Введение
На протяжении столетий богатейшая культура Японии и Китая развивалась почти в полной изоляции от Европы и России. Более или менее активное взаимодействие с Китаем началось только в XVIII веке, с Японией — и того позднее, во второй половине XIX века. Однако это не помешало самобытному искусству Восточной Азии занять достойное место в мировой истории.
Китайское искусство формировалось совершенно иначе, чем европейское. В нем не было последовательной смены разных стилей, да и сами стили отличались не столько творческим методом, сколько применением тех или иных материалов и технических приемов.
Китайские мастера много внимания уделяли теоретическим вопросам: в трактатах об искусстве, например, описаны восемнадцать видов контурных линий и шестнадцать видов мазков, подходящих для изображения гор.
Китайская художественная традиция основана на созерцании природы. Личность художника в ней имеет второстепенное значение, а искусство не так подвержено внешним влияниям, как европейское. Живописец в Китае не столько выражал себя, сколько запечатлевал окружающий мир, стараясь передать всю его сложность и красоту. Стили при этом различались не манерой письма, а тем, какое именно состояние пейзажа требовалось изобразить: «бегущий поток», «бамбуковый лист на ветру», «небеса, прояснившиеся после снегопада»
Живопись
Изобразительному искусству Поднебесной более 6000 лет. На керамике древнего Китая изображения зверей и птиц, людей и растений. Обнаружены изображения на оштукатуренных и каменных стенах, на бамбуковых свитках и на шелках. В эпоху правления Цинь и Хань возникла фресковая живопись. Расписывались стены дворцов и погребальных комплексов. С III века в стране развивался буддизм, пришедший по Великому Шёлковому пути. В пещерах и на скалах сохранились изображения Будды.
Картины китайских художников от картин европейцев отличает символизм. Вместо игры теней — контрастные линии. Передача на картине внешнего сходства с оригиналом — не главное. Важен аспект внутреннего состояния художника и духовное содержание изображения. Китайские картины нужно уметь читать и разгадывать.
В живописи популярны жанры:
- пейзаж с изображением флоры и фауны;
- цветы;
- портретная живопись.
Картины пишут на мягкой пористой бумаге из риса, бамбука, конопли.
Яндекс.Картинки
Они придумали и широко использовали свиные туалеты
Вплоть до промышленной революции основными источниками пропитания на всей планете, в том числе и в Китае, оставались земледелие и животноводство. Но в определённый момент в Китае перестало хватать еды даже для того, чтобы обеспечить собственные нужды, не говоря уже об откорме домашних животных. И тогда находчивые древние китайцы изобрели «свиной туалет». Это по сути обычный туалет, только выгребная яма в нём соединена со свинарником посредством жёлоба или отверстия. Таким образом свиньи утилизируют человеческие фекалии, поедая их. Это одна из самых старых китайских традиций. Наиболее ранние свиные туалеты были найдены в захоронениях периода династии Хань — 206 год до н. э. — 220 год н. э. Сегодня власти Китая настоятельно не рекомендуют использование свиных туалетов, потому как употребление в пищу такой свинины несёт значительный риск для здоровья человека. Однако, в некоторых отдалённых северных провинциях, они используются до сих пор.
Производство бумаги
Для тех лет технология была довольно непростой: китаец создал смесь из воды и волокон древесины, после чего прижал ее специальной тканью. Благодаря переплетениям ткани образовавшаяся субстанция просочилась наружу — так появилась первая бумага. К сожалению, неизвестно, что именно было написано Цай Лунем на первом листе.
После изобретения Цай Луня процесс производства бумаги стал быстро совершенствоваться. Стали добавлять для повышения прочности крахмал, клей, естественные красители и т. д. В начале VII века способ изготовления бумаги становится известным в Корее и Японии. А спустя еще 150 лет через военнопленных попадает к арабам.
В VI-VIII веках производство бумаги осуществлялось в Средней Азии, Корее, Японии и других странах Азии. В XI-XII веках бумага появилась в Европе и быстро заменила животный пергамент.
Литература
Как и у большинства других народов, одними из первых литературных жанров в Китае стали эпические поэмы, оды, культовые песни, а также подвергшиеся переработке народные песни. Долгое время авторы этих произведений не соблюдали каких-либо правил стихосложения. Но к VII веку сформировалась классическая китайская поэзия, требовавшая соблюдения определённых стихотворных форм и рифмы. Одновременно изменилась и тематика произведений, авторы всё чаще обращались к собственным эмоциям и переживаниям.
Поэтическое наследие древнего и средневекового Китая очень велико. Для удобства исследователи поделили китайскую поэзию на несколько групп:
- Панегирики — официальная поэзия, прославлявшая государство и императора;
- Поэзия, в которой излагались основные устои конфуцианства. Авторы, работавшие в данном ключе, часто рассуждали о социально-политической обстановке в стране, войнах и истории. Часто такая поэзия выражала оппозиционные идеи;
- Любовная лирика;
- Поэзия на философские и религиозные темы;
- Пейзажная лирика;
- Стихи-иносказания, рассказывающие какие-либо притчи.
Китайская художественная проза была представлена преимущественно сочинениями философов конфуцианской школы. Литература, представляющая собой аналог современной беллетристики, не пользовалась почётом среди представителей высших слоёв общества. По их мнению, она должна была удовлетворять запросам самых невзыскательных читателей или играть роль простого досуга. Беллетристика той эпохи включала в себя фольклорные сказания, притчи, авантюрные или комические истории, исторические рассказы.
Театр
Китайский театр вырос из религиозных мистерий-карнавалов. Карнавальные традиции существовали не только в Китае, но и по всему миру. Во время религиозных праздников люди надевали костюмы и маски, превращаясь в животных, богов или демонов. На карнавалах часто разыгрывались сценки, изображающие какие-либо мифологические сюжеты. Со временем небольшие театрализованные постановки стали устраиваться во дворцах.
Первые светские театры в Китае стали появляться ещё при династии Хань (206 г. до н. э. — 220 г. н. э.). На специальных аренах разыгрывались представления с участием шутов, акробатов и фокусников. Однако полноценная драматургия, позволившая разыгрывать настоящие театральные постановки, возникла только в XIII веке. Исследователи выделяют в традиционном китайском театральном искусстве две разновидности:
- «Южную драму», включающую исконно китайские культурные элементы. Она могла иметь самую разную структуру, а вокальные партии во время постановки могли исполнять все персонажи пьесы.
- «Северную драму», элементы которой были позаимствованы из Индии и Персии. Пьесы, созданные в рамках данной традиции, всегда имели чёткую структуру, а вокальные партии во время спектакля могли исполнять только главные персонажи.
Традиционный китайский театр — синтетический вид искусства, сочетающий музыку, пение, танец и поэзию.
Немного из истории развития Поднебесной
В развитии различных направлений в искусстве и творчестве древнего и загадочного Китая историки выделяют 5 эпох.
- Эпоха неолита и энеолита (V, IV и III тысячелетия до н.э.). К этому периоду относятся обнаруженные археологами близ селения Яншао в среднем течении р. Хуанхэ керамические изделия. Правильная геометрия находок свидетельствует о высоком уровне мастерства.
- Эпоха Шан (1600-1050 гг. до н.э.) дала начало первому государству. Возникла иероглифическая письменность, получен шёлк, освоено бронзовое литьё. Из камня и слоновой кости изготавливают украшения и ритуальную утварь. Развивается архитектура, скульптура, строятся подземные некрополи.
- В эпоху Чжоу (1050-221 гг. до н.э.) появляются предметы декоративно-прикладного характера, новые ритуальные изделия для некрополей.
- Эпоха Цинь (221-207 гг. до н.э.). Образована единая империя. Совершенствуются литература, живопись, архитектура. Дворцы и скульптуры прославляют нового императора. Проложен Великий Шёлковый путь. Завершено строительство Великой Китайской стены.
В 220 г. н.э. с наступлением эпохи Хань начался ранний средневековый период. В основе культуры законы этики и духовного развития общества. Появление бумаги.
Яндекс.Картинки
Западная Европа с искусством и культурой древнего и средневекового Китая познакомилась в начале XIV века благодаря записям венецианского путешественника Марко Поло.
Терракотовые солдаты Сиань
Без сомнения, когда думаешь о китайских скульптурах, на ум приходят солдаты Сианя. Эти воины представляют собой группу из более чем 8000 фигур терракотовых воинов и лошадей, которые являются частью небесной армии мавзолея. Цинь Ши Хуан, 210-209 год ac, Первый самопровозглашенный император Китая.
Фигуры Они в натуральную величину: их высота составляет 1,80 метра, они оснащены доспехами, также сделанными из терракоты, и в то время у них было настоящее оружие.. Их уникальность в том, что каждый из них имеет разные особенности и характеристики. Есть и женщины. Фигурки яркие и яркие, но после 5 часов пребывания на воздухе краска теряется из-за окисления. Сегодня они все еще ищут технику, позволяющую сохранить эти цвета, но известно, что это не удалось.
Традиции Китая и природа Японии
Китайская национальная живопись получила название гохуа, что в переводе означает «живопись нашей страны». Это очень древнее искусство, неразрывно связанное с развитием каллиграфии. У них можно обнаружить много общего: материалы, инструменты и техника письма — не объемная, а линейная, без использования цветов и светотени.
Традиционная китайская картина написана тушью или акварелью на шелке, хлопке, пеньковой ткани или на специальной бумаге и выполнена в форме свитка, вертикального или горизонтального. Изображение создается с помощью кистей разной толщины, от пяти миллиметров до пяти сантиметров.
Судзуки Харунобу «Две женщины на веранде» (ок. 1750) Пример гравюры укиё-э
Японцы издревле обожествляли природу и воспевали ее как в литературных памятниках, так и в произведениях скульптуры и живописи. Скульптура — самый древний жанр японского искусства: первые идолы«дог у » появились здесь еще за несколько тысяч лет до начала нашей эры. Дальнейшее развитие скульптуры было тесно связано с распространением в Японии буддизма.
Самые древние японские картины представляли собой яркие горизонтальные свитки, на которых изображались в основном пейзажи или сюжеты литературных произведений. Самые ранние из них датированы X веком.
Позже в Стране восходящего солнца приобрела популярность монохромная акварель, а в первой половине XVII века появился жанр цветной ксилографии (гравюры на дереве) — укиё-э (буквально: плывущий мир). На таких гравюрах обычно изображались сцены из повседневной жизни японских горожан.
Архитектурное направление и парки
Архитектура древности представлена в первую очередь жилыми домами обычных людей, а также величественными дворцами знати, в том числе императорскими. Все они по большей части возводились из дерева – это крепкий и гибкий материал, который к тому же обладает высокой сейсмоустойчивостью.
Фундамент представлял собой вбитые в землю балки и возведенный дальше каркас. Пространство между балками заполняли стройматериалами из кирпича, глины и бамбука. Сооружения были увенчаны крышами из яркой черепицы.
Архитектура Древнего Китая
Особенность строительства той эпохи заключается в том, что архитекторы отлично знали габариты будущих деталей, так что создавали их отдельно, а затем собирали воедино. Один большой минус деревянных сооружений – неустойчивость к огню. Именно поэтому многие здания не простояли больше нескольких столетий, погибнув в пожаре или от удара молнии.
Еще одна отличительная черта архитектурных ансамблей в древние времена – сооружения всегда были в комплексе, стояли симметрично относительно главного здания и прекрасно сочетались между собой. Уже тогда в украшении зданий преобладали яркие цвета:
- золотистые крыши;
- красные стены и балки;
- зеленые и синие карнизы;
- монохромный мраморный пол.
Чуть позже в ландшафтной архитектуре развилось также парковое искусство – к зданиям вели тропинки через пышный сад. Они были украшены щебнем, мелкими камнями, разноцветными песочными породами, иногда – с особыми надписями и изображениями.
Но главное – тропы были извилистыми. Дело в том, что китайцы верили, будто злые силы могут перемещаться только по прямой, а петляющие дорожки способны запутать их.
Подробней об устройстве китайского дома читайте здесь.
Они бинтовали девочкам ноги, уродуя их стопы
Этот обычай в Китае был очень широко распространён с начала X до начала XX века, особенно в знатных аристократических семьях. Всё начиналось с раннего возраста, когда стопа у девочек ещё не сформирована полностью. Первые бинтования часто начинали делать осенью или зимой, чтобы холод уменьшил чувствительность к боли и снизил риск инфекции. В процессе формирования «стоп лотоса», который растягивался на несколько лет, девочкам неоднократно приходилось ломать кости стоп и пальцы на ногах. Естественно, подобные процедуры часто приводили к заражениям и некрозу. Впрочем, нередко некроз провоцировали специально, чтобы пальцы на ногах попросту отвалились, это считалось хорошим знаком. Вообще же, сам этот обычай связан с тем, что престиж невесты напрямую зависел от размера ступни. Так как девушки со «стопами лотоса» уже не могли нормально ходить после всех этих процедур, их часто переносили слуги. Таким образом, неспособность девушки к самостоятельному передвижению была свидетельством достатка и обеспеченности её семьи. Ну а обычные, недеформированные ноги ассоциировались с крестьянским трудом и низким происхождением.
Факты, доказывающие, что древний Китай был абсолютно сумасшедшим местом
Скульптурное направление
Археологические исследования нашли на китайских территориях посуду из бронзы, которая относится еще ко 2-му тысячелетию до нашей эпохи. Большинство из них относится ко времени правления семейства Шан. Это особые котелки на трех ножках, которые имитируют фигуры разных животных – слонов, овец, мифических созданий, а также птиц, чудищ.
Древний китайский сосуд
Замысловатые узоры наносились на всю поверхность сосудов. Сами они создавались методом литья: для начала создавали форму из глины, которую затем заливали расплавленным металлом.
К V столетию до н.э. сосуды из бронзы продолжали изготавливать, но немного изменилась их форма и узоры. Форма стала более простой, а в изображениях прослеживались мотивы религиозных обрядов, а также повседневные занятия обычных людей – сбор урожая, охота.
В период Хань, Шан и Цинь принято было вместе с усопшими хоронить погребальные миниатюрные скульптуры: сначала они изготавливались из дерева, затем – из глины, а позже – из керамики. Считалось, что они способны охранять человека на том свете.
Особым памятником скульптуры, который представляет собой погребальные фигуры, является знаменитая Терракотовая армия. Она состоит более чем из восьми тысяч фигур воинов в полный рост, а также шестьсот коней и множество колесниц. Армия была построена в 210 году до н.э. для погребения императора Циня Шихуанди.
Терракотовая армия
Особого внимания заслуживает китайская керамика, появившаяся еще в эпоху неолита. Поначалу это были довольно примитивные сосуды, слепленные вручную или на простейшем гончарном круге. Но на кувшины и прочую посуду наносились причудливых видов искусные узоры с использованием разноцветных красок и различных техник живописи.
Скульптура в творчестве Поднебесной
Скульптурное направление в искусстве Поднебесной начиналось с древней керамики Яншао. Следующий этап — изготовление бронзовых сосудов в форме животных и рыб, птиц и чудовищ. Формы предметов упрощались, изображения передавали религиозные и бытовые сюжеты.
В эпоху Шан усопших стали хоронить с фигурками из дерева, керамики, бронзы. Миниатюрные скульптуры считались охранниками в мире мёртвых. Вместе с императором Цин захоронена скульптурная Терракотовая армия, в составе которой солдаты и оружие, лошади и повозки. Глиняные скульптуры изготовлены в полный рост и с точностью передают формы тел и предметов.
Яндекс.Картинки
Изобразительное искусство
Искусство Древнего Китая стало формироваться во II тысячелетии до н. э. Несмотря на тяжелые времена в истории этой страны оно продолжало жить и развиваться. Сегодня до нас дошло много предметов искусства, которые считаются мировым наследием.
Архитектура и живопись
Архитектура Китая отличается сложностью построек. Уже в I тысячелетии до н. э. в Китае строились двух- и трехэтажные дома. На крыши клали черепицу. Также на все здания крепилась дощечка среднего размера с пожеланиями здоровья, процветания и достатка. Особенность крыш — загнутые вверх углы, считалось, что по таким крышам злые духи не могут попасть внутрь дома.
Китай — очень духовная страна, здесь строилось много храмов, монастырей, пагод. Особо известны храмы и монастыри, вырубленные в скалах. Одна из самых известных пагод — семиэтажная пагода Диких гусей высотой 60 метров. Пагода сохранилась до наших дней и является достопримечательностью страны.
Особым достижением в архитектуре Китая считается строительство Великой Китайской стены. Строить ее начали еще в III веке до н. э. из глины и ивовых прутьев, затем она была облицована камнем. Стена «росла» много лет. Изначально ее длина достигала 750 км, а позже ее протяжность достигла 4000 км.
Художественная культура Китая пропитана преклонением природе и гармонии Вселенной. Самые известные жанры живописи — «цветы-птицы», «люди», «горы-воды», которые и на сегодняшний день сохранили свою актуальность.
Направления в скульптуре
Скульптуры Китая изображают могущественных императоров и знатных людей. Эти скульптуры ставили перед могилами, как памятники усопшим. Позже это направление стало развиваться и получило большую популярность. Каменные статуи начали изготавливать согласно чину умершего человека.
Наиболее известные скульптуры Древнего Китая — это терракотовая армия в гробнице императора Цинь Ши-хуаньди. Это более 8000 статуй китайских воинов и их лошадей. Статуи выполнены настолько натуралистично, что даже лица у каждого из воинов индивидуальны.
Скульптура из камня в гробнице генерала Хо Цюйбина является шедевром искусства раннего периода. Генерал был захоронен в погребальном комплексе императора У-ди, рядом с императорским курганом. В его гробнице установлено 9 статуй, которые изображали военные подвиги.
На могиле императора Тай-цзуна изображены 6 боевых коней в разных позициях.
Позже широкую известность получило другое направление в творчестве. Стены гробниц и храмов украшались скульптурным рисунком. На таких рисунках изображали императоров, военных, сановников и добродетельных женщин.
Еще одним направлением в скульптуре являются каменные пещеры. В древности такие пещеры искусственно выдалбливались в скале и украшались различными надписями и рисунками на стенах, статуями, колоннами. В Китае таких пещер около 120 и самые известные из них — Юньганские, Лунмыньские и Дунхуаньские.
Театр, танцы и музыка
Театральное искусство берет свое начало в VI веке н. э. Представления включают в себя оперные составляющие, то есть актеры поют и танцуют.
Особое место занимали костюмы актеров, они очень громоздкие и красивые. Декорации не имеют такого большого значения и обычно неброские.
Игра актеров включает в себя как вербальные способы (словами) передачи информации, так и с помощью жестов, пантомимы.
Танцы в Древнем Китае развивались с очень давних времен (XXI век до н. э.). Уже тогда были школы танцев — Да Сы Юэ, Тай Юэ Шу, Юэ-Фу. Самая первая школа была открыта для выступления перед императором на праздниках.
На развитие музыки оказывали влияние философия и религия. Музыку сочиняют при помощи звуков, которые с названиями «дворец», «беседа», «рог», «собрания», «крылья». Эти звуки соответствовали природным явлениям и цветам: огонь — белый, вода — черный, земля — красный, воздух — синий, дерево — желтый. Также эти звуки определялись социальным статусом: правитель, чиновник, народ, деяние, вещь.
В Древнем Китае использовались музыкальные инструменты:
- звенящие;
- струнные;
- духовые;
- ударные.
😎😎😎 Anonymous message to vladimir putin
(открыть картинку)
Справка: Anonymous – это децентрализованная группа хакеров
Anonymous требуют, чтобы рutin немедленно ушел в отставку, и заявляют, что подготовили для российского президента «специальную операцию». Anonymous закрыли более 300 российских правительственных сайтов, государственных СМИ, причем большинство из них в настоящее время отключены. «Сейчас мы публикуем тысячи документов Центробанка РФ, всевозможные транзакции, указы, доклады. Люди узнают, что на самом деле представляет из себя экономика рф. Мы — в твоем дворце, мы — там где ты ешь, мы — за твоим столом, мы — там, где ты спишь. Декларации, корреспонденция, торговые соглашения, которые ты подписывал с другими странами, секреты твоих олигархов. Твои конфиденциальные видео и программы, которые ты используешь. Мы — за невинных людей. Мы не допустим войну, эксплуатацию и несправедливость. Мы — Anonymous. Нас — легион». Также Anonymous взломала сайт Минобороны россии и опубликовала базу данных его сотрудников. (смотри на youtu.be)
Живопись
Наиболее популярным из искусств и в то же время сложным, утонченным было изобразительное. В древности, как, впрочем, и сейчас, оно было неразрывно связано с философией и каллиграфией. Каждая картина непременно должна была иметь определенную историю, сюжет, а также содержать некий короткий стих-изречение, написанный каллиграфическим почерком, который раскрывал бы смысл произведения.
Фрески в китайской гробнице, археологическая находка
Изначально художники рисовали на стенах, покрытых штукатуркой, которые появились в XII веке до н.э., на шелке (IV столетие до н.э.), бумаге (II век до н.э.), обложках древних книг, и, что интересно, на гробницах – это было отдельное направление. Кисти изготавливались из шерсти животных, прикрепленной к бамбуковым или деревянным палочкам.
Живопись была занятием довольно трудоемким – художникам приходилось самим изготавливать краски из животных, растительных жиров, минералов и специального клея, так как в то время еще не существовало массового производства.
Каждый создавал также собственную печать, которая была своеобразной подписью художника. Среди выдающихся художников были как самоучки, так и выпускники Академии при Императорском дворце.
Если говорить о видах рисования, то существовало две основные техники:
- гунби – все предметы были детальными, а каждая линия – идеально очерчена;
- сеи – в картине угадывалась некоторая условность, детали, фигуры были размытыми.
Самыми распространенными мотивами были пейзажные и портретные изображения. Портретная живопись особенно распространилась в V-III века до н.э., а героями картин становились видные государственные деятели, чиновники, мыслители. Этим объясняется некоторая строгость и отсутствие эмоций на лицах.
Древнекитайская живопись
Любимая пейзажная тема китайцев – горы, вода, реки. Это неудивительно, ведь мастера привыкли воссоздавать в работах то, что их окружает и то, чему они поклоняются. Зачастую на фоне панорамы изображался маленький человек – чтобы показать величие и мощь природы.
Погребальные древние фигурки
Собственное направление в скульптуре Китая сложилось уже во II тыс. до н.э. Об этом говорят дошедшие до наших дней культовые и бытовые сосуды. Эти предметы отличаются невероятным разнообразием форм, красивыми узорами, изображениями птиц, чудовищ и животных. Отличительной особенностью первых китайских сосудов можно назвать необыкновенную четкость форм и строгую симметрию в оформлении. Эти характерные черты определили стиль китайской скульптуры в дальнейшем. В период властвования династии Хань в Китае возникают первые барельефы, выполненные на кирпиче или камне. Самые ранние статуэтки появляются тут в эпоху Шань. Выполнялись они как культовые предметы, предназначенные для ритуальных захоронений. Когда-то в Китае существовала жестокая традиция погребения слуг вместе с их умершим господином. Позднее живых людей начали заменять именно этими фигурками. Выполнялись они обычно из дерева. Первые такие скульптуры были обнаружены археологами на территории раннего царства Чу(южный Китай) в и датируются II в. до н. э.
В эпоху Цин ритуальные фигурки становятся гораздо более реалистичными. В это время их выполняют по большей мере из керамики. В качестве примера можно привести найденные погребальные статуи воинов, изображенных верхом на лошадях. Высота этих изваяний достигает 85 см. Известны изваяния лошадей высотой в полтора метра. На юге страны во времена правления Северных и Южных династий такие погребальные скульптуры выполнялись из фарфора. В упадок этот ритуальный стиль выполнения изваяний пришел ко времени начала правления династии Сун.
Письменность и литература
Письменность Древнего Китая имеет свои особенные черты. Вместо букв в Китае используют иероглифы, отдельные знаки, каждый из которых имеет свое значение. Число иероглифов достигает десятков тысяч.
В древние времена китайцы писали на деревянных дощечках палочками из бамбука. Потом появились мягкие кисти, которыми писали на ткани из шелка, а уже позже появилась бумага (интересный факт, что бумагу изобрели именно в Китае).
В литературе Китая главное место занимала поэзия, почти не изменившаяся в течение веков. Поэзия имеет свои правила — размер и ритм. Стихи рассчитаны только для чтения, так как книжный язык тяжело воспринимается на слух и отличается от разговорного языка.
🔴 🔴 🔴 Украинофобам и путиноидам в этом сайте не место
Как вы можете призывать к антитерористической коалиции, если вы подстегиваете терроризм прямо под вашими дверьми? Как вы можете говорить о мире, легитимности, если ваша политика состоит в развязывании войны за счет марионеточных правительств? Как вы можете говорить о свободе народов, если вы наказываете соседа за его выбор? Как вы можете требовать уважения к себе, если вы никого не уважаете и вероломно искажаете ИСТОРИЮ? Варварские методы путина превзошли Третий Рейх Гитлера. Кровавый маньяк-палач путин с шизоаффективным расстройством, который уничтожает украинцев, призвал их «не допустить возрождения нацизма»… Варварская война россии против Украины еще раз подтвердила научные выводы академика Грушевского: украинцы автохтоны на своей земле и братьями с россиянами никогда не были. Война также напомнила, что предки рашистов на украинских землях всегда были чужаками, а их ордынские полчища – преступниками и мародерами. Орки-фашисты, как говорят в Одессе, слушайте сюда: Никогда мы не будем братьями ни по родине, ни по матери. Духа нет у вас быть свободными — нам не стать с вами даже сводными.
Китайские традиции захоронения
Древние китайские скульптуры были в основном связаны с религией, и их характерные образчики наиболее часто встречаются в храмах и мавзолеях. Древняя китайская традиция захоронения, возникшая на закате правления династии Хань, предопределила развитие искусства и вдохновляла многочисленных зодчих на протяжении нескольких тысячелетий. Надземные и подземные скульптурные объекты захоронений, предметы интерьера, фрески, мозаики и декоративные изображения стали частью погребальных традиций, призванных подчеркнуть соответствие стилю правящей династии. Среди них встречаются настоящие произведения искусства, такие как скульптуры, находящиеся внутри древних захоронений и мавзолеев. Они представляют особый интерес, отчасти потому, что подчеркивают некоторые региональные вариации и художественные изюминки, отражающие уникальность народа.
В древние времена политическая и социальная культура Китая неоднократно претерпевала изменения по мере того, как различные этнические группы постепенно переходили от междоусобиц до объединения в единое Китайское государство. На фоне такой социальной и политической неопределенности и в свете многочисленных потрясений жизнь в целом, как видно через призму литературы и искусства, оставалась в состоянии потрясения.
На времена правления династий Хань и Цзинь пришелся настоящий расцвет китайских искусств: живописи, скульптуры и каллиграфии. Пика расцвет культуры достиг во времена Суй и Тан.
Новые материалы и инновационные технологии их обработки стали использоваться для создания терракотовых фигурок, захороненных внутри гробниц. Это вылилось в появление глазурованной трехцветной керамики, запечённой при низкой температуре, которая ценится и по сей день. Ансамбли каменных скульптур появились вдоль пути духов в мавзолеях императоров Северной Сун в период с 960 года по 1127 год. В это же время начинается расцвет торговли, появляется сословие горожан, изменяется общественная мораль, вновь обретает популярность поэтическая драма, разыгрываемая под музыкальное сопровождение. Все это подтолкнуло к новому дыханию и ваятелей. Теперь свои усыпальницы украшали скульптурами даже обычные люди. Терракотовые статуэтки как объекты захоронения стали менее популярными, и появилась новая традиция использовать глиняные резные фигурки и предметы интерьера, отражающие роскошный двор жилища умершего, дополненный фигурами персонажей из юаньской драмы
Сюжеты о сыновьях, исполненных осознанием долга, стали еще одной важной темой для оформления гробниц глиняными рельефами и каменными скульптурами
Чему учил китайский мудрец Конфуций?
Высшая добродетель — уважение к старшим.
Конфуций говорил, что нужно соблюдать те порядки, которые установлены с давних времён.
В семье младшие братья должны оказывать знаки уважения старшим, дети — родителям
А старшим следует относиться к младшим с отеческим вниманием и заботой
Покойных родителей и более отдалённых предков китайцы почитали как могучих и добрых покровителей. В их честь совершались жертвоприношения. Лучшей похвалой было сравнение человека с каким-нибудь древним героем. Китайцы очень любили рассказы о старине и бережно хранили их в памяти.
Мудрость — в знании старинных книг.
Своим ученикам Конфуций излагал содержание старинных книг, чтобы они приобщились к мудрости древних. Среди этих книг были предания, изречения, песни.
А сами книги выглядели совсем не так, как наши. Во времена Конфуция писали на узеньких дощечках из расщеплённого бамбука. Тонкую кисточку или палочку обмакивали в чёрную тушь и наносили иероглифы сверху вниз. Если делали ошибку, то написанное соскабливали ножом. Потом в дощечках делали отверстия и продевали бечёвку. Связка бамбука и была древнекитайской книгой.
Древнекитайская бамбуковая книга
Учёный-китаец должен был запомнить тысячи иероглифов, обозначавших отдельные слова. Так же как в египетской письменности, в китайской иероглифы произошли из рисунков, и иногда в их форме ещё можно угадать первоначальное изображение.
Как должны вести себя учтивые китайцы.
Конфуций считал, что воспитанного человека легко узнать по его поведению. Учтивый китаец перед входом в дом снимал туфли и шёл босиком. Идти в туфлях по циновкам, расстеленным на иолу, считалось просто неприличным. Сидели китайцы либо на той же циновке, либо на низком сиденье, но непременно подогнув иод себя пятки. Сидеть свесив ноги, а тем более вытянув их вперёд, могли только совершенно невоспитанные люди. Уже в древности китайцы овладели искусством есть с помощью двух палочек. Этот обычай они сохраняют и поныне.
Древние китайцы сооружали на голове сложные причёски, собирая волосы в пучок. Тех же, кто ходил с распущенными волосами, они считали дикарями. Обычно китайцы носили халат. У простых людей халаты были из дешёвой материи. Знатные богачи одевались в халаты шёлковые, с красивой вышивкой цветами и фигурами драконов.
Конфуций учил, что не только в семье, но и во всём государстве должен соблюдаться порядок в отношениях между старшими и младшими.
Воспитанный китаец со всеми вежлив, он не грубит тем, кто ниже его по положению, и не заискивает перед теми, кто выше. Но он ведёт себя с теми и с другими, хорошо зная своё место, — со старшими почтительно, а с младшими благосклонно. Конфуций учил, что государство подобно большой семье. Подданные должны уважать правителя, как отца. Но и правителям Конфуций советовал относиться к подданным как к своим детям. Мудрый правитель не мучает людей суровыми наказаниями, а терпеливо воспитывает их — прежде всего своим примером.
Правителю вовсе не к лицу жестокость, достаточно отеческого наставления. «Казнить кого-либо, вместо того чтобы наставить его на истинный путь, — бесчеловечно», — говорил Конфуций.
Кого китайский мудрец считал благородным, то есть достойным, человеком?
Из высказываний Конфуция:
Ничтожный человек стремится к выгоде, а благородный — к справедливости.
Благородный человек лишён тревоги и боязни. Ведь коли не найдёшь внутри себя изъяна, о чём тревожиться, чего бояться.
Благородный человек винит себя, а ничтожный — других.
Богатство — это то, чего люди жаждут. Но если оно досталось мне незаслуженно, я не буду им пользоваться. Бедность — то, что страшит людей. Но если она постигла меня незаслуженно, я не буду её стыдиться.
Есть простую пищу и пить воду, спать, подложив локоть под голову, — в этом тоже заключается радость.
Как и другие народы, они верили в сверхъестественных существ: в богов, духов, чудовищ, крылатых змеев — драконов. Но самым высшим существом для них было Небо. Они считали Небо предком правителя, поэтому царя в Китае называли Сыном Неба, а подчинённую ему страну — Поднебесной.