Анализ картины оттепель васильева. фёдор васильев «оттепель». описание картины федора васильева «оттепель»

Лес физический и метафизический: почему пейзажи куинджи — не просто природа

Осенняя распутица

Картина была создана в 1872 году.

Поздняя картина живописца «Осень. Туман» служит своеобразным отражением полотна «Осенняя распутица». Место, где написано произведение, неизвестно.

В годы его создания автор примыкал к обществу художников-передвижников, поэтому в целом картина писалась по принципам, которые они использовали в живописи.

Искусствоведы называют пейзаж жанровым, именно он принес Куинджи звание классного художника.

На нем изображена повозка, запряженная лошадью, которая пытается преодолеть размытую дождем дорогу, одиноко стоящее дерево, люди, вдали виднеется поселение.

Рисуя пейзаж, автор использовал серые холодные тона, чтобы как можно реалистичнее передать ощущение осенней непогоды.

Живописное творчество

Художественную академию Архип штурмовал два года подряд, но добиться успеха не получилось. Тогда юное дарование решился подступиться с практической стороны. Художник выставил на Академической выставке свою картину «Татарская сакля». Полотно отметили званием «неклассный художник». Только Архипа такой ответ не устроил, и художник просил допустить до учебы вольнослушателем. Наконец, к 1868 году мечта Архипа осуществилась.

Тогда Архип тесно общался с Ильей Репиным и Виктором Васнецовым. Под влиянием соратников создал несвойственные ему сумрачные пейзажи. К слову, на выставках они пользовались успехом. С 1870 года художник часто работал на острове Валаам. Тому времени посвящены: «Ладожское озеро»; «На острове Валааме». К слову, последняя удостоилась похвалы Крамского. Ее же купил Павел Третьяков.

Картина «Снег», обладатель бронзовой награды, была написана в 1873 году. Романтично-восторженный период начался с 1875 года. Первой стала работа «Украинская ночь». В творчестве художника появляются новые яркие цвета. Картины становились радостными, жизнеутверждающими. К 1879 году Архип Иванович распрощался с товариществом передвижников. Вскоре была закончена трилогия: «Север», «Березовая роща», «После дождя».

Интересно! В 1880 году Куинджи организовал выставку одного полотна. К вниманию публики была предложена «Лунная ночь на берегу Днепра». Работа висела в темном помещении, вообще лишенном освещения. Освещалось только произведение. Свечение луны было таким натуральным, что гости пытались искать источник света за полотном.

Летом 1882 года пейзажист организовал выставку двух произведений: «Березовая роща» и «Лунная ночь на Днепре». Затем на протяжении 20 лет никаких выставок не устраивал, Архип просто творил. Лишь в 1901 году художник вынес на суд небольшой аудитории несколько новых работ. Наиболее запоминающейся стала картина «Христос в Гефсиманском саду».

Самая загадочная картина Куинджи

В биографии Архипа Ивановича Куинджи немало загадок. Неизвестна даже точная дата его рождения, 1842 год считается наиболее вероятной.

Он появился на свет в бедной семье грека-сапожника в предместье Мариуполя. Вскоре осиротел, с шести лет стал трудиться пастухом, учился мало, не было возможности, зато постоянно старался рисовать. Талант и труд помогли подняться на вершину славы. Так, как он, тогда не писал никто, каждая новая работа становилась сенсацией, вызывала у публики бурю эмоций, и не только восторженных. Илья Репин называл его гениальным пейзажистом, новатором, художником света. Этот поразительный свет на полотнах Куинджи до сих пор не разгадан.

Удивительным в жизни Куинджи стал и тот факт, что на пике славы он перестал показывать свои картины, участвовать в выставках и уехал в Крым. Это случилось в 1882 году. Только многие годы спустя, осенью 1901 года, он приоткрыл завесу таинственности в своей мастерской, чтобы показать картину, над которой трудился в уединении, «Христос в Гефсиманском саду».

Не икона, но и не реализм

Это единственная работа мастера, созданная на определённый сюжет, и единственная его картина, на которой изображена человеческая фигура.

Евангелие рассказывает о том, как Христос после Тайной вечери пришёл в Гефсиманский сад, чтобы помолиться в преддверии ареста и казни. «…И был пот Его, как капли крови, падающие на землю». В самые трудные минуты Ему являлся ангел, чтобы укрепить. Там, в саду, Спасителя схватили стражники, приведённые Иудой. Ничего этого на картине нет. Не раскрытие сюжета привлекало художника. Его целью было иное.

Куинджи пишет Иисуса Христа не канонически, но и не так, как художники-реалисты. Иисус на полотне не имеет конкретных человеческих черт. Его образ строится на борьбе света и тьмы. Христос — Бог, который приходит в мир, как свет. Но, как сказано в Евангелии от Иоанна, люди более возлюбили тьму, потому что дела их были злы. В противопоставлении света и тьмы — смысл картины.

«…И тьма не объяла его»

Первыми полотно увидели друзья Куинджи — узкий круг ценителей, которых он пригласил в мастерскую. Среди них были великий Дмитрий Менделеев с супругой и известный журналист, критик, издатель Иероним Ясинский, написавший восторженную статью «Магический сеанс у А.И.Куинджи»: «Опять собрался в складки чёрный коленкор — и мы увидели тёмный густолиственный кедровый и масличный сад на горе Елеонской с яркой тёмно-голубой прогалиной посредине, по которой, облитый тёплым лунным светом, шествовал Спаситель мира. Это — не лунный эффект, это — лунный свет во всей своей несказанной силе, золотисто-серебряный, мягкий, сливающийся с зеленью дерев и травы и проникающий собою белые ткани одежды. Какое-то ослепительное, непостижимое видение…»

Картина зрителей поразила. Она была не похожа на работы современников, обращавшихся к библейской теме. На полотнах Крамского, Поленова, Ге Христос представал как человек страдающий, молящийся, размышляющий.

Куинджи подошёл к образу по-иному, без описательности, с предельным лаконизмом. Каждая деталь у него обретает символический смысл. Мастер использует свой коронный приём, основанный на сопоставлении освещённых и затемнённых пространств. Одинокая фигура Христа светится, и это свечение словно исходит от самого Спасителя. За деревьями во мраке скрываются фигуры пришедших за ним легионеров. «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его».

Духовное завещание

Куинджи не объяснял своё творчество, не давал авторских интерпретаций. После него практически не осталось архива: он не вёл дневников, почти не писал писем. Поэтому картина с Христом, входящим в тёмную аллею сада, остаётся самой загадочной в его наследии. И мы вправе трактовать её по-своему. Возможно, он хотел сказать и то, что каждого из нас, живущих, ожидает впереди свой Гефсиманский сад и своя Голгофа. Достойно встретить их — вот духовное завещание Куинджи.

Елена Дмитриева, «Крестовский мост»

Самые дорогие полотна Куинджи

При жизни Куинджи получал за свои работы внушительные суммы, в том числе от царских особ и мецената П. Третьякова. Не снизилась их ценность и сегодня. Самой дорогой картиной, ушедшей с официальных торгов, считается одна из версий описанного выше полотна «Березовая роща». Этот вариант мастер написал специально для промышленника П. Демидова, но по неизвестной причине их сделка не состоялась, как и еще одна попытка продать холст предпринимателю К. Солдатенкову. В итоге его приобрел коллекционер Ф. Терещенко, а спустя годы картина была обнаружена у одного из коллекционеров в Нью-Йорке. В 2008 году ее выставили на известный аукцион Sotheby`s с оценкой 2-3 млн долларов. С молотка творение Куинджи ушло за 3,1 млн долларов.

Другие известные картины мастера также могли бы претендовать на сумму в миллион долларов и более, но большинство коллекционеров не торопятся расставаться со своими картинами Куинджи. Зато мошенники уже много раз делали попытки похитить дорогие полотна художника из музеев. Так, в начале 2019 года один из посетителей Третьяковской картины, под видом работника музея просто подошел, снял со стены картину «Ай-Петри. Крым», вытащил ее из рамы и спокойно вынес из музея. Прямо как в фильме «Старики-разбойники»! Как и в кино, ее пропажу могли не заметить не только на следующий день, но и до конца проходящей выставки. Но по стечению обстоятельств, в это же время в музее находилась полиция, вызванная по поводу украденной шубы. При просмотре камер пропажу сразу заметили, а картину уже на следующий день удалось вернуть в музей.

Интересно, что страховая стоимость похищенной картины составляет около 12 млн рублей (около 180 тысяч долларов). Судебная экспертиза определила стоимость картины в 20 млн рублей, которые пришлось выплатить похитителю. В то же время эксперты полагают, что на аукционах картину могли бы выставить с оценкой 1-2 млн долларов.

Среди других похищений назовем кражу в 1980 году в Куйбышевском художественном музее картин «Море» и «Облако», похищение в 2001 году из Челябинской галереи работы «Развалины в степи» и «На закате», пропажу в 2017 году этюда «Днепр» и другие.

Что касается других уходов картин Куинджи, то среди них назовем такие. Это произведение «Русский пейзаж», проданное за 392 тысячи долларов, картина «Перед грозой» (цена продажи 221 тыс. долларов), холст «Украинская ночь» (цена продажи 213 тыс. долларов), полотно «Поместье у озера лунной ночью» (продана за 90 тыс. долларов).

Мастер дивного света Архип Куинджи не всегда был принят публикой, но это не отвратило его от дела жизни. Благодаря такой стойкости духа и верности своим взглядам, художник оставил потомкам большое наследие удивительных картин. Эти полотна и сегодня заставляют зрителей подолгу всматриваться в них, а ценителей искусства мечтать заполучить их в свои коллекции.

Успехи в творчестве и личной жизни

Присоединившись к передвижникам, художник получил больше возможностей для демонстрации своих картин. К тому же, он теперь мог зарабатывать на своем творчестве. Благодаря им, молва о таланте Куинджи разнеслась по всей России. Вера Лагутенкова – кандидат искусствоведения – про товарищество передвижников:

Первая картина художника, которую Павел Третьяков купил для своей галереиА.И.Куинджи «На острове Валааме», 1873 годМестонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

За картину «Снег» Архип Иванович был удостоен бронзовой медали на международной выставке, которая проходила в Лондоне. 1875 год ознаменовался для Куинджи поездкой во Францию, где он подготовился к своей свадьбе, заказав костюм для церемонии.

В Мариуполе молодой художник обвенчался с дочерью местного купца. Невесту Архипа Ивановича звали Вера Леонтьевна Кечеджи-Шаповалова. Эту девушку он полюбил ещё давно, будучи совсем юным. Свадебное путешествие молодых совершилось на любимый остров Валаам.

В 75-м году Куинджи написал картину «Степи», а год спустя из-под его кисти вышла «Украинскую ночь». Эти картины были восторженно приняты публикой, на них художник потрясающе распределил свет. Техника Куинджи стала новым веянием в русской живописи.

В 1878 году живописец отметился на парижской Всемирной выставке. Его картины и там вызвали восхищение у искушенной публики. Французский критик Дюранти высоко оценил работы русского художника, отметив, что ему присуща оригинальная национальность в творчестве.

В том же 78-м году Куинджи начинает писать «Вечер на Украине» – картина, которую художник завершит лишь спустя 23 года. Увлекшись изучением импрессионизма, в 79-м году Архип Иванович создает серию картин, в которых улавливаются приемы, применяемые импрессионистами. Это были картины «Север», «Берёзовая роща», «После дождя».

А.И.Куинджи «Вечер на Украине», 1878 год, частично доработана в 1901 годуМестонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Личная жизнь

Архип впервые влюбился в 17 лет. Это была любовь на всю жизнь. Со своей избранницей, Верой Кетчерджи-Шаповаловой Архип познакомился в доме ее отца. Тот был зажиточным купцом. Брать в зятья босяка никак не планировал. Однако дочь стояла на своем. Сказала, как отрезала: «Если не за Архипа, то только в монастырь».

Влюбленный Архип на это согласился. Чтобы заработать требуемую сумму, художник направился опять в Северную столицу. Прошло время, жених вернулся с деньгами. Отец Веры такой вариант не предугадал, отдавать дочь за Архипа не хотел и потребовал увеличить выкуп. Молодой человек был вынужден опять податься на заработки. Огромным усилием к 1875 году нужная сумма была собрана. Наконец Архип и Вера связали свои судьбы. После бракосочетания, художник написал портрет суженой.

Свадебный вояж молодожены совершили на остров Валаам. Поездка молодых чуть не закончилось трагедией. Разразился жуткий шторм, но молодые остались живы. Они посчитали это знамением неба: если Господь оставил им жизни, следует использовать их во имя добра.

Архип очень много трудился. Из-под кисти пейзажиста выходили произведения непрерывно. Работа была востребована. Достаток семьи стал более чем приличным. Однако молодые жили скромно. Почти все деньги раздавали неимущим. В трех квартирах, принадлежащих супругам, проживали нуждающиеся друзья.

Кстати, Вера была талантливой пианисткой, однако посвятила себя мужу. Не жалея рук, самостоятельно вела хозяйство: готовила, убирала только сама. К драгоценностям женщина была равнодушна. Господь супругам детей не дал. Жена пережила художника на десять лет.

Уединение на пике славы

После июньской выставки 1882 года, где были представлены «Лунная ночь на Днепре» и «Берёзовая роща», художник вдруг решает отдалиться от шумихи и погрузиться в работу не для публики. В эти годы Куинджи неустанно пишет, меняя стилистику, ищет новые составы для грунта и красок, ориентируясь на их устойчивость к свету и влажности воздуха.

В 1886 году художник приобрёл большой участок в Крыму, где был построен дом. Здесь, у моря и гор, Куинджи черпал вдохновение, сюда привозил своих учеников. В 1888 году посетил Кавказ, которым был чрезвычайно очарован.

Годы уединения оказались очень продуктивными: написано около пятисот живописных и трёхсот графических работ. Оформилась главная особенность пейзажей Куинджи: они стали не только романтичными, но и философскими.

Литература

  • Асафьев Б. В. Русская живопись. Мысли и думы.— М.—Л.: Искусство, 1966.
  • Боткина А. П. Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве.— М.: Искусство, 1993.— 371с.— ISBN 9785210025500.
  • Дюженко Ю. Ф. Ф. А. Васильев.— Л.: Художник РСФСР, 1973.— 72с.— (Массовая библиотека по искусству).
  • Мальцева Ф. С. Федор Александрович Васильев.— М.: Искусство, 1984.— 272с.
  • Мальцева Ф. С. Мастера русского пейзажа. Вторая половина XIX века. Часть 2.— М.: Искусство, 1999.— 136с.— ISBN 9785210013439.
  • Манин В. С. Русский пейзаж.— М.: Белый город, 2001.— 632с.— (Энциклопедия мирового искусства).— ISBN 5-7793-0293-6.
  • Матвеева Е. А. Федор Васильев.— М.: Белый город, 2009.— 48с.— ISBN 978-5-7793-1264-6.
  • Новоуспенский Н. Н. Федор Александрович Васильев.— М.: Изобразительное искусство, 1991.— 160с.
  • Ткач М. И. Энциклопедия пейзажа.— Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.— 350с.— ISBN 978-5-948-49136-3.
  • Фёдоров-Давыдов А. А. Ф. Васильев.— М.: Изогиз, 1937.— 244с.
  • Фёдоров-Давыдов А. А. Русский пейзаж XVIII — начала XX века.— М.: Советский художник, 1986.— 304с.
  • Чурак Г. С. Федор Васильев.— М.: Белый город, 2000.— 64с.— ISBN 5-7793-0221-9.
  • Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук, Л. И. Иовлева.— М.: Красная площадь, 2001.— Т.4: Живопись второй половины XIX века, книга 1, А—М.— 528с.— ISBN 5-900743-56-X.
  • Государственный Русский музей — Живопись, XVIII — начало XX века (каталог).— Л.: Аврора и Искусство, 1980.— 448с.
  • Крамской об искусстве / Т. М. Коваленская.— М.: Изобразительное искусство, 1988.— 176с.— ISBN 5-85200-015-9.

Дарьяльское ущелье. Лунная ночь

Полотно создавалось на протяжении пяти лет, с 1890 по 1895 годы. На нем изображено ущелье, носящее название Дарьяльское, располагающееся на реке Терек, на востоке от горы Казбек. По дну ущелья течет река, скалы вокруг уходят в высоту.

При написании полотна живописец использовал контрастные, яркие мазки, которые визуально создают объем из света и тени.

С помощью этой техники автор произведения сумел передать прохладу ночного воздуха ущелья, создать атмосферу тишины и умиротворения.

На картине заметны два ярких пятна, это луна и ее отражение в тихой воде реки. Они не нарушают спокойствие изображения, наоборот, уравновешивают тишину.

Сочинение по картине К. П. Брюллова «Портрет сестер Шишмаревых»

Пожалуй, начну со сведений о самом авторе картины. Карл Павлович Брюллов жил в период начала 19 века. Этому грандиозному русскому художнику были доступные глубочайшие знания в живописи, он хорошо овладел рисунком и акварелью. Все творчество Брюллова можно подразделить на две художественные направленности: огромные исторические полотна и не очень большие картины, сочетающие великолепное исполнение и непосредственность. Но самое главное, самое значимое в творчестве русского художника – это его грандиозные портреты, одним из которых и является

“Портрет сестер Шишмаревых”.

Картина “Портрет сестер Шишмаревых” удивляет меня своей необыкновенностью. В самой средней точке картины я различаю двух прекрасных молодых девушек, которые спокойно и равномерно спускаются по шикарным ступенькам роскошной лестницы. К лестнице привязаны скакуны, готовые в любую секунду ринуться в путь, об этом мне говорят их приподнятые мощные ноги. Справа от девушек бежит собака, жаждущая, чтобы с ней поиграли. Возле лошадей виден мужчина, который видимо придерживает лошадей, до отбытия милых дам. На заднем фоне я вижу роскошный сад и прекрасный дом, что говорит

о благополучии этих дам. Также я не могу пропустить то, во что одеты девушки. Прекрасные бархатные платьица, милые шляпки, тонкие платочки, развивающиеся на ветру вуали – всё это говорит о высоком социальном статусе девушек. Все эти детали не заставляют грустить меня, а наоборот – они придают картине большой оптимизм.

Очень поражают выбранные Брюлловым цвета. Светло-синие цвета передают глубочайшую чистоту неба. Светло-коричневые краски – приукрашивают лестницу, а больше всего меня поразили те краски, которые автор использовал для создания лошадей: это белые краски, которые подчеркивают изящество и грациозность лошадей.

В общем, хочу сказать, что я не остался равнодушным к этому портрету, так как от него исходит некоторое умиротворение и роскошь, также отчетливо чувствуется беззаботность и безмятежность.

«Волжские лагуны», 1870 год

Картина «Волжские лагуны» привлекла большой интерес на посмертной выставке картин Фёдора Васильева. Фото: Public Domain

В 1870 году 20-летний Федор Васильев отправился в путешествие по Волге вместе со своими художниками Ильей Репиным и Евгением Макаровым. Годы спустя Илья Ефимович в своей книге «Далекое близкое» писал, что молодой человек поразил спутников своей манерой работы и стал для старших товарищей «превосходным учителем»: «Не прошло и недели, как мы взапуски, рабски под-ражали Васильеву и до обожания верили ему. Этот живой блестя-щий пример исключал всякие спо-ры и не допускал рассуждений; он был для всех нас превосходным учителем».

По его словам, «его тон-ко заостренный карандаш с быст-ротой машинной швейной иглы черкал по маленькому листику его карманного альбомчика и обрисо-вывал верно и впечатлительно це-лую картину крутого берега с по-кривившимися над кручей доми-ками, заборчиками, чахлыми де-ревцами и остроконечными коло-кольнями вдали…»

Этюды, сделанные во время поездки, в дальнейшем послужили основой для нескольких картин, в том числе «Волжские лагуны».

В будущем полотно попало в собрание Павла Третьякова. Он забрал ее после посмертной выставки картин художника в 1874 году в счёт долга, который Васильев не смог выплатить меценату из-за своей болезни и смерти.

О работе:

На картине «Поле маков», представленной на первой выставке импрессионистов, изображены жена Моне Камилла и их сын Жан в поле неподалёку от дома в Аржантёе. Как и на многих других работах Моне, Камилла нарисована с зонтиком в руке, и его изящные очертания придают картине особое впечатление.

Желая передать ощущение движения, Моне добавил вторую пару фигур (моделями для которой также послужили Камилла и Жан) на вершине холма. Они соединены с фигурами на первом плане едва заметной пробегающей по траве тропинкой.

Моне писал «Поле маков» на пленэре, на небольшом переносном холсте. Хотя картина передает естественное, спонтанное ощущение, она тщательно скомпонована. Это выражается не только в том, что художник дважды повторил на ней фигуры, но и выбором ракурса, который установлен таким образом, что яркие маки, заполняющие левую часть композиции, расположены по диагонали, вдоль которой идут Камила и Жак, словно выходя при этом за рамки картины. Насыщенный цвет и движение, которым наполнен этот участок картины, находится в выверенном контрасте со спокойными тонами правого верхнего края полотна, где терракотовая крыша дома искусно связывает задний план с передним планом композиции.

Однажды Моне признался, что две самые большие страсти в его жизни — это живопись и садоводство. Когда он писал цветы, обе эти страсти объединялись. В «Поле маков», как и на многих других своих полотнах, Моне наслаждается дикорастущими, яркими цветами. Известны несколько прекрасных натюрмортов Моне со срезанными цветами, однако больше всего он любил писать цветы, росшие в его садах, сначала в Аржантёе, а позже в Живерни.

В 1871 году Моне вместе с семьёй переехал в Аржантёй, чтобы обрести там свой первый дом и свой первый сад. Однако главной страстью в жизни художника стал его сад в Живерни. Моне подбирал цветы для своего сада так, чтобы они располагались в определённом порядке, были контрастными по окраске и цвели круглый год. В своём саду он развел множество необычных цветов.

Человек или Бог

В период затворничества в работах художника, в которых представлена тематика леса, появляется еще один интересный мотив. Развитие мысли Куинджи можно зафиксировать на картинах «Солнечный свет в парке» и «Солнечный день в лесу» (1890-х годов). «Солнечный день в парке» дает нам возможность соприкоснуться со светом вне условностей обыденной жизни:

Солнечный свет в парке. Архип Куинджи. 1898-1908 годы

На втором, похожем полотне смысловым центром выступает не свет, а некая фигура, которая притягивает к себе наше внимание:

Солнечный день в лесу. Архип Куинджи. 1890-ые годы

Однако известно, что люди на полотнах Куинджи, посвященных природе, практически не встречаются. В редких случаях можно увидеть только намек на существование человека — например, лесную дорожку. Но тогда что это за фигура? Возможно, странник или просто прогуливающийся по лесу человек. Впрочем, мне кажется, что можно сделать другое предположение: этот путник — Бог.

Странник в русской народной традиции, с которой Куинджи был несомненно знаком, зачастую понимается как Христос. Знаменитый русский собиратель фольклора второй половины XIX века Александр Афанасьев писал: «По народным сказаниям, Спаситель вместе с апостолами и теперь, как некогда…, ходит по земле, принимая на себя страннический вид…»

Это поверье отразилось и в народных пословицах и поговорках. Владимир Даль приводит в пример такие: «В окно подать — богу подать», «Просит юродивый, а подаешь богу». Проник этот мотив и в русскую поэзию. Читаем у Тютчева:

Удрученный ношей крестной,Всю тебя, земля родная,В рабском виде Царь небесныйИсходил, благословляя.

У Есенина в стихотворении «Не ветры осыпают пущи…»:

И в каждом страннике убогомЯ вызнавать пойду с тоской,Не Помазуемый ли БогомСтучит берестяной клюкой.

И может быть, пройду я мимоИ не замечу в тайный час,Что в елях — крылья херувима,А под пеньком — голодный Спас.

А есенинское стихотворение «Чую радуницу Божью…» вообще можно прочитать как пояснение к полотну Куинджи:

Между сосен, между елок,Меж берез кудрявых бус,Под венком, в кольце иголок,Мне мерещится Исус.

Он зовет меня в дубровы,Как во царствие небес,И горит в парче лиловойОблаками крытый лес.

Смысловой центр картины «Солнечный день в лесу» — фигура путника, но рядом с ней также расположен и световой центр полотна, то место, где художник собрал максимальное количество света.

Мотив встречи Бога в лесу находит развитие в знаменитой картине «Христос в Гефсиманском саду» (1901), где фигура Иисуса также является смысловым и световым центром (а сад в христианской традиции — это и есть переосмысленный лес):

Христос в Гефсиманском саду. Архип Куинджи. 1901 год

Таким образом, в лесу, где теряются все привычные рационалистические ориентиры, человек встречает Бога. И этой встрече две другие — с тайной общения земли и неба и с истинным светом — никоим образом не противоречат.

Квартира-музей Куинджи

Если тяга к прекрасному неистово сильна – посетите квартиру-музей Куинджи в Санкт-Петербурге. Ведь там — подлинные вещи мастера, дух времени и невероятная атмосфера. Здесь всё также скрипит пол и на стенах висят фотографии. Куинджи жил на Биржевом переулке в двухэтажной квартире. Кстати, очень скромной по тем меркам. Но не в роскошном убранстве сила, сколько в излучении света этой квартиры. Самым большим источником света служило огромное окно на втором этаже. Именно в этой мастерской с тем самым окном были созданы многие шедевры мастера цветопередачи. На экскурсии можно прослушать аудиогид, посмотреть небольшой фильм о Куинджи. Конечно же, увидеть воочию некоторые картины и работы его выдающихся учеников. Сохранили мебель в гостиной, кабинет его жены, даже завещание художника. Но всё затмевает собой мастерская. Вам не захочется уходить оттуда. Ведь это возможность соприкоснуться с миром гения. Видеть то, что видел он.

Личная жизнь

Первой и последней любовью в биографии Куинджи была купеческая дочь Вера Кетчеджи-Шаповалова, которую он полюбил еще в 17-летнем возрасте. Молодые люди мечтали быть вместе, но отец девушки не хотел выдавать дочь за бедняка.

Отец согласился дать свое благословение на брак, если Куинджи представит ему 100 золотых монет. Чтобы заработать столько денег, художник отправился в Петербург. В результате ему удалось насобирать оговоренную сумму и привести ее будущему тестю.

Однако отец девушки заявил, что хочет больше денег. Куинджи ничего не оставалось, как вновь ехать в Петербург. Там он много работал и часто не доедал, однако смог накопить нужную сумму.

В 1875 г. молодые люди узаконили свои отношения и отправились в свадебное путешествие на Валаам. Во время поездки на море начался шторм, вследствие чего супругам только чудом удалось выжить. После этого эпизода они заключили, что раз Бог не допустил их смерти, им следует направить свою жизнь на добрые дела.

Архип Куинджи и его жена Вера Кетчерджи–Шаповалова

После свадьбы Куинджи испытывал невероятный творческий подъем. Его картины быстро раскупались, благодаря чему молодожены жили в достатке. Тем не менее, они вели простой образ жизни и не стремились к роскоши.

Архип вместе с женой нередко помогал перспективным художникам и нищим, и даже купил в Петербурге 3 дома, в которых поживали их знакомые.

Супруга живописца никогда не требовала от мужа дорогих подарков, а также не нуждалась в прислуге. Женщина самостоятельно занималась уборкой дома и готовила еду. Детей в семействе Куинджи не было.

Лунная ночь на Босфоре (1884)

Полотно написано Айвазовским в 1884 году. На нем живописец изобразил знаменитый пролив в Босфор в лунную ночь. Спокойствие и безмятежность глади моря создает особое настроение. Картина написана невероятно реалистично. Можно смотреть на нее и представлять, как гуляешь по пристани и любуешься лунным светом.

Маленькие лодки рыбаков безмятежно плавают среди мирно спящих бригантин. На заднем плане мы видим, что к пристани приближается корабль. Полнолуние позволяет нам видеть пролив и горы. Которые его окружают.

Айвазовский с особым мастерством изображает ночное небо, свет луны, гладь моря и блики. Море обладало особенной притягательностью. Художник умело переносит на холст дыхание и движение пейзажа моря.

Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Выставки с единственным экспонатом

Следующие полгода художник работал над самым известным своим полотном «Лунная ». В процессе работы над этим уникальным произведением художник Куинджи проявил себя и как химик: подбирал новые составы красок, добавлял в них химические элементы. Целью были поиски эффектных тонов и оттенков, дающих глубину и иллюзию свечения. И это мастеру удалось. Осенью 1880 года состоялось небывалое событие: выставка, на которой было представлено одно-единственное полотно. Причём, автор уникальным образом представил картину: в тёмном зале с единственным источником света – лампой, направленной на картину. Это была сенсация! Улица, где располагалось Общество поощрения художников (в этом здании проходила выставка), в течение октября-ноября была запружена каретами, пролётками и толпами народа. Многие приходили полюбоваться чудом не раз.

В 1881 году живописец повторил успех прошлого года: на этот раз единственным экземпляром выставки стало произведение «Берёзовая роща». Представленная в 1882 году картина «Днепр утром» на удивление не имела такого ажиотажа.

[править] Источники

  1. ↑ 1,01,11,2 И. И. Шишкин (1832—1898) // Рожь
  2. ↑ 2,02,12,22,32,4 Описание картины Шишкина. Рожь
  3. ↑ 3,03,13,23,3 Ivan Shishkin. Rye.
  4. ↑ 4,04,14,2 Коллекция: мировая художественная культура; автор Пелевин Ю. А.
  5. ↑ 5,05,1 Иван Иванович Шишкин. Рожь (1878)
  6. ↑ 6,06,16,2 Картина Рожь И. И. Шишкин
  7. ↑ 7,07,17,2 Описание картины И. И. Шишкина «Рожь»
  8. ↑ 8,08,18,28,38,48,5 Галерея картин Шишкина. Страница 43
  9. Русская живопись // Васильев Федор Александрович (1850—1873)
  10. ↑ 10,010,1 Рассказы о шедеврах живописи // Шишкин И. «Среди долины ровныя…»
  11. ↑ 11,011,1 Шишкин Иван Иванович. 1832—1898
  12. Описание картины Ивана Шишкина «Рожь»
  13. И. И. Шишкин — Рожь (сочинение по картине)
  14. ↑ 14,014,1 Богатство русской земли
  15. Рожь (Иван Шишкин)
  16. 1881 Саврасов А. К. «Рожь»
  17. Алексей Кондратьевич Саврасов. Рожь. 1881
  18. Саврасов // Рожь (1881)
  19. Шишкин Иван Иванович (1832—1898) Рожь
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: