Он вынудил всех полюбить березы
“Куинджи ввел моду на березу”, – считал художник Игорь Грабарь. Совершенно новаторское решение картины “Березовая роща”, близкое к кинематографу и фотографии, так потрясло современников, что многие живописцы действительно стали писать рощи.
Эффект солнечного освещения был изображен Куинджи настолько мастерски и точно, вплоть до обмана зрения, когда хочется зажмуриться, что один из критиков назвал картину “изумительной, одуряющей вещью.
Кстати, владел художник не только светом. Он был обладателем уникальной сетчатки глаза. Это доказал в своих экспериментах физик Федор Петрушевский. На сверхмощном приборе в своей лаборатории он изучал светочувствительность глаза художников. В его кабинете бывали многие – Репин, Ярошевский. Но именно Куинджи побил все рекорды.
Березовая роща. 1879. ГТГ.
Куинджи часто обвиняли в использовании зеленого стекла для художественных экспериментов, так необычен был его зеленый цвет, который художники не очень любят использовать. Оказалось, он просто иначе видит окружающий мир. К тому же, не имея академического образования, будучи самоучкой, Куинджи был вне традиций и “ломил, как мог” (так говорил о нем Репин). Куинджи не заботился о угождении чужому вкусу, он был просто очень смел.
“Березовая роща” существовала в трех вариантах, но на выставке картин две: купленная Третьяковым и предоставленная Национальным музеем Беларуси. Третья картина была утрачена.
За закрытыми дверьми
В 1882 году начался период затворничества, который длился до 1901 года. Лишь раз Куинджи открыл двери своей мастерской — для самых близких своих друзей: Менделеева, Репина и некоторых других. Архип Иванович показал им четыре картины: «Днепр», вариант «Вечера в Малороссии», «Христа в Гефсиманском саду» и третий вариант «Берёзовой рощи». Эти работы и сам факт того, что Куинджи продолжал писать, произвели огромное впечатление на публику.
Чем же занимался Куинджи в годы затворничества? Он продолжал разрабатывать любимые мотивы — свет, лунные ночи, радугу, туман, водные просторы и, конечно, бесконечное небо. Тут интересна работа «В тумане»: цвета на картине приглушённые, но под слоем тумана, вот этой дымки кроется совершенно полноцветная живопись, то есть туман действительно опускается на пространство холста. Никто до Куинджи так не делал. Неизвестно, такое решение — изначальный замысел художника или же это переписанная картина.
Третий вариант «Берёзовой рощи» — это уже практически модерн. Куинджи обобщает эти просветы, силуэты, сводит реальность до символа
Художник вообще не боялся меняться, эволюционировать — и это очень важное и ценное его свойство. В поздние годы Архип Иванович очень смело работает с формой, это можно видеть в картине «Зима»
А ещё Куинджи стремится из певца просторов стать певцом космоса. Он всё чаще обращается к категории пустоты, бесконечности. Это хорошо видно в пейзаже «Облако».
Хочется пару слов сказать о Крыме
Это место очень важно для Архипа Ивановича — здесь он учился у Айвазовского, здесь впоследствии купил дом… В 1880–1890-е художник написал множество видов Крыма. Их отличают безлюдность, точно выверенная линия горизонта, ощущение бескрайности, а ещё близость к искусству XX века
В 1888 году Куинджи впервые побывал на Кавказе по приглашению художника Николая Ярошенко. Увидев Кавказские горы, Эльбрус, Казбек, Архип Иванович с увлечением начал изображать их в разное время суток, при разном освещении, и мы даже знаем, что на последней картине, над которой он работал до своей кончины, до болезни, был тоже Эльбрус. И каждый раз у него получался собирательный, концентрированный образ гор.
Архип Куинджи много писал по памяти — для него важны не натурные этюды, а то, как перенести впечатления от закатов, рассветов и других небесных явлений на холст. Очень интересна картина «Красный закат» — к сожалению, мы не смогли её привезти на выставку. На ней изображён Днепр, а над ним — садящееся солнце. Критик Михаил Неведомский очень ценил позднее творчество Куинджи и говорил, что именно «Красное солнце» дало «какое-то новое ощущение, какую-то громкость, какую-то расходящуюся в бесконечность стихию». И я думаю, это очень верная оценка, в том числе и всего творчества Архипа Куинджи вообще.
Куинджи – мастер маркетинга?
Современным специалистам по продвижению не помешало бы несколько уроков от Куинджи. Помимо невероятного признания в живописи, Архип Иванович был гениальным мастером продаж. И ведь это в эпоху, когда не было четко сформулированных правил сео, а слово «продвижение» и вовсе не существовало. Но Куинджи именно продвигал свои работы и делал это мастерски.
Уже во время работы над картиной «Лунная ночь на Днепре» по Петербургу поползли слухи, что Куинджи создает что-то невообразимое. Под окнами мастерской собирались группы любопытных энтузиастов. Куинджи принял решение показывать картину только по воскресеньям и всего на 2 часа, чем вызвал еще больший ажиотаж. Это распространилось по северной столице настолько быстро, что еще до начала выставки в мастерскую Куинджи заглянул молодой офицер. Юноша так желал купить картину, что был готов отдать любые деньги. Куинджи, как настоящий мастер продаж, начал его подначивать. Он с прискорбием говорил, что офицер не сможет позволить себе такую картину – она очень дорогая. И невзначай упоминал, что за тысяч пять он вполне бы мог ее продать. Только вот молодой офицер оказался великим князем Константином Константиновичем Романовым.
Картину, разумеется, он купил. «Лунная ночь на Днепре» запала в душу князя так, что он с ней буквально не расставался. Уезжая в кругосветное путешествие, Константин взял её с собой. И от соленой воды краски, увы, потускнели. Поэтому сегодня мы не видим того мистического эффекта, которое производила картина в то время. Многие плакали и теряли сознание.
Кстати, история с князем в миг разлетелась по местным газетам. А выставка «Лунной ночи на Днепре» в 1980 году была и вовсе гениальная. Ведь Куинджи стал первым художником в России, который провел выставку одной картины.
Во сне к нему пришла невероятная идея. Чтобы получить еще больший эффект от зачарованной публики, художник попросил занавесить черным все окна в зале. На картину направили специальный свет. Когда гости видели картину, они не могли поверить своим глазам. Она будто бы светилась. Многие из присутствующих не удержались и заглянули за картину, думая, что она подсвечивается внутри. Но нет, свет шел из самой картины. В этой работе Куинджи – вся красота украинской природы. Величественный Днепр и роскошное сияние луны.
«Лунная ночь на Днепре» — это та картина, которая принесла Куинджи невероятную известность. Кстати, по заказу одних двух известных меценатов, Куинджи создал несколько копий «Лунной ночи».
Айвазовский не оценил талант Куинджи
Золотых дел мастер – так буквально с турецкого переводится фамилия Куюмджи. Неверно транскрибированная на русский она превратилась в Куинджи – фамилию знаменитого русского пейзажиста.
Куинджи. 1870-е гг.
По происхождению художник был греком-переселенцем. Его предки пустили корни в Мариуполе в далеком XVIII веке. Дед был ювелиром, отец сапожником. Сам Архип Иванович довольно рано осиротел. Подрабатывал. То пас гусей, то принимал кирпич, то торговал зерном, пока лет в пятнадцать не почувствовал в себе художественный дар. Дар этот заметили и окружающие, ведь Куинджи рисовал на всем, что попадалось под руку — на стенах и даже заборах.
Предместье Карасевка, в которой он жил, находилось на высоком берегу Азовского моря. С детства в сознание Куинджи вошли и ощущение простора, свободы, полета, как и желание их запечатлеть.
Пешком он дошел из Мариуполя в Феодосию, чтобы напроситься в подмастерья к Ивану Айвазовскому, слава которого в то время гремела. Говорят, мастер юного дарования не оценил, правда позволил юноше мешать краски.
Зато учиться получилось у старшего ученика великого мариниста — Адольфа Фесслера, который на тот момент считался лучшим копиистом Айвазовского.
Под влиянием его творчества были созданы многие работы. Кстати, на выставке в Третьяковке выставлено несколько ранних произведений Куинджи, где он попробовал себя в амплуа мариниста — этюд “Волны”, привезенный из Таганрога, “Прозрачная вода. Пасмурный день. Крым” из Русского музея.
Прозрачная вода. Крым
Самоучку признали художником будущего
Активно экспериментировать со светом и его эффектами Куинджи начал еще в конце шестидесятых годов. Но успеха и признания достиг в 1876 году, благодаря картине “Украинская ночь”. На темном небосводе он попытался изобразить струящийся лунный свет. С лунным светом у Куинджи есть и более ранние работы, но именно “Украинскую ночь” современники назвали “непозволительно роскошной”.
Она поразила всех экзотичностью манеры и дикой яркостью цвета до той поры невиданного. В своих воспоминаниях о том, как была встречена работа на 5-й выставке Товарищества передвижных выставок, художник Михаил Нестеров писал, что “Украинская ночь” стала “настоящим торжеством Куинджи”. Это была картина, “перед которой была все время густая толпа совершенно пораженных и восхищенных ею зрителей”.
Украинская ночь. 1876 г
Коллеги по цеху не стеснялись признавать первенство и новаторство Куинджи. Крамской писал, что так, как Куинджи, среди пейзажистов мало кто умеет различать, а главное “понимать какие цвета дополняют и усиливают друг друга”. Глядя на эту картину, Крамской признался, что “Куинджи – художник будущего”.
Экзотический свет и цветовые сочетания, благодаря которым Куинджи добивался глубины пространства, стали его визитной карточкой. Однако, были и критики этой работы, которые обвинили художника в непрописанности переднего плана. Павел Михайлович Третьяков отказался покупать картину, также считая ее незавершенной. Зато купил его брат – Сергей Третьяков.
Днепр утром — Архип Иванович Куинджи. 1881. Холст, масло. 105 x 167 см
За “Украинскую ночь”, которая два года спустя прогремела на выставке в Париже, а также картину “На острове Валаам” (1973) и работу “Чумацкий тракт в Мариуполе” Куинджи было присвоено звание классного художника 1 степени, что сулило большие перспективы, при том, что мастер академического образования не имел и по сути являлся самоучкой.
Миллионер-аскет
Кстати, не только Третьяковская галерея, сам Куинджи сделал тридцатилетний перерыв в демонстрации своего искусства. С 1880 он не выставлялся, в буквальном смысле слова уйдя в “затвор кисти”. Кто-то считает, что причиной тому была критика в адрес художника за его новаторство, кто-то винит обрушившуюся после “Ночи на Днепре” славу, которая “раздавила” художника, а кто-то утверждает, что Куинджи был невероятно требователен к себе, ему важна была его собственная внутренняя сущность и творческий поиск. Он действительно закрыл двери мастерской и никого не пускал, хотя продолжал ежедневно трудиться.
Говорят, свое затворничество Куинджи объяснял тем, что “…художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. А как только голос спадет — надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли”. Однако искусствоведы уверены, что слова эти приписал художнику словоохотливый журналист. Ведь сам художник был человеком малограмотным и вообще никаких записок после себя не оставил.
На выставке представлен большой блок “затворных” работ. В них Куинджи оказывается не просто стремящимся к стилизации и декоративности, а откровенно приблизившимся к беспредметности в живописи.
Иван Крамской. Портрет А.И. Куинджи. Конец 1870-х
В 1897 году Архип Куинджи был в буквальном смысле изгнан с громким скандалом из Академии художеств. Профессор и руководитель пейзажной мастерской неожиданно для руководства Академии поддержал студенческие волнения. Это было неслыханной дерзостью.
Надо сказать, что Куинджи вообще часто и активно поддерживал тех, кто нуждался в помощи. В Петербурге он владел несколькими доходными домами, а в Крыму огромным участком (там он мечтал построить дом для художников). Все это приносило художнику миллионные доходы, а современникам позволяло говорить, что он променял кисти и краски на звонкую монету.
Кстати, Академия художеств получила из рук Куинджи колоссальную сумму — 100 тысяч рублей — для выдачи двадцати четырех ежегодных премий. Он финансировал Общество поощрения художеств и созданное при его жизни Общество художников Куинджи.
Самые дорогие полотна Куинджи
При жизни Куинджи получал за свои работы внушительные суммы, в том числе от царских особ и мецената П. Третьякова. Не снизилась их ценность и сегодня. Самой дорогой картиной, ушедшей с официальных торгов, считается одна из версий описанного выше полотна «Березовая роща». Этот вариант мастер написал специально для промышленника П. Демидова, но по неизвестной причине их сделка не состоялась, как и еще одна попытка продать холст предпринимателю К. Солдатенкову. В итоге его приобрел коллекционер Ф. Терещенко, а спустя годы картина была обнаружена у одного из коллекционеров в Нью-Йорке. В 2008 году ее выставили на известный аукцион Sotheby`s с оценкой 2-3 млн долларов. С молотка творение Куинджи ушло за 3,1 млн долларов.
Другие известные картины мастера также могли бы претендовать на сумму в миллион долларов и более, но большинство коллекционеров не торопятся расставаться со своими картинами Куинджи. Зато мошенники уже много раз делали попытки похитить дорогие полотна художника из музеев. Так, в начале 2019 года один из посетителей Третьяковской картины, под видом работника музея просто подошел, снял со стены картину «Ай-Петри. Крым», вытащил ее из рамы и спокойно вынес из музея. Прямо как в фильме «Старики-разбойники»! Как и в кино, ее пропажу могли не заметить не только на следующий день, но и до конца проходящей выставки. Но по стечению обстоятельств, в это же время в музее находилась полиция, вызванная по поводу украденной шубы. При просмотре камер пропажу сразу заметили, а картину уже на следующий день удалось вернуть в музей.
Интересно, что страховая стоимость похищенной картины составляет около 12 млн рублей (около 180 тысяч долларов). Судебная экспертиза определила стоимость картины в 20 млн рублей, которые пришлось выплатить похитителю. В то же время эксперты полагают, что на аукционах картину могли бы выставить с оценкой 1-2 млн долларов.
Среди других похищений назовем кражу в 1980 году в Куйбышевском художественном музее картин «Море» и «Облако», похищение в 2001 году из Челябинской галереи работы «Развалины в степи» и «На закате», пропажу в 2017 году этюда «Днепр» и другие.
Что касается других уходов картин Куинджи, то среди них назовем такие. Это произведение «Русский пейзаж», проданное за 392 тысячи долларов, картина «Перед грозой» (цена продажи 221 тыс. долларов), холст «Украинская ночь» (цена продажи 213 тыс. долларов), полотно «Поместье у озера лунной ночью» (продана за 90 тыс. долларов).
Мастер дивного света Архип Куинджи не всегда был принят публикой, но это не отвратило его от дела жизни. Благодаря такой стойкости духа и верности своим взглядам, художник оставил потомкам большое наследие удивительных картин. Эти полотна и сегодня заставляют зрителей подолгу всматриваться в них, а ценителей искусства мечтать заполучить их в свои коллекции.