Художник алексей венецианов (1780

СОДЕРЖАНИЕ

  • Биография художника
  • Творчество
  • Интересные факты из жизни художника
  • Картины Алексея Венецианова
  • Библиография

//URL: https://liarte.ru/sochinenie/po-kartine-spyaschiy-pastushok-venetsianov/

Алексей Венецианов родился 7 (18) февраля 1780 в Москве.

Отец Гаврила Юрьевич, мать Анна Лукинична (в девичестве Калашникова, дочь московского купца).

Семья А. Г. Венецианова занималась торговлей, продавали кусты смородины, луковицы тюльпанов, а также картины. А. Г.

Венецианов служил землемером при лесном департаменте.

Алексей учился живописи сначала самостоятельно, затем у В. Л. Боровиковского. В молодости писал лирические портреты — матери (1802), А. И. Бибикова (1805), М. А. Фонвизина (1812).

С 1807 года служил в Петербурге чиновником.

В 1811 году — признан «Назначенным», то есть кандидатом в академики. В этом же году Венецианов получил звание академика.

В 1819 г. оставил службу и поселился с семьей: женой Марфой Афанасьевной и двумя дочерьми, Александрой и Фелицатой, — в деревне Сафонково Тверской губернии, посвятив свои усилия разработке «крестьянского» жанра. Там же организовал собственную художественную школу, в которой прошли обучение свыше 70 человек. В их судьбе деятельное участие принимал В. А. Жуковский.

В 1829 году получил звание придворного живописца.

Венецианов погиб в результате несчастного случая во время поездки по дороге в Тверь 4 (16) декабря 1847 г. в селе Поддубье Тверской губернии. Венецианов похоронен на сельском кладбище деревни Дубровское (ныне Венецианово) в Удомельском районе Тверской области.

Ранние годы

Алексей Гаврилович Венецианов родился в Москве в 1780 году в купеческой семье. Его отец был записан в церковных книгах греком. Родственники будущего знаменитого художника были выходцами из Греции. Родители мальчика занимались торговлей ягодными и плодовыми кустами. Однако сохранилась запись, что они перепродавали картины, что, несомненно, повлияло на ребенка, который уже во время своей учебы в частном московском пансионате обнаружил тягу к живописи.

Поначалу отец не одобрял его увлечений, однако, видя настойчивость сына к обучению рисованию, в конце концов смирился. Биография Венецианова Алексея Гавриловича отныне была связана с живописью, хотя он в молодости и служил некоторое время чиновником. Сохранились сведения, что уже в юношеском возрасте его обучал живописи некий мастер Пахомыч, так что ко времени своего переезда в Петербург Алексей обладал необходимыми навыками художника.

Шедевр Венецианова А.Г. – картина «Гумно»

Проживая в имении, в Тверской области русский художник часто совершал наезды в Петербург по делам. В одной из таких поездок, посетив Эрмитаж, Венецианов был потрясён картиной Ф. Гране, а именно иллюзионистической передачей пространства церковного интерьера.

У него возник замысел, используя ту же технику, написать произведение «Гумно». Цель была достигнута – Венецианов показал окружающую его действительность такой, какая она есть, ничего не выдумывая. В 1820-х годах русский художник исполнил целый ряд картин, следуя этому намерению.

Это были годы творческого подъёма Венецианова. В это время он внёс неповторимый вклад в искусство.

Зрителю интересно всматриваться в различные предметы крестьянского обихода. Это и запряжённые в телеги лошади, и заботливо развешанная на стенах упряжь.

Освещение вместе с перспективой создаёт глубину, объединяя пространство гумна с пейзажем.

Портрет матери А.П. Васнецовой

Портрет К.И. Головочевского с тремя учениками

15 стр., 7065 слов

Венецианов «купальщицы» описание картины, анализ,

… его картинах продемонстрированных на выставке в академии в 1824 году, как раз показаны крестьяне в качестве персонажей ‘Утро помещицы’, ‘Гумно’, ‘Крестьянская девушка с граблями и косой’, трогательная работа ‘Крестьянка с … была очень не по нраву руководству академии да и застойному дворянству вкупе, они яростно не признавали работы Венецианова, как искусство. Алексей Венецианов не раз предлагал …

Портрет командира лейб-гвардии Драгунского полка П.А. Чичерина

Портрет молодого человека в испанском костюме

Портрет художника И.В. Бугаевского-Благодарного

Портрет М.А. Венециановой

Крестьянка с косой и граблями (Пелагея)

Крестьянская девушка с серпом во ржи

Два крестьянских мальчика со змеем

1820-е

В эти годы Венецианов создаёт немало портретов своих крепостных. Также мастер пишет картины на бытовой жанр. А в качестве заднего фона изображает пейзаж с природой средней полосы России. Такое в русской живописи произошло впервые.

Анисия

Алексей Венецианов. Анисия. 1822. Третьяковская галерея, Москва.

Перед нами маленькая работа пастелью. Венецианов принципиально работал с натуры. Поэтому пастель в данном случае была очень удобна: мелками работалось быстрее, чем масляными красками.

Гумно

Алексей Венецианов. Гумно. 1823-1824. Третьяковская галерея, Москва.

На переднем плане крестьяне сидят и стоят у почти полностью убранной стены. Художник, как владелец имения, приказал сделать это. То есть он не стал работать по воображению. А создал себе возможность написать гумно с натуры.

Пелагея

Алексей Венецианов. Крестьянка с косой и граблями (Пелагея). Не позднее 1824. Русский музей, Санкт-Петербург.

Венецианов писал реальных людей. Поэтому мы знаем, что они такими и были. В данном случае перед нами реальная девушка Пелагея с простыми и симпатичными чертами лица. У неё широкие скулы, ямочка на подбородке и довольно высокий лоб.

Вот-те и батькин обед!

Алексей Венецианов. Вот-те и батькин обед! 1824. Третьяковская галерея, Москва.

Венецианов до своих знаменитых крестьянских образов был карикатуристом. Он много высмеивал Наполеона, а также увлечение русской интеллигенции всем французским. Но крестьян он никогда не писал с юмором или тем более сарказмом.

Это единственная работа с трагикомичным началом. Она вызывает и улыбку, и жалость. В остальных работах мы чувствуем предельно серьезное отношение к крестьянам.

Захарка

Алексей Венецианов. Захарка. 1825. Третьяковская галерея, Москва.

Очень интересны детские образы Алексея Венецианова. Захарка идёт в лес помогать отцу. Поэтому он несёт топор. В 9-10 лет ребёнок уже был полностью вовлечён в хозяйство. Но при этом Захарка не выглядит несчастным малышом, у которого отняли детство. Наоборот, в нем есть гордость собой, уверенность, готовность к работе.

Спящий пастушок

Алексей Венецианов. Спящий пастушок. 1823-1826. Русский музей, Санкт-Петербург.

Это первая работа художника, на которой отчетливо виден пейзаж средней полосы России. Это начало истории русского пейзажа. Также это одна из первых работ мастера, приобретённая императором. После войны 1812 года у аристократии усилился патриотизм и интерес к простому народу.

На пашне. Весна

Алексей Венецианов. На пашне. Весна. Первая половина 1820-х. Третьяковская галерея, Москва.

Венецианов на этой картине идеализирует процесс пахоты. Для  такой сложной работы девушка слишком нарядна. Также сложно представить, что пахали в марте босиком. И вряд ли бы посадили ребёнка на землю, с которой только-только сошёл снег. То есть это уже русская природа и русские простые люди, но ещё не реализм.

На жатве. Лето

Алексей Венецианов. На жатве. Лето. Середина 1820-х. Третьяковская галерея, Москва.

Венецианов показывал связь крестьян с природой. Земля кормит их так же, как мать кормит своё дитя. И эта связь ощущается как истина, что подчеркивается небом почти на пол холста.

Сенокос

Алексей Венецианов. Сенокос. Середина 1820-х. Третьяковская галерея, Москва.

Одна из немногих работ Венецианова, на которой кто-то говорит. Мать обращается к дочери. Но это все равно как будто не нарушает тишины пространства.

Еще обратите внимание на стога сена. Они словно воздушные, ватные

Вообще на картинах Венецианова мы не встретим изображений тягостной крестьянской работы. Их бытие мастер пишет как легкое и умиротворенное. Да, он пишет картины-стихи с долей идеализации.

Крестьянка с васильками

Алексей Венецианов. Крестьянка с васильками. Конец 1820-х. Третьяковская галерея, Москва.

Это один из самых трогательных и нежных образов, созданных Венециановым. Опять же васильки словно говорят о легкости жизни крестьянки. Но руки с огрубевшей кожей, а также легкая грусть в глазах – первые признаки реализма и попытки отойти от чрезмерной идеализации.

Описание картины Алексея Венецианова «Спящий пастушок»

Художник Венецианов учился этому ремеслу вне стен академии, и тем удивительнее, что он не только смог закрепиться в этом амплуа, но и создать новую веточку в мире искусства, одним из первых подняв бытовые вопросы в буднях просто крестьянского люда. Конечно, крестьяне фигурировали на разных изображениях и до этого, но то, с каким вдохновением и внимательностью создавал образ простого человека Алексей Гаврилович, было сверх понимания. Каждая деталь, каждая мелочь в полотнах, написанная кистью этого великого мастера, оставляла в сознании зрителей частичку того времени, про которое повествует нам автор. Его работы нет смысла сравнивать с другими живописцами, которые зачастую показывали нам действительность совсем не в том ракурсе, в каком она была на самом деле.

Венецианов подробно узнавал жизнь крестьян, для того чтобы показать правду. Именно в ней заложен смысл нарисованного, и её мы и должны увидеть в первую очередь. И вот перед нами картина с говорящим названием «Спящий пастушок». Скрываясь от летней изнуряющей жары (а может, и от рабочего дня), под дерево забрался паренёк и не заметил, как уснул. Стоит отметить в этом эпизоде роль горизонта, который разделяет две части картины, украшая низ зелёной травой и водоёмом, а верх покрывая небосводом, на котором в кучу сбиваются облака. Такой простой, но в то же время настолько родной для сердца быт был обычным делом на просторах нашего государства. Всё это дополняет картину. На берегу мы видим другое действующее лицо – крестьянина, идущего вдоль водной глади. А ребёнок в это время продолжает мирно посапывать. Берёза служит ему подушкой, а свежий воздух окутывает собой, словно одеяло. Пареньку явно нет дела до окружающих, он полон спокойствия, и без него шедевр мог бы смотреться совсем в другом ключе.

Нюансы работы

Картина на пашне далось Венецианову нелегко, он массу времени потратил на выписывание неба, ведь оно занимает огромную часть от полотна, а облака постоянно меняют рисунок и завораживают взгляд. Художник хотел показать бесконечность и необъятность Вселенной, ее необычайную широту. Алексей Гаврилович практически никогда не ставил подпись на своих произведениях, поэтому невозможно назвать точную дату написания картины. Искусствоведы только могут сообщить, что завершена она была примерно между 1810 и 1830 годами. Художник редко пытался показать психологию персонажей на картинах. «На пашне. Весна» демонстрирует крестьянский труд, после этого он написал несколько полотен об остальных временах года. Все работы известного художника показывают образы русского народа и земель. Эти произведения положительно влияют на эмоциональное состояние зрителей и показывают неразрывность природы и человека.

Спящий пастушок. Между 1823 и 1826

Венецианов А.Г.Дерево, масло27,5 x 36,5

Русский музей

Пост. в 1897 из ИЭ

Аннотация

Пейзажный фон представляет вид на реку Ворожбу из окон дома Венецианова в селе Сафонкове. Картина впервые была выставлена в 1826-1827 в Обществе поощрения художников. Произведение обладает свойственной национальной школе сердечностью трактовки портрета крестьянского мальчика, далекой от этнографической документальности, очень конкретной и, вместе, поэтически приподнятой. Прием «отрыва» переднего плана от пейзажного фона позволяет почувствовать безграничную широту и глубину ландшафта. Тонкие свето-цветовые переходы создают почти осязаемое ощущение как бы замедленного летним зноем, но непресекаемого и бесконечно многообразного течения жизни. Наполненная тишиной и покоем, картина вводит нас в замкнутый повседневный деревенский мир с его узкими тропинками, по которым ходят односельчане, соседи, и где появление чужого человека представляется событием.

Биография автора

Венецианов Алексей Гаврилович (1780, Москва — 1847, село Поддубье Тверской губ.)
Живописец, жанрист, портретист.
Академик Императорской Академии художеств (1811).
Родился в Москве в купеческой семье. В 1802 переехал в Петербург. С 1807 по 1819 состоял на государственной службе — служил чиновником в Почтовом, а затем Лесном департаментах. Живописью стал заниматься поздно, самостоятельно. Брал уроки у В.Л. Боровиковского, копировал картины в Эрмитаже. Творческую деятельность начал как портретист. В 1807 предпринял издание сатирического журнала, который был запрещен правительством. В 1812-1813 участвовал в создании большой серии карикатур на события войны с Наполеоном. Сделал много рисунков на бытовые темы.
С 1819 — в отставке, полностью посвятил себя живописи. Жил в своем имении Сафонково Тверской губернии. Создал школу, в которую принимал крепостных и детей из бедных семейств. Автор ряда записок об искусстве и о методах преподавания. С 1820-х тема труда и быта крестьян стала главной в его творчестве, он придал крестьянской тематике значение самостоятельного жанра живописи.

Выразительные средства

Современники с восторгом приняли работу и оценили мастерство художника

По их мнению, он первым обратил внимание на изображение русского быта, который более понятен и ближе для восприятия простого зрителя

Развивая романтическое направление, Венецианов сравнивает русскую крестьянку с древнегреческой богиней Флорой, которая в тишине обходит свое царство, полное зелени, цветов и покоя.

Ребенок, сидящей на краю пашни, напоминает Амура, который является началом жизни. Символично изображение растущих неподалеку тонких молодых деревьев, впитывающих силу земли. Это аллегория начинающейся жизни и начала чего-то нового.

Для сюжета живописец выбирает простую бытовую сценку, но на картине она выглядит необыкновенно празднично и по-весеннему ярко. Для этого художник использует приемы:

Крестьянка изображена крупнее лошадей. Венецианов умышленно нарушает пропорции, поскольку пишет не простую женщину, а создает аллегорический образ Весны

Для него важно подчеркнуть ее мощь и стать. Античный женский образ дополняют фигуры лошадей, которые напоминают Пегасов, а не крестьянских лошадок.
Использование «зеркального эффекта»

На дальнем плане изображена удаляющаяся женская фигура. Она движется по параболе. Это еще одна женщина, которая обрабатывает землю, но у зрителя создается впечатление, что это главная героиня полотна совершила круг и возвращается обратно. Такой прием позволяет автору подчеркнуть цикличность происходящего в природе.
Заниженная линия горизонта. Этот прием использовали мастера-иконописцы. До Венецианова его никто не применял в светской живописи. Благодаря низкому горизонту фигура крестьянки выглядит гораздо крупнее и приобретает торжественность и монументальность. Также она помогает создать на полотне замкнутое пространство, символизирующее смену времен года.

В русской живописи Алексея Гавриловича Венецианова часто называют «крестьянским художником. Его работы показывают жизнь простого человека, отдающего все силы работе на земле. На его картинах зритель не увидит тяжелой жизни, нищеты и убожества. Они полны радости, красоты и праздника. Несколько позже это настроение разовьет в своих работах Васнецов и другие русские живописцы.

«Гумно»

Это произведение также считается одной из лучших работ художника. От вышеназванных картин он отличается тем, что теперь в центре внимания автора – коллективный труд группы крестьян.

Венецианов придавал большое значение реалистичному изображению наблюдаемых явлений, поэтому на полотне трудовой процесс передан почти с фотографической точностью. В середине картины – рабочее помещение крестьян, которые на некоторое время прервали обработку зерна.

Картина залита светом, который падает на сцену с обеих сторон. Позы и лица крестьян дышат спокойствием и умиротворением, что так характерно для творчества художника. Таким образом, начало изображению простых будней обычных людей положил Венецианов. «Гумно» — полотно, которое выполнено в лучших традициях русской живописи.

ТВОРЧЕСТВО

С детства обнаружил способности и любовь к рисованию, но сведений о его первоначальном художественном обучении не сохранилось. Особый интерес он проявлял к портрету. Самая ранняя из сохранившихся работ — «Портрет матери, А. Л. Венециановой» (1802, ГРМ).

Помимо портретной живописи Венецианов успешно занимался графикой. Во время Отечественной войны 1812 года совместно с И. И. Теребеневым и И. А. Ивановым он издавал сатирические листки военно-патриотического содержания, выполненные в технике офорта. Охотно обращался он и к литографии, в то время только что изобретенной.

Кисти Венецианова принадлежит портретная галерея его современников: художник писал Н. В. Гоголя (1834), В. П. Кочубея (1830-е), Н. М. Карамзина (1828). На звание академика Венецианову было предложено написать портрет инспектора Воспитательного училища Академии К. И. Головачевского. А. Г. Венецианов изобразил его в окружении трёх мальчиков, символизировавших союз «трех знатнейших художеств»: живописи, скульптуры и архитектуры.

Портрет также олицетворял единство старой Академии (К. Головачевский, будучи соучеником А. И. Лосенко, считался патриархом Академии) с новой. Однако наибольшую известность А. Г. Венецианову принесли написанные им образы крестьян

«Жнецы», «Спящий пастушок», «Захарка» уже почти два столетия своей свежестью и искренностью привлекают внимание зрителя

В 1808 году А. Венецианов издаёт «Журнал карикатур», который вскоре был запрещен. Журнал представлял собой гравированные листы: «Аллегорическое изображение двенадцати месяцев», «Катание на санях», «Вельможа». Сатирическое изображение влиятельного сановника, как полагают, и вызвало гнев Александра I. Кисти Венецианова принадлежали также образа для собора всех учебных заведений (Смольного собора), для церкви Обуховской градской больнице. В последний год жизни художник работал над образами для церкви пансиона дворянского юношества в Твери.

ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА

В 10-е годы формируется мировоззрение Венецианова. Он — один из первых членов основанного в 1818 году Общества учреждения училищ по методе взаимного обучения — легальной организации декабристского Союза благоденствия. Целью Общества было распространение грамотности в простом народе.

После успеха картины «Гумно», купленной у художника за значительную сумму, он решил употребить вырученные деньги «на обучение молодых бедных людей» по новому методу.

Работы своих учеников Венецианов выставлял вместе со своими на академических выставках. Ученики мастера — в ряде случаев крепостные — жили и учились у него бесплатно. Школа попеременно функционировала в Сафонкове и в Петербурге, получая некоторую поддержку Общества поощрения художников. Официальные академические круги относились к деятельности Венецианова неодобрительно.

Так, воспитанники Венецианова не копировали, подобно академистам, чужих оригиналов или специальных таблиц с изображением отдельных частей тела. Они постигали законы формы, перспективы, цвета на реальных предметах, переходя от простых задач к сложным. В период двадцатилетнего существования школы Венецианов испытывал всё большие материальные затруднения, безуспешно изыскивая средства на ее содержание. 

Описание картины Алексея Венецианова «Спящий пастушок» Картины художников

Венецианов Алексей Гаврилович – это знаковая фигура в истории русской живописи. Поразительно, но ему, никогда не учившемуся в Академии художеств, удалось не только занять заметное место в плеяде художников, но и создать новое направление в своем виде искусства.

Венецианов одним из первых обратил свое внимание на жизнь и быт простого народа. Именно в этой среде он черпал вдохновение для своих шедевров

Разумеется, крестьян изображали и до Венецианова, но никто не делал это с такой любовью и бережным отношением к деталям реальной народной жизни. До этого художники зачастую приукрашали действительность, создавая идеализированные образы крестьян. Все это напоминало буколистические полотна французских живописцев, изображавших сентиментальные сцены из жизни пастухов и пастушек.

Венецианов же живо интересовался настоящей жизнью крестьян, деталями их быта, их повседневными занятиями. Все это он переносил на свои картины.

Одна из них – «Спящий пастушок». Сюжет

прост и незатейлив. Перед нами обычный летний день в деревне, которых так много в России. Линией горизонта полотно четко поделено на две практически равные части. Внизу – сочная, ярко-зеленая трава и лента ручья или небольшой речки, а верху – небесная синева, разбавленная белизной легких облаков.

Художник изобразил неказистые, но такие родные крестьянские домишки с покосившимися оградами. Вдоль берега реки идет крестьянин. На переднем плане справа нарисован спящий мальчишка-пастушок, давший название всей картине.

Он оперся на ствол березы. Поза ребенка полна покоя и расслабленности, вытянутая вперед нога как бы уравновешивает композицию картины. Без этой детали фигура мальчика выглядела бы более громоздкой и «перевешивала» все остальные детали.

Выражение лица пастушка также спокойно и безмятежно, правая рука во сне повернулась ладонью вверх. Мальчик одет в обычную для крестьян домотканую одежду. Выдает происхождение героя и лапти, а также прическа.

Картина наполнена светом, она удивительно нежная и лиричная, несмотря на обыденность изображенного на ней сюжета.

Прислал: Васильева Светлана . 2017-10-08 21:34:31

Основная идея

Алексей Гаврилович писал пейзаж «На пашне. Весна» с особенным обожанием. В истории русской живописи картина стала символизировать первый пейзаж природы, ведь раньше русские земли не считали достойными любви и демонстрации, а художники изображали только заграничные виды. Но Венецианов сумел показать всю красоту и очарование русских земель. Большинство художников того времени выражали недовольство излишней простотой и жизненностью картины, ведь пашня не была предметом восхищения. Другие же, наоборот, ругали мастера за идеализацию пейзажа, ведь девушка в поле изображена в праздничном одеянии.

«Пастушок с дудкой»

В Тверской областной картинной галерее находится работа, написанная на дереве, — «Пастушок с рожком». Набегавшийся за день мальчуган в задумчивости лежит и отдыхает.


Босая ножка измазана землей. Нежность его возраста сопоставлена с молоденькой березкой, около которой он расположился. В скромной котомочке под рукой находилась еда. Теперь, похоже, котомка опустела, и мальчик с естественной грацией на нее опирается. Его руки работа еще не огрубила и не изуродовала. Какая будущность ждет ребенка? Об этом задумываешься, глядя на него. Он повторит путь своих дедов и отцов, не более. А кто знает, какие таланты кроются в нем?

Общественная деятельность

Венецианов мечтал создать собственную живописную школу. Однако ему так и не удалось получить на это официального одобрения, хотя его картины представлялись императору. Тогда он открыл школу в своем имении, где воспитал несколько десятков учеников. Среди его воспитанников были крепостные крестьяне, многие из которых по его рекомендации получили свободу от крепостной зависимости.

Также следует упомянуть о попытках Венецианова создать свой собственный журнал карикатур. Однако первый же выпуск с довольно смелыми сатирическими зарисовками автора был конфискован, а его экземпляры сожжены. Скончался знаменитый художник в 1847 году в результате несчастного случая и был похоронен в Тверской губернии.

↑ Деревенская тема

В 1818 г. Венецианов навсегда оставил государственную службу, женился и уехал в родовое имение жены – Сафонково. Именно тут он обрел источник вдохновения для своей главной темы творчества. Сначала это были частные портреты крестьян, затем – художественные композиции из народной жизни. В 1822 г. одна из таких картин художника – «Очищение свеклы» — была показана императору. Полотно поместили в Бриллиантовой комнате Зимнего дворца, а автору заплатили тысячу рублей. Считается, что именно эта картина Венецианова является точкой отсчета в зарождении и развитии бытового жанра в русском искусстве живописи.

Следующая картина – «Гумно» — стала одной из лучших его работ. За нее заплатили 3000 рублей и разместили в постоянной экспозиции Эрмитажа. На полученные деньги Венецианов открыл школу, где бесплатно обучал живописи молодых и талантливых людей всех сословий, многие из которых даже жили у него. На его счету больше семидесяти учеников, о которых он по-отцовски заботился, а некоторым крепостным даже помог получить вольную.

Параллельно с педагогической деятельностью Венецианов много работал в созданном им направлении – писал картины деревенского быта. Но со временем они все более сдержанно принимались Академией художеств, все больше ему нарекали на отсутствие академичности в изображении, странности сюжетов. Чуждыми и непонятными остались тогда его шедевры: «Жнецы», «Кормилица с ребенком», «Купальщицы». В последней он написал обнаженные тела деревенских купальщиц не по классическим канонам красоты, а по каноном реальности простой, здоровой деревенской жизни.

В 20-ых годах Венецианов написал несколько крестьянских портретов, на которых изображены или девушки то с крынкой молока, то с васильками, то со свеклой, или задремавший под деревом мальчик, или простые и мудрые лица стариков и старух.

Особенности написания

Венецианов стремился показать, какую важную роль играет весна в произведении. Пейзаж навевает лирическое настроение и грусть благодаря лазурному небу, мягкой зелени и приглушенным краскам земли. Природа выглядит гармонично и легко, во всем этом чувствуется весна! Крестьянка в праздничном одеянии создает позитивное настроение, подчеркивает свое сходство с богиней античного времени. При этом легкость, с которой она ведет лошадей к пашне, только усиливает эффект. Все выглядит максимально реалистично и соответствует пейзажу. Художник демонстрирует в своем произведении вечный жизненный круговорот, где постоянно меняются времена года, но природа остается вечной. Алексей Гаврилович умело сочетал на картине деревенский быт, а бытие и есть крестьянский труд. Ну а ребенок, изображенный чуть в стороне от происходящего, показывает начало жизненного пути. Венецианов стремился показать не быт, а жизненное бытие. Он не видел в пашне повседневности, он демонстрировал деревенскую красоту природы и вечный круговорот, без которого невозможно существовать, смену времен, зарождение и угасание. Именно за это он и обрел уважение и почитание у художников знаменитых картин и Александра I.

«Сенокос»

Это картина показывает крестьянку уже не за работой, а на отдыхе. В центре полотна (которое также было написано в середине 1820-х годов) – фигура женщины, прислонившейся к большому стогу сена. Она кормит маленького ребенка и смотрит на девочку, которая, в свою очередь, за ней наблюдает. В этот раз автор изобразил крестьянскую труженицу не беззаботной работницей, а усталой женщиной, которая вынуждена помимо сбора сена одновременно заботиться о своем грудном ребенке. Поэтому ее лицо выглядит усталым.

Как никто другой умел передать простые чувства простых деревенских работников Венецианов. «Сенокос» — картина, которая показывает зрителю типичную сцену деревенской жизни.

«На жатве. Лето»

Данная картина является своеобразным продолжением вышеописанного полотна. На ней автор показал крестьянку на отдыхе во время сбора сена. Композиция залита ярким светом, что передает спокойный, умиротворенный дух, которым дышит эта картина. Художник снова показал колорит русской природы.

Основную часть полотна занимает безбрежное поле жатвы, залитое ярким солнечным светом. Остальную половину холста занимает вид чистого неба с легкими облачками.

На этом фоне особенно хорошо выделяется фигура крестьянки в живописном костюме: красная юбка, белая кофта великолепно гармонирует с окружающим пейзажем.

ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА

В 10-е годы формируется мировоззрение Венецианова. Он — один из первых членов основанного в 1818 году Общества учреждения училищ по методе взаимного обучения — легальной организации декабристского Союза благоденствия. Целью Общества было распространение грамотности в простом народе.

После успеха картины «Гумно», купленной у художника за значительную сумму, он решил употребить вырученные деньги «на обучение молодых бедных людей» по новому методу.

8 стр., 3783 слов

Венецианов алексей «захарка» описание картины, анализ,

Работы своих учеников Венецианов выставлял вместе со своими на академических выставках. Ученики мастера — в ряде случаев крепостные — жили и учились у него бесплатно. Школа попеременно функционировала в Сафонкове и в Петербурге, получая некоторую поддержку Общества поощрения художников. Официальные академические круги относились к деятельности Венецианова неодобрительно.

Педагогическая система мастера сводилась к развитию в ученике способности видеть и изображать окружающий мир в его непосредственной реальности, вне заранее заданных норм и канонов.

Так, воспитанники Венецианова не копировали, подобно академистам, чужих оригиналов или специальных таблиц с изображением отдельных частей тела.

Они постигали законы формы, перспективы, цвета на реальных предметах, переходя от простых задач к сложным.

В период двадцатилетнего существования школы Венецианов испытывал всё большие материальные затруднения, безуспешно изыскивая средства на ее содержание.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: