромные волны и непередаваемая красота деревьев. На острове нередко бушевала непогода, на глазах ломались деревья, что оставляло еще более глубокие переживания в душе художника и наполняло новыми красками его удивительные пейзажи. И это чуткое отношение к природе не могло остаться незамеченным: одну из работ этой серии преподнесли в подарок императорской семье и по окончанию учебы отметили большой золотой медалью. По словам самого художника, медаль была просто прелестна и, главное, содержала надпись «Достойному».

И. Шишкин. «Вид на острове Валааме. Местность Кукко». 1860 г.

«Вид на острове Валааме (Местность Кукко)». Между 1859 и 1860 гг.

На этом награды великого художника не закончились. Получение большой золотой медали дало ему право отправиться за границу. Страсть к природе и лесу привела живописца к Тевтобургскому лесу недалеко от города Дюссельдорфа на западе Германии. Шишкину полюбились местные виды, которые напоминали ему о родине, и он с новым воодушевлением приступил к изображению скалистых и лесных видов

Рисунки быстро привлекли внимание ценителей искусства, а город наполнился слухами о талантливом мастере. По словам самого Ивана Ивановича, его часто узнавали и спрашивали, не тот ли он знаменитый Шишкин, который так прекрасно рисует

Там был создан очередной шедевр «Вид окрестностей Дюссельдорфа», который заказал у мастера коллекционер Н. Быков. Именно за эту работу в дальнейшем Шишкину присвоили звание академика.

И. Шишкин. «Вид в окрестностях Дюссельдорфа». 1865 г.

В 1872 году Шишкин вместе со своими друзьями-коллегами И. Крамским и К. Савицким провели лето в усадьбе Снарской в деревне Ильжо. Именно здесь художник начал писать свою знаменитую картину «Лесная глушь». По словам Крамского, Шишкин на природе был словно в своей стихии, проявлял смелость, писал решительно, не задумываясь. Эта работа в творческом порыве проявилась и в мастерской, где живописец дописывал «Лесную глушь». Накануне отправки картины на выставку Шишкин решил еще раз критически оценить работу и оказался ею недоволен. Соскоблив мастихином около четверти огромной двухметровой картины, художник без раздумий в одном порыве переписал эту часть. Неизвестно, вызвала ли бы такой восторг прежняя версия картины, но в преображенном виде она собрала самые восторженные отзывы и обеспечила художнику в 1873 году звание профессора. После выставки «Лесную глушь» приобрел музей Академии художеств.

И. Шишкин. «Лесная глушь». 1872 г.

Самые известные картины Шишкина

У великого пейзажиста Шишкина сотни произведений (рисунки пером, картины маслом, этюды, офорты). И в основном это виды лесов, полей, оврагов, рощ, а также озёр и рек в их окружении. Жанровых работ, портретов Шишкин писать не любил – в его галерее лишь несколько портретов первой жены (например, «Дама с собачкой, 1868). Редкие по своему появлению на полотнах люди изображались, как гости среди лесных и полевых просторов, маленькие и беззащитные на фоне богатырей-деревьев и природы-матери.

Наиболее знамениты картины Шишкина под названиями:

  • «Дубы» (1865);
  • «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872);
  • «Рожь» (1878);
  • «Дебри» (1881);
  • «Лесные дали» (1884);
  • «Святой ключ близ Елабуги» (1886);
  • «Утро в сосновом лесу» (1889);
  • «На севере диком…» (1891);
  • «Дождь в дубовом лесу» (1891);
  • «Корабельная роща» (1898).

«Картина с натуры должна быть без фантазии» – говорил мастер, влюблённый в русские просторы, особенно при их полуденном освещении. Художник находился в бесконечных поисках той самой картинки, трогающей самые тонкие струны души.

На счастье, Россия всегда изобиловала такими видами, а мысли художника так крепко сплелись с глубиной и высью родного неба, и корни настолько прочно вросли в землю русскую, что он стал поистине величайшим её воспевателем. Недаром в опросе «Петербургской газеты» в 1893 году (№9 от 10 января) Иван Иванович Шишкин свой девиз сформулировал так: «Быть русским. Да здравствует Россия».

Вклад в русское искусство

Самой масштабной и монументальной работой Шишкина стала его последняя картина — «Корабельная роща». Сила этой работы кроется в том, что художник максимально близко подошел к природе. Он не пытался приукрасить природу, она и так красива как есть.

Значение работ Шишкина для развития русского искусства огромно:

  • художника можно назвать «певцом русской природы»;
  • он добился наиболее реалистичного изображения образа природы в процессе прямого общения с ней, совершал глубокое проникновение в душу пейзажа;
  • осуществил новаторство в первичности и цельности ощущения мира живой природы, в преклонении перед натурой;
  • выражал в своем творчестве идеи народности.

За всю жизнь Шишкин написал более 500 картин, среди которых:

  • «Рубка леса»;
  • «Дебри»;
  • «Дубовая роща»;
  • «Опушка леса»;
  • «Ручей в лесу» («На косогоре»);
  • «Стадо в лесу»;
  • «Хвойный лес. Солнечный день»;
  • «Старый валежник. Лесное кладбище».

Шишкин не только первым нашел широкое поле для творчества в русской природе, но и освоил его. И пусть его современниками были такие виртуозы лирического пейзажа, как Саврасов, Поленов и Левитан, всё же никто, кроме Ивана Шишкина, не воплотил в своих полотнах так ярко три патриотических символа родных просторов — русский лес, русского медведя и русское поле.

Картина «Рожь»

На картине «Рожь» изображена окрестность Елабуги, родного города художника. Среди золотого ржаного поля стоят могучие сосны-богатыри. Эти гигантские роскошные деревья с искривленными стволами и огромными мохнатыми ветвями стойко охраняют щедрую плодородную землю. Высокая рожь склонилась под тяжестью набухших спелых колосьев.  Она завораживает и манит к себе,  словно теплое солнце.

По краям огромного русского поля разнотравье и нежные белые ромашки. Проселочная дорога, заросшая луговой травой извивается, будто река, уходящая в светлую даль. Вот прилетели веселые ласточки с радостной весть о приближении грозы и сразу же показались громадные темные тучи. Сосны, рожь, травка замерли в ожидании  благодатного  дождя.

К соснам у художника было особое отношение. Сосна стала символом творчества художника. Тревогу вызывает засохшая сосна. Предполагают, что она является отголоском страшных событий в жизни И. И. Шишкина, потерявшего в тот момент близких ему людей.

Рекомендации родителям

Прочитайте стихотворение Н. А. Некрасова, которое было дорого И. И. Шишкину.

Обсудите с ребенком стихотворение Н. А. Некрасова. О чем пишет поэт? Какое впечатление вызывает стихотворение? Какое значение имеет природа в жизни поэта?

Рассмотрите картину «Рожь» и попросите дочь (сына) рассказать о том, что он видит, слышит, чувствует.  Понравилась ли картина? Почему?

Совпадают ли чувства поэта и чувства художника к родной природе?

Образование

С 12 лет Шишкин обучался в Первой казанской гимназии, а в 20 лет поступил в Московское училище живописи. После его окончания (в 1857 году) продолжил обучение в Императорской Академии художеств в качестве ученика профессора С. М. Воробьёва. Уже в это время Шишкину нравилось рисовать пейзажи. Он много путешествовал по окрестностям Северной столицы, бывал на Валааме. Красота суровой северной природы будет вдохновлять его всю жизнь.

В 1861 году за счет Академии он отправился в поездку за границу и некоторое время обучался в Мюнхене, Цюрихе, Женеве, Дюссельдорфе. Там он познакомился с работами Бенно, Ф. Адамова, Ф. Диде, А. Калама. Поездка продолжалась до 1866 года. К этому времени на родине Шишкин за свое творчество уже получил звание академика.

Картина «Утро в сосновом лесу»

Замысел картины подсказал Шишкину художник К. А. Савицкий, написавший в ней медведей. Пейзаж завораживает таинственной жизнью лесных обитателей. Раннее утро. Стволы деревьев окутаны холодным туманом. Сквозь стройные гигантские сосны с трудом пробиваются первые лучи солнца. Лишь верхушки дальних деревьев могут радоваться теплому золотистому солнечному сиянию. В эту глухую непроходимую чащу еще не ступала нога человека.

Поваленная ветром старая сосна раскололась посередине, высунув из земли свои мощные корявые корни.

В этой суровой лощине идет своя лесная жизнь: весело резвятся медвежата, взбираясь  на вырванную с корнем старую сосну. Счастливая медведица с радостью наблюдает за озорством своих неуклюжих малышей.

Рекомендации родителям

Предложите ребенку прогуляться по сосновому лесу, в котором когда-то бывал художник И. И. Шишкин. Рассмотрите  репродукцию и придумайте ей название.  Совпадает  ли  оно  с  авторским?  Попросите ребенка описать то, что он видит на картине.

Разговор необходимо поддерживать с помощью вопросов:

  • Нравится ли тебе эта картина?
  • Какое настроение было у художника, когда он писал это полотно?
  • Счастливы ли обитатели леса?
  • Чем они занимаются?
  • Каким должно быть отношение человека к природе?
  • Что нужно делать людям, чтобы сохранить природу?

Рожь

В этом известном полотне Шишкин соединил два основных цвета отечественной школы живописи: голубой и золотой. Такая гамма часто использовалась в иконописи. Из этого можно сделать вывод, что в этом произведении художник ставит русский пейзаж вровень с природой божественной.

Также следует обратить внимание на символическое значение сосен, которые олицетворяют выносливость, силу жизни и несгибаемость. Деревья на этой картине выступают эдакими былинными богатырями, оберегающими ржаное поле

Диссонансом в их общем ансамбле выглядит засохшее дерево. Вероятнее всего, Шишкин, так хотел обозначить свое сложное душевное состояние, в котором он пребывал работая над созданием полотна, ведь незадолго до создания картины, художник потерял дорогих ему людей (отца, супругу и двоих детей).

Последние годы

В 1891 году Академия художеств устроила персональную выставку, на которой было представлено более шестисот работ: этюдов, гравюр, рисунков.

В 1894 году популярный художник стал не менее признанным преподавателем в Высшем художественном училище при столичной Академии художеств.  Авторитет Шишкина был непререкаем. Он, со своей стороны, к ученикам был чуток, умел выделить, оценить и развить таланты.

Иван Иванович Шишкин считал, что в искусстве овладения профессией художника нельзя останавливаться. Решение, что всё выучено основательно и до конца, губительно. Да, на какое-то время знаний будет хватать, но затем «впечатления бледнеют, и художник сам не заметит, как уйдёт от правды».

Таким вечным учеником, учителем которого была сама Природа, Иван Шишкин и ушёл из жизни. Это случилось 20 марта 1898 года прямо перед мольбертом, на котором стояла новая работа, неоконченная картина «Лесное царство».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: