Презентация на тему скульптура первой половины 19 века

Слайды и текст этой презентации

в. исключительно патриотична и посвящена в основном итогам Отечественной войны

1812 г., которая породила высокий патриотизм в обществе и искусстве.
Создавая величественные сооружения и целые ансамбли в Москве, Петербурге и других городах, архитекторы активно сотрудничали со скульпторами, мастерами декоративной пластики. Лучшими скульпторами того времени были Феодосий Щедрин, Василий Демут-Малиновский, Степан Пименов, Иван Теребенёв. 

Самсоновской террасы Петергофского сада, фигуры для Биржи, Адмиралтейства (совместно с

И. И. Теребенёвым), в том числе «Кариатиды».

Слайд 6Он украшал Казанский собор, выполнил огромный горельеф «Христос, ведомый к

месту распятия» (1807).
Занимался также и скульптурой малых форм: выполнил ряд

бюстов и отдельных скульптур: «Спящий Эндимион» (бронза, 1779), «Фавн с Вакханкой», «Диана», «Венера» (1792), «Нарцисс», бюст А. Н. Нартова (мрамор, 1811).

Ф. Ф. Щедрин. «Диана» (1795). Государственный Русский музей (Петербург)

Слайд 7Иван Иванович Теребенёв (1780-1815)Русский скульптор и график. Самой ранней его

скульптурной работой является барельеф «Полтавская баталия» для памятника Петру Первому

перед Михайловским замком. А позже он создал парящие аллегории Славы и аллегорический барельеф «Заведение флота в России» на арке Адмиралтейства.

Горельеф на фронтоне Адмиралтейства

Скульптор работал и в области надгробной пластики.

библиотеки, построенной в 1820-х гг. В настоящее время это Российская

национальная библиотека. На главном фасаде здания, обращенного к площади, между колоннами в нишах были поставлены статуи ученых, философов и поэтов древности, изваянные С.С. Пименовым, В.И. Демут-Малиновским, С.И. Гальбергом, Н.А. Токаревым и М.Г. Крыловым. На аттике возвышается фигура Минервы, символизирующая мудрость.

Слайд 14С.С.Пименов «Геркулес и Антей» (1811). Горный институт, главный фасад
С 1812

по 1814 гг. Демут-Малиновский совместно с С.С. Пименовым и Ф.Ф.

Щедриным работал над оформлением здания Главного Адмиралтейства.
Совместно с С.С. Пименовым Демут-Малиновский работал над украшением многих памятников архитектуры: Елагина дворца, Михайловского дворца, арки Главного штаба.

Слайд 16В. Демут-Малиновский принимал участие в оформлении Нарвских триумфальных ворот.
Работал над

созданием лепных украшений для интерьеров Зимнего дворца и здания Академии

художеств.
В. Демут-Малиновский – автор памятников Екатерине II, Ивану Сусанину, фельдмаршалу князю Барклаю-де-Толли в Тарту, бюста А.В. Суворова.

русской скульптуре начала XIX в. Он работал в самых разных

жанрах: портреты, декоративные статуи и рельефы, надгробия. Благодаря Мартосу жанр надгробий достиг в России больших успехов.

Слайд 21Но подлинную славу он обрёл после создания памятника Минину и

Пожарскому в 1818 г. Создание на памятнике двух фигур очень

усложняло задачу скульптора, но Мартос блестяще справился с ней. Этот памятник посвящён предводителям Второго народного ополчения 1612 г., окончанию Смутного времени и изгнанию польских интервентов из России. Является первым крупным скульптурным памятником в Москве.
Героика событий XVI в. перекликалась с событиями Отечественной войны 1812 г. Замысел создания памятника возник ещё в начале века, но реализовался только после войны.

Слайд 22Алексей Григорьевич Орлов – русский военный и государственный деятель, сподвижник

Екатерины II, младший брат её фаворита Григория Григорьевича Орлова, владелец

усадьбы на Донском поле. Генерал-аншеф, лейб-гвардии Преображенского полка подполковник, Кавалергардского корпуса поручик, орденов российских Св. апостола Андрея Первозванного, Св. Александра Невского и Св. великомученика Георгия I класса кавалер

Слайд 24Пётр Карлович Клодт – русский скульптор из баронской семьи Клодт

статский советник.

Слайд 27Подготовить сообщение о творчестве русского мастера-медальера Федора Петровича Толстого. (К следующей

среде) Домашняя работа:

Слайд 17 (9 (21) февраля 1835 года, деревня Платоново Смоленской

русский художник и скульптор, автор ряда выдающихся памятников в крупных

городах Российской Империи.       

Микешин Михаил Осипович

Имя выдающегося русского художника и скульптора второй половины XIX столетия Михаила Осиповича Микешина по праву стоит в ряду имён земляков­рославльчан, прославивших не только свою малую родину, но в целом российское искусство и культуру. Многие из его талантливых творений выдержали испытания временем: войнами, революциями, перестройкой. И в наше время, в неспокойном XXI веке, они по¬прежнему воспринимаются символами великой державы.

«…Каждый памятник должен представлять собою идею, а эта идея должна быть выражена в такой ясной и наглядной форме, которая была бы понятна всем и говорила сердцу и уму людей о великих деятелях, оставивших неизгладимый след своей деятельности в исторической жизни народа»… 

Общая характеристика архитектуры и скульптуры в России XIX века

В России XIX век прошел под знаком технического прогресса, активного экономического развития. Это определило основное направление в зодчестве: свободные площади начали застраиваться вокзалами, фабриками, крытыми рынками, торговыми пассажами, доходными домами, школами, больничными корпусами.

Под давлением предпринимателей архитекторы были вынуждены предлагать более функциональные сооружения, нежели в предыдущие периоды, использовать больше металла, стекла. Новые здания имели черты барокко, ренессанса, поздней готики, рококо и классицизма, сочетали в себе принципы двух или сразу нескольких стилей.

Примечание

Новый стиль в русской архитектуре получил название «эклектика», отобразился в смешении исторических стилей, направлений.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

В это же время, благодаря войне с Францией, в России случился рост патриотического и национального самосознания. Небывалый всплеск гражданских чувств в первую очередь отразился на скульптуре.

На зданиях стали появляться многочисленные фигуры героев, над могилами известных исторических персон возвысились наделенные множеством смысловых тонкостей статуи, в Москве появилось легендарное творение Ивана Матроса — Памятник Минину и Пожарскому.

Примечание

В XIX веке мастера могли работать лишь над ограниченным кругом патриотических тем: раскрытие социальной тематики запрещалось, преследовалось.

Основные стили и направления

Деятельность ведущих архитекторов XIX века сосредоточилась в рамках градостроительства. Основным направлением было возведение общественных зданий: храмы в тот период почти не строились.

Наряду с отечественными мастерами зодчеством в России занималось немало приглашенных иностранцев. Это не могло не сказаться на выборе стилей.

В Петербурге и Москве стали появляется здания, имеющие элементы:

  • греко-римской античности, предполагающей использование позолоты, арок, крупных колоннад;
  • ампира, особенностями которого являются лепные карнизы, пилястры, колонны, склонность к украшению фасадов фигурами сфинксов, грифонов;
  • византийского стиля, демонстрирующего купола, ниши, растительные орнаменты, украшение мозаикой, фресками.

Многие архитекторы обратились к древнерусскому стилю, под воздействием которого на зданиях стали появляться резные наличники, шатры, элементы мелкой кирпичной орнаментики.

Примечание

В плане художественной ценности зодчество XIX века расценивается историками как архитектура упадка. Причина тому — утрата ясности и цельности архитектурного образа, снижение чувства единства стиля.

В скульптуре начала и середины XIX столетия царил демократический реализм. Авторы стремились к максимальной исторической и бытовой точности создаваемых образов. На исходе периода стали появляться такие течения, как модерн, символизм, импрессионизм. Реалистические национальные традиции постепенно сошли на нет, а на смену им пришел распад скульптурной формы.

Этапы «русского стиля» в архитектуре России

По оценкам историков, XIX век стал периодом поиска «русского стиля» в архитектуре. Мастера пробовали сочетания различных направлений, одновременно обращаясь к достижениям зарубежных коллег и своих соотечественников.

В развитии «русского стиля» в России выделяют 3 этапа:

  1. Русско-византийский. Главная характеристика этапа — эклектичная интерпретация форм древнерусского и византийского зодчества. Время — начало XIX века.
  2. Ропетовский, получивший название от псевдонима российского архитектора Ропета, охарактеризовавшийся подражанием более ранним шедеврам деревянного зодчества. Время — вторая треть столетия.
  3. Неорусский — представляющий собой национальный вариант романтизма. Время — конец XIX века.

Примечание

Несмотря на сомнительность художественной ценности многих творений того периода, прохождение всех его этапов представляется важным для дальнейшего развития архитектурного искусства страны.

: История :: Культура и искусство :: Россия-ИнфоЦентр

Вернуться к Художественная культура XIX века Часть 1

Выдающиеся черты архитектуры и монументального искусства наиболее ярко воплотились в творчестве архитекторов А. Воронихин, А. Захаров и Тома де Томон.

А. Н. Воронихин (1759 — 1814) — создатель великолепного и всемирно известного Казанского собора в Санкт-Петербурге. Его могучие портики с колоннами монументальны, а купол легкий и изящный

Архитектор уделял большое внимание значению декоративной скульптуры и привлек к ее созданию крупнейших скульпторов того времени И. Мартоса, И

Прокофьева, Ф. Щедрина.

А. Д. Захаров (1761-1814) реконструировал здание Адмиралтейства, сохранив его облик и архитектурные элементы, в первую очередь, знаменитый позолоченный шпиль Коробова.

Важнейшим сооружением Томаса де Томона (1760 — 1813) было величественное сооружение Биржевого дома, окруженного доисторическими галереями с колоннами-портиками. Этот архитектурный ансамбль определил облик исторического центра Петербурга.

В Москве работали О. И. Боу (1784-1834), занимавшийся реконструкцией Красной площади, Д. И. Жилярди (1788-1845), А. Г. Григорьев (1782-1868) и др. архитекторы.

Замечательны работы К. И. Росси (1775-1849), создателя выдающихся ансамблей петербургских площадей, улиц и архитектурных сооружений, таких как Главный штаб на Дворцовой площади, Михайловский дворец (ныне Русский музей ), Михайловская площадь (ныне площадь Искусств), новый Общественный театр (ныне Драматический театр им. А. С. Пушкина), здания Сената и Синода, соединенные аркой, и другие.

Одним из последних крупных монументальных сооружений русской архитектуры XIX века стал Исаакиевский собор, построенный по проекту А. А. Монферрана (1786-1858), известного также возведением Александрийской колонны на Дворцовой площади.

К. А. Тон (1794-1881) проводил линию на национальное русское зодчество. Он построил Большой Кремлевский дворец и самое выдающееся свое творение — Храм Христа Спасителя (1837-1883) в Москве.

В этот период работали крупнейшие скульпторы. И. П. Мартос (1754-1835) был близок к основоположникам классицизма в искусстве. Изучив античные надгробия в Италии, он наполнил традиционную форму новым содержанием. Одним из лучших его произведений было надгробие М. П. Собакиной (плакальщица в старинных одеждах и гений смерти с потухшим факелом в руке). Самым выдающимся его творением является памятник Минину и Пожарскому (1804 — 1818), передающий высокие патриотические идеалы на Красной площади в Москве.

Б. И. Орловский (1793-1837) создал памятники героям Отечественной войны 1812 г. — М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли — в духе классицизма. Представителем позднего классицизма в скульптуре был И. П. Витали (1794-1855), создатель фонтанных скульптур в Нескучном саду и перед Большим театром в Москве.

Реалистические тенденции проявились в скульптуре П. К. Клодта (1805-1867), создателя конных групп для Аничкова моста в Петербурге, памятника И. А. Крылову, конного памятника Николаю I.

Живопись первой трети XIX века развивалась во всех жанрах: портрете, пейзаже, натюрморте, исторической живописи. Историческая тематика нашла отражение в произведениях художников, работавших в русле классицизма, но обращавшихся к русской тематике.

Сборник электронных книг UC Press, 1982–2004 гг.: форма поиска

 Дом  Поиск  Просмотреть
 
 Книжная сумка  О нас  Справка

Ключевое слово SearchAdvanced Search

Поисковые книги для:

Советы по поиску

Точная фраза: «Несоседание в Америке»

96696. 7: 7006677777776 гг. 200520042003200220012000199919981997199619951994199319921991199019891988198719861985198419831982198119801979197819771976197519741973197219711970196919681967196619651964196319621961196019591958195719561955195419531952195119501949194819471946194519441943194219411940  to  200520042003200220012000199919981997199619951994199319921991199019891988198719861985198419831982198119801979197819771976197519741973197219711970196919681967196619651964196319621961196019591958195719561955195419531952195119501949194819471946194519441943194219411940

Show all books public access books  

Слайд 28 бюсты Айвазовского, Ольденбургского (ГРМ) Характерной особенностью скульптуры в художественной

значимость, чем в прошлом. Утрата синтеза скульптуры и архитектуры и

усиление жанровых черт направили скульптуру на путь станковых форм. На смену понятным лишь немногим мифологическим героям и аллегорическим сценам эпохи классицизма в скульптуру, под воздействием живописи передвижников, привносятся новые сюжеты.

Творчество Чижова характерно типичной для своего времени демократизацией содержания, жанровой трактовкой избираемых им будничных эпизодов народной жизни. Его стремление к поиску бытового типа, как и у большинства скульпторов, идет в ущерб пластическим задачам; материал у Чижова остается чисто пассивным носителем формы, не претендующим на ее конструктивную обусловленность.

Скульптура XIX века в России

Скульптура XIX века в России

     В начале 19 века русская скульптура,
отразившая подъём национального самосознания, развивавшаяся под влиянием
освободительных патриотических идей русских просветителей, приобретает мировое
значение.

     К высшим достижением русской и мировой скульптуры этого времени
принадлежат глубоко правдивые портретные бюсты Шубина. Шубин создал обширную
портретную галерею, запечатлев в мраморе многих крупных деятелей своего
времени. Он с большой остротой и реалистической правдивостью передал их
индивидуальный и социальный облик. Шубину принадлежат известные портреты:
Ломоносова, Павла I, Екатерины II.

     Выделяются жизненной полнотой, многогранностью и человечностью образов,
произведения представителей русского классицизма: Ивана Петровича Мартоса, в
его произведениях можно увидеть глубокие человеческие переживания, его работы
всегда волнуют глубиной выраженного в них чувства (памятник Минину и Пожарскому
в Москве, надгробие Кожуховой), а так же : Гордеева, Щедрина, Степан
Степановича Пименова, Демут-Малиновского.

     Патриотический пафос и гуманизм, мастерство художественного
обобщения, величественная простота и классическая ясность замысла отличают
скульптуру русского классицизма, давшую замечательные образцы героических
монументальных памятников, станковой круглой скульптуры и рельефа,
органического единства скульптуры с архитектурой и садово-парковым искусством.
В середине 19 века с ростом демократических тенденций в искусстве усиливается
стремление русских скульпторов к исторической и бытовой конкретности образов,
проявившееся в монументальной и особенно в жанровой скульптуре и портрете,
здесь ярко себя проявили: Орловский, Витали (создавшему бюст Пушкина, художника
Брюллова), Клодт (памятник И.А.Крылову в Санкт-Петербурге), Николай Степанович
Пименов.

     Во второй половине 19 века крупнейшим представителем
демократического реализма в скульптуре, автором насыщенных глубоким
психологическим содержанием статуй русских исторических деятелей был Марк
Матвеевич Антокольский, создавший композиции: Иван Грозный, Пётр I,
Нестор-Летописец, Смерть Сократа.

     Отдельные реалистические памятники создали Опекушин, Микешин,
Волнухин.

     Большое значение приобрела станковая жанровая скульптура,
обращавшая к темам крестьянской жизни (Чижов, Беклемишев, Лансере).

     Несмотря на значительные достижения скульптуры 19 века, засилье
академических и натуралистических течений в условиях буржуазного общества
вызвало в ряде областей заметное снижение идейно-художественного уровня. В
конце 19 века в условиях разложения буржуазной культуры образуются другие
течения – импрессионизм, «стиль модерн», символизм и другие, которые привели к
полному распаду скульптурной формы: заставили отказаться от национальных
реалистических традиций, изображения действительности, привели к уродливым и
бессмысленным экспериментам.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: