Николай иванович фешин сообщение

Рекорды продаж, цена картин Фешина

В годы своей жизни художник познал разные уровни благосостояния от нищеты и голода до достатка. Выясним, смог ли бы он жить в роскоши с помощью своих картин сегодня. Оценить, сколько стоят картины Фешина в наше время, нам помогут данные международных аукционных домов.

Начнем с продажи картины «Обнаженная» на лондонском аукционе Sotheby`s в 2013 году. Ранее это произведение принадлежало американскому актеру и скульптору Дж. Монтгомери, а после его смерти по завещанию ушло в калифорнийский Художественный музей Палм-Спрингс, откуда и было выставлено на торги. Эстимейт картины составил 500-700 тысяч фунтов, но в ходе торгов цена выросла до 1,3 млн фунтов стерлингов.

В 2012 году на Christie`s состоялся еще один крупный уход. Это произведение «Портрет мадемуазель Подбельской», написанное художником в 1912 году. Картину выставил на торги сын владельца, купившего ее во Франции в 1920-х годах. Она также ушла со значительным превышением эстимейта. По предварительной оценке, цена составляла 0,8-1,2 млн фунтов, но на торгах выросла до 2 миллионов фунтов.

В 2011 году на Sotheby`s появилось монументальное полотно «Черемисская свадьба», размером 185,5×282 см. Это картина, которая неоднократно представлялась на выставках в России, Германии, США и вызывала восторженные отклики зрителей. В 1911 году на очередной выставке ее приобрел американский художник George A. Hearn, после чего картина сменила еще несколько владельцев, пока в 1975 году не была подарена Национальному музею ковбоев в Оклахома-Сити. Он и выставил холст на торги. В результате последний ушел с молотка за 3,3 млн долларов.

Еще за большую сумму ушла картина «Портрет Надежды Сапожниковой» с торгов Sotheby`s в 2017 году. Она выставлялась в Питтсбурге, Бруклине, Нью-Йорке, Чикаго, Бостоне и других американских городах. В 2010 году ее также купил художник George A. Hearn, после чего она сменила нескольких обладателей и попала в калифорнийский Музей искусств Сан-Диего. На аукционе картину выставили с эстимейтом 1,2-1,8 млн фунтов и продали втрое дороже за 3,7 млн фунтов (4,9 млн долларов).

Наконец, рекордной считается продажа картины «Маленький ковбой» на аукционе MacDougall`s в 2010 году. Она принадлежала галерее Stendahl Лос-Анджелеса и находилась в собственности Walter и Sonja Caron Stein. Продажа этого произведения стала настоящей сенсацией, поскольку эстимейт 500-700 тыс. фунтов бы превышен в десять раз по верхней границе. Живописную картину купили за 7 млн фунтов (10,9 млн долларов). Благодаря этому Фешин вошел в ТОП-10 самых дорогих продаж картин русских художников, обогнав даже своего учителя Илью Репина.

Выше мы рассмотрели только ряд самых крупных продаж художника. Чтобы составить полное представление о том, сколько стоят картины Фешина, нужно изучить и менее крупные уходы. Приведем несколько примеров таких продаж. На Sotheby`s в разные годы уходили такие картины: «Дома в Нью-Йорке» (продана за 413 тыс. долларов при оценке 100-150 тысяч), «Детская кукла» (продана за 145 тыс. долларов при оценке 125-175 тыс.), «Золотой платок» (продана за 35 тыс. долларов при оценке 15-25 тыс.). Также его полотна изредка появляются на других аукционах.

По этим данным мы можем сделать выводы, что картины художника пользуются большой популярностью и зачастую уходят с торгов со значительным превышением эстимейта. Далее мы разберем, как и где продать картину Фешина.

Недостижимая гармония

С 1910-х в творчестве Крымова стали отчетливо проступать классические мотивы, характерные для французских пейзажистов XVII века. Клод Лоррен и Никола Пуссен разработали композицию с тремя планами, в каждом из которых доминировал определенный цвет: коричневый, зеленый и на третьем плане — голубой. Картины, написанные в такой манере, сочетали реальность и фантазию одновременно. Они передавали вполне земные пейзажи, но гармония, царившая на полотне, была недостижимо совершенной.

Николай Крымов — художник, никогда не повторявший слепо за учителями или признанными гениями прошлого. Классическую манеру Пуссена и Лоррена он соединял в своих работах с примитивизмом, как в картине «Рассвет», и позже с собственной теорией тона. Со временем он отошел от написания пейзажей только с натуры. Николай Петрович стал дополнять увиденное в реальности фантазией, воспроизводя сюжеты по памяти и создавая ту самую гармонию, мечта о которой преследовала большинство мастеров начала прошлого века.

Лондон – место встреч

В 1920 году семья Рерихов переехала в Лондон. Там проходят выставки картин Николая Константиновича, общение с местными деятелями культуры. В Лондоне Рерих знакомится лично с Рабиндранатом Тагором. После отъезда на родину индийский поэт пишет в письме к художнику:

В Лондоне произошла и другая значимая встреча для семьи Рерихов. Они встретились с Великими учителями – махатмами, связь с которыми почувствовали, ещё будучи в Финляндии. Благодаря этой встречи и незримой духовной связи появилась «Живая Этика» – Великий труд четы Рерихов, главная книга в их жизни и творчестве.

Первую книгу «Живой Этики» записывал Николай Константинович, источником, улавливающим мысли Великого Учителя стала Елена Ивановна. Следующие книги записывала и редактировала супруга, эту работу она продолжала до конца своих дней.

Система тона

В воспоминаниях современников художник Крымов, картины которого сейчас хранятся в музеях и частных коллекциях, предстает человеком принципиальным и последовательным, на все имеющим свою точку зрения. Среди его взглядов особо выделяется теория «общего тона», разработанная и многократно опробованная им. Суть ее в том, что главное в живописи не цвет, а тон, то есть сила света в цвете. Крымов учил студентов видеть, что вечерние краски всегда темнее дневных. Излагая теорию, он предлагал сравнивать белый цвет листа и накрахмаленной рубашки. Николай Петрович обосновывал в своих статьях, а затем показывал в работах, что естественность пейзажу дает именно правильно выбранный тон, а выбор цвета становится второстепенной задачей.

Последние годы

Заморские гости 1901 г.

В 1946 году художник собирается вернуться из Индии, где живёт последние годы, на Родину – закончилась Вторая мировая, что там сталось с Россией? Но его задерживает работа – от полотен не даёт оторваться не покидающее вдохновение (за 12 лет жизни в Индии мастер написал более тысячи картин).

13 декабря 1947 года Н.К. Рериха не стало. Прах его развеян в долине Куллу. Кто знает, наверняка с ветром его частички попали и на Родину, которую он любил всем сердцем.

Российского гражданства, кстати, ни Рерих, ни его жена никогда не меняли. После смерти супруга Елена Ивановна надеялась вернуться на Родину, но в визах ей с сыновьями было отказано. 5 октября 1955 года не стало и её. Лишь к 100-летнему юбилею художника СССР вслед за ЮНЕСКО признал Н.К. Рериха великой личностью: стали появляться памятники, улицы, музеи, учебные заведения, горы на Земле и звёзды во Вселенной его имени. К счастью, не перестаёт восхищаться достижениями этого уникального человека и сегодняшнее общество – Рерих считал память народную высшим проявлением разума – памятные знаки (мемориальные доски, скульптуры…) открываются и в наши дни.

Зима и лето

С натуры Крымов писал только летом, когда они с женой уезжали загород или гостили у знакомых. Художник всегда подыскивал жилье с балконом, чтобы иметь возможность работать на воздухе и изображать живописные пейзажи.

Зимой же мастер творил по памяти, дополняя реальные картины новыми элементами. Эти работы, как и написанные с натуры, передавали красоту и гармонию природы, ее тайную и явную жизнь. Одно из полотен, которые таким образом создал художник Крымов, — «Зимний вечер» (1919). Даже если не знать названия картины, время суток на ней не вызывает сомнений: тень постепенно накрывает снега, на небе видны розоватые облака. За счет игры цвета и света художник смог передать тяжесть сугробов, под которыми спит земля, игру лучей заходящего солнца, не видимого на полотне, и даже ощущение мороза, подгоняющего путников домой, к теплу очага.

Судьба наследия

В 1981 году, к столетию со дня рождения Фешина, его дочь Ия в принадлежащем ей бывшем доме художника в Таосе основала Институт имени Фешина — с музеем и образовательным центром. После её смерти в 2002 году дом музей был передан частному фонду и сейчас функционирует, выставляя работы местных художников.

Самое большое собрание работ Николая Фешина, в основном включающее его дореволюционные работы, находится в Музее изобразительных искусств Татарстана (Художественная галерея «Хэзинэ» в Казанском Кремле). Собрание включает более 200 работ.

Представительная коллекция живописных произведений Фешина (портреты, пейзаж) экспонируется в залах Чувашского государственного художественного музея.

Большая коллекция собрана в музее Старк в штате Техас — 68 работ. Полотна Фешина хранятся также в Музее американского искусства при Смитсоновском институте в Вашингтоне, Национальной портретной галерее в Лондоне, музее Фрай в Сиэтле, музее Гарвардского университета. Очень много работ оказалось в частных коллекциях.

В декабре 2010 года полотно Фешина «Маленький ковбой» было продано на лондонском аукционе за «сумасшедшие» ?6,9 млн, что сделало его одним из самых дорогих художников России. Специалисты считают эту продажу парадоксальной.

Биография

Николай Фешин родился в Казани 26 ноября 1881 года (по новому стилю) в семье резчика иконостасов.

В четырнадцать лет он поступил в Казанскую художественную школу, где проучился до 1900 года. В 1901 году по рекомендации школы был принят в Академию художеств в Петербурге, в мастерскую Репина, которую окончил в 1909 году. В годы учения изучал жизнь и культуру местных народов, — чувашей и марийцев, — не раз бывал в г. Чебоксары у своих родственников Тепловых, писал их портреты. Его картина «Портрет неизвестной» (1908) в 1909 году была удостоена золотой медали на международной выставке в Мюнхене и приобретена музеем Академии Художеств, а конкурсная программная работа «Капустница» принесла Николаю Фешину звание художника и право на пенсионерскую поездку за границу. Художник ограничился заграничной поездкой летом 1910 года, окончившейся в Париже, в поездке его сопровождала Н. М. Сапожникова (1877—1944) — представительница казанской купеческой династии, которая сама занималась живописью, и была моделью и меценатом Фешина. По собственным воспоминаниям, он настолько устал от новых впечатлений, что по результатам поездки не смог представить Академии отчётной работы, и был лишён пособия на следующий год.

В 1909 году Фешин вернулся в Казань и стал преподавателем в местной художественной школе.

В живописи Николая Фешина 1900-х годов доминировал импрессионизм. Его картины были динамичны, красочны и реалистичны. Примером таких работ могут служить «Черемисская свадьба» (1908), (проданная американским музеем в 2011 году на аукционе неизвестному за 3,3 млн долл.) и «Обливание» (1911), в Музее изобразительных искусств Республики Татарстан в Казани.

С 1910 года художник регулярно участвовал в международных выставках в Европе и США. В 1916 году Николай Фешин стал членом ТПХВ и получил звание академика живописи. В 1913 году он женился на Александре Белькович — дочери директора Казанской художественной школы, в 1914 году у них родилась дочь Ия.

Наиболее значительные произведения художника были написаны в период с 1910 по 1920 годы. Особенно он знаменит своими портретами, к которым относятся «Портрет Вари Адоратской» (1914), «Портрет Н. М. Сапожниковой» (1916) и «Портрет отца» (1918). С 1919 года произведения Фешина начинает приобретать Казанский музей изобразительного искусства: по инициативе П. М. Дульского было приобретено три полотна. Дульский же в 1921 году издал первую биографию Фешина, содержащую также анализ его живописи. В годы Гражданской войны Фешин в основном зарабатывал писанием портретов, а также росписью кустарных шкатулок. Работавшие в Казани представители АРА, а также бывший ученик, работавший тогда в ЦК РКП(б), помогли Фешину перебраться в США. Перед отъездом он передал свои крупные полотна в музей.

С 1923 года художник жил в Нью-Йорке. Он имел большой успех как портретист, в частности, написав Лиллиан Гиш в образе Ромолы — героини Джордж Элиот. В Нью-Йорке у него развился туберкулёз, и врачи посоветовали ему переехать в местность с более сухим климатом. С 1927 года художник поселился в Таосе (штат Нью-Мексико), где построил дом-студию с «неофольклорной» резьбой собственного исполнения. В 1931 году Фешин получил американское гражданство.

В 1936 году И. Ильф и Е. Петров во время своей поездки по США случайно встретились в Таосе с супругой Фешина, беседу с которой они описали в книге «Одноэтажная Америка»:

В конце 1930-х годов Фешин стал путешествовать по Мексике, Японии и Индонезии, снимал студию в Пасадене, затем в 1947 году окончательно переселился в Санта-Монику.

Умер Николай Фешин в Санта-Монике (ныне пригород Лос-Анджелеса) 5 октября 1955 года во сне. Усилиями его единственной дочери Ии Николаевны Фешиной-Бренхам (1914—2002) в 1976 году прах Н. И. Фешина был перезахоронен в Казани.

В поисках утраченного дома: Россия

Николай Фешин с 13 лет, по сути, не имел дома и жил один. Привыкнуть к семейной жизни поначалу было непросто. Иногда казалось, что ничего не получится. Но получилось, период взаимных притирок завершился, родилась дочь Ия – и это еще больше сплотило молодых. С той поры, как он обосновался в Казани, Фешин писал очень много портретов. Любимыми героями были жена, дочь, отец.

В Первую мировую войну связи с заграницей оборвались, возникли проблемы с реализацией картин. Жена настояла на покупке домика в лесу под Казанью. Там и спасались от житейских и общественных бурь. В 1917 году Фешин не сразу понял, что меняется вообще всё. Благодаря протекции учеников ни его, ни семью не трогали. Впрочем, не от всего могли защитить ученики. В 1919 году от тифа умер отец художника, через пару месяцев – мать. Да и привычными темами ограничиться не удалось, с 1918 года приходилось выполнять и политические заказы.

В 1921 году в Казань прибыла Американская ассоциация помощи. Фешин понимал, что его проблемы – нет хороших красок, нет возможности писать то, то хочется, – это практически золотая жизнь по сравнению с проблемами, возникающими у многих вокруг. В любой момент всё может стать иначе и для него, и семьи, почвы под ногами нет. «Мои корни здесь, но я потерял энергию работать, желание жить» . Через ассоциацию он связывается со Стиммелом и сообщает о своем желании уехать в США. Судьба благоволит художнику. Множество людей прикладывают множество усилий для того, чтобы оформить все документы с американской стороны, множество людей помогают ему в России. На сбор документов и хождение по инстанциям в Казани понадобился год.

Деятельность

Когда Георгию Плеханову было 24 года он обосновался в Швейцарии, где спустя 3 года смог создать первую российскую марксистскую организацию – группу «Освобождение труда». Параллельно с этим он продолжал заниматься самообразованием.

Плеханов посещал лекции в Сорбонне и Женевском университете, а также общался и вел переписку с европейскими политиками. Позже он наладил связь с единомышленниками в Петербурге, благодаря чему здесь начали печатать его труды под разными псевдонимами.

Ключевыми работами Плеханова, того периода биографии, считаются: «К вопросу о роли личности в истории», «Анархизм и социализм» и «Основные вопросы марксизма». В них автор пропагандировал идеи социал-демократии и подвергал критике народничество.

Плеханов в 1870-е годы

Георгий Плеханов оставил определенный след в экономике считая, что стоимость обусловливается трудом, затраченным на производство. Мужчина глубоко изучал роль рабочего класса в жизни России, называя его движущей силой развития страны.

В 1898 г. революционер был в числе основателей Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП), которая была создана на съезде в Минске. В 1900-1903 гг. он участвовал в образовании знаменитой газеты «Искра».

В 1903 г. на II съезде РСДРП произошел раскол на 2 политсилы: большевиков и меньшевиков, сохранившийся вплоть до полного разделения в 1917 г. Таким образом Георгий Плеханов отстранился от большевиков, после чего расстался с Лениным и стал одним из руководителей меньшевиков.

В последующие годы биографии Плеханов неоднократно подвергал критике взгляды Владимира Ленина, а также нелестно отзывался о его «Апрельских тезисах». Более того, он называл тезисы лидера большевиков – «бредом».

Находясь в эмиграции, Георгий Валентинович не имел возможности участвовать в революционных движениях в Российской империи, являясь при этом сторонником вооруженного госпереворота и свержения царизма в стране. И только Февральская революция 1917 г. позволила ему возвратиться на родину после 37 лет изгнания.

Вернувшись домой Плеханов по ряду причин не был избран в Исполком Петроградского совета. В итоге, ему пришлось довольствоваться редактированием собственной газеты «Единство», в которой он издавал политические статьи и дискутировал со своими оппонентами.

К Октябрьской революции теоретик отнесся негативно, поскольку считал, что Россия еще была не готова к социалистической революции. В своих речах он заявлял, что если вся власть окажется в руках одной партии, это может привести к трагическим последствиям.

Жизнь после любви

Жена, Александра Белькевич, была единственной любовью Николая Фешина. И когда она потребовала развод, мир рухнул. Есть версия, что Александра захотела самостоятельности, мечтала проявить себя как писатель. Она действительно написала две книги, достаточно хорошего уровня, но славы и богатства они ей не принесли. Впрочем, был еще один фактор. Александра увлеклась молодым поэтом Спадом Джонсоном.

Отношения с ним в серьезные так и не переросли. А дальше… Дочь не могла простить матери ее предательство и осталась с отцом. Они уехали в Нью-Йорк, где им пришлось учиться самим решать бытовые вопросы, которыми всегда занималась Александра. Она же оказалась без средств к существованию. Не в силах платить за отопление отстроенного мужем дома, она снимала дешевое жилье, ела бесплатно в ресторане, хозяин которого раз в год приходил в дом и выбирал любую из картин Фешина. Сам Фешин неоднократно пытался вернуться и восстановить отношения, но это так и не удалось.

Тем не менее, жизнь после любви была: он подолгу путешествовал, побывал в Мексике, на Бали, в Японии. Впрочем, страстью путешествия для него не стали, и последние двадцать лет жизни он жил и работал в Санта-Монике. Писал портреты, преподавал ученикам, гулял со своей собакой и переписывался с дочкой. В письмах брату говорил, что жалеет об отъезде из России. Хотя очень может быть, что это была не столько эмигрантская тоска по родине, сколько тоска по жизни, о которой он мечтал: жизни в настоящем доме, с любимыми людьми рядом. Умер Николай Фешин во сне, оставив на мольберте неоконченный пейзаж.

Николай Иванович Фешин родился 26 ноября (08 декабря по новому стилю) 1881 г. в Казани.

Его отец, Иван Александрович Фешин, занимался резьбой и золочением иконостасов, держал собственную мастерскую. Мать мальчика звали Прасковья Викторовна Фешина (в девичестве Чистова).

Примерно в это же время у Коли проявился художественный талант. С 9 лет мальчик начал работать в мастерской отца, помогая выполнять заказы. Талантливый, но не имевший предпринимательской хватки, Иван Александрович вскоре разорился. Семья жила в большой нужде.

Начальное образование Николай получил в городской публичной школе. А в 1895 г. прошёл отбор в только открывшуюся местную художественную школу.

К этому времени родители мальчика развелись. Мать уехала к родственникам в Кострому, отец тоже уехал, и 14-летний Коля остался один. Он жил впроголодь, иногда подрабатывал и учился рисовать. Изредка подростку помогал дядя по отцовской линии.

Первые успехи и этапы развития

Уже в 1906 году его картина «Крыши под снегом» оказалась настолько хороша, что её приобрел Васнецов Аполлинарий Михайлович, педагог училища. Ещё через год по предложению Валентина Серова, который был тогда членом попечительского совета Третьяковской галереи, произведение талантливого ученика поступило в коллекцию музея. Ко времени окончания МУЖВЗ в 1911 году, Николай Крымов уже был известным живописцем.

Николай Крымов. Крыши под снегом, 1906

Творчество выдающегося пейзажиста искусствоведы условно делят на такие промежутки:

Заметный след в его творчестве принадлежит «звенигородскому периоду». Каждое лето с 1920 по 1927 год Крымов отправлялся в подмосковный Звенигород. Окрестности города были связаны с Исааком Левитаном, которого Николай Петрович считал своим самым любимым художником и даже учителем, хотя непосредственно у него он не учился. Крымов увлеченно писал здесь природу и картины, посвященные теме русской деревни.

Основная информация

ID

13629959

Можно редактировать:нет

Можно скрыть настройками приватности:нет

Уникальный идентификатор пользователя, определяется при регистрации ВКонтакте.

Домен

id13629959

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению:нет

Можно скрыть настройками приватности:нет

Домен служит для установки красивой запоминающейся ссылки на страницу пользователя ВКонтакте.

Имя

Александр

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению:да

Можно скрыть настройками приватности:нет

Фамилия

Фешин

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению:да

Можно скрыть настройками приватности:нет

Отчество

не указано

Можно редактировать:нет

Обязательно к заполнению:нет

Можно скрыть настройками приватности:нет

ВКонтакте больше нельзя редактировать отчество для пользователей, у которых оно не было указано ранее.

Пол

мужской

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению:да

Можно скрыть настройками приватности:нет

Дата рождения

19 ноября 1971

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению:да

Можно скрыть настройками приватности:да

ВКонтакте присутсвует возможность скрыть дату рождения полностью или частично (при этом будут отображены только день и месяц рождения).

Николай Фешин картины с названиями

Миссис Фешина с дочерью

Ия с дыней. Портрет дочери.

Ия

Наиболее значительные произведенияхудожника были написаны в период с 1910 по 1920 годы. Особенно он знаменит своими портретами, к которым относятся «Портрет Вари Адоратской» (1914), «Портрет Н. М. Сапожниковой» (1916) и «Портрет отца»(1918). С 1919 года произведения Фешина начинает приобретать Казанский музей изобразительного искусства: по инициативе П. М. Дульского было приобретено три полотна. Дульский же в 1921 году издал первую биографию Фешина, содержащую также анализ его живописи. В годы Гражданской войны Фешин в основном зарабатывал писанием портретов, а также росписью кустарных шкатулок. Работавшие в Казани представители АРА, а также бывший ученик, работавший тогда в ЦК РКП(б), помогли Фешину перебраться в США. Перед отъездом он передал свои крупные полотна в музей.

С 1923 года художник жил в Нью-Йорке. Он имел большой успех как портретист, в частности, написав Лиллиан Гиш в образе Ромолы — героини Джордж Элиот. В Нью-Йорке у него развился туберкулёз, и врачи посоветовали ему переехать в местность с более сухим климатом. С 1927 года художник поселился в Таосе (штат Нью-Мексико),где построил дом-студию с «неофольклорной» резьбой собственногоисполнения. В 1931 году Фешин получил американское гражданство.

В 1936 году И. Ильф и Е. Петров во времясвоей поездки по США случайно встретились в Таосе с супругой Фешина, беседу с которой они описали в книге «Одноэтажная Америка»: «Она уехала в двадцать третьем году из Казани. Муж ее — художник Фешин, довольно известный в свое время у нас. Он дружил с американцами из «АРА», которые были на Волге, и они устроили ему приглашение в Америку. Он решил остаться здесь навсегда, не возвращаться в Советский Союз. Этому главным образом способствовал успех в делах. Картины продавались, денег появилась куча. Фешин, как истинный русак,  жить в большом американском городе не смог, вот и приехали сюда, в Таос. Построили себе дом, замечательный дом. Строили его три лета, и он обошелся в двадцатьтысяч долларов. Строили, строили, а когда дом был готов, — разошлись. Оказалось, что всю жизнь напрасно жили вместе, что они вовсе не подходят друг к другу. Фешин уехал из Таоса, он теперь в Мексико-сити. Дочь учится в Голливуде, в балетной школе. Миссис Фешина осталась в Таосе одна. «

В конце 1930-х годов Фешин стал путешествовать по Мексике, Японии и Индонезии, снимал студию в Пасадене, затем в 1947 году окончательно переселился в Санта-Монику. Умер Николай Фешин в Санта-Монике (ныне пригород Лос-Анджелеса) 5 октября1955 года во сне. Американская печать откликнулась на смерть фразой «умер бог  живописи…».

Усилиями его единственной дочери Ии НиколаевныФешиной-Бренхам (1914—2002) в 1976 году прах Н. И. Фешина был перезахоронен в Казани

Краткая биография

  1. По результатам вступительных испытаний в Императорскую Академию художеств Николай занял второе место.
  2. Академия помогала нуждающимся талантливым студентам. Фешин не платил за обучение, обедал в бесплатной столовой, участвовал в конкурсах. В свободное время подрабатывал иллюстрациями, рисовал эскизы для афиш, программок, билетов. На лето уезжал к родственникам в родные края, собирал художественный материал.
  3. В 1903 г. стал студентом мастерской И. Е. Репина. Она была самой многочисленной и популярной в Академии, и Илья Ефимович редко брал новых учеников, но Фешина взял.
  4. В 1904 г. совершил путешествие в Сибирь.
  5. В 1907 г. из-за конфликта с руководством Репин ушёл из Академии, и Николай остался без Учителя. За последние 2 года обучения Фешин сумел выработать свой индивидуальный стиль, много экспериментировал, изобрёл свой собственный грунт.
  6. Первой работой художника, в которой выразились новые художественные приёмы Фешина, стала «Черемисская свадьба», написанная в 1908 г. На выставке 1909 г. эта картина завоевала I премию им. Куинджи.
  7. В 1908 г. Николай написал «Даму в лиловом». Она принесла автору малую золотую медаль на международной выставке в Мюнхене. После этого картины художника регулярно участвовали в заграничных выставках – в Европе и Америке.
  8. Дипломной работой художника в 1909 г. стала «Капустница». За неё он получил медаль и стипендию, позволяющую совершить заграничную поездку.
  9. В 1910 г. он отправился в Берлин. Затем побывал в Мюнхене, Вероне, Венеции, Милане, Падуе, Флоренции, Риме, Неаполе, Вене. Во время путешествия он не писал, а копил впечатления. В конце художник приехал в Париж, намериваясь остаться там учиться, но после долгих 13 лет обучения понял, что не в силах учиться снова, и решил вернуться. В поездке его сопровождала художница и ученица Надежда Михайловна Сапожникова.
  10. По возвращении в Казань Николай устроился преподавать в местную художественную школу. Ученики его любили за то, что он не теоретизировал, а показывал всё на практике, работая за мольбертом вместе со всеми.
  11. В этот период художник писал много портретов. Особое место среди них занимает «Портрет Вари Адоратской» 1914 г. Его называют одним из самых блистательных детских портретов в русской и мировой живописи.
  12. В том же году живописец закончил работу над жанровой картиной «Обливание», в которой смог с помощью особых приёмов передать ощущение действия.
  13. В 1916 г. он стал членом «Товарищества передвижных художественных выставок», но сотрудничать с передвижниками он начал раньше – в 1912 г.
  14. После революции, которую Фешин принял без энтузиазма, он с семьёй поселился в посёлке Васильево, недалеко от Казани. При новой власти художник писал портреты политиков, осваивал жанр миниатюры, скульптуру, работал над декорациями для театральных постановок.
  15. В 1919 г. живописец создал жанровое полотно «Бойня», одно из самых больших по формату в творчестве мастера.
  16. В 1923 г. Фешин с семьёй эмигрировал в Америку. С помощью американских и русских друзей за год он собирал необходимые документы. Фешины поселились в Нью-Йорке в специально подобранной для них квартире.
  17. Одной из первых американских работ живописца стал «Портрет Джека Хантера», написанный в благодарность за оказанную помощь в организации переезда художника в США.
  18. Николай быстро включился в нью-йоркскую художественную жизнь, вёл мастер-класс для других художников, преподавал в Академии искусств (жена на этих занятиях выступала в качестве переводчика), участвовал в выставках.
  19. В 1924 г. прошла персональная выставка художника в Чикаго.
  20. В 1925 г. состоялась очень успешная персональная выставка в Нью-Йорке.
  21. В 1927 г. из-за обнаруженного у Фешина туберкулёза семья перебралась в Таос, место с более благоприятным климатом. Они купили там участок земли с двумя домами, поселились в маленьком, а большой Фешин лично перестраивал в течение 6 лет.
  22. В 1931 г. Николай получил американское гражданство.
  23. В 1934 г. после расставания с женой и отъезда из Таоса Фешин с дочерью переехал в Калифорнию. Там в галерее Стендаля он стал преподавателем художественных классов.
  24. В 1936 г. на полгода уехал в Мексику, где познакомился с Диего Риверой.
  25. В 1938 г. совершил путешествие на Бали, затем отправился в Японию.
  26. Последние годы художник жил и работал в Санта-Монике. Писал в основном заказные портреты и пейзажи, занимался рисунком, давал частные уроки рисования.
  27. В 1953 г. написал автобиографию, которая была опубликована лишь частично на английском языке.
  28. 5 октября 1955 г. Николай Иванович Фешин скончался во сне. В 1976 г. дочь исполнила его последнюю волю и перезахоронила прах отца в Казани.

Художник Николай Фешин

В поисках утраченного дома: Америка

1 августа 1923 года семья Фешиных впервые увидела небоскребы Нью-Йорк. Его встречают, его ждут, он уехал с любимой женой и дочерью. Конечно, эмиграция в любом случае задача не из простых, но разве можно сравнить условия, в которые попал Николай Фешин после отъезда, с драмой Зинаиды Серебряковой, к примеру?

Фешин моментально включился в художественный процесс в США. Он снова много писал, был организован класс, в котором он преподавал другим художникам, также вел занятия для студентов в Академии искусств при Гранд Сентрал Галлерис (правда, был этим недоволен, жаловался, что, когда он что-то подправляет на ученическом холсте, его немедленно просят поставить автограф!). Жена на занятиях выступала как переводчик.

Заключение

Николай Иванович Фешин был выдающимся русско-американским художником, виртуозным живописцем, мастером рисунка, замечательным скульптором и резчиком по дереву, прекрасным педагогом.

Николай Иванович Фешин

Жизнь его богата взлётами и падениями, он познал нищету и благополучие, потерю и обретение дома, большую любовь и трагический разрыв.

Один из лучших учеников Репина, Фешин создал свой уникальный, неповторимый стиль. Его работы сочетают в себе черты реализма, импрессионизма и модерна. Они отличаются фактурной и свободной манерой письма, необычной цветовой гаммой, оригинальной композицией, полуабстрактностью фона и фотографической точностью лиц на портретах.

Творческое наследие художника насчитывает около 2000 работ, которые находятся в музейных и частных коллекциях в России, Америке и других странах.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: