Жизнь и работа
Инфанта Изабелла Клара Евгения , 1599 год ( Старая пинакотека в Мюнхене ).
Очень молодым он переехал в Мадрид, где был учеником Алонсо Санчеса Коэльо , с которым он сотрудничал в некоторых работах; В 1587 году Пантоха женился и в следующем году стал независимым художником, что совпало со смертью его учителя (1588 год). С этого момента он был самым важным портретистом при дворе, хотя только в 1596 году он получил титул придворного художника короля Филиппа II .
В 1598 году, по восшествии на престол Филиппа III , он стал официальным придворным портретистом. Он также зарекомендовал себя как портретист знати, придерживаясь тех же условностей, которые можно увидеть в портрете герцога Лерма (1602 г.), Фонда Мединачели, или в портрете дона Диего де Вильямайора (1605 г.), Эрмитаж , хотя в портрете поясного рыцаря Сантьяго (1601 г.), музей Прадо , есть большее психологическое прозрение, возможно, потому, что он написан более свободно, вместе с более продвинутой проработкой света, в духе натурализма.
Пантоха также практиковал религиозную живопись, в которой божественное в некоторых случаях рассматривалось как портрет , как, например, в « Благовещении » , которое он написал в 1606 году, в котором он использовал портреты королевы Маргариты и инфанты Аны, чтобы охарактеризовать лица Богородицы и ангела. Габриэль. Выдающимися работами в этом жанре являются Санта-Леокадия из собора Кордовы , датированная 1603 годом, Воскресение (1605 год) из больницы Вальядолида с влиянием Орацио Борджианни и Рождение Богородицы (Музей Прадо), в котором он ассимилирует игра света и натурализм Navarrete el Mudo , не отказываясь от сухой фламандской точности. Эта работа, на которой была изображена и мать королевы, была написана для личной молельни королевы во дворце Вальядолид по случаю переноса столицы в тот город, куда Пантойя отправился, сопровождая ко двору.
Имеются документальные записи, которые намекают на натюрморты , написанные им, в подражание тем, что пришли из Италии , и как фресковый художник есть свидетельства его участия в утраченных украшениях Пардо. Когда он умер, он оставил незавершенными картины на потолке Портретной комнаты Паласио дель Пардо , над которыми он работал с помощью своего сына и в сотрудничестве с Франсиско Лопесом , с которым у него были определенные разногласия по поводу того, что соответствовало каждому . один, так что в завещании он попросил, чтобы его оценили, уверяя, что его участие было гораздо больше. Однако сотрудничество с одним и тем же художником, должно быть, было частым, поскольку у них также был совместный контракт на алтарь Сан-Агустин-де-Вальядолид, и его наследники договорились с Лопесом закончить то, что Пантоха оставил незавершенным в Эль-Пардо. Также тесно связаны с ним Сантьяго Моран , сменивший его на посту художника короля после его смерти, и его самые непосредственные ученики Родриго де Вилландрандо и Бартоломе Гонсалес .
По случаю IV столетия со дня его смерти музей Прадо представил в году подборку его работ, большая часть которых хранится в хранилищах из-за нехватки места.
Стиль
Портрет Филиппа III. 1605 Музей Прадо. Мадрид
Портрет Филиппа II в старости. 1590-е гг. Библиотека Эскориала
Характеризуя стиль его полотен, исследователи отмечают, что Пантоха достоверно писал одежду и драгоценности, вдаваясь в мелкие подробности и не избегая сухой объективности фламандской традиции. А его трактовка лиц, однако, ясно свидетельствует об изучении им венецианской портретной живописи, в особенности Тициана. Лучшими произведениями Пантохи считаются его портреты малолетних инфант, где жесткость изображения все же сочетается с заметным обаянием.
В своих портретах короля Филиппа II Пантоха отталкивался от концепции своего учителя, развивая при этом парадный портрет в сторону большей репрезентативности.
Творчество Пантохи — следующая ступень складывания общего типа т. н. «сословного портрета», т. н. «испанской формулы» портрета.
Проблема авторства
В последние несколько лет многие из его работ, также как и полотен Санчеса Коэльо, приписываются современными исследователями работавшей в те же годы при дворе итальянской художнице С.Ангиссоле. Тем не менее, сами эти картины не подписаны никем из художников собственноручно. Атрибуция этих портретов членов королевской семьи Санчесу Коэльо и Пантохе была проведена в 19 и 20 вв. как по стилю, так и согласно официальным платежным ведомостям двора.
Стиль
Следуя традиции фламандской портретной живописи, он постарался тщательно показать кружева, платья и украшения своих моделей, которых он поместил стоя, несколько неподвижно и на темном нейтральном фоне, или рядом со столом или креслом монаха с символическим намерением. Руки также прорисованы с точностью и с тем же символическим намерением опираются на меч у мужчин или несут носовой платок или веер у женщин.
В соответствии с традицией придворного портрета и учением венецианской школы Тициана , королевские особы, которых он изображал, выглядели строгими, трезвыми и условно элегантными. В непривлекательных лицах почти нет психологической проработки, преобладает невыразительность. Стоя на огромных белых шеях, испытуемые пристально смотрят на зрителя.
Стиль
Ана де Веласко-и-Хирон , герцогиня Браганса, 18 лет, 1603 год (Испания, собрание Копловица ).
Пантоха продолжал испанскую традицию придворного живописца королевских портретов, восходящую к знаменитому портрету Карла V (копия которого находится в Эскориале ) и другим портретам Тициана. Антонис Мор , Алонсо Санчес Коэльо и сам Пантоха продолжили традицию. Его искусство подверглось резкой критике со стороны историков, которые были предвзято относились к неитальянской портретной живописи и поэтому отвергли его как «скучного, скучного», но «мучительно трудолюбивого» художника при дворе Филиппа III. Композиционная формула государственных портретов Веласкеса восходит к его испанским предшественникам, в том числе Пантоха де ла Крус.
Качество индивидуальных портретов варьируется; они часто создавались во многих версиях с разной степенью помощи его помощников. В своих лучших работах Пантоха представил впечатляющее сочетание изысканности и геометрической абстракции, достигаемое за счет мощного контраста света и тени. Его портреты отличаются тщательной детальностью изображения сложной вышивки платьев и украшений. Обычно объект изображается стоящим на темном фоне. Лицо и руки изображены в более ровной и тонкой технике. Среди его портретов: Филипп III, королева Австрии Маргарита, 1606 год, Прадо, Мадрид). Инфанта Изабель Клара Евгения (1599), Старая пинакотека , Мюнхен . (Герцогиня Браганса, 1603 г., цв .; Неизвестная дама, полковник маркиз Виана; Д. Диего де Вальмайор, 1605 г., Эрмитаж , Санкт-Петербург .
Пантоя не только добился большого успеха как выдающийся портретист своего времени, но и был очень разносторонним художником во всех жанрах. Таким образом, он снабжал испанский двор и аристократию религиозными картинами, мифологическими полотнами и историческими композициями. Религиозные картины Пантохи выполнены в более реалистичном и драматическом стиле, чем его портреты. Они варьируются от холодно-далекого академизма до более продвинутого тенебризма, близкого к барокко .
Хуан Пантоха де ла Крус пользовался большим уважением как художник-анималист; был также известен как художник-пейзажист и художник-натюрморт, который использовал новые секуляризованные формы искусства, распространившиеся по Европе в конце шестнадцатого века. Признанные современными писателями одаренными художниками, Лопе де Вега и Франсиско де Кеведо оставили красноречивые свидетельства своего восхищения Пантохой. В La hermosura де Angelica (1602), подражание Ариосто «s Orlando Furioso, Лопе де Вега выдержано его похвалу в следующем куплете:«Хуан — де — ла — Крус Que си criar нет pudo / Dio Каси Вида у альма в ООН ростро Mudo; » Кеведо превозносил работу Пантохи как художника-миниатюриста в поэме «Эль Пинцел», написанной в 1615 году, через семь лет после смерти Пантохи.