Архитектура
Готический стиль в основном проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. Развивался на основе романской, точнее говоря — бургундской архитектуры. В отличие от романского стиля с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.
В готической архитектуре выделяют 3 этапа развития: ранний, зрелый (высокая готика) и поздний.
С приходом в начале XVI века Ренессанса севернее и западнее Альп, готический стиль утратил своё значение.
Почти вся архитектура готических соборов обусловлена одним главным изобретением того времени — новой каркасной конструкцией, что и делает эти соборы легко узнаваемыми.
Система аркбутанов и контрфорсов
В романских соборах и церквях обычно использовался цилиндрический свод, который опирался на массивные толстые стены, что неизбежно приводило к уменьшению объёма здания и создавало дополнительные трудности при строительстве, не говоря уже о том, что этим предопределялось небольшое количество окон и их скромный размер. C появлением крестового свода, системы колонн, аркбутанов и контрфорсов, соборы приобрели вид громадных ажурных фантастических сооружений.
Кроме того, готика последовательно применяла стрельчатую форму в сводах, что также уменьшало их боковой распор, позволяя направлять значительную часть давления свода на опору. Стрельчатые арки, которые по мере развития готической архитектуры становятся все более вытянутыми, заостренными, выражали главную идею готической архитектуры — идею устремленности храма ввысь.
Часто на месте опоры аркбутана на контрфорс ставился пинакль. Пинакли — это завершенные остроконечными шпилями башенки, имеющие часто конструктивное значение. Они могли быть и просто декоративными элементами и уже в период зрелой готики активно участвуют в создании образа собора.
Почти всегда сооружали два яруса аркбутанов. Первый, верхний ярус предназначался для поддержки крыш, становившихся со временем более крутыми, и, следовательно, более тяжелыми. Второй ярус аркбутанов также противодействовал давящему на крышу ветру.
Возможный пролет свода определял ширину центрального нефа и, соответственно, вместимость собора, что было важным для того времени, когда собор являлся одним из главных центров городской жизни, наряду с ратушами.
Англия
- XII—XIV вв., главный храм английского королевства
- Собор Вестминстерского аббатстваXII—XIV вв. в Лондоне
- Собор в Солсбери1220—1266 гг.
- Собор в Эксетере1050 г. к. XI в.
- Собор в ГлостереXI—XIV вв.
Италия
В Италию готика пришла намного позже, только к XV в. и не получила такого же сильного развития как во Франции и Германии.
- , (Palazzo Ducale). Венеция. Был заложен ещё в IX в. как оборонительное сооружение, но несколько раз подвергался пожарам, вследствие чего, много раз перестраивался. Первоначальный квадратный план здания с большим внутренним двором остался почти без изменений, а нынешние фасады приобрели свой декор, напоминающий орнаменты мусульманских сооружений, к началу XV в. Первый сквозной этаж образуется лёгкой аркадой, на втором этаже подхватываемой ажурными колоннами с удвоенным шагом, на которых покоится огромный блок третьего этажа. На протяжении веков только это здание Венеции именовалось палаццо, все остальные дворцы, носили скромное название Ca’ (сокращенный вариант от Casa, то есть просто дом). Здесь размещалась не только резиденция дожа, но также совет Республики, суд и даже тюрьма. , 1386—XIX в. Изначально был задуман такого огромного размера (в нём помещается 40 тысяч человек), что с большими трудностями был частично завершён только к концу XVI в. Строительство началось в 1386 г., а в 1390 г. было объявлено о сборе средств и посильной помощи среди миланцев для ускорения строительства собора. Первоначальный замысел предполагал кирпичную кладку, что можно увидеть и сейчас в северной сакристии собора, но в 1387 г. герцог Висконти, желавший видеть собор великим символом своей власти, пригласил ломбардских, немецких и французских архитекторов и настоял на использовании мрамора. В 1418 г. собор был освящён папой Мартином V, но оставался незаконченным до XIX в., пока при Наполеоне был не завершён фасад. Более пяти веков строился этот собор и, в результате, соединил многие черты архитектурных стилей, от барокко до неоготики. (итал.
Ca’ d’Oro — Золотой дом ) в Венеции. Расположенный на Большом Канале этот дворец претерпел множество изменений, а в интерьере осталось очень мало от готического дворца XV века.
Cloud Gate
Где: 201 E. Randolph St., Миллениум-парк, Чикаго
“Клауд Гейт”, одна из самых посещаемых достопримечательностей Чикаго, впервые была показана публике в 2004 году на открытии Миллениум-парка . «Боб», как называют эту работу Капура, весит 110 тонн и состоит из 168 пластин нержавеющей стали. Швы между ними отполированы настолько, что скульптура выглядит монолитной и невероятно легкой, несмотря на огромные размеры и значительный вес.
Лондонский художник Аниш Капур дал ей название «Облачные ворота» по простой причине – 80 процентов ее поверхности отражает небо. А в нижней части скульптуры находится вогнутый купол, войдя в который, посетители могут увидеть свое отражение в разных перспективах.
Происхождение и история
Кризис средневековья
Когда Римская империя рухнула в 475 году нашей эры С, германские племена или готы поглотили то, что осталось от старой империи. Однако эти племена не характеризовались их объединением; в противном случае они боролись друг с другом.
Страх вызвал прекращение торговли, распространение культуры и уменьшение культурного прогресса, который дал начало темному веку. Растущий страх заставил общество застаиваться и перестать путешествовать, что привело к появлению средневекового и феодального общества..
Во время этой стадии Средневековья рабочие отвечали за обработку земли, в то время как лорды предоставляли им защиту взамен, поскольку области рабочих часто были небезопасны..
Средневековое мракобесие характеризовалось как период отсталости с сильным интеллектуальным застоем. По этой причине началось строительство больших замков, которые в конечном итоге породили готическую архитектуру, так называемые варварские племена.
Первые разработки готического искусства
Готическое искусство появилось во Франции, в начале 12-го века, с церковью аббатства Сен-Дени, построенной французским церковным Шугером. Стиль распространился по всей Европе от архитектуры, монументальной и личной скульптуры до текстильного искусства, живописи, витражей и рукописей с подсветкой..
Считается, что монашеские ордена (особенно цистерцианцы и картезианцы) были важными строителями, которые распространяли стиль и разрабатывали варианты по всей Европе..
Большая часть готического искусства в тот период была религиозного типа, по приказу церкви или мирян. Этот вид искусства характеризовался отражением верований событий Ветхого и Нового Заветов. По этой причине говорят, что готика была эволюцией романского искусства в Европе..
Многие художники и архитекторы того времени жаловались на появление новых варварских стилей. Из-за этого слово «готика» стало синонимом того, что считалось грязным, чудовищным и варварским..
Готическая скульптура
Термин «готика» неразрывно связан со статуей и рельефами, которые, в свою очередь, являются неотъемлемой часть декорации готических зданий. Однако в изоляции от архитектурного контекста произведения достаточно сложно дать определение готической скульптуре, это, скорее, относительное понятие. Можно сказать, что произведения в этом стиле обладают необычными деталями и излишествами. В то время как греческая скульптура развивала идеи простоты и наглядности, готика демонстрирует сложность, гротескность и элегантность. Именно эта сложная смесь идей и элементов дает понять, что перед нами произведение, выполненное в данном стиле.
Скульптуры Реймского собора.
Чтобы оценить всю красоту и внушительность такой скульптуры лучше, конечно, отправиться в соборы того времени, особенно — расположенные в северной Франции, сочетающие в себе острые шпили и башни, затейливую резьбу и текстуру, ребристые своды и парящие колонны. Сопряженные виды искусства, а именно витражи и скульптуры, естественно сочетаются с архитектурными композициями, удачно дополняя их.
Готическая часовня Сент-Шапель в Париже
Безусловно, в отрыве от изначального места расположения, большинство готических скульптур будут восхищать зрителя изяществом и самодостаточностью. Множество статуй тринадцатого и четырнадцатого веков могут встать в один ряд с ранними произведениями итальянской эпохи Возрождения. Однако, эти скульптуры остаются на своих местах, что связано с безымянностью их авторов.
Собор
В готический период соборы возвышаются над городом, показывая религиозную важность, экономическое и политическое влияние. Скульптура этого периода в первую очередь задумывалась для украшения этих архитектурных памятников, прочно ассоциирующимися у нас с готикой
Можно датировать подъем готического собора периодом с 1175 по 1225 годы. Это время характеризуется также строительством и реконструкцией многих церквей, общественных и гражданских зданий, рынков и т.д. Новые здания отражали промышленные и коммерческие роли городов, и несмотря на огромные ресурсы, которые были необходимы для строительства величественных сооружений, этот процесс предоставлял работу для большого количества людей. Помимо социальной и экономической функций, собор стал центром, в котором разрабатывались основные элементы новой готической архитектуры: заостренные арки, ребристые своды и т.п. Также возникает новая неразрывная связь архитектуры и скульптуры.
Скульптуры Страсбургского собора
Статуи и рельефы
Также как драгоценные камни украшали изделия ювелиров, статуи служили декором для новых сооружений. Скульптуры располагались на фасадах, помогали формировать рисунок и очертания зданий, украшали арки, порталы и контрфорсы. Монументальные скульптурные произведения можно увидеть в фронтонах, галереях, оконных рамах, за пределами здания, а также в интерьере помещения, наряду с фресками и другими произведениями изобразительного искусства. В основе этих композиций преимущественно лежали известные политические сцены и библейские и ветхозаветные сюжеты.
Роза западного фасада. Нотр-Дам.
Готический стиль архитектуры и скульптуры в частности преобладал в Северной Европе до 16-го века, хотя уже в 15-ом веке начал вытесняться композициями мастеров Возрождения. Переросшее в международный готический стиль (1375–1425) в Западной Европе (особенно во Франции и Италии) данное направление уступило место искусству Ренессанса.
Последние заданные вопросы в категории МХК
МХК 02.08.2023 00:02 0 Васильева Анастасия.
Сейчас у У Васи в коллекции 200 марок известноЧто за последний год число марок в коллекции увеличила
Ответов: 2
МХК 01.08.2023 20:01 0 Denver Lesha.
Напишите доклад на тему «раннехристианское искусство»
Ответов: 1
МХК 01.08.2023 18:02 0 Воробьёв Даниил.
1. Что такое цвет? Как вы думаете, почему цвет может звучать? Аргументируйте свой ответ. 2. Что
Ответов: 1
МХК 01.08.2023 16:02 0 Смирнов Евгений.
Ассоциации, которые возникают у вас в связи с прослушиванием Вальса к Пушкинской «Метели» Свиридова.
Ответов: 2
МХК 01.08.2023 12:00 0 Божок Кирилл.
Привести пример художественное произведение «Образ человека общественный и государственный»
Ответов: 2
МХК 01.08.2023 11:05 0 Сова Кристина.
Напишите пожалуйста эссе на 250 слов на тему «Мои размышления об искусстве Востока». По МХК задали а
Ответов: 2
МХК 01.08.2023 11:22 0 Атауллин Денис.
Чем учат мифы? На этот вопрос помогите пажалуйста.
Ответов: 1
МХК 01.08.2023 11:03 0 Зиннурова Диана.
Что вам известно об учениках христа почему они во всем следовали своему учитею
Ответов: 2
МХК 01.08.2023 08:02 0 Нафанова Полина.
Очень сроочноо! помогите зашифровать слово «Обучение»
Ответов: 2
МХК 01.08.2023 07:03 0 Кожухарь Ирина.
Как залить бетон. Минимальная толщина
Ответов: 2
Что такое готика?
Определение 1
Готика – это крупный период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной, частично Восточной и Северной Европы.
Период господства готического стиля длился с XI — XII по XV—XVI века. Готика сменила романский стиль, постепенно вытесняя его. Так сложилось, что термин «готика» чаще все используется для обозначения архитектурного стиля, который можно охарактеризовать как «устрашающе величественный». Однако готический стиль охватывает практически все виды искусства данного периода, это:
- живопись;
- книжная миниатюра;
- скульптура;
- витраж;
- фреска, и многие другие жанры искусства.
Зарождается рассматриваемый нами стиль в середине XII столетия севере Франции, в XIII веке стиль распространяется на территорию современных Австрии, Германии, Англии, Чехии, Испании. На территорию Италии готика приходит позднее, с большим трудом и сильными изменениями, что приводит к возникновению итальянской готики». В конце XIV столетия в Европе распространение получает так называемая интернациональная готика. В страны Восточной Европы готика пришла позднее, и была там популярной вплоть до XVI века.
Замечание 1
Произведения искусства и архитектурные сооружения, содержащие классические готические элементы, но созданные в XIX веке, относятся к стилю «неоготика».
В начале XIX века термин «готический роман» стал обозначать литературное течение периода романтизма, это литература тайн и ужасов. Действие произведений в этом жанре зачастую происходит в «готических» замках или монастырях. В 80-е годы 20-го века термин «готика» применяется для обозначения зарождающего жанра музыки, готик-рока. Впоследствии появляется готическая субкультура, а также готик-метал.
Львы Санкт-Петербурга
Мраморные львы украшают многие города мира, но в Санкт-Петербурге львы, сфинксы и грифоны чувствуют себя превосходно, украшая парки, сады, набережные, площади и просто фасады домов. Итак, каменные цари зверей северной столицы России:
-
Львы Дворцовой пристани.
Сторожевые животные являются самыми популярными в городе на Неве. Были установлены в 1832 году по приказу императора Николая Первого. Представляют собой пару львов-близнецов, охраняющих пристань Адмиралтейской набережной. -
Львы на канале Грибоедова
. Он был открыт в 1825 году. С тех пор чугунные двухметровые скульптуры животных восхищают коренных жителей и гостей города. Сторожевые львы мостика в пасти удерживают свисающие канаты, впившиеся в постамент лапы и напряженные спины дают понять, насколько тяжело нести веками этот груз. -
Львы у Русского музея.
Это два брата-близнеца, которые установлены на лестнице, ведущей в парк. Отлиты из чугуна, стоят в позе, вдавливая в гранит шары. -
Дом со львами
. Это роскошный особняк, который был передан Военному министерству. Его охраняют мощные львы из мрамора. -
Львы с лестницы дворца Елагина.
Первые отлитые из чугуна животные Петербурга. -
Львы
Самое многочисленное семейство скульптурных львов Петербурга расположено именно на этой набережной. Имя автора неизвестно, известно лишь примерное время их появления — это приблизительно 1790-е годы. Это очень благодушные животные, которые держат в зубах чугунную цепь. -
Китайские львы на Петровской набережной
. Уникальными и мифическими животными являются львы «Ши-цза». Высота их — около 4,5 метров, вес — 2,5 метров. -
Гранитные львы у дома Лаваля.
Точное время появления скульптур у стен особняка неизвестно. -
Львы у Павловского дворца.
Они с задумчивыми и печальными мордами, напоминающие львов-философов, установлены у флигелей дворца.
Изобразительное искусство
Скульптура
Скульптура играла огромную роль в создании образа готического собора. Во Франции она оформляла в основном его наружные стены. Десятки тысяч скульптур, от цоколя до пинаклей, населяют собор зрелой готики.
Взаимоотношение скульптуры и архитектуры в готике иное, чем в романском искусстве. В формальном отношении готическая скульптура гораздо более самостоятельная. Она не подчинена в такой степени плоскости стены и тем более обрамлению, как это было в романский период. В готику активно развивается круглая монументальная пластика. Но при этом готическая скульптура — неотъемлемая часть ансамбля собора, она — часть архитектурной формы, поскольку вместе с архитектурными элементами выражает движение здания ввысь, его тектонический смысл. И, создавая импульсивную светотеневую игру, она в свою очередь оживляет, одухотворяет архитектурные массы и способствует взаимодействию их с воздушной средой.
Скульптура Поздней готики испытала большое влияние итальянского искусства. Примерно в 1400 г. Клаус Слутер создал ряд значительных скульптурных работ для Филиппа Бургундского, такие как Мадонна фасада церкви погребения Филиппа, Kartause в Champmol около Дижона, стены Figurationen 1385 или фигуры фонтана Мозе (1395—1404). В Германии хорошо известны работы Тильмана Рименшнайдера (Tilman Riemenschneider), Вайта Штоса (Veit Stoß) и Адама Крафта (Adam Kraft).
Живопись
Готическое направление в живописи развилось спустя несколько десятилетий после появления элементов стиля в архитектуре и скульптуре. В Англии и Франции переход от романского стиля к готическому произошел около 1200 г., в Германии — в 1220-х гг., а в Италии позднее всего — около 1300 г.
Неизвестный художник. Иоанн Добрый (1359). Один из первых готических портретов, дошедших до наших дней
Одним из основных направлений готической живописи стал витраж, который постепенно вытеснил фресковую живопись. Техника витража осталась такой же, как и в предыдущую эпоху, но цветовая палитра стала гораздо богаче и красочней, а сюжеты сложнее — наряду с изображениями религиозных сюжетов появились витражи на бытовые темы. Кроме того в витражах стали использовать не только цветное, но и бесцветное стекло.
Развивается жанр портрета — вместо условно-отвлечённого изображения модели художник создаёт образ, наделённый индивидуальными, присущими конкретному человеку чертами .
Завершается почти тысячелетнее господство византийских канонов в изобразительном искусстве. Джотто в цикле фресок Капеллы Скровеньи изображает людей в профиль, помещает на первом плане фигуры спиной к зрителю, нарушая табу византийской живописи на любой ракурс кроме фронтального. Он заставляет своих героев жестикулировать, создаёт пространство, в котором движется человек. Новаторство Джотто проявляется и в его обращении к человеческим эмоциям.
С последней четверти XIV века в изобразительном искусстве Европы господствует стиль, названный позднее интернациональной готикой. Этот период явился переходным к живописи Проторенессанса.
Готическая скульптура
Три неразумные дамы. (commons.wikimedia.org)
Принципиально всё меняется с появлением готического стиля. С середины 12-го века во Франции появляются первые виды готической скульптуры. Безусловно, они располагались в портале базилики аббатства Сен-Дени, где всем руководил аббат Сугерий — отец-основатель готического искусства. Надо сказать, что скульптура ещё не выделялась как отдельное произведение из основного архитектурного ансамбля. Однако следует отметить, что фигуры стали более детализированными, пропорциональными и реалистичными. Статуи становятся подвижными, в них ощущается жизнь. Французские новшества быстро распространяются по Европе: Испания и Германия перенимают опыт мастеров из королевства Капетингов. Очень показательны фигуры из немецких городов: Бамбергский рыцарь, Три неразумные девы из Магдебурга, Мученики Шартрского собора, а также Пьета из Кёльнского собора
Мастера всё больше уделяют внимание отделке и предметам гардероба статуй.
Три неразумные дамы. (commons.wikimedia.org)
Итальянские умельцы также не отставали от своих французских коллег. Изучая знаменитую скульптуру, символ Вечного города — Капитолийскую волчицу, — учёные благодаря радиоуглеродному анализу и технологии литья пришли к занятному выводу: волчица была создана не древними этрусками в 5-м веке до н. э., а в эпоху Высокого Средневековья. Да и при более детальном изучении фигур композиции бросается в глаза детализация и строгость форм.
Капитолийская волчица. (commons.wikimedia.org)
Истинно средневековым символом силы и свободы стали статуи знаменитого графа Роланда — легендарного племянника Карла Великого, который пал в неравной схватке с басками в Ронсенвальском ущелье. Подобная фигура подчёркивала статус независимого средневекового города. Одна из первых статуй была возведена в немецком городе Галле в середине 13-го века. Более чем через столетие Роланд появился в Бремене, но, к сожалению, не пережил пожара: скульптура была из дерева и сгорела дотла. Вплоть до начала 20-го века фигуры бретонского графа будут возводиться в европейских городах.
Статуя Роланла в Галле. (commons.wikimedia.org)
На рубеже 14−15-го столетий в Бургундии появился причудливый памятник — Колодец предков скульптора Клауса Слютера. Украшают это сооружение несколько фигур христианских пророков во главе с Моисеем. Скульптуры отличаются мужественными формами и смелым характером. Объект находится на территории картезианского монастыря Шанполь.
Колодец предков. (commons.wikimedia.org)
Безусловно, готический «прорыв» и проторенессанс открыли путь для создания новых шедевров эпохи Возрождения: творений Давида Микеланджело, Кондотьера Гаттамелаты Донателло, а также работ Филиппо Брунеллески.
Скульптура
Готика также проявила себя в скульптуре. Дело в том, что скульптура играла важную роль в создании образа готического собора. К примеру, во Франции, скульптура оформляла в основном наружные стены собора. Десятки тысяч скульптур, от цоколя до пинаклей, покрываютсобор зрелой готики.
Отношение между архитектурой и скульптурой в готике иное, чем в искусстве романского стиля. В формальном отношении скульптура готического стиле более самодостаточная и самостоятельная. В период господства готики широкое распространение получает круглая монументальная пластика
При этом готическая скульптура остаётся важной и неотъемлемой частью ансамбля собора, она – важный элемент архитектурной формы. Скульптурные и собственно архитектурные элементы в своём союзе выражают движения здания ввысь
Скульптура создаёт экспрессивную игру света и тени, и тем самым оживляет, можно сказать одухотворяет архитектуру.
Важно отметить, что скульптура поздней готики испытала большое влияние итальянского искусства. Около 1400 года Клаус Слютер создал ряд значимых скульптурных работ для Филиппа Бургундского, к примеру фигуры Колодца Пророков
В Германии выдающимися считаются работы Тильмана Рименшнайдера, Вита Ствоша, Адама Крафта.
Der Hase
Где: Tiergarthertorplatz, Нюрнберг, Бавария, Германия
Нюрнберг — город кроликов и зайцев. Здесь их можно найти повсюду, в разнообразных воплощениях: от фигурок и шоколадных монет в сувенирных лавках до арт-объектов. И это неслучайно.
В 1502 году Альбрехт Дюрер создал рисунок «Заяц». Это одна из первых работ, которую он подписал и датировал. Жители Нюрнберга так полюбили изображенного Дюрером зайчика, что копии картины появились почти в каждом доме.
По его мотивам в 1984 году немецкий авангардист Юрген Гертц создал гротескную скульптурную композицию Der Hase – фигуру гигантского бронзового кролика с выпученными глазами, вылезающего из деревянного ящика. А рядом с ним притаился маленький позолоченный заяц. Скульптура создана как пародия на знаменитую графическую работу Дюрера и установлена напротив дома-музея выдающегося художника.
LOVE
Где: Avenue of the Americas, 55th Street & 6th Ave, Нью-Йорк
LOVE считают иконой поп-арта наряду с изображением Мэрилин Монро и банкой супа “Кэмпбелл” Энди Уорхола. Дизайн в виде букв LO над VE изначально был воплощен художником Робертом Индианой в живописной форме, когда в 1964 году MoMA заказали ему рождественскую открытку. В юности художник посещал христианскую церковь, где висели плакаты, гласящие «Бог есть любовь». Они и вдохновили Индиану на создание LOVE: четырех букв полужирным шрифтом в яркой цветовой гамме.
В 1970 году Индиана повторил дизайн LOVE в виде скульптуры, ставшей символом Нью-Йорка.
Интересно, что Роберт Индиана не зарегистрировал авторское право на свое произведение. В конце 60-х, когда появилось огромное количество «пиратских» версий LOVE, Индиана попытался защитить авторские права на свою работу, но потерпел неудачу.