Через огонь и воду. какой дошла до наших дней «оборона севастополя»?

Отрывок, характеризующий Оборона Севастополя (картина Дейнеки)

– Напротив, – сказал он ворчливым и сердитым тоном, так противоречившим лестному значению произносимых слов, – напротив, участие вашего превосходительства в общем деле высоко ценится его величеством; но мы полагаем, что настоящее замедление лишает славные русские войска и их главнокомандующих тех лавров, которые они привыкли пожинать в битвах, – закончил он видимо приготовленную фразу. Кутузов поклонился, не изменяя улыбки. – А я так убежден и, основываясь на последнем письме, которым почтил меня его высочество эрцгерцог Фердинанд, предполагаю, что австрийские войска, под начальством столь искусного помощника, каков генерал Мак, теперь уже одержали решительную победу и не нуждаются более в нашей помощи, – сказал Кутузов. Генерал нахмурился. Хотя и не было положительных известий о поражении австрийцев, но было слишком много обстоятельств, подтверждавших общие невыгодные слухи; и потому предположение Кутузова о победе австрийцев было весьма похоже на насмешку. Но Кутузов кротко улыбался, всё с тем же выражением, которое говорило, что он имеет право предполагать это. Действительно, последнее письмо, полученное им из армии Мака, извещало его о победе и о самом выгодном стратегическом положении армии. – Дай ка сюда это письмо, – сказал Кутузов, обращаясь к князю Андрею. – Вот изволите видеть. – И Кутузов, с насмешливою улыбкой на концах губ, прочел по немецки австрийскому генералу следующее место из письма эрцгерцога Фердинанда: «Wir haben vollkommen zusammengehaltene Krafte, nahe an 70 000 Mann, um den Feind, wenn er den Lech passirte, angreifen und schlagen zu konnen. Wir konnen, da wir Meister von Ulm sind, den Vortheil, auch von beiden Uferien der Donau Meister zu bleiben, nicht verlieren; mithin auch jeden Augenblick, wenn der Feind den Lech nicht passirte, die Donau ubersetzen, uns auf seine Communikations Linie werfen, die Donau unterhalb repassiren und dem Feinde, wenn er sich gegen unsere treue Allirte mit ganzer Macht wenden wollte, seine Absicht alabald vereitelien. Wir werden auf solche Weise den Zeitpunkt, wo die Kaiserlich Ruseische Armee ausgerustet sein wird, muthig entgegenharren, und sodann leicht gemeinschaftlich die Moglichkeit finden, dem Feinde das Schicksal zuzubereiten, so er verdient». Кутузов тяжело вздохнул, окончив этот период, и внимательно и ласково посмотрел на члена гофкригсрата. – Но вы знаете, ваше превосходительство, мудрое правило, предписывающее предполагать худшее, – сказал австрийский генерал, видимо желая покончить с шутками и приступить к делу. Он невольно оглянулся на адъютанта. – Извините, генерал, – перебил его Кутузов и тоже поворотился к князю Андрею. – Вот что, мой любезный, возьми ты все донесения от наших лазутчиков у Козловского. Вот два письма от графа Ностица, вот письмо от его высочества эрцгерцога Фердинанда, вот еще, – сказал он, подавая ему несколько бумаг. – И из всего этого чистенько, на французском языке, составь mеmorandum, записочку, для видимости всех тех известий, которые мы о действиях австрийской армии имели. Ну, так то, и представь его превосходительству.

Сочинение по картине Дейнеки «Оборона Севастополя»

Дейнека Александр Александрович один из замечательных русских художников, который не был в стороне во время Великой Отечественной войны. Он делал то, что умеет лучше всего – творил. Одним из его любимых городов был Севастополь. Увидев фото из газеты, в котором были видны только развалины города, автор понял какие тяжелые бои здесь проходили.

В своем творении “Оборона Севастополя” автор изобразил только последние часы тяжелой обороны. Тогда в бой пошли моряки в своих белоснежных формах. Шли они на верную гибель, так как враг прорвался

уже к самой воде, и отступать было некуда. Да и в численности немцы побеждали. На картине даже видно, как один из вражеских танков обходит наших ребят с тыльной стороны.

Зрительно картина делится на две части. Дальний план показывает нам объятый пламенем город. Виднеются только несколько развалин, а то все покрыто большими клубками дыма и огнями пламени. Неба совсем невидно, только черно-красный фон. Этим автор показывал, что происходит, когда враг побеждает. Остаются только руины. И полная противоположность – это первый план картины. Хотя именно здесь автор показал сам бой и как ребята идут на собственную гибель,

но именно эта часть картины еще светлая. Темные только формы врагов. А везде где присутствуют моряки, даже плиты изображены еще чистыми и белыми. Этим подчеркивается смелость, патриотизм, жажда к победе нашего народа. Воля для каждого человека это что-то светлое, приятное и радостное. И люди готовы до конца за нее бороться.

Так как время создания картины совпадало с военными действиями, автор никак не мог подобрать подходящего человека для изображения центрального моряка с гранатой. Натурщицей выступила девушка-физкультурница, у которой было подходящее телосложение. Вся картина наводит тоску, грусть, чувство трагизма. Моряки даже в последние минуты жизни пытались как можно больше уничтожить врагов, чтобы их смерть не была напрасной.

Работа над картиной занимала в автора несколько месяцев. Он успел закончить ее к выставке “Великая Отечественная война” в 1942 году. Отнести ее к иллюстрации эпизода военного действия не совсем правильно, так как автор использовал некоторые преображение, но, то, что это одна из самых драматичных картин в русском искусстве никто не сомневается.

Другие работы по этой теме:

Сочинение по картине А. А. Дейнеки “Девочка у окна” Александр Александрович Дейнека родился 8 (20) мая 1899 года в Курске. Отец будущего художника был железнодорожным рабочим. С самого раннего дет­ства Александр интересовался живопись. Но.

Сочинение по картине Дейнеки «Зима. Девочка у окна» Дейнека Александр Александрович один с немногих художников, который сумел посвятить себя и технике, и искусству. Он мог одновременно добывать знания и в железнодорожном училище, и.

Дельфин из Севастополя Дельфин из Севастополя Интересный случай произошел в Севастопольском океанариуме. Однажды во время сильного шторма был разбит вольер, и самый лучший из дрессированных дельфинов по кличке.

Сочинение по картине Нестерова Лель Эта очень красивая картина, будто из сказки. На ней не так много ярких красок, но она очень светлая и легкая. Больше всего здесь леса .

Сочинение по картине В. М. Васнецова «Сказка о спящей царевне» Васнецов Виктор Михайлович – русский архитектор, художник, мастер фольклорной и исторической живописи. Прежде всего, многим известен своим умением отражать народный дух фольклора в живописи. Глядя.

Сочинение по картине В. Г. Перова «Первые христиане в Киеве» Перов Василий Григорьевич известный русский живописец. Считается основателем критического реализма. Большинство его картин относятся к бытовому жанру, но в последние годы жизни, переживши множество разочарований.

Что такое сильный человек Наступили самые трудные дни для осажденного Севастополя (ЕГЭ по русскому) Под понятием сильный человек не всегда подразумеваются физические способности и отменное здоровье. Сила проявляется не только в возможности преодолевать большие нагрузки, но и в духе.

Сочинение по картине С. Григорьева «Вратарь» Футбол всегда был любимой игрой миллионов мальчишек. Они всегда старались подражать своим кумирам, обсуждали последние спортивные новости. В каждом дворе можно встретить небольшую команду из.

Сочинение по картине В. М. Васнецова «Богатыри» Одной из картин В. М. Васнецова, в основе которой лежит тема былин и истории, является картина “Три богатыря”. Это одна из лучших его картин. Я.

Сочинение по картине И. К. Айвазовского «Чесменский бой» Картина Ивана Айвазовского “Чесменский бой” была написана в 1848 году. Она посвящена историческому событию 1770 года. В ночь с 25 на 26 июня произошло морское.

Страшный снимок, непохожий на то, что я видел несколько лет назад сам.

Словом, моя картина и я в работе слились воедино. Этот период моей жизни выпал из моего сознания, он поглотился единым желанием написать картину.

Не знаю, хорошая эта картина или плохая, но кажется, что настоящая.Такими мне хотелось бы видеть и другие свои картины».

Автопортрет (1948 г.):

Работа так захватила художника, что он завершил ее в несколько месяцев, и осенью 1942 года «Оборона Севастополя» была представлена на московской выставке «Великая Отечественная война».

Севастополь после освобождения от гитлеровцев. 1944

После жестоких боев 9 мая 1944 года, ровно за год по Победы, Севастополь был полностью освобожден от захватчиков, а еще через три дня оккупанты были полностью изгнаны из Крыма.

Крымская операция закончилась полным разгромом 17-й немецкой армии. Ее потери на суше составили 100 тыс. человек, в том числе около 62 тыс. пленными.

10 стр., 4512 слов

Боже мой я никогда не была в крыму сочинение рассуждение

… главных в моей жизни, поэтому я ни за что не опущу руки и буду делать все, чтобы моя мечта исполнилась в реальности. Я хочу ее исполнения искренне и всем сердцем, поэтому просто не буду … глади. Мне повезло, родители возят меня на море каждый год. Мы побывали на Черном море, объездив весь Южный берег Крыма, и на Азовском. Каждая такая поездка была наполнена …

Кроме того, большое количество немецких и румынских солдат и офицеров погибли в море во время эвакуации. Так, по данным немецкой стороны, только с 3 по 13 мая в море погибли 42 тыс. человек.

А общие потери немецких и румынских войск превысили 140 тысяч солдат и офицеров.

В ходе Крымской операции советские войска потеряли около 85 тыс. человек (в том числе 18 тыс. — безвозвратные потери).

При этом, нужно иметь в виду, что немцы и румыны в Крыму оборонялись, а Красная Армия вела наступление на очень серьезные укрепления и на Перекопе, и на Керченском полуострове, и севернее Симферополя и Бахчисарая, и особенно, перед Севастополем.

Всем, кто интересуется военной историей, хорошо известно, что «нормальными» потерями для наступающих и обороняющихся является соотношение примерно 3 к 1, не так ли?!

В качестве бонуса небольшая подборка фотографий того периода:

Посеченный снарядами фасад cевастопольского Дворца пионеров после освобождения города. Май 1944 Немецкий штурмовик Fw.190, уничтоженный советской авиацией на херсонском аэродроме. 1944 Летчики 3-й эскадрильи 6-го гвардейского истребительного авиаполка ВВС Черноморского флота изучают карту района боевых действий на аэродроме у самолетов Як-9Д. На заднем плане – самолет гвардии лейтенанта В.И. Воронова (бортовой номер «31»).

Аэродром Саки, Крым. Апрель-май 1944 Бойцы морской пехоты у арки Приморского бульвара в освобожденном Севастополе. Май 1944 Партизанки, участвовавшие в освобождении Крыма. Поселок Симеиз на южном берегу Крымского полуострова. 1944 Уничтоженная немецкая техника на берегу Казачьей бухты в Севастополе. Май 1944 Освобожденный Севастополь. Май 1944 Экипаж пикирующего бомбардировщика Пe-2 «За великого Сталина» 40-го бомбардировочного авиаполка Черноморского флота после выполнения боевого задания. Крым, май 1944 г. Слева направо: командир экипажа Николай Иванович Горячкин, штурман — Юрий Васильевич Цыпленков, стрелок-радист — Сергей (прозвище Кнопка).

2 стр., 982 слов

По картине Дейнеки Оборона Севастополя 6 класс

… 1942 года. Картина не иллюстрирует эпизоды войны, так как автор задействовал разные цветовые оттенки, чтобы показать чувства солдат, идущих на войну. 6 класс Описание настроения картины Дейнеки — Оборона Севастополя Популярные сегодня темы … ему потемнеть. 2 вариант Удивительные эмоции дарит полотно «Оборона Севастополя» Александра Дейнеки . На картине показано решающее сражение за город, а фигура …

Советские солдаты салютуют в честь освобождения Севастополя. Май 1944

  1. Источники для текста:

    //URL: https://liarte.ru/sochinenie/po-kartine-deyneki-oborona-sevastopolya/

  2. Описания картин русских и зарубежных художников

Литвин Г. А., Смирнов Е. И. Освобождение Крыма (ноябрь 1943 — май 1944).

Документы свидетельствуют.. — М.: Агентство «Кречет», 1994.

Оборона Севастополя

На создание картины «Оборона Севастополя» Дейнеку подтолкнуло известие о том, что немцы прорвали оборону. В ТАСС ему довелось увидеть напечатанный в немецкой газете снимок разбомбленного города. Дейнека очень любил Крым в целом и конкретно Севастополь, и это стало для него жестоким ударом. Художник вспоминал впоследствии: «Этот период моей жизни выпал из моего сознания, он поглотился единым желанием написать картину». В картине Дейнека удивительно сумел соединить монументальность, практически плакатность изображения с глубоким психологическим смыслом и символичностью: кажется, что защитники города в неправдоподобно белоснежной форме борются не только и не столько с вражеским войском, сколько с серыми силами зла. Александр Дейнека ездил в район боевых действий под Юхнов, сделал там множество карандашных набросков, которые применил в «Обороне Севастополя». Продумывая композицию, он сразу увидел центральный образ матроса со связкой гранат. Дейнека без пиетета относился к натуре, с натуры чаще делал наброски, а основательно работал в мастерской, больше доверяя своему воображению, памяти и эскизам

Но в данном случае ему было важно прописать центральную фигуру максимально достоверно. В военное время оказалось непросто найти мужчину спортивного сложения, который согласился бы позировать

И раненого центрального бойца Дейнека писал со своей знакомой, чемпионки по академической гребле.

Время создания картины – 1942 год, о победе речь тогда не шла, Севастополь был отдан. Поэтому «Оборона Севастополя» не отражает историческую действительность, ее задача – укрепить дух и, может быть, предсказать, что в итоге всё же «не пройдут».

Светлый, счастливый морской город на этой картине предстает кровавым пылающим заревом. На лицах советских матросов – непоколебимая решимость отстоять город, отдав свои жизни, если понадобится. Фигура бойца с обнаженным торсом в левой части полотна расположена тоже вполоборота, перекликаясь с фигурой центрального матроса. На среднем плане советский матрос в белом и немецкий солдат в серо-зеленом сошлись в рукопашном бою. Справа холст как будто обрезан (Дейнека вообще любил такой прием), мы не видим задних нападающих, но видим их штыки, таким образом возникает эффект обезличивания, усиливая ощущение, что матросы противостоят не конкретным захватчикам, а мировому злу.

Павшими на этой картине показаны только немецкие солдаты. Дейнека не опускался до карикатурного изображения противника, чем грешили некоторые его собратья по кисти, писавшие на военную тему. Смерть – для него никогда не повод пнуть ногой бездыханное тело. Погибший немец на переднем плане изображен без всякой желчности. Показательна в этом смысле картина «Сбитый ас», которая даже была признана «идейно несоответствующей». Поддержку своему народу Дейнека выразил иным способом – героическим пафосом полотна, изображением победного боя, хотя в реальности о победах в то время говорить не приходилось.

«Оборону Севастополя» Дейнека показал осенью 1942 года на выставке «Великая Отечественная война». Критики не обошлись без упреков в схематизме и плакатности, но отрицать, что художнику удалось воплотить образ не конкретного боя, а противостояния как такового, создать символическое изображение всей Второй мировой войны – такой, какой ее видели защищавшие свою родину люди, не могли. «Не знаю, хорошая это картина или плохая, но кажется, что настоящая», – так сам Дейнека оценивал свою работу.

История создания

Художник посещал зону боёв возле Юхнова и выполнил там немало набросков карандашом, использованных затем для «Обороны Севастополя». При продумывании композиции А. Дейнеко увидел в качестве центрального образа матроса, держащего гранаты. Живописцу был чужд культ натуры. С неё он преимущественно выполнял наброски, затем проделывал основательную работу в мастерской, полагаясь на воображение, эскизы и память

Однако в случае с «Обороной Севастополя» важно было написать центральную фигуру как можно достовернее. Во время войны было трудно найти молодого мужчину, обладающего спортивным сложением и согласного на позирование

Поэтому центральный матрос и был написан с женщины, которая была чемпионкой по гребле.

Картина была создана в 1942, когда до победы было ещё далеко, а Севастополь был потерян. По этой причине целью «Обороны Севастополя» было не точное отражение исторической действительности, а укрепление духа и, вероятно, предсказание будущего поражения захватчиков.

Эссе по картине А.А. Пластова «Немцы идут. Июль 1941-го» Полуэктовой Владлены

Передо мною картина Аркадия Александровича Пластова «Немцы идут. Июль 1941-го». Также у этого полотна есть второе название «Подсолнухи», так как основную часть произведения занимают именно они. Автор написал картину на второй месяц войны, так сказать, по горячим следам под впечатлением от ужасных событий. Сейчас же полотно находится в фондах Тульского музея изобразительных искусств.

Как говорил Пластов, в то лето было очень жарко, подсолнухи были в сажень высотой. Аркадий Александрович был художником деревни, пейзажи в его работах были полноценными, значимыми персонажами. Пластов писал маслом ярко, сочно, местами эксцентрично, передавая всю глубину эмоций людей.

4 стр., 1887 слов

Крымская война и оборона Севастополя

… Крымской войны делится на два этапа. Первый — собственно русско-турецкая кампания — велась с переменным успехом с ноября 1853 по апрель 1854 г. На втором (апрель 1854 г. — февраль 1856 … вице-адмирала Корнилова. Оборону города возглавил Нахимов, который за отличие в обороне Севастополя был произведен 27 … насчитывала более 1 млн. человек. Однако, как выяснилось в ходе войны, она была несовершенной, …

На первом плане произведения нам сразу бросаются в глаза огромные, яркие подсолнухи — защитники, которые укрывают, прячут, оберегают людей, бегущих от жестоких фашистов.

Вроде бы мирные растения, которые в любой другой ситуации радуют глаз, сейчас встали на защиту Отечества, как солдаты.

Никто и ничто не может не сопротивляться врагу, вероломно напавшему на нашу Родину, даже русская природа встала на защиту!

Также в правом углу полотна изображена женщина, которая несёт детей, спасая будущее страны. Дети не одеты, что показывает стремительное, неожиданное нападение фашистов. Женщина большой воли, она не поддалась панике, а рассуждает здраво, борется изо всех сил за жизнь. Она воплощение волевой, сильной женщины, коих в годы войны были тысячи, которые справлялись со всеми невзгодами и лишениями.

Хоть они и не годны для службы, всё равно пытаются сделать всё возможное, чтобы принести пользу Отечеству и спасти жизни односельчан. В этом и заключается суть русских людей.

Они отдадут все свои силы, а если потребуется и жизни на благо Родины и любимых.

На заднем плане изображены горящие дома, дым, смог, который поднимается ввысь. Родная земля изувечена, надругана фашистами. Они покусились на самое дорогое, осквернили святыню! Лишили спокойной жизни невинных людей, которые остались без крова, а, может, даже и без своих близких.

Пластов точно передал все эмоции через цвета: серый – опасность, паника, которая накрывает безоблачное чистое небо; жар подсолнухов – энергия, сила восставших солдат, которые мужественно сражаются за свои нравственные ценности; обилие зелёного – защита, надежда на мирную жизнь.

Недаром он считается одним из лучших художников-соцреалистов, на творчестве которого росли и растут поколения советских людей.

Это произведение искусства не зря признано шедевром, оно написано прекрасным художником, который мастерски сумел создать картину, передающую эмоции не только сюжетом, но и колоритом.

Полотно предназначено для того, чтобы мы никогда не забывали о тех страшных годах в истории нашей страны, о зверствах нацистов и обыденных повседневных подвигах простых людей, которые совершались повсеместно на протяжении всей войны.

И всё это благодаря безумной патетической отваге простых людей, их вере в Победу, мужеству и ежедневному подвигу! Мы никогда не забудем тех, кто отдал всё, свои жизни ради нас, ради мира! Мы не имеем права дать им повод стыдится нас! Просто не имеем!

Судьба художника

Становление Дейнеки произошло в 1920-е. Это было бурлящее время, кровь молодых, инициативных, творческих людей кипела, голова кружилась от революционной атмосферы. Серьезное влияние на Дейнеку оказал Владимир Маяковский.

Вместе они декларировали в искусстве веру в революцию и советскую власть, любовь к пролетариату.

Центральным объектом творчества художника был человек, весь спектр его эмоций, выраженных в различных пластических очертаниях, жестах, силуэтах.

Мозаика Дейнеки в московском метро.(wikipedia.org)

На 1930-е пришелся пик карьеры Дейнеки. Создаваемый им мир, здоровый и светлый, четко и в рамках линии партии противостоял больному, грязному миру буржуазных и религиозных пережитков. Художнику заказывают роспись и украшение мозаикой помещений для госучреждений и публичных пространств.

После войны Дейнека вернется к изображению трудовых будней правильных советских граждан. Выработанный ранее стиль уже похож скорее на ремесло, где нет места экспериментам и новаторству.

Сюжет

Набережная Севастополя. Матросы идут в контратаку. Защитники города, как вышедшие из моря пушкинские богатыри, обрушиваются на врага. Эта картина не о конкретном эпизоде, а о войне в целом. Матрос на переднем плане — воплощение воина-защитника. Кстати, изначальная задумка предполагала, что на месте этого матроса будет изображена схватка. Но затем Дейнека отказался от этой идеи и решил центральным сделать созидательный образ. Для него, что интересно, позировала женщина.

Фон боя — огненно-кровавое месиво. Черное море — в свинцово-сером цвете. Свет (советские войска) и тьма (вражеские силы) сошлись на этом клочке суши в смертельной схватке.

Севастополь, 1942

В основу сюжета легли события, увиденные художником на фронте под Юхновом. Дейнека вспоминал: «Сквозь вьюгу, снег, который сечёт лицо и рвёт с плеч плащ-палатки, мчался танк с людьми на нём, в масле, копоти, обледенелыми, с обожженными морозом лицами и заснеженными бровями и ресницами. Это был Микеланджело, барочное буйство человека и природы…».

Почему же тогда на картине Севастополь? Художник признавался, что переживал за судьбу любимого города. «Представил, как все взлетает на воздух, как женщины перестали смеяться, даже дети почувствовали, что такое блокада. Я в немецкой прессе видел снимок Севастополя с самолета. Страшный снимок, непохожий на то, что я видел несколько лет назад сам», — рассказывал Дейнека.

Эссе по картине А.А. Дейнеки «Оборона Севастополя» Скосырской Полины

Художественное произведение Александра Александровича Дейнеки «Оборона Севастополя» было написано в 1942 году, когда ещё шла Великая Отечественная война. Во время написания картины город был осаждён фашистами и шла оборона Севастополя. Дейнека сам очень любил этот город-порт, неоднократно там бывал до войны, ему была небезразлична судьба города и в целом судьба страны, исход войны.

2 стр., 513 слов

Картины войны в рассказе «Возвращение» (А. Платонов)

… признанием жены, Иванов даже порывается отправиться к знакомой навсегда. В рассказе нет привычных читателю картин войны: не описывается поле боя и ужасы сражений, так как действие происходит уже после … к семье. «…жарко у него стало в груди, будто сердце, заключенное и томившееся в нем, билось долго и напрасно всю его жизнь и лишь теперь оно пробилось на свободу, заполнив …

Полотно дышит патриотизмом, ярко отображает бесстрашие матросов, обороняющих родной город, их неотступность перед врагом, решимость действий. Это своеобразный гимн высокому духу патриотизма в Советское время, призыв ко всем гражданам защищать свою Родину, в каких бы рядах ты не стоял и где бы ты не находился, помогать Отечеству всеми силами, не сдаваться до последнего.

Создавая эту картину, Дейнека ещё не знал и не представлял исход войны, но всем сердцем верил в победу Советского Союза над фашистской Германией. Своими патриотическими картинами и мирными полотнами старался поддерживать народ, вселял в людей небезосновательную надежду, которая была и у него самого.

Колорит полотна сдержан, лаконичен, точно передаёт суровость войны и отважность людей, не смотря на все трудности. На переднем плане картины молодой матрос изображён в сложном развороте, закрученном ракурсе, как любил писать Дейнека

Матрос держит в руках связку гранат, готовясь бросить их во врага, он одет во всё белое как символ чистоты намерений и смелости. Рядом с ним лежит погибший немецкий солдат, сломленный дерзкой обороной, как символ поверженности фашистов, неотступности, решительности советских воинов.

Это даёт понять, что любой враг, посмевший посягнуть на мир в нашей стране и её спокойствие, будет непременно изгнан и сломлен, русский народ никогда не сдаётся.

Прежде чем приступить к написанию картины, художник искал композицию, пластику движения героев, думал, как лучше отобразить идею, искал в деталях средства выразительности. Видно, что все его старания не прошли даром. Этой картиной Дейнека поддержал, вдохновил весь народ: и бойцов Красной армии, и тружеников тыла.

Своими картинами он внёс огромный вклад в победу Советского Союза, как и все художники того времени. Сам Дейнека во время войны создавал плакаты, писал батальные сцены, создавал картины, посвященные военной Москве. А после войны его произведения помогали приглушить боль пережитого, ведь не все воины вернулись домой.

В его полотнах модели пышут физическим здоровьем. Художник был приверженцем темы спорта, физкультуры, любил писать небо, авиацию, был ярким представителем направления соцреализма. До сих пор его картины восхищают людей.

«Оборона Севастополя» – одна из лучших работ военного времени, находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.

6 стр., 2972 слов

Воспевающий время. Творчество Александра Дейнеки

… монументальная, несущая в себе обобщенный и глубоко действенный образ советская историко-революционная картина — «Оборона Петрограда» Дейнеки (1927). В суровом, строгом ритме фигур рабочих, идущих на защиту Петрограда, … назад загорал, как на ладони – рассказывал художник о своей творческой поездке в Севастополь, где он помногу работал, дружил с летчиками и моряками. На первых порах …

Картина А.А. Дейнеки «Оборона Севастополя»

Первое, что бросается в глаза посетителю, попадающему в зал, посвященной Великой Отечественной войне – это картина Александра Александровича Дейнеки «Оборона Севастополя». Многим она знакома с детства по репродукциям в учебниках и книгах. Но ее созерцание в натуральной величине оставляет неизгладимое впечатление даже у иностранных туристов. Размер картины 4 на 2 метра. В музее находится копия картины, а оригинал – в Государственном русском музее. Картина писалась художником Дейнекой в 1942 году почти как репортажная, ведь она появилась, когда фашисты только входили в Севастополь после 250-дневной осады. Сам художник во время войны часто стремился на передовую, черпая фронтовые сюжеты для своих работ. В оборонявшемся Севастополе он не был, и писал картину по сводкам и известиям, приходившим из геройски оборонявшегося города. Толчком к созданию картины в рекордно короткий срок для Дейнеки стала немецкая аэрофотосъемка, на которой художник увидел город, практически стертым с лица земли. Сам Севастополь Дейнека очень любил, часто здесь бывал до войны, нарисовал несколько ярких и жизнерадостных картин о белоснежном и жизнеутверждающем городе. Вот что он писал в воспоминаниях: «Я этот город любил за его веселых людей, море, лодки, самолеты. И вот воочию представил, как все взлетает на воздух». Дымящийся город и кровавое небо передают апокалипсическое настроение пораженного трагедией художника. Полотно носит плакатный, во многом символический характер. Пропорции здесь подчиняются настроению художника. Натурность вообще отсутствует. Нерв композиции – раненный матрос со связкой гранат. Интересно, что позировала художнику женщина, ведь все здоровые мужчины ушли в то время на фронт. На помощь спешат другие матросы, среди которых можно заметить азартно смеющегося юнгу. Все наши матросы в белоснежной чистой одежде, на которых нет ни капли крови или копоти. Они словно идут в вечность, одевшись по старой традиции во все чистое. Ни одного из них мы не видим лежащим, среди убитых только немецкие солдаты. Но три вражеских штыка на фоне белоснежного здания указывают на трагическую судьбу города-героя. Дважды фашисты штурмовали Севастополь, и лишь третий приступ кончился тем, что они вошли в то, что городом назвать было уже нельзя. Во многом враг обезличен, мы не видим рук, держащих штыки, не видим знаков различий на немецкой форме. Это придает картине эпичность борьбы света с тьмой.

Оборона Севастополя

На создание картины «Оборона Севастополя» Дейнеку подтолкнуло известие о том, что немцы прорвали оборону. В ТАСС ему довелось увидеть напечатанный в немецкой газете снимок разбомбленного города. Дейнека очень любил Крым в целом и конкретно Севастополь, и это стало для него жестоким ударом. Художник вспоминал впоследствии: «Этот период моей жизни выпал из моего сознания, он поглотился единым желанием написать картину». В картине Дейнека удивительно сумел соединить монументальность, практически плакатность изображения с глубоким психологическим смыслом и символичностью: кажется, что защитники города в неправдоподобно белоснежной форме борются не только и не столько с вражеским войском, сколько с серыми силами зла. Александр Дейнека ездил в район боевых действий под Юхнов, сделал там множество карандашных набросков, которые применил в «Обороне Севастополя». Продумывая композицию, он сразу увидел центральный образ матроса со связкой гранат. Дейнека без пиетета относился к натуре, с натуры чаще делал наброски, а основательно работал в мастерской, больше доверяя своему воображению, памяти и эскизам

Но в данном случае ему было важно прописать центральную фигуру максимально достоверно. В военное время оказалось непросто найти мужчину спортивного сложения, который согласился бы позировать

И раненого центрального бойца Дейнека писал со своей знакомой, чемпионки по академической гребле.

Время создания картины – 1942 год, о победе речь тогда не шла, Севастополь был отдан. Поэтому «Оборона Севастополя» не отражает историческую действительность, ее задача – укрепить дух и, может быть, предсказать, что в итоге всё же «не пройдут».

Светлый, счастливый морской город на этой картине предстает кровавым пылающим заревом. На лицах советских матросов – непоколебимая решимость отстоять город, отдав свои жизни, если понадобится. Фигура бойца с обнаженным торсом в левой части полотна расположена тоже вполоборота, перекликаясь с фигурой центрального матроса. На среднем плане советский матрос в белом и немецкий солдат в серо-зеленом сошлись в рукопашном бою. Справа холст как будто обрезан (Дейнека вообще любил такой прием), мы не видим задних нападающих, но видим их штыки, таким образом возникает эффект обезличивания, усиливая ощущение, что матросы противостоят не конкретным захватчикам, а мировому злу.

Павшими на этой картине показаны только немецкие солдаты. Дейнека не опускался до карикатурного изображения противника, чем грешили некоторые его собратья по кисти, писавшие на военную тему. Смерть – для него никогда не повод пнуть ногой бездыханное тело. Погибший немец на переднем плане изображен без всякой желчности. Показательна в этом смысле картина «Сбитый ас», которая даже была признана «идейно несоответствующей». Поддержку своему народу Дейнека выразил иным способом – героическим пафосом полотна, изображением победного боя, хотя в реальности о победах в то время говорить не приходилось.

«Оборону Севастополя» Дейнека показал осенью 1942 года на выставке «Великая Отечественная война». Критики не обошлись без упреков в схематизме и плакатности, но отрицать, что художнику удалось воплотить образ не конкретного боя, а противостояния как такового, создать символическое изображение всей Второй мировой войны – такой, какой ее видели защищавшие свою родину люди, не могли. «Не знаю, хорошая это картина или плохая, но кажется, что настоящая», – так сам Дейнека оценивал свою работу.

Композиция

Светлый город у моря на данном полотне имеет вид кровавого пылающего зарева. Лица наших матросов отражают решимость отстаивать Севастополь, отдавая жизни за него при необходимости. Боец на картине слева изображён вполоборота, его образ перекликается с образом матроса в центре. Посредине советский матрос, одетый в белую форму, и немецкий солдат, одетый в серо-зелёную, столкнулись врукопашную. С правой стороны полотно будто бы обрезано (это один из любимых приёмов Дейнеки), поэтому задние захватчики не видны, видны только их штыки. В результате появляется впечатление обезличивания и усиливается ощущение, будто матросы сражаются не с определёнными оккупантами, а с мировым злом.

Павшими можно увидеть на этом полотне исключительно немецких бойцов. А. А. Дейнека не стремился изобразить врагов карикатурно, в отличие от некоторых других советских художников, которые писали в батальном жанре. Смерть не вызывала у него желание пинать уже бездыханное тело. Поэтому изображение павшего немца, которого хорошо видно впереди, не содержит никакой жёлчности. В этом плане данное полотно перекликается с другим произведением художника — «Сбитый ас», которое признали «идейно несоответствующей». А. А. Дейнека оказал поддержку своей Родине иначе — через героический пафос картины, на которой изображена победная битва, хотя в действительности о победе на тот момент речь вовсе не шла.

Композиция

Светлый город у моря на данном полотне имеет вид кровавого пылающего зарева. Лица наших матросов отражают решимость отстаивать Севастополь, отдавая жизни за него при необходимости. Боец на картине слева изображён вполоборота, его образ перекликается с образом матроса в центре. Посредине советский матрос, одетый в белую форму, и немецкий солдат, одетый в серо-зелёную, столкнулись врукопашную. С правой стороны полотно будто бы обрезано (это один из любимых приёмов Дейнеки), поэтому задние захватчики не видны, видны только их штыки. В результате появляется впечатление обезличивания и усиливается ощущение, будто матросы сражаются не с определёнными оккупантами, а с мировым злом.

Павшими можно увидеть на этом полотне исключительно немецких бойцов. А. А. Дейнека не стремился изобразить врагов карикатурно, в отличие от некоторых других советских художников, которые писали в батальном жанре. Смерть не вызывала у него желание пинать уже бездыханное тело. Поэтому изображение павшего немца, которого хорошо видно впереди, не содержит никакой жёлчности. В этом плане данное полотно перекликается с другим произведением художника — «Сбитый ас», которое признали «идейно несоответствующей». А. А. Дейнека оказал поддержку своей Родине иначе — через героический пафос картины, на которой изображена победная битва, хотя в действительности о победе на тот момент речь вовсе не шла.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: