Бартоломе эстебан мурильо

О картинах великого мастера

Бартоломе Эстебан Мурильо оставил после себя большую коллекцию картин конца эпохи барокко. Самая крупная экспозиция хранится в мадридском Музее Прадо. Всего произведений Мурильо, по разным источникам насчитывается от 450 до 481.

В Эрмитаже Санкт-Петербурга представлено два десятка полотен этого замечательного живописца, в том числе несколько бесценных жемчужин его творчества, известные многим по репродукциям, картина «Мальчик с собакой», «Отдых святого семейства на пути в Египет» и другие.

«Отдых св. Семейства на пути в Египет», 1665. Санкт-Петербург, Эрмитаж

От его картин трудно отвести взгляд, столько в них непосредственности, если мастер изображает детей. Если же перед вами картина на религиозную тему, то хочется внимательно разглядеть каждую деталь. Так как любой штрих несет в себе таинственность и в то же время озарение.

Остановившись перед этими полотнами, словно попадаешь в их плен, и трудно перейти к другому полотну. А потом еще долгое время находишься под впечатлением от увиденного. Душа словно очищается от соприкосновения с Прекрасным.

Земные проблемы и тревоги становятся ничтожными. Ты смотришь на них уже с недосягаемой высоты Настоящего Искусства.

Видео: «Бартоломе Эстебан Мурильо: картины».

Гаврила в рассказе «Муму» И. С. Тургенева

Полное имя героя — Гаврила Андреевич: «…ругайтесь, Гаврила Андреич…»

Гаврила является крепостным крестьянином старой барыни. Он служит у нее дворецким: «…Вот зашла однажды о нем речь у барыни с ее главным дворецким, Гаврилой…» (дворецкий – старший слуга, отвечающий за порядок в доме; ему подчиняются все остальные слуги)

О внешности Гаврилы известно следующее: «…судя по одним его желтым глазкам и утиному носу, сама судьба, казалось, определила быть начальствующим лицом…» «…впереди выступал Гаврила, придерживая рукой картуз, хотя ветру не было…» «…втихомолочку высморкал в зале свой утиный нос…»

Гаврила, как и остальные крепостные, боится своей барыни:«…тот, не без некоторого внутреннего лепетания, переступил порог ее кабинета…» «…Собака‑с… какая‑с… может быть, немого собака‑с… – произнес он не совсем твердым голосом…» «…барыня проснулась довольно поздно. Гаврила ожидал ее пробуждения… <…> готовился выдержать сильную грозу. Но грозы не приключилось…»

Он не спорит с барыней и во всем ее слушается: «…Ну да. По‑моему, лучше бы тебя хорошенько в руки взять. Ну, да это уж их дело…»

Мужчина старается всячески угодить своей барыне: «…велел доложить барыне, что собака, к несчастью, опять откуда‑то прибежала, но что завтра же ее в живых не будет, и чтобы барыня сделала милость, не гневалась и успокоилась…»

Каждый день в определенное время Гаврила ходит с докладом к барыне:  «…А теперь ступай. К докладу я потом позову…» «…она велела позвать Гаврилу часом ранее обыкновенного…»

Гаврила и приживалка Любовь Любимовна вместе ведут учет продуктов (чая, сахара и т.д.). При этом герои вместе воруют эти товары за спиной у хозяйки: «…Любовь Любимовну, с которой вместе крал и учитывал чай, сахар и прочую бакалею…»

Комната героя загромождена сундуками. Судя по всему, в сундуках хранятся ценные вещи барыни, за которыми дворецкий обязан следить: «…Возвратясь в свою комнату (она находилась во флигеле и была почти вся загромождена коваными сундуками)..»

Дворецкий Гаврила знает, что барыня хорошо относится к глухонемому дворнику Герасиму. Поэтому дворецкий тоже ему потакает, чтобы угодить хозяйке: «…Госпожа, – думал он, посиживая у окна, – конечно, жалует Герасима (Гавриле хорошо это было известно, и оттого он сам ему потакал)..»

Гаврила — трусливый и безразличный человек. Он не хочет помочь несчастному Герасиму жениться на Татьяне, хотя, вероятно, это в его силах: «…все же он существо бессловесное, не доложить же госпоже, что вот Герасим, мол, за Татьяной ухаживает. Да и, наконец, оно и справедливо, какой он муж?..»

Судя по всему, дворецкий Гаврила — серьезный человек. Так например, он осуждает пьяницу Капитона за его легкомыслие: «…Он легкомысленный человек, это точно…» (Гаврила о Капитоне)

Гаврила — суетливый, суматошный человек. Вероятно, он ведет себя так, потому что всячески старается угодить барыне «…побежал будить Гаврилу, Гаврила сгоряча велел поднять весь дом…» «…Гаврила прибежал в страшных попыхах, приказал им всем оставаться тут до утра и караулить, а сам потом ринулся в девичью…»

У героя есть жена Устинья Федоровна: «…Гаврила сперва выслал вон свою жену, а потом подсел к окну и задумался…» «…Устинья Федоровна, – крикнул он громким голосом своей жене, – наставьте‑ка самоварчик, моя почтенная!..»

Гаврила и смерть Муму

Гаврила отчасти виноват в смерти Муму. Почему? Когда старая барыня просит его избавиться от Муму, он начинает настоящую травлю против Герасима и Муму. Герасим не выдерживает натиска и решает сам утопить Муму в реке.

Узнав о смерти Муму, барыня ругает Гаврилу: она объясняет, что просила избавиться от собаки, но не убивать ее. Однако старательный и услужливый дворецкий Гаврила понял барыню по-своему и довел ситуацию до трагического конца.

Это был цитатный образ и характеристика Гаврилы в рассказе «Муму» Тургенева: описание в цитатах.

Смотрите: Все материалы по рассказу «Муму»

Бартоломе Эстебан Мурильо: биография

Отец Бартоломе был известным в Севилье цирюльником, поэтому семья его не бедствовала и могла позволить себе снимать монастырский дом для проживания.

Бартоломе родился в декабре 1617 г. В одиннадцатилетнем возрасте осиротел. Когда ему было 10 лет, умер его отец, а спустя год и мать последовала за мужем. Бартоломе был отдан тетушке – сестре матери, на воспитание.

Для развития творческих способностей тетя пристроила своего племянника в мастерскую Хуана де Кастильо, под влиянием которого он начал писать картины. Первые рисунки юноши были сухими и темными.

Прибытие в город Педро де Мойи – испанского живописца и ученика знаменитого ван Дейка, перевернуло представление Бартоломе о технике письма и свойстве красок.

Путешествие в Мадрид

Значительным шагом для становления Мурильо как живописца, отступившего от караваджинского клонирования, стало его путешествие в Мадрид. Там Бартоломе изучал работы Тициана и Рубенса, копировал полотна во дворцах, набивая руку.

Жизнь в испанской столице продлилась до 1645 г. Эта дата стала переломной не только в творчестве художника. В его коллекции появились картины с изображением детей, например, «Нищий мальчик» (1645г.), «Мальчик с собакой» (1650 г.) и др.

«Мальчик с собакой»  (между 1655-1660). Санкт-Петербург, Эрмитаж

Произошли изменения в личной жизни молодого мастера. На рубеже своего 30-летия Бартоломе обвенчался с Беатрис Сотомайор-и-Кабрера. Брак был очень плодовит и принес супругам пятерых детей. Видимо этот факт и лег в основу исполнения картин с изображением мальчиков.

Картины Мурильо с религиозными и бытовыми сюжетами

Среди работ художника, большая часть была посвящена церковным образам. Благодаря склонности к религиозным сюжетам, Мурильо получал многочисленные заказы от храмов и церквей. Так, по возвращении в Севилью в 1645 г., художник получил задание францисканского монастыря.

«Святое Семейство» (1660)

Наряду с полотнами религиозной истории («Благовещение» (1660 — 65 гг.), «Христос Добрый Пастырь» и «Святое Семейство» (1660), в его творчестве немалое количество работ бытового характера и портреты («Старуха с прялкой», «Блудный сын пирует с куртизанками» и др.).

И те другие картины мастера написаны безупречно, как по композиции, так и с технической стороны. Визитной карточкой Бартоломе было коричнево-охристое настроение. Всегда теплые тона, много охры и ванили, насыщенные мазки и динамичные сюжеты.

Характер героев угадывался в переданной мимике и движении рук, мелкой атрибутике – монеты или фрукты в руках. В своих картинах художник всегда отражал уют, очарование и тепло домашнего очага.

После депрессии и скорби

Нарастающий темп работы был прерван кончиной любимой жены (1 января 1664 г.). В течение двух последующих лет мастер работал намного медленнее обычного. Но вскоре он получил заказ на украшение алтарной стены храма Санта Мария ла Бланка.

Гигантский объем работы привел художника в норму, после длительной депрессии и скорби. Позже он вступил в Братство милосердия.

В силу своего спокойного и доброго характера, после 1665 года, Мурильо дал вольную рабу, рожденному и выросшему у него на глазах. Продолжал вести умеренный образ жизни и творить.

Смерть

В 1682 г. Бартоломе покинул Севилью, отправившись на выполнение работы в капуцинском монастыре в Кадисе. Он писал алтарное полотно «Обучение Святой Екатерины», стоя на подмостках лесов

Одно неосторожное движение, и мастер упал. Падение оказалось роковым

3 апреля 1682 г. великий живописец скончался.

Ссылки

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Этот художник всю свою жизнь так или иначе был связан с католической церковью. Большинство его произведений, а после него осталось более 450 полотен и росписей, посвящены религиозной тематике. Он родился в монастырском доме и умер, стараясь завершить алтарное полотно для монастыря капуцинов в Кадисе. Это и не удивительно, если учесть, что он родился и всю жизнь прожил в Испании, верном оплоте самого фанатичного католицизма. Тем не менее, в картинах этого мастера библейские и церковные персонажи предстают реальными людьми из крови и плоти, настолько ярко и живо их изображение.

Бартоломе Эстебан Мурильо родился в 1617 году и очень скоро остался круглым сиротой, воспитывающимся в семье тетки по матери. У него рано проявились художественные способности и он стал обучаться мастерству у Хуана де Кастильо, как следствие, переняв его специфический стиль живописи. Но знакомство с другими известными художниками того времени, в частности, с великим Диего Веласкесом, открыло для него мир искусства с его богатой цветовой палитрой и свободной живописью. От скованной манеры Мурильо не осталось и следа. Полотна его раннего творческого периода радуют глаз богатством красок и роскошных цветовых сочетаний. Вернувшись из Мадрида в родную Севилью, художник получил большой заказ на создание серии картин для монастыря ордена францисканцев. Это время можно считать началом отсчета эпохи его процветания как художника.

В личной жизни мастера все было также благополучно. Он удачно женился и стал отцом пятерых детей. Счастливый брак и удачная личная жизнь способствовали постоянному прогрессу в работе, за эти годы он создает подавляющее большинство своих полотен, ставших впоследствии знаменитыми. Но смерть жены в 1664 году вносит коррективы в его жизнь и ритм его работы сразу замедляется.

Однако получение нового крупного церковного заказа возрождает его к жизни и как человека, и как художника. Со следующего года он не только работает над новыми полотнами, но и даже живет в монастыре. Он работал и жил в нем, проникаясь духом монашества и одновременно оформляя обширную алтарную стену.

Интересный факт из биографии художника — он был принят в Братство Святого Милосердия, организацию, которая содержала Госпиталь Милосердия — обитель для престарелых одиноких людей. А возглавлял Братство в то время человек, которого считают прообразом поэтического Дона Жуана — Мигель де Маньяра, друг мастера.

За выполненную работу Братство передало художнику солидную сумму, но и здесь он не изменил своей жизненной позиции. Всю свою жизнь далеко не бедный художник не стремился к роскоши и жил довольно скромно и умеренно. Он даже отпустил на волю своего невольника.

Даже смерть мастера невольно связана с религией. Когда ему было уже 65 лет, а это преклонный возраст в те времена, он согласился поработать в Кадисе, хотя многие годы не покидал Севильи. Во время творческого процесса он упал с лесов и разбился.

Художник скончался на родине, в Севилье, в 1682 году, так и не оправившись после рокового падения. После его ухода осталось огромное художественное наследие — множество полотен на религиозную тематику, цикл жанровых картин, пейзажи и ландшафты, а также основанная им севильская школа живописи, долгие годы оказывавшая влияние на творчество многочисленных живописцев Испании и других стран.

  • Экономический механизм природопользования кратко

      

  • Поход армии северян через южные штаты описание кратко

      

  • Венгрия в межвоенный период кратко

      

  • Франция в средние века кратко

      

  • История улицы вайнера в екатеринбурге кратко

Искусство Испании.

Эль Греко (1541–1614) Исцеление слепого Около 1567. Дерево, масло. 65,5×84.

Эль Греко (настоящее имя — Доминикос Теотокопули) — испанский художник, по происхождению грек, уроженец острова Крит.

Произведения на сюжет исцеления слепого Эль Греко писал, по крайней мере, три раза. Все картины имеют схожую композицию, но различаются в трактовке деталей. Дрезденская — самая ранняя и включает в себя жанровую сцену с собакой, чего нет в других версиях.

Для уяснения особенностей стиля представленной работы нужно знать, что она относится к тому периоду творчества художника, когда он прибыл в Венецию, стал учеником Тициана и находился под влиянием Тинторетто и Микеланджело. В творениях этого периода Эль Греко еще венецианец по стилю, здесь он еще не «настоящий»: некоторые фигуры имеют явное сходство с фигурами Тинторетто. Так, например, фигура и жест старика в зеленом плаще (в группе справа) буквально совпадает с фигурой Иосифа на картине Тинторетто «Бегство в Египет», написанной в 1583 и хранящейся в Скуола Сан-Рокко в Венеции. Но произведение Тинторетто было написано гораздо позже картины Эль Греко! В XVII веке ее приписывали Веронезе, позже — Якопо Бассано.

Бартоломео Эстебан Мурильо — знаменитый испанский живописец, глава севильской школы, последний великий мастер золотого века испанской живописи.

Дрезденская картина необычайно красива. Это один из лучших образцов позднего периода творчества художника. В указанное время Мурильо создал большое количество картин на темы непорочного зачатия Девы Марии, Мадонны с Младенцем и другие религиозные сюжеты.

Женские и детские образы мастера всегда необычайно трогательны. При всей очевидности религиозной природы и предназначения этих картин они демонстрируют обычные человеческие типы — во всей их безыскусности, естественности, непосредственности. Мадонна на этих полотнах и дрезденской, быть может, в первую очередь, — еще совсем юное создание. Она трогательно защищает Сына, хотя ясно, что сама нуждается в защите — удивительное художественное воплощение силы, заключенной в слабости. И поскольку мы можем констатировать эту особенность и в других картинах Мурильо на этот сюжет, то, очевидно, можно говорить об определенной религиозно-философской концепции художника, воплощенной необычайно ярко.

Диего Веласкес (1599–1660) Портрет Хуана Матеоса Около 1634. Холст, масло. 109×90.

На представленном портрете изображен Хуан Матеос, королевский обер-егерь в Мадриде. Это обстоятельство придает ему особое значение: Веласкес в данном случае написал не кого-то из членов королевской семьи или шутов, развлекавших их, что он должен был делать по своему статусу королевского художника. Он изобразил устроителя королевских охот. В 1630-е и в 1640-е мастер создал большое количество портретов. На протяжении двух десятилетий они составляли целую галерею представителей испанского общества. Его полотна впечатляют, прежде всего, поразительным сходством с моделями, достоверностью внешнего облика.

Этот портрет долгое время считался принадлежавшим кисти Рубенса, поскольку в стиле Веласкеса указанного периода есть сходство с Рубенсом. В 1628, когда Рубенс посетил Мадрид, два художника встретились и подружились. Тем не менее истина восторжествовала, и авторство портрета удалось установить.

Хусепе де Рибера (1591–1652) Диоген 1637. Холст, масло. 76×61.

Хусепе де Рибера — испанский живописец, рисовальщик и гравер, крупный представитель барокко в живописи. Рибера изображал в основном суровых и мужественных людей. Моделей художника можно считать ипостасями его самого: в них он хотел выявить собственную сущность, но стиль письма портретов отличался реалистической точностью.

Дрезденская картина представляет собой изображение древнегреческого философа-киника Диогена Синопского (IV век до н. э.). Другой Диоген — Лаэртский — оставил его жизнеописание, из которого художники черпали анекдоты об аскете. Один из эпизодов: великий Диоген днем на рыночной площади с лампой в руке (!)… ищет человека. Нередко в XVII веке упомянутый сюжет изображался не в действии, а, как у Риберы, в виде портрета: философ держит лампу — символ поиска истины и добродетели.

Следующий том.

Галерея Уффици — один из старейших музеев Италии и мира. На родине Ренессанса, в самом сердце старой Флоренции, в просторном дворце хранятся лучшие произведения таких величайших художников, как Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан. Жемчужина собрания — богатейшая коллекция знаменитого королевского рода Медичи, которая положила начало жизни одного из самых крупных и значимых музеев европейского изобразительного искусства.

Бартоломе Эстебан Мурильо: биография

Отец Бартоломе был известным в Севилье цирюльником, поэтому семья его не бедствовала и могла позволить себе снимать монастырский дом для проживания.

Бартоломе родился в декабре 1617 г. В одиннадцатилетнем возрасте осиротел. Когда ему было 10 лет, умер его отец, а спустя год и мать последовала за мужем. Бартоломе был отдан тетушке – сестре матери, на воспитание.

Для развития творческих способностей тетя пристроила своего племянника в мастерскую Хуана де Кастильо, под влиянием которого он начал писать картины. Первые рисунки юноши были сухими и темными.

Прибытие в город Педро де Мойи – испанского живописца и ученика знаменитого ван Дейка, перевернуло представление Бартоломе о технике письма и свойстве красок.

Путешествие в Мадрид

Значительным шагом для становления Мурильо как живописца, отступившего от караваджинского клонирования, стало его путешествие в Мадрид. Там Бартоломе изучал работы Тициана и Рубенса, копировал полотна во дворцах, набивая руку.

Жизнь в испанской столице продлилась до 1645 г. Эта дата стала переломной не только в творчестве художника. В его коллекции появились картины с изображением детей, например, «Нищий мальчик» (1645г.), «Мальчик с собакой» (1650 г.) и др.

«Мальчик с собакой»  (между 1655-1660). Санкт-Петербург, Эрмитаж

Произошли изменения в личной жизни молодого мастера. На рубеже своего 30-летия Бартоломе обвенчался с Беатрис Сотомайор-и-Кабрера. Брак был очень плодовит и принес супругам пятерых детей. Видимо этот факт и лег в основу исполнения картин с изображением мальчиков.

Картины Мурильо с религиозными и бытовыми сюжетами

Среди работ художника, большая часть была посвящена церковным образам. Благодаря склонности к религиозным сюжетам, Мурильо получал многочисленные заказы от храмов и церквей. Так, по возвращении в Севилью в 1645 г., художник получил задание францисканского монастыря.

«Святое Семейство» (1660)

Наряду с полотнами религиозной истории («Благовещение» (1660 — 65 гг.), «Христос Добрый Пастырь» и «Святое Семейство» (1660), в его творчестве немалое количество работ бытового характера и портреты («Старуха с прялкой», «Блудный сын пирует с куртизанками» и др.).

И те другие картины мастера написаны безупречно, как по композиции, так и с технической стороны. Визитной карточкой Бартоломе было коричнево-охристое настроение. Всегда теплые тона, много охры и ванили, насыщенные мазки и динамичные сюжеты.

Характер героев угадывался в переданной мимике и движении рук, мелкой атрибутике – монеты или фрукты в руках. В своих картинах художник всегда отражал уют, очарование и тепло домашнего очага.

После депрессии и скорби

Нарастающий темп работы был прерван кончиной любимой жены (1 января 1664 г.). В течение двух последующих лет мастер работал намного медленнее обычного. Но вскоре он получил заказ на украшение алтарной стены храма Санта Мария ла Бланка.

Гигантский объем работы привел художника в норму, после длительной депрессии и скорби. Позже он вступил в Братство милосердия.

В силу своего спокойного и доброго характера, после 1665 года, Мурильо дал вольную рабу, рожденному и выросшему у него на глазах. Продолжал вести умеренный образ жизни и творить.

Смерть

В 1682 г. Бартоломе покинул Севилью, отправившись на выполнение работы в капуцинском монастыре в Кадисе. Он писал алтарное полотно «Обучение Святой Екатерины», стоя на подмостках лесов

Одно неосторожное движение, и мастер упал. Падение оказалось роковым. 3 апреля 1682 г

великий живописец скончался

3 апреля 1682 г. великий живописец скончался.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: