Творчество художника Д.Г. Левицкого с примерами картин
Парадные портреты Левицкого
Левицкий прославился прежде всего своими парадными портретами, которые заметно отличались от живописи классической школы. В то время на академических портретах было принято изображать персонажей в торжественных нарядах в не менее торжественной обстановке какого-либо роскошного кабинета. Левицкий нередко отказывался от этих канонов, если другой наряд или обстановка лучше передавали образ модели. Например, богатого владельца горнопромышленных предприятий Прокофия Акинфиевича Демидова он представил отнюдь не в мундире с кучей медалей. Герой предстает перед зрителем в каком-то причудливом смешении: наряд домашний и в то же время претендующий на роскошь, поза торжественна и в то же время несколько манерна, а на фоне величественные колонны смешались с домашней обстановкой. Такое неожиданное сочетание Левицкий выбрал с целью подчеркнуть эксцентричность самого Демидова, в котором точно так же причуды смешивались с великолепной образованностью и щедростью.
Д.Г. Левицкий. Портрет П.А. Демидова. 1773 г.
Для Левицкого в парадном и других типах портрета на первый план выходили черты характера модели. На своих полотнах художник помещал героев в определенную обстановку, которая раскрывала эти черты. Так, на парадном портрете Кокоринова ректор Академии художеств предстает перед зрителем за работой. Спокойный и уверенный в себе государственный деятель не позирует перед зрителем, как это делали многие именитые персоны. Левицкий изображает его со слегка откинутой полой дорогого наряда, обнажившей шпагу, и с жестом, указывающим на созданный Кокориновым план академии. Этим он отдает дань величию и многочисленным талантам ректора, который помимо управления образовательным учреждением был еще видным государственным деятелем и архитектором.
Д.Г. Левицкий. Портрет А.Ф. Кокоринова. 1769 г.
Портреты в роли
Левицкий фактически создал новый жанр в портретной живописи — так называемый портрет в роли. Появился он благодаря заказу императрицы Екатерины II, которая поручила художнику изобразить воспитанниц первого в России образовательного учреждения для женщин — Смольного института благородных девиц. Основная цель такого заведения заключалась в том, чтобы в обществе были образованные женщины, которые приносили бы пользу как своей семье, так и всему обществу. Многие ученицы отлично проявили себя в учебе, в том числе в театральных постановках. Лучших из них, причем в театральных костюмах, и было решено запечатлеть на холстах.
Д.Г. Левицкий. Портрет Глафиры Алымовой. 1973 г.
Левицкий подошел к этому делу со всем энтузиазмом и создал серию портретов, которые считаются наиболее выдающимися во всем его творчестве. Каждая девушка была изображена в определенной роли, причем мастер виртуозно поработал не только над их фигурами, но и над костюмами и обстановкой. Каждая картина одновременно была и портретом, и аллегорией определенной области, характеризующий восемнадцатый век. Например, воспитанница за арфой выступала аллегорией музыки, воспитанница за физическими опытами — аллегорией науки и так далее. В результате было создано семь ролевых портретов, которые еще называют смолянками Левицкого. Разместили их в Петергофе — резиденции самой императрицы.
Д.Г. Левицкий. Смолянки. 1772-1776 гг.
Интимные портреты
Переход от парадного портрета к интимному произошел у Левицкого фактически еще при работе с серией смолянок. Екатерина II полагала, что художник создаст парадные портреты благородных девиц. Однако мастер не смог проигнорировать живость и очарование девушек, изобразив их в движении и во всей гамме чувств. Так произошел переход к интимному портрету, подразумевающему появление доверия между художником и моделью. Возможно, поэтому царская семья дорожила этой удивительной серией. Когда в дальнейшем был построен Русский музей, царь неоднократно отказывал в просьбе передать в музей уникальную серию картин. Однако в революционные годы они все же оказались в Русском музее, где хранятся и поныне.
Особенно ярко интимные портреты Левицкого характеризует портрет Марии Дьяковой. Традиционное позирование здесь уступает место красоте момента. Художник полностью погружается в этот момент, в котором у модели не остается желание позировать, а сохраняется лишь молодость, очарование и женственность.
Д.Г. Левицкий. Портрет М.А. Дьяковой. 1778 г.
Цены, рекорды продаж картин Левицкого
Левицкий был выдающимся художником эпохи классицизма, поэтому его работы находятся в известных музеях и весьма редко появляются на аукционах. Рассмотрим две крупные продажи, которые состоялись не так давно.
В июне 2021 года на торгах Christie’s в Лондоне появился портрет императора Павла I, созданный Левицким примерно в 1796 году. Еще в 2010 году эта картина стала сенсацией на выставке Левицкого, состоявшейся в Санкт-Петербурге в 2010 году. До этого момента о ней мало кто знал, так как работа находилась в частных коллекциях. Изначально портрет был в распоряжении полковника Андрея Квитки, который обладал обширной коллекцией живописи и даже одалживал некоторые картины для выставки Сергею Дягилеву. Портрет Павла I висел на стенах виллы Квитки в Риме, а после его смерти перешел по наследству в семью Голицыных. На аукционе холст выставили с эстимейтом 700-900 тысяч фунтов стерлингов и продали за 862 тысячи фунтов.
Д.Г. Левицкий. Портрет императора Павла I. Около 1796 г.
2021 год оказался богат и на еще одну продажу картины Левицкого. В декабре на торгах MacDougall’s в Лондоне был выставлен портрет Екатерины II и письмо императрицы о первой вакцинации. В нем императрица писала графу Румянцеву о необходимости делать прививки от черной оспы, причем сама подала пример другим. Лот вызвал живой интерес и был продан за 951 тысячу фунтов стерлингов. На сегодня это самый дорогой уход картин Левицкого с официальных торгов.
Д.Г. Левицкий. Портрет императрицы Екатерины II с письмом графу П.А. Румянцеву о вакцинации от оспы
Благодаря этим двум работам Левицкий попал в ТОП-100 русских художников с самой дорогой продажей за последний год (занимает 13-е место), с самой дорогой продажей за период с 2000 года (занимает 88-е место) и с самым большим оборотом (занимает 14-е место).
Портрет поэта и художника Львова. Картина Левицкого
Николай Александрович Львов (1751—1803) — художник и поэт. В круг его дел входили: «исправление в Москве дворцов и других каменных зданий, прииск и разрабатывание земляного угля и дирекция над Училищем земляного битного строения». Его изящный вкус и обширные познания сосредоточили около него целый кружок писателей; знакомый с древними классиками и с западной литературой, он в то же время искал мотивы для творчества в русской народной поэзии. Был поклонником изящной простоты и врагом всего грубого и напыщенного.
В 1790 он издал сборник «Собрание русских народных песен с их голосами». Сборнику был предпослан трактат «О русском народном пении». В нем говорилось о большом значении мелодии как основе музыки. Николай Александрович первым из русских музыкантов указывал, что народное «хоровое пение состоит из многоголосного склада». Многие песни сборника были переложены на музыку известным композитором Иваном Прачем. Сборник Львова стал ценнейшим историческим памятником русского музыкального фольклора. Напевы, собранные Львовым, были положены в основу позднейших сборников русских народных песен. Этими напевами пользовались в своем творчестве русские композиторы М. И. Глинка, А. Н. Верстовский и другие.
Заслугой Львова является издание (1792—99) двух русских летописей, обнимающих события «от начала России и до Полтавской битвы» и стилистически обработанных . Наибольшего успеха он добивался в шутливо- дружеских посланиях, где легкий и свободный поэтический язык выражает простодушие и обаяние их создателя. В этих же произведениях звучит и сильное сочувствие нравственному миру и морально-оздоровляющему влиянию на общество крестьян.
Львов был одним из разностороннейших деятелей культуры последней трети XVIII в. Граверрисовальщик, незаурядный архитектор, инженер-строитель, горный мастер, Николай Александрович в то же время отличался взыскательным литературным вкусом, восхищавшим таких знатоков, как Державин.
http://www.znaniy.com/l/63-lvov-nikolaj-aleksandrovich.html
Украшение Петербурга
Поцелуев мост в Санкт-Петербурге
Красный мост в Санкт-Петербурге
Семеновский мост в Санкт-Петербурге
Интерьер Исаакиевского собора
Золотая (Малахитовая) гостиная в Эрмитаже
Малахитовая ротонда в Эрмитаже
Правнук Никиты — Николай Демидов — построил в Петербурге четыре чугунных моста: Поцелуев, Красный, Семеновский, а также мост у Московской заставы на Обводном канале. Их детали были отлиты на семейном Нижнетагильском заводе по рисункам Котлярова. Другой дар Демидовых Петербургу — малахитовые иконостас и колонны Исаакиевского собора. В Эрмитаже из демидовского малахита — Золотая (Малахитовая) гостиная, а также ротонда работы главного наполеоновского ювелира Томира, которую Анатолий Демидов подарил России.
Халат Обломова в романе «Обломов»: этапы жизни
1. Халат Обломова на Гороховой улице
История халата Обломова начинается на Гороховой улице, в квартире Обломова. Илья Ильич Обломов носит свой халат очень давно. Его гости замечают, что такие халаты уже давно не носят:
Как известно, Обломов не любит перемены. Он привык к своему халату и не готов с ним растаться и замениться на что-то новое.
2. Халат Обломова и отношения с Ольгой Ильинской Обломов переживает романтические отношения с Ольгой Ильинской. В этот период Обломов обретает смысл жизни в лице Ольге.
Благодаря любви к Ольге ленивый Обломов оживает и просыпается от своей долгой спячки. В этот период он забывает о своем старом халате:
3. Халат Обломова и отношения с Агафьей Пшеницыной После разрыва с Ольгой Ильинской Обломов продолжает жить в доме Агафьи Пшеницыной. Хозяйственная Пшеницына достает из чулана старый халат Обломова, чтобы починить его:
Жизнь у Агафьи Пшеницыной снова вводит Обломова в привычную лень и апатию. Обломов возвращается к своей старой, ленивой жизни. И конечно, халат Обломова так же возвращается в кго жизнь:
Агафья Пшеницына совсем не против того, чтобы Обломов носил свой старый халат. Напротив, она охотно чинит этот халат, зная, что Обломов им очень дорожит:
4. Халат Обломова и последние годы жизни До конца своих дней Илья Обломов так и не расстается с любимым халатом, как и со своей ленью и апатией:
Таким образом уютный и удобный халат сопровождает Обломова долгие годы и становится печальным символом «обломовщины».
Такова история халата Ильи Обломова в романе «Обломов»: описание и роль халата в жизни Обломова.
ОЙ СНЕГ , СНЕЖОК , БЕЛАЯ МЕТЕЛИЦА . Александр Хайков .
Замки Луары: Шатодён, первый из замков Замок Шатодён (Châtea.
Картина Павла Филонова «Формула весны» Павел Николаевич Филонов «Формула весны»,1928–1929г. Хол.
-Статистика
История одного шедевра: Дмитрий Левицкий «Портрет П.А. Демидова»
Портрет П. А. Демидова — Левицкий Дмитрий Григорьевич. 1773. Холст, масло. 166×222,6
Мастер парадного и камерного портрета Д. Г. Левицкий изобразил Прокофия Акинфиевича Демидова (1710-1786), сына уральского горнозаводчика, сподвижника Петра I А. Н. Демидова, благотворителя и мецената, опекуна Московского Воспитательного дома, при котором он основал Коммерческое училище. За внешней простотой и эксцентричностью скрывался мощный ум Демидова — человека, который ратовал за всеобщее образование, независимое от сословной принадлежности.
Некрасивое, умное, обладающее ярко индивидуальным выражением, лицо Демидова и вся фигура его написаны без всякой ложной многозначительности и снисходительности к возрасту.
-
Сочинение про дуэйн джонсон
-
Сочинение на тему голод
-
Ф а петровский сочинение аристотеля о поэтическом искусстве
-
Что значит быть режиссером своей жизни сочинение
- Написать сочинение про павлина
Оценка, продажа и скупка картин Левицкого
Как оценить картину Левицкого
Приведенные выше примеры рекордных уходов картин Дмитрия Григорьевича Левицкого являются показательным примером того, на какие цены может претендовать его живопись. Однако это не означает, что любая его картина может иметь такой же успех. Цена конкретного холста определяется тем, к какому творческому периоду художника она относится, каковы ее размеры, состояние, провенанс и многое другое. При самостоятельной оценке можно значительно ошибиться в цене, что приведет либо к слишком долгому ожиданию покупателей, либо к невыгодной сделке. Поэтому рекомендуем заказать экспертизу картин Левицкого у нашего партнера.
Где и как продать картину Левицкого
Если ваша картина претендует на значительную сумму, наибольшую прибыль вам может принести участие в аукционе. Этот способ выгодный, но затратный и весьма долгий. Также вы можете найти покупателя на нашем сайте, который регулярно посещают заинтересованные в покупке ценители искусства. Для ускорения процесса рекомендуем подготовить описание картины и сделать качественные фотографии.
При желании совершить продажу быстро, рассмотрите наше предложение по скупке картин Левицкого. Если у вас возникли вопросы, свяжитесь с нами по телефону: +7 (495) 969-14-05.
Биография
В 2007 году Алексей Демидов окончил Нижегородское Театральное Училище имени Евгения Евстигнеева. В качестве дипломной работы начинающий актер сыграл главную роль в комедии «Женитьба Фигаро» на фестивале «Твой Шанс». В этом же году юноша поступил в Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства (СПБГАТИ) на курс Сергея Черкасского, но, проучившись полгода, ушел по собственному желанию.
С 2008 года Демидов состоит в труппе знаменитого театра «Содружество актеров Таганки».
В последнее время артист сосредоточился на своей кинокарьере, а также попробовал себя в совершенно ином амплуа – на радиостанции «Русская служба новостей» вел воскресную программу «Рюмка молока».
Презентация на тему: » Дмитрий Григорьевич Левицкий (22 апреля. Санкт-Петербург.) Основными художественными работами являются: Портрет А. Ф. Кокоринова Портрет П. А.» — Транскрипт:
1
Дмитрий Григорьевич Левицкий (22 апреля. Санкт-Петербург.) Основными художественными работами являются: Портрет А. Ф. Кокоринова Портрет П. А. Демидова Портрет М. А. Дьяковой– Львовой Портрет Н. И. Новикова Портрет Екатерины Второй Портреты «смолянок»
2
Портрет «Александр Филиппович Кокоринов» Сохра 6 снилась до сего времени одна из первых картин молодого Левицкого – портрет А. Ф. Кокоринова, русского архитектора и первого директора Академии художеств. Портрет написан кистью настоящего мастера с соблюдением всех стандартов парадного портрета эпохи Просвещения, когда на полотне изображался не только знаменитый деятель, но и плоды его вдохновенного труда. Кокоринов на картине Левицкого изображен на фоне чертежа здания Академии Художеств. Эта работа была высоко оценена: художник получил звание академика. Ныне полотно хранится в Русском музее.
3
Портрет «Прокофий Акинфиевич Демидов» Эта картина – еще один образец парадного портрета кисти Левицкого. Демидов изображен здесь в домашнем халате и колпаке на фоне Воспитательного дома, который был построен на его благотворительные средства, окруженный цветочными горшками. Домашняя непринужденность или нарочитое чудачество богатого аристократа, истинная филантропия или показная благотворительность – что превалирует в портретном образе Демидова, решает зритель. Во всяком случае, глядя на живое старческое лицо персонажа, на его смеющиеся глаза, вносящие элемент самоиронии, возникает чувство симпатии к человеку, изображенному на портрете.
4
Портрет «Марии Алексеевны Дьяковой–Львовой» В 1778 г. Левицкий написал портрет М. А. Дьяковой. Это камерный погрудный потрет жены знаменитого архитектора Львова (хранится в Третьяковской галерее). Художник мастерски и живо передал обаяние и молодость девушки, заставляя зрителя любоваться ее красотой, внутренним достоинством, умом и женственностью. Мягкая пластика форм тела, движения головы в сочетании с нежно-зелеными тонами наряда создают прекрасный гармонический образ юной женщины.
5
Портрет «Николай Иванович Новиков» Н. И. Новиков был известным в 18 веке просветителем- публицистом и книгоиздателем. Левицкий написал его камерный портрет предположительно в 1797 году. В образе воссозданы недюжинный ум и энергия человека, открывавшего типографии, библиотеки и школы в Москве. Портрет передает не просто дружеское расположение, но и глубочайшее уважение автора к своему персонажу. Кстати, будучи одним из близких друзей Новикова, Левицкий поддерживал опального журналиста во время его заточения в Шлиссельбургской крепости.
6
Портрет Екатерины Второй Портрет императрицы Екатерины написан в 1783 г. Это парадный портрет идеальной просвещенной законодательницы, воспетый Г. Р. Державиным в оде «Фелица». Не случаен и фон картины – античный храм богини Правосудия, он придает особую торжественность, аллегоричность и величие портрету Екатерины. Здесь намечены черты классицизма: локальность цвета, четкость объемов, гладкость мазков. Левицкий написал три варианта портрета императрицы: 1780, 1783 и 1790 года. Все три полотна находятся в Русском музее.
8
Портреты «смолянок» С 1772 по 1776 год Левицкий написал цикл парадных портретов учениц Смольного института благородных девиц. Специалисты считают, что это лучшие портреты реалистической живописи 18 века. «Смолянки» изображены в полный рост, поодиночке и попарно, они танцуют, музицируют, играют, общаются. В них нет искусственной жеманности, но есть грация, чистота, юная застенчивость, свежесть и обаяние. Характер каждой воспитанницы индивидуален: скромная, неуверенная в себе Хрущова, веселая и грациозная Хованская, непринужденная и жизнерадостная Нелидова, задорная и яркая Борщова. Образы этих и других девушек несут в себе все многообразие душевной жизни человека, несмотря на подчеркнутую маскарад насти и театральность портретов.
11
Портрет «Владимир Владимирович Путин» Работы велись на протяжении трех веков, начиная с инициирования у Левицкого художественного мастерства и до того момента, когда Путин был инагурирован президентом РФ. Писанием данной работы, художника хотел показать, на сколько его работы идут в такт с временем.
13
Конец… Работа выполнена учениками 10 класса: Евдокимовой Александрой и мной, Радке Максимом
Описание картины Дмитрия Левицкого «Портрет Н. А. Львова» (1789)
Мастерство художника проявилось в портретном искусстве, причем известен он не только парадными, но и камерными изображениями, на которых большое значение имели все детали: одежда, расположение в пространстве, поза, окружающая обстановка, выражение лица, взгляд, даже фон. Однако портретист не был формалистом и нередко отступал от правил жанра с целью продемонстрировать кроме парадной и эффектной внешней стороны человека его душу, привязанности и гуманность.
На портрете знаменитый архитектор, поэт, музыкант и большой друг художника Н. Львов выглядит скромно и одновременно благородно, одухотворенно, все это достигается художественным решением живописца. Каждый портрет, написанный Левицким, индивидуален. Художник сосредоточенно изучал неповторимые черты воспроизводимого им человека. Средства экспозиции, колорит, освещенность персонажа на его холстах всегда обусловлены содержанием образа. На портрете изображен спокойный, уверенный в себе человек, одетый в обычный сюртук синего цвета без всяких торжественных регалий, но сшитый по моде и довольно новый, выходной, в белую рубашку, украшенную гофрированным жабо и галстуком-бантом в тон.
На темном фоне ярко выделяется чисто выбритое лицо благородного оттенка кожи, обрамленное пышной модной прической из темных волос. На лице выделяются спокойные умные глаза, взгляд которых направлен прямо на зрителей. Этот взор нельзя назвать надменным либо гордым, он просто человечный, участливый и немного утомленный.
Автор не отклоняется на мелочи, он показывает созерцателям видного выразителя идей русского Просвещения. Характерными особенностями портрета становятся сбалансированная архитектоника, выдержанный колорит, освещение, акцентирующее лицо Львова, воспроизводящие облик недюжинного человека – деятельного, предприимчивого, интеллигентного, обильно одаренного всевозможными способностями, отличающегося достоинством и самоуважением, в глубине души вольного и самостоятельного.
Левицкий Дмитрий Григорьевич
Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735 — 1822) — выдающийся русский живописец, мастер парадного и камерного портрета.
Родился на Украине в семье весьма образованного священника Григория Кирилловича Левицкого, большого любителя искусств, довольно известного в Малороссии гравера и живописца. Под руководством отца будущий художник начал постигать живописную науку. Обучался в Киевской Духовной академии.
В юном возрасте Левицкий попал в ученики к Антропову, который в начале 1750-х годов расписывал Андреевский собор. По окончанию работ (1758 г.) Антропов взял талантливого юношу в Петербург и продолжил его художественное образование в своей мастерской. В северной столице Левицкий брал также частные уроки у Лангре и ученого-перспективиста Валериани.
В 1762 году принимает участие в оформлении московских торжеств по случаю коронации Екатерины. Здесь он упоминается в качестве подмастерья не только у Антропова, но и мастеров Канцелярии от строения И. Я. Вишнякова и И. И. Бельского.
Московский период творчества Левицкого малоизвестен. В документах упоминается, что художник принимал участие в написании икон для двух московских церквей: Кира и Иоанна на Солянке и Великомученицы Екатерины на Большой Ордынке.
В 1769 году, расставшись со своим учителем, Левицкий окончательно поселяется в Петербурге.
В начале 1770-х годов художник входит в пору расцвета своего таланта. На ежегодной академической выставке 1770 года демонстрировавшиеся картины Левицкого имели большой успех. За портрет архитектора А. Ф. Кокоринова (1769 г., ГРМ) ему было присуждено звание академика. Живописец приобретает всеобщее признание.
С этого момента он начинает получать многочисленные заказы от Академии, представителей императорской фамилии, дворянской элиты Петербурга. Всеобщее признание получили, относящиеся к этому периоду, серии портретов смолянок (воспитанниц Смольного института для благородных девиц) и портретов опекунов Московского Воспитательного дома для сирот.
Широчайший творческий диапазон Левицкого позволил ему со всей полнотой отразить в своем искусстве идеалы своего времени. Он свободно владел всеми средствами художественного выражения от насыщенной пластики и повышенной «цветности» барокко до строгой, почти аскетичной рассудочности классицизма. «Акцентируя определенные тенденции в творчестве Д. Г. Левицкого, не следует забывать, — пишет А. П. Валицкая, — что его художественный метод подвижен, богат и не исчерпывается ни одним из стилистических направлений века… В целом творческий путь Д. Г. Левицкого представляет несомненное движение к реализму» (Валицкая А.П., Дмитрий Григорьевич Левицкий 1735 -1822 / Л.: Художник РСФСР, 1985).
Важнейшей частью творческой биографии мастера является его педагогическая деятельность. С 1771 по 1780 год Левицкий возглавлял портретный класс Академии художеств. Среди его учеников были С. С. Щукин, П. С. Дрождин, Л. С. Миропольский. Е. Д. Камеженков.
Слава Левицкого начала угасать во второй половине 1810-х годов. Его смерть 7 апреля 1822 года в художественной среде прошла незамеченной. К сожалению, расположение его могилы на Смоленском кладбище в Петербурге утеряно.
В начале двадцатого столетия художник был заново открыт деятелями «Мира искусства». Высочайшую оценку творчество Левицкого получило у А. Н. Бенуа в его Истории русской живописи XIX века: «Среди современных Левицкому иностранных живописцев Антон Графф и Гейнсборо только и могут поспорить с ним…»
Описание картины Дмитрия Левицкого «Портрет Нелидовой»
Нелидова – фрейлина императорского двора, женщина незаурядного ума, легкости характера и смелости. Легко сходясь с людьми, она играючи заводила полезные знакомства, находила друзей там, где, казалось бы, никому не удалось бы их найти, и могла даже успокоить Павла I, когда он впадал в истерику и начинал буйствовать. Случалось, что она защищала от разгневанного императора императрицу.
На картине она изображена довольно молодой, ещё до высылки её из Петербурга, ещё до неприятных слухов о ней и Павле. Она недавно окончила институт (Смольный институт благородных девиц), вся жизнь у неё ещё впереди, и одета она в театральное платье, в которых воспитанницам случалось танцевать во время представлений. Обычно портреты тех времен кажутся торжественными и строгими, при всех регалиях, и обязательно с суровым взглядом на зрителя.
Нелидова же изображена в танце – это видно по всей её позе. Ноги перекрещены, руки делают круговое движение, как бы очерчивая воображаемый круг, корпус относительно ног уходит назад, голова чуть наклонена влево. Все это создает ощущение винтового движения, спирального закручивания – кажется, что в следующее мгновение молодая девушка закружится по картине, вальсируя сама с собой.
На голове у неё аккуратная шляпка, рука придерживает легкий прозрачный фартучек, а на лице играет лукавая, веселая улыбка. Словно расшалившаяся девочка, Нелидова смотрит на художника, а вместе с ним и на зрителя, чуть искоса, как бы проверяя – сердится ли он, что она танцует? Остановит ли, или рассмеется?
Глаза у неё карие, волосы пепельные, забранные в высокую прическу. По всем приметам она должна казаться совсем взрослой, но не кажется.
Такой она и прошла по жизни – смеясь, танцуя, шаля и играя. Одаривая людей ощущением радости и грядущего счастья.
Портрет Урсулы Мнишек (1782)
«Портрет Урсулы Мнишек» — совершенно иной образ. Утонченностью вкуса и придворной изысканностью манер веет от облика светской красавицы. Изящная вычурность позы, фарфоровое нежное лицо, прозрачные глаза таят в себе нечто манерное, неискреннее. В то же время в глубине глаз и в светски обязательной улыбке скрывается беззащитность и грусть. В унисон с психологической и социальной характеристикой образа звучат холодные, гармонирующие с красками лица и парика, цвета одежды, блеск шелка и жесткость кружев. В этом портрете в полной мере проявилось великолепное живописное и психологическое мастерство Левицкого.
Описание картины Дмитрия Левицкого «Портрет Дьяковой»
“Портрет Дьяковой” – один из многих портретов Левицкого. Пренебрегая средствами выразительности вроде фона, вычурной одежды либо символических предметов, придающих картине второй, а то и третий смысловой слой, он находил различия моделей в едва заметном повороте головы, в наклоне плеча, в улыбке или серьезном взгляде.
Ставя во главу угла своих работ человека, он и шел от человека, делая все, чтобы показать его личность, его душу, пользуясь тем скупым набором выразительных средств, которым он сам ограничил себя.
Дьякова была из большой семьи, увлекавшейся искусством. Её живой ум, образованность, красота и веселость привлекали к ней людей. Поэты посвящали ей стихи, художники писали её портреты. Трогательна история её брака. Её муж был беден, и родители не желали иметь такого зятя. Узнав об этом, молодые обвенчались тайно и долгое время не говорили об этом родным. Обман вскрылся только через несколько лет, и родители, фактически поставленные перед фактом, были вынуждены дать свое благословение.
На картине Дьякова изображена такой, какой была в жизни. Волосы её, убранные в хвост, слегка вьются. Светлые глаза смотрят немного в сторону, губы тронуты легкой улыбкой. Она одета просто, в легкое платье, и весь её образ выражает легкость, умение воспринимать жизнь, как затейливую игру, веселость и живость. Она словно готова сорваться с места прямо сейчас, убежать в сад, начать танцевать или петь. Её дом (у них с мужем было пятеро детей) всегда был центром культурной жизни Петербурга.
Судя по тому, какой приятной выглядит Дьякова на портрете, каждому гостю в её гостиной было хорошо и уютно. Никто не оставался забыт. Никто не чувствовал себя потерянным. Умея вовлечь в разговор, развлечь, рассмешить, Дьякова притягивала людей – в том числе нелюдимых – как магнит или сияющее теплое солнце.
Портрет П.А.Демидова
1773г, холст, масло, 222х166см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Заказ портрета исходил от президента Академии художеств И. И. Бецкого, доверенного лица Екатерины II. О возросшем к этому времени признании Д. Г. Левицкого можно судить по тому, что за первый из заказанных И. И. Бецким портретов художник получил всего пятьдесят рублей, за второй (П. А. Демидова) — уже четыреста.
Личность изображенного являла весьма благодатный материал для художника. Прокофий Акинфиевич Демидов — владелец крупнейших горнопромышленных предприятий, потомок тульских оружейников, еще при Петре I положивших начало своим колоссальным богатствам. Он был одним из самых эксцентричных чудаков своего времени. Вместе с нелепыми прихотями богатого человека в нем уживались образованность и любознательность, страсть к просвещению и бескорыстная щедрость мецената.
Прокофий Акинфиевич был известен своими чудачествами, удивлявшим не только Петербург и Москву, но и Европу.
Так, в 1778 г. он устроил в Петербурге народный праздник, который, вследствие громадного количества выпитого вина, был причиной смерти 500 человек.
Однажды он скупил в Петербурге всю пеньку, чтобы проучить англичан, заставивших его во время пребывания в Англии заплатить непомерную цену за нужные ему товары.
О своеволии неслыханного богача сохранилось множество легенд, где отделить истину от вымысла возможно далеко не всегда. Известны многочисленные примеры его «изобретательности», наподобие демидовского «выезда», состоявшего из колымаги ярко-оранжевого цвета, трех пар лошадей (одной — крупной и двух — мелкой породы) и форейторов — карлика и великана. Вместе с тем известны случаи, когда Демидов делал крупные пожертвования, избегая огласки.
Громадные богатства, полученные по разделу (четыре завода, которые он потом продал купцу Яковлеву, до 10000 душ крестьян, более 10 сел и деревень, несколько домов и прочее), и доброе сердце сделали Прокофия Демидова одним из значительнейших общественных благотворителей.
Им было основано Коммерческое училище в Москве и были переданы большие суммы Московскому воспитательному дому и Московскому университету. Научным увлечением Демидова было собирание гербария: его московская усадьба славилась цветниками и ботаническим садом, где были собраны редчайшие растения. В 1785 году он написал серьезный трактат «Об уходе за пчелами».
Изображение П. А. Демидова наиболее «картинное» из всех произведений Левицкого (за исключением написанного позднее «Портрета Екатерины II Законодательницы», 1783. ГРМ). В портретах XVIII века все компоненты: одежда, аксессуары, обстановка, фон — несли определенную смысловую нагрузку, помогая прежде всего определить социальное положение модели.
В портрете Демидова они имеют несколько другое значение. В картине нет ни одной случайной подробности, однако каждая деталь — от гербария и лейки на столе до фасада здания — свидетельствует не о преуспевании изображенного, а о его вкусах, увлечениях, характере.
Весь строй портрета явно пародирует традиционные парадные изображения путем неожиданных, почти гротескных сопоставлений. Вместо официального мундира с наградами и регалиями на Демидове надеты домашний жилет, панталоны, чулки, широко распахнутый халат, колпак, а вокруг шеи небрежно обернут шарф.
Контрастом к этому сугубо нестандартному одеянию служит поза портретируемого — одновременно, как и положено , величественная и вместе с тем непринужденная: левая рука опирается на садовую лейку, а велеречивый жест правой указывает не на Воспитательный дом, которому он пожертвовал крупную сумму, а на горшки с цветами (см. фрагмент). Так же нарочито контрастно противопоставление предметов обихода с торжественным архитектурным фоном и занавесом, драпирующим колонны.
Некрасивое, умное, обладающее ярко индивидуальным выражением, лицо Демидова и вся фигура его написаны без всякой ложной многозначительности и снисходительности к возрасту.
Левицкий сумел сочетать черты экстравагантности с элементами парадного портрета (колонны, драпировка, пейзаж с видом на Воспитательный дом в Москве, огромные пожертвования на который, сделанные Демидовым, были известны в обществе)Однако, в лице изображенного проскальзывают нотки горького скепсиса и иронии.. Портрет свидетельствует о высоком мастерстве художника, его умении за внешним, напускным увидеть черты глубокой человечности.
Copyright 2006 nearyou.ru
Описание картины Дмитрия Левицкого «Портрет Демидова»
Дмитрий Григорьевич Левицкий, живший во времена Екатерины II, был мастером так называемых «парадных портретов», где модели изображались во всем великолепии парадных одежд и регалий. В таких произведениях все тщательно выверено – и поза портретируемого, и взгляд, и костюм, и, естественно, фон.
Что касается выразительности лица модели, то здесь нельзя было уделять много внимания передаче реального характера того, кого рисуешь. Но хотя художник тщательно относился к изображению всех подобающих такому портрету атрибутов, за всем этим он не забывал показать черты той личности, которую он изображал.
Портрет известного промышленника и мецената Прокопия Акинфиевича Демидова на первый взгляд противоречит всей концепции парадного портрета – портретируемый изображен не в парадном платