3.1. Расцвет гуманизма
Культура Раннего Возрождения охватывает вторую половину XIV в. и три четверти XV в. Отличительные особенности Раннего Возрождения: 1) создание и широкое распространение принципов гуманизма; 2) переход всех видов искусства к подражанию природе.
В противовес старому церковному взгляду на человека как на существо жалкое в своей греховности сложилось и окрепло убеждение, что человек рождён для счастья, вправе пользоваться всеми радостями жизни.
Люди, развивавшие эти идеи, называли себя гуманистами(от латинского humanus – человечный), проводя параллель между собой и «studia Humanitanis» Цицерона, изучавшей всё связанное с природой человека и его духовным миром. Именно изучение и раскрепощение личности стало в XV в. основным содержанием философии, политики, идеологии, науки, искусства.
Вначале гуманизм был особенностью взглядов тех, кого принято считать чудаками, а церковь звала еретиками. Но потом появились даже короли и папы, открыто объявлявшие себя гуманистами и фактически превратившие Папскую область в светское государство, основанное на принципах гуманизма и всемерной поддержки искусства. Папа Николай V(1447−1455) даже хвастался собственным гуманизмом. Он, и на самом деле, допускал гуманистические вольности и даже покровительствовал явным ниспровергателям церковных канонов.
Графская дочь Изотта Ногарола(1418−1466) удостоилась чести считаться первой женщиной гуманисткой, поскольку с 18 до 20 летнего возраста состояла в переписке с видными интеллектуалами своего города и требовала образования для женщин. Правда, судьба ее очень печальна: затравленная согражданами Изотта сделалась девственницей-отшельницей, помешанной на богословии.
Ярким следствием гуманистических настроений нужно считать резкое повышение ценности человеческой жизни, которое обусловило популярность антивоенной риторики, запрещение дуэлей и угасание рыцарских турниров.
Дворцы и архитектура
Меценат демократического склада Козимо Старый Медичи (Cosimo il vecchio) был покровителем художников, зодчих. В искусстве любил строгую простоту, не принимал роскошь. В 1444 году Медичи поручил архитектору Микелоццо ди Бартоломео (Michelozzo di Bartolomeo) построить для семьи дворец, не вызывающий зависти соотечественников.
По приказу заказчика первое здание стиля Раннего Ренессанса выложили плитняком, который применялся для отделки общественных сооружений. Дворец строили 20 лет. Здесь работали Донателло, Боттичелли, Микеланджело.
После возвращения во Флоренцию из вынужденного бегства, Филиппо Строцци решает построить палаццо, не уступающий по величию дворцу соперника. Давление заказчика на архитектора и инженера привело к тому, что сооружения оказались почти «близнецами». Дворец создаёт впечатление величия в сочетании с подчёркнутой простотой фасада.
Собор святого Петра
В 4 веке на месте захоронения апостола Петра был возведён маленький храм. Папа Юлий II предложил перестроить базилику в 1506 году. В строительстве, которое продолжалось более 100 лет, приняло участие 20 выдающихся архитекторов. Среди них − Бернардо, Микеланджело, Рафаэль Санти, Джакомо и другие.
Донато Браманте (1444 − 1514) первым приступил к осуществлению задумки возвести собор в виде креста, увенчанного огромным куполом. После смерти архитектора строительство остановилось. Спустя 33 года работы продолжил Микеланджело. Автор чертежей нашёл неожиданное решение, создающее иллюзию пружинящего купола. Мастер не успел осуществить задуманное. Продолжил работу Джакомо делла Порта (Giacomo della Porta). Поднятый на высоту 136 метров, купол стал самым высоким в мире. Внутренней отделкой занимался итальянский скульптор Джованни Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini), который проработал в соборе 20 лет.
Купол Флорентийского кафедрального собора
После возведения грандиозного купола Флорентийского собора Санта-Мария-дель-Фьоре (La Cattedrale di Santa Maria del Fiore) архитектор Брунеллески стал самым знаменитым зодчим Италии.
Первый крупный памятник Ренессанса воплотил новаторскую инженерную мысль, основанную на использовании специально изобретённых механизмов.
Загадку решил Брунеллески. Он предложил совету города модель собора и доказал, что построит купол с помощью инновационных способов инженерии. Строительство купола начали в 1420 году и закончили в 1436 году. Через три года ученик Андреа дель Верроккьо (Andrea del Verrocchio) Леонардо да Винчи достроил мраморный фонарь, увенчанный золотым шаром. Сооружение отделило строительные традиции средневековья от архитектуры эпохи Возрождения. Уникальный памятник стал символом Флоренции.
Определение «возрождение»
Термин «возрождение» дал название целой эпохе прежде всего в связи с тем, что ставилась задача возродить на новой, итальянской почве античное культурное наследие, особенно философию, в первую очередь творения Платона, Аристотеля и Эпикура.
Возрожде́ние или Ренесса́нс (фр.«снова» или «заново») — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену Средним векам и предшествующая Просвещению.
Приходится — в Италии — на начало XIV (повсеместно в Европе — с XV–XVI вв.). Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры, её гуманизм и антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности).
Расцветает интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.
Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой, и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.
В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви.
Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений.
Возрождение делят на 4 этапа:
- Проторенессанс (2-я половина XIII века — XIV век)
- Раннее Возрождение (начало XV — конец XV века)
- Высокое Возрождение (конец XV — первые 20 лет XVI века)
- Позднее Возрождение (середина XVI — 90-е годы XVI века)
Философы Возрождения преклонялись перед разумом и его творческой мощью.
Разум — это бесценный дар природы, который отличает человека от всего сущего, делает его богоподобным. Для гуманиста мудрость являлась высшим благом, доступным людям, и поэтому своей важнейшей задачей они считали пропаганду классической античной литературы. В мудрости и познании, верили они, человек обретает настоящее счастье — и в этом состояло его подлинное благородство.
Развитие знаний в XIV—XVI веках существенно повлияло на представления людей о мире и месте человека в нём.
Великие географические открытия, гелиоцентрическая система мира Николая Коперника изменили представления о размерах Земли и её месте во Вселенной, а работы Парацельса и Везалия, в которых впервые после античности были предприняты попытки изучить строение человека и процессы, происходящие в нём, положили начало научной медицине и анатомии.
Крупные изменения произошли и в общественных науках.
В работах Жана Бодена и Никколо Макиавелли исторические и политические процессы впервые стали рассматриваться как результат взаимодействия различных групп людей и их интересов.
Тогда же были предприняты попытки разработки «идеального» общественного устройства: «Утопия» Томаса Мора, «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы.
Благодаря интересу к античности были восстановлены, выверены и напечатаны многие античные тексты. Почти все гуманисты так или иначе занимались изучением классической латыни и древнегреческого языка.
3.5. Петрарка
Родоначальником гуманистической культуры считается великий итальянский поэт Франческо Петрарка(1304−1374). В 1342—1343 гг. он написал философский трактат «О презрении к миру», в котором категорически отвергал средневековый аскетизм и провозглашал высшим назначением человека любовь, в первую очередь к женщине. В этой же книге «темные времена» Средневековья впервые противопоставлены Античности, и звучит призыв к возрождению идеалов Классической Древности.
Название поэтического стиля Петрарки «dolce style nuovo»(новый сладостный стиль) говорит само за себя. Поэт действительно хотел сделать жизнь предельно сладкой.
В стихах Петрарки, в основном посвященных мимолетному виденью юности — Лауре, можно увидеть, как простые человеческие чувства и желания побеждают религиозную сдержанность и ограниченность. Поэт не отрицает церковных идеалов, но ставит рядом с ними другие идеалы, в первую очередь античные, и убедительно доказывает, что только сам человек может и должен решать, что предпочесть в каждом конкретном случае. Решение для Петрарки рождает не вера, не холодный ум, а искренние чувства страстной и безудержной человеческой души.
Более того, Петрарка может рассматриваться, как сознательный противник беспристрастных научных исследований, когда называет причинами испорченности и безбожия «натурализм и рационализм», привнесенные арабской наукой и философией Аристотеля. Петрарка открыто призывает совершенствоваться в искусстве наслаждений, отбросив чрезмерную ученость. При этом сеньор Франческо не скупится на восторги в адрес античной мифологии, наполненной тонкими, изысканными удовольствиями.
Характеризуя недостатки такого преклонения, великий философ современности Бертран Рассел писал: «Первым результатом освобождения людей от церкви явилась не способность мыслить рационально, а их готовность принять любой античный вздор».
Петрарка первый из гениев Ренессанса предпринял попытку написать Историю в виде собрания биографий выдающихся личностей, а заодно издал собственную переписку, чтоб просветить потомство.
Великие Скульпторы Эпохи Возрождения. Лоренцо Гиберти (1378-1455)
Северная дверь баптистерия Лоренцо Гиберти.
Начало ренессансной скульптуры как вида искусства ознаменовано вводом в эксплуатацию двух дверей баптистерия во Флоренции. Художником, которому была поручена эта работа, был местный металлург Лоренцо Гиберти. Гиберти выиграл конкурс на создание первой двери, выполненной из бронзы, которая должна была заменить существующую деревянную дверь.
Успех первой работы Гиберти привёл к тому, что Гильдия флорентийских купцов поручила ему создать второй набор дверей, которые, как известно, называются «Вратами Рая». Гиберти теперь был независимым мастером и, в отличие от своей работы над первой дверью, которая заняла около двадцати четырёх лет, со второй работой он уже проявлял значительную свободу. Купеческая гильдия была первой, кто полностью принял это изменение в отношениях клиента и художника, что оказалось важным поворотным моментом для будущего искусства.
Для «врат рая» Гиберти сократил количество сцен с 28 — на первом наборе дверей — до десяти. «Врата Рая» представляют собой двери, поделенные на квадраты, каждый из которых имеет рельефное изображение фигур из Ветхого Завета. Начиная с верхнего левого угла, это Адам и Ева, Ной, Исаак, Моисей и Давид. На правой двери находятся Каин и Авель, Авраам, Иосиф, Иисус Навин и Соломон. Эти панели обрамлены фигурами пророков, расположенными в вертикальном расположении, они чередуются с небольшими бюстами и выглядят почти как трёхмерные скульптуры.
Участники
Джотто ди Бондоне – итальянский художник и архитектор эпохи Проторенессанса.Леонардо да Винчи – итальянский художник и учёный, изобретатель, писатель, музыкант эпохи Высокого Возрождения. Образец гуманистического идеала всесторонне развитой личности.
Сандро Боттичелли – итальянский живописец, представитель Высокого Возрождения.
Микеланджело Буонарроти – художник, поэт, скульптор, архитектор Высокого Возрождения.
Рафаэль Санти – итальянский живописец, график, архитектор Высокого Возрождения.
Лукас Кранах Старший – немецкий живописец и график, яркий представитель Северного Возрождения.
Питер Брейгель Старший («Мужицкий») – нидерландский художник и график (Северное Возрождение).
Альбрехт Дюрер – немецкий живописец, гравер, ученый (Северное Возрождение).
Николай Коперник – польский астроном, автор книги «О вращении небесных тел». В ней он впервые высказал идею о том, что Земля вращается вокруг солнца и вокруг своей оси (в противовес столетиями существовавшему представлению о неподвижности Земли). Создатель гелиоцентрической системы мира, согласно которой Земля вертится вокруг солнца (эти система сменила геоцентрическую систему мира, согласно которой центром Вселенной является Земля, вокруг которой вертится солнце, Луна и планеты).
Джордано Бруно (1548–1600) – итальянский философ, развивал учение Коперника. Высказал идею о том, что Вселенная бесконечна и не имеет центра. За свои идеи был сожжен на костре.
Андреас Везалий – итальянский естествоиспытатель, основоположник научной анатомии.
Уильям Гарвей – английский естествоиспытатель и врач. Разрабатывал теорию кровообращения. Основоположник эмбриологии и физиологии.
Философия и литература
В противовес религиозным убеждениям Западной Европы философы Возрождения создают идейное движение − гуманизм. Петрарка, Данте, Боккаччо, другие мыслители ставят Человека с его земными и неземными потребностями в центр мироздания.
Никколо Макиавелли
Государственный деятель, мыслитель, дипломат Никколо Макиавелли (Niccolo di Bernardo dei Machiavelli) был значимой персоной в Тоскане. Его пьесы пользовались успехом у публики, а философские трактаты вызывали разногласия и критику. Известные работы − «Государь», «Рассуждения…», «Десятилетия». Взгляды Макиавелли (1469-1527) мешали новым властям проводить свою политику. Писателя дважды отправляли в отставку, арестовывали и даже пытали на дыбе.
Данте Алигьери
Яркий представитель итальянского Проторенессанса − богослов, философ, поэт Данте Алигьери (1265 − 1321). Переплетение старых традиций и новых веяний периода сказалось на философских взглядах автора «Божественной комедии». Последний поэт средневековья первым заложил в произведениях основы гуманизма, создал итальянский литературный язык.
Роман «Новая жизнь» впервые описывает чувства обычного человека. В трактате «Пир» появляются предпосылки ренессансной теории стиля. Данте верит в безграничные возможности творческой личности и утверждает: счастье каждого человека заключается в земном существовании. Учение о земной и божественной природе человека отходит от средневековых взглядов и становится основой гуманизма.
Франческо Петрарка
Апофеозом жизни главы старшего поколения гуманистов Проторенессанса Италии стала коронация лавровым венком от Римской курии. Человек нового типа, Франческо Петрарка (1304−1374), начал эпоху Ренессанса в Италии и распространил идеи по всей Европе. С лучшим стихотворцем Рима в то время никто не мог соперничать. Всемирное признание, круг общения, знание философии приводят к научному осмыслению Ренессанса. Достижения Петрарки:
Джованни Боккаччо
Итальянский гуманист был выдающимся учёным. Он знал астрономию, изучал греческую литературу, собирал и переписывал рукописи, основал кафедру греческого языка во Флоренции. Боккаччо (1313 − 1375) возглавил компанию по защите научных трудов в монастырских библиотеках и побуждал современников к изучению древней литературы.
Автор исторических произведений составил генеалогию языческих богов, описал 106 биографий знаменитых женщин, был поэтом и прозаиком. В историю Возрождения вошёл как гуманист, отвергающий аскетизм. Главное произведение − собрание ста повестей «Декамерон», посвящённых ироничному рассказу о жизни и нравах итальянского общества.
Тинторетто
Якопо Робусти (Комин), всем известный под прозвищем Тинторетто (его отец был красильщиком или tintore на итальянском языке), является следующим в списке ведущих итальянских живописцев Эпохи Возрождения. Он совмещал использование колорита Тициана и динамику форм Микеланджело. Его работам характерны крупномасштабные сюжеты, такие как его произведение «Тайная вечеря». Картине присущи изобретательность, эффектное освещение – игра света и тени и использование жестов и телодвижений в динамике. Из-за своей страсти к работе и импульсивности рисунка, Тинторетто заработал еще одно прозвище: II Яростный.
«Автопортрет»
Знаменитые ваятели эпохи Ренессанса
В исторический период, который назывался «Возрождение», скульптура получила статус высокого искусства. Историческое значение обрели XVI ваятелей европейского происхождения, а именно:
- Андреа Верроккьо;
- Бесерра Гаспар;
- Нанни ди Банко;
- Башелье Николя;
- Санти Гуччи;
- Никколо ди Донателло;
- Джамболонья;
- Дезидерио да Сеттиньяно;
- Якопо делла Кверча;
- Арнольфо ди Камбио;
- Микеланджело Буонаротти;
- Ян Пфистер;
- Лука Делла Роббиа;
- Андреа Сансовино;
- Бенвенуто Челлини;
- Доменико Фанчелли.
Наиболее известные скульпторы эпохи Ренессанса – это:
- Микеланджело Буонаротти;
- Донателло;
- Бенвенуто Челлини.
Самые значимые скульптуры эпохи Возрождения вышли из-под резца этих непревзойденных мастеров.
Эпоха Возрождения кратко
Сразу же нужно сказать, что эпоха Возрождения европейской культуры имела мировое значение. Точные годы Ренессанса установить невозможно, тем более что для каждого европейского государства они отличаются. Однако принято считать, что эпоха Возрождения началась в XIV веке, а закончилась в начале XVII века.
Чем же ознаменовался этот период? Прежде всего, тем, что на смену средневековому религиозному фанатизму пришла светская культура и гуманизм.
Антропоцентризм (то есть центральное место во всех культурных и научных изысканиях занимает человек) стал господствующей идеологией.
Именно тогда возрождается интерес к забытой античной культуре. Собственно от этого и происходит термин «Возрождение».
Если говорить кратко о Ренессансе, то основным его феноменом было то, что после падение Византийской империи, бежавшие в разные европейские державы византийцы, начали распространять свои библиотеки. А именно в них содержалось множество античных источников, которые в Европе того времени практически не были известны.
В городах стали появляться и набирать обороты различные научные и культурные центры, действующие независимо от церкви. Началось это движение в Италии.
Условно эпоху Возрождения можно разделить на 4 этапа:
- Проторенессанс (2-я половина XIII века — XIV век)
- Раннее Возрождение (начало XV — конец XV века)
- Высокое Возрождение (конец XV — первые 20 лет XVI века)
- Позднее Возрождение (середина XVI — 1590-е годы)
С полной уверенностью можно сказать, что на все государства Европы Ренессанс оказал колоссальное влияние.
По сути, эпоха Возрождения – это переход от феодального общественного устройства к буржуазному. Именно тогда формируются национальные государства, между которыми начинает процветать торговля, и устанавливаются международные дипломатические отношения.
Неимоверными темпами развивается наука, а книгопечатание увековечивает этот исторический период на века. Географические открытия и появление естествознания стали переломным моментом в осознании человеком самого себя. Закладывается основа всех будущих научных теорий и открытий.
Возрождение античного наследия
После распада Восточной Римской империи («империи греков») под ударами крестоносцев в 1204 году и окончательной гибели в середине XV века, эмигранты из Византии прибыли в центр Средиземноморья. Они познакомили итальянцев с античными трактами личных библиотек и произведениями искусства.
Средневековая Европа не была знакома с культурой греко-римского мира, вызвавшей невиданный интерес. На поиски древних рукописей отправляются в дальние монастыри Франческо Петрарка (Francesco Petrarca), Джованни Боккачо (Giovanni Boccaccio), Поджо Браччолини (Poggio Bracciolini) и другие гуманисты.
В 1404 году Донателло (Donato di Niccolo di Betto Bardi) едет из Флоренции (Firenze) в Рим (Roma) для зарисовки и обмера скульптур древнего зодчества. Юный Микеланджело Буонарроти (Michelangelo Buonarroti) копирует греческие статуи (1488). Рафаэль Санти (Raffaello Santi) по приказу папы Льва X он изучает древние постройки на территории Рима (1513 − 1516).
Великие Скульпторы Эпохи Возрождения. Лука Делла Роббиа (1399-1482)
Лука Делла Роббиа родился во Флоренции, в семье члена гильдии шерстяных рабочих. Лука начал свою карьеру, работая с мрамором и бронзой, но запомнился в основном своими терракотовыми рельефами с красочной глазурью. Он обучался своему мастерству у Леонардо ди Сер Джованни и работал вместе с Гиберти над его знаменитыми дверями флорентийского баптистерия.
Лука Делла Роббиа. Гробница епископа Беноццо Федериги
Луку Делла Роббиа называют изобретателем майолики — глазурованной расписной керамики. Возможно, одной из самых важных работ Луки из мрамора является «Гробница епископа Беноццо Федериги», выполненная в 1454-1456 годах. Находится в церкви Санта-Тринита во Флоренции.
Хотя дата дебютной работы Делла Роббиа в цветной глазурованной терракоте неизвестна, он продемонстрировал отличное владение данной средой, что обеспечило ему две основные работы для флорентийского собора: композицию «Воскресение» (1445) и «Вознесение Христа» (1446). Ему удалось создать блестящую полированную поверхность, способную великолепно отражать свет и цвет, что отлично подходило для архитектурной скульптуры.
Работая со многими помощниками, в том числе и с членами своей семьи, Лука создал ряд декоративных рельефов и алтарных изделий. Одним из лучших примеров является эмалированный терракотовый потолок часовни кардинала Португалии в Сан-Миниато, во Флоренции, который был создан в 1466 году. В 1471 году Лука был избран президентом Флорентийской гильдии скульпторов, но из-за возраста и болезней отказался от этой должности. Это показывает очень высокое уважение, которым он пользовался у своих современников. Лука стал выдающимся мастером Раннего Возрождения, он открыл свою собственную высокопроизводительную мастерскую, которая продолжала действовать после его смерти в 1482 году.
Новое появление обнаженного вдохновленный древности, XV — го века
Геркулес. Кафедра Пизанского собора . Джованни Пизано . Мрамор, 1302-1311 гг.
Это действительно в это время обнаженные вновь появляется в скульптуре, задолго до лепит его Давида (1501-1504) или Донателло его Сент — Джордж (с 1415-1417.): От начала . 14 — го века — го века , Джованни Пизано , родом из Пизы , лепит амвон в соборе Пизы и имеет обнаженный Геракл , точнее в аллегорическую фигуру добродетели
Раньше, около 1250 года, отец Джованни, Никола , уделял большое внимание руинам античности, пока не овладел «классической» техникой. Город был местом сохранения большого количества древних скульптур, недалеко от собора в Кампо Санто
Связь с Античностью, таким образом, важна в отношении появления «возрождения» (подразумевается: « Античность ») через скульптуру.
Мы можем сказать, что искусство скульптуры улучшилось с годами, особенно с тем фактом, что изображение человеческого тела более ценится и более детально. Он раскрывает эстетику человеческого тела, как в греко-римском искусстве.
История скульптурного искусства эпохи Возрождения
Начало эпохи Возрождения было вызвано многими сложными факторами, такими как расширение культурного обмена благодаря торговым путям и священным войнам, инновации, такие как печатный станок Гутенберга, и «черная смерть», которая пошатнула непреложные религиозные убеждения людей. Однако одним из самых важных факторов можно считать повторное открытие древних текстов. Историки приписывают это возрождение итальянскому ученому Франческо Петрарке.
Голова Франческо Петрарки в профиль, между 1800 и 1849 годами; Неизвестный автор Неизвестный автор, Общественное достояние, через Wikimedia Commons
Петрарка обнаружил письма римского ученого Цицерона, в которых он нашел античную философию, основанную на логике и разуме. Это побудило других ученых по всей Италии и Европе в целом искать более древние тексты. Петрарка также стал известен как отец гуманизма — философии, которая придает значение человеку, а не божественной силе, управляющей его судьбой. Гуманизм стал определяющей характеристикой эпохи Возрождения.
В эпоху Возрождения произошло слияние искусства и науки, что позволило художникам использовать математику для освоения линейной перспективы. Это позволило им создавать более трехмерные изображения, чего раньше никогда не было в искусстве. Это привело к тому, что художники стали стремиться к созданию наиболее реалистичных изображений и скульптур, на которые они только были способны, и это направление искусства теперь известно как натурализм.
Скульптура статуи, ваяющей саму себя, под названием «Бурильщик» (1901), автор Чарльз Нихаус; Стерджис, Рассел, без ограничений, через Wikimedia Commons
Искусство эпохи Возрождения часто делят на три фазы: Раннее Возрождение, Высокое Возрождение и Позднее Возрождение. Несмотря на огромное сходство, между этими тремя фазами есть некоторые отличительные факторы. В эпоху Раннего Возрождения Флоренция, которая в это время была независимым городом-государством, была эпицентром искусства в Италии. Во многом это было связано с возросшим меценатством католической церкви и семьи Медичи. На украшение города тратились большие суммы денег, особенно на скульптуры. Любимыми темами скульпторов Раннего Возрождения были греческая и римская мифология.
На этом этапе итальянская скульптура эпохи Возрождения распространилась на другие крупные города Италии, прежде всего на Рим. Мастера скульптуры эпохи Возрождения, наиболее известный из которых Микеланджело, получили заказ от католической церкви на создание скульптур для базилики Святого Петра и других священных соборов. По этой причине в эпоху Высокого Возрождения уменьшилось количество тем греческой и римской мифологии и увеличилось количество тем христианства.
Моисей (1513) Микеланджело для гробницы папы Юлия II; Лука Казартелли, CC BY-SA 2.0, via Wikimedia Commons
Поздний Ренессанс более четко отличается от двух предыдущих фаз благодаря распространению маньеризма. Скульптуры Высокого Возрождения демонстрировали гармонию, мысль и реализм. Маньеризм позднего Возрождения, напротив, характеризовался напряженностью, эмоциональностью и преувеличением. Считается, что скульпторы Позднего Возрождения не верили, что смогут превзойти работы своих предшественников, и поэтому должны были сделать что-то другое.