Что представляет собой скульптурный декор романских храмов кратко

Презентация на тему романский стиль в архитектуре и скульптуре

Зодчество Нормандии

После принятия христианства Церковь установила четкие требования к строительству храмов и соборов, которые воплощали в себе романское искусство. Романский стиль, отличающийся громоздкостью строений, не привыкшие к излишествам и непрактичности викинги стремились свести к необходимому минимуму. Строители сразу отвергли массивные цилиндрические своды, отдав предпочтение стропильным перекрытиям.

Ярким образцом романской архитектуры в Нормандии являются церкви аббатств «Санте-Трините» (женский монастырь) и «Санте-Этьен» (мужской). При этом церковь «Трините» (XI в.) считается первым в Европе зданием, где был сконструирован и установлен двухпролетный крестовый свод.

Наибольшая заслуга нормандской школы в том, что она, сообразно с многовековыми традициями и опытом каркасного строения, творчески переосмысливала заимствованные конструкции и схемы сооружений.

Изобразительное искусство

До X века в европейской живописи практически не было образов человека. Она изобиловала растительными, животными и геометрическим орнаментами. Но с зарождением романского стиля на смену орнаментальному искусству приходит изображение человека: святых и библейских персонажей. Конечно, это было еще условное воспроизведение, но, несомненно, знаменовавшее собой большой шаг вперед.

В декоре романских храмов большое место отводилось фрескам и витражам. Стены, своды, колонны и капители базилик были расписаны многоцветными яркими фресками. Такие церкви «населяло» большое количество фантастических созданий, вырезанных в камне. Средневековые скульпторы заимствовали их из языческого прошлого германских и кельтских племен.

К сожалению, лишь незначительная часть монументальной живописи в романском стиле дошла до наших дней. Такими примерами могут служить фрески монастырских церквей Санта-Мария-де-Игасель (Испания) и Сен-Савен-сюр-Гартамп (Франция).

В последнем случае речь идет о большом цикле росписей, занимающих все пространство свода, на котором лаконично изображены различные библейские сюжеты. На светлом фоне четко вырисовываются фигуры, очерченные ярким контуром.

О светском же декоративно-прикладном искусстве можно судить по вышитому гобелену из Байе. На длинной полосе ковра вытканы эпизоды завоевания Англии нормандскими рыцарями в 1066 г.

Помимо фресок широкое распространение получила в романскую эпоху книжная миниатюра, отличавшаяся пышностью и красочностью. В монастырях имелись специальные мастерские — скриптории, где переписывались и украшались манускрипты. Книжная миниатюра того периода стремилась к повествовательности. Изображение, как и текст, делилось на абзацы — визуальные единицы рассказа. Впрочем, были иллюстрации, носившие самостоятельный характер и отражавшие суть повествования. Или же художники вписывали текст в строгие геометрические фигуры рисунка. Большим разнообразием отличались миниатюры, которыми иллюстрировали исторические хроники.

Главные особенности

Новое направление в искусстве совершенно отвергло свойственный античной архитектуре запас декоративно-орнаментальных средств и присущие ей пропорциональные формы. То немногое, что все-таки сохранилось, было огрублено и изменено.

К особенностям романского стиля искусствоведы относят:

  • его эмоциональное начало, психологизм;
  • единство различных видов искусств, среди которых архитектура занимала ведущее место;
  • теоцентризм (Бог в центре всего);
  • религиозный характер искусства;
  • имперсональность (считалось, что руку мастера направляет Бог, поэтому нам почти неизвестны имена средневековых творцов).

Стилевыми признаками романики являются:

  • огромные здания, целиком выстроенные из камня;
  • полукруглая сводчатая арка;
  • массивные и толстые стены;
  • рельефы;
  • плоскостные, необъемные изображения;
  • скульптура и живопись были подчинены архитектуре и использовались в храмах и монастырях.

Основные архитектурные сооружения романского стиля:

  1. Феодальный замок. Обычно он располагался на возвышенности, удобной для наблюдения и обороны. Четырехугольная или круглая башня — донжон, составляла ядро крепости.
  2. Храм. Возводился в традициях базилики. Это было продольное помещение с тремя (реже пятью) нефами.
  3. Монастырский комплекс, которому были присущи узкие окна и толстые стены.

Да и сами средневековые города с рыночной площадью в центре, где был выстроен кафедральный собор, больше напоминали крепости, окруженные массивными стенами.

Скульптура в романской архитектуре.

В начале 12-го столетия начинает
расти роль скульптуры в
архитектуре и в особенности рельефа. На смену языческим
римским образам приходят церковные композиции,
которые олицетворяют сцены из евангельского писания. Романские
соборы украшались монументально-декоративными композициями в виде
рельефных человеческих фигур, расписанных красками.

Как правило, скульптуры использовались для создания целостной
картины экстерьера соборов. Месторасположение рельефов не имело
определенных границ: они могли находиться на западных фасадах
(где располагался главный вход), возле порталов, на капителях
или архивольтах. Угловые фигуры были значительно меньше, чем
скульптуры в центре тимпана (внутренняя часть полукруглой арки,
находящейся над порталом). Во фризах они принимали более приземистую
форму, а на несущих колоннах — удлиненные пропорции.


Каждая область Западной Европы внесла свои художественные вкусы и
традиции в развитие романского стиля. Все зависело от традиций и
условий жизни региона, в котором строилось сооружение. Так,
романские строения Франции отличны от немецких, а немецкие в той же
мере не похожи на испанские.


Романский стиль в архитектуре Франции постепенно приспосабливался к
условиям окружающей действительности. Так чтобы защитить постройки
от постоянных набегов мадьяр, создали огнеустойчивые конструкции;
для размещения большого числа прихожан постепенно перестроили и
переделали внутреннее и внешнее пространство соборов.

Церковь
при бенедиктинском монастыре «Сен-Флибер», построенная в XII в:

В Италии
провинции северной части страны создали свой стиль, отличавшийся
монументальностью. Возник он под влиянием романского стиля Франции,
дворцовой архитектуры Германии и связан с появлением техник
строительства из кирпича.
Архитектура романского стиля североитальянских провинций
характеризуется мощными аркадными фасадами, карликовыми галереями,
расположенными под карнизом, порталами, колоны которых стояли на
скульптурах животных. Примерами таких сооружений являются церковь «Сан-Микеле»
(Падуя), соборы Пармы и Модены XI-XII вв.


Архитекторы Флоренции и Пизы создали самобытный и жизнерадостный
вариант романского стиля. Благодаря тому, что эти области были
богаты мрамором и камнем, почти все конструкции выполнялись именно
из этих надежных материалов. Флорентийский стиль во многом стал
наследником римской архитектуры, и часто соборы были декорированы в
античном стиле.

Развитие
романского стиля в Англии связано с норманнским завоеванием и
распространилось на два типа зданий: замок и церковь.Архитектура романского стиля была быстро освоена англичанами
и ускорила строительную активность в стране. В начале столетия
деревянные башни уже полностью сменились на каменные. Изначально это
были двухэтажные здания, имевшие форму куба. По примеру нормандских
архитекторов, английские зодчие начали использовать сочетание
донжона, рвы и палисады, которые окружали лагеря лучников.
Из Нормандии также было позаимствовано конструирование двухбашенного
фасада западной части здания.

Наиболее
известным из сохранившихся романских построек является
Вестминстерское аббатство. Это сооружение имеет
башню средокрестия, парные башни, расположенные на западе, и три
восточные апсиды.
XI век для Англии ознаменовался строительством множества церковных
сооружений, среди которых значатся Винчестерский, Кентерберийский
соборы, аббатства святого Эдмонда и еще множество других зданий в
романском стиле. Многие из этих построек позднее были
реконструированы и переделаны в
готическом стиле,
но по сохранившимся документам и остаткам древних конструкций можно
представить внушительную монументальность и облик зданий.

архитектура

завод

Завод романских церквей принял латинский крест. Композиция состояла из центрального нефа и с обеих сторон, в равной степени, два крыла были созданы. Хор закончился полукругом, который формирует апсиду; часть заголовка, где расположен алтарь.

Проходы были расширены вокруг хора сзади, что привело к амбулатории; коридор, который обеспечивает беглость. Над трансептом находится восьмиугольный базовый купол.

Важной характеристикой романской архитектуры было включение башен в основание церкви с целью служить опорой для усилий сводов и декоративным элементом.

