Скульптура «Девушка с веслом»: авторы, история скульптуры, фото
Символ “Гипсового” соцреализма, скульптура “Девушка с веслом”, пережила сотни перерождений и перевоплощений. Воспетая поэтами советской эпохи, украшающая сотни парков СССР, самая первая скульптура была создана скульптором Иваном Шадром еще в далеком 1935 году. Первая “версия” была высотой 12 метров и предполагалась для украшения парка Горького. Критика отнеслась к произведению с большим предубеждением. Поэтому, простояв в столичном парке меньше полугода, за “холодное отношение к форме и содержанию” ее отправили в ссылку. Теперь она украшала Луганский городской парк.
Интересна история модели, позировавшей скульптору. Вера Волошина была достаточно известной спортсменкой и весьма скромной девушкой. Стесняясь позировать обнаженной, она настояла на том, чтобы во время работы в мастерской присутствовала жена мастера. Известно также, что Вера мужественно сражалась во время войны в партизанском отряде и погибла, выполняя очередное боевое задание в тылу.
Шадр создал второй вариант скульптуры. На этот раз она была на 4 метра ниже, поза ее стала свободнее, критика приняла новую версию достаточно нейтрально, статуя осталась в столице.
Коллега Шадра – Ромуальд Иодко – также был вдохновлен идеей создания образцовой скульптуры для украшения парка. Работа Иодко была менее монументальной и более “живой”. Девушка изображена в спортивных трусах и купальном бюстгальтере. Изменена и поза девушки: опирается модель только на одну ногу, вторая немного согнута в колене, отведена в сторону. Таким образом автору удалось сделать скульптуру более “спортивной”.
Оба автора пытались соединить в своих произведениях идею женственности и здоровья, активной жизненной позиции и мягкости. С несомненным талантом и Шадр, и Иодко создали очень непохожие, но объединенные одной идеей работы, по-настоящему украшавшие парки и стадионы СССР. Идеальные женские фигуры подчеркивались точными линиями весла (в античной скульптуре этому служило изображение копья в руках богов или богинь). В работе Шадра так и вовсе можно усмотреть прямое заимствование постановки фигуры в искусстве античной скульптуры.
В дальнейшем скульпторы всей необъятной страны получали заказы на копии и свои версии “скульптуры молодой физкультурницы”. Большинство копий и версий, увы, не выдерживают критики. Созданные образы отличаются тяжеловесностью и отсутствием женственности. Идея Шадра и Иодко была уничтожена в новых воплощениях. Со временем “Девушка с веслом” становится символом безвкусицы и пошлости. Утрированно спортивная фигура, отсутствующее выражение лица, формальный подход к внутреннему содержанию работы – все это превратило реплики работ талантливых скульпторов в откровенную нехудожественную халтуру.
В настоящее время бронзовую копию “Девушки” можно увидеть в Третьяковской галерее. Оригинал, стоявший в парке Горького, был полностью уничтожен прямым попаданием бомбы во время Великой Отечественной войны.
Отсутствием чего отличалась первая скульптура Ивана Шадра «Девушка с веслом»?
«Девушка с веслом» — общее название скульптур, выполненных в разное время скульпторами Иваном Шадром и Ромуальдом Иодко, ставшее нарицательным для обозначения подобных им гипсовых статуй («гипсового соцреализма»), которые в советское время украшали парки культуры и отдыха.
Иван Дмитриевич Шадр (настоящая фамилия — Иванов; 30 января (11 февраля) 1887, Такташинское, ныне Курганская область — 3 апреля 1941, Москва) — русский советский художник, скульптор-монументалист, представитель направления «академический модерн».
В своем творчестве Иван Шадр искал пути создания монументальной реалистической скульптуры. Многочисленные мемориальные сооружения, созданные им в 1910—1930-х годах, были посвящены преимущественно жертвам Первой мировой войны. Они связаны с традициями модерна и национально-романтических течений, отличаются тягучими, тяжеловесными ритмами, пристрастием к метафорическому осмыслению мотива человеческого тела, застывающего в мёртвой материи камня или высвобождающегося из него, иногда — использованием элементов народной архитектуры. Среди его ранних работ выделяется проект «Памятника Мировому страданию» (1916). Позднее эта работа преобразовалась в ещё более грандиозный проект «Памятника человечеству».
В 1934 году Шадр начал работу над скульптурой «Девушка с веслом». По легенде, основной моделью скульптора стала Вера Волошина, студентка Московского института физкультуры. Скульптура изображала обнажённую девушку-спортсменку во весь рост с веслом в правой руке. Фигура девушки отличалась мощной пластикой форм и динамикой в повороте торса и головы; форма головы была чётко обрисована, волосы очень туго натянуты и закручены в два «рожка», лоб и затылок полностью открыты.
Скульптура Девушка с веслом — один из классических символов советской эпохи. Без гипсовой копии этого изваяния трудно было представить себе пионерский лагерь или профсоюзную базу отдыха. Производство Девушек поставили на поток ещё в 30-е годы прошлого века, чтобы приобщить к культуре и искусству широкие пролетарские массы.
Впрочем, ни к культуре, ни к искусству подобные статуи отношения не имели. Грузные дамы в трусах и майках или строгих купальниках вряд ли соответствовали понятиям о прекрасном. Зато были идеологически выдержаны — считалось, что эти довольно скромные скульптуры являются наиболее правильным олицетворением советской женщины-спортсменки.
- волос
- одежды
- постамента
- весла
Правильный ответ: одежды.
Самое ранее упоминание о «Девушке с веслом» историки обнаружили в газете «Советское искусство» № 33 от 17 июля 1935 года.
Скульптуры Ромуальда Иодко и их бесчисленные копии
Коллега Шадра Ромуальд Иодко ещё в 1935 году создал скульптуру, которая и стала прототипом для тиражирования, вопреки распространенному мнению о том, что копировались преимущественно статуи Шадра. Скульптура изображает женщину в купальнике, опирающуюся на весло.
Можно сказать, что вариант «Девушки с веслом» Ромуальда Иодко, выполненный из гипса, и послужил прототипом для множества образцов так называемого гипсового соцреализма, которые буквально заполонили парки культуры и отдыха по всей территории Советского Союза. Это легко объясняется кампанией по поощрению советского спорта, в рамках которой многочисленные скульпторы со всей страны старались проявить себя. Кроме того, скульптура Иодко была более «спортивной» и на ней присутствовала одежда, а ваять такие фигуры было куда безопаснее, чем следовать примеру Шадра.
Заведующая отделом скульптуры 20-го века Третьяковской галереи Людмила Марц поясняет: «Каждый мелкий начальник в каждом маленьком городке хотел свою собственную «Девушку с веслом». Идеальные женские фигуры, сотворенные Шадром и Иодко, в новых воплощениях стали тяжеловесными и мужеподобными. Таким образом, символ активной жизненной позиции, здоровья, нового прекрасного времени и коммунизма после многократного копирования бездарными скульпторами превратился в символ безвкусицы и посредственности.
Тем не менее, в 2011 году в Парке Горького в Москве была установлена обнаженная фигура «Девушка с веслом», которая является копией исходной статуи Ивана Шадра. Благо, сохранилась ее уменьшенная версия из гипса, которая в 1950-х годах была переведена в бронзу и находится в Третьяковской галерее. Именно она послужила основой для воссоздания первоначального творения Шадра, украшавшего парк в течение всего полугода. Советская чемпионка по гребле Юлия Аникеева, автор идеи о возвращении скульпторы, считает восстановленную «Девушку с веслом» одновременно напоминанием о советской спортивной доблести и укором коммунистическим нравам.
Все новости рубрики
- В возрасте 78 лет от тяжелой болезни ушел из жизни народный артист РФ Геннадий Богачев
- Экскурсоводов-нелегалов «выдворили» из центра Культурной столицы
- Организаторы перенесли концерт Киркорова в Петербурге, запланированный на Пасху
- Минкульт РФ не стало продлевать контракт с худруком БДТ имени Товстоногова Могучим
- Актер Молодежного театра на Фонтанке, снявшийся в «Улицах разбитых фонарей», скончался на 60-м году жизни
- 14 апреля 2023, 09:18
- В Петербурге перед началом майских праздников растет спрос на официантов и мангальщиков
- 13 апреля 2023, 18:54
- Петербургские ученые создали «умную» одежду, вырабатывающую энергию
- 13 апреля 2023, 18:39
- Петербуржцы с трудом находят поликлиники, где можно привиться от коронавируса
- 13 апреля 2023, 17:08
- Пистолет, из которого школьник отрыл стрельбу на Науки, оказался пластмассовым
- 13 апреля 2023, 15:51
- Фонтан «Луч» в парке 300-летия обворовали прямо перед началом летнего сезона
- 03 апреля 2023, 10:01
- «Премии, уважение, признание»: петербуржцы рассказали, что их больше всего мотивирует работать
- 02 апреля 2023, 17:42
- Петербуржцам рассказали, каким категориям граждан следует ограничить употребление бананов
- 02 апреля 2023, 16:22
- В Петербурге в начале апреля наблюдается аномальное количество снега
- 02 апреля 2023, 14:17
- На Невском проспекте за 14,7 млн рублей установят вазоны с декоративными яблонями
- 30 марта 2023, 11:18
- В Петербурге любитель гонок уходя от погони устроил ДТП и остановился только после предупредительного выстрела
- 30 марта 2023, 09:58
- Владимиром Путиным был подписан указ о проведении в Москве Международной выставки-форума «Россия»
- 30 марта 2023, 08:50
- В Комтрансе рассказали об изменениях в законодательстве, связанных с зонами платной парковки в Петербурге
- 29 марта 2023, 18:35
- В Смольном заявили о намерении предоставлять многодетным семьям по два парковочных разрешения
- 29 марта 2023, 16:30
- Миллиардер Мирилашвили перестал быть собственником трех крупных ТРК Петербурга
- 29 марта 2023, 15:49
- В Петербурге скончался школьник, экстренного госпитализированный из вестибюля метро с сильным отравлением
- 23 марта 2023, 20:08
- Путешественник Федор Конюхов собирается побить два мировых рекорда в полете на воздушном шаре
- 23 марта 2023, 19:11
- Петербуржцам рассказали, как защитить детей от туберкулеза
- 23 марта 2023, 17:47
- Зоозащитница рассказала, как можно было бы решить дефицит площадок для выгула собак в Петербурге
- 21 марта 2023, 20:14
- Петербуржцы спорят о появлении «улицы Беглова» в Выборгском районе
- 21 марта 2023, 18:30
- Психолог объяснила, почему конфликты на работе — это нормально
предыдущая |
|
следующая |
- Территория у Мариинского дворца на выходных превратилась в съемочную площадку для команды сиквела «Майора Грома»
- Петербургские власти определились, как и где должны выступать уличные музыканты
- Раз в месяц пенсионеры смогут бесплатно посмотреть экспонаты в Русском музее
- Жителям намывов Васильевского острова рассказали, где весело и с пользой провести свободное время
- Сын Боярского объяснил, насколько правдивы слухи о завершении карьеры его отца
- Пистолет, из которого школьник отрыл стрельбу на Науки, оказался пластмассовым
- Фонтан «Луч» в парке 300-летия обворовали прямо перед началом летнего сезона
- «Премии, уважение, признание»: петербуржцы рассказали, что их больше всего мотивирует работать
- Петербуржцам рассказали, каким категориям граждан следует ограничить употребление бананов
- В Петербурге в начале апреля наблюдается аномальное количество снега
- На Невском проспекте за 14,7 млн рублей установят вазоны с декоративными яблонями
- В Петербурге любитель гонок уходя от погони устроил ДТП и остановился только после предупредительного выстрела
- Владимиром Путиным был подписан указ о проведении в Москве Международной выставки-форума «Россия»
- В Комтрансе рассказали об изменениях в законодательстве, связанных с зонами платной парковки в Петербурге
- В Смольном заявили о намерении предоставлять многодетным семьям по два парковочных разрешения
- Миллиардер Мирилашвили перестал быть собственником трех крупных ТРК Петербурга
- В Петербурге скончался школьник, экстренного госпитализированный из вестибюля метро с сильным отравлением
- Путешественник Федор Конюхов собирается побить два мировых рекорда в полете на воздушном шаре
- Петербуржцам рассказали, как защитить детей от туберкулеза
- Зоозащитница рассказала, как можно было бы решить дефицит площадок для выгула собак в Петербурге
- Петербуржцы спорят о появлении «улицы Беглова» в Выборгском районе
- Психолог объяснила, почему конфликты на работе — это нормально
предыдущая |
|
следующая |