Питер николай арбо — peter nicolai arbo

Содержание

В основе картины лежит фольклорный мотив » Дикая охота» . В скандинавской традиции дикая охота часто ассоциируется с богом Одином . Он представляет собой ужасающую процессию, которая несется по небу в середине зимы и похищает несчастных, не сумевших найти укрытие. В норвежских материалах помимо Одина фигурантами, которые были названы лидерами охоты, являются Лусси , которую иногда называют первой женой Адама , и Гуро Риссерова, сверхъестественное существо женского пола с таинственным товарищем-мужчиной. Фольклорист Кристин Н. Ф. Эйке утверждала, что этот мотив может быть основан на европейских традициях, когда молодые, неженатые мужчины носят маски и движутся в процессиях во время Рождества .

Питер Николай Арбо (1831–1892) принадлежал к группе поздне- романтических скандинавских художников, унаследовавших интерес к скандинавской мифологии от романтиков начала XIX века. Самыми известными художниками в этой группе были норвежец Арбо и швед Мартен Эскил Винге (1825–1896) и Август Мальмстрем (1829–1901). Согласно таким писателям, как Адам Оленшлегер и Н. Ф. С. Грундтвиг , они рассматривали свои мифологические картины как этические аллегории, а не как изображения реальных божеств. Дикую охоту популяризировал Якоб Гримм , который в « Немецкой мифологии» (1835) представляет ее как языческий элемент, сохранившийся до христианских времен, где он превратился в демоническое явление. Этот мотив использовался континентальными художниками 19-го века, такими как Йозеф фон Фюрих и Рудольф Хеннеберг , работы которых Арбо был знаком. Также вероятно, что Арбо был знаком с произведениями норвежского фольклориста Петера Кристен Асбьёрнсена о дикой охоте . Арбо написал первую картину дикой охоты маслом в 1868 году. Эта версия, на которой изображены охотники в профиль, принадлежит музею Драммена и передана в долгосрочную ссуду Nordnorsk Kunstmuseum в Тромсё .

Я еврей, и что ты мне сделаешь?!

Приход нацистов к власти в Германии и все более явные планы Гитлера по захвату Европы не могли не беспокоить датчан, в том числе и самого Фрейхена, который испытывал к НСДАП стойкую идеологическую неприязнь. Когда в 1939 году власти Дании подписали с Германией договор о ненападении, многие выдохнули спокойно, но только не он.

9 апреля 1940 года, в нарушение мирного договора, войска Вермахта начали Датско-Норвежскую операцию, и уже через час после ее начала король Дании отдал приказ сложить оружие. Страна перешла под немецкий контроль.

В первые годы «мягкой» оккупации Движение Сопротивления не пользовалось большой популярностью. Антифашисты занимались агитацией и антинацистской пропагандой, собирали разведданные для союзников и изредка проводили локальные диверсии на немецких военных объектах. Фрейхен с первых дней занял активную роль в движении и занимался укрывательством беженцев, разведкой и саботажем. Он был довольно влиятельной фигурой в стране и не считал нужным скрывать свои взгляды. Когда кто-то в его присутствии начинал вещать о величии Рейха и разумности его политики (например, в отношении сохранения чистоты арийской расы), Фрейхен не мог удержаться и говорил прямо в глаза собеседнику со всей высоты своего двухметрового роста: «Ну, я еврей, и что ты мне сделаешь!».

Летом 1943 года правительство Дании разогнали, и власть полностью перешла в руки оккупационной администрации. В страну ввели полицейские части и подразделения гестапо. Осенью был издан указ о введении смертной казни для всех участников сопротивления и сочувствующих им. Одним из первых кандидатов на эту роль оказался Петер Фрейхен — он был арестован и быстро приговорен к расстрелу. Но нацисты забыли, что этому парню удалось выбраться из ледяной пещеры при помощи зубила из собственных фекалий — он был им не по зубам. С помощью верных друзей ему удалось бежать из застенков гестапо — сначала в Швецию, а затем в Нью-Йорк.

биография

Петр Николай Арбо вырос в усадьбе Гульскоген в г. Гульскоген, район в Драммен, Норвегия. Он был сыном директора школы Кристиана Фредрика Арбо (1791–1868) и его жены Мари Кристиан фон Розен. Его брат Карл Оскар Ойген Арбо был военным врачом и пионером в норвежском языке. антропологический исследования. Дом детства Арбо, Гульскоген, был построен в 1804 году как летняя резиденция его старшего кузена, лесоруба и промышленника Петра Николая Арбо.

Арбо начал свое художественное образование с года в Художественной школе под управлением Фредерик Фердинанд Хельстед (1809–1875) в Копенгаген (1851–1852). После этого он учился в художественной академии в г. Дюссельдорф. С 1853 по 1855 год учился у А. Карл Фердинанд Зон, профессор Kunstakademie Düsseldorf, а с 1857 по 1858 г. Эмиль Хюнтен который был художником-баталистом и анималистом. В Дюссельдорфе он какое-то время был частным учеником художника-историка Отто Менгельберга (1817–1890). Он контактировал с Адольф Тайдеманд и стал хорошим другом Ганс Гуде оба были профессорами художественной академии в Дюссельдорфе. Он связан с Дюссельдорфская школа живописи.

В 1861 году Арбо вернулся в Норвегию, а в следующем году отправился в учебную поездку вместе с Гуде и Фредерик Коллетт. В 1863 году он написал первую версию Конная стая на высоких горах, к этому мотиву он впоследствии возвращался несколько раз. Версия 1889 г. находится в Национальный музей искусства, архитектуры и дизайна (Норвежский язык: Nasjonalmuseet for kunst, arkitektur og design) в Осло и считается одним из самых важных его произведений.

В 1866 году он был назначен Рыцарем Великой Отечественной войны. Королевский норвежский орден Святого Олафа и рыцарь Орден Васы. Он занимал множество должностей, в том числе в качестве присяжного в Стокгольм в 1866 г. и Филадельфия в 1876 г. и был комиссаром Венский выставка художественного отдела в 1873 году. Он также был членом Национальной галереи с 1875 года и директором Художественного общества Христиании с 1882 года до своей смерти.

Беспокойный датчанин

Но и славы издателя популярного журнала Фрейхену тоже оказалось мало, и он начал осваивать новое поле работы. Стремительно набирающий популярность кинематограф испытывал дефицит остросюжетных сценариев — романтичные истории и «комедии положений» уже успели наскучить публике, а до освежающей волны гангстерских боевиков было еще далеко. Тогда Фрейхен начал работать над киносценариями, первым из которых стал фильм «Эскимос», снятый по его одноименной книге.

В 1932-33 годах Фрейхен нанялся в Metro Goldwyn Mayer и организовал им съемки на Аляске. Он одновременно выступил сценаристом, переводчиком и кастинг-менеджером, а также сыграл в «Эскимосе» роль главного злодея — капитана промыслового судна, который вторгается в размеренную и счастливую жизнь молодой эскимосской семьи. Все диалоги в фильме были озвучены на эскимосском языке с английскими субтитрами, а главные роли сыграли местные аборигены, продемонстрировавшие в фильме традиционные способы охоты, рыбной ловли и древние обычаи инуитов.

В начале 1930-х тематика арктических приключений была на пике моды. «Эскимос» получил «Оскара» за лучший монтаж и собрал внушительную кассу в США и Канаде. Первый успех подтолкнул Фрейхена к созданию собственной кинокомпании, которая консультировала разные студии по поводу арктических путешествий и периодически продавала им готовые сценарии приключенческих фильмов.

Фрейхен с головой погружается в общественную жизнь — он возглавляет Федерацию бокса Дании, регулярно устраивает светские вечера и окружает себя многочисленной толпой поклонников и поклонниц. В 1938 году он основывает «Датский клуб путешественников», где в глубоких креслах вокруг камина заседают суровые мужчины с сигарами и травят байки о своих приключениях. Процедура принятия новых членов была очень простой — претендента подводили к Фрейхену, сурово восседающему во главе стола и вопрошали его: «Великий Петер, ты принимаешь этого человека в наш клуб?». Если в ответ раздавался одобрительный стук деревянного протеза о пол — значит, можно начинать праздновать.

В рамках этого клуба Фрейхен организовал несколько путешествий в Норвегию, Швецию и даже Южную Африку, где члены клуба охотились на слонов и знакомились с бытом местных племен.

Он дважды побывал в Советском Союзе — в 1928 и 1937 годах, где сдружился со знаменитым советским полярником Отто Шмидтом и принял участие в двух его арктических экспедициях.

Активная жизненная позиция, авторитет среди датчан и харизматичная манера общения позволили Фрейхену завоевать доверие членов датской королевской семьи, высокопоставленных политиков и бизнесменов — впереди его ждала насыщенная и безбедная жизнь. Если бы не одно «но».

Красивая жизнь напоследок

«Маргариновая королева» Магдалена Ванг Лоридсен после 20 лет счастливого брака не пожелала последовать за мужем в вынужденную эмиграцию и это значило, что их брак распался. Но суровый полярник горевал недолго. Меньше чем через год он повстречал в Нью-Йорке свою соотечественницу Дагмар Кон, работавшую иллюстратором в модных журналах Vogue и Harper’s Bazaar. В 1945 году она стала его третьей женой и оформила Фрейхену пропуск в мир американской богемы.

С трудом можно представить рыжего гиганта-датчанина на деревянной ноге в окружении стильных манекенщиц и модельеров на какой-нибудь нью-йоркской модной вечеринке, но в начале 1950-х все выглядело именно так. В перерывах между новыми экспедициями и съемками кино Фрейхен вел активную светскую жизнь, раздавал налево и направо интервью и не забывал писать многочисленные книги о своих приключениях.

Семья жила на два дома — когда Фрейхену надоедало в шумном Нью-Йорке, они отправлялись в тихий Коннектикут в свой небольшой уединенный домик на берегу залива Лонг-Айленд.

Последним аккордом его безумной биографии стала карьера телезвезды. За год до смерти Фрейхен оказался финалистом популярного ТВ-шоу «The $64,000 Question» и правильно ответил на тот самый вопрос, став известным на всю Америку.

Прожить 15 лет среди гренландских инуитов, питаясь моржатиной и китовым мясом, сделать пару географических открытий мирового значения, выбраться из ледяного плена с помощью зубила из замороженных фекалий, запустить успешный журнал для домохозяек, объездить полмира, сбежать от нацистов, а в довершение стать победителем интеллектуальной телевикторины — такой удачи слишком много для жизни одного человека.

Удача Фрейхена закончилась 2 сентября 1957 года — внезапный сердечный приступ настиг его на военно-воздушной базе Эльмендорф рядом со столицей Аляски — Анкориджем. Отсюда он намеревался совершить свое очередное арктическое путешествие, но вместо этого его прах отправился в Гренландию — на его вторую родину. Там пепел, оставшийся от величайшего авантюриста ХХ века, развеяли на вершине горы Дундас, неподалеку от Туле.

Обратно в Данию

Петер Фрейхен с дочерью Пипалук возвращаются в Данию

После смерти жены и смены власти в фактории «Туле», Гренландия стала невыносимо холодной для Петера: ничто больше не держало его здесь. Фрейхен садится на пароход и возвращается на родину вместе со своими детьми. На деньги, заработанные в Гренландии, он покупает небольшой островок Энехое в датской глуши и строит там скромный дом.

Накопленного капитала хватило бы надолго, но предприимчивый датчанин не привык сидеть без дела. Петер начинает читать публичные лекции об Арктике и ее народах, издает десятки статей в самых разных журналах и в 1927 году выпускает свою первую книгу: Grønland, land og folk («Гренландия, земля и народ»), в которой рассказывает о своем удивительном опыте жизни среди эскимосов. Кроме этого, Фрейхен заинтересовался политикой — он вступил в партию социал-демократов и начал регулярно отмечаться качественными аналитическими статьями в популярной датской газете Politiken.

В 1924 году, почти сразу после возвращения домой, Петер играет свадьбу. Его второй женой становится Магдалена Ванг Лоридсен, подруга детства, бывшая актриса и весьма обеспеченная дочка директора Национального банка Дании. Ее «приданым» стал журнал Ude og Hjemme («В гостях и дома»), главным редактором которого назначили Фрейхена. Небольшой журнал был ориентирован на домохозяек и изначально предназначался для продвижения маргарина, который производили предприятия тестя Петера.

Рецепты выпечки и десертов, публиковавшиеся в журнале, непременно включали в себя несметные количества маргарина, производившегося на предприятиях семьи Лоридсен. Но суровый полярник так ответственно отнесся к редактированию кулинарных рецептов для домохозяек, советов по выбору штор в спальню и прочей лайфстайл-белиберды, что вскоре Ude og Hjemme стал самым популярным изданием для домохозяек в стране. Журнал существует по сей день, оставаясь одним из самых старых датских периодических изданий.

Тема и состав

На картине изображена охотничья группа всадников, движущихся по темному небу. Их сопровождают черные вороны и, кажется, они появляются из облаков на заднем плане. Все лошади черные, за исключением одной белой лошади впереди. Во главе охоты стоит мужчина в шлеме, возможно, Сигурд , и две валькирии с обнаженной грудью . Остальные охотники выглядят как мужчины, за исключением трех пойманных обнаженных женщин. Члены партии вооружены копьями и другим оружием. Двое мужчин спереди носят шкуры через голову, что указывает на то, что они берсерки . За непосредственной линией фронта охоту возглавляет бог Тор , который возвышается над остальными в своей колеснице, запряженной двумя козлами, поднимая свой боевой молот и носит корону.

«Дикая охота на Одина» была написана в Париже в 1872 году. В прямом смысле она основана на стихотворении Йохана Себастьяна Велхэвена « Асгаардсрайен» с начальными строками «Сквозь ночной воздух в давке мчится поезд вспенившихся черных лошадей». Поэма о рождественской свадьбе, которая превращается в жестокую, и ее посещает Дикая Охота. Композиционное расположение на картине, с ее диагональными движениями, близко к ARBO в Дюссельдорфской академии художеств работы Санкт — Олав в битве при Стиклестаде . Еще одно визуальное влияние оказал « Бравалласлагет» (1860–62) Мальмстрёма, на котором скандинавские боги изображены в небе над полем битвы. То, как трактуются мифологические сюжеты, согласуется с позицией Иоганна Иоахима Винкельмана , который утверждал, что германские божества должны изображаться в соответствии с традициями греко-римских подданных. Как следствие, Тор Арбо носит корону, а его молот выглядит не так, как исторические скандинавские изображения. Валькирии наполовину обнажены и имеют неприрученные волосы, тогда как в древнескандинавской поэзии они описываются как с зачесанными назад волосами и с рогами эля.

То самое зубило

После трех лет изматывающей экспедиции, в ходе которой члены команды собирали местный фольклор, вели этнографические исследования, картографировали местность и даже проводили археологические раскопки, команде предстоял прямой и быстрый путь домой.

Во время одного из переходов путников застала страшная снежная буря. Фрейхен на своей собачьей упряжке отбился от основной группы. Когда стало ясно, что он заблудился, опытный полярник решил переждать непогоду и укрыться под своими санями, чтобы потом, когда погода прояснится, сориентироваться по компасу и нагнать товарищей. Он свернулся калачиком под нартами и вскоре уснул, убаюканный колыбелью вьюги. Метель продолжалась много часов подряд. В конце концов на месте саней, под которыми прятался Фрейхен, образовался огромный сугроб, грозивший стать его могилой.

Едва только хорошенько выспавшийся Петер оторвал бороду, примерзшую к «полу», он осознал, что оказался заперт в тесной снежной пещере, стены которой от дыхания покрылись толстым слоем льда. Очень быстро стало понятно, что пробить ледяной панцирь самостоятельно не получается. Крепкий нож, как и все остальные инструменты, остались в багаже на санях и добраться до них было невозможно. В полной темноте и одиночестве Фрейхен размышлял, как ему выбраться из западни и старался дышать потише — чтобы не расходовать кислород.

Тут-то в наше повествование и врывается то самое зубило! Фрейхену пришла идея вылепить его из продуктов собственной жизнедеятельности и проковырять им путь к свободе.

Опустим леденящие душу технические подробности и просто констатируем — ему это действительно удалось! Через несколько часов датчанин выбрался наружу и обнаружил себя в одиночестве среди снежной пустыни. Путь до временной базы экспедиции, где заночевали остальные полярники, занял у него еще несколько часов. Оказавшись в безопасности и едва стянув с себя теплые унты и шерстяные носки, Фрейхен понял, что ему придется попрощаться с несколькими пальцами на ноге — они были обморожены. Ближайший врач с чемоданом медицинских инструментов был за много миль отсюда, поэтому Фрейхену пришлось вспомнить два курса своего медицинского факультета и приниматься за дело самому.

В качестве хирургических инструментов сгодились плоскогубцы и плотницкий молоток, с помощью которых он и откромсал себе отмершие части тела. Особо отметим, что Фрейхен был убежденным трезвенником, и вся операция производилась без всякого наркоза и обезболивания. Уже позже, после возвращения в цивилизацию, квалифицированные врачи скептически оценили хирургические таланты Фрейхена и все же укоротили его ногу, заставив всю жизнь хромать на деревянном протезе.

Впечатления от этого путешествия Фрейхен очень живо описал в своей книге «Странствующий викинг» (1953).

Описание картины:

Петер Николай Арбо — известный норвежский художник, родился в 18 июня 1831 года, в семье директора народной школы города Драммена, Арбо Кристиана.

Закончив самую знаменитую и влиятельную в Европе того времени Дюссельдорфскую Академию искусств, Петер Николай восемь лет живет и работает в Париже, но в 1871 году возвращается в родную Норвегию и в 1872 году пишет главную картину своей жизни «Дикая охота Одина». В настоящее время она хранится в городе Осло, в Национальной галерее искусства, архитектуры и дизайна.

Арбо всегда интересовался историей, легендами скандинавской мифологии. Вероятнее всего, картина охоты навеяна стихотворениями поэта-романтика начала 19-го века Йохана Себастьяна Бельхавена, который являлся «певцом» скоротечности, мгновенности и хрупкости человеческой жизни.

Согласно скандинавским и германским мифам осенью, перед наступлением зимы, идет дикая охота с севера, забирающая людей в ад, приносящая смерть и беды. Верховодит этой свитой Дикий или Черный охотник — в Германии это Вотан или женщина Хольда, в Норвегии – бог Один.

По легенде смотреть на них нельзя, можно умереть или попасть псам на растерзание или бесследно исчезнуть.

Ощущение настороженности и тревоги возникает при первом же взгляде на полотно «Дикой охоты Одина». Солнце скрывается за черными тучами, умолкает птичий крик, стихает даже ветер, безмолвна бесплодная земля…Что это? Невозможно оторвать взгляд от страшной, черной кавалькады охотников из тьмы.

И всё вокруг меняется быстро и страшно: несутся призрачные всадники, кружат вороны, храпят возбужденные кони, визг, вой, дикая страсть в мертвых очах, желание настичь свою жертву. Во главе этой дикой охоты – бог Один — воплощение темных сил.

Как живописец мастерски передал светом такие чувства как опасность (лунный, холодный внизу полотна) и торжество (желто-оранжевый проблеск в верхнем углу картины).

Творчество Арбо находит свой отклик и в современном мире. Известный факт, когда в 1988 году изображение «Дикой охоты Одина» украсило альбом группы из Швеции «Bathory».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: