Краткая биография
- 1598 – Питер Пауль Рубенс принят в антверпенскую гильдию Святого Луки, где он получает звание «свободного художника», но при этом продолжает учиться и шлифовать свой талант.
- 1600 – Отправляется в Италию, куда стремились в то время все художники, так как считалось, что только там можно постичь главные тайны и секреты живописного мастерства. Там он много работает, копирует шедевры великих мастеров Ренессанса, погружается в быт итальянского народа. В конце того же года Рубенс становится придворным художником к герцогу Мантуи Винченцо I Гонзаго. В Италии он пишет множество портретов аристократов, используя новые живописные приемы, богатый колорит, усилив значение пейзажного фона.
- 1608 – Рубенс получает известие о болезни матери. Он срочно едет в Антверпен, но уже не застает ее в живых.
- 1610 – Живописец приглашен на придворную службу эрцгерцогом Альбертом и инфантой Изабеллой, правителями Фландрии и представителями испанской короны.
- 1611 – Рубенс открывает собственную мастерскую, где брали уроки будущие известные художники – Антонис ван Дейк и Франц Снайдерс. Кроме того, его классы посещали не только живописцы, но и граверы, скульпторы, архитекторы.
- 1622 – Художник отправляется в Париж, чтобы выполнить наиболее значительный заказ в своей жизни, который принесет ему международную славу. По поручению Марии Медичи Рубенс должен написать картины для нового Люксембургского дворца: в первой галерее должны располагаться полотна изображающие события из жизни королевы-матери, во второй галерее – сцены, повествующие о правлении ее покойного супруга Генриха IV. Художник выполнит лишь одну часть заказа, создав исторический цикл «Жизнь Марии Медичи».
- 1624 – Питер Пауль Рубенс получает дворянское звание от имени испанского короля Филиппа IV.
- 1626 – После смерти первой супруги, Рубенс посвящает все свободное от живописи время дипломатии. В мирных переговорах между Англией и Голландией он играет важную роль представителя брюссельского правительства, а также доверенного лица инфанты Изабеллы. Целью кампании было заставить Мадрид согласиться на определенные условия мира.
- 1628 – Состоялась важная дипломатическая поездка в Испанию, где он сумел убедить Филиппа IV в необходимости мира. Там Рубенс вновь соприкасается с гармонической цельностью южной живописи, а в особенности почитаемого им Тициана, что окажет сильное влияние на его искусство 1630-х годов.
- 1629 – Рубенс отправляется на длительные переговоры в Англию.
- 1630 – Этот год ознаменован вершиной дипломатической деятельности Рубенса, результатом которой стал мирный договор между Испанией и Англией.
- 1633 – Художник окончательно отходит от дипломатической деятельности.
- 1635 – Рубенс завершает живописную серию из девяти огромных полотен для потолка зала во дворце Банкетинг-Хаус в Лондоне. Из-за развивающейся подагры, он посылает туда помощника, для установки картин.
- 1638 – Испанский король Филипп IV делает у Рубенса срочный заказ: он желает получить от него 50 полотен для охотничьего замка Торре до ла Парада. По состоянию здоровья живописец не в состоянии выполнить столь большой, но выгодный заказ. Он выполняет множество эскизов, но сами картины пишут различные художники из Антверпена и подписывают своими именами.
- 1640 – В Последний год жизни Рубенс много болеет, его мучает подагра, он перестает чувствовать сначала левую, а затем и правую руку. 27 мая художник составляет завещание, а через три дня, 30 мая из-за острого приступа болезни, его организм не выдерживает и сердце останавливается.
Портрет Питера Пауля Рубенса
Евангельский рассказ
Снятие с креста (мозаика кафоликона монастыря Неа Мони, 1042—1056 годы) Рассказ о снятии тела Иисуса с креста приводится у всех четырёх евангелистов и каждый из них связывает это событие с именем Иосифа Аримафейского, тайного ученика Христа. В Евангелиях не описано как происходило само снятие тела, рассказывается лишь о том, как Понтий Пилат дал на это разрешение.
Евангелие | Описание снятия с креста |
От Матфея (Мф. 27:57-59) | Когда же настал вечер, пришёл богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею… |
От Марка (Мк. 15:43-46) | …пришёл Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова. Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу. |
От Луки (Лк. 23:50-54) | Тогда некто, именем Иосиф, член совета, человек добрый и правдивый, не участвовавший в совете и в деле их; из Аримафеи, города Иудейского, ожидавший также Царствия Божия, пришёл к Пилату и просил тела Иисусова; и, сняв его, обвил плащаницею и положил его в гробе, высеченном , где ещё никто не был положен. |
От Иоанна (Ин. 19:38) | После сего Иосиф из Аримафеи — ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев, — просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошёл и снял тело Иисуса. |
Личная жизнь
Рубенс делал все возможное, чтобы его личная биография не придавалась огласке. Вследствие этого, о настоящих чувствах живописца к его близким родственникам, мы можем судить только по его портретам. Известно, что его женой была Изабелла Брант, которая являлась дочерью чиновника. В этом браке у пары родилось трое детей: Клара-Серена, Альберт и Никлас.
Автопортрет Рубенса с Еленой Фоурмен и их ребёнком
Брак строился на расчете, хотя молодая девушка окружала заботой и вниманием Рубенса 17 лет. В 1630 годах она умерла от инфаркта
В возрасте 53 лет он повторно вступил в брак с 16-летней Еленой Фоурмен, родившей ему пятерых детей, причем самый младший появился на свет уже после смерти Рубенса.
Раскрытие творческих способностей
Попав во двор к графине, он знакомится с живописцем Отто ван Вееном. Будучи человеком многогранным и эксцентричным Отто повлиял на мировоззрения юного Питера. Обладая страстью к изучению истории и мифологии древнего мира, он изучал искусство Возрождения. Эта любовь передалась, и его ученику который словно губка впитывал наставления учителя. Кроме живописи наставник юноши был философом и написал не один том пояснений о тонкостях живописи. Он создавал иллюстрации к книгам Горация и гравюры к различным книжным сюжетам. Любовь ко всем этим сферам творчества передалась и юному художнику.
Питер проводил много своего времени за прочтением книг что поспособствовало развитию знаний об античной истории и философии. Закончив обучение, которое длилось четыре года Рубенс стал независимо работающим художником в союз Святого Луки. Проведя в ордене два года, он решил усовершенствовать свою виртуозность и отправился в Италию.
Италия в это время была центром развития искусства и могла показать юным рисовальщикам полотна великих мастеров Ренессанса и античности. Изучение и перерисовка шедевров помогла сформироваться стилю живописца и повлияла на его образы. Все это время он оставался при дворе у Винченцо Гонзаги которому служил пока обучался рисованию в Италии.
БИБЛИОГРАФИЯ
- Рубенс, Петер-Пауль // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890-1907
- Рубенс, П. П. Письма / пер. А. А. Ахматовой; коммент. В. Д. Загоскиной и М. И. Фабриканта; вступ. ст. В. Н. Лазарева; ред. и предисл. А. М. Эфроса. — М.; Л.: Academia, 1933
- Петер Пауль Рубенс. Письма. Документы. Суждения современников. Москва, 1977
- Jaffé, Michael (1977). Rubens and Italy. Cornell University Press.
- Belkin, Kristin Lohse (1998). Rubens. Phaidon Press.
- Vlieghe, Hans. Flemish Art and Architecture 1585-1700. Yale University Press, Pelican History of Art, New Haven and London, 1998.
Он не стеснялся «торжества плоти», пышных форм, которые украсили его бессмертные полотна. Он изображал мифологических персонажей ярко, сочно, игриво, они были у него почти земными существами, радующимися жизни. Его работы украшают наш Эрмитаж, легендарный Лувр, мюнхенскую «Старую пинакотеку».
“Воздвижение креста”. Рубенс – гений живописного барокко
Искусство и развлечения 29 августа 2015
В истории мало имен, которые связываются с рождением нового художественного стиля, с влиянием на целую эпоху.Картинами на тему страстей Христовых, которые принесли ему европейскую славу (среди них – «Воздвижение креста»), Рубенс открывает новую страницу в живописи, получившую название эпохи барокко.
Король живописцев
Этого художника считали своим учителем мастера самых разных времен и направлений. Питер Пауль Рубенс имел многочисленных учеников среди современников, его картины копировали Веласкес и Делакруа, им восхищались импрессионисты и авангардисты.
Он родился в 1577 году в немецком городке Зигене, куда его отец-протестант бежал из Фландрии от преследования католиков. После его смерти семья приняла католичество и вернулась в Антверпен, где Рубенс стал упорно учиться рисунку и живописи.
В 1608 году в Антверпен возвращается зрелый мастер, обладающий виртуозным мастерством и собственным стилем. Он получает выгодные заказы по созданию картин на религиозные темы, среди которых «Воздвижение креста Господня» для Собора Антверпенской Богоматери.
Триптихи о Христовых страстях
В интерьере собора располагаются четыре творения Рубенса, среди которых два больших триптиха, состоящих из 4-метровой высоты деревянных панелей. На них Питер Пауль Рубенс написал сцены из страстей господних: «Воздвижение креста», «Снятие с креста» и один поменьше – «Воскрешение Христа», а также полотно «Успение Пресвятой Девы Марии».
Этими работами начинается счастливое десятилетие в жизни мастера. Питер Пауль Рубенс счастлив в семье, им создана мастерская, куда стремятся попасть ученики со всей Европы, он окружен уважением власть имущих и почитанием со стороны ценителей живописи и коллег-художников.
Традиционный вид живописи
Интересен выбор самой формы картин: «Воздвижение креста» Рубенс выполнил в виде огромного триптиха из дубовых панелей. Триптих был к тому времени почти забыт, подобные творения мастера были данью традиции и свидетельствовали о высокой культуре и хорошем образовании Рубенса.
Писать на деревянных панелях – это тоже старая фламандская традиция, и до сих пор такие картины выглядят блестящими, будто только что покрытыми лаком, что увеличивает зрительный эффект от них. Огромные поверхности производят сильное впечатление и своим масштабом – так, размер центральной части «Воздвижения креста» – 4,6 х 3,4 м, а к ней крепятся боковые створки – 4,6 х 1,5 м.
Наружные поверхности панелей традиционно использованы для изображений святых, выполненных в декоративном стиле. Таково и «Воздвижение креста». Рубенс изображает на левом ставне Святого Аманда и Святую Вальпургию, на правом – Святых Элигия и Екатерину.
Описание
Сюжет картины – один из самых популярных в живописи – был несколько раз использован и Рубенсом. Так, в Лувре хранится эскиз к несохранившейся фреске «Водружение креста» (1620) поражающий энергией и динамикой, которыми тем более насыщен триптих из антверпенского собора.
На огромном пространстве разворота насчитывается 22 персонажа, полных физического и душевного напряжения.
Динамикой проникнута общая композиция – активная диагональ поднимаемого креста, группа скорбящих женщин на левой створке, воины и те, кого они готовят к казни на правой, – образованные ими линии вступают в активные взаимодействия, при этом соединяя отдельные части картины в общий монолит.
Центральная фигура картины – Иисус – выглядит атлетом, его облик соответствует величию происходящих и будущих событий. Выделенная мистическим светом, его фигура выглядит налитой такой тяжестью, что колоссальные усилия поднимающих крест кажутся тщетными.
Взгляд Иисуса объясняет суть этой тяжести – он страдает за грехи всего человечества, и значение такого подвига немыслимо огромно. Мощные тела солдат слиты в единую волну, бугрящуюся мышцами, в единую силу, имеющую целью воздвижение креста.
Интересно видеть и Рубенса – анималиста. Лошадь справа не уступает выразительностью человеческим персонажам, а собака, изображенная на переднем плане, не упоминается в библейском описании, но значительно обогащает живописный ряд и несет символическую нагрузку, берущую начало в художественных традициях Средневековья.
Король живописцев
Точный рисунок, выразительная скульптурная лепка светотени, богатство цветовых оттенков, насыщенность энергией каждого квадратного сантиметра огромного пространства картины – отличительные черты удивительного художественного явления по имени Питер Пауль Рубенс.
Query failed: connection to localhost:9312 failed (errno=111, msg=Connection refused).
БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА
Питер Пауль Рубенс родился в Германии, в 1577 году, в семье фламандского юриста, по религиозным мотивам покинувшего родной Антверпен. Отец умирает через год после его рождения, а через 10 лет семья возвращается в Антверпен, где у матери есть собственность и скромные средства для жизни. Рубенс начинает пажескую службу в графском доме и скоро проявляет такой горячий интерес к рисованию, что его матери приходится уступить ему, несмотря на собственные планы образования сына. Весной 1600 года будущий гений отправляется навстречу солнцу живописи, сияющему из Италии.
Вернувшись в Антверпен на похороны матери, он остаётся на Родине и принимает предложение стать придворным живописцем эрцгерцога Альберта и инфанты Изабеллы.
Его острый ум, блестящая образованность и природный такт делали его неотразимым в любом общении. В 1609 году он женится на дочери статссекретаря Изабелле Брант, по горячей, взаимной любви. Их союз длился до 1626 года, до безвременной смерти Изабеллы, и был полон счастья и гармонии. В этом браке родились трое детей.
Биографы и исследователи творчества Рубенса единодушно отмечают его необычайную свободу в живописи. При этом никто не мог упрекнуть его в нарушении канонов или дерзости. Его полотна производят впечатление откровения, полученного им от самого Творца. Сила и страстность его творений и по сей день внушают зрителям благоговейный трепет. Масштабность картин в сочетании с изумительным композиционным мастерством и тонко прописанными деталями создают эффект погружения души в произведение искусства. Все тонкости переживаний, вся гамма человеческих чувств и эмоций были подвластны кисти Рубенса, соединяясь с мощной техникой художника в его творениях, большая часть которых счастливо сохранена до наших дней. Рубенс создал собственную школу, считавшуюся лучшей в Европе. Не только художники, но и скульпторы, и гравёры обучались у Мастера. и продолжили его славу.
В 1630 году он вновь женился на юной Елене Фоурмен (Фаурмент), дальней родственнице покойной жены. Она подарила ему пятерых детей. Семья живёт за городом, и Рубенс пишет много пейзажей, сельских праздников на лоне природы. Он вновь счастлив и умиротворён. Его зрелое мастерство становится величественным и близким к абсолютному совершенству.
Позже начинают сказываться годы непрерывного труда, Рубенса мучает подагра, руки отказываются подчиняться.
30 мая 1640 года в полном блеске славы и в расцвете таланта Питер Пауль Рубенс покидает земной мир. Его похоронили с невиданными почестями, а в знак признания величия его заслуг перед гробом несли золотую корону.
Портреты возлюбленных
Довольно большое собрание составляют картины Рубенса с названиями, содержащими имя его первой жены Изабеллы Брант. Как правило, это либо ее личные портреты, либо совместные автопортреты четы. На подборке репродукций выше можно увидеть:
- «Портрет леди Изабеллы Брант» (конец 1620-х).
- «Портрет Изабеллы Брант» (1610 год).
- «Портрет Изабеллы Брант» (1625 год).
- «Автопортрет с Изабеллой Брант» (1610 год).
Последняя картина считается одной из лучших в портретной живописи художника. Он и его молодая супруга изображены невероятно живо, будто на фотографии — сложно поверить, что герои не запечатлены сиюминутно. Одной из самых прекрасных деталей данного полотна можно назвать руки возлюбленных и их нежное соприкосновение, передающее любовь и взаимодействие лучше, чем если бы герои просто смотрели друг на друга. В настоящее время полотно тоже хранится в мюнхенской «Старой Пинакотеке».
Портреты Елены Фоурмен, которые можно увидеть выше, стали основным сюжетом живописи Рубенса в последние годы его жизни. Представлены фрагменты следующих полотен:
- «Елена Фоурмен и Франс Рубенс» (1639 год).
- «Портрет Елены Фоурмен» (1632-й).
- «Шубка» (1638 год).
- «Елена Фоурмен в свадебном платье» (1631-й).
- «Портрет Елены Фоурмен, второй жены художника» (1630 год).
- «Рубенс с женой Еленой Фоурмен и их сыном» (1638-й).
Но самым известным портретом Елены Фоурмен кисти ее мужа считается написанный в 1630-м году, репродукция которого представлена выше. На нем 16-летняя молодая жена изображена в великолепном выездном наряде, красивой бархатной шляпке в голландском стиле и с двумя нежными цветками розы, прижатыми к животу. Считается, что в этот период вторая супруга Рубенса уже была беременна, и именно это олицетворяют цветы у живота. Полотно находится в гаагской Королевской художественной галерее Маурицхейс.
Просмотры: 89
Краткая биография художника
Питер Пауль Рубенс родился 28 июня 1577 года в Зигене (Германия), в состоятельной и знаменитой семье ремесленников и торговцев. Когда будущему художнику было 8 лет, семья Рубенс переехала в Кельн (Германия), где юноша обучался гуманитарным наукам сначала в иезуитской школе, а затем в богатой светской, изучал греческий язык и проявлял способности феноменальной памяти. В 13 лет, благодаря семейным связям, Питер Пауль был устроен на должность пажа к бельгийской графине де Лален. Но быть придворным юноша не хотел, и уже через год начал обучаться живописи. Его первым известным наставником стал художник Отто ван Веен.
В начале 1600-х годов начинающий художник совершил путешествие по Италии и Испании, где очень сильно был вдохновлен школой старых мастеров. Картины Рубенса с названиями «Автопортрет в кругу веронских друзей», «Положение во гроб», «Геркулес и Омфала», «Гераклит и Демокрит» были написаны именно в этот период. Им было выполнено множество копий с известных картин итальянских и испанских художников, например Рафаэля и Тициана.
После путешествия, которое длилось более 8 лет, Питер Пауль Рубенс приехал в бельгийский город Антверпен, а уже в 1610 году, в Брюсселе, получил звание придворного живописца от герцога Альбрехта. Множество картин Рубенса с названиями, содержащими имена самого герцога и его жены Изабеллы Клары Евгении, появились в тот период, так как правящая чета не хотели расставаться с художником — их влияние очень поспособствовало творческому успеху и признанию Рубенса. Но он все-таки не захотел оставаться в Брюсселе, вернулся в Антверпен и женился на Изабелле Брант, которая стала его любимой моделью и матерью троих детей. В 1611 году художник приобрел для себя и семьи огромный дом-мастерскую, и с этого момента начался особенно плодотворный период его творчества. Ничто не стесняло художника — он был обеспечен деньгами и временем, а также получил достаточно навыков для свободного творчества.
За все время художественной работы Питер Пауль Рубенс написал более 3000 картин, многие из них оказали влияние на творчество последующих поколений художников. Он не был новатором, но отточил классический фламандский стиль до невероятного уровня живости и красоты.
В 20-х годах 17 века Рубенс освоил еще и дипломатическую карьеру. Этому поспособствовала плодотворная работа при дворе Марии Медичи. Теперь художник регулярно посещал Англию и Францию по политическим вопросам.
В 1626 году от чумы скончалась 34-летняя жена Рубенса. После этого потрясения он на время оставил живопись и углубился в политическую и дипломатическую деятельность. Теперь его миссии распространились на Данию и Испанию, но сложная политическая обстановка и изгнание Медичи вызывали неприязнь к Рубенсу со стороны других дипломатов, однажды они напрямую заявили, что «не нуждаются в художниках». Он еще пытался завязать политические связи, но окончательно оставил эту сферу в 1635 году.
Но в самый разгар дипломатической деятельности, в 1630 году, художник вновь серьезно взялся за кисти и принял решение снова жениться — избранницей 53-летнего Рубенса стала 16-летняя купеческая дочь Елена Фоурмен. С того момента она стала главной моделью и вдохновительницей художника, он написал с нее множество портретов, а также использовал для изображения мифических и библейских героинь. Елена родила Рубенсу пятерых детей, однако прожить с ней ему довелось всего десять лет. Художник скончался от подагры 30 мая 1640 года.
«Охота на львов»
С 1610 по 1620 год художник был увлечен написанием охотничьих сюжетов. Достигнув огромного мастерства в изображении человеческого тела, он хотел соединить его с только осваиваемой демонстрацией тел крупных животных. Одно из самых известных полотен на эту тему у Рубенса — «Охота на львов», написанное в 1621 году. Противостояние человеческого оружия и сил диких животных ярко показано в смелом противостоянии двух мускулистых львов семи охотникам, половина из которых атакуют верхом на лошадях. Один из львов готов растерзать поверженного наземь охотника с кинжалом, другой зубами стащил охотника с коня, вцепившись когтями в тело животного. Несмотря на то что этого льва колют сразу тремя копьями, он разозлен и не отступает, и только меч одного из охотников дает надежду победить разъяренного зверя. Один из охотников лежит без сознания с зажатым в руке ножом. Особенно интересным в этой картине является факт совместной охоты восточных и европейских персонажей — это становится ясно из их одежды и вооружения. В настоящее время картина хранится в мюнхенской «Старой Пинакотеке».
ТВОРЧЕСТВО РУБЕНСА
Рубенс никогда не стеснялся подражать своим предшественникам, которые восхищали его, особенно Тициану и Брейгелю. Первое десятилетие его карьеры представляет собой картину тщательного и методичного покорения достижений художников XVI века. Благодаря такому подходу он освоил все жанры живописи эпохи Возрождения и стал самым разносторонним художником своего времени.
Эта жизненная сила также связана с тяжелыми женскими фигурами, так называемыми «фигурами Рубенса», которые могут отталкивать современного зрителя своей несколько тяжеловесной телесностью.
В 1610-х годах Рубенс разработал новые формы фламандской живописи, особенно жанр сцен охоты, которые проникнуты страстным динамизмом зрелого барокко («Охота на крокодила и бегемота»). В этих работах вихрь композиционного движения взрывает ограничения, традиционно налагаемые на художников линией и формой.
Его мастерство кисти проявляется в многочастных композициях 1620-х годов и в точных, плавных и легких мазках его небольших работ последнего периода.
РУБЕНСОВСКИЕ ЖЕНЩИНЫ
Нигде так не проявляется радостный, жизнерадостный, здоровый дух благотворности Рубенса, как в его картинах, изображающих обнаженную женскую натуру. Эротические, как и должна быть всякая обнаженная натура, но не вульгарные, полезные, но не банальные, его обнаженные женские фигуры свидетельствуют о его искренней, животворящей радости.
По его мнению, человеческое тело — такое же творение Бога, как и жизнь святого, вплоть до мельчайших деталей, и хотя он часто помещал обнаженные женские фигуры на фоне прошлой, языческой истории, он всегда писал их с искренней непосредственностью, отражающей его сильные религиозные убеждения. Технически практически невозможно найти недостатки в изображении Рубенсом обнаженной натуры, хотя современный вкус к женской красоте сильно отличался от предпочтений и подходов художника.
Рубенс, возможно, лучше, чем любой другой художник в истории, умел добиваться необычных, тонких оттенков с помощью красного, синего, белого и коричневого цветов, чтобы точно передать цвет плоти.
Блестящий колорист, Рубенс сумел передать тончайшие нюансы текстуры и структуры самого тела. В одном ряду со своим предшественником Тицианом и его преемником Ренуаром, он является непревзойденным художником формы человеческого тела.
О других работах художника
В 1609 г. Рубенс женился на 18-летней Изабелле Брант, дочери уважаемого антверпенского патриция и статс-секретаря Яна Бранта. Несмотря на знатное происхождение, это была женщина «невздорная и без обычных женских прихотей, всегда благонравная и жизнерадостная» (из письма Рубенса). У четы Рубенсов родились дочь и два сына. В 1626 г. она скоропостижно скончалась.
П. Рубенс. Автопортрет с Изабеллой Брант (ок. 1609). Холст, масло. 178х136,5 см. Старая пинакотека (Мюнхен)
Эта картина создана Рубенсом вскоре после женитьбы и изображает супругов на фоне куста жимолости. Фигуры супругов изображены в одинаковом размере и рядом, что может означать равноправное их положение.Новаторство этого портретного изображения состоит в том, что до сих пор в портретном жанре не изображались фигуры в столь непринуждённой и свободной позе. Эта картина считается «портретом брака» – молодая женщина доверчиво положила свою правую руку на руку мужа.Пейзажный фон кажется реальной средой местонахождения персонажей картины. Фигуры объединяют близкие цветовые тона, особенно золотистые.
П. Рубенс «Портрет камеристки инфанты Изабеллы» (1623-1626). Дерево, масло. 63,5х47,8 см. Государственный Эрмитаж (Петербург)
Портрет изображает придворную даму Изабеллы Клары Евгении. Считается, что эта картина не совсем характерна для творчества Рубенса – в ней очевидно обращение к жанру психологического портрета.Некоторые исследователи даже сомневаются в авторстве Рубенса (работа автором не подписана), а иные предполагают, что художник на полотне изобразил свою старшую дочь Клару Серену, которая умерла ко времени создания полотна.Это погрудный портрет девушки. Модель одета по испанской моде в строгое тёмное платье с белым гофрированным воротником.Колорит картины довольно сдержан и построен на переходе от тёмного платья к тёплым краскам лица с преобладанием жемчужно-серебристых тонов
Автор фокусирует внимание на лице и внутреннем мире девушки. Большие светло-зелёные глаза и выбившиеся пряди белокурых волос придают особую реалистичность портрету
Чуть болезненный румянец и едва заметная улыбка на губах придают портрету личный, интимный характер.
П. Рубенс «Снятие с креста» (1612). Дерево, масло. 450,5х320 см. Собор Антверпенской Богоматери (Антверпен)
«Снятие с креста» – центральная панель триптиха Рубенса
Это одна из наиболее известных картин мастера и один из величайших шедевров живописи барокко.Тело Христа осторожно и торжественно снимают с креста. Над крестом находятся два человека, один из них ещё поддерживает тело Христа, а апостол Иоанн, стоя внизу, принимает тело Христа
Коленопреклоненные святые жены готовы помочь Иоанну, а Богоматерь (изображенная слева) с белым, как мел, лицом приближается к Христу, протягивая ладонь, чтобы принять тело сына. Иосиф Аримафейский, стоя на лестнице, поддерживает тело под руку. С противоположной стороны другой старец спускается по приставной лестнице, выпустив угол савана и передав свою ношу стоящему рядом Иоанну. Наиболее поразительна во всей работе фигура мертвого Христа. Знаменитый английский живописец XVIII в. сэр Джошуа Рейнолдс (1723-1792) писал: «Это одна из самых прекрасных его фигур. Голова, упавшая на плечо, смещение всего тела дают нам такое верное представление о тяжести смерти, что никакое другое не в силах превзойти его».
«Охота на львов»
С 1610 по 1620 год художник был увлечен написанием охотничьих сюжетов. Достигнув огромного мастерства в изображении человеческого тела, он хотел соединить его с только осваиваемой демонстрацией тел крупных животных. Одно из самых известных полотен на эту тему у Рубенса — «Охота на львов», написанное в 1621 году. Противостояние человеческого оружия и сил диких животных ярко показано в смелом противостоянии двух мускулистых львов семи охотникам, половина из которых атакуют верхом на лошадях. Один из львов готов растерзать поверженного наземь охотника с кинжалом, другой зубами стащил охотника с коня, вцепившись когтями в тело животного. Несмотря на то что этого льва колют сразу тремя копьями, он разозлен и не отступает, и только меч одного из охотников дает надежду победить разъяренного зверя. Один из охотников лежит без сознания с зажатым в руке ножом. Особенно интересным в этой картине является факт совместной охоты восточных и европейских персонажей — это становится ясно из их одежды и вооружения. В настоящее время картина хранится в мюнхенской «Старой Пинакотеке».