Знаменитые картины винсента ван гога

Винсент ван гог – один из величайших художников в истории

Работа в торговой фирме и миссионерская деятельность

Так сложилось что представители мужского пола в роду Ван Гогов по традиции были либо духовными пастырями, либо коммерсантами произведений искусства. Поэтому 1869 году практически сразу после возвращения домой он становится кадровиком гаагского предприятия «Гупиль и Ко» специализировавшейся на продаже произведений искусства. Обладая неподдельным интересом к мастерству изображения окружающей среды Винсент становится завсегдатаем в творческих домах и галереях обогащая свой внутренний мир полотнами Жана-Франсуа Милле и Жюля Бретона. В следствии каждодневных посещений таких заведений в которых хранились прекрасные творения различных исполнителей он начал хорошо ориентироваться в живописи и рисунке и понял их значимость в жизни человека.

В 1873 году он получает повышение по службе и меняет место проживания и заработка на Лондонский филиал где он проводит два года упорного труда. Во время этого периода впервые в жизни Винсент получает отказ в ухаживаниях от дочери квартиросъёмщицы в Лондоне которая была предметом воздыхания рисовальщика такое событие подкосило его уверенность в себе. Тень этой неудачи следовала по пятам художника все не долгие годы его жизни. Сердечные травмы с подвигли Винсента к изучению богословия в Амстердаме которое он так и не окончив бросил, став проповедником в бедном шахтерском городке в Бельгии, Боринаже. Его чрезмерное рвение в помощи людям сыграло с ним злую шутку, церковь решив, что он слишком эксцентричен отстраняет его и накладывает запрет на его проповеди.

Винсент Ван Гог. «Утро. Идущие на работу»

Ранние работы

Период творчества, представляющий первые работы, выполненные в Дренте, отличается реалистичностью, но они выражают ключевые характерные особенности индивидуальной манеры художника. Многие критики считают, что эти особенности объясняются отсутствием элементарного художественного образования: Ван Гог не знал законов изображения человека, поэтому персонажи картин и этюдов кажутся угловатыми, неграциозными, как будто вышедшими из лона природы, подобными скалам, на которые давит небесный свод:

  • «Красные виноградники» (Rode wijngaard) (1888);
  • «Крестьянка» (Boerin) (1885);
  • «Едоки картофеля» (De Aardappeleters) (1885);
  • «Старая церковная башня в Нюэнене» (De Oude Begraafplaats Toren in Nuenen) (1885) и др.

Эти работы отличаются темной палитрой оттенков, передающих тягостную атмосферу окружающей жизни, мучительное положение простых людей, сочувствие, боль и драму автора.

В 1885 году он вынужден покинуть Дренте, так как он вызывал недовольство священника, считавшего рисование распутством и запрещавшего местным жителям позировать для картин.

Сельская жизнь вдали от политики

Внушительное здание администрации Зюндерта находилось прямо напротив их дома. Однажды Винсент нарисовал капитель этого здания, выглядывая из окна своей спальни, находящейся на верхнем этаже. Позднее он не раз изображал сцены, увиденные из этого окошка. Глядя на его талантливые рисунки того периода, с трудом можно поверить, что ему было всего девять лет.

Вопреки ожиданиям отца, в мальчике укоренялась страсть к рисованию и природе. Он собрал внушительную коллекцию насекомых и знал, как все они называются по-латыни. Очень скоро его друзьями стали плющ и мох сырого густого леса. В глубине души он был истинно сельским мальчиком, исследовал каналы Зюндерта, ловил сачком головастиков.

Жизнь Ван Гога проходила вдали от политики, войн и всех иных происходящих в мире событий. Его мир формировался вокруг прекрасных цветов, интересных, вдохновляющих книг и умиротворяющих пейзажей.

Учительство и религия

В марте 1876 года Винсент переезжает в Великобританию, поступает на безвозмездной основе преподавателем в школу в Рэмсгейте. Одновременно задумывается о карьере священнослужителя. В июле 1876 года он переходит в школу в Айзлворте, где дополнительно оказывает помощь священнику. В ноябре 1876 года Винсент читает проповедь и убеждается в предназначении нести истину религиозного учения.

В 1876 году Винсент приезжает на рождественские праздники в родной дом, и мать с отцом упросили его не уезжать. Винсент устроился в лавку, торгующую книгами, в Дордрехте (Dordrecht), но торговля ему не нравится, все время он посвящает переводам библейских текстов и рисованию.

Отец и мать, радуясь его стремлению к религиозному служению, отправляют Винсента в Амстердам (Amsterdam), где он с помощью родственника – Йоганесса Стрикера (Johaness Stricker) подготавливается по теологии для поступления в университет, а проживает у дядюшки – Яна Ван Гога (Jan Van Gogh), имевшего адмиральский чин.

Следующий этап исканий был связан с Протестантской миссионерской школой в городе Лакен (Laken) неподалеку от Брюсселя (Brussel). Школой руководил пастор Бокма (Bokma). Винсент в течение трех месяцев набирается опыта в составлении и чтении проповедей, но покидает и это место. Сведения биографов противоречивы: то ли он бросил работу сам, то ли был уволен из-за неаккуратности в одежде и неуравновешенного поведения.

В декабре 1878 года Винсент продолжает миссионерскую службу, но теперь в южном районе Бельгии, в поселке Патюраж (Paturi). В поселке жили шахтерские семьи, Ван Гог бескорыстно занимался с детьми, посещал дома и рассказывал о Библии, ухаживал за заболевшими. Чтобы прокормиться, он рисовал карты Святой Земли и продавал их. Ван Гог проявил себя как подвижник, искренний и неутомимый, в результате ему определили небольшое жалование от Евангелического общества. Он планировал поступать в Евангельскую школу, но обучение было платное, а это, по убеждению Ван Гога, несовместимо с истинной верой, которая не может быть связана с деньгами. Одновременно он подает руководству шахт просьбу улучшить условия трудовой деятельности шахтеров. Ему отказали, лишили права проповедовать, что потрясло его и повлекло очередное разочарование.

РАННИЕ СТРАНСТВИЯ

Когда в 1880 году Ван Гог только начинал сой творческий путь, он намеривался стать сельским художником, пишущим жизнь самых обычных людей. В то время это направление в искусстве было модным, а одного из наиболее ярких его представителей можно считать французского художника Жана-Франсуа Милле, умершего в 1875 году.

Работы Милле были хорошо известны Ван Гогу по гравюрам (многие из них прошли через его руки, когда он работал в фирме, торгующей произведениями искусства). В самом начале своей творческой деятельности художник прошел пешком около 80 километров от Боринажа до Курьера, деревушки на севере Франции, чтобы посетить Жюля Бретона, одного из наиболее известных последователей Милле. Однако при встречи Ван Гог был разочарован тем, что Бретон, изображающий сцены тяжелого крестьянского труда, сам живет в достатке и комфорте. Такое отношение было характерно для Ван Гога, всегда писавшего свои картины кровью сердца.

Хотя Винсент иногда занимался копированием работ других художников, что составляло часть его учёбы, сам он всегда стремился к тому, чтобы отражать на полотне реальную жизнь без прикрас, такой, какой она представала перед его глазами. Его никогда не интересовали вымышленные сюжеты. В 1885 году он писал: «Изображать крестьянскую жизнь — трудная задача, но я не прощу себе, если не попытаюсь сделать так, чтобы мои картины заставляли зрителя всерьёз задуматься». Действительно, до переезда художника в Париж в 1886 году основными персонажами его картин, написанных во время «голландского периода», были крестьяне и ткачи, он воспроизводил сельские сцены и ландшафты.

Иногда Ван Гог платил немного денег местным жителям, приходившим позировать для его картин, и всегда был огорчён тем, что крестьяне надевают для этого свои лучшие выходные платья, в то время как ему хотелось запечатлеть их такими какими они были в повседневной жизни, «в рубищах и заплатках». Чтобы персонажи его картин выглядели более естественно, он даже собирал старую одежду, в которой обычно ходили крестьяне, рыбаки и другой рабочий люд.

Рисунки

Первая половина творческой жизни Ван Гога в основном была посвящена рисунку. В этом жанре он добился огромных успехов и по справедливости может считаться не только одним из величайших художников, но и выдающимся рисовальщиком XIX века. В ранних работах Ван Гог экспериментировал с разными материалами, включая плотничьи карандаши и черные восковые мелки для литографий. Именно они способствовали выработке раннего стиля Ван Гога — с твёрдым, порой даже жестким, штрихом. Образцом такого раннего рисунка может служить «Женщина, чистящая картофель», 1882 года.

Часто художник рисовал, одновременно используя различные материалы, например, пастель, гуашь, чернила и карандаш. благодаря этому его рисунки обычно приобретали мощь и отображали мрачное настроение, однако порой выглядели неестественными.

По мере того как росло мастерство художника, его штрих стал более быстрым и отрывистым, оживлявшим рисунок. Эту новую технику демонстрирует рисунок Ван Гога «Крестьянка, собирающая колос», 1885 года.

Влияние японского искусства

Японские эстампы стали источником вдохновения для целого ряда художников-авангардистов, работавших в конце XIX века. Впервые Ван Гог упоминает о них в своих письмах, написанных зимой 1885-1886 годов, но сильное влияние японской гравюры на манеру художника начинает просматриваться только с 1887 года, то есть после переезда Ван Гога в Париж. Такие эстампы были очень доступны и дешевы, поэтому художнику удалось собрать коллекцию, состоящую приблизительно из 200 работ. Он использовал их для украшения стен своей комнаты, а в марте 1887 года даже устроил выставку японских эстампов в кафе «Тамбурин».

Эти прозрачные по цвету и радостные по настроению картинки привлекли Ван Гога тем, что помогали ему расслабиться и хотя бы на время забыть о тяготах повседневной жизни. Именно японские гравюры вдохновили художника на использование в своих картинах более ярких цветов и сглаженных форм, однако ему, в отличие от других, удалось удержаться от соблазна использовать характерные для японской живописи высокие ракурсы и спонтанность рисунка, казавшиеся столь привлекательными большинству его современников. В этюде, под названием «Куртизанка», прослеживается влияние работы Кесаи Эйсена, помещенной на обложке майского номера журнала «Пари Иллостре» за 1886 год.

Картины

Сколько картин написал Ван Гог точно не известно, но искусствоведы и исследователи его творчества склоняются к цифре порядка 800. Только за последние 70 дней жизни он написал 70 картин – по одной в день! Давайте вспомним самые известные картины с названиями и описанием:

Едоки картофеля

«Едоки картофеля» появились в 1885 году в Нюэнене. Задачу автор описал в послании к Тео: он стремился показать людей тяжелого труда, получивших за свою работу малое вознаграждение. Руки, обрабатывающие поле, принимают его дары.

Красные виноградники в Арле

Знаменитое полотно датируется 1888 годом. Сюжет картины не выдуманный, о нем Винсент рассказывает в одном из посланий к Тео. На полотне художник передает поразившие его насыщенные цвета: густо-красные виноградные листья, пронзительно-зеленое небо, ярко-фиолетовая умытая дожем дорога с золотыми бликами от лучей заходящего солнца. Краски как будто перетекают одна в другую, передают тревожное настроение автора, его напряженность, глубину философские раздумий о мире. Такой сюжет будет повторяться в творчестве Ван Гога, символизируя вечно обновляющуюся в труде жизнь.

Ночное кафе

«Ночное кафе» появилось в Арле и представило раздумья автора о человеке, который самостоятельно разрушает собственную жизнь. Идею саморазрушения и неуклонного движения к безумию выражает контраст кроваво-бордового и зеленого цветов. Чтобы попытаться проникнуть в тайны сумеречной жизни, автор работал над картиной по ночам. Экспрессионистическая манера письма передает наполненность страстями, тревожность, болезненность жизни.

Подсолнухи

В наследии Ван Гога есть две серии работ, изображающих подсолнухи. В первом цикле – разложенные на столе цветы, они написаны в парижский период в 1887 году и вскоре приобретены Гогеном. Вторая серия появилась в 1888/89 годы в Арле, на каждом холсте – цветы подсолнечника в вазе.

Этот цветок символизирует любовь и верность, дружбу и тепло человеческих взаимоотношений, благодеяние и благодарность. Художник выражает в подсолнухах глубины своего миропонимания, ассоциируя себя с этим солнечным цветком.

Звездная ночь

«Звездная ночь» создается в 1889 году в Сен-Реми, она изображает звезды и луну в динамике в обрамлении безграничного неба, вечно существующей и несущейся в бесконечности Вселенной. Расположенные на переднем плане кипарисы стремятся достигнуть звезд, а поселок в долине статичен, неподвижен и лишен стремлений к новому и бесконечному. Экспрессия цветовых подходов и использование разных типов мазков передает многомерность пространства, его изменчивость и глубину.

Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой

Этот знаменитый автопортрет создан в Арле в январе 1889 года. Интересная особенность – диалог красно-оранжевого и сине-фиолетового цветов, на фоне которого происходит погружение в пучину искаженного сознания человека

Внимание приковывает лицо и глаза, как будто смотрящие вглубь личности. Автопортреты – это беседа живописца с собой и с мирозданием

Цветущие ветки миндаля

«Цветущие ветки миндаля» (Amandelbloesem) создаются в Сен-Реми в 1890 году. Весеннее цветение миндальных деревьев – символ обновления, зародившейся и крепнущей жизни. Необычность холста – в том, что ветки парят, не имея под собой основания, они самодостаточны и прекрасны.

Портрет доктора Гаше

Этот портрет написан в 1890 году. Яркие краски передают значимость каждого мгновения, работа кистью создает динамичный образ человека и природы, которые связаны между собой неразрывно. Образ героя картины болезненный и нервный: мы всматриваемся в образ печального старика, погруженного в свои мысли, как будто впитавшего тягостный опыт лет.

Пшеничное поле с воронами

«Пшеничное поле с воронами» создано в июле 1890 года и выражает ощущение приближения гибели, безысходную трагичность бытия. Картина наполнена символикой: небо перед грозой, приближающиеся черные птицы, дороги, ведущие в неведомое, но недоступные.

Расцвет творчества Ван Гога

С началом парижской эпохи в творческом мире Ван Гога началось также изменение цветов его палитры что благоприятно повлияло на созданные им картины и его продуктивность. Рисовальщик ходил на лекции выдающегося учителя и наставника Фернана Кормона, начал изучение импрессионизма, японскую гравюру, синтетические творения Поля Гогена с которым в последствии завел дружбу. Найдя близких по духу людей он в своем творчестве набрал колоссальных оборотов за период с 1886 по 1887 года им было написано около двухсот сорока произведений живописи среди которых широко известные «Башмаки», «Папаша Танги», «Мост через Сену». Его необычное исполнение выделялось среди импрессионистов, с которыми он работал и стало началом зарождающегося стиля постимпрессионизма.

К сожалению, не смотря на его прорыв в развитии собственного творчества аудитория все так же не усваивала его стиль. Такое положение вещей сильно ранило тонкую натуру художника, и он решил переехать в Арле на юг Франции. После этого он инициирует попытку воплотить в жизнь его идею с поселением художников главную роль в котором он отдает Гогену, который к сожалению, не разделял его порыва, что привело к большой ссоре между ними.

Винсент Ван Гог «Звездная ночь» (Звездная ночь над Роной)

Личная жизнь

Ряд биографов Ван Гога считают, что причинами психического заболевания Ван Гога могли стать сложные отношения с женщинами. Он неоднократно делал предложения разным девушкам, однако постоянно получал отказы.

Был случай, когда он пообещал держать свою ладонь над пламенем свечи до тех пор, пока девушка не согласится стать его супругой.

Своим поступком он шокировал избранницу, а также разгневал ее отца, который не долго думая вышвырнул художника из дома.

Сексуальная неудовлетворенность Ван Гога серьезно повлияла на его психику и привела к тому, что ему начали нравиться некрасивые зрелые проститутки. С одной из них он начал жить в своем доме, приняв ее вместе с пятилетней дочерью.

Прожив так около года, Винсент ван Гог написал со своей возлюбленной несколько картин. Интересен факт, что из-за нее художник был вынужден лечиться от гонореи.

Однако затем между ними начало происходить все больше ссор, которые, в конечном счете, привели к расставанию.

После этого Ван Гог был частым гостем публичных домов, вследствие чего лечился от разных венерических заболеваний.

Становление художника Ван Гога

Находясь в подавленном состоянии, Винсент ван Гог начинает писать картины. Какое-то время он даже посещал Академию изящных искусств, однако, не увидев для себя никакой пользы, бросил ее.

После этого он продолжил заниматься живописью, опираясь лишь на собственный опыт.

В этот период биографии Ван Гог влюбляется в свою двоюродную сестру, однако она не отвечает ему взаимностью. Вследствие этого он с разбитым сердцем уезжает в Гаагу, где продолжает писать картины.

Один из самых известных автопортретов Винсента ван Гога, 1889 г.

Там Ван Гог учится рисованию у Антона Мауве, а в свободное время совершает прогулки по бедным кварталам города. В будущем художник сумеет запечатлеть все увиденное им в своих шедеврах.

Наблюдая за техникой разных мастеров, Ван Гог начинает экспериментировать с оттенками и стилями написания картин. Однако его продолжают мучить бесконечные мысли о создании семьи.

Однажды он познакомился с женщиной, которая имела нескольких детей, и вскоре предложил ей переехать к нему домой. Тогда он ощутил настоящее счастье, которое, однако, продлилось совсем недолго.

Вспыльчивость и тяжелый нрав сожительницы сделали жизнь Ван Гога невыносимой. В результате он расстался с этой женщиной и отправился на север Нидерландов. Его жилищем стала хижина, в которой он жил и писал пейзажи.

Через некоторое время художник возвращается обратно домой и продолжает рисовать. На своих полотнах он часто изображает простых людей и городские пейзажи.

Спальня в Арле (1888) Винсента Ван Гога в контексте

В статье ниже мы начнем с краткого контекстуального анализа, рассмотрим, когда и где Винсент Ван Гог написал свою «Спальню в Арле» и почему она была так важна для него. Затем мы обсудим формальный анализ, рассматривая использование Ван Гогом цвета, кисти и перспективы.

Спальня в Арле (1888), Винсент Ван Гог, Музей Ван Гога, Амстердам; Винсент Ван Гог, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Две другие версии были написаны в 1889 году и также выполнены маслом на холсте. Кроме того, Ван Гог сделал наброски, которые он отправил в письмах своему брату Тео Ван Гогу, а также Полю Гогену. Вторая версия размером 72 x 90 см хранится в Чикагском институте искусств в США.

Слева: Спальня (1889) Винсента Ван Гога, Художественный институт Чикаго; Винсент Ван Гог, общественное достояние, через Wikimedia Commons | RIGHT: Спальня Ван Гога в Арле (1889), Винсент Ван Гог, Музей д’Орсэ, Париж; Винсент Ван Гог, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Третья версия размером 57,5 х 74 см хранится в Музее д’Орсэ в Париже, Франция. Это уменьшенная версия, которую Ван Гог подарил своей матери, Анне Корнелии Карбентус, и сестре, Вильгельмине Якобе Ван Гог.

Художник Винсент Ван Гог
Дата написания 1888
Средство Масло на холсте
Жанр Жанровая живопись
Период / движение Голландский постимпрессионизм
Размеры 72 x 90 см
Серия / Версии Первая версия из трех написанных
Где хранится? Музей Ван Гога, Амстердам
Сколько стоит Часть Фонда Винсента Ван Гога. Она всегда была частью семьи Ван Гогов и может считаться бесценной.

Контекстуальный анализ: Краткий социально-исторический обзор

Винсент Ван Гог переехал во французский город Арль в 1888 году, расположенный на юге Франции. Он переехал из Парижа, где он жил со своим братом Тео Ван Гогом некоторое время с 1886 года. Как сообщается, когда Ван Гог переехал в Арль, он хотел уйти от городской жизни и найти более спокойное место.

Ван Гог стремился основать в Арле так называемую «колонию художников». Он также хотел, чтобы Поль Гоген сопровождал его, и пригласил его остаться с ним и сотрудничать как два художника. Ван Гог написал своему брату в письме от 9 сентября 1888 года, что купил две кровати для Желтого дома, где он снял несколько комнат и собирался переехать до приезда Гогена.

Он также объяснил, что хочет, чтобы этот дом был «домом художника», описав все способы, которыми он хотел украсить его и сделать уникальным и открытым для посетителей, таких как его брат, Гоген и другие. Поль Гоген в конце концов приехал в Арль, чтобы присоединиться к Ван Гогу в Желтом доме; дата была записана как 23 октября 1888 года.

Желтый дом (1888) Винсент Ван Гог; Винсент Ван Гог, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Пока Ван Гог ждал приезда Гогена, он создал множество картин с изображением этого нового дома. Он написал «Желтый дом» (1888) маслом на холсте наряду с другими эскизами и акварелью. Он также написал свою спальню, у которой было три версии, как упоминалось выше.

Гоген покинул дом в декабре 1888 года, проработав с Ван Гогом около двух месяцев. Тогда же Ван Гог изуродовал себя, отрезав часть уха. Вскоре после этой ссоры Ван Гог уехал из Арля и поместил себя в психиатрическую лечебницу Сен-Поль-де-Мозоль в Сен-Реми-де-Прованс. Именно тогда Ван Гог создал свою знаменитую картину «Звездная ночь» (1889).

Звездная ночь (1889) Винсент Ван Гог; Винсент Ван Гог, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Творчество

После разочарований, постигших Ван Гога в Бельгии, он вновь впал в депрессию. На помощь пришел брат Тео. Он оказал ему моральную поддержку и помог поступить в Академию изящных искусств. Там он проучился недолго и вернулся к родителям, где продолжил самостоятельное изучение различных техник. В этот же период он пережил и несколько неудачных романов.

Самым плодотворным временем в творчестве Ван Гога считается парижский период (1886–1888 гг.). Он познакомился с яркими представителями импрессионизма и постимпрессионизма: Клодом Моне, Камилем Писсарро, Ренуаром, Полем Гогеном. Он непрестанно искал свой стиль и вместе с тем изучал различные техники современной живописи. Незаметно посветлела и его палитра. От светлого к настоящему буйству красок, характерных для его полотен последних лет, осталось совсем немного.

ЖИВЫЕ ЦВЕТА

После переезда в Париж Ван Гог не только сменил цветовую гамму, которой он пользовался, живя в Голландии, но и значительно расширил круг своих сюжетов. Они включают в себя серии портретов и картин, изображающих цветы.

Винсент черпал своё вдохновение не только в идеях импрессионизма, но и в японской гравюре, что помогало ему уйти от натурализма к более экспрессивной и четкой манере. На самом деле, именно любовь к японской живописи заставила Ван Гога перебраться в 1888 году в Арль, поскольку он считал, что солнечный юг Франции гораздо больше напоминает Японию, чем те холодные северные земли, где он жил до этого.

Пейзажи

Природа всегда оставалась для Ван Гога тесно связанной с его собственными чувствами, поэтому его пейзажи — это не просто красивые картины, но и непосредственное выражение эмоций самого художника. Так, например, природа на его раннем голландском «Пейзаже с церковью и фермами» полна тоски и мрака, в то время как на картине «Лес и подлесок», 1887 года, написанной художником в Париже, она предстаёт светлой и умиротворенной.

Приехав в Арль, Ван Гог писал: «Эта земля, если говорить о здешней атмосфере и живых красках, кажется мне такой же прекрасной, как Япония». Здесь он написал серию пейзажей, изображающих поля и цветущие деревья, в которых запечатлелась радость художника от общения с природой, окружающей его новый дом. Примером тому может служить «Сбор урожая в Провансе», 1888 года. Правда, в некоторых последних картинах Ван Гога появляется ощущение одиночества: «Я вижу широкие полосы пшеницы под тревожным небом, и мне не нужно больше искать объект, с помощью которого я мог бы передать свою грусть и полное одиночество».

Хотя в последние два года жизни болезнь почти не оставляла ему времени для работы, именно за этот короткий период Ван Гог успел создать почти половину всех дошедших до нас полотен. Иногда он был способен писать по одной новой картине в день на протяжении нескольких недель. Именно в это время его цвета стали более смелыми, а манера более свободной и энергичной, помогающей художнику передать на холсте обуревающие его чувства. «Вместо того чтобы пытаться точно воспроизвести то, что находится у меня перед глазами, я использую цвет более свободно, и это помогает мне точнее выразить себя», писал он.

В последних картинах Ван Гога вновь появляются мрачные тона, словно он вспоминает о своём прошлом. Но даже если считать эти тона предвестниками скорой гибели художника, всё равно нельзя не отметить, что его последние работы по прежнему наполнены страстной любовью к жизни.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: