Аристарх лентулов (1882-1943) — краткая биография

ГЛАВА 3. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ КОПИИ КАРТИНЫ

Этап 1. Разметка границ картины.

Я взяла акварельный лист А4, и наметила на нем границы. Они существуют для того, чтобы более точно наметить основу для работы и примерно представлять где и как размещать фигуры. (ПРИЛ. 2, Рис. 1)

Этап 2. Набросок основных фигур.

Слегка видимыми линиями я представила общую картину в фигурах и наметила основу. Это делается для того, чтобы в дальнейшем не терять пропорции и четко детализировать на данной основе. (ПРИЛ. 2, Рис. 2)

Этап 3. Детализирование.

Аккуратно тонким грифелем я начала прорисовывать детали. Обязательно не упускать ни одной малейшей детали. (ПРИЛ. 2, Рис. 3)

Этап 4. Преображение в цвет.

Наконец, закончив с карандашом, я беру кисти в руки и начинаю добавлять цвета. Большинство цветов я получила, смешивая краски. Сначала я добавила красок на фон, а потом на высохший лист начала добавлять цвета на церковь и ее детали. (ПРИЛ. 2, Рис. 4)

Вывод по главе 3:

Я написала эту работу в 4 этапа. 1 этап – Наметка границ. 2 этап – набросок основных фигур. 3 этап – детализирование. 4 этап – преображение в цвет.

Я использовала акварель «Сонет», в данном случае 10 цветов. Кисть толстую, плоскую, а также тонкую плоскую. Работа выполнена на акварельном листе А4.

Творчество Лентулова

Аристарх Лентулов много работает. К примеру, он создаёт яркие натюрморты, хотя сам не особо любит этот жанр. Много занимается портретом. Тут не обошлось без оглядки на классические образы, подтверждением чему служит «Портрет Е.С. Карезиной» (1923). К концу жизни он создал целую галерею портретов творческой интеллигенции, таких, как «Потрет художницы Т.А. Оранской» (1941). Однажды во время дискуссии о месте портрета в современной живописи, он подчеркнул: «Я считаю портрет произведением искусства только в том случае, если художник передал своё переживание от данного объекта».

Живописец сумел пройти путь от кубофутуристического портрета до создания реалистических глубоко психологических образов. Кроме того, он создаёт неплохие пейзажи, один из которых «Ай-Петри» считается самым удачным пейзажем того времени.

В конце 1917 года Лентулов пишет картину «Тверской бульвар», где в условной форме пытается передать атмосферу своего времени. «Я сам к октябрьской революции подошёл с очень большим восторгом и волнением». Однако особенной страницей в его творчестве стали восторженные красочные гимны праздничной причудливой русской архитектуре.

А ещё своим современникам он хорошо известен как театральный художник и художник-оформитель. В 1918 году на сцене Большого театра в дни октябрьских торжеств на созданном художником фоне был сыгран «Прометей» Александра Скрябина. Трудился он и в Московском камерном театре с Александром Таировым над постановкой «Демона». Следующей его работой были сказки Гофмана в театре имени Комиссаржевской.

Ему доверяют оформление Театральной площади к празднованию первой годовщины Октябрьской революции.

Становление мастера

Дабы выучиться академическому рисунку и живописи, Лентулов поступил в Пензенское художественное училище. Но провинциальное заведение едва ли могло гарантировать достойное образование, несмотря на то, что её директором был крупный передвижник Константин Савицкий. Продолжать обучение художник решил в Киеве. Долгое время студент терпел нужду и находил различные способы подзаработать: давал уроки, выполнял заказы. Из киевского худучилища юноша выпустился в 1905 году.

В 1906 году Лентулов отправился сдавать экзамены в Петербургскую академию художеств, но попытка поступления обернулась полным провалом. Виной тому оказались дерзкий нрав и творческий нонконформизм молодого художника. Когда преподаватель спросил у него, откуда у модели на носу взялся зеленый цвет, Лентулов без церемоний ответил: «А вы разве не видите? В таком случае мне вас жаль».

1907 год стал если не поворотным, то чрезвычайно значимым в карьере художника – он знакомится с такими выдающимися фигурами российского искусства XX века, как Наталья Гончарова, Николай Кульбин, братья Давид и Николай Бурлюк,

У Лентулова начал формироваться собственный, узнаваемый стиль. Братья Бурлюк высоко ценили устремления одарённого живописца и ласково прозвали его «Рисочкой». Ещё в годы обучения Лентулов принимал активное участие в выставках московской группы импрессионистов «Венок-Стефанос», пережил увлечение Врубелем и Малявиным. В его ранних работах также заметно влияние мирискусников и «Голубой розы», но ключевую роль уже тогда начинают играть чистые цвета. Чтобы усилить их воздействие на зрителя, художник наклеивал на полотна кусочки фольги и цветной бумаги. Любимыми оттенками молодого экспериментатора были «крап-роза» и зелёный «поль-веронез».

В период с 1908 по 1910 гг. Лентулов посещал индивидуальные занятия в частной петербургской студии, параллельно пытаясь найти единомышленников и влиться в бурную художественную жизнь столицы. Его способности вскоре были замечены самим Александром Бенуа. «Картины его поют и веселят ду-шу, – писал критик, – нужно ценить и лелеять его ясный и радостный талант».

↑ Специфика стиля

Творчество Лентулова невозможно отнести одному жанру. Его произведения разных периодов относятся к футуризму, кубизму, символизму и постмодерну. На его работы также повлияли фовизм, импрессионизм и дадаизм. Поздние картины Лентулова тяготеют к реализму. Особенно часто художник использовал «взрыв красок» – сочетание мазков десятков разных оттенков, на первый взгляд, не сочетаемых друг с другом. Ярчайшие образцы работ Лентулова со «взрывом красок» – занавесы для театральных представлений, передающие одновременно тревожное настроение и восхищение разнообразием.

В конце тридцатых Аристарх Васильевич перестал заниматься масштабными проектами, но продолжил писать станковые картины. Художник умер в Москве в 1943 году.

К 120-летию со дня рождения художника

В Переславском музее-заповеднике есть небольшая картина «У  Черниговской». Великолепное сочетание многокрасочной, отдающей в синеву зелени и кирпичных строений – невысокая стена, башенка. Но в пейзаже какая-то напряженность. Еще не тревога, нет…
Это работа Аристарха Лентулова. Он – художник необычайно яркий, праздничный, безудержно радостный, один из бубнововалетцев – объединения московских художников, полных молодого задора, дерзости, азарта. Петербургский художник Александр Бенуа писал, что в Москве самый воздух как-то пьянит, дразнит, подстегивает… Искусство там, может быть и грубое, и сырое, а иногда и прямо страшное, пугающее, но всегда интересное, захватывающее, волнующее и бодрящее». Эти слова полностью могут быть отнесены к Лентулову. Он, пожалуй, самый динамичный, самый увлекающийся из художников этого направления.

Вот его «Василий Блаженный» (1913). Собор представлен нам одновременно в разных ракурсах. И как же автор стремится передать эту безудержную фантазию форм и красок! Ему мало тех возможностей, которые дает живопись: он наклеивает на купола  золотые звезды из фольги! Мы видим ту «цветодинамику», которую Лентулов провозгласил основным принципом своей работы.
А в панно «Звон (Колокольня Ивана Великого)» (1915) звон такой силы, что раскачивает колокольню. Кажется,–  звуковые волны расходятся по холсту. «Это сквозь живопись прошла буря» – писал Велимир Хлебников. Добавим, что в 1909–1910 годах была создана композитором А.Н. Скрябиным симфоническая поэма «Прометей», где был осуществлен синтез цвета и звука. И в 1918-м Лентулов получил невероятно его увлекший заказ на оформление театральной сцены  для исполнения этого произведения.
Среди других членов объединения «Бубновый валет» Лентулов выделяется обилием картин, где участвуют храмы (участвуют – именно так хочется сказать). Он писал и Москву с ее «сорока сороками», и Иверскую часовню, и Иерусалимский монастырь, и еще много церквей. Может быть, это связано с тем, что родился он в семье священника, окончил духовное училище, поступил в семинарию… Верх взяла тяга к живописи. Но впечатления детства сказались.

И, конечно, он не мог не обратить взор на Троице-Сергиеву лавру. Только жаль, что приехал Лентулов к Троице поздно – видимо, впервые в 1919-м. Потом он бывал, даже  жил в Сергиевом Посаде вплоть до 1923 года, написал целую серию пейзажей. Только ничего нет праздничного в его работах того времени. Он пишет Лавру. Но пишет ее, увиденную сквозь сухие деревья: «Пейзаж с сухими деревьями и башенкой (1920). «Пейзаж с сухими деревьями и высокими домами» (1920)… Высокие дома заслоняют Лавру, надвигаются на нее. Тянут мертвые ветки деревья. Тяжелые, темные краски…  Хочется закрыть глаза и не видеть, не видеть ничего, укрыться, уйти.

Объясняют перелом в искусстве Лентулова различными причинами: от влияния живописи Дерена и Сезанна до возникшего вдруг стремления к реализму. А может быть дело прежде всего в том, что Лавра, закрытая и поруганная, произвела на него столь тяжелое впечатление?
1921 год. Лентулов сообщает в письме художнику А.В. Куприну: «Я работаю в Лавре всё, кроме Лавры». В Лавре – значит, в Посаде, вернее уже просто Сергиеве. Вот его картина «Сергиев Посад» (1921). Нет сухих деревьев и высоких домов. Нет и Лавры. Только видна Пятницкая церковь на Подоле. С покосившейся главкой, словно ее пытались свернуть. Небо с рваными облаками, почти черная листва деревьев, тусклый красный цвет. Не хочется жить в таком городе.

Год 1922-й. «Улица в Сергиевом Посаде». Вполне реалистичный пейзаж. И место узнаваемое: проспект Красной Армии, справа  так называемый 4-й  дом Советов, слева частично видна Старая лаврская гостиница. Между ними мелкие домишки. Телега, лошаденка, человек с клюкой, еще какие-то люди, столб с многочисленными электрическими изоляторами и в параллель ему изогнутый голый ствол липы. «Скучно жить на этом свете, господа!», повторил бы, глядя на этот пейзаж, Н.В. Гоголь.

Тяжелым катком проехалось время по художникам, еще недавно молодым и дерзким. Еще долго жили и Аристарх Лентулов, и Илья Машков, и Петр Кончаловский. И так грустно рассматривать их альбомы с репродукциями картин, расположенными по хронологическому принципу.

А что же та небольшая картина «У Черниговской», с фрагментом ограды Черниговского скита Лавры и буйной зелени деревьев? Ее датируют 1919–1920-м годами. Должно быть, она из ранних работ Сергиево-Посадского периода в жизни художника. Он тогда только предчувствовал будущее. Но еще не знал, каким оно будет.

После Революции

Революционный 1917 год захватил неравнодушного к политике и судьбе своей страны художника: начиная с весны он стал принимать непосредственное участие в общественной жизни, в частности, был избран в члены президиума Совета художественных организаций Москвы. Под впечатлением от Февральской революции он написал полотно «Мир. Торжество. Освобождение», на котором изобразил чернокожего человека – нового Адама – в окружении сказочной курочки Рябы, несущей золотые яйца, и поверженного двуглавого орла, символа монархии.

Лентулов также вошёл в состав художественно-просветительной комиссии при Московском Совете рабочих и солдатских депутатов, а после Октябрьской революции, в ноябре, вступил в сформированную в срочном порядке Комиссию по охране памятников Москвы.

С 1918 года неотъемлемой частью жизни Аристарха Васильевича стало преподавание. Он параллельно профессорствовал в Строгановском училище и руководил живописной мастерской во ВХУТЕМАСе, и вдобавок ко всему прочему выступал членом коллегии ИЗО Наркомпроса. Лично Анатолий Луначарский распорядился выдать художнику охранную грамоту на квартиру и мастерскую в пятиэтажном доме на Патриарших прудах.

Всё теснее становятся связи художника с театральной сферой. Он сдружился с режиссёром Александром Таировым и его супругой, актрисой Алисой Коонен, оформил спектакль «Сказки Гофмана» Ф.Комисаржевского.

В 1919 году в филиале Большого театра состоялась премьера оперы А.Рубинштейна «Демон» в декорациях Лентулова. Публика встретила постановку овацией. Шесть лет спустя макеты были отправлены на Международную выставку декоративного искусства в Париже и получили Гран-при.

Не оставлял Лентулов и станковую картину, хотя и перешёл к менее масштабным и претенциозным проектам, его живопись стала более сдержанной и сосредоточенной, цветовая палитра смягчилась. Конец 1910-х – начало 1920-х гг. отмечены циклом подмосковных пейзажей, а самой громкой работой стал очередной автопортрет – «Автопортрет со скрипкой»: на сей раз не столь провокационный, как автопортрет 1915 года, но возвращающийся к приёмам аналитического кубизма. Лентулов вошёл в моду, стал получать большое количество государственных заказов, оформлять интерьеры кафе и даже украшать площади по случаю празднеств. Однако эксперты единодушно называют 20-30 гг. временем угасания некогда неукротимого «певца солнца» и экспериментатора. Он стал писать в меру тривиальные индустриальные пейзажи, портреты, виды моря.

В 1933 году была открыта первая и единственная прижизненная персональная выставка Лентулова. На ней были представлены как работы советского времени, так и самые знаменитые полотна периода «Бубнового валета». Однако несмотря на оказанные почести, жизнь становилась всё труднее, а атмосфера эпохи сталинских репрессий, борьбы с «формализмом» и преследований деятелей искусств угнетала с каждым днём всё сильнее. Лентулов сел за перо и написал натянутые, полные фактических неточностей мемуары, в которых демонстративно отрекался от юношеских творческих порывов, компании «Бубнового валета», авангардизма, в сущности, от самого себя: «…в этом было что-то от улицы, от кафе филистёрского пошиба, молодых людей, оторвавшихся от сложной и серьёзной работы, которая оказалась им не по плечу. Я, хотя и был в котловане этого движения, в душе не был приверженцем похождений Бурлюков, хождения по улицам с раскрашенными физиономиями Ларионова и компании».

Творчество Лентулова

С 1907 года Лентулов поддерживает отношения с Давидом Бурлюком. В это время художник изучает работы классиков живописи, принимает участие в различных выставках.

В 1908 году он пишет картину «Портрет четырех». Также художник работает над пейзажами.

В 20-е годы Лентулов обращается к более натурным работам. Он становится председателем Общества московских художников, работает над натюрмортами, портретами, пейзажами («Овощи», «Закат на Волге»).

Лентулов уделяет много внимания работе над оформлением театральных постановок (опера «Демон», спектакль «Испанский художник»). Театрализация, связанная с игровым началом, вообще была свойственна всем его работам, в том числе портретам и пейзажам.

При всей своей известности живописец оказался вне заслуженного внимания – о нем написана лишь одна научно-популярная книга, а последняя ретроспектива работ прошла более 20 лет назад.

Аристарх Лентулов – один из самых значимых, и в то же время недооцененных российских художников 20 века.

Полного каталога работ Лентулова не существует, а книга воспоминаний, выпущенная недавно при участии потомков художника, станет всего лишь вторым изданием, посвященным его творчеству.

Полотно «Распятие» Лентулов написал в 1910 году. При жизни художника полотно не выставлялось. Сначала его запрещала церковь «за богохульство», потом, после революции – советская власть «за пропаганду религии».

биография

Аристарх Лентулов родился в г. Нижний Ломов в , Россия в семью сельского священника. Он изучал искусство в Пенза и Киев художественных училищ с 1897 по 1905 год, а затем в частной мастерской Дмитрий Кардовский в Санкт-Петербург в 1906 г.

Он жил в Москва с 1909 года, и он был одним из основателей авангардного выставочного объединения художников, Бубновый валет группа. Эта группа оставалась активной до своего роспуска в 1916 году.

С 1910 по 1911 год Лентулов учился в мастерской Анри Ле Фоконье и Académie de La Palette в Париже. 1910-е были для Лентулова периодом творческой продуктивности и экспериментов. Его тянуло к Орфизм под влиянием французского художника Роберт Делоне. Находясь там, он познакомился с современными французскими художниками, такими как Альберт Глейзес, Жан Метцингер, Фернан Леже и Робер Делоне, впитав принципы фовистов и кубистов, разработал свой уникальный красочный стиль живописи. Позже, после своего возвращения в Россию в 1912 году, он оказал большое влияние на то, что впоследствии стало Русский футуризм и в частности Кубофутуризм. Василий Кандинский и Казимир Малевич оба находились под его влиянием.

Лентулов также сформировал другую группу, с Владимир Маяковский и Казимир Малевич, называется Сегодняшний Любок (Сегодняшний Лубок). Они произвели сатира искусство, которое было антиавстрийским и антигерманским. Искусство черпало вдохновение из Русский фольклор и лубок Изобразительное искусство. Собственное искусство Лентулова было сильно вдохновлено традиционным и народным творчеством. Русская архитектура.

Из дореволюционный раз Лентулов активно участвовал в различных театральных проектах, оформляя спектакли в Камерный театр (Веселые жены Виндзора, 1916) и вспомогательные наборы для постановки Скрябинс Прометей в Большой Театр в 1919 г.

В 1928 году Лентулов вступил в Общество московских художников, в которое входили художники, ранее связанные с группой «Бубновый валет». Он стал председателем Общества, а также начал преподавать в Российском государственном художественно-техническом училище (г.ВХУТЕМАС).

Лентулов умер в Москве и похоронен в Ваганьковское кладбище.

1.1 Краткий анализ творчества Аристарха Васильевича Лентулова в контексте эпохи

Аристарх родился 4 (16 по новому стилю) января 1882 года в семье сельского священника в Пензенской губернии (село Черная Пятина).

Когда ему исполнилось два года его отец умер. Мальчик обучался в духовном училище, а затем в семинарии. Но путь священника был ему непригляден. Его больше интересовало искусство. Он поступил в Пензенское художественное училище для того, чтобы обучиться этому ремеслу.

Чуть позже он переходит в Киевское художественное училище. Из-за постоянной нехватки денег ему приходилось подрабатывать. Лентулов принимал активное участие в выставках, ему нравилось творчество Малявина и Врубеля. Но его дерзкое поведение принудило его вернуться в Пензу. Дальше он пытается поступить в Академию художеств в Санкт-Петербурге, но сдача экзаменов прошла неудачно.

В 1907 году Лентулов начинает поддерживать отношения с Давидом Бурлюком. В то же время он принимает участие в различных выставках. В 1908 году он написал картину «Портрет четырех». В его работах доминирует оттенок «крап-роза» в сочетании с цветом «поль-веронез».

С годами его манера творчества становится более экспрессивной. Обучение продолжается в Париже, где в 1910 году он удачно сдает экзамены в Академию живописи Ла Палетт. Там же он знакомится с А. Глезом и Ж. Метсенже, которые развивали идею кубизма. В то время его полотна получают яркую окраску («Звон», «Москва», «Василий Блаженный»). В 20-е годы он обращается к более натурным работам.

Его именуют председателем Общества московских художников. Лентулов тратит основное время на оформление театральных постановок (спектакль «Испанский художник», опера «Демон»). Театрализация, связанная с началом, была свойственна его творчеству. В Московском художественном институте и Вхутемасе-Вхутеине он преподавал и также совмещал с творческой деятельностью.

Художник умер 15 апреля 1943 года в Москве.

В 20-ом веке популярностью преобладал стиль авангардизм, абстрактный экспрессионизм, абстракционизм, а чуть позже кубизм. Аристарх Лентулов умело использовал в своем творчестве такие стили как: символизм, футуризм, кубизм и постимпрессионизм. Однако он стал одним из новаторов данного искусства. Его картина «Московские звоны» была написана в стиле кубизм, но отличительной чертой Аристарха стала заклюаться в том, что он делал акцент на эмоциональную сторону, которую передает предмет. Благодаря своим акцентам в картинах он смог вывести новый стиль кубофутуризм.

Советский период творчества

По словам Аристарха Васильевича, к Октябрьской революции он подошел «с очень большим восторгом и волнением». Он активно занимается общественной деятельностью, входит в Комиссию по охране памятников Москвы, художественно–просветительскую комиссию Московского совета народных депутатов, избирается членом Совета художественных организаций Москвы и коллегии Наркомпроса, становится профессором Строгановского училища.

В 1918 г. Лентулов участвует в оформлении улиц Москвы к празднованию 1 Мая, по словам критиков, только Лентулов мог окрасить «деревья и газоны Театральной площади в неистово фиолетовый цвет». Он по–прежнему занимается театральными декорациями, в 1919 г. за работу в опере «Демон» А.Г. Рубинштейна удостаивается Почетного диплома Парижской выставки декоративного искусства.

В 20-х годах в творчестве Лентулова наступает период «декубизации» и перехода к «новому реализму».  В этом стиле создаются новые городские пейзажи — «Ночь на Патриарших прудах», «Ночь на Бронной», «Страстная площадь», в 1928 г. в ходе путешествия по Волге написано полотно «Закат на Волге».

30-е годы отмечены переходом Лентулова к традициям соцреализма и конструктивизма, он много ездит по стране, создает индустриальные пейзажи, портреты советских тружеников в их повседневной жизни. К этому времени Аристарх Васильевич становится профессором Московского института изобразительного искусства им. В.И. Сурикова, преподает живопись студентам ВХУТЕМАС. В 1933 г. в Москве проводится первая персональная выставка художника.

В 1941г. с началом Великой Отечественной войны, Лентулов вместе с семьей был эвакуирован в Ульяновск. Осенью 1942г., будучи серьезно болен, вернулся в Москву для проведения операции. 15 апреля 1943 г. после временного улучшения здоровья А.В. Лентулов скончался в возрасте 61 года.

Наследие художника представлено во многих музеях России и зарубежья, в том числе в Третьяковской галерее и Государственном Русском музее. Более 40 работ было передано дочерью Лентуловых в Пензенскую областную картинную галерею, при которой также создан Мемориальный музей художника.

Годы творчества

В 1907 году заводит новые знакомства с такими знаменитыми людьми, как Наталья Гончарова, Николай Кульбин, Давид и Николай Бурлюк. Принимает участие в первой для него выставке под названием «Венок».

В 1908 году Лентулов Аристарх Васильевич заканчивает полотно «Портрет четверых». Помимо этого создает пейзажи и пленэры.

В период нахождения в Париже меняет свой стиль, знакомится с сообществом «Пюто». Академией Ла Палетт, в которой учился живописец, руководили кубисты Ж. Метценже и Ле Фоконье, с этими людьми Аристарх Васильевич Лентулов заводит знакомства. Художника поражает такое направления, как кубизм, и он активно осваивает этот стиль. Налаживает дружеское общение с Фернаном Леже и Анри ле Фоконье. В тот период живописца увлекает творчество Эжена Делакруа и Теодора Жерико, а особое влияние оказывает французский художник Робер Делоне.

По приезду из Парижа у Лентулова еще больше совершенствуется искусство живописи. Он пишет свободно, просто, вызывающе. Конечно, видно сходство с его зарубежными друзьями. В 1912 году написана картина «Аллегория войны». Один из студентов, глядя на это произведение, сказал: «Я добровольно сяду в тюрьму на 2 недели, если автор объяснит, что здесь изображено». Создатель принял вызов, но, увы… молодой человек так и не явился на суд

В те годы общество с осторожностью принимало такое искусство, так как для русского человека это было что-то новое и ещё неизведанное

С 1912 по 1914 год Аристарх Васильевич активно увлекается бесформенными натюрмортами и пейзажами Москвы.

В 1915 году создает свой автопортрет «Великий художник». Портрет абсолютно соответствует реальности, творец и в жизни был таким же добродушным, широкоплечим, неуклюжим богатырем. А краски произведения передают то самое солнце, которое исходило у него изнутри.

Революция 1917 года тоже отразилась на полотнах живописца. На основе эмоций, вызванных февральскими событиями, пишет картину «Мир. Торжество. Освобождение».

Самой знаменитой работой начала 20-х годов становится очередной автопортрет. Он был уже более сдержан, но все ещё наполнен кубизмом.

20-30 гг. Аристарх Васильевич Лентулов полностью меняет свой почерк. Считается, что это нормальный переход в зрелость и в этом нет ничего особенного. Теперь его полотна написаны в стиле соцреализма. Однако критики замечают, что из произведений словно ушло солнце.

В 1933 году прошла первая выставка художника. К сожалению, это было единственное подобное мероприятие, состоявшееся при жизни Аристарха Васильевича.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: