Опекуны запретили ехать в Париж
Когда умер отец, Веру вместе со старшей сестрой Марией приютили родственники в Курске, а потом они переехали в Москву, поселились на Пречистенском бульваре. Вера начинает серьёзно заниматься живописью, но в какой-то момент понимает, что не хочет писать картины.
В 1911 году впервые пробует работать с глиной в мастерской скульптора Нины Синицыной и тут же загорается идеей учиться скульптуре в Париже — художественной столице мира.
От идеи приходится отказаться, опекуны категорически выступают против поездки. Тогда она в поисках нового опыта начинает обучение у одного из основателей объединения «Бубновый валет», авангардиста Ильи Машкова…
Возможно, мечта поехать в Париж так и осталась бы мечтой, если бы не трагедия, которая резко изменили жизнь девушки.
«Великий постриг» (1898)
Появлению этой работы предшествовало событие, которое художник с грустью называл «молниеносной любовью». Летом 1897 года на Кавказе он познакомился с одной молодой певицей. Вскоре Нестеров представил свою возлюбленную как будущую жену семейству Н. А. Ярошенко. Спустя несколько месяцев из Тифлиса он получил письмо, в котором молодая девушка призналась ему в том, что не может составить его счастье.
Это полотно могло бы стать кульминацией своеобразного «романа в картинках», где роль главной героини играла бы русская женщина, напоминающая по складу своей души Катерину из произведения А. Н. Островского «Гроза». В виде цикла «роман в картинках» не удался, так как картины, входящие в его состав («За Волгой», «На горах», «В скиту», «Зима в монастыре»), не обладали равными художественными достоинствами.
Определенно в «Великом постриге» читается и завязка, и печальный финал романа.
Перед нами настоящее «бабье царство». Отсутствие мужчин подчеркивает полное отречение героинь от мирских радостей и страстей.
За высокими стенами скита жизнь идет по строгому распорядку. Во взглядах и жестах женщин угадывается смирение и обреченность. Молодые послушницы никого не замечают, отречение от мира для них болезненно. О неуверенном решении принять постриг говорят дрожащие руки, которые их не слушаются.
Слева растет хрупкая сосенка, напоминающая елочку из картины «Пустынник».
Список её творений огромен
Много времени потребуется на то, чтобы перечислить все работы Мухиной. В 1938-1939 годах она трудится над скульптурами для щусевского Москворецкого моста: «Гимн Интернационалу», «Пламя революции», «Море», «Земля», «Плодородие», «Хлеб». Последняя композиция, кстати, окажется единственной, что была сделана самим автором. Все остальные были воссозданы по эскизам после её смерти.
В годы Великой Отечественной войны она создаёт целую галерею скульптурных портретов: военачальника Ивана Хижняка и офицера-артиллериста Бария Юсупова, балерины Галины Улановой, хирурга Николая Бурденко.
В 1945 году спасает в Риге от сноса памятник Свободы, над которым нависла угроза сноса. В 1947 году на выставке в Русском музее демонстрирует отлитый из матово-голубого стекла портрет учёного-химика Николая Качалова, известного своими работами в области оптического стекла и художественного стеклоделия.
Портрет академика И. П. Павлова (1935)
В своей книге, посвященной художнику, театровед и филолог С. Н. Дурылин писал о нестеровском портретном творчестве 1920-1930 годов так:
Художник Нестеров писал русского ученого И. П. Павлова дважды — в 1930 и в 1935 годах. До встречи с ученым художник не считал его подходящей моделью. Знакомство с академиком развеяло все сомнения. Нестеров вспоминал:
Любопытно, что отношения между портретистом и портретируемым сразу же после первой встречи переросли из деловых в дружеские.
Так вышло, что этот портрет стал ярчайшим примером удачного нахождения модели.
Академик И. П. Павлов изображен на фоне огромного окна, за которым открывается красивый пейзаж с далеким горизонтом. Выбранный художником фон наполняет всю композицию светом и воздухом.
Комнатный цветок под взглядом ученого превращается в объект пристального исследования. Жилистые руки великого человека, сделавшего за свою жизнь немало открытий, повлиявших на многие науки, вызывают чувство благодарности.
Серьезный и задумчивый вид ученого говорит о его научных размышлениях. Автор подчеркивает в своем герое то, что несмотря на преклонный возраст, он остается глубоким мыслителем и блестящим экспериментатором. Так и хочется повторить любимую поговорку И. П. Павлова:
«Рабочий и колхозница»
Не хватит места, чтобы перечислить всё, что создала первая дама советской скульптуры. Чего стоит только знаменитый 24-метровый монумент «Рабочий и колхозница», представленный на Всемирной выставке в Париже в 1937 году.
Поначалу скульптор предложила выполнить работу в античном духе: обнаженные фигуры, устремлённые ввысь. Однако рабочего и колхозницу приказали «одеть». Но главная идея автора — много воздуха между фигурами и развевающийся шарф, подчеркивающий динамичность, — остались без изменений.
Как у нас обычно случается, скульптуру согласовывали довольно долго. В итоге, первую в СССР статую из стальных пластин, пришлось создавать в авральном режиме всего за три недели. Все части отправили в Париж, на всемирную выставку, где также в огромной спешке собрали и водрузили на постамент высотой 34 м.
Критики были единодушны: скульптурная группа, наперебой писали они, отличается необыкновенной экспрессией и энергетикой и символизирует устремлённый к новым победам Советский Союз.
Французская пресса назвала её «величайшим произведением скульптуры XX века», а Пабло Пикассо писал: «Как прекрасны советские гиганты на фоне сиреневого парижского неба». После закрытия экспозиции, французы предложили выкупить «Рабочего и колхозницу», но им отказали… Власти понимали — этот монумент станет символом страны.
Коллекция в стиле а-ля рюс
Не перестаёшь восхищаться многогранности таланта Веры Игнатьевны! Некоторое время, например, она была модельером.
Первые эскизы театральных костюмов Мухина создала в 1915–1916 годах. А спустя семь лет для первого советского журнала мод «Ателье» нарисовала модель изящного и воздушного платья с юбкой в форме бутона. Затем вместе с модельером Надеждой Ламановой, которая до революции шила наряды для императорского дома, а после одевала советских женщин, выпустила альбом «Искусство в быту».
В нём были выкройки простой и практичной одежды — универсального платья, которое «лёгким движением руки» превращалось в вечернее; кафтана «из двух владимирских полотенец»; пальто из солдатского сукна…
В 1925 году на Всемирной выставке в Париже Надежда Ламанова представила коллекцию в стиле а-ля рюс, эскизы для которой создавала и Вера Мухина.
Изготовлены наряды были из дешёвых грубых материалов — ткацкого сукна, бязи, холста и бумазеи, шляпы — из рогожи, пояса были оформлены крашенным горохом, а пуговицы выточены из дерева. Все платья украшал оригинальный орнамент «петушиный узор», придуманный Мухиной.
Источники изображений
- Маринус Ван Реймерсвел. Банкир и его жена. — Art Treasures of The Prado Museum, Harry N. Abrams, INC., Publishers, New York, 1954.
- Неизвестный художник. Портной. — Современная энциклопедия Аванта+. Мода и стиль/ Глав. ред. В.А. Володин. – М.: Аванта+, 2002.
- Б.М. Кустодиев. Купец. — Живопись, графика, скульптура XVIII-XX в.в. Альбом-каталог. И.: «Искусство», Ленинградское отделение, 1989
- С.Ф. Рянгина. Всё выше. — Русская живопись в музеях Украины. Альбом. — Киев: «Мыстэцтво», 1986
- М.В. Нестеров. Портрет скульптора В.И. Мухиной. — Государственная Третьяковская галерея. История и коллекция.- М.: «Искусство», 1987.
- Вили Ньюберт. Сталевар. — Dresdener Gemäldegalerie. Alte und neve meister. VEB E.A. Seemann Verlang Leipzig 1980.
- Н. Пономарёв. Портрет хирурга В.Савельева. — Н.Пономарев. — М.: Советский художник, 1991.
- Ван Гог. Сеятель. — Петрочук О.К. Рисунки Винсента Ван Гога. Альбом. — М.: «Искусство», 1974
- З.Е.Сербрякова. Жнива. — Русская живопись в музеях Украины. Альбом. — Киев: «Мыстэцтво», 1986
- М.В. Нестеров.Портрет академика И.П. Павлова.- Государственная Третьяковская галерея. История и коллекция.- М.: «Искусство», 1987.
«Философы» (С. Н. Булгаков и П. А. Флоренский) (1917)
С. Н. Булгаков говорил об идее картины так:
Двойной портрет, написанный в конце лета 1917 года, стал некой вехой в судьбах мыслителей и в судьбе страны. Жизнь обоих героев после 1917 года сложилась трагично. В 1922 году Булгакова высылают из России на знаменитом «философском пароходе», после чего он оканчивает последние дни на чужбине. Флоренский, арестованный в 1934 году, погибает спустя три года на Соловках.
Булгаков изображен в «штатской» одежде, что удивляет тех, кто знает его как отца Сергия Булгакова. Дело в том, что священнический сан Булгаков принял в 1918 году и в конце лета 1917 года еще не был «отцом Сергием».
В образ Флоренского вложены неустанная работа мысли и глубокое смирение. В лице, в скорбных жестах, во всей фигуре отца Павла чувствуется напряженное вслушивание в гул надвигающейся эпохи.
Очевидно, что нестеровские герои, идущие опушкой по-осеннему пригорюнившемуся лесу, не ведут между собой разговор. Сказать им нечего, они остались при ощущении, что слова ничего не значат и н на что не влияют перед лицом умеющего свершаться «русского апокалипсиса».
В этой картине представлено три «зримых» действующих лица: Флоренский, Булгаков и пейзаж, который олицетворяет собой «немеркнущую Россию», пребывающую в «сообщении» с горним миром. И есть «незримый», но «ощутительный» персонаж – время.
Работы мастера востребованы
Надо сказать, что Вере Мухиной, как мастеру, повезло. Её работы всегда были востребованы. Сразу после Октябрьской революции был принят «Ленинский план монументальной пропаганды». В его рамках скульпторы получали от государства заказы на создание городских монументов. И уже в 1918 году Мухина выполнила проект памятника просветителю и публицисту Николаю Ивановичу Новикову, который получил одобрение Наркомпроса.
К сожалению, макет, выполненный из глины и хранившийся в неотапливаемой мастерской, растрескался от холода и остался неосуществлённым.
Но в рамках работы по монументальной пропаганде Мухина создала эскизы скульптур «Освобождённый труд» и «Революция», а также памятников Владимиру Михайловичу Загорскому и Якову Михайловичу Свердлову (также известен как «Пламя революции»).
В 1923 году Вера Мухина вместе с Александрой Александровной Экстер оформила павильон газеты «Известия» на первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Москве.
Михаил Васильевич Нестеров, русский живописец
Нестеров Михаил Васильевич (1862-1942), русский и советский живописец. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942). Учился в МУЖВЗ (1877-81 и 1884-86) у В. Г. Перова, А. К. Саврасова, И. М. Прянишникова и в петербургской АХ (1881-84) у П. П. Чистякова. Член ТПХВ (с 1896, экспонент с 1889). Начав с жанровых картин в духе передвижников («Знаток», 1884, ГТГ) и исторических композиций («До государя челобитчики», 1886, частное собрание, Москва), с конца 80-х гг. Нестеров в поисках духовно-религиозного и этического идеала обратился к воплощению просветлённой и чистой душевной красоты людей, пренебрегших мирской суетой («Пустынник». 1888-89, «Видение отроку Варфоломею», 1889-90, — оба в ГТГ). Тихая созерцательность, умиротворённость, эмоциональная роль пейзажа в образном строе этих произведений внесли новые поэтические ноты в русскую живопись. В последующие годы в творчестве Нестерова всё сильнее проявлялись некоторые патриархально-религиозные иллюзии («Под благовест», 1895, «Великий постриг», 1897-98, — оба в ГРМ; «На Руси», 1916, ГТГ)
Внимание к образной символике, плоскостность композиции сближали многие произведения Нестерова этого периода, особенно в области монументальной живописи (росписи Марфо-Мариинской обители в Москве, 1908-11), с творчеством представителей «модерна». Интерес Нестерова к внутреннему миру человека нашёл выражение в портретах, великолепных по цельности образного строя, ясности характеристик («Е
П. Нестерова», 1905, ГТГ; «О. М. Нестерова», ГРМ, 1906). В советское время реалистические начала творчества Нестерова получили качественно новое развитие. В созданной им галерее портретов деятелей науки и искусства («П. Д. и А. Д. Корины», 1930, «А. Н. Северцов», 1934, «С. С. Юдин», 1935, «И. П. Павлов», 1935, — все Государственная премия СССР, 1941, «В. И. Мухина», 1940, — все в ГТГ) на первый план выступает ощущение богатства духовной жизни, творческого горения, интеллектуальной сосредоточенности, подчёркнутое совершенством и гармоничностью картинной формы, гибкостью выразительных средств. Нестеров продолжал работать и как тонкий мастер лирического пейзажа («Осень в деревне», 1942, ГТГ).
Соч.: Давние дни. Встречи и воспоминания, , М., 1959; Из писем, Л., 1968. Лит.: И. И. Никонова, М. В. Нестеров, 2 изд., М., 1984.
Картины художника: Нестеров, Михаил Васильевич
-
Нерода Георгий Васильевич
-
Нестерова Наталья Игоревна
Родительская категория: Биография
Категория: Краткая биография
Этапы работы
- Мысленно представить будущий образ и композицию.
- Выполнить несколько вариантов небольших эскизов, в которых будет найдена выразительная композиция.
- Определить каким будет формат (прямоугольным, квадратным, вытянутым по вертикали или по горизонтали). Чаще формат определяет сюжетом изображения. Вытянутый вверх формат придает ощущение стройности. Формат в виде прямоугольника расположенного по горизонтали удобен для изображения действия. Формат в виде квадрата удобен для создания уравновешенных, статичных композиций.
- В выбранном формате выполнить эскиз с тоновым или цветовым решением.
- Возможно, понадобиться «собрать» натурный материал. Посмотреть и зарисовать интерьер, предметы, орудия труда, выбранного вами профессионала.
- Если все получилось, переносим рисунок эскиза на большой формат.
«Пустынник» (1888-1889)
Художник М. В. Нестеров был мистически одаренной натурой. Замысел картины возник весной 1887 года. Много времени ушло у художника на поиски модели, а после нахождения натурщика — уговоры позировать. Отец Гордей, которого Нестеров несколько месяцев караулил у Троицы, долго не соглашался и отговаривался, но потом все-таки сдался:
Этюду, сделанному с отца Гордея, Нестеров придавал такое же значение, как и окружающему пейзажу.
Во время работы Михаил Васильевич поддался соблазну улучшить «живопись» лица пустынника, но потом долго не мог «вернуть то единственное выражение лица, которое он потерял в поисках живописности:
Вспоминая работу над образом старца Нестеров писал:
Перед нами глубокий старец – житель монастырской пустыни (отдаленного уединенного монастыря), идущий ранним утром по берегу северного озера. Маленькая тонкая елочка перекликается своей детской немощностью с немощью старца, смиренно ступающему по тропинке, опираясь на клюку.
Притихшая осенняя природа, окружающая его, проникнута молитвенной красотой. В зеркальной глади озера отражен противоположный пологий берег и серое угрюмое небо. На берегу среди пожухшей травы, обнажающей дальний косогор, темнеют стройные силуэты елей.
Кажется, что в этом «хрустальном» пейзаже живет что-то непостижимое земным зрением и сознанием.
М. В. Нестеров редко писал летние пейзажи. Ему милее были сквозящие краски осени с обнаженными остовами деревьев, посеребренной от инея травой, стекленеющими, схваченными льдом реками.
Известно, что пейзаж был запечатлен художником в окрестностях Уфы.
В Москве художник робко представил картину на суд друзей. Отзывы о работе обрадовали художника. Левитан выразил особый восторг по поводу пейзажной составляющей картины.
«Пустынник» стал для молодого живописца своего рода «путевкой в жизнь». Его он представил на Семнадцатой выставке передвижников, после которой картину приобрел для своей галереи П. М. Третьяков.
Отец художника радовался этому событию больше всего. Своему сыну он часто говорил полушутя-полусерьезно:
Васнецов лестно отзывался о картине:
«На выставке с мужским искусством слабо…»
А вскоре новый успех — бронзовая скульптура «Крестьянка» на художественной выставке 1927 года, посвящённой десятилетию Октября, получила первое место, а потом отправилась в экспозицию Третьяковской галереи. Вера Мухина говорила: «Моя «Баба» твердо стоит на земле, незыблемо, как вколочена в неё».
В 1934 году «Крестьянку» выставляют на XIX Международной выставке в Венеции. Позже скульптуру купил музей Триеста, а после Второй мировой войны она перешла в собственность музея Ватикана в Риме.
Оперный певец Леонид Собинов, который был её родственником, после успеха «Крестьянки» напишет в подарок шутливое четверостишие:
«На выставке с мужским искусством слабо.Куда бежать от женского засилия?Всех покорила мухинская бабаМогутностью одной и без усилия».
Когда певец умер, Вера Игнатьевна изваяла для него надгробие — умирающего лебедя, которое установили на могиле Собинова.
Живут и хуже
В 1912 году с Верой Мухиной произошёл несчастный случай. На Рождество во время катания на санках она врезалась в дерево и сучок напрочь отрезал ей нос.
Истекающую кровью девушку привезли в местную больницу и нос пришили. Но шрамы, хотя и было сделано девять пластических операций, в том числе и зарубежными хирургами, остались. После всех этих вмешательств лицо стало другим — по-мужски большим, грубоватым и очень волевым.
Однако Вера не впала в депрессию. Более того, когда впервые увидела своё лицо после операции в зеркале, философски произнесла: «Живут и хуже». Чтобы отвлечь её от дурных мыслей, родственники предложили поездку в Париж.
Жанр портрета
До 1917 года художник редко писал портреты. Моделями его портретов становились самые близкие люди. Членов своей семьи он писал даже в поздние годы, например, «Девушка у пруда» (1923) — портрет Н. М. Нестеровой.
Портретный жанр довольно органично вошел в творчество Нестерова. Это было связано с особым отношением художника к портретируемым. Почти все его модели можно отнести к категории «замечательных людей». Их образы эмоциональны, просты и в то же время идеализированы. Идеализация заметна в том, какой фон художник выбирает для портретируемого. В «Портрете философа И. А. Ильина» (1921-1922) фоном становятся любимые автором «просторы». В этом ключе художник интерпретировал и образ святого Сергия, так как видел в нем «одного из самых замечательных людей земли Русской».
В 1940 году Нестеров написал портрет В. И. Мухиной. Она невероятно интересовала художника как модель. Нестеров говорил:
Скульптору большого таланта и темперамента Вере Игнатьевне Мухиной к моменту создания портрета было пятьдесят лет.
Это интересно
Нестеров любил русскую природу и видел в ней воплощение уклада русской жизни, русской души. Об огромной любви к природе говорят слова художника:
На склоне лет, делая зарисовки в альбоме С. Н. Дурылина (тихая заводь большой реки, осенний день, тонкие деревца над водою и неизменная «нестеровская» девушка на берегу), он написал:
Памятник Горькому и пивная кружка
Вера Мухина — автор двух памятников писателю Максиму Горькому. Один из них был установлен в 1943 году в Москве у Белорусского вокзала, другой — в 1952 году в городе Горьком. Некоторые проекты скульптора так и остались неосуществлёнными, в том числе памятники Якову Свердлову, Владимиру Ленину и челюскинцам.
И ещё. Мало кто знает, но именно Вера Игнатьевна разработала дизайн известной всем пол-литровой пивной кружки, бывшей столь популярной в советском общепите. Более того, Легенда приписывает ей и авторство созданного для первых посудомоечных машин гранёного стакана.
Родина высоко оценила её заслуги в искусстве. Мухина пять раз становилась лауреатом Сталинской премии. В её честь даже назван кратер на Венере.
Особенности изображения
Композиция
Композиция – сочетание всех элементов рисунка в изображении с учетом смысловых нагрузок. Работа над композицией приводит все элементы в определенную гармоничную систему, делает ясным и четким рисунок, через который выражается содержание изображение.
Для достижения целостности композиции необходимо выделить центр внимания, где будет расположено главное (образ профессионала).
Смысловой центр композиции
Смысловой центр – образ человека труда, которого можно изобразить:
- в полный рост с передачей движения;
- поясной портрет с передачей настроения;
- группа людей занимающихся общим делом.
В полный рост с передачей движения | Поясной портрет с передачей настроения | Группа людей занимающихся общим делом |
---|---|---|
Файл:Work 9.jpg |
Файл:Work 10.jpg |
Файл:Work 11.jpg |
Композиционной целостности можно добиться, если объединить светом, тоном или колоритом все части рисунка.
В приведенном примере работ объединен колоритом рисунок (Рис.1), объединен тоном рисунок (Рис.2). Рисунок (Рис.3) необъединенный ни тоном, ни колоритом не имеет целостности (всё изображенное находится в отрыве друг от друга).
Важную роль в композиции играет фон или среда, в которой происходит действие.
Фон
Окружение героя помогает раскрыть образ и содержание рисунка. Единства впечатления можно достичь, если будет найден наиболее типичный и подходящий для замысла интерьер или пейзаж.
Фон — среда, окружение:
- натюрморт (предметы труда профессионала);
- интерьер или природа (место, где работает человек).
Легенда о нотах
Одной из последних работ Мухиной стал памятник Чайковскому, установленный в 1954 году во дворе Московской консерватории на улице Большая Никитская. Его считают наиболее романтичным и вдохновенным среди всех работ.
Скульптор изобразила великого композитора в момент творческого вдохновения, и кажется, что он прислушивается к музыке, которая льётся из консерваторских окон, непроизвольно дирижируя в такт.
В 2007 году реставраторы памятника обратили внимание, что на нём не хватает многих деталей. Оказалось, студенты верят, что украденные с партитуры композитора ноты приносят удачу не только в учёбе, но и в творчестве
Михаил Васильевич Нестеров » Картины, живопись » Великий постриг. 1898
Великий постриг. 1898
Картина была написана Нестеровым под впечатлением личной драмы. Он испытал, по его словам, «молниеносную любовь». В Кисловодске он встретился с девушкой, — она была певицей и выступала с гастролями в местной опере, — и был захвачен не красотой ее, а чем-то глубоко скрытым, тайной внутренней жизни. «Через веселую остроумную речь сквозил ум и какая-то далекая печаль. В глазах эта печаль иногда переходила в тоску, в напряженную думу…» — вспоминал Нестеров. Вскоре они уже не могли существовать друг без друга. Девушка согласилась стать его женой, но вдруг отказала ему. В письме она объяснила свое решение тем, что не сможет дать художнику счастье, что ее любовь помешает осуществлению его творческой мечты. Свое глубокое горе Нестеров излил в картине «Великий постриг». Тема ее — реквием по несбывшейся любви. Он написал старообрядческий скит, затерявшийся в лесной глуши, — такие он видел на родине и в окрестностях Троице-Сергиевой лавры. На фоне пологих холмов, поросших елями, стоят деревянные домики — кельи монахинь. Здесь же церковь, часовенка. По узкой улице движется медленная процессия, длинная вереница женщин разных возрастов, одетых в черные монашеские рясы. Впереди — юная девушка в сарафане и платке, повязанном по-старообрядчески. Это композиционный и эмоциональный центр картины — девушка, юная, чистая, кроткая, с глубокой печалью в сердце. За ней, словно печальное эхо, такая же девушка в профиль. Они еще не монахини, но скоро и им предстоит выбрать этот путь. Можно только гадать, несчастная ли любовь причина их ухода из мира или просто отвращение к его грязи и пошлости. За девушками следует старуха с девочкой. Первая — воплощение примиренных страстей, вторая их еще не испытала. Далее две монахини почтительно и не без подобострастия поддерживают властную и красивую игуменью. Композиция строится на перекличке вертикалей, черных, белых, тянущихся к небу как стройный хорал. Высокое мастерство декоративного решения целого соединяется здесь с умением выразить лирико-драматический настрой, подобный музыкальному. Красота весенней природы вносит примиряющие нотки в скорбную мелодию целого.назаддалее
Воспоминания Михаила Нестерова:
«Кто не знает, что воспоминания, мемуары — удел старости: она живет прошедшим, подернутым дымкой времен минувших. И это придает им особый аромат цветов, забытых в давно прочитанной книге жизни. В предлагаемых очерках, в некоторых воспоминаниях о людях, об их деяниях, о том, о чем люди когда-то думали-гадали, прочитавший очерки, быть может, найдет немало субъективного, но иначе оно и быть не может, так как моей задачей и не было вести протокольную запись виденного, услышанного, и в очерках своих я говорю так, как понимаю, чувствую, нисколько не претендуя на непогрешимость…» читать полностью »
Путешествия Михаила Нестерова:
«Путь до Вены совершил я в постоянном напряженном внимании. Все казалось мне дивно интересным, и я переживал виденное с жадностью молодости. Города, сначала Галиции, а потом самой Австрии мне казались в первую поездку иными, чем потом. Я помнил, что силы надо беречь для Италии и умышленно многое пропускал из поля зрения. В Вену приехал к вечеру. Мост через Дунай со статуями, храмы, дворцы, весь характер города меня захватили своей новизной. Чтобы поделиться своими первыми впечатлениями у меня не было ничего, кроме почтовой бумаги, и я в тот же вечер написал обо всем виденном в Уфу…» читать полностью »
Биография Михаила Нестерова:
Михаил Васильевич Нестеров, молодой художник из далекой Уфы, ворвался в художественную жизнь России смело и стремительно. Его картина «Видение отроку Варфоломею» стала сенсацией 18-ой Передвижной выставки в Москве. Юношеские мечты провинциала о признании, о славе начинали сбываться. Его отец полушутя говаривал, что лишь тогда он поверит в успех сына, когда его работы будут приобретены Павлом Михайловичем Третьяковым, знаменитым московским коллекционером. Попасть в Третьяковскую галерею значило больше, чем иметь академические звания и награды. И вот уже две картины Нестерова куплены Третьяковым… читать полностью »
Бурдель научил её основам ремесла
Именно в Париже она начинает серьёзно изучать скульптуру: учится в частной студии Коларосси, посещает Академию Гранд Шомьер, где берёт уроки у французского скульптора-монументалиста, ученика самого Огюста Родена Эмиля Антуана Бурделя.
Как потом скажет сама Мухина: «У Бурделя я научилась всем основам ремесла, крепко схватывать форму». Из Парижа Вера вместе с другими молодыми художниками отправляется в Италию — изучать искусство Возрождения.
В Москву Вера возвращается летом 1914 года и не собирается надолго оставаться на родине. Все её мысли только о любимом Париже. Однако начинается Первая мировая война и о Франции приходится забыть.
Окончив курсы медсестёр, будущий скульптор работает в военном госпитале. Здесь она знакомится с молодым военным врачом Алексеем Замковым, который станет её мужем и будет служить моделью для скульптур.