Фрески Рафаэля
Не менее известными, чем картины, являются фрески Рафаэля, расположенные на стенах самых разных помещений, главным образом имеющих отношение к католической церкви. Самой известной фреской, которую многие называют гениальной, является «Афинская школа», написанная в апартаментах папы римского в Ватиканском дворце. Изображение прославилось классической композицией, а также изображением всех известных философов античности.
Другая известная работа – «Адам и Ева». Это роспись на мотив библейской истории, расположенная в покоях понтифика. Фреска примечательна не только высоким уровнем исполнения, но и тем, что рядом с ней расположилась другая работа Рафаэля – «Победа Аполлона над Марсием». Считавшееся в Средневековье богохульным соседство языческих античных богов и элементов христианской мифологемы нашло свое отражение в свободных нравах Возрождения, в соседстве светского и духовного.
«Триумф Галатеи» — еще одна примечательная работа Санти, написанная на стене виллы богатого банкира. Галатея, согласно мифу убитая ревнивым мужем, изображена на этой фреске в бурном торжестве жизни. Она несется на водной колеснице, запряженной дельфинами, а вокруг нее предаются утехам тритоны, наяды и другие мифологические существа.
Таким образом, Рафаэль стал уникальной, знаковой фигурой для изобразительного искусства своего времени. Не случайно художественную манеру Возрождения делят на «прерафаэлитовскую» и «пострафаэлитовскую». Влияние художника, обладающего особой манерой письма и объединяющего языческие и христианские сюжеты, навсегда изменило мир искусства.
Репутация
Один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, для картин которого характерна подчеркнутая сбалансированность и гармоничность целого, уравновешенность композиции, размеренность ритма и деликатное использование возможностей цвета. Безупречное владение линией и умение обобщать и выделять главное, сделало Рафаэля одним из самых выдающихся мастеров рисунка всех времен. Наследие Рафаэля послужило одним из столпов в процессе становления европейского академизма. Приверженцы классицизма — братья Карраччи, Пуссен, Менгс, Давид, Энгр, Брюллов и ещё многие другие художники — превозносили наследие Рафаэля как самое совершенное явление в мировом искусстве.
Происхождение и детство
Коронование Марии
Рафаэль Санти родился в конце марта-начале апреля (точная дата неизвестна) 1483 года в восточно-итальянском городке Урбино, владении семьи Монтефельтро. Герцог славился любовью к искусствам, и при дворе собирал талантливых художников. Так, среди прочих он покровительствовал отцу Рафаэля, Джованни Деи Санти, придворному живописцу. Марджи Чарла, мать Рафаэля, растила сына в любви и заботе, отказываясь от помощи няни и кормилицы, что обусловило особо крепкую связь между матерью и сыном. С малых лет мальчик вместе с отцом бывал в мастерских замка и наблюдал, как мастера пишут портреты представителей семьи герцога, расписывают стены дворца. Среди них были Паоло Уччелло и Лука Синьорелли – их имена общеизвестны в Италии и сегодня. Судьба мальчика была предрешена – в ней удачно сошлись происхождение, окружение, интерес ребёнка и явное дарование.
Кратко самое главное в биографии Рафаэля Санти – это потеря матери в восемь лет. Детство – самая значимая пора в жизни любого человека, смерть мамы оставила глубокую рану в душе мальчика, которая кровоточила всю жизнь. Любимым живописным образом художника Рафаэля станет Мадонна, их он написал десятки. Каждая наделена невероятной теплотой и материнским светом, любовью к чаду – истинными ценностями женщины.
Детские и юношеские годы Giovanni Marradi
Дата рождения маэстро – 17 апреля 1952 года. Он родился на территории городка Алессандрия (Италия). Ему посчастливилось воспитываться в интеллигентной и творческой семье.
Дело в том, что отец Джованни – популярный композитор Альфредо Марради. У мальчика просто не было шансов на то, чтобы связать свою жизнь с другой профессией. В пятилетнем возрасте он сел за фортепиано, и с тех пор страсть и любовь к этому музыкальному инструменту не только не прошла, но, а ещё и увечилась.
В восьмилетнем возрасте Джованни, вместе с семьёй, перебирается в Бейрут (Ливан). Главе семейства поступило выгодное предложение по работе, от которого он просто не смог отказаться. На новом месте Марради-младший начал изучать композицию под руководством Михаила Кескинова в российской Консерватории в Бейруте.
В этот период времени Джованни много путешествует. Он зарабатывает себе на жизнь игрой на фортепиано. Молодому маэстро катастрофически не хватало денег. Он ели-ели сводит концы с концами и мечтает о переезде в Соединённые Штаты Америки.
Бывало, что он выступал бесплатно, но даже в такие моменты Марради не снимал с себя ответственности за качественное звучание, он не халтурил. Этот период времени можно охарактеризовать, как поиски себя и своего предназначения на музыкальном поприще. Единственное в чём он никогда не сомневался, так это в том, что он обязан донести свою музыку в массы.
Giovanni Marradi (Джованни Марради): Биография композитора
Что такое Возрождение и место Рафаэля в нём
Термин «Возрождение» (альтернативное название – Ренессанс) связан с возникшим после длительной паузы почитанием античных героев, когда возродился, вновь возник культ античности. Возрождение – это небывалый взлёт интереса европейцев к идеалам древних греков и римлян (закрепление термина произошло в XIX веке). Эпоха Возрождения на исторической арене сменила Средние века и стала предшественницей Эпохи Просвещения. Охватывает период с XIV по XVI век, территориально раньше всего началась в Италии. Высокое Возрождение, т.е. наивысшая фаза его развития, традиционно датируется с конца XV века до 1527 года, когда Рим был разграблен армией Карла V. Это событие в истории процветающего папства стало переломным, преображения коснулись и искусства.
Эпоха Возрождения подвигла человечество на освобождение от средневековых представлений, на качественные преобразования самой жизни. Меняется образ мышления и отношение человека к себе и ко всему окружающему, в том числе к Богу и собственным устремлениям. Искусство стало зеркалом этих перемен, а Рафаэль, художник эпохи Возрождения, ярчайшей величиной. В созвездии гениев Высокого Возрождения Леонардо да Винчи – воплощение интеллекта, Микеланджело – монументальности. Кто такой Рафаэль – искусствоведы единодушно называют живописца олицетворением гармонии. Всё его творчество пронизано стремлением к совершенству, светлое начало – его внутренний смысл.
Годы жизни Рафаэля: 1483 – 1520-й. Всего 37 лет. За столь малый срок, отведённый ему, художник сумел создать немало запоминающихся шедевров и прославиться на века вперёд.
Особенности творчества Рафаэля
В деятельности Рафаэля Санти поражает прежде всего неистощимая творческая фантазия художника, подобной которой в таком совершенстве не встречаем ни у кого другого. Указатель отдельных картин и рисунков Рафаэля обнимает 1225 номеров; во всей этой массе его произведений нельзя найти ничего лишнего, всё дышит простотой и ясностью, и здесь, как в зеркале, отражается весь мир в его разнообразии. Даже мадонны его в высшей степени различны: из одной художественной идеи – изображения молодой матери с ребенком – Рафаэль сумел извлечь столько совершенных образов, в которых она может проявиться, Другая отличительная черта творчества Рафаэля – сочетание в чудной гармонии всех духовных дарований. У Рафаэля нет ничего преобладающего, все соединено в необычайном равновесии, в совершенной красоте. Глубина и сила замысла, непринужденная симметрия и законченность композиций, замечательное распределение света и тени, правдивость жизни и характерность, прелесть колорита, понимание нагого тела и драпировки – все гармонично сочетается в его творчестве. Этот многосторонний и гармоничный идеализм художника эпохи Возрождения, восприняв в себя почти все течения, по своей творческой силе не подчинился им, а создал свое оригинальное, облек его в совершенные формы, слив христианское благочестие средних веков и широту взгляда нового человека с реализмом и пластикой греко-римского мира. Из большой толпы его учеников немногие поднялись выше простого подражания. Принимавший значительное участие в работах Рафаэля и окончивший «Преображение» Джулио Романо был лучшим учеником Рафаэля.
Видео
https://youtube.com/watch?v=mm-1T_mbxqY
https://youtube.com/watch?v=_PMe_U1KvNI
https://youtube.com/watch?v=mEOPg6z4k0o
Источники
- http://new-original-style.com.ua/pages/article/Raphael/paintings.htmhttps://italy4.me/izvestnye-lyudi/raffaello-santi.htmlhttps://artrue.ru/style/renessans/raphael/biografiya-rafaelya-santi.htmlhttp://smallbay.ru/raffaello.htmlhttp://allpainters.ru/santi-rafajel.htmlhttp://stories-of-success.ru/rafaelya-santihttps://www.syl.ru/article/200003/new_tvorchestvo-i-biografiya-rafaelya-santihttps://24smi.org/celebrity/4834-rafael-santi.html
Интересные факты биографии
- Рафаэль был знаком с А. Дюрером. Известно, что последний подарил Рафаэлю свой автопортрет, но судьба его и по сей день неизвестна.
- Вилла Фарнезина – особый этап в деятельности художника. Можно сказать, что он впервые обращается к античной мифологии и исторической живописи. Так появляются фрески «Триумф Галатеи» и «Свадьба Александра и Роксаны». Интересно, что Рафаэль писал и с обнаженной натуры. Самое лучшее его произведение в этом плане – «Форнарина» (считается, что большинство женских портретов, выполненных художником, были списаны с его натурщицы и возлюбленной Форнарины, о судьбе которой мало известно).
- Рафаэль писал прекрасные сонеты, в основном посвященные любви к женщинам.
- В 2002 году одна из графических работ Рафаэля была продана на аукционе Сотбис за рекордную для такого типа работ сумму – 30 миллионов фунтов стерлингов.
Аньоло Дони и Маддалена Строцци. 1506 г.
Рафаэль. Портреты Аньоло Дони и Маддалены Строцци. 1506 г. Палаццо Питти, Флоренция, Италия
Аньоло Дони был богатым торговцем шерстью из Флоренции. Был ценителем искусства. Рафаэлю на собственную свадьбу он заказал свой портрет и портрет молодой жены.
В это же время во Флоренции жил и работал Леонардо да Винчи. Его портреты произвели сильное впечатление на Рафаэля. Именно в свадебных портретах четы Дони чувствуется сильное влияние да Винчи. Маддалена Строцци напоминает Мону Лизу.
Слева: Рафаэль. Портрет Маддалены Строцци. 1506 г. Палаццо Питти, Флоренция, Италия. Справа: Леонардо да Винчи. Мона Лиза. 1503-1519 гг. Лувр, Париж.
Тот же поворот. Так же сложены руки. Только Леонардо да Винчи создавал на картине полумрак. Рафаэль же остался верен ярким цветам и пейзажу в духе своего учителя .
Вазари, современник Рафаэля и Аньоло Дони, писал, что последний был скупым человеком. Единственное, на что он не жалел денег, это искусство. Скорее всего ему пришлось раскошелиться. Рафаэль знал себе цену и требовал за свою работу сполна.
Известен один случай. Как-то Рафаэль выполнил заказ на несколько фресок в доме Агостино Киджи. По договорённости ему должны были заплатить 500 экю. По завершению работы художник запросил денег в два раза больше. Заказчик был в недоумении.
Он попросил Микеланджело посмотреть фрески и дать свое экспортное мнение. Действительно ли фрески стоят столько, сколько запрашивает Рафаэль. Киджи рассчитывал на поддержку Микеланджело. Ведь тот недолюбливал других художников. Рафаэля в том числе.
Микеланджело не смог руководствоваться неприязнью. И оценил работу по достоинству. Показав пальцем на голову одной сивиллы (предсказательницы), он произнёс, что лишь одна эта голова стоит 100 экю. Остальные же по его мнению не хуже.
Популярные темы сообщений
- Краб Крабы — живые организмы, которые обитают в воде и на берегах у водоемов, относятся к членистоногим класса ракообразные. Это животное можно встретить практически в каждом уголке планеты.
- Сурикат Сурикатов относят к хищным млекопитающим из семейства мангустовые. Основными ареалами данного вида являются Южная и Юго-Восточная Африка, Ангола и Ботсвана. Обитают в пустынях, полупустынях и саваннах Калахари, Карроо.
- Древнеегипетский Бог Анубис Мир древнеегипетских богов — это мир тайн, удивительных историй с невероятными героями, в которых существует немало сюжетов как с положительными, так и с отрицательными персонажами.
РИСУНКИ
Рафаэль был не только одним из величайших, но и одним из самых плодовитых художников своего времени. За свою короткую жизнь он успел сделать более 400 рисунков, многие из которых, к сожалению, не сохранились до наших дней. Рафаэль жил в переломный момент, когда совершался переход от старой техники рисования к новой. В годы его юности основным орудием художника были серебряный карандаш и перо, а к концу его жизни большинство художников перешли на мелки (обычно чёрные или красные), введённые в практику Леонардо да Винчи. Благодаря этой замене происходит переход от преобладавшей в XV веке техники линейного штриха к более свободному стилю, характерному для эпохи Высокого Возрождения. Рафаэль с одинаковой лёгкостью пользовался любой известной в его время техникой письма и великолепно владел серебряным карандашом, которым продолжал работать вплоть до 1515 года, то есть даже тогда, когда большинство художников уже отказались от этого атрибута, сочтя его устаревшим. Почти все рисунки Рафаэля были этапом подготовки к написанию больших полотен. Среди них можно встретить и беглые зарисовки наподобие наброска, где зафиксированы первые мысли художника относительно будущей картины, и тщательно проработанные этюды.
Переехав в Рим в возрасте 25 лет, Рафаэль продолжал совершенствовать своё мастерство, быстро добиваясь всё новых и новых успехов. Уже в первых своих фресках, несмотря на то, что ему никогда прежде не приходилось иметь дела ни с подобными размерами изображения, ни с подобной техникой, Рафаэль демонстрирует своё умение объединять огромное количество фигур в стройную, гармоничную композицию. В этом отношении его первая фреска («Афинская школа», 1509-1511 гг.) до сих пор может служить высоким образцом этого жанра.
В ряде последующих ватиканских фресок Рафаэль сумел добиться ещё большей выразительности в передаче движения и более широкого спектра световых эффектов. Он продолжал развивать и совершенствовать стиль и технику письма до самого конца своей короткой жизни, и в последней большой работе «Преображение» (оставшейся незаконченной в связи со смертью художника) подошёл в передаче экспрессии и эмоций к той черте, которая отделяет прозрачный, ясный стиль Высокого Возрождения от следующего за ним маньеризма.
Портрет папы Юлия II. 1511 г.
Рафаэль. Портрет Папы Юлия II. 1511 г. Национальная галерея Лондона
Папа Юлий II сыграл очень важную роль в творчестве Рафаэля. Он пришёл на смену Папе Александру VI, Борджиа. Тот славился своим распутством, расточительством и кумовством. До сих пор Католическая Церковь считает его правление несчастным периодом в истории папства.
Юлий II был полной противоположностью своему предшественнику. Властный и амбициозный, он тем не менее не вызывал зависти или ненависти. Так как все его решения принимались только с учетом общих интересов. Он никогда не использовал власть в личных целях. Пополнил казну Церкви. Много тратил только на искусство. Благодаря ему в Ватикане работали лучшие художники той эпохи. В том числе Рафаэль и Микеланджело.
Рафаэлю он доверил расписать несколько залов Ватикана. Он так был поражён мастерством Рафаэля, что приказал счистить фрески предыдущих мастеров ещё в нескольких залах. Для работы Рафаэля.
Конечно, Рафаэль не мог не написать портрет папы Юлия II. Перед нами очень пожилой человек. Однако глаза не утратили пресущей ему жёсткости и принципиальности. Этот портрет так поразил современников Рафаэля, что проходящие мимо него трепетали словно перед живым.
Живопись
Рафаэль Санти быстро прогрессировал, что позволило ему не только обойти всех учеников Перуджино, но и превзойти своего наставника. В 1502 г. он написал свою первую мадонну – «Мадонну Солли». Стоит заметить, что изображать на холсте мадонн художник будет до конца творческой биографии.
С каждым годом манера исполнения работ Рафаэля становилась все более совершенной, вследствие чего у него выработался собственный стиль. В 1504 г. он представил свои первые крупные картины – «Обручение Девы Марии» и «Коронование Марии».
Тогда же Рафаэль обосновался во Флоренции, где ему посчастливилось познакомится с такими мастерами, как Леонардо да Винчи и Микеланджело. Он был потрясен творчеством этих живописцев, поэтому начал скрупулезно изучать их технику и художественные приемы.
«Афинская школа»
За годы биографии, проведенные во Флоренции, Рафаэль написал порядка 20 мадонн, а также получал массу заказов на библейские сюжеты. Примечательно, что каждая из рафаэлевских мадонн отличалась индивидуальностью и некоей материнской прелестью.
По мнению искусствоведов, это могло быть связано с ранней кончиной матери художника. В скором времени, Рафаэль приобретает признание в стране, получая еще больше заказов на мадонн. В этот период он создал такие шедевры, как «Мадонна Террануова», «Мадонна со щеглом», «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем» и др.
В 1508 г. по приглашению папы Юлия II Рафаэль переезжает в Рим, в котором проживет до конца своих дней. По просьбе папы Санти предстояло расписать фресками некоторые залы (Станцы) Ватиканского дворца. Ознакомившись с эскизами мастера лидер Ватикана был настолько впечатлен увиденным, что предоставил ему поверхности ряда других помещений.
Станцы Рафаэля представляют собой 4 зала величиной 6×9 м, в каждом из которых по 4 фресковых композиции. Объем работ был настолько велик, что живописец решил прибегнуть к помощи учеников. К слову, четвертая Станца Константина – полностью расписана его учениками.
Отдельного внимания заслуживает фреска «Афинская школа» (500 × 770 см), на которой Рафаэль изобразил 50 философов, в облике которых узнаются черты лиц итальянских живописцев и мудрецов: Платон написан с да Винчи, Гераклит имеет сходство с Микеланджело, тогда как Апеллес похож на самого Рафаэля.
Данная фреска является одной из лучших произведений эпохи Возрождения. Занявший место усопшего Юлия II папа Лев X в 1513 г. также восхищался талантом художника. В связи с этим, он сделал его главным архитектором и хранителем ценностей.
«Сикстинская мадонна»
Позднее Рафаэль руководил постройкой собора Святого Петра, а также произвел перепись древнеримских памятников. Одновременно с этим, он продолжает создавать новых мадонн, количество которых перевалило за 4 десятка. Самой известной из них является «Сикстинская Мадонна».
Образ девы Марии, держащей в руках маленького Иисуса, Рафаэль писал с 17-летней Маргариты Лути. Женская фигура находится в центре композиции, а по обеим ее бокам располагаются папа Сикст II и Св. Варвара. В нижней части полотна находятся 2 маленьких ангела с задумчивыми взглядами.
Стоит заметить, что Рафаэль достиг больших высот и в области портретного искусства. Помимо этого, сохранилось порядка 400 его рисунков. Интересен факт, что в конце 2012 г. на аукционе с молотка ушел рисунок мастера – «Голова молодого апостола» (к полотну «Преображение»). Цена превысила 29,7 млн фунтов стерлингов, что стало абсолютным рекордом для графических работ.
Работа в Ватикане
Папа Юлий II был восхищен творчеством Рафаэля еще во времена когда «Афинская школа» была еще на стадиях эскизов. Ему доверили расписать три станцы отстранив тех художников, которые уже вели проектные работы над ними. Предвидя огромное количество работы Рафаэль взял себе учеников, которые помогали ему при росписи. В конечном итоге четвертая станца была полностью исполнена учениками художника. Станца Элиодоро привлекала самый большой интерес публики фреской «Освобождение апостола Петра из темницы». Размещение изображения находилось прямо под окном что создавало иллюзию затемнённого помещения на изображении. Тонкость и плавность линий, яркие цветовые переходы и живость бликов. Исполнение было настолько мастерски исполнено что у смотрящего невольно возникает ощущение реальности происходящего. Каждая тень была продумана. Яркий жар огня от факела и отблески его на доспехах. Такое исполнение ночного времени суток еще никому до этого не удавалось, Рафаэль был первым кто, достиг такого реалистичного эффекта.
В 1513 году произошла смена Папы, однако Лев Х ценил художника не меньше своих предшественников. В этом же году художник получил заказ на роспись Сикстинской капеллы. Сразу же он принимается за создание полотен с тематикой сюжетов из Библии. До наших времен к сожалению, дошли лишь семь полотен. Еще одним заказом, сделанным от папы было оформление фресками лоджии, которые были частью внутреннего двора Ватикана. Из-за того, что заказ был очень большим около 50 фресок было сделано воспитанниками Рафаэля по зарисовкам мастера. В 1515 году он награждается должностью главного хранителя древностей. В этот же год произошло знакомство Рафаэля с Дюрером немецким художником. Как подарок в честь знакомства рисовальщики отблагодарили один одного своими полотнами. Судьба изображений осталась неизвестна.
Детство и юность
Согласно сохранившимся документам, Джованни Беллини мог родиться в Венеции с 1430 по 1433 год. Его матерью была Анна Ринверси, а отцом — художник Якопо, который расписывал церкви и был автором выдающихся работ.
По имеющимся отрывочным сведениям о детстве и ранней биографии живописца известно, что он воспитывался с тремя братьями и Николозией — младшей сестрой, но по каким-то причинам родители не упоминали его в завещании, и исследователи предполагали, что он был бастардом или сиротой.
Эта гипотеза не получила распространение, поскольку отец учил мальчика и позволял помогать с крупными заказами и проводить время в его мастерской. Там совместно с братом Джентиле и падуанцем Андреа Мантеньей Джованни овладел теорией и изобразительной техникой.
Жизнь Рафаэля в Риме
В 1514 г, Лев X назначил Рафаэля главным наблюдателем за работами по построению собора святого Петра, а в 1515 – блюстителем добываемых из раскопок в Риме античных памятников. И Рафаэль находил еще время для исполнения целого ряда превосходных портретов и больших картин, В этот римский период им созданы между прочим; портреты Юлия II и Льва X; мадонны: «С покрывалом», «della Sedia», «di Foligno», «из дома Альбы» и самая совершенная из мадонн – «Сикстинская»; «Святая Цецилия», «Несение Креста» (Lo Spasimo di Sicilia) и неоконченное за смертью художника «Преображение». Но и теперь среди множества работ, наверху своей славы, Рафаэль так же старательно подготовлялся для каждой картины, заботливо обдумывая многочисленные эскизы. И при всем том Рафаэль в последние годы много занимался архитектурой: по его планам было построено несколько церквей, дворцов, вилл, но для собора св. Петра он успел сделать немного, Кроме того он делал рисунки для скульпторов, и сам не был чужд занятий скульптурой: Рафаэлю принадлежит мраморное изваяние ребенка на дельфине в Петербургском Эрмитаже. Наконец, Рафаэль увлекался мыслью о восстановлении древнего Рима.
Рафаэль. Сикстинская мадонна, 1513-1514
Заваленный работой с 1515 г., Рафаэль не имел ни минуты покоя, В деньгах он не нуждался, не успевая тратить своих заработков. Лев X сделал его своим камергером и рыцарем золотой шпоры. Со многими лучшими представителями римского общества Рафаэль был связан узами дружбы. Когда он выходил из дому, его окружала толпа человек в 50 его учеников, ловивших всякое слово любимого учителя. Благодаря влиянию мирного, чуждого зависти и недоброжелательства характера Рафаэля, эта толпа составляла дружную семью без зависти и ссор.
РИСУНКИ ДЛЯ ГОБЕЛЕНОВ
Одной из самых значительных работ Рафаэля стал папский заказ на десять гобеленов, иллюстрирующих евангельские сцены из жизни апостолов Петра и Павла и предназначенных для Сикстинской Капеллы. Рафаэль сделал рисунки для этих гобеленов в их полную величину (так называемые картроны) в 1515-1516 годах, после чего они были отосланы в Брюссель, в ткацкую мастерскую известного мастера Питера ван Эльста. Первые три готовых гобелена вернулись в Рим в 1519 году. Очевино, Рафаэль мог их видеть до своей смерти выставленными в Сикстинской Капелле. Папа Лев Х видел эти гобелены наверняка, поскольку умер годом позже Рафаэля. В настоящее время гобелены находятся в Ватиканском музее. Уцелело семь оригинальных картонов Рафаэля, и все они храняться в коллекции Музея Виктории и Альберта в Лондоне, куда поступили из Британского королевского собрания (картоны были куплены в 1623 году принцем Уэльским, будущим королём Карлом I). Вверху вы видите «Призвание апостола Петра Христом», ниже справа – «Проповедь апостола Павла в Афинах».
Вазари делает упор на то, что все достижения Рафаэля стали возможными благодаря постоянному труду, врождённому таланту и усердию, с которым художник изучал работы своих великих современников. Рафаэль действительно обладал удивительной способностью словно губка впитывать в себя всё новое, начиная с первых уроков, которые, возможно, преподал ему Пьетро Перуджино.
Хотя истинный характер отношений между двумя этими художниками нам не известен, невозможно отрицать того влияния, которое оказал на юного Рафаэля Перуджино, возможно, бывший его учителем. От него Рафаэль перенял не только общие черты стиля, такие как изящество рисунка или мягкую экспрессию, но и конкретные детали, например, элегантно согнутые мизинцы на руках или деревья на заднем плане – настолько воздушные, что они кажутся невесомыми облачками дыма. В то время Рафаэлю было всего двадцать лет, однако он уже заметно начинал превосходить Перуджино по всем статьям. И хотя его стиль ещё напоминал стиль учителя, он уже отличался большей уверенностью и выразительностью.