Лосенко Антон Павлович — русский художник
Русский художник Лосенко Антон Павлович . Автор картин: Авель.; Авраам приносит в жертву сына своего Исаака; Владимир и Рогнеда; Натурщик, сидящий на камне (этюд).; Портрет Л.Геннингера (эскиз).; и многих других.
Лосенко Антон Павлович (1737-1773)
Антон Павлович Лосенко родился в семье украинского казака. Рано осиротел и семилетним ребенком был отправлен в Петербург в придворный певческий хор. Однако в 1753 году, как “спавший с голоса”, но проявлявший способности к искусству, был отдан к художнику И. П. Аргунову для обучения живописи. Пять с половиной лет, проведенных в мастерской Аргунова, послужили весьма основательной подготовке.
Зачисленный воспитанником в Академию художеств (АХ) (1758), Лосенко очень скоро стал помощником академических преподавателей и получил должность подмастерья.
В ней он сумел сочетать требования классицизма со смягченной, человеческой трактовкой образа Христа.
В 1766-1769 годах художник жил в Италии, где изучал античность, копировал произведения Рафаэля, написал картину на античный сюжет “Зевс и Фетида” (1769).
В этот период много внимания уделял он живописным этюдам обнаженного тела; в результате появились известные полотна “Авель” и “Каин” (оба 1768).
В 1769 году Лосенко возвратился в Петербург, где ему было предложено написать картину на звание академика исторической живописи. Художник создает произведение на тему из русской истории – “Владимир и Рогнеда” (1770).
Согласно древней летописи, новгородский князь Владимир просил руки дочери полоцкого князя Рогвольда, но, получив отказ, напал на Полоцк, убил отца и братьев Рогнеды и силой взял ее в жены.
В картине представлен кульминационный момент “прежалостной судьбы” Рогнеды, когда Владимир вторгся в ее покои и с нею “неволею сочетался”.
Успех картины принес ее создателю не только звание академика, но и назначение адъюнкт-профессором (с 1770 года), а вскоре профессором и директором АХ (с 1772 года). До конца жизни Лосенко оставался на этом посту. К тому же он вел практические занятия и создал учебный и теоретический курс “Изъяснение краткой пропорции человека…”, ставший пособием для нескольких поколений художников.
В 1773 году Лосенко начал, но не успел закончить вторую свою историческую картину – “Прощание Гектора с Андромахой”; этим отчасти объясняется некоторая эскизность в живописной трактовке образов.
Античный сюжет из “Илиады” Гомера воспевал героев, их патриотические чувства, готовность принести себя в жертву служению родине.
Предчувствие трагического исхода пронизывает патетическую сцену, представленную художником. Однако подлинно патетичен лишь главный герой – Гектор, в образах остальных персонажей Лосенко соединяет сдержанно-величавое и естественно-суровое начало, гармонически организуя композицию и жаркий колорит картины.
Помимо исторических полотен художник создал целую галерею портретных изображений современников: графа И. И. Шувалова, поэта А. П. Сумарокова, актеров Я. Д. Шумского (все 1760) и Ф. Г. Волкова (1763). Одухотворенностью и человеческим теплом пронизаны образы портретируемых.
Должность директора АХ, которую возложили на художника большого таланта, профессора, ежедневно преподававшего по многу часов в классах, была для Лосенко обременительна тем, что невольно вовлекала его в клубок академических и придворных интриг, которые ему были чужды по своей природе. Недаром скульптор Э. М.
Силы художника были подорваны, он не смог справиться с обрушившейся на него тяжелой болезнью, которая и унесла его в могилу.
Картины художника
Авель.
Авраам приносит в жертву сына своего Исаака
Владимир и Рогнеда
Натурщик, сидящий на камне (этюд).
Портрет Л.Геннингера (эскиз).
Портрет актера Ф.Г. Волкова
Портрет актёра Я.Д.Шумского
Портрет императора Павла I в детстве
Портрет поэта и драматурга Александра Петровича Сумарокова
Портрет президента Академии художеств И.И.Шувалова
Прощание Гектора с Андромахой
Смерть Адонисa
Чудесный улов
Каин и Авель в картинах Д. Дюпре и А. П. Лосенко (описание)
Д. Дюпре. Каин. 1846 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург |
К легенде о Каине и Авеле обращались многие художники
Все они сосредоточивали внимание зрителей на сцене убийства
Этот сюжет итальянский художник Джованни Дюпре воплотил в скульптурной группе «Каин» и «Убитый Авель». Зловеще выражение лица Каина. Он смотрит туда, где только что им было совершено преступление. Ни тени раскаяния, ни мольбы о пощаде не чувствуется во властном жесте его руки и твёрдой поступи. Совершив злодеяние, он на какое-то мгновение отпрянул назад, но поздно!.. Злоба и обида слишком сильны в нём! У ног Каина — змей, который всегда там, где совершается зло. Он как символ проклятия роду человеческому и на Земле преследует первых людей.
Другая фигура — распростёртый на земле мёртвый Авель. В муках искривлено его тело, безжизненно откинуты назад руки. Его гордая голова с прекрасными пышными волосами вызывает одновременно восхищение и усиливает горечь утраты.
Д. Дюпре. Убитый Авель. 1842 г. Палаццо Питти, Флоренция |
Среди работ русских художников на этот сюжет можно выделить картины Антона Павловича Лосенко «Каин» и «Авель». Никто до Лосенко не рисовал Авеля и Каина раздельно, он же создал два полотна, две самостоятельные картины, тематически связанные между собой. Главная задача художника — показать сильного, страдающего человека — решена автором чрезвычайно убедительно.
А. П. Лосенко. Каин. 1769 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург |
В картине «Авель» мы видим упавшего навзничь человека с искажённым мукой и страданием лицом. Опущены его веки, крик боли и отчаяния замер в открытых устах. Он показан художником в сложном диагональном ракурсе. Его побледневшее, но всё ещё прекрасное тело, со сведёнными судорогами мышцами, полно внутреннего движения. Яркая красная ткань, напоминающая цвет пролитой крови, призвана усилить впечатление страдания. Этой же цели служат и другие художественные детали картины: контрасты светлых и тёмных бликов, отсутствие пейзажа, который лишь угадывается в общей композиции (кусочек земли, камень). Материал с сайта https://worldofschool.ru
А «Каин»? Перед нами совершенно другой художественный образ. Сильный обнажённый человек сидит на камне на фоне скалы. У его ног палка — орудие убийства. В общем движении фигуры, жесте руки, в приоткрытом рте чувствуются взволнованность и страх. Если Авель целиком «раскрыт» зрителю, то Каин, наоборот, «замкнут». Тень, падающая на лицо Каина, почти скрывает его от нас, отчего образ приобретает ещё большую выразительность. Тень подчёркивает злые помыслы и тёмное начало, владеющее душой Каина.
Обе картины были восторженно приняты русской публикой. Они долго служили эталоном для работ молодых, начинающих художников.
А. П. Лосенко. Авель. 1768 г. Художественный музей, Харьков |
На этой странице материал по темам:
Вопросы по этому материалу: Сопоставьте скульптурные портреты художника Д. Дюпре и живописные произведения А. П. Лосенко.
Работы
- «Чудесный улов» (1762);
- «Жертвоприношение Авраама» или «Авраам приносит в жертву сына своего Исаака» (1765);
- «Каин и Авель» (1768);
- «Зевс и Фетида» (1769);
- «Святой апостол Андрей Первозванный» (1769);
- «Владимир перед Рогнедой» (1770);
- «Прощание Гектора с Андромахой» (1773, картина не закончена);
- портрет И. И. Шувалова (1760);
- портрет писателя А. Сумарокова (1760);
- портрет актёра Ф. Волкова (1763) и др.
-
Прощание Гектора с Андромахой (1773)
-
Чудесный улов (1762)
-
Владимир перед Рогнедой (1770)
-
Зевс и Фетида (1769)
-
Жертвоприношение Авраама (1765)
-
Товий с ангелом (1759)
-
Смерть Адониса (1764)
-
Портрет актёра Ф. Волкова (1763)
-
Портрет писателя А. Сумарокова (1760)
-
Портрет И. И. Шувалова (1760)
И. Айвазовский «Чесменский бой» (1848)
И. Айвазовский «Чесменский бой»
Чесменское сражение – одна из самых героических страниц в истории российского флота. Айвазовский не был (и не мог быть) свидетелем события, которое происходило в ночь на 26 июня 1770 г. Но картину морской битвы он изобразил очень убедительно и достоверно. Взрываются и горят корабли, взлетают к небу обломки мачт, поднимается пламя, и ало-сизые дымы смешиваются с облаками, сквозь которые смотрит на происходящее луна. Но создаётся впечатление, что он присутствовал во время боя, где русскими моряками была одержана блестящая победа.
Сюжетом для картины стал эпизод русско-турецкой войны 1768-1774 гг. Россия на протяжении десятилетий вела с Турцией войны за обладание Черным и Средиземным морями. Две русские эскадры, вышедшие из Кронштадта, после длительного перехода по Балтике миновали Ла-Манш, обогнули берега Франции и Португалии, прошли Гибралтар и вышли в Средиземное море. Здесь они встретились с турецким флотом, считавшимся тогда сильнейшим в мире. После нескольких военных столкновений турецкий плот в панике укрылся в Чесменской бухте. Российские корабли закрыли выход из бухты и в течение ночного боя практически полностью сожгли и уничтожили турецкий флот. С российской стороны погибло 11 моряков, с турецкой – 10 000.
Чесменская колонна в Царском Селе
Это была беспримерная в истории морских сражений победа. В память о ней была выбита медаль, граф Алексей Орлов, командовавший эскадрами, получил титул Чесменского, а в Царском Селе Екатерина II велела воздвигнуть памятник этой битве – Чесменскую колонну. Она и сейчас возвышается посреди Большого пруда. Ее мраморный ствол завершает аллегорическая скульптура – двуглавый орел ломает мраморный полумесяц.
Литература
- Основные очерки жизни и творчества
- Гаврилова Е. И. Антон Павлович Лосенко / Е. И. Гаврилова. — Л. : Художник РСФСР, 1977. — 48 с., 8 л. ил. — (Массовая библиотечка по искусству). — Указ. в: , p. 238, no. 7264. — 30 000 экз.
- Каганович А. Л. Антон Лосенко и русское искусство середины 18 столетия / А. Л. Каганович. — М. : Изд-во Акад. художеств СССР, 1963. — 320 с., 60 л. ил. — Указ. в: , p. 238, no. 7265; , с. 263, № 1162.
- Другие работы
- Гнедич П. П. История искусств. — С.-Петербург : Издание А. Ф. Маркса, 1897. — Т. 3. — С. 428—430. — 720 с.
- Ильина Т. В., Станюкович-Денисова Е. Ю. Русское искусство 18 века. — М.: Юрайт. — С. 474—479. ISBN 978-5-9916-3527-1
- Словари и энциклопедии
- Власов В. Г. Лосенко, Лосенков Антон Павлович // Стили в искусстве : Архитектура, графика. Декоративно-прикладное искусство. Живопись, скульптура : словарь : в 3 т. / В. Г. Власов. — СПб. : Кольна, 1996. — Т. 2 : Словарь имён : А—Л. — С. 526, 528. — 543 с., л. ил. : ил. — ISBN 5-88737-005-X. — OCLC .
- Коновалов Э. Г. Словарь русских художников : новый полный биографический : / Э. Г. Коновалов. — Москва : Эксмо, 2012. — С. 348. — 618, с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-699-53614-6. — OCLC .
- Моисеева С. В. Лосенко Антон Павлович / С. В. Моисеева // Три века Санкт-Петербурга : энциклопедия : в 3 т. / руководитель проекта С. И. Богданов; исп. руководитель проекта Б. В. Ерохин; отв. ред. П. Е. Бухаркин. — 2-е изд., испр. — СПб. : Филологический факультет СПбГУ ; М. : Академия, 2003. — Т. 1 : Осьмнадцатое столетие, кн. 1 : А — М. — С. 564–565. — 668, с., л. ил. : ил., портр., цв. ил., планы, карты. — ISBN 5-8465-0146-X (т. 1, кн. 1). — ISBN 5-8465-0052-8.
- Сомов А. И. Лосенко, Антон Павлович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1896. — Т. XVIII. — С. 19.
- Эрнст С. Р. Лосенко, Антон Павлович // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб., 1914. — Т. 10: Лабзина — Ляшенко. — С. 701–702.
- Справочные указатели
Где увидеть: в Национальном художественном музее Республики Беларусь в постоянной экспозиции “Русское искусство XVIII — первой четверти ХХ века”.
Антон Павлович Лосенко (1737-1773)
Известный исторический живописец, рисовальщик, портретист, педагог, один из первых русских профессоров Петербургской Академии “трех знатнейших художеств” и один из ее директоров, автор “Изъяснения краткой пропорции человека для пользы юношества, упражняющегося в рисовании”, по которому училось несколько поколений. Антон Лосенко родился в Черниговской губернии в крестьянской семье. Завоевав по окончании обучения в Императорской Академии художеств Большую золотую медаль, получил право на поездку в Европу для завершения художественного образования и денежный “пенсион”. Во Франции талант русского художника был замечен и оценен тремя медалями Парижской Академии художеств.
“Смерть Адониса”
Полотно было написано в Париже: мягкие, пастельные — голубые, палевые, розовые, зеленоватые — тона колорита свидетельствуют о знакомстве художника с французским рококо. При этом в картине воплощены основные принципы академического классицизма: строгая уравновешенность композиции, четкость рисунка, скульптурная пластичность форм. Понятная человеку любой эпохи античная легенда о любви, победившей смерть, в произведении мастера обретает ясную художественную форму.
Венера
Венера (в греческой мифологии — Афродита) — богиня любви и красоты. Супруга бога огня и кузнечного ремесла Вулкана (Гефеста), мать Амура (Эрота). Существует несколько легенд о рождении Афродиты. Наиболее распространенная называет ее дочерью Зевса и океаниды Дионы. Другая рассказывает, что Афродита происходит от бога неба Урана и родилась из морской пены у берегов островов Кипр и Кифера, поэтому ее почитали как покровительницу мореплавания. Нередко она воспевалась и как богиня плодородия, дарующая жизнь растительному и животному миру. Ей были посвящены яблоко, роза, дельфин, голубь.
Адонис
Адонис — прекрасный юноша, сын царя Кипра Кинира и его дочери Мирры, возлюбленный Венеры. Героя связывали с периодическим умиранием и возрождением природы. Адонис был одним из самых популярных персонажей античной живописи и скульптуры, а с XVI века миф о юноше нашел воплощение в драматургии и поэзии.
Мифологический сюжет
Зная, что ревнивый, беспощадный Марс готовит гибель Адонису, Венера умоляла юношу не идти на охоту. Однако возлюбленный не внял уговорам и был растерзан в лесу вепрем (диким кабаном). Горе Венеры растрогало богов, и они превратили Адониса в цветок анемона. А властелин богов и людей, бог неба и небесных сил Юпитер (Зевс) повелел своему брату, богу подземного царства мертвых Плутону (Аиду), на полгода отпускать юношу на землю: воссоединению возлюбленных радовалась природа — наступала весна.
Амур
Амур — крылатый бог любви, сын Венеры, ее посланник и неизменный спутник. Стрелы Амура, пронзая сердца, пробуждали любовь. В античном искусстве Амура представляли иногда в виде юноши, но чаще в образе шаловливого ребенка с луком и колчаном, наполненным стрелами.
Лебедь
Совершенный облик лебедя — изящной и мощной птицы — в греко-римской мифологии связан с несколькими богами. Он присутствовал при рождении солнечного Аполлона и его сестры — богини охоты и покровительницы животного мира Артемиды (в римской мифологии — Дианы). Афродита путешествовала по воде и по воздуху в сопровождении белых лебедей. Приняв облик лебедя, Зевс обольстил супругу царя Спарты Леду: из яйца на свет появилась красавица Елена, из-за которой впоследствии началась Троянская война. Друг Фаэтона — погибшего сына бога солнечного света Гелиоса (Сола) — безутешный Кикн (греч. “лебедь”) из сострадания был превращен Аполлоном в лебедя и со временем вознесен на небо в виде созвездия.
Колесница
Изобретение колесницы уходит корнями в Месопотамию III тысячелетия до н.э. Колесница была рассчитана на одного-двух человек, и запрягали в нее от одной до четырех лошадей: повозка, запряженная двумя лошадьми, называлась “бига”, тремя — “трига”, четырьмя — “квадрига”. Часто колесница находила применение в войнах, так как являлась быстрым транспортным средством на поле боя. Роскошные колесницы-квадриги использовались в церемониальных действах. Скульптурные изваяния квадриги Аполлона на фронтоне Большого театра в Москве и на Триумфальной арке в Берлине можно увидеть и сегодня.
РЕСТАВРАЦИЯ
ИСТОРИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ А.П.ЛОСЕНКО
ЛОСЕНКО Антон Павлович (30.07.1737, Глухов, Малороссия – 23.11.1773, Санкт-Петербург)
Живописец, рисовальщик, автор картин на исторические, библейские, мифологические сюжеты, портретист, педагог, основоположник отечественной школы исторической живописи.
1844 – отправлен певчим в придворный хор в Петербург. Первоначальные навыки рисования и живописи получил у художника Ольховского.
1753 – по распоряжению Елизаветы Петровны отдан в обучение к И.П.Аргунову.
Между 1753 – 1758 – копия с картины неизвестного европейского художника «Товий и ангел».
До сентября 1760 – репрезентативный портрет И.И.Шувалова, куратора Академии; изображение А.П.Сумарокова.
1760? 1763? – портрет Ф.Г.Волкова. По общему решению портрет не выходит за рамки барочной стилистики.
1760 – обучение в Париже под руководством Ж.Ресту (Младшего).
1762 – картина «Чудесный улов рыбы». Сложная многофигурная композиция является свободной копией одноименной картины французского живописца Ж.Жувене.
1764 – штудии человеческого тела «Лежащий натурщик», «Натурщик, сидящий на камне». Картина «Андрей Первозванный».
Многочисленные этюды и рисунки парижского периода утрачены.
1765 – картина «Жертвоприношение Авраама (Авраам приносит в жертву сына своего Исаака)». Сочетание барочной экспрессии с присущим классицизму стремлением к правдивой передаче идеальной натуры.
1 декабря 1765 – переезд в Рим. Прославился как блестящий рисовальщик.
1768 – два превосходных изображения обнаженных натурщиков – «Каин» и «Авель» (названия даны в XIX в.)
1768-1769 – копия на холсте фрески Рафаэля «Правосудие» в станцах Ватикана
1769 – возвращение в Петербург
1770 – картина «Владимир и Рогнеда». Это едва ли не самая первая в России картина на сюжет из отечественной истории, чем и обусловлено её особое место в истории русского искусства. По драматической коллизии и динамичной композиции работа ближе стилю барокко, нежели классицизму.
1772 – директор Императорской Академии Художеств. В числе учеников Лосенко были И.А.Акимов и П.И.Соколов.
1773 – картина «Прощание Гектора с Андромахой» (не завершена). Написана по заказу Екатерины II. До появления полотна Ф.А.Бруни «Смерть Камиллы, сестры Горация» (1824) картина Лосенко считалась эталоном исторической классицистической школы.
Главные работы:
«Портрет И.И.Шувалова» (1760, ГРМ)
«Портрет А.П.Сумарокова» (1760, ГРМ)
«Портрет Ф.Г.Волкова» (1760(?), 1763(?), ГРМ; гравирован Е.П.Чемесовым в 1764)
«Чудесный улов рыбы» (свободная копия одноименной картине Ж.Жувене (1705), 1762, ГРМ)
«Андрей Первозванный» (1764, ГРМ; гравирован И.А.Берсеневым в 1784)
«Жертвоприношение Авраама (Авраам приносит в жертву сына своего Исаака)» (1765, ГРМ)
«Каин» (1768, ГРМ; гравирован Г.И.Скородумовым)
«Авель» (1768; Харьковский ХМ)
«Зевс и Фетида» (1769, ГРМ)
«Владимир и Рогнеда» (1770, ГРМ)
«Прощание Гектора с Андромахой» (1773, ГТГ; эскиз – ГТГ).
______________________________________________________
Полный текст статьи чит. в книге: РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ. XVIII-XIX ВЕКА. Биографический словарь. Санкт-Петербург, 2008
В. Суриков «Меншиков в Березове» (1883)
В. Суриков «Меншиков в Березове»
Пожалуй, это одна из самых известных картин В. Сурикова
Картина действительно производит сильное впечатление и останавливает внимание зрителя внутренней силой персонажей. Особенно это касается фигуры А
Меншикова. Из истории мы знаем, что сподвижник Петра I был в своё время всесильным человеком – и вот он, постаревший, но не сломленный, сидит в тесной и тёмной избе. Волосы в беспорядке, подбородок не брит, но всё та же гордая осанка и сила духа. Рядом с ним — трое его детей. Перед нами настоящий шекспировский сюжет. Или русская поговорка о том, что нельзя зарекаться от сумы и от тюрьмы. История здесь показана в движении.
Литература
- Основное исследование
Каганович А. Л. Антон Лосенко и русское искусство середины 18 столетия / А. Л. Каганович. — М. : Изд-во Акад. художеств СССР, 1963. — 320 с., 60 л. ил.
- Дополнительные комментарии
- П. П. Гнедич. История искусств. — С.-Петербург: Издание А. Ф. Маркса, 1897. — Т. 3. — С. 428—430. — 720 с.
- Ильина Т. В., Станюкович-Денисова Е. Ю. Русское искусство 18 века. — М.: Юрайт. — С. 474—479. ISBN 978-5-9916-3527-1
- Словари и энциклопедии
- Большая иллюстрированная энциклопедия живописи. — М.: ОЛМА Медиа-Групп, 2011. — 305 с. — ISBN 978-5-373-03516-3.
- Сомов А. И. Лосенко, Антон Павлович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1896. — Т. XVIII. — С. 19.
- Эрнст С. Р. Лосенко, Антон Павлович // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб., 1914. — Т. 10: Лабзина — Ляшенко. — С. 701–702.
И. Левитан «Владимирка» (1892)
И. Левитан «Владимирка»
Казалось бы, какое отношение к истории может иметь простой сельский пейзаж, мастером которого был Левитан? На самом деле, Владимирка – это начальный каторжный этап, по которому арестанты в кандалах шли до пересылочной тюрьмы во Владимире, а дальше путь лежал в Сибирь. Владимирка — так в просторечии называли Владимирский тракт, грунтовую дорогу из Москвы на восток, в сторону Владимира, печально известную тем, что с XVIII века вдоль неё пеше-этапным порядком отправляли сосланных на каторгу в Сибирь заключённых. К концу XIX века, когда была написана картина, заключённых уже отправляли на поездах. Кажется, настроение картины совершенно безнадёжно: грязная разбитая дорога, низкие свинцовые тучи, бескрайняя и горестная Россия. Низкий горизонт подчёркивает бесконечность пути… Но надежда есть. И это впечатление подчёркивается маленькой церковью вдали и просветом у горизонта.
И. Левитан подарил эту картину Третьяковской галерее.
В. Суриков «Переход Суворова через Альпы в 1799 году» (1899)
В. Суриков «Переход Суворова через Альпы»
В. И. Суриков удивительно талантливо сумел показать подвиг народа и народного полководца. Хотя Суворов один гарцует на лошади, а остальные пешие, но он неотделим от народа. На картине много персонажей, все они разные, но всех объединяет одно дело. Спуск очень сложен, но движущаяся по скользкому обрыву группа солдат превращается в лавину, с которой врагу следует считаться.
Мастер батальной живописи В. Верещагин критиковал Сурикова за ошибки. По его мнению, конь не станет перед пропастью спокойно гарцевать. Но Суриков отвечал, что «уход от прямой фактологии нужен ему во имя художественной правды, которая «выше правды жизни»: штыки — чтобы подчеркнуть и усилить впечатление падения в пропасть, гарцующий конь — для привлечения внимания к фигуре полководца».
Лосенко Антон Павлович
Родился в украинской казачьей семье в 1737 г., рано осиротел. Когда ему было семнадцать его отправили в Санкт-Петербург в певческий хор при дворе.
В 1753 году «спавший с голоса», со способностями к рисованию был взят в художественную мастерскую на обучение под руководством художника И.П. Аргунова, где А.П. Лосенко получил превосходную подготовку. Так, пять с половиной лет спустя А.П.
Лосенко зачисляют в Академии художников. В Академии он получает должность подмастерья.
В 1760 г. направляется, как талантливый живописец в Париж для дальнейшего обучения. Здесь он учится у Ж. Рету и пишет историческую картину по евангельскому сюжету «Чудесный улов». В этой картине А.П. Лосенко сочетает классицизм с образом Христа, пронизанного мягкостью и человечностью.
Антон Павлович Лосенко создал галерею портретов современников: граф И.И. Шувалов, поэт А.П. Сумароков, актёр Я.Д. Шумский. Они были написаны в 1760 году. Позднее в 1763 году – портрет Ф.Г. Волкова. В них отражена сила духа и человечность изображённых им людей.
В Италии в 1766-1769 годах русский художник изучал античность, копировал картины Рафаэля. Здесь его работой стало полотно на античный сюжет «Зевс и Фтида»
Уделяя большое внимание строению обнажённого человеческого тела, создал такие картины «Авель» и «Каин». Художник хорошо передал анатомию человеческого тела в живописных оттенках, которые свойственны только живой натуре
Князь Владимир напал на Полоцк, убил отца и братьев Рогнеды, силой взял её в жёны. Картина запечатлела кульминационный момент, когда князь Владимир вторгся в покои Рогнеды и «невольно сочетался»с нею.
«Прежалостная судьба Рогнеды» в картине и образ Владимира, раскаявшегося в содеянном отражает высокие идеалы гуманизма века Просвещения.
Картина приносит ошеломительный успех, А.П. Лосенко становится не только академиком, а ещё получает назначение адъюнкт-профессором. В 1772 году – директором Академии художеств. Давал практические занятия ученикам, им был создан курс «Изъяснение краткой пропорции человека…» – пособие для следующих поколений художников.
Вторая историческая картина А.П. Лосенко «Прощание Гектора с Андрамахой», начал писать это произведение в 1773 году, к сожалению картина не была окончена. Этим объясняется некоторая эскизность образов. Снова Античный сюжет – «Илиада» Гомера. Картина вызывает патриотические чувства, её сюжет показывает готовность принести себя в жертву во имя Родины.
Патетичный образ Гектора и величавое суровое начало, гармоничная композиция и яркий колорит, наверное, так можно охарактеризовать произведение русского знаменитого художника.
Талантливый художник был вовлечён в академические и придворные интриги, что было чуждо А.П. Лосенко. Из письма скульптора Э.М. Фальконе Екатерине II: «Преследуемый, утомленный, опечаленный, измученный тьмою академических пустяков, Лосенко не в состоянии коснуться кисти; его погубят несомненно. Он первый искусный художник нации, к этому остаются нечувствительны, им жертвуют…»
Обещания императрицы перевести А.П. Лосенко в Эрмитаж не были исполнены. Художник погибает от бессилия и недуга.
Портрет актёра Ф.Г. Волкова
Портрет императора Павла I в детстве
Портрет актёра Я.Д. Шумского
Портрет поэта А.С. Сумаркова
Прощание Гектора с Андромахой
И. Крамской. Серия портретов Александра III
И. Крамской – известный русский портретист. Он создал галерею портретов выдающихся людей своего времени, в том числе писателей Л. Толстого, А. Грибоедова, Н. Некрасова, М. Салтыкова-Щедрина и др.
Возможно, в Александре III И. Крамской видел, кроме императора, ещё и собрата по живописи – известно, что Александр III увлекался живописью и сам неплохо рисовал. Сохранились акварели, написанные его рукой, например вот эта: «Морской пейзаж».
Александр III «Морской пейзаж»
Кроме того, Александр III коллекционировал картины русских художников, в том числе и передвижников. В его собрании были и работы И. Крамского. Это собрание впоследствии составило основу Русского музея императора Александра III (теперь Государственный Русский музей), открывшегося в 1898 г. в Михайловском дворце уже после смерти императора. О музее подробнее читайте на нашем сайте: Государственный Русский музей: история создания.
Крамской создал несколько картин, посвященных коронации императора и императрицы: «Причащение святых тайн государя императора», «Коронование государя императора Александра III в Успенском соборе Московского Кремля 15 мая 1883 г.», «Коронование государыни императрицы Марии Фёдоровны в Успенском соборе Московского Кремля», «Представление государю императору его императорским высочеством атаманов всех казачьих войск, войсковых депутатов».
И. Крамской «Представление государю императору его императорским высочеством атаманов всех казачьих войск, войсковых депутатов».
Портрет императора стал одной из последних работ художника. Полотно было заказано А.А. Половцовым — членом Государственного совета, меценатом, почетным членом Императорской Академии художеств. Он приложил много сил и собственных средств для развития отечественной культуры и искусства. После кончины государя А.А. Половцов передал его в дар музею Императора Александра III.
И. Крамской «Император Александр III»
Портрет создаёт объёмный и пластичный образ императора, его непоказную доброту и миролюбие. И действительно, особенностью царствования Александра III было отсутствие войн. За свою внешнюю политику он был прозван «миротворцем». В 1893 г. Александр III подписал франко-русскую военную конвенцию, чем обезопасил Россию от растущей агрессивности Германии.
В. Перов «Суд Пугачева» ( 1875)
В. Перов «Суд Пугачева»
В начале 1870-х годов В. Перов искал новую тему для серьезной работы. В 1872 г. он писал портрет В. Даля, который сопровождал А.С. Пушкина во время поездки в Оренбург, когда он собирал материал для «Истории Пугачева», и вполне возможно, что именно В. Даль натолкнул художника на этот сюжет. Первоначально Перов задумал серию из трех картин о Пугачёве, но работа остановилась только над одной из них.
Картина имеет явно антипугачёвский смысл. Она даже вызывает ужас перед всем изображённым: в центре картины кланяющийся в ноги Пугачёву человек и труп убитой жертвы. Чуть левее – помещик со связанными руками, к которому тянется калмык, чтобы схватить его за ворот. Возможно, он отказывается признавать в Пугачёве государя Петра III, и именно для него предназначена изображённая слева виселица…
Пугачев, в красном кафтане, сидит на крыльце, окруженный своими сообщниками. Лицо его не слишком выразительно – видимо, художник не ставил целью показать чувства и помыслы Пугачёва или просто у него это не получилось — картина осталась неоконченной… А вот передать обстановку полного беззакония и самоуправства, стихийного бунта ему удалось. Вспоминаются слова Пушкина: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!»
И. Репин «Арест пропагандиста» (1880-1889)
И. Репин «Арест пропагандиста»
И. Репин был первым художником, который обратился к теме народничества, пытаясь показать взрывоопасность это движения. Революционеры «Народной воли» предстают на полотнах Репина борцами, но в то же время очевидно их внутреннее одиночество: отправившись «в народ», они не чувствовали поддержки тех, ради кого они работали – русские крестьяне были равнодушны к пропаганде. Иногда они таких пропагандистов сами выдавали властям…Очевидно, такой момент и запечатлён художником.
Картина была задумана под впечатлением проходившего в Петербурге в 1878 г. политического «Процесса 193-х».
Каин и авель в картинах д. дюпре и а. п. лосенко (описание)
К легенде о Каине и Авеле обращались многие художники
Все они сосредоточивали внимание зрителей на сцене убийства
Этот сюжет итальянский художник Джованни Дюпре воплотил в скульптурной группе «Каин» и «Убитый Авель». Зловеще выражение лица Каина.
Он смотрит туда, где только что им было совершено преступление. Ни тени раскаяния, ни мольбы о пощаде не чувствуется во властном жесте его руки и твёрдой поступи.
Он как символ проклятия роду человеческому и на Земле преследует первых людей.
Другая фигура — распростёртый на земле мёртвый Авель. В муках искривлено его тело, безжизненно откинуты назад руки.
Его гордая голова с прекрасными пышными волосами вызывает одновременно восхищение и усиливает горечь утраты.
Среди работ русских художников на этот сюжет можно выделить картины Антона Павловича Лосенко «Каин» и «Авель». Никто до Лосенко не рисовал Авеля и Каина раздельно, он же создал два полотна, две самостоятельные картины, тематически связанные между собой.
В картине «Авель» мы видим упавшего навзничь человека с искажённым мукой и страданием лицом. Опущены его веки, крик боли и отчаяния замер в открытых устах.
Он показан художником в сложном диагональном ракурсе. Его побледневшее, но всё ещё прекрасное тело, со сведёнными судорогами мышцами, полно внутреннего движения.
Яркая красная ткань, напоминающая цвет пролитой крови, призвана усилить впечатление страдания. Этой же цели служат и другие художественные детали картины: контрасты светлых и тёмных бликов, отсутствие пейзажа, который лишь угадывается в общей композиции (кусочек земли, камень).
А «Каин»? Перед нами совершенно другой художественный образ.
В общем движении фигуры, жесте руки, в приоткрытом рте чувствуются взволнованность и страх. Если Авель целиком «раскрыт» зрителю, то Каин, наоборот, «замкнут».
Тень, падающая на лицо Каина, почти скрывает его от нас, отчего образ приобретает ещё большую выразительность. Тень подчёркивает злые помыслы и тёмное начало, владеющее душой Каина.
Обе картины были восторженно приняты русской публикой. Они долго служили эталоном для работ молодых, начинающих художников.