структура

Что касается структуры церквей, то использовался ствол или свод из полуточки. Церкви поддерживались не только колоннами, но и колоннами; Эти столбы были сплошными, став так называемым «arco fajón».

столбцы

Большинство колонн были цилиндрическими, обычно толще, чем классические колонны.

Столицы были разнообразны, потому что у них не было канонов, которые дополняли стиль; в противном случае каждая страна развивала свою тенденцию. Самой распространенной столицей была кубическая, где шахта была цилиндрической, а квадратные счеты.

фасад

Большинство романских фасадов состоит из фронтона, определяемого центральным нефом. Башни или звонницы служат декоративным элементом и используются для призыва верующих совершать культ через звон колоколов..

Розетка родилась с романским искусством. Это было круглое окно большого диаметра на фасаде многих церквей.

монастыри

Монастыри обычно являются наиболее характерным элементом романской архитектуры. Он состоит из центрального пространства, открытого как внутренний дворик, окруженного крытым коридором. В Испании до сих пор сохранилось большое количество романских монастырей.

Собор Сантьяго-де-Компостела

Строительство собора Сантьяго-де-Компостела началось в 1075 году при правлении Альфонсо VI. Этот собор является последней остановкой в ​​пути паломников, и его монументальный характер выделяет его среди многих других соборов..

Он был построен с тремя нефами и поэтажным планом латинского креста. Хотя это была ключевая работа в романском стиле, другие архитектурные стили были реализованы с готическим, барочным и неоклассическим влиянием..

С другой стороны, в соборе 200 фигур Апокалипсиса и фигура апостола Сантьяго, который, кажется, приветствует паломников, поддерживаемых колонной..

Мастер Матео

Учитель Матео или Матео де Компостела был испанским архитектором и скульптором, который работал в средневековых христианских королевствах Пиренейского полуострова в середине 12-го века.

В настоящее время он известен тем, что построил Портико-де-ла-Глория собора Сантьяго-де-Компостела. Кроме того, он отвечал за каменный хор собора.

Самая старая информация учителя Матео взята из документа о соборе 1168 года, в котором утверждается, что он уже работал в соборе. Поэтому он получил большую сумму денег от короля Фердинанда II Леона.

Романский стиль в архитектуре Средневековья

XI-XIII вв. — это время блистательного расцвета европейского искусства. Возводились рыцарские замки и королевские дворцы, мосты и городские ратуши. На развитие архитектуры Средневековья, как и на другие области общественной жизни данного периода, огромное влияние оказало христианство. После падения Римской империи менялись государственные границы и правители, только могущественная христианская церковь оставалась непоколебимой. Для укрепления своего влияния она прибегала к особым методам. Одним из них было строительство на центральных площадях городов величественных храмов. Это было порой единственное высокое каменное здание, которое было заметно издали.

Как уже было сказано, господствовавший в Европе в XI-XII столетиях (а в некоторых странах и в XIII) архитектурный стиль назывался романским от латинского слова Roma (Рим), поскольку мастера того времени использовали некоторые древнеримские приемы строительства. На Западе базилика сохранилась, в отличие от Византии, где она со временем уступила место крестово-купольному храму. Правда, ее формы усложнились и усовершенствовались. Так, размеры восточной части церкви увеличились, а под ее полом располагалась крипта — тайное помещение. Здесь хранили святые реликвии и погребали служителей церкви.

Все здания в романском стиле, будь то базилики или замки, имели схожие черты:

  • монументальность;
  • малорасчлененные формы;
  • суровый крепостной характер архитектуры;
  • преобладание прямых линий (исключение составляли только полуциркулярные арки).

черты

Христианские темы

Искусство этой эпохи характеризовалось энергичным стилем в скульптуре и живописи. Картина следовала византийским образцам, используя общие темы церкви. Например: жизнь Христа и Страшный суд.

Рукописи, такие как Библия и псалтыри, были глубоко украшены в этот период. С другой стороны, в столицах колонн были изображены сцены и фигуры, связанные с христианством..

базилик

Во времена Римской империи базилики использовались как центр для общественных собраний; Однако с появлением христианства оно было известно как место поклонения и молитвы, поэтому важность этого типа строительства стала более важной.. Короче говоря, романское искусство основывалось главным образом на величественных церковных сооружениях с толстыми и прочными стенами, отличающимися большой высотой, шириной, с башнями и колокольнями.

Короче говоря, романское искусство основывалось главным образом на величественных церковных сооружениях с толстыми и прочными стенами, отличающимися большой высотой, шириной, с башнями и колокольнями..

Бочковое хранилище

Использование цилиндрических сводов было необходимо из-за каменных конструкций, которые также были характерны для этой эпохи.

Своды этого типа дают вид туннеля с использованием одной или нескольких полукруглых арок. Это помогло выдержать столбы, а также создало гораздо больше места.

Влияние других культур

Романская живопись родилась под влиянием римской и византийской культур, что было продемонстрировано в конструкциях из толстых стен, круглых арок и мощных источников. Живопись оказала особое влияние на византийское искусство.

скульптура

Металлургия и эмаль

Некоторые объекты, созданные в этот период, имели очень высокий статус, даже больше, чем та же картина; металлические столярные изделия, включая эмаль, стали очень сложными в эту эпоху.

Многие из реликвий выжили с течением времени; например, мощи святилища трех волхвов в соборе кельна, германия.

Примером такого типа скульптур является канделябр Глостер, изготовленный из бронзы в начале 12-го века, являющийся одним из самых выдающихся произведений английского металла в романском искусстве..

Другим примером является Stavelot Triptych; портативный средневековый реликварий, сделанный из золота и эмали, чтобы защитить, почтить и выставить внутренние части. Он считается одним из шедевров романской скульптуры. В настоящее время он выставлен в Нью-Йорке, США..

Архитектурная скульптура

Большие скульптуры этого периода были представлены тимпаном; расположен на фасадах романских церквей между перемычкой и архивольтами и скульптурами колонн.

Этот тип скульптур характеризуется плоскими жесткими фигурами и имеет тенденцию к геометрической симметричной композиции; несмотря на это, можно достичь богатого и полного выражения силы.

Темами, которые преобладают в этих скульптурах, являются библейские отрывки из Ветхого и Нового Завета, Апокалипсис, жизнь святых, растительные темы и символические фигуры..

Структура фасадов церквей классифицируется на: покрытие, которое заряжается для привлечения людей; архивольты — концентрические дуги, украшенные радиальными, геометрическими и растительными фигурами; косяки, составляющие часть скульптуры и, наконец, перемычка и тимпан, украшенные уникальными сценами.

Тимпан аббатства Моисея

Тимпан аббатства Моисея был сделан в двенадцатом веке во Франции. Это представляет Апокалипсис согласно Сан-Хуану; то есть пришествие Христа на Землю, чтобы судить живых и мертвых по сценам из Библии Ветхого и Нового Заветов.

Посередине — Христос, который ставит свои ноги на кристальное море; Эта фигура обычно используется для украшения романских барабанных перепонок. Кроме того, он окружен четырьмя евангелистами.

Николас де Верден

Николас де Верден был французским ювелиром и эмалью, известным как один из лучших скульпторов средневековья и одна из самых важных фигур в романском искусстве..

Николас де Верден характеризовался изготовлением металла в эмалированной технике шамплеве. Его самая известная работа — Храм Трех Волшебников в соборе Кельна. Кроме того, художник раскрывает понимание классики в сопровождении классического византийского стиля.

Металлургия и эмаль

Некоторые объекты, созданные в этот период, имели очень высокий статус, даже выше, чем сама картина; металлоконструкции, в том числе эмаль, в это время стали очень изощренными.

Многие реликвии сохранились со временем; например, мощи святилища Трех волхвов в Кельнском соборе, Германия.

Примером этого типа скульптуры является глостерский канделябр, сделанный из бронзы в начале XII века, являющийся одним из самых выдающихся произведений английских металлических изделий романского искусства.

Другой пример — Триптих Ставло; портативный средневековый реликварий, сделанный из золота и эмали для защиты, уважения и демонстрации внутренних предметов. Он считается одним из шедевров романской скульптуры. Сегодня он выставлен в Нью-Йорке, США.

«Французская манера»

Романский стиль и готический, пришедший ему на смену в XIII столетии, наложили огромный отпечаток на развитие европейской культуры Средних веков. Если романика представляла собой сочетание строгости и монументальности (никаких фантазий, только ясная геометрия и молитвенное настроение), то готика отличалась легкостью и возвышенностью.

Она зародилась в XII в. на севере Франции, а затем распространилась почти по всему континенту: от Португалии до Литвы. В то время ее называли «французской манерой», а впоследствии новое направление получило название «готика». Во многом архитектура готического собора сохраняла традиции романского стиля. Почти все его элементы остались, но в измененной форме: вместо толстых столбов появились тонкие пучки изящных колонн, полукруглые арки вытянулись вверх, маленькие окна стали огромными, наполняя храм светом.

Конструкция романской церкви

Основной строительной задачей, которую романским зодчим пришлось решать в церковной архитектуре, была конструкция каменной базилики с каменным же перекрытием ее стен. Узкие боковые нефы базилики не представляли в этом отношении особых сложностей. Благодаря возможности легко членить эти нефы устоями, здесь применяется либо коробовый (полуцилиндрический) свод, либо свод крестовый, известный уже в римской, сирийской и прероманской архитектуре. (Крестовый свод образуется двумя пересекающимися под прямым углом полуцилиндрическими сводами; его давление сосредоточивается в пятах диагональных ребер, опирающихся на четыре угловых столба квадратного основания).
Сложность задачи возрастала во много раз при перекрытии центрального нефа. Благодаря его ширине и большей, чем боковые нефы, высоте распор тяжелого каменного свода над ним и его давление на боковые стены были настолько велики, что сдержать распор свода можно было только равными по силе опорами. В искании этих опор отдельные архитектурные школы шли разными путями: прежде всего увеличивали толщину и с ней устойчивость боковых стен, но это имело свои пределы, и, кроме того, стены, как бы толсты они ни были, не всегда могли выдержать горизонтальный распор свода. Поэтому некоторые школы Франции опускали свод стен центрального нефа до уровня сводов боковых нефов, принимавших на себя его давление. Но этим уничтожалась возможность освещения центрального нефа верхними окнами; он становился темным. Таковы, например, романские здания областей Оверни и Пуату. Церковь Сен-Савен, основанная около 1023 г., имеет темный центральный неф, продольно перекрытый коробовым сводом, лежащим на арках, опирающихся каждая на отдельные столбы-устои, поставленные вдоль боковых стен; боковые нефы имеют крестовые своды. Подобное же решение дано в церкви Пуатье (рис. 30), в церкви Нотр-Дам-дю-Пор в Клермоне и многих других. Кроме того, применялась разбивка боковых нефов на ряд частей, перекрытых каждая поперечным к главному нефу коробовым сводом, что также способствовало удержанию бокового распора свода главного нефа. Значительный шаг вперед был сделан устройством над средним нефом свода с подпружными арками, опирающимися на боковые столбы, укрепленные контрфорсами. Эти подпружные арки и их столбы принимали на себя значительную часть тяжести свода и тем уменьшали его давление на стены. В дальнейшем развитии своды в боковых нефах становятся полукоробовыми, примыкающими к главному своду и тем обеспечивающими его большую устойчивость. Отсюда нетрудно было сделать и следующий шаг к замене коробового свода над главным нефом сводом стрельчатым. В нем боковой распор свода значительно ослаблен благодаря большей вертикальности кривой давления свода на стены и подпружные арки с контрфорсами. Тем самым была получена возможность поднять стены главного нефа над боковыми и открыть их наверху для света. Примером такого развитого типа романских зданий XII в. является церковь св. Трофима в Арле (рис. 28).

Рис. 28. Внутренний вид церкви св. Трофима в Арле (XII в.)

На месте скрещения главного нефа с поперечным трансептом романские зодчие возводили центральную башню-фонарь, основание которой внутри покоилось на четырех арках, а перекрытие было часто сведено в восьмигранный свод на конических парусах. В гражданских и военных сооружениях романского периода применялись те же приемы конструкции, как и в церковных зданиях.

Ссылки

  1. Происхождение романского искусства, Портал Google Art and Culture, (2014). Взято с artsandculture.google.com
  2. Романское искусство: история, характеристики и важные факты, Art Hearty, (2018). Взято с arthearty.com
  3. Церковь Сантьяго-де-Компостела, Portal Info Spain, (nd). Взято с spain.info
  4. Мастер Матео, Портальная энциклопедия скульптуры, (nd). Взято с visual-arts-cork.com
  5. Романская архитектура, Энциклопедия Нового Света, (nd). Взято с сайта newworldencyclopedia.org
  6. Романское искусство, Портальная энциклопедия скульптуры, (nd). Взято с visual-arts-cork.com
  7. Романское искусство, Википедия на английском языке, (nd). Взято с wikipedia.org

Народная линия в романском искусстве

Реалистическая струя, пробивающаяся на самых различных памятниках романского церковного искусства, тесно связана с оппозиционными церкви настроениями широких народных масс, нашедшими свое выражение в XI-XII вв. в ересях. Мастера, декорировавшие стены романских соборов, в ряде случаев очень ярко выражают эти настроения народа. Так, в скульптуре соборов не раз встречаются изображения, сюжеты которых взяты из различных, резко оппозиционных церкви и светским феодалам народных сатирических произведений. Особенно популярным среди них был цикл рассказов о похождениях Ренара-лиса, восходящий в своей основе еще к XI в. Отдельные эпизоды похождений Ренара-лиса мы находим на портале собора в Модене (рис. 41, Ломбардия), где изображен притворившийся умершим лис, которого несут хоронить два петуха; на другой — тоже ломбардской — церкви, изображен эпизод из паломничества Ренара вместе с волком Изегрином к святым местам; встречаются такие эпизоды и во французской романской скульптуре, например, на одной из капителей собора в Отене изображен эпизод с журавлем, вытаскивающим кость из пасти волка; ряд аналогичных эпизодов помещен в тимпане церкви св. Урсина в Бурже; несколько сцен охоты на петуха с курами переодетого монахом Ренара-лиса сохранили фрагменты рельефов из церкви Сен-Фиакр в Бретани и т. п. Широко были распространены эти сюжеты и позднее, в готической скульптуре Франции, Англии и Германии. Наряду с этими, облеченными в форму басни из жизни животных сатирическими народными сюжетами встречается и открытая сатира на монахов. Так, на одной из капителей собора в Парме изображен сидящий в одежде монаха осел с розгой, которую он держит передними ногами, а напротив него — два волка с оскаленными мордами, также в монашеских костюмах с капюшонами, «трактующих», как гласит надпись над одним из них, «церковные догматы» (рис. 40).

Рис. 40. Капитель пилястра собора в Парме (XII в.)

Своеобразным выражением тех же оппозиционных церкви настроений народных масс не редко являлись и широко распространенные в романской скульптуре пережитки образов народной языческой мифологии и звериной орнаментики варварского искусства. Это еще живое наследие своего недавнего прошлого народы романской Европы обогатили близкими образами, почерпнутыми в античном, византийском и ближневосточном искусстве: кентаврами и крылатыми грифонами, сиренами и геральдическими львами, единорогом, двуглавым орлом, птицей-сирином, драконом и тому подобными фантастическими существами

Сюда же вошли изображения, непосредственно взятые из действительности, — сцены охот, домашние животные, дикие звери, птицы и ярко переданные образы привозимых с Востока животных — обезьянок, леопардов, верблюдов, привлекавших внимание художника своим необычным видом. Весь этот мир реальных и фантастических образов, причудливо перемешанных с церковными и аллегорическими изображениями, заполнял архивольты порталов, капители и стены соборов и монастырских церквей, придавая удивительное своеобразие всем зданиям романской архитектуры

В эту среду свободно и незаметно проникали отмеченные нами выше сатирические изображения, а также героические сказания, сценки народного быта и тому подобные, никак не связанные с христианством и церковью сюжеты (рис. 41). Среди них особый интерес представляют характерные для романского и готического искусства изображения различных трудовых занятий крестьянства, распределяемых по всем месяцам года. Изображения эти встречаются и вне допускаемых церковью календарных сюжетов. Наряду со скульптурой мы находим основную массу тех же образов в орнаментации романских рукописей, а также на памятниках художественного ремесла.

Рис. 41. Тимпан северного портала собора в Модене (XII в.)

Художественное ремесло

Памятники художественного ремесла романского периода очень многочисленны и разнообразны: резная кость, дерево, изделия из бронзы и серебра, эмаль, ткани. Романские эмали помещались главным образом на медных пластинах, причем контуры изображений вырезывались в самой пластине, и углубления заполнялись цветным стеклянным сплавом (выемчатые эмали). Особенно славились французские эмали, центром изготовления которых был Лимож, — так наз. лиможские эмали. Среди остальных памятников наибольший художественный интерес и значение имеют сохранившиеся в ряде церквей двери, украшенные бронзовыми пластинами с рельефными и гравированными изображениями на них. Обычно они дают ряд последовательных сцен из библии и евангелия, а также и некоторые другие изображения, например, фигуры заказчиков, а иногда и самих мастеров, изготовивших двери, с орудиями их труда. Такие двери мы имеем, например, в Новгороде, в Софийском соборе, куда они были привезены с Запада, причем русский мастер Авраам, который собирал пластины дверей, добавил к ним несколько новых своей работы, на одной из них он поместил и свое изображение, рядом с фигурами двух создавших двери романских мастеров Риквина и Вайзмута. В ряде рельефов романских бронзовых дверей мы встречаем интересные попытки наивно-реалистической трактовки изображаемых сюжетов, стремление к внутренней характеристике действующих лиц, выразительности жестов, поз и т. п. В рельефах левой створки дверей Гильдесгеймского собора, относящихся еще к началу XI в., замечательно даны, например, сцены грехопадения прародителей в раю: соблазнение Адама Евой, их испуг перед разгневанным богом и попытки свалить вину с одного на другого и т. п. Аналогичный характер свойственен и несколько более грубым рельефам церкви Сан-Дзено в Вероне XII в. (рис. 36).

Заключение

Саксонская школа церквей с двумя симметричными хорами на В. и З. возникла в романской архитектуре Германии, иногда с 2 трансептами без фронтона (Михаэльскирхе в Хильдесхайме, после 1001-33 гг.), а в более поздние времена — в церковной архитектуре городов Прине, где в 11-13 вв. были построены большие соборы в Шпейере, Майнце и Вормсе. Широко была распространена так называемая система соединенных крыш, когда каждому нефу соответствовали 2 нефа. Идеи имперского величия, характерные для немецкого романтизма, нашли сильное выражение в строительстве императорских дворцов (Пфальц). В «османский период» романского периода (вторая половина X — первая половина XI века) в Германии процветала миниатюрная книжная живопись — наиболее важными центрами были аббатство Райхенау и Трир, — а также искусство литья (бронзовые двери в соборе Хильдесхайма). В зрелый период немецкого романтизма все большее значение приобретала каменная и гипсовая скульптура.

В Италии элементы романского стиля уже предшествовали ему в ломбардской школе, где так называемый первый романский стиль возник уже в 9-10 веке (регулярная кладка стен и колонн, каменные потолки, тектоническое оформление наружных поверхностей без четкой взаимосвязи между элементами объема и пространственной композиции). Итальянский романский стиль характеризуется преимущественно городским характером архитектуры, постоянным античным и (на юге Италии и Сицилии) арабским влиянием. Более близким к немецкому и французскому романским стилям является тосканский соборный комплекс в Пизе, где развивался стиль с инкрустацией.

В Испании в романский период, а также в результате Реконкисты, крепости и городские укрепления (как в Авиле) строились в больших масштабах, чем где-либо в Европе. Испанская церковная архитектура часто заимствовала французские «паломнические» модели, но в целом отличалась от них сравнительно простым композиционным решением. Испанская романская скульптура в некоторых случаях предшествовала сложной образности готики. В Испании (особенно в Каталонии) также сохранилось множество романских фресок, которые отличаются пышностью дизайна и чрезвычайной интенсивностью цвета.

Романский стиль также развивался в Англии (после нормандского завоевания в 1066 году). В архитектуре традиции местного деревянного зодчества сочетались с влиянием нормандской школы, а в живописи ведущую роль играла миниатюрная живопись с ее богатым цветочным декором, в Скандинавии (в то время как церкви в крупных городах здесь в основном следуют немецким образцам, приходские и деревенские церкви демонстрируют явную местную независимость), Польше, Чехословакии и Венгрии.

За пределами Европы замки, построенные крестоносцами в 12-м и 13-м веках в Палестине и Сирии (замок Крак де Шевалье), были самыми важными примерами романского стиля.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: