Чесменская колонна
Чесменская колонна — это памятник в честь побед русского флота во время русско-турецкой войны 1768-1774 годов. Найти ее можно в Екатерининском парке в английской его части. Дело в том, что проектирование пейзажного «дикого» парка по времени как раз совпало с конфликтом и архитекторы просто не могли не отразить победы в своей работе. Тем более что парки изначально имели не только эстетическую, но и пропагандистскую функцию. В них устанавливали многочисленные патриотические символы и знаки.
Победа в войне имела колоссальное политическое значение для России. Россия начала процесс присоединения Северного Причерноморья, Кубани и причерноморских областей Грузии. Был взят Крым. Россия выходила на Балканы, и в этих странах началось национально-освободительное движение. А Османская империя вошла в период упадка.
Столь значимая победа могла быть выражена только чем-то колоссальным. Архитекторы обратились к проверенным величественным формам античности с ее торжественностью и одновременной сдержанностью. Выбор пал на колонну. С Чесменской колонны началась серия «античных» памятников Царского Села.
Было решено особенно выделить одно из главных сражений той войны – Чесменское сражение, в ходе которого русский флот разгромил превосходящего противника и установил контроль над Черным морем. Эта победа привела к ускоренному заключению мирного договора на выгодных для России условиях.
Основанием служит гранитная усеченная пирамида, на двух сторонах которой лежат якоря. По сторонам основания установлены литые барельефы с батальными сценами – с трех сторон и с памятными надписями о триумфах и героях – с четвертой. Белоснежную колонну украшают носы военных кораблей. Колонна имеет высоту 25 метров. А вершину венчает орел, разрывающий месяц, что символизирует победу Российской империи над османами. В центре пирамиды имеется лестница, ведущая к пьедесталу и туннелю до башни-руины.
Колонна возвышается прямо из воды Большого пруда. Месторасположение памятника было выбрано не случайно. Дело в том, что очертания берегов довольно похожи на бухту, послужившую местом баталии.
Памятник Екатерине II
Еще одним заметным памятником в Пушкине является памятник Екатерине II. Он стоит в сквере перед Домом молодежи «Царскосельский» с июня 2013 года. Памятник поставлен в память о роли императрицы в истории Царского Села.
История Пушкина неразрывно связана с именем Екатерины. Чего стоит только Екатерининский дворец в котором правительница проводила большую часть года и куда, соответственно перемещался двор. Можно сказать, что на этот период Царское Село становилось столицей империи.
Статую должны были поставить к 300-ому юбилею города, но недостаток средств скорректировал сроки. Кроме того был некоторый спор о месте установки. Сама статуя выполнена из бронзы и установлена на гранитный постамент. Общая высота композиции составляет 3,5 м.
Памятник Екатерине II можно найти на Пушкинской улице между домами 28 и 32, на северо-восточной границе Соборной площади через дорогу от сквера. Вокруг разбито множество клумб и зеленых насаждений, создающих красивый фон композиции. Единственный минус: в сравнении с расположенным неподалеку собором, памятник выглядит небольшим.
Памятник Докучаеву
В Пушкине, у второго корпуса Аграрного университета расположен большой памятник выдающемуся русскому ученому-почвоведу Василию Васильевичу Докучаеву. Трехметровая статуя установлена на не менее высоком круглом гранитном постаменте. Ученый встречает взглядом всех входящих в университет и как бы напоминает будущим ученым и специалистам об их призвании. Памятник стоит в окружении зелени — деревьев и кустарников, а также прогулочных аллеек.
Василий Васильевич внес неоценимый вклад в естественные науки. Он был разноплановым ученым, но основной сферой его интересов было почвоведение. Можно даже сказать, что он стоял у истоков этой науки. Именно Докучаев первый начал составлять почвенные карты России. Ему принадлежит идея создания лесополос на территории Поволжья, с целью предотвратить опустынивание и утрату плодородного слоя.
Докучаев появился здесь в марте 1946 к своему 100-летнему юбилею. Тогда СНК принял решение об установке памятника, символизирующего достижения отечественной аграрной науки. Впрочем, послевоенная разруха помешала установке статуи в срок, и памятник поставили только в 1960.
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»
6 июня 1799 года родился Александр Сергеевич Пушкин. И именно этот день в России выбран для празднования Пушкинского дня, также именуемого Днем русского языка. Впрочем, великому поэту посвящены не только праздники, но и многочисленные памятники по всему миру. Многие скульпторы обращались к образу А.С. Пушкина.
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Всем нам с детства знакомы эти строки, знакомы настолько, что мы даже не задумываемся о них. А если задуматься. Что можно сказать о Пушкине?
Можно повторять за Аполлоном Григорьевым: «Пушкин – наше всё!» Можно много говорить о его гении, о вкладе в русскую литературу и мировую культуру вообще. Пушкин – это Пушкин. Нерукотворный памятник поэт воздвиг себе сам. А благодарные потомки лишь увековечили его память в бронзе и мраморе. Общее количество памятников Пушкину точно не подсчитано, они самые разные – от скромных «стандартных» бюстов до великих творений знаменитых скульпторов, хорошо всем знакомые и почти неизвестные. У каждого из них своя история. А все вместе они – наша культура, наша дань поэту, наша память.
Первое скульптурное изображение Пушкина в России появилось в 1862 году в Великом Новгороде на знаменитом памятнике «Тысячелетие России» — монументе, воздвигнутом в честь тысячелетнего юбилея легендарного призвания варягов на Русь.
Первый в мире памятник Александру Сергеевичу Пушкину был установлен в Москве на Пушкинской площади 6 июня 1880 года. Эффектный, но без излишней помпезности, он стал одним из символов столицы. Идея его создания появилась сразу после трагической смерти Пушкина, однако разрешение удалось получить лишь в 1855 году.
Инициаторами сбора средств стали выпускники Царскосельского лицея, обратившиеся к общественности через периодические издания. За пять лет до этого был проведен открытый конкурс на лучший проект монумента, который по праву выиграл талантливый скульптор Александр Михайлович Опекушин. По случаю открытия памятника в Москве состоялся огромный по тем временам пушкинский праздник, организованный Обществом любителей российской словесности, а также Московским университетом и городской Думой.
С 1999 года на Старом Арбате стоит парная скульптура Натальи Гончаровой и Александра Пушкина (скульпторы – Александр и Игорь Бургановы). Композиция расположена около того дома, куда молодожёны приехали после венчания (сейчас там находится мемориальная квартира).
19 июня 1957 года в самом сердце Петербурга перед Русским Музеем появился памятник Пушкину (работасовсем ещё молодого тогда скульптора Михаила Аникушина). В селе Михайловском также есть памятник поэту, напоминающий о самых плодотворных годах его творчества. Именно здесь он завершил пятую и шестую главы «Евгения Онегина», здесь же начал писать роман «Арап Петра Великого».
Памятники А.С. Пушкину в Михайловском и перед Русским музеем
А в Йошкар-Оле Александр Пушкин изображён вместе с главным героем своего романа «Евгений Онегин». Автором памятника является заслуженный художник России, скульптор Андрей Ковальчук.
На просторах нашей огромной страны памятники великому поэту есть повсюду – в том числе и там, где он никогда не бывал. Но славе Пушкина удалось перешагнуть границы – памятники поэту установлены в 33 странах мира: в Европе, Азии, Америке и Африке.
Подробнее о памятниках А.С. Пушкину:
Скульптуры в Екатерининском парке
Довольно большую группу скульптур Пушкина представляют статуи в Екатерининском саду. Отлитые из чугуна и бронзы, вытесанные из мрамора и вылепленные в гипсе работы, являются главным украшением парка. Среди них есть даже несколько подлинных античных статуй.
Роль скульптуры в парке очень велика. Сочетание творения рук человеческих с элементами природы призвано достичь баланса между искусственным и естественным и, при этом подчеркнуть власть человека над природой. Мраморные изваяния и колонны подчеркивают его пышность и торжественность.
Начало коллекции положил Петр Великий, специально заказавший ряд скульптур в Венецианских мастерских. В основном это были персонажи древнегреческих и римских мифов, а также некоторые аллегории, как то было популярно в его эпоху. Они служили не просто украшением, но и подпитывали зрителей духом эпичности и настраивали на стремление к добродетелям.
Во времена Елизаветы в парк были перевезены многочисленные украшения из Санкт-Петербурга. В основном это также были фигуры из мифов, хотя присутствовали и фигуры «Слава», «Любовь к Родине», «Мир», говорившие о достижениях царствования Петра I и прославлявшие ту героическую эпоху. Впрочем, фигуры теперь играли чисто декоративную роль.
В 1743 году в Верхнем саду и амфитеатре Нижнего были установили бюсты из усадьбы Александра Меньшикова, проигравшего политическую борьбу и отправленного в глубокую ссылку. Многие статуи Меньшиков явно заказывал в той же Венеции.
Позднее в коллекцию добавились бронзовые статуи, отлитые в 1780-1790-е гг. Это были копии античных произведений, изображающих полководцев, поэтов, героев мифов, политических деятелей и императоров.
Екатерининский сад можно назвать музеем под открытым небом, где пред взором прогуливающихся представал целый мир всевозможных мифов и легенд. Все скульптуры выполнены в стиле барокко. Они отличаются грацией, изысканностью форм и изяществом поз. Вместе с тем фигуры динамичны и довольно свободны.
В парках Пушкина можно увидеть огромное количество скульптур и статуй на тему античности. Эллинские герои, духи и боги. В основном статуи выдержаны в античном стиле. Однако в Александровском саду, неподалеку от Белой башни, посетители могут увидеть несколько совершенно особенных скульптурных групп. Это наследие конкурса скульптур, в ходе которого мастера воплотили в трехмерном варианте ряд знаковых произведений живописи.
Картины, представленные в парке, это не просто шедевры живописи, а настоящие загадки, полные скрытого философского смысла и тайных посланий о которых написана уже не одна библиотека исследований. Итак, скульптуры.
Герцог с супругой
Еще одной парой скульптур, расположенных у Белой башни является композиция «Герцог урбинский Федериго да Монтефельтро и его супруга герцогиня Баттиста Сфорца», сделанная по знаменитому диптиху (такому раздвижному портрету из нескольких частей) Пьеро делла Франческа. Герцог и герцогиня стоят напротив друг друга, смотрят в глаза, делают шаг навстречу и протягивают руки, но не соединяют их. Ведь портрет написан после кончины Баттисты и соединиться супругам не суждено.
На самом диптихе было еще много чего: триумфальные выезды герцога и герцогини, изображение их владений и девизы. Однако, по понятным причинам, в скульптуре пейзажи делать не стали.Благодаря воссозданию шедевра в трехмерном пространстве, у зрителей есть возможность обойти фигуры со всех сторон и изучить их предметы одежды. Скульптурная пара расположена в красивом месте в арке Готических ворот.
Ночной Дозор
Первая и самая большая композиция это Ночной Дозор. Знаменитая картина Рембрандта, посвященная выступлению стрелковой роты с их капитаном, ныне воплощенная в камне. В отличии от картины, солдат можно осмотреть со всех сторон без теней, присутствующих на картине. Вы можете даже войти внутрь и ощутить себя участником сюжета.
Сама картина некогда произвела настоящую революцию в портретной живописи. До этого групповые портреты писались с сидящих людей, в парадной обстановке. Художник же привнес в сюжет движение и повседневность.
Группа представляет собой два десятка фигур солдат XVII века, выступающих в поход. Пикинеры, стрелки, знаменосец, барабанщик и офицеры. Вы можете осмотреть на них все детали одежды и оружия. Среди этих воинов с мушкетами и холодным оружием в пестрых и пышных одеждах мушкетеров присутствует маленькая девочка с куриной тушкой у пояса. Это Саския – первая жена Рембрандта. У ног барабанщика бегает собачка, которую очень любят гладить туристы – на счастье. Не барабанщика же гладить.
Аллегория семейной жизни
На Кузьминское шоссе, напротив гипермаркета «Мой мир», находится скульптурная группа, посвященная семейной жизни. Все части скульптуры посвящены различным аспектам семейной жизни. Основной сюжет композиции таков: молодая пара сидит на скамейке и рассказывает нам о своем первом свидании. Над ними висит фонарь с фигуркой рыбы.
Несмотря на легкость произведения, символизма в нем не меньше чем в скульптурах у Белой башни. Фонарь говорит о первом поцелуе, а рыба держит в зубах монету, что символизирует общий бюджет. Причем зубы мужские и женские. Продуманы даже малозаметные детали. У девушки, например, две правые руки, ведь ей надо быть особенно сильной, чтобы сохранить уют в доме.
Образ Пушкина в изобразительном искусстве
Пушкин. Эта фамилия знакома от мала до велика, ведь произведения Александра Сергеевича мы читаем уже в детстве. Его сказки каждый знает на память, а великие произведения писателя читатель перечитывает несколько раз, переживая за главных героев и проживая с ними их судьбу. Было бы не правильно, если бы гениального писателя обошли стороной скульпторы и художники, которые все-таки запечатлели образ писателя в своих работах, давая возможность нам лучше представлять образ любимого автора прекрасных произведений. Таким образом образ Пушкина нашел свою жизнь и в изобразительном искусстве.
Портреты, скульптуры, барельефы, памятные знаки
Прежде всего образ Пушкина в изобразительном искусстве мы видим на портретах многих художников-портретистов. Здесь можно вспомнить такие фамилии как Репин, Серов, Лактионов, Айвазовский, Фомин и много других фамилий, которые сразу и не перечислить. Все они видели гения по-своему и изображали писателя в своем видении. По этим причинам, казалось бы обычный портрет, приобретает неповторимость. Нельзя найти одинаковые изображения. В каждом портрете Пушкин раскрывается с разной стороны, зритель видит его по-иному. Наверное, по этим причинам на выставках, посвященных Пушкину и его жизни, всегда аншлаги. Из популярных картин, я бы выделил наиболее понравившиеся мне. Это картина Иванова Саша Пушкин, лицеист, работа Репина Пушкин в Царском Селе, запомнился мне и Пушкинский портрет работы Кипренского. Но, на самом деле, каждая работа заслуживает внимания, а на выставки картин можно ходить постоянно и вы всегда найдете что-то новое.
Но не только художники запечатлели Пушкина в своих работах. Много работ писателю и его образу в изобразительном искусстве посвятили и скульпторы, создавая знаменитые скульптуры, памятные знаки. Теперь бронзовые скульптуры Пушкина, барельефы находятся чуть ли не в каждом городе и являются достопримечательностями, что привлекают туристов и приезжих. Пушкинские силуэты, что создавали скульпторы, повторяют позы, движения писателя, его жесты, его черты лица с разной мимикой и даже повторяли складки в его одежде.
Образ Пушкина оживает и из-под карандаша детей, рождаясь на детских рисунках. Дети рисуют Пушкина, когда участвуют в конкурсах на пушкинскую тематику и здесь поэт является в особенном образе, изображается в особенном видении, который представляет в своем воображении ребенок, создавая своего Александра Сергеевича.
Вот такой гениальный писатель, который жив и будет жить всегда.
Рыцарь, смерть и дьявол
И напоследок одна самая запоминающаяся композиция – Рыцарь, смерть и дьявол. Персонажи одной из известнейших гравюр Альбрехта Дюрера выполненные в бронзе просто не могут оставить равнодушным зрителя.
Скульптурная группа состоит из рыцаря, смерти, дьявола, собаки у ног рыцаря и черепа перед ним. Ужасный истлевший лик смерти смотрит на воина, держа в руках песочные часы – напоминание о конечности жизни и тщетности усилий. Дьявол идет по пятам за его конем, дожидаясь малейшей ошибки, малейшего отступления от веры. Однако, несмотря на все опасности рыцарь непоколебим. Он мрачно и настойчиво продолжает свой путь. Непоколебимость и решимость читаются на его челе. Символ мужества и упорства. У ног рыцаря бегает собака – символ верности. Она готова последовать за хозяином куда угодно. Череп перед конем говорит, что конец уже ясен.
Как считается, гравюра написана под влиянием богословских текстов Эразма Роттердамского, в частности «Руководства христианского солдата», где говорится о том, что верующий воин не должен бояться никого и ничего когда воюет за правое дело. И если сохранить веру в сердце своем, то смерть не может быть страшна. Как гласит псалом: «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох — они успокаивают меня».
В Пушкине есть ряд скульптур с менее глубинным смыслом
Это скорее не памятники, а украшения города, но и они могут привлечь внимание туристов
Памятник Пржевальскому
В Пушкине имеется еще один памятник выдающемуся ученому. Это бюст Н.М. Пржевальского – знаменитого географа и биолога, совершившего множество длительных экспедиций в Центральную Азию и сделавшего в них множество открытий. В том числе знаменитую лошадь.
Памятник был поставлен еще в конце позапрошлого века после смерти ученого, по проекту друга исследователя, генерал-майора Бильдерлинга. Памятник стоит на массивном постаменте, выполненном в виде естественной гранитной скалы. У подножия сидит фигура верблюда, груженого дорожными тюками и поклажей.
Николай Михайлович открыл множества хребтов, озер и рек. Он первым прошел по многим маршрутам и подробно описал свои путешествия, а также встреченных животных: дикого верблюда, тибетского медведя и других.
Слепцы
Еще одной скульптурной группой является воплощение картины Питера Брейгеля Старшего «Слепцы». Она представляет собой вереницу людей, увечных, сутулых и слепых, которые идут держась друг за друга. Первый из них падает и увлекает за собой других несчастных. Воплощение поговорки «Слепец ведет слепцов».
Кстати, смысл картины не ограничивается визуализацией приведенного выражения. В шести фигурах представлено шесть различных фаз падения. Первый уже летит кубарем к погибели, второй падает на него, следующие двое готовы упасть, а последние механически делают следующие шаги, не зная об опасности. Довольно трагическая и сильная композиция – аллегория всеобщности человеческой судьбы и неминуемости конца. Искусствоведы особенно подчеркивают, что две фигуры были ослеплены насильно, что говорит о введении на неправильный и гибельный путь сопротивляющихся.