Описание картины дмитрия левицкого «портрет нелидовой». картина левицкого

Екатерина нелидова — добрый ангел павла i с некрасивым лицом

Немилость покровителя

Увы, даже самая крепкая власть не может быть постоянной. Сама Екатерина не гналась за привилегиями и почестями, однако она стояла на пути тех, кто хотел получить хотя бы частицу её влияния. Многие придворные мечтали о том, чтобы контролировать поступки императора, направляя их ради собственной выгоды. Постоянные интриги стали тем оружием, использовать которое Екатерина не могла в своих целях. Постепенно её влияние уменьшается, а при дворе появляется новая , которой Павел увлекается, забывая обо всём.

В 1796 году между фавориткой и императором происходит серьёзная размолвка, после чего Екатерина уезжает в Смольный, где объявляет, что теперь лишь в редких случаях будет бывать при дворе. Тем временем во дворце уже «царствовала» Лопухина, а Павел подумывал о том, чтобы сослать собственную супругу из Петербурга. В эти дела решительно вмешалась и Нелидова, что защищала Марию Фёдоровну, однако понесла наказание за свою дерзость – ей было приказано покинуть столицу.

Убийство Павла I стало потрясением для Екатерины. Рассказывали, что она едва не сошла с ума от горя, поседев за несколько дней. После смерти свой подруги, Марии Фёдоровны, о Нелидовой и вовсе забыли. Не имея семьи и поддержки, эта женщина проводила дни в монастыре, где молилась о спасении души своего могущественного покровителя. В 1839 году, в возрасте 82 лет, Екатерина Ивановна умерла на руках своей близкой подруги, княгини Трубецкой.

Всю свою жизнь Екатерина Нелидова стремилась посвятить нравственности и справедливости. На мой взгляд, эта благородная цель была достигнута. Не раз современники вспоминали, что многие люди, невинно осужденные, были помилованы благодаря этой женщине, её советам императору. Выслав её из Петербурга, Павел и не догадывался, что лишился главной опоры, надёжного и мудрого союзника, что берёг его от роковых ошибок. Увы, осознание этого так и не пришло к императору.

Сайт: Мир Истории

Жизнь при дворе

Окончив институт, любимица императрицы смогла претендовать на место при дворе. Сначала она была включена в свиту Натальи Алексеевны, первой супруги наследника престола Павла Петровича. После смерти великой княгини Нелидова перешла в качестве фрейлины ко второй жене цесаревича, Марии Фёдоровне.

Девушка видела, что ни в первом, ни во втором браке Павел Петрович не был счастлив. Ему часто хотелось с кем-то поговорить по душам, и скоро таким добрым другом стала именно Екатерина. Она стала поистине незаменимым человеком для Павла. Примечательно, что Мария Фёдоровна, замечая привязанность мужа, поначалу не ревновала его. Однако со временем она разглядела в Нелидовой соперницу.

Но какими были отношения наследника и его фаворитки? На этот вопрос сложно однозначно ответить. Одни считали, что между девушкой и цесаревичем вспыхнул бурный роман. Другие же, напротив, утверждали, что связь эта исключительно платоническая. Как бы то ни было, но ни Павел, ни Екатерина ни разу не дали повода усомниться в чистоте их взаимоотношений.

Взойдя на российский престол, Павел Первый сразу же назначил Екатерину камер-фрейлиной. Её влияние становилось всё более заметным. Нередко император советовался с фавориткой по вопросам государственного значения, интересовался её мнением и просил поддержки. Часто, повинуясь воле Екатерины, Павел миловал тех, кого считал виновным — доброе сердце Нелидовой помогало смягчить и характер самого государя.

Жан-Луи Вуаль «Портрет Екатерины Ивановны Нелидовой»

Дама для «особых услуг»

Высший свет однозначно зачислил милую Вареньку в категорию дам «для особых услуг» императора.

Сплетни передавались из уст в уста, однако это были лишь сплетни.

Александра Осиповна Смирнова-Россет, фрейлина императорского двора, не раз анализировала плотный график императора и в своем дневнике записала распорядок дня Николая I, задавшись очень щепетильным вопросом:

При всем этом раскладе получалось, что у государя просто не было времени для встреч с Нелидовой наедине или может все же…

Императорский бал, изображение из открытых источников

Да, несомненно Нелидова была больше чем друг для императора, из отношения для многих окружающих были непонятны. Опять та же Смирнова-Россет вспоминала:

А Ольга Николаевна, дочь императора по своим наблюдениям отмечала, что:

И когда Варенька Аркадьевна рассказывала анекдоты, то:

Портрет поэта и художника Львова. Картина Левицкого

Николай Александрович Львов (1751—1803) — художник и поэт. В круг его дел входили: «исправление в Москве дворцов и других каменных зданий, прииск и разрабатывание земляного угля и дирекция над Училищем земляного битного строения». Его изящный вкус и обширные познания сосредоточили около него целый кружок писателей; знакомый с древними классиками и с западной литературой, он в то же время искал мотивы для творчества в русской народной поэзии. Был поклонником изящной простоты и врагом всего грубого и напыщенного.

В 1790 он издал сборник «Собрание русских народных песен с их голосами». Сборнику был предпослан трактат «О русском народном пении». В нем говорилось о большом значении мелодии как основе музыки. Николай Александрович первым из русских музыкантов указывал, что народное «хоровое пение состоит из многоголосного склада». Многие песни сборника были переложены на музыку известным композитором Иваном Прачем. Сборник Львова стал ценнейшим историческим па­мятником русского музыкального фольклора. Напевы, собранные Львовым, были положены в основу позднейших сборников русских народных песен. Этими напевами пользовались в своем творчестве русские композиторы М. И. Глинка, А. Н. Верстовский и другие.

Заслугой Львова является издание (1792—99) двух русских летописей, обнимающих события «от начала России и до Полтавской битвы» и стилистически обработанных . Наибольшего успеха он добивался в шутливо- дружеских посланиях, где легкий и свободный поэтический язык выражает простодушие и обаяние их создателя. В этих же произведениях звучит и сильное сочувствие нравственному миру и морально-оздоровляющему влиянию на общество крестьян.

Львов был одним из разностороннейших деятелей культуры последней трети XVIII в. Граверрисовальщик, незаурядный архитектор, инженер-строитель, горный мастер, Николай Александрович в то же время отличался взыскательным литературным вкусом, восхищавшим таких знатоков, как Державин.

http://www.znaniy.com/l/63-lvov-nikolaj-aleksandrovich.html

Тайная любовь, или Измена с санкции жены

Варвара была дочерью Аркадия, младшего брата фаворитки Павла I. Варенька во многом повторяла судьбу своей тётки, с которой постоянно общалась во время учебы в Смольном институте. После выпуска Варвара начала блистать на балах, на одном из которых и познакомилась с императором Николаем Павловичем.

Великая княжна Ольга Николаевна писала в своих мемуарах, что её отец познакомился с Варварой на маскараде. Незнакомка в маске поразила императора своими знаниями о семейных событиях времён его раннего детства. Лишь в конце бала она сняла маску, назвала себя, и объяснила, что пересказывала Николаю рассказы своей старой тетки, близкой подруги его матери.

Как раз в это время император переживал семейную драму. Его жена Александра Фёдоровна родила седьмого сына. Врачи, опасавшиеся за здоровье императрицы, запретили царю вступать с ней в интимную близость. Связи на стороне монарх себе позволял, но лишь мимолетные. Николай на самом деле любил свою жену, причем взаимно. Заводить официальную любовницу по примеру отца ему не хотелось, но жизненную энергию Николая укротить одними только государственными делами никак не получалось. И тут как раз состоялось его знакомство с Варенькой Нелидовой…

Император познакомил жену со своей маскарадной собеседницей. Варвара понравилась императрице, и та благословила мужа на внебрачную связь. Отношения Николая с Нелидовой-младшей затянулись на 23 года. Варенька стала фрейлиной императрицы и поселилась при дворе. Её близость с царем старались сохранить в тайне, но слухи быстро стали гулять по Петербургу. Знающие люди восхищались благородством царской семьи, нежной заботой Николая о здоровье жены, великодушием императрицы. Никто не ругал и Нелидову. Утверждали, что она влюблена в Николая Павловича не как во всемогущего самодержца, а как в человека и мужчину.

Каждый вечер император удалялся в супружескую спальню, но ежедневно по нескольку раз заходил в комнаты Варвары. Результатом таких визитов стали то ли двое, то ли трое детей, которых Нелидова подарила своему любовнику. Николай о бастардах заботился своеобразно. В столице говорили, что он отдавал их на воспитание в семью своего министра графа Клейнмихеля, который воспитывал их как своих детей. Благодаря исполнению таких интимных поручений влияние Клейнмихеля выросло до невиданных пределов: если император поручал ему собственных отпрысков, то уж о таких пустяках как строительство мостов и железных дорог и говорить не стоило.

Варвара Нелидова. (liveinternet.ru)

Отношения Нелидовой с Николаем продолжались до самой смерти императора. За всё это время Варвара ни разу не воспользовалась своей близостью к трону: она не ходатайствовала о назначении знакомых на денежные посты и не выпрашивала у любовника щедрых подарков. Фаворитка жила в отведенных ей комнатах Зимнего дворца скромно и незаметно. При посторонних Варвара проявила свой интерес к императору лишь в последние часы его жизни. Свидетели агонии Николая видели мертвенно-бледную Нелидову в вестибюле зала, где умирал царь. Она не осмелилась войти и приблизиться к его постели, рядом с которой сидела заплаканная жена. Александра Фёдоровна спросила мужа, не хочет ли он проститься с близкими людьми, назвав несколько фамилий, в том числе и Нелидову. Император отказался, попросив супругу передать Варваре слова прощания и просьбу простить его за всё. Сразу после того, как император скончался, его вдова позвала свою фрейлину, обняла её и подарила свой браслет с портретом покойного мужа. Пока тело усопшего находилось в Зимнем, специально для Варвары Аркадьевны было выделено несколько часов, в течение которых она могла наедине посидеть рядом с царским гробом.

В своем завещании Николай отписал фаворитке 200 тысяч рублей — огромную сумму. Получив деньги, Нелидова тут же передала их в специальный фонд инвалидов еще не окончившейся Крымской войны. Варвара хотела съехать из своих комнат во дворце, но вдовствующая императрица и Александр II решительно этому воспротивились. От обязанностей фрейлины Нелидову освободили, она лишь час после обеда читала что-нибудь Александре Фёдоровне. Такое тихое и незаметное существование продолжалось почти 40 лет. Варвара пережила не только своего любимого мужчину, но и его сына и внука. Скончалась она в 1897 году в возрасте 93 лет. На её похоронах присутствовал пожилой сын Николая I великий князь Михаил. Именно его рождение в далеком 1832 году стало поводом для сближения императора и юной Вареньки Нелидовой.

Главные события жизни

В 1752-1755 годах участвовал с отцом в росписи Андреевского собора под руководством Алексея Антропова. Этот опыт, безусловно, оказал сильное влияние на Дмитрия. Он перенял от своего учителя не только мастерство, но и такие важные черты как честность, трудолюбие и бескорыстие.
В 1758 году переехал из Киева в Петербург и поступил в Императорскую Академию художеств. Параллельно с учёбой уже расписывал различные храмы и писал портреты под заказ.
В 1762 году был направлен в Москву, исполнять государственный заказ, где он с другими художниками должен был расписать триумфальные ворота, воздвигнутые в честь коронации Екатерины II.
В это же время совместно с Василием Васильевским писал иконы для Храма великомученицы Екатерины на Всполье. Молодым художникам задерживали оплату работы, но они отстояли свои права и, пока им полностью не оплатили долг, не отдавали иконы храму.
В 1768 году, выполнив государственные заказы, вернулся в Петербург, а его работы начали выставлять в Академии художеств.
В 1770 году ему присвоено звание академика за портрет ректора Александра Кокорина. В лице строителя Академии художеств и его первого директора видны спокойствие, благородство и человеческое достоинство. Левицкий мастерски передаёт в портрете то глубокое уважение, с которым он относится к этому человеку.
С 1771 по 1778 год руководил портретным классом в Академии художеств.
В 1773-1776 пишет серию портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц, заказанную Иваном Бецковым. Дмитрий изображал лучших учениц института в театральных костюмах, на сцене театра либо на фоне декораций, исполняющими концертные номера. В лице каждой девушки проглядывается индивидуальный характер, все они получились очень разные, но их объединяют обаяние и прелесть молодости, которые Левицкий передал безупречно. Эту серию назвали «Смолянки», и по приказу Екатерины II выставили в Большом дворце в Петергофе. В начале XX века после революции их переместили в Русский музей, где они хранятся и сейчас.
В 1783 году выполнил заказ канцлера Александра Безбородко написать парадный портрет Екатерины II. Императрица изображена в храме богини Правосудия, сжигающей на алтаре маковые цветы. Этим художник хотел показать, как она, пренебрегая своим личным покоем, заботится о покое общем. Портрет обрёл популярность среди творческих людей, и многие художники повторяли картину, скульптор Шубин создал по нему скульптуру, а поэт Богданович даже посвятил в честь шедевра стихи.
Написал целую серию портретов семьи Артемия Ивановича Воронцова для его нового дома в Петербурге. Картины с изображением девочек Воронцова считаются лучшим, из того, что он создал в последние годы своего творчества.
В 1780-х создал большую портретную галерею деятелей русской культуры

Левицкий всех изображал на нейтральном фоне, обращая внимание только на лицах, старался передать характер человека лишь по позе и выражению лица. Лучшей и самой известной картиной из этой серии стал портрет французского философа Дени Дидро.
В 1786 году Левицкий стал членом совета Академии художеств

Как преподаватель он позволял ученикам работать с живыми натурщицами, чтобы начинающие художники учились максимально естественно изображать людей. Он не ограничивал их ни в чём: ни позой натурщицы, ни её костюмом, ни действием, живописцам можно было рисовать на их усмотрение, лишь бы портрет получился натуральным.
В 1789 году уходит из Академии художеств, рассорившись с руководством. Левицкого обвиняли в «политической неблагонадёжности» из-за дружбы с поэтами Василием Капнистым и Николаем Новиковым. В своих стихотворениях последние резко критиковали политику императрицы.
В 1790-х становится членом масонской ложи «Умирающий сфинкс».
В последние годы творческой карьеры не получал государственные заказы, но до последнего не переставал писать, создавая портреты друзей и частных лиц.
В 1807 году его вновь позвали преподавать в Академию художеств.
В начале XIX века у Левицкого сильно ухудшилось зрение, и ему пришлось оставить живопись. Последнюю картину он написал в 1812 году. В последние годы он испытывает серьёзные материальные трудности и ещё больше погружается в религию.
Дмитрий Левицкий умер 16 апреля 1822 года в Петербурге, похоронен на Смоленском кладбище.

Автопортрет (1783)

В немилости

Но не всё было так безоблачно, как хотелось бы Екатерине. Против неё уже давно плели интриги весьма влиятельные придворные. Граф Иван Кутайсов и Фёдор Ростопчин внушили императору, что он слишком подпал под влияние супруги и фаворитки

Кроме того, они быстро нашли замену Нелидовой, обратив внимание самодержца на юную и прелестную Анну Лопухину

Екатерина покорно приняла свою печальную участь и удалилась в Смольный. Однако через некоторое время она узнала, что император собирается отправить Марию Фёдоровну в Холмогоры. Нелидова вступилась за супругу царя, из-за чего оказалась в ещё большей немилости. Когда же Павел выслал в Эстляндию Наталью Буксгевден, близкую подругу Екатерины, та решила разделить участь соратницы и тоже отправилась в Ревель.

Известие об убийстве заговорщиками Павла Первого стало жутким потрясением для Екатерины Нелидовой. Даже находясь вдали от двора, она продолжала любить его — единственного мужчину, сумевшего покорить её сердце. Как вспоминали современники, горе преобразило фаворитку покойного императора — она быстро постарела, увядая на глазах, словно сорванный цветок. Нелидова сохранила тёплые дружеские отношения с Марией Фёдоровной и даже имела некоторое влияние при дворе, но это уже не радовало камер-фрейлину. Последние годы Екатерина Ивановна провела в Смольном, где умерла в преклонном возрасте 82 лет на руках своей воспитанницы Александры Трубецкой.

Описание картины Дмитрия Левицкого «Портрет Демидова»

Дмитрий Григорьевич Левицкий, живший во времена Екатерины II, был мастером так называемых «парадных портретов», где модели изображались во всем великолепии парадных одежд и регалий. В таких произведениях все тщательно выверено – и поза портретируемого, и взгляд, и костюм, и, естественно, фон.

Что касается выразительности лица модели, то здесь нельзя было уделять много внимания передаче реального характера того, кого рисуешь. Но хотя художник тщательно относился к изображению всех подобающих такому портрету атрибутов, за всем этим он не забывал показать черты той личности, которую он изображал.

Портрет известного промышленника и мецената Прокопия Акинфиевича Демидова на первый взгляд противоречит всей концепции парадного портрета – портретируемый изображен не в парадном платье с множеством орденов, а в простой (для богатого человека, конечно) домашней одежде.

Рубашка с жилетом, панталоны, чулки, простые черные башмаки, бархатный халат, колпак и небрежно обернутый вокруг шеи шарф. Поза Демидова при этом та, какая и должна быть на парадном портрете – он величественно стоит, опершись левой рукой на железную большую лейку, а его правая рука торжественным жестом указывает на стоящие рядом горшки с цветами.

Детали на полотне говорят не о регалиях Демидова, никогда, кстати, не состоявшего на госслужбе, а о его личных интересах и пристрастиях. Горшки с растениями, луковицы на столе, лейка указывают на любовь Демидова к садоводству – у него дома был целый ботанический сад, а сам промышленник любил собирать гербарии. При этом фон портрета сделан в лучших традициях парадности – драпировки, греческие колонны, внушительное здание Воспитательного Дома, на который Демидов пожертвовал немалую сумму денег.

Выражение лица Демидова лишено парадности и напыщенности – он с иронией и скептицизмом смотрит на зрителя. Все это говорит о несомненном таланте живописца, об умении проникнуть сквозь внешние атрибуты и явить миру человечность персонажей своих картин.

Описание картины Дмитрия Левицкого «Портрет Дьяковой»

“Портрет Дьяковой” – один из многих портретов Левицкого. Пренебрегая средствами выразительности вроде фона, вычурной одежды либо символических предметов, придающих картине второй, а то и третий смысловой слой, он находил различия моделей в едва заметном повороте головы, в наклоне плеча, в улыбке или серьезном взгляде.

Ставя во главу угла своих работ человека, он и шел от человека, делая все, чтобы показать его личность, его душу, пользуясь тем скупым набором выразительных средств, которым он сам ограничил себя.

Дьякова была из большой семьи, увлекавшейся искусством. Её живой ум, образованность, красота и веселость привлекали к ней людей. Поэты посвящали ей стихи, художники писали её портреты. Трогательна история её брака. Её муж был беден, и родители не желали иметь такого зятя. Узнав об этом, молодые обвенчались тайно и долгое время не говорили об этом родным. Обман вскрылся только через несколько лет, и родители, фактически поставленные перед фактом, были вынуждены дать свое благословение.

На картине Дьякова изображена такой, какой была в жизни. Волосы её, убранные в хвост, слегка вьются. Светлые глаза смотрят немного в сторону, губы тронуты легкой улыбкой. Она одета просто, в легкое платье, и весь её образ выражает легкость, умение воспринимать жизнь, как затейливую игру, веселость и живость. Она словно готова сорваться с места прямо сейчас, убежать в сад, начать танцевать или петь. Её дом (у них с мужем было пятеро детей) всегда был центром культурной жизни Петербурга.

Судя по тому, какой приятной выглядит Дьякова на портрете, каждому гостю в её гостиной было хорошо и уютно. Никто не оставался забыт. Никто не чувствовал себя потерянным. Умея вовлечь в разговор, развлечь, рассмешить, Дьякова притягивала людей – в том числе нелюдимых – как магнит или сияющее теплое солнце.

Чистота и искренность отношений

Как предполагают историки, дружба завязалась между Нелидовой и престолонаследником буквально при первой их встрече. Многие современники отмечали ум Екатерины, а будущему правителю нравилось общаться с ней на самые разные темы, вплоть до религиозно-мистических. Интересно, что есть весьма серьёзное предположение о том, что никаких романтических отношений между фавориткой и её покровителем не было. Если они и испытывали взаимную симпатию, то не выходили за рамки платонических чувств.

Подтверждением этому мнению служит и отношение Марии Фёдоровны к любимице её супруга. Никакой ревности, только полное одобрение этих отношений, что, по мнению императрицы, положительно влияли на Павла. Постепенно Екатерина стала главным советником и помощником императора, который вряд ли мог бы достойно править страной без её поддержки.

Императорская «работа»

Николай I всегда считал придворный флирт неотъемлемой частью своей «работы», а потому оказывал определённые знаки внимания самым красивым девушкам императорского двора.

Обычно император кокетничал с девушками на придворных балах и маскарадах, как молоденькая бабенка и радовался, когда вокруг него разыгрывались небольшие сцены ревности и маленькие скандальчики.

Но все это больше напоминало театральное представление, так как Николай I любил свою жену, и по вечерам пересказывал ей все разговоры с дамами, которых кадрил и обнадеживал.

На одном из таких театральных маскарадов Николай I познакомился с молоденькой Варенькой Нелидовой.

Император Ниолай I, изображение из открытых источников

Левицкий Д.Г.

Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735, Киев – 1822, Санкт-Петербург)
Живописец-портретист.
Академик Императорской Академии художеств (с 1770). Член Совета Академии художеств (с 1808).
Родился в Киеве. Первоначальные художественные навыки получил у отца – потомственного священника, известного гравера Г.К. Левицкого.
Учился у А.П. Антропова с 1758, работал в содружестве с ним, в частности по оформлению коронационных торжеств, связанных с восшествием на престол Екатерины II (1762). Писал иконы для московских церквей. Преподавал в Академии художеств, руководил классом портретной живописи (1771–1788). В 1800-е из-за болезни глаз был вынужден оставить живопись.
Автор многочисленных портретов современников. Его знаменитая сюита «Смолянки», выполненная по заказу двора для украшения Большого Петергофского дворца, – уникальное явление в русском искусстве второй половины XVIII века.

Восхищённая императрица

Я была потрясена словами Екатерины II, что писала подруге о Екатерине. В своём письме императрица говорит о «феномене Нелидовой», который любит видеть «вблизи». Что же имелось в виду?

Поразительно, но будущая признанная красавица не отличалась привлекательностью в юном возрасте. Она считалась некрасивой девочкой. На мой взгляд, именно этот недостаток толкнул Екатерину более активно заниматься танцами и пением, декламированием стихотворений и прочими изящными искусствами. Когда Екатерина танцевала или играла в спектакле, её внешность словно преображалась, а равных в этом умении ей не было. Согласитесь, вряд ли бы императрицу восхитила посредственность.

В 1776 году Екатерина становится фрейлиной Натальи Алексеевны, первой супруги Павла I. Увы, вскоре родные и свита княгини столкнулись с горем – Наталья Алексеевна умерла после тяжёлых родов. Оплакав княгиню, Екатерина переходит к новой супруге будущего императора, став фрейлиной Марии Фёдоровны. Но когда же она стала фавориткой Павла?

Автор книги: Евгений Шумигорский

Екатерина Ивановна Нелидова (1787 г.)

От автора

Царствованию императора Павла в последнее время посчастливилось в русской исторической литературе: о нем появились новые документы и исследования, имеющие ту особенную цену, что они, уясняя факты, выводят, наконец, личность императора Павла из анекдотического тумана, которым она окружена была целое столетие; вместе с тем, собирается громадный материал для освещения жизни русского общества Павловского времени и созидается тот исторический мост между царствованиями Екатерины II и Александра I, отсутствие которого так чувствовалось и чувствуется при изучении событий русской истории начала XIX-го века. Уже теперь результаты этой историографической работы подтверждают мысль кн. Вяземского, близко знавшего современников Павловского царствования: «Все царствование Павла, вероятно, излишне очернено. Довольно и того, что было, но партии не довольствуются истиною». Мы, с своей стороны, полагаем, что история, в конце концов, сделает свое дело: проверит факты, объяснит их, и тогда истина, в смысле исторической закономерности, освобожденная от всего случайного и наносного, займет подобающую ей высоту, до которой не достигает ни похвала, ни порицание…

Но все мы – люди: в прошлом своей родной страны, даже самом отдаленном, мы ищем оправдания своим воззрениям, а в исторических наших занятиях, на рубеже XIX-го и XX-го веков, смотрим на события рубежа XVIII-го и XIX-го с точки зрения своих идеальных общественных требований, как, даст Бог, неизмеримо свысока будут смотреть и на нас потомки наши рубежа XX и ХХI-го веков. Изучая события Павловского царствования, мы не можем сочувствовать нравственному уровню этого железного века, хотя в открывающемся пред нами историческом калейдоскопе не можем не удивляться оригинальной комбинации политических сил, постоянно боровшихся между собою, но действовавших в одном и том же направлении и приводивших к одной и той же цели. Император Павел, напр., во все кратковременное свое царствование жаждал уничтожения сословных привилегий, водворения правды и законности в государстве, но, по революционному духу времени, для достижения этих целей употреблялись и революционные средства: административный произвол, ссылка и кнут; эта двойственность в политике Павла чувствовалась всеми: недаром французы называли его якобинцем на троне, крестьяне – Пугачевым, а раскольники – царем Развеем. С другой стороны, враги Павла – «наши русские Мирабо, за измятое жабо хлеставшие Гаврилу и в ус, и в рыло», были-ли это масоны или «вольтерьянцы» – все равно, – смотрели на совершавшиеся кругом события, очевидно, с иной точки зрения, чем их крепостные, и «les droits de l’homme» прилагали лишь к себе и к своему сословию. Первый шаг к уравнению сословий был сделан несомненно императором Павлом, и хотя произведенная им «революция сверху» не сопровождалась такими ужасами, как французская, но жертвой ее сделался он сам. В этом смысле, по моему глубокому убеждению, Павел Петрович есть одно из самых трагических лиц нашей истории: фанатик своих идей, он вел непрерывно борьбу один против всех, и духовные его силы оказались недостаточны, чтоб безнаказанно вынести на себе всю ее тяжесть…

Описание картины Дмитрия Левицкого «Портрет Н. А. Львова» (1789)

Мастерство художника проявилось в портретном искусстве, причем известен он не только парадными, но и камерными изображениями, на которых большое значение имели все детали: одежда, расположение в пространстве, поза, окружающая обстановка, выражение лица, взгляд, даже фон. Однако портретист не был формалистом и нередко отступал от правил жанра с целью продемонстрировать кроме парадной и эффектной внешней стороны человека его душу, привязанности и гуманность.

На портрете знаменитый архитектор, поэт, музыкант и большой друг художника Н. Львов выглядит скромно и одновременно благородно, одухотворенно, все это достигается художественным решением живописца. Каждый портрет, написанный Левицким, индивидуален. Художник сосредоточенно изучал неповторимые черты воспроизводимого им человека. Средства экспозиции, колорит, освещенность персонажа на его холстах всегда обусловлены содержанием образа. На портрете изображен спокойный, уверенный в себе человек, одетый в обычный сюртук синего цвета без всяких торжественных регалий, но сшитый по моде и довольно новый, выходной, в белую рубашку, украшенную гофрированным жабо и галстуком-бантом в тон.

На темном фоне ярко выделяется чисто выбритое лицо благородного оттенка кожи, обрамленное пышной модной прической из темных волос. На лице выделяются спокойные умные глаза, взгляд которых направлен прямо на зрителей. Этот взор нельзя назвать надменным либо гордым, он просто человечный, участливый и немного утомленный.

Автор не отклоняется на мелочи, он показывает созерцателям видного выразителя идей русского Просвещения. Характерными особенностями портрета становятся сбалансированная архитектоника, выдержанный колорит, освещение, акцентирующее лицо Львова, воспроизводящие облик недюжинного человека – деятельного, предприимчивого, интеллигентного, обильно одаренного всевозможными способностями, отличающегося достоинством и самоуважением, в глубине души вольного и самостоятельного.

Описание картины Дмитрия Левицкого «Портрет Нелидовой»

Нелидова – фрейлина императорского двора, женщина незаурядного ума, легкости характера и смелости. Легко сходясь с людьми, она играючи заводила полезные знакомства, находила друзей там, где, казалось бы, никому не удалось бы их найти, и могла даже успокоить Павла I, когда он впадал в истерику и начинал буйствовать. Случалось, что она защищала от разгневанного императора императрицу.

На картине она изображена довольно молодой, ещё до высылки её из Петербурга, ещё до неприятных слухов о ней и Павле. Она недавно окончила институт (Смольный институт благородных девиц), вся жизнь у неё ещё впереди, и одета она в театральное платье, в которых воспитанницам случалось танцевать во время представлений. Обычно портреты тех времен кажутся торжественными и строгими, при всех регалиях, и обязательно с суровым взглядом на зрителя.

Нелидова же изображена в танце – это видно по всей её позе. Ноги перекрещены, руки делают круговое движение, как бы очерчивая воображаемый круг, корпус относительно ног уходит назад, голова чуть наклонена влево. Все это создает ощущение винтового движения, спирального закручивания – кажется, что в следующее мгновение молодая девушка закружится по картине, вальсируя сама с собой.

На голове у неё аккуратная шляпка, рука придерживает легкий прозрачный фартучек, а на лице играет лукавая, веселая улыбка. Словно расшалившаяся девочка, Нелидова смотрит на художника, а вместе с ним и на зрителя, чуть искоса, как бы проверяя – сердится ли он, что она танцует? Остановит ли, или рассмеется?

Глаза у неё карие, волосы пепельные, забранные в высокую прическу. По всем приметам она должна казаться совсем взрослой, но не кажется.

Такой она и прошла по жизни – смеясь, танцуя, шаля и играя. Одаривая людей ощущением радости и грядущего счастья.

Лучшая из смолянок

Екатерина появилась на свет в 1756 году в семье поручика Ивана Нелидова. Когда девочке исполнилось девять лет, родители отдали её в недавно основанный Смольный институт

Уже там девушка обратила на себя внимание. Необыкновенно способная и талантливая, она прекрасно разбиралась в науках, рукоделии и великолепно танцевала

Современники искренне восхищались грацией Екатерины Ивановны, хотя и отмечали, что внешние данные её оставляют желать лучшего. К примеру, князь Иван Долгоруков отмечал, что “лицом она отменно дурна”. Я с этим утверждением не соглашусь — сохранившиеся до наших дней портреты Екатерины демонстрируют весьма привлекательную особу. Но, несомненно, среди ровесниц Нелидовой были и более яркие красавицы. Однако гораздо больше людей замечали достоинства Екатерины. Да что там говорить — сама императрица с восхищением говорила о девушке:

Императрица даже заказала портрет Нелидовой одному из известных художников, Дмитрию Левицкому. Екатерина Вторая была впечатлена ролью Сербины, которую виртуозно сыграла девушка в постановке “Служанка-госпожа”.

Дмитрий Левицкий «Портрет Екатерины Нелидовой в роли Сербины» / Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: