Личная жизнь
31-летняя Софья Герц была первой женой художника, с которой они обвенчались в 1857 году. Познакомились они через друга Алексея Константина Герца, который являлся братом его будущей жене. В этом браке появилось 5 детей (Две Веры и Евгения), двое скончались в малом возрасте (одна от скарлатины, а вторая дочь в Ярославле, где работал над своими картинами художник). Это был тяжкий груз на шее этой пары, также у художника началась длительная депрессия, поэтому в 1876 году они развелись. Софья забрала с собой двух дочерей и уехала к своей сестре Аделаиде.
Первая жена Софья
Алексей начал беспробудно пить и скитаться, в это время начинается двухгодовое сожительство с Киндяковой Верой Ивановной. Она была поклонницей и попечительницей его картин. Детей не имели. Её квартира стала на время мастерской художника.
В 1983 год вплоть до своей смерти Саврасов провёл с Евдокией (Екатериной) Матвеевной Моргуновой, от брака с которой появилась дочь Надежда и сын Алексей, в будущем избрав путь художника, как его отец. Семья жила в трущобах, плохо питалась.
Описание картины «Грачи прилетели»
Картина представляет собой сельскую панораму, на переднем плане которой из снежных сугробов тянутся вверх корявые стволы тонких берёз. Тёмные снизу от сырости и возраста, сверху они черны от стаи прилетевших грачей, суматошно снующих и кричащих в хлопотах обустройства. Они облюбовали верхушки этих берёз и, громко переговариваясь по-птичьи, таскают строительный материал для своих гнёзд – веточки, палочки, чудом уцелевшие сухие листочки. Вся суета происходит на фоне храма, маковки которого виднеются между берёзами, слева стоящей колокольни и
хозяйственных построек у забора вокруг церковного двора. Крыши темны от только стаявшего снега и медленно нагреваются под скудными ещё лучами солнца, которое с каждым часом отвоёвывает у зимы всё больше новых территорий – всюду тает ноздреватый посеревший снег, низина справа у берёз уже превратилась в большую лужу. Луга и поля вдали за церковью кое-где ещё белы, но там, на просторах, земля уже задышала, наполнив воздух ароматами пробуждающейся природы. Снеговые облака теряют плотность, открывая сияющую голубизну неба – навряд ли они уже способны на снегопад, а дождь только ускорит приход весны, которой так рада природа и сама жизнь.
Грачи прилетели (1871)
«Грачи прилетели» — самое знаменитое полотно Саврасова. После выставки её сразу же приобрёл для своей галереи П. Третьяков.
За основу картины был взят живописный вид села Молвитино. В канун весны, когда ещё сильно дыхание зимы, в воздухе появляется неуловимый запах пробуждения природы. В это время прилетают грачи. Это первые предвестники уходящих холодов и наступления тепла. В это время тает снег, начинают наливаться соком деревья, набухают почки.
Всё это буйство и великолепие искусно передал Саврасов. Эта картина — настоящий гимн красоте русского пейзажа. Здесь архитектура и природа создают великолепный оркестр, в котором каждая деталь играет свою роль. Радость прихода весны, возрождения проникает в самое сердце.
7
Могила
Известное полотно Саврасова под названием «Могила» с первого взгляда навевает на зрителя печаль и тоску. Глядя на нее, на глаза могут невольно навернуться слезы.
Особо остро здесь ощущается очень тонкая грань между жизнью и смертью. Зимний пейзаж вокруг могилы олицетворяет сон природы и вечный сон усопших, покоящихся на кладбище.
Тишина доносится до зрителя через полотно. Кажется, что одинокие деревья плачут над могильным камнем.
Унылости полотну придает преимущественно серая гамма, и то, что небо потемнело от грусти. Все как будто застыло или уснуло.
На кресте могилы находится еле видный погребальный венок с живыми цветами, который чуть развеивает грусть и уныние, и говорит о смерти как о переходе в вечность.
Снежная гладь “поглотила” всю землю для длительного сна. Окружающая природа плачет.
Популярные сочинения
- Сочинение на тему Путешествие на поле славы (5 класс) Уже прошло достаточно много лет, но до сих пор люди вспоминают это ужасное сражение. В бою на Бородинском поле воевали и погибли тысячи людей. Это сражение случилось в 1812 году.
- Сочинение Ромашов в повести Поединок (Образ и характеристика) Подпоручик Ромашов Георгий Алексеевич – один из ключевых персонажей повести «Поединок» А.Куприна. От остальных персонажей его отличает, прежде всего, то, что он с каждым днем растет и развивается на глазах у читателя
- В доброй беседе всяк ума копит — сочинение 4 класс Многие пословицы созданы для того чтобы в емкой и понятной форме запечатлеть какую-то особенность человеческого существования. В доброй беседе всяк ума копит – фраза, которая практически полностью отражает ценность общения.
Творчество Саврасова
Ещё в ранней юности у будущего художника обнаружились способности к живописи. Вопреки желанию отца, который мечтал приспособить сына к «коммерческим делам», мальчик в 1844 году поступил в Московское училище живописи и ваяния, где учился в классе пейзажиста К. И. Рабуса.
На средства И. В. Лихачева, мецената, члена Совета Московского художественного общества, Саврасов в числе учащихся летом 1849 года едет на юг России и пишет виды Одессы и Малороссии. За программные работы этого года художника награждают похвальным листом.
Первые пейзажи Саврасова непосредственно связаны с традициями академической школы. В академической пейзажной живописи 40-50-х годов преобладало романтическое направление, к нему был близок и учитель Саврасова.
Летом 1854 года художник работает у Финского залива под Петербургом
На осенней выставке в Академии художеств (6 октября 1854 г.) привлекли внимание две его картины: «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума», за которые художнику присваивается звание академика
Обе картины значительно отличаются от его прежних работ. Избрав традиционный романтический мотив, художник ищет поэтичность не во внешних эффектах, а в лирическом воспроизведении природы. С любовью он передает очарование летнего вечера на взморье, влажность морского воздуха в тени вековых валунов, сумрак под широко раскинувшимися ветвями деревьев.
В Москве Саврасов снова участвует в выставках Училища живописи и ваяния, а после смерти своего учителя в 1857 году становится руководителем пейзажного класса. Преподавание идет успешно, Саврасова окружают любящие друзья и ученики.
Многие произведения художника, которые появлялись на выставках передвижников, были написаны в Поволжье. Саврасов бывал под Нижним Новгородом и под Казанью, но больше всего любил места между Ярославлем и Костромой. Его картины многообразны по передаче состояния природы, диапазону чувств. В пейзаже «Разлив Волги под Ярославлем» (1871, ГРМ) спокойная мощь русской природы, «разливы рек, подобные морям».
В конце 70-х годов художник тяжко заболевает, в творчестве его заметны черты упадка. Но и в поздний период появляются подлинно поэтические произведения, и среди них — «Рожь» (1881, ГТГ), «Зимний пейзаж» (частное собрание), «Северная деревня», «Весна. Огороды» (1883, Пермская гос. художественная галерея).
Описание картины Саврасова «Лосиный остров в Сокольниках»
К известным и очень красивым пейзажам Алексея Саврасова относится картина «Лосиный остров в Сокольниках». Именно этим воспроизведением автор подвел итог одному из периодов творчества. Именно в то время он очень органично сочетал романтический настрой с элементами символизма и даже реализма. Картина была написана в 1869 году, а в 1870 она уже получила премию на конкурсе московского общества любителей художеств. Также это полотно пополнило коллекцию П. М. Третьякова.
Само полотно «Лосиный остров в Сокольниках» представляет собой красивой уголок природы в окрестностях Москвы. Автор изобразил обычный солнечный день. Небо слегка покрыто тучами, но лучики солнца ярко освещают поляну. На ней пасется несколько коров. На заднем плане виднеется густая чаща леса. Сосны уже очень высокие и старые. Они как охранники берегут покой стада. На переднем плане небольшой прудик, который со временем уже затянуло болотной травой. Автор так красиво и тонко изобразил детали, что глядя на воду и ее отблеск солнечных лучей, кажется, будто это лежит зеркало в красивом природном обрамлении.
Казалось бы, обычный сельский пейзаж, но автор настолько тонко прорисовывает каждый миг, что вся картина, кажется какой-то загадочно-романтичной. Цвета подобраны очень реалистично, и даже темные оттенки в лучах солнца кажутся яркими и веселыми. Очень тщательно вырисованы каждые элементы, деревья, травы, кустики. Автор непросто рисует природу, он сам любуется ее и творит целую поэзию.
Глядя на картину, в душе просыпается какое-то тепло и уют. И даже темные, большие, густые сосны не наводят никакого страха. Своим произведением Алексей Савров хочет показать нам красоту в обыденном мире. Она вокруг нас. Ее не надо искать, ее надо любоваться.
Эта картина стала итогом целого периода саврасовско-го творчества, хронологически совпадающего с 1860-ми годами. В это десятилетие художник «претворил» романтические увлечения молодости в зрелый и очень своеобразный реализм, сильно «отдающий» символизмом и метафизикой. В этом отличие Саврасова от того же Шишкина — при всей схожести ряда их любимых тем и сюжетов. Образ соснового леса, созданный в этой работе, у него не самодостаточен, а скорее функционален, — в том смысле, что это не просто любование негромкой русской природой, а эмоциональное и почти религиозное утверждение единства «земли» и «неба». Вместе с тем картина «Лосиный остров» — одна из важнейших «глав» в созданной Саврасовым подробнейшей «энциклопедии» Подмосковья, представляющей особый интерес для нас, обитателей начала XXI века. Сегодняшний зритель воспринимает подобные образы с трепетом и неизбывной ностальгией. За эту картину Саврасов получил первую премию на конкурсе 1870 года, проводившемся московским Обществом любителей художеств. Ее приобрел П. Третьяков в свою коллекцию — это было говорящей оценкой этого шедевра.
«Лосиный остров в Сокольниках»
— картина русского художника Алексея Саврасова (1830-1897), написанная в 1869 году. Она является частью собрания Государственной Третьяковской галереи (инв. 825). Размер картины — 62 × 88 см .
Почему мне нравится картина «Грачи прилетели?» , Вариант 1
На картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» художник изобразил прилёт грачей. На первом плане грачи — вестники весны. Они сели на берёзку, на которой уже набухли почки. Возле берёзки образовалась большая лужа от талого снега.
Некоторые грачи уже вьют себе уютные гнёзда. На втором плане изображена небольшая деревня. В деревне есть церквушка. Её купола красиво смотрятся на фоне весеннего пейзажа. На заднем плане изображены поля и небольшой лесочек.
Возможно, на этой картине уже было или будет половодье. А погода великолепная! Вот уже солнце стало припекать сильнее, художник хотел показать первый и далеко не последний день весны. Небо лазурное, по нему плывут пушистые и белоснежные облака. Снег ещё не растаял, но уже наступила долгожданная для грачей весна.
Если бы я была художником, я бы назвала эту картину «Пришла весна». А вот если бы я очутилась на этой картине, мне было бы тепло и уютно. Художник изобразил эту картину весенними, тёплыми и радостными красками. Для грачей он использовал чёрный, для церквушки — немного зелёного и золотого, для деревни — множество тонов коричневого.
Эта картина понравилась мне потому, что грачи передали людям, живущим там, весеннее настроение.
Рисуем пейзаж с вербой на тему весна пришла
Ещё один простой пример рисования весенней картины. Предстоящий пейзаж смогут нарисовать не только взрослые, но и дети. Попробуем изобразить совсем раннюю весну, когда только начинают появляться первые листики, небо приобретает светлый оттенок, в водоёме растаял лёд и распускается верба. Подготовим карандаши и начинаем рисование:
- Лист расположите вертикально. Проведите на нём линию горизонта.
После этого волнистой полосой сделаем набросок озера.
- Над горизонтом намечаем силуэты дерева и его кроны. Волнистые силуэты будут на воде у берега. Это отображение в воде.
- Переходим к переднему плану. С левого бока листа изобразим большое дерево. Прорисуйте толстый ствол и ветви. Пока на этом остановимся. К листьям перейдём позже. Справа от дерева изобразим куст вербы.
Выводим длинные полоски, все они должны соединяться в одной точке внизу. На полученных веточках рисуем овальные и округлые котики.
- Чего ещё не хватает нашему пейзажу? Вы можете добавить облака на небе с помощью волнистых линий. Прорисуем в некоторых местах дерева молодые листики.
Осталось раскрасить наш рисунок ранняя весна
Обратите внимание на образец. На нём тёмные тона, ярких солнечных лучей ещё нет
Тут подойдут тона ближе к холодным.
Биография Алексея Саврасова
В 1854 году Саврасов удостаивается чести быть приглашённым в загородное имение Великой княгини Марии Николаевны для совершенствования в искусстве написания с натуры. Здесь, на берегу Финского залива, он пишет свои знаменитые приморские пейзажи, соединяя в них одновременно торжество и простоту природы
Спустя четыре года именно эта простота и невычурное величие привлечёт внимание известного московского коллекционера Павла Третьякова. Он приобретёт работу художника
Осенью 1854 года, в возрасте 24 лет, Алексей Саврасов получает почётное звание и становится самым молодым академиком за всю историю Академии художеств. А через четыре года начинает преподавать в училище, которое недавно закончил. За последующие 24 года он воспитает плеяду выдающихся художников, среди которых Лев Каменев, Сергей Светославский, Исаак Левитан, Константин Коровин, Михаил Нестеров.
Начало десятилетия, ознаменовавшееся пиком славы великого мастера, по иронии судьбы оборачивается началом глубокого внутреннего конфликта, связанного с нехваткой денег. Создавая шедевры мирового уровня, художник живёт в бедности, не имея даже собственной квартиры.
К концу 1870-х кризис усилился. В 1876 году, после череды семейных конфликтов, ушла жена, с которой Алексей прожил почти 20 лет, появились проблемы со здоровьем. Финальным аккордом стал 1882 год, принесший увольнение из училища и выселение из казённой квартиры.
Последние годы жизни Алексей Саврасов провёл в нищете и безвестности. Рисовал небольшие картинки. И, совсем как в детстве, отдавал их за бесценок торговцам на рынке, чтобы купить еду. Умер великий мастер 8 октября 1897 года.
Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода (1871)
Великая река Волга привлекла Саврасова своим величием и красотой. Картина «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода» — самая большая из работ «волжской серии» художника.
Перед зрителем предстают бескрайние просторы реки Волги. На песчаном берегу раскинулся провинциальный городок, на окраине которого виднеются белые строения монастыря. На переднем плане в правом углу картины по крутому склону поднимается берёзовая роща. Небо занимает третью часть полотна, так как художник хотел показать красоту и величие реки, её огромные просторы.
Эта картина возымела успех и получила заслуженную награду — первую премию на живописном конкурсе. Она также была приобретена Третьяковым. Сейчас она находится в музее Нижнего Новгорода.
Кстати, о самых красивых пейзажах читайте статью на нашем сайте.
6
Весенний пейзаж лёд на реке акварелью
Что можно нарисовать на тему весна? Конечно же, красивый пейзаж, на котором ещё есть тающий лёд на реке, но уже распускаются первые цветы. Именно такую картину мы с вами попробуем нарисовать красками. Берём гуашь, лист, воду и кисти разного размера. Если всё готово, приступаем к творчеству:
- Для начала нам потребуется очень широкая есть и синяя краска.
Закрашиваем верхнюю часть листа. Это будет небо. А теперь протягиваем волнистую линии к левой стороне листа. Делаем её шире, так у нас получится речка. Для закрашивания делайте аккуратные штрихи.
- Промываем кисть. Берём салатовый закрашиваем участки, где будет располагаться трава. Справа полянка получится больше. Ближе книзу листа добавляем к зелёному коричневый цвет. На маленьком участке слева добавим в зелёный немного жёлтого.
- Переходим к более тонкой кисти. Синим отделим горизонт. Не делайте горизонт идеально ровным. Придавайте ему слегка изогнутый вид.
- Что ещё можно изобразить на рисунке с темой весна? Поставим на заднем плане слева берёзки. Возьмём тонкую кисть и проведём контуры для стволов и изогнутые ветви. Используйте для этого белую краску. Этим же оттенком изобразим плывущий лёд по течению и птиц в виде галочек.
- С правой стороны будут остатки снега на полянке. Чтобы лёд получил объёмный вид, под каждой глыбой проведём синюю линию. Немного тёмного тона можно добавить и на воду, чтобы обозначить течение реки.
- Оформим правую часть картины. Используем коричневый цвет. Рисуем ствол большого широкого дерева и ветки. Направим их в разные стороны и сделаем разной длины. Смешайте коричневый с жёлтым, проведите несколько полос на стволе.
- Украсим берёзки. Аккуратно кончиком кисти проставьте точки по стволам. Точками можно обозначить и листву на дереве. Желательно использовать для этого разные оттенки зелёного от самого светлого до тёмного. Таким же приёмом добавляем маленькие листочки и у того дерева, которое расположили на переднем плане.
- Добавим под деревьями ещё немного снега. Нарисуем первые подснежники. Используйте для этого синюю и зелёную краску.
Вот мы и разобрались, как рисуется рисунок на тематику весны, которая пришла.
«Грачи прилетели» — описание картины
Картина «Грачи прилетели» была представлена на открытии первой выставки передвижников в Петербурге в 1871 году. Ее появление сравнивают с наступлением весны в русской живописи. У картины останавливались в молчании тысячи посетителей.
Первый день весны. На сером небе показалось желтоватое облако. Теплый солнечный луч дотронулся до озябших веточек берез и замшелых бревен забора. Звенит весенняя капель. Повсюду лежит потемневший крупитчатый снег, деревья мерзнут в начавшихся разливах.
Здесь на окраине села образовалось озеро с талой водой и льдистой кашей. Прилетевшие с юга грачи облюбовали деревья для строительства гнезд. Кипит работа и стоит неумолчный птичий гомон.
Уходящая зима, заждавшиеся тепла деревья, коричнево-сизые дали, вьющийся из трубы дымок… У зрителя возникает чувство единства, близости, родства с этими до боли знакомыми явлениями.
Душевное состояние человека и жизнь природы перекликаются: цветовые оттенки травы и неба, ритм ветвей, заборов совпадают с оттенками чувств и мыслей художника.
Рекомендации родителям
Как помочь ребенку написать сочинение по картине «Грачи прилетели»?
Попросите ребенка описать картину. Для этого задайте ребенку несколько наводящих вопросов:
Какое время года показано на картине? Какие приметы ранней весны здесь видны? (рыхлый снег, возвращение грачей, изморозь на ветках деревьев, первый весенний разлив…)
Можно ли назвать картину музыкальной? Какие звуковые ассоциации она вызывает? (Эту картину отличает музыкальность
Это проявляется в звуковых ассоциациях в виде весеннего гомона грачей).
Что привлекает особое внимание? На какие мельчайшие детали обращает наше внимание художник? (Разбросанные сухие ветки, прогуливающийся по снегу грач, серый дым из трубы дома, снегирь, сидящий на дереве за забором, освещенные солнцем крыши, заборы, церковные здания…)
Какие люди замечают все тонкости природы? (Внимательные, чуткие, добрые…)
Какими качествами обладал Саврасов? Нравится ли эта картина? Какая она? Что в ней нам знакомо и близко? В чем же заключается красота? (в простых вещах и радостях: прилете и гомоне грачей, в строительстве птичьих гнезд, в звоне капели…)
«Могила на Волге» (1874)
В картине отражены размышления живописца о мимолетности жизни. Критик Г. Урусов писал о ней так:
А. К. Саврасова затрагивала красота пробуждения природы, ширь русских полей, необъятность рек. Живописные полотна передают душевное состояние художника
Родителям важно научить детей улавливать эту связь. Произведения Саврасова привлекают юного зрителя любопытными подробностями: предметами крестьянского быта, развешанным во дворе бельем, птицами, сидящими на заборах и деревьях… Каждый ребенок способен видеть, рассуждать, сравнивать, анализировать, если ему предоставить эти возможности
Уважаемый читатель! Желаю вам и вашим детям приятного путешествия в творческий мир Саврасова!
Первый лирический пейзаж
Критики сразу разглядели в “Грачах” высокую поэзию. Как выразился Александр Бенуа, “в картине есть не просто вода, снег и воздух. В ней есть душа”.
Что это значит? Куда смотреть, чтобы эту душу разглядеть? И почему картину Саврасова называют самым первым лирическим пейзажем?
В 19 веке в России было два вида пейзажа. Эпический и романтический.
Самые известные эпические пейзажи – это “На пашне” Клодта и “Рожь” Шишкина. Это повествовательные пейзажи. О сельских жителях
Об их тяжелом и важном труде. О вечном течении времени
На них вы видите низкий горизонт. Бесконечное пространство. Спокойное величие природы. Это скорее философский пейзаж.
Слева: Михаил Клодт. На пашне. 1878 г. Государственная Третьяковская галерея. Справа: Иван Шишкин. Рожь. 1872 г. Третьяковская галерея
Ещё были пейзажи романтические. Самые известные из них – “Девятый вал” Айвазовского и “Дуб, раздроблённый молнией” Воробьева.
Природа у художника-романтика эмоциональна. Часто с преувеличенными или даже выдуманными эффектами. Как, например, неправильные волны у Айвазовского. А ещё это противоборство стихий. Или борьба человека с природой. Это драматический пейзаж.
Слева: Иван Айвазовский. Девятый вал. 1850 г. Государственный Русский музей, г. Санкт-Петербург. Справа: Максим Воробьев. Дуб, раздроблённый молнией. 1842 г. Государственная Третьяковская галерея, г, Москва
Саврасов пошёл другим путём. В его “Грачах” можно разглядеть немного философии. Едва ли драму. Но в них много лирики. Потому что художник добавил своё собственное отношение к природе.
Чувствуется его безграничная любовь к родине. К русской глубинке. Он вплетает в картину душевное тепло. Выходит трогательно. Поэтично.
Сберегла берёза от зимы седой Гнёзда птичьей стаи, что спешит домой…
(Э. Терешкин)
Ученик Саврасова, Исаак Левитан подхватил это знамя. С тех пор поэзия и душа присутствуют почти в каждом русском пейзаже.
Стали это называть пейзажем настроения. Когда через берёзки и лужи мы чувствуем приподнятое настроение художника. Или его душевные терзания.
Картины Исаака Левитана. Слева: Март. 1872 г. Государственная Третьяковская галерея. Справа: Буря. 1887 г. Радищевский государственный музей, г. Саратов
Были ли у Саврасова другие шедевры?
Шедевров у Саврасова не так много. “Грачи” были созданы в сложный период его жизни. Академия художеств лишила его казённой квартиры. Умерла новорожденная дочь.
Лишь “Проселок” можно назвать ещё одним шедевром. Который по значимости уступает лишь картине “Грачи прилетели”.
Алексей Саврасов. Просёлок. 1873 г. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва
***
Спустя 10 лет после написания картины “Грачи прилетели” жизнь Саврасова пошла под откос. Он серьёзно страдал алкоголизмом. Искусствоведы так и называют его работы с 80-х годов 19 века – “пьяный Саврасов”.
Грачи иногда “возрождались” в рисунках. Которые он наспех набрасывал, чтобы продать на ближайшем рынке за 2 рубля.
Алексей Саврасов. Грачи прилетели. 1894 г. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва. Wikipedia.org
Саврасову было не суждено оставить обширную галерею шедевров, как его современнику Айвазовскому или ученику Левитану.
Однако “Грачи прилетели” внесли серьёзную лепту в развитие живописи. С этой культовой картины началась история русского пейзажа, который повествует о русской природе. И главное, о любви к ней.
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Годы творческой активности. 1860-е
Пейзаж с рекой и рыбаком
В 1860-е Саврасов побывал за границей, посещал выставки и музеи в Англии, Швейцарии, Франции, Германии, знакомился с художниками. В его галерее появилось несколько европейских пейзажей, выполненных в спокойной манере, без патетики.
Со смертью Николая I в России наступила «эпоха реформ». В этот период Саврасов был уже самостоятельно мыслящим и зрелым художником. Его пейзажи, в основном подмосковных мест, одновременно и подробны, и поэтичны. Круг его знакомств (Перов, Пукирев, Третьяков и другие) живо интересуется искусством, сам живописец пользуется большим уважением. Именно ему доверили перевезти полотно А. Иванова «Явление Христа народу» в 1862 году в новый музей.
Работает над учебником рисования для МУЖВ, который издаётся в 1869-м. Вводит в него уроки по «подробному изображению изб, деревень, какие обязательны для художника». Возможно, в этом состоит золотой вклад Саврасова как наставника в любимого ученика, коим был Левитан. Чехов о нём позже скажет, что тот так умеет написать деревню, «серенькую, жалконькую, …но такой от неё веет невыразимой прелестью, что оторваться нельзя».
Отец отечественного пейзажа
Карл Рабус много сделал для своих учеников. Помог он и Саврасову найти своего «спонсора», которым стал известный в ту пору коллекционер Лихачёв. С его помощью он объездил Украину, Крым, правда, все картины, созданные в тот период художником, по договору становились собственностью мецената.
В 1854 году училище посетила великая княгиня Мария Николаевна, она купила семь картин, в их числе две Саврасова. Это было полной неожиданностью, ведь все знали, что в коллекции дочери Николая I собраны лишь работы лучших русских и европейских художников.
А.С. Саврасов. Вид на Кремль с Крымского моста в ненастную погоду
Мария Николаевна пригласила молодого живописца провести лето на её даче под Ораниенбаумом. Здесь Саврасов пишет две картины – «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума». Эти полотна принесли ему звание академика, а первое из них купил Павел Михайлович Третьяков. Художнику посыпались заказы. Появился шанс стать востребованным придворным живописцем, но он вернулся в любимую Москву.
После смерти Рабуса Саврасова пригласили преподавать в воспитавшее его училище. Для своих учеников Алексей Кондратьевич был кумиром. Он старался привить своим студентам желание больше работать на природе и говорил им: «Ступайте писать – ведь весна, уж лужи, воробьи чирикают – хорошо. Ступайте писать, пишите этюды, изучайте, а главное – чувствуйте». Его ученик Константин Коровин вспоминал Саврасова как человека «совершенно особой кротости, доброго, умного». Другим великим его учеником был Исаак Левитан.
А.С. Саврасов. Проселок
Саврасов всё своё творчество посвятил русской природе, крестьянскому быту, а ведь в это время художники продолжали искать романтические идеалы, и мужицкой повседневности не было места в высоком искусстве.
Зима (Конец 1870-х — начало 1880-х годов)
Этот период творчества был у Саврасова сложным. Его жизнь шла под откос, он запил. Редко из-под кисти художника появлялась удачная картина.
Тёмное, тяжёлое насыщенное небо давит на низкий горизонт. Бескрайняя дорога делит пейзаж на две части. Слева вдалеке виднеется лес, справа — бескрайняя равнина. На переднем плане одиноко стоящие берёзы и редкие кусты. Белая полоса на горизонте подчёркивает нависшее свинцовое небо. Снег равнины грязный, жёлто-коричневый, как после оттепели. Вот-вот пойдёт то ли дождь, то ли мокрый снег.
Картина драматичная и нерадостная. Эта колоритная, зрелая и уникальная работа очень тонко передаёт и настроение художника, и состояние природы.
Художник в этой картине нашёл отражение своей жизни. Безудержная тоска, смерть детей, разрыв с женой, одиночество. Саврасов — это одинокая сосна за обочиной дороги, с обломанными ветвями.
9