Смерть
Творческий путь Джорджоне оборвался на взлете: в 1510 году мужчины не стало. Причиной смерти художника стала эпидемия чумы, которая свирепствовала в то время в Италии. Предание гласит, что тот заразился болезнью от возлюбленной, которую отказался оставить, несмотря на смертельную опасность.
Изначально считалось, что он умер в Венеции, но исследования 2011 года называют другое место — остров Лаззарето Нуово, куда зараженные люди отправлялись в карантин. Такую же функцию выполнял и остров Повелья в Венецианской лагуне — именно там, по другой версии, похоронен великий мастер Возрождения.
Несмотря на то, что Джорджоне прожил чуть больше 30 лет, он ознаменовал значительный прогресс в живописи, оказав влияние на последующих представителей венецианской школы — Тициана, Себастьяна дель Пьомбо, Лоренцо Лотто и других. Наличие множества подражателей и продолжателей породило проблему авторства работ Джорджоне, которое подчас доподлинно установить невозможно.
Творчество
«Спящая Венера» Основной период творческой деятельности Джорджоне приходится на первое десятилетие XVI века. Джорджоне, первоначально сформировавшийся как художник под влиянием Винченцо Катены и Джованни Беллини, сумел в течение нескольких лет выработать собственную зрелую манеру, в основе которой лежало тонкое чувство взаимодействия цвета и света. Во многом от Джорджоне берет начало эта принципиальная сторона европейского живописания, развивавшаяся впоследствии многими поколениями художников. Техника масляной живописи, к которой обратился Джорджоне, позволяла ему в полной мере передавать плавные цветовые переходы, насыщенные пятна цвета, сгущающиеся тени и мягкие очертания фигур и предметов. Вазари отмечал в полотнах Джорджоне отголоски влияния творчества Леонардо да Винчи, посетившего Венецию в начале XVI века
Несмотря на кратковременность жизни Джорджоне у него было много учеников, к которым принадлежат, между прочим, Себастьяно дель Пьомбо, Джованни да Удине, франц. Торбидо (прозванный иль Моро) и сам Тициан. Еще значительнее число художников, подражавших его направлению, каковы, например, Лоренцо Лотто, Пальма Старший, Джованни Кариани, Рокко Марконе, Парис Бордоне, Джирол. Пеннаки, Порденоне, Коллеоне, Дзанки и др., картины которых нередко слывут теперь за его работы
Из произведений, несомненно принадлежащих Джорджоне, особенно замечательны
- «Поклонение пастухов», до 1505, Национальная галерея, Вашингтон;
- «Поклонение волхвов», до 1505, Национальная галерея, Лондон;
- «Мадонна Кастельфранко». ок.1504, Собор св. Либерале, Кастельфранко;
- «Три философа», ок. 1507-1508, Музей истории искусства, Вена;
- так называемый «Концерт» в палаццо Питти во Флоренции;
- «Юдифь», ок. 1505, Эрмитаж Санкт-Петербург.
- «Гроза», ок. 1508, Галерея Академии, Венеция.
- «Спящая Венера», ок. 1508, Картинная гелерея, Дрезден.
- «Портрет молодого человека», ок. 1510, Музей изобразительных искусств, Будапешт.
Венецианская живопись
Особое место в искусстве Кватроченто принадлежит Венеции. Удивительный город, расположенный на ста восемнадцати островах, отделенных друг от друга ста шестьюдесятью каналами, был в ту эпоху городом-государством. Венеция, республика купцов, торгующая с Египтом, Грецией, Турцией, Сирией, Багдадом, Индией, Аравией, Северной Африкой, Германией и Фландрией, была открыта для проникновения других культур.
Антонелло да Мессина. Св. Себастьян. 1476 г.
Венецианская живопись призвана была запечатлеть всю красоту, богатство и великолепие этого великого города. Своего расцвета она достигла во второй половине XV в. Произведения венецианских мастеров, красочные и празднично-декоративные, украшали храмы, дворцы, помещения различных общественных заведений, восхищая правителей и простых граждан.
Ярким примером венецианской живописи является творчество Витторе Карпаччо. Его простодушные повествовательные композиции поэтично представляют Венецию во время торжественных церемоний («Прием послов»). Художник изображает и повседневную жизнь родного города; он пишет сцены из Священной истории, трактуя их с точки зрения современности. Таковы его «Житие св. Урсулы» (1490-е), «Сцены из жизни Марии», «Житие св. Стефана» (1511-1520).
Реалистические тенденции венецианской живописи эпохи Раннего Возрождения нашли отражение в творчестве Антонелло да Мессина. Одна из самых знаменитых его картин — «Св. Себастьян» (1476). Тема мученичества св. Себастьяна, ставшего жертвой противника христианства Диоклетиана, была широко распространена среди художников Возрождения, но Антонелло да Мессина по-особому трактует ее: в образе Себастьяна нет той страдальческой экзальтации, которая свойственна произведениям, написанным на тот же сюжет другими живописцами с этим сюжетом. Художник заставляет зрителя любоваться красотой человеческого тела и восхищаться мужеством и силой духа прекрасного юноши. Воздухом и светом пронизан спокойный пейзаж, на фоне которого изображен Себастьян. За его спиной высятся величественные городские постройки, у ног лежит античная колонна.
Антонелло да Мессина — замечательный мастер портрета, лучшие произведения этого жанра — т. н. «Автопортрет» (ок. 1473), «Кондотьер», «Мужской портрет» (1470-е) . Этим работам свойственна сдержанность и обобщенность, качества, которые так ценили современники художника. Портретное творчество мастера предвосхитило творчество Джованни Беллини.
Крупный мастер венецианского Кватроченто, Джованни Беллини считается одним из основоположников Высокого Возрождения. Трагическим величием отмечены его работы «Мадонна со святыми» (1476) , «Оплакивание Христа» (1475)
Приковывает внимание его таинственная «Озерная мадонна» (ок. 1500), навеянная французской поэмой
о золотом веке «Паломничество души»
В этой картине соединились прекрасные образы античности и мечты о христианском рае.
До сих пор исследователи до конца не разгадали, что же хотел сказать художник, изобразив рядом с Богородицей, апостолами и святыми обычных людей.
Кисти Беллини принадлежит несколько замечательных портретов («Мальчик», «Портрет дожа Леонардо Лоредано» и др.), с которых начался расцвет портретной живописи в Венеции. Мастерство живописца в изображении природы, являющейся неотъемлемой частью всех его произведений («Св. Франциск», 1470-е), оказало большое влияние на многих венецианских пейзажистов последующих поколений. Учениками Беллини были такие извест¬ные живописцы, как Джорджоне и Тициан.
Библиотека шедевров ( картины с описанием и названиями)
(при клике открытие в отдельном окне в высоком разрешении и с подробным описанием)
Воин со своим оруженосцем |
Три философа |
Портрет Антонио Броккардо |
Юноша с флейтой |
Мальчик со стрелой |
Портрет Франческо Марии делла Ровере |
Двойной портрет |
Портрет юноши (Портрет Джустиниани) |
Три возраста жизни |
Старуха |
Буря |
Сельский концерт |
Соломоново решение |
Испытание Моисея огнем |
Закат |
( нажмите на картину — для увеличения и подробного описания )
От: Кошкина Виктория,   —
Скрыть комментарии (4)
- Рембрандт Харменс ван Рейн — портреты, мифологическая и жанровая живопись 17 века
- Буше Франсуа — картины: мифологическая и эротическая живопись, портреты и пейзажи
- Картины Сандро Боттичелли — мифологическая и библейская итальянская живопись 16 века
- Ганс Макарт, картины в стиле эстетизм — мифологическая живопись, портреты, аллегории
- Адольский Иван Николаевич — портреты 18 века, русская живопись
Джорджоне
Джорджоне, не только великий живописец, но и талантливый музыкант и поэт, ярко выделяется среди венецианских живописцев. Вазари писал, что «игра его на лютне и пение почитались божественными». Вероятно, отсюда и особая музыкальность и поэтичность полотен Джорджоне — в этом ему нет равных не только в итальянском, но и в мировом искусстве.
Сведений о жизни Джорджоне немного. Настоящее его имя — Джорджо Барбарелли да Кастельфранко. Как пишет Вазари,
прозвище Джорджоне («Большой Джорджо») художник получил «за величие духа».
Джорджоне родился около 1478 г. в Кастельфранко. В ранней юности он приехал в Венецию, где поступил в мастерскую Джованни Беллини. С тех пор живописец почти не покидал Венецию, где и умер в 1510 г. во время эпидемии чумы.
Одной из самых известных картин Джорджоне является знаменитая «Юдифь», хранящаяся в Эрмитаже. Легенда рассказывает, что красавица Юдифь проникла в шатер предводителя вражеского войска Олоферна и обольстила его. Когда Олоферн уснул, девушка обезглавила его.
Об этой загадочной картине русский художник А. Бенуа писал: «Странная картина, такая же «двусмысленная» и «коварная», как и картины Леонардо. Юдифь ли это? — хочется спросить про эту строгую печальную красавицу с лицом дрезденской Венеры, так спокойно попирающую отрубленную голову». Действительно, в этом полотне кроется какое-то противоречие и тайна: беспощадная библейская Юдифь предстает в произведении Джорджоне в поэтическом образе мечтательной девушки на фоне спокойной и тихой природы.
И это не единственная загадка в творчестве Джорджоне.
Джорджоне. Гроза. Ок. 1505 г.
Какая тайна скрыта в картине «Гроза», на которой под грозовым небом, среди деревьев и обломков античных колонн мы видим сидящую молодую женщину, которая кормит ребенка, а поодаль прогуливается юноша? Также непонятно, что хотел сказать художник, изобразивший на полотне под названием «Сельский концерт» двух обнаженных женщин в компании двух музыкантов, расположившихся в тени дерева. В «Сельском концерте» — своей последней работе — Джорджоне не успел дописать пейзаж на заднем плане, и это сделал за него Тициан. Уже в другую эпоху замысел композиции использовал Э. Мане в своем знаменитом «Завтраке на траве».
Деревья, холмы, светлые дали в произведениях Джорджоне — не просто фон, на котором изображены фигуры людей. Пейзаж неразрывно связан с персонажами с идеей произведений венецианского мастера. Так, в композиции «Три философа» старец в античных одеяниях, человек средних лет в восточном тюрбане и юноша, воплощающие разные стадии познания природы, представляют единое целое с ней: нежной зеленью горной долины, скалистой громадой, бледным небом, озаренным неяркими солнечными лучами.
Джорджоне. Спящая Венера. Ок. 1508 г.
Эта же идея гармонии человека и природы нашла свое отражение в одном из шедевров Джорджоне — полотне «Спящая Венера». Чувственная и в то же время целомудренная нагота погруженной в сон красавицы стала олицетворением восхитительного и одновременно простого итальянского пейзажа, золотисто-желтые тона которого повторяются в теплых оттенках тела Венеры. Позднее мотив «Спящей Венеры» использовал Тициан («Венера Урбинская») , затем Д. Веласкес («Венера перед зеркалом») , Ф. Гойя («Маха») и Э. Мане («Олимпия»).
Глубокий интерес Джорджоне к ландшафту как самостоятельному элементу композиции подготовил появление в итальянской живописи нового жанра — пейзажа.
Творчество Джорджоне оказало значительное влияние не только на венецианскую, но и на всю итальянскую живопись. Замечательный художник стал одним из основоположников искусства Высокого Возрождения. В дальнейшем принципы и идеи его искусства Джорджоне нашли отражение в произведениях ученика Тициана.
Капелла Скровеньи и нетрадиционные фрески
Джотто и его уникальные фрески для капеллы Скровеньи – исток великой живописи Ренессанса или Возрождения. Иконописные образы, условные фигуры и лики сменились на живых и полноценных героев из плоти и крови, переживающих человеческие драмы и испытывающих настоящие сильные эмоции.
Прорывом стала и техническая сторона живописи. Учитель Чимабуэ писал на полностью оштукатуренных и просохших стенах, ученик Джотто применил метод работы по влажной штукатурке. Причём наносить краски надо было быстро (из-за стремительного высыхания) и фрагментарно, до начала основной росписи. Кроме того, такой метод требовал использования очень насыщенных пигментов. Время показало, что приёмы, разработанные Джотто, способствуют прекрасной сохранности его произведений – сегодня они так же праздничны, как семь веков назад.
БИОГРАФИЯ
Таинственный художник Джорджоне.
Джорджоне стал первым мастером венецианской школы, чье творчество целиком принадлежит Высокому Возрождению.
Биография Джорджоне полна загадок, она строится в основном на легендах, косвенных данных поскольку подлинных документов о нем сохранилось крайне мало.
Джорджо да Кастельфранко, прозванный Джорджоне, родился в небольшом городке Кастельфранко, расположенном неподалеку от Венеции. Произошло это счастливое для итальянского искусства событие в 1477 (или возможно в, 1478) году. Точной даты исследователям установить не удалось. Абсолютно ничего не известно и о родителях Джорджоне. По некоторым сведениям — Вазари говорил, что родители Джорджоне были самого низкого происхождения. По другой версии — после смерти историка и биографа многих художников эпохи ренессанса Вазари распространилось его мнение, что Джорджоне своим происхождением был связан с знатной семьей Барбарелли; поэтому позднее его часто называли этим именем — Джорджо Барбарелли да Кастельфранко. Легендой или былью является утверждение Вазари о том, что Джорджоне являлся сыном главы древнего знатного клана Барбарелли, рожденным вне брака, достоверно установить так и не удалось. К сожалению, не сохранилось ни рукописей художника, ни его записок об искусстве, живописи и музыке, не сохранилось даже его писем. Существуют записи о двух официальных заказах, полученных им в 1507, но созданные по этим заказам фрески до нас не дошли. Джорджо Барбарелли оказался просто Джорджо. Без родословной и знатных предков. Даже место его рождения — Кастельфранко Венето установлено лишь предположительно. Именно там с большой вероятностью прошли детские годы художника, но о том, как и где он появился на свет история умалчивает.
Историки искусства уже не мало лет пытаются узнать кто же был первым учителем одного из самых талантливых и загадочных художников Высокого Возрождения. Согласно одной из версий в мастерской Джованни Беллини — это крупнейший художник Венеции того времени, Джорджоне появился только в 1506 году, уже вполне сложившимся живописцем. Он многому научился у Беллини. По другой версии известно, что в возрасте шестнадцати лет Джорджоне уже проходил обучение и работал в мастерской знаменитого венецианского художника Джованни Беллини.
После окончания обучения долгое время Джорджоне остается почти неизвестен на родине. Ридольфи утверждает, что в это время он зарабатывал себе на жизнь, работая в мастерских различных художников и расписывая щиты и свадебные сундуки.
Только в начале нового века Джорджоне начинает завоевывать в Венеции известность и получает первые большие заказы. Вероятно, в 1504 году знаменитый кондотьер Туцио Костанцо заказал ему алтарную картину для капеллы св. Георгия в соборе св. Либерале в Кастельфранко. Известная сегодня под именем «Мадонна Кастельфранко», она была предназначена для украшения алтаря церкви.
И здесь нас преследуют неточности в его биографии.
Джорджоне был близок к кругу венецианских гуманистов. Славился также как певец и музыкант. В 1507—1508 гг. участвовал в украшении Дворца дожей, расписывал фресками Немецкое подворье в Венеции (сохранился фрагмент с изображением женской фигуры).
Жизненный путь Джорджоне был краток в возрасте 33-34 лет он умер в Венеции во время эпидемии чумы осенью 1510 года.
Наследие
Castelfranco Мадонна до недавнего очистки. Единственный запрестольный образ Джорджоне.
Хотя Джорджоне умер в 30-е годы, он оставил после себя наследие, которое должны были развивать Тициан и художники 17-го века. Джорджоне никогда не подчинял линии и цвет архитектуре, а художественный эффект — сентиментальному изображению. Возможно, он был первым итальянцем, который рисовал пейзажи с фигурами в виде движущихся картинок в их собственных рамах без религиозной, аллегорической или исторической цели — и первым, чьи цвета обладали той пылкой, сияющей и плавящейся интенсивностью, которая так скоро стала типичным примером работы. всей Венецианской школы .
Слайд 4Еще через 4 года (~1505) он написал «Мадонну Кастельфранко» —
алтарный образ в часовне Св. Георгия в городском соборе.Очевидно, “Мадонна”
не была обычной картиной, но представляла собой своеобразный надгробный памятник: у подножия трона Марии изображён деревянный саркофаг с гербом заказчика на передней стенке. В 1504 Туцио потерял сына Маттео, умершего в Равенне. Его тело было привезено в Кастельфранко. На наружной стене собора укреплена его надгробная плита. На ней изображён воин в берете, у его ног лежат два шлема – один из таких увенчивает голову рыцаря, стоящего у трона Мадонны (рыцаря считают либо св. Георгием, либо св. Либерале, которому посвящён собор).
Последние годы, Флоренция
Путешествуя и работая по всей Италии, Джотто всегда возвращался на родину. Простой мальчишка-пастушок благодаря уникальному дару, любви и преданности своему делу получил дворянский титул, стал почётным гражданином Флоренции, в 1334 году – главным архитектором города. Теперь он, ответственный за стройки и реконструкции всех городских зданий и мостов, за архитектурный облик города, должен закончить строительство центрального кафедрального собора города (Дуомо), самого амбициозного проекта в истории Флоренции (и Европы в целом – собор рассчитан на 30 тысяч человек – самый большой европейский храм на момент постройки). Собор начал строиться в 1289 году, Джотто принял его на завершающей стадии строительства. Он разработал проект колокольни, начал её возводить, но увидеть культовое сооружение любимого города целиком и в законченном виде ему не удалось. 8 января 1337 года Джотто ди Бондоне умер. Похоронен в соборе Санта-Мария-дель-Фьоре, последнем, незаконченном своём детище.
Биография художника Константина Андреевича Сомова
Бэнкси: анонимный художник улиц
Жан Франсуа Милле – биография, особенности творчества, топ картин
Живопись
Одной из первых самостоятельных работ, вышедших из-под кисти Джорджоне, считают картину “Христос, несущий крест”, датируемую 1497 годом. Следующий труд художника также связан с религиозными мотивами: в 1504-м он начал писать картину для алтаря собора Сан Либерале родного города. “Мадонна Кастельфранко” изображает Деву Марию с младенцем в окружении святых Георгия и Франциска.
Картина Джорджоне «Юдифь» / Web Gallery of Art
Жемчужиной наследия Джорджоне считается шедевр, хранящийся в Эрмитаже, — “Юдифь” (1504). Утонченная и гармоничная работа демонстрирует совершенство, которого достигли мастера Высокого Возрождения, недаром долгое время авторство произведения приписывали Рафаэлю. Образ Юдифи олицетворяет силу, которая таится в хрупкости женской красоты, и пронизан светом и умиротворенностью, которым вторит пейзажный фон. Молчаливая одухотворенность, богатство сокрытых жизненных сил характерны для образов, вышедших из-под кисти итальянца.
Картина “Три философа” первоначально была задумана как иллюстрация библейского сюжета, однако в процессе трансформировалась в жанровое полотно. Здесь изображены трое мудрецов, представляющих разные типажи. Они отличаются возрастом, культурой и мировоззрением. Однако лиричный, полный глубины и объема пейзаж объединяет героев в единое целое, оставляя надежду, что эти люди услышат и обогатят друг друга.
Картина Джорджоне «Гроза» / Gallerie dell’Accademia
Природа как действующее лицо еще ярче предстает на полотне “Гроза”, датируемом 1505-1508 годами. Настроенческий пейзаж стал особым жанром в творчестве Джорджоне, о чем говорит и “Сельский концерт” (1510), где образы музыкантов органично вписаны в пасторальный фон. Эти картины носят откровенно светский характер, что знаменует тенденцию, которую задавала венецианская живопись в тот период. Она сосредоточена на человеке и окружающем его пространстве, насыщена цветом и гармоничными тонами.
Однако Джорджоне не перестает осмыслять религиозные и мифологические сюжеты, благодаря чему появляется одна из последних картин — “Спящая Венера, хранящаяся в Дрезденской галерее. Она вновь говорит о гармоничном единстве человека и природы, достигаемом ясностью объема, выразительностью контуров и мягкостью светотени. В каждом мазке читается любование красотой человека и окружающего мира, при этом многодетальность не нарушает гармонии, сливаясь в целостное творение.
Картина Джорджоне «Спящая Венера» / Галерея старых мастеров
Портреты художника полны проницательности и точности. “Старуха” (1508), “Портрет юноши” (1508) посвящены простым, незнатным людям, чьи черты привлекли Джорджоне глубиной и характером. Автопортрет живописца также демонстрирует лицо незаурядное, привлекающее скорее харизмой, нежели правильностью линий. Но все же в первую очередь итальянец — певец красоты, о чем говорят изображения Лауры и Антонио Броккардо.
К концу 1510-х Джорджоне стал законодателем мод в венецианской школе живописи, на его новаторские работы ориентировались молодые художники, а картины итальянца пользовались спросом в частных коллекциях.
Примечания
- Fregolent А. Giorgione. — Milano: Electa, 2001. — ISBN 88-8310-184-7. — Р. 8
- L’opera completa di Giorgione, presentazione di Virgilio Lilli. Apparati critici e filologici di Pietro Zampetti. — Milano: Rizzoli, 1968 (Classici dell’Arte Rizzoli)
- Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. — СПб.: Азбука-Классика, 2004. — Т. 1. — С. 378. Комментарии А. Г. Габричевского
- Lucco М. Giorgione. — Milano, 1995. — Р. 17
- ↑ Власов В. Г. Джорджоне да Кастельфранко // Стили в искусстве. В 3-х т. — СПб.: Кольна. Т. 2. — Словарь имён, 1996. — С. 308
- ↑ М. И. Свидерская. Джорджоне // Большая советская энциклопедия / Гл. ред. С. И. Вавилов. — 2 издание. — М.: Сов. энциклопедия, 1965.
- Алпатов М. В. «Венера» Джорджоне // Этюды по всеобщей истории искусств. — М.: Советский художник, 1979. — С. 53, 57—67
- Виппер Б. Р. Борьба течений в итальянском искусстве XVI века. 1520—1590. — М.: Изд-во АН СССР, 1956. — С. 279—281
- Власов В. Г. Джорджоне да Кастельфранко. — С. 308
Смерть
Творческий путь Джорджоне оборвался на взлете: в 1510 году мужчины не стало. Причиной смерти художника стала эпидемия чумы, которая свирепствовала в то время в Италии. Предание гласит, что тот заразился болезнью от возлюбленной, которую отказался оставить, несмотря на смертельную опасность.
Изначально считалось, что он умер в Венеции, но исследования 2011 года называют другое место — остров Лаззарето Нуово, куда зараженные люди отправлялись в карантин. Такую же функцию выполнял и остров Повелья в Венецианской лагуне — именно там, по другой версии, похоронен великий мастер Возрождения.
Несмотря на то, что Джорджоне прожил чуть больше 30 лет, он ознаменовал значительный прогресс в живописи, оказав влияние на последующих представителей венецианской школы — Тициана, Себастьяна дель Пьомбо, Лоренцо Лотто и других. Наличие множества подражателей и продолжателей породило проблему авторства работ Джорджоне, которое подчас доподлинно установить невозможно.
Детство и юность
Биография загадочного художника, отдаленная веками, содержит мало достоверных фактов, и зачастую они легко подменяются домыслами. Итальянские искусствоведы, говоря о Джорджоне, называли того скорее мифом, нежели человеком.
Автопортрет Джорджоне / Web Gallery of Art
Даже о фактах, связанных с рождением будущего мастера живописи, нельзя говорить однозначно. Первые попытки его жизнеописания восходят к 16-му веку, и согласно, им Джорджо родился неподалеку от Венеции, в городке Кастельфранко-Венето, в 1477 или 1478 годах.
Ни один источник не рассказывает о юных годах художниках и о времени, когда тот решился покинуть родной город. Известно, что в Венецию живописец приехал молодым и уже в 1493 году поступил на обучение к известному мастеру Джованни Беллини.
Здесь он обретает внимание к цвету и деталям, сосредоточившись на искусстве пейзажа. Историки полагают, что, закончив учиться, Джорджоне вернулся в Кастельфранко-Венето, где в сотрудничестве с местными художниками занимался оформлением фасадов и интерьеров, работая в технике фрески. Искусствоведы 16–17 веков перечисляют много фресок Джорджоне, но к настоящему времени сохранилась только одна работа — фрагмент фасада Фондако деи Тедески, который хранится в галерее Франкетти в Венеции
Фреска выполнена совместно с Тицианом, который также был учеником Джованни Беллини. Творчество обоих художников крепко связано
Искусствоведы 16–17 веков перечисляют много фресок Джорджоне, но к настоящему времени сохранилась только одна работа — фрагмент фасада Фондако деи Тедески, который хранится в галерее Франкетти в Венеции. Фреска выполнена совместно с Тицианом, который также был учеником Джованни Беллини. Творчество обоих художников крепко связано.
Творчество и слава
Джотто заработал прекрасную репутацию, теперь репутация работает на него. Он много путешествует по всей Италии, пишет по заказу короля Неаполя, банкиров Флоренции, знати Милана, аретинских церквей и даже для Папы римского.
Вымысел или правда, но известно, что Папа, подыскивая мастеров для работы в Вечном городе, прослышал о необыкновенном мастере Джотто и послал к нему своих гонцов. Они потребовали от уже именитого и уверенного в себе художника подтверждений – рисунков, по которым можно было бы судить о мастерстве живописца. Остроумный художник взял кисть, макнул её в красную краску, локоть приставил к боку, затем ловко, одним движением изобразил идеальную окружность. И спокойно добавил, что больше никаких подтверждений не будет. Весёлый итальянский народ тут же придумал пословицу, которой характеризовались простофили: «Ты даже круглее, чем джоттовское О».
Репутация Джотто шагнула и за пределы Италии – он побывал во Франции.
Работы художника
- «Поклонение пастухов», до 1505, Национальная галерея искусства, Вашингтон.
- «Поклонение волхвов», до 1505, Национальная галерея, Лондон.
- «Мадонна Кастельфранко». ок. 1504, Собор св. Либерале, Кастельфранко.
- «Три философа», ок. 1507—1508, Музей истории искусств, Вена.
- так называемый «Концерт» в палаццо Питти во Флоренции.
- «Юдифь», ок. 1505, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
- «Гроза», ок. 1508, Галерея Академии, Венеция.
- «Спящая Венера», ок. 1508, Галерея старых мастеров, Дрезден.
- «Портрет молодого человека», ок. 1510, Музей изобразительных искусств, Будапешт.
Биография Джорджоне
(родился в 1477 г. в Кастельфранко, умер в 1510 г. в Венеции)
Итальянский художник (настоящее имя Джорджо Барбарелли или Джорджо да Кастельфранко), который в силу своего авторитета и ума впоследствии стал известен под именем Джорджоне (Великий Джордж) (согласно Вазари). Вазари отнёс его и Леонардо да Винчи к основателям современной живописи. Джорджоне первый кто в Венеции приставил малую картину маслом предназначенную скорее для частной коллекции чем для церкви и которая имела таинственный и экспрессивный сюжет. Его достижения в преобразовании характера венецианской живописи всегда казались наиболее знаменательными в его жизни, оборвавшаяся из-за чумы 1510 года, которая была еще короче, чем жизнь Рафаэль. Наши знания о его карьере ограничивается несколькими современными источниками отображающие период с 1506-1510 год, и лишь несколько картин, которые бесспорно приписываются ему, включая «Мадонну Кастельфранко» (в церкви Святого Либерате в его родном городе), портрет Лауры, «Три философа» (Вена) и «Бурю» (Венеция, Галерея Академии).
Возможно обучаюющийся в мастерской Джованни Беллини, в то же время, что и Лоренцо Лотто и Пальма Веккьо, Джорджоне начал свою карьеру, по словам Вазари, как специалист малых молитвенных мадонн. В 1506 году он разделил студию с Винченцо Катена. Джорджоне работал для частных коллекционеров, которые в то время начинают появляться в качестве нового класса покровителей, а также для Церкви. В 1507-1508 гг. Джорджоне работал на государственной службе над большим полотном (с тех пор бесследно потеряно) для приёмного зала Совета десяти.
В 1508 году он писал фрески на внешней стороне Фондако деи Тедески, возле Риальто (окончены в ноябре 1508 г.), в административном здании немецких купцов в Венеции. На этим полотном также работал Тициан в качестве помощника
В Академии в Венеции сохранились только поврежденные фрагменты оформления, которые вырезали в XVIII веке, но связь с Тицианом имеет важное значение, для предоставления доказательств, что именно Джорджоне, а не Тициана, был великим новатором
Запрестольный образ Кастельфранко также вживую отображает основы итальянского искусства (Коста и Перуджино), при этом более экспериментальные взгляды Леонардо, который посетил Венецию в 1500 году, упомянуты Вазари как оказавшие большое влияние. В таких более поздних работах, как Буря сам пейзаж — главный объект картины, а технические возможности масляной краски используются в качестве средства для уникального объединения света и тени, которые мягко падают на фигуры и их окружение. «Лаура» 1506 года (название картины пошло от ветви лавра позади натурщицы) аналогична в технике и красках, показывает новый идеализм начала 16-го века в постановке композиции и в психологической отдаленности изображения.
Чрезвычайная путаница, которая всегда отягощает установление авторства основных работ связанных с поздней манерой Джорджоне, сама по себе является признаком его центрального положения в венецианском искусстве и его значении в становлении Тициана и Себастьяно дель Пьомбо. «Концерт под открытым небом» (Париж, Лувр) — предмет спора между Джорджоне и Тицианом, «Суд Соломона» приписывается Себастьяно дель Пьомбо, в то время как «Спящая Венера» (Дрезден), как известно из не совсем современного источника оставлена частично незавершенной. Её закончил Тициан, который позже, адаптировал образ к своей «Венере Урбино» (Флоренция, Уффици) 1538 года.
Биография Джорджоне
Джорджоне родился в небольшом городке Кастельфранко-Венето недалеко от Венеции
Он был учеником Джованни Беллини и усвоил себе глубину, и блеск его тёплого колорита, даже превзошёл его в этих качествах и первый из всех итальянских живописцев стал отводить в религиозных, мифологических и исторических картинах важное место поэтически-придуманному, красивому, не чуждому натуральности пейзажу
Главным местом его деятельности была Венеция. Он писал здесь надпрестольные образа, исполнял многочисленные портретные заказы и, по обычаю того времени, украшал своей живописью сундуки, ларцы и фасады домов.
Умер от чумы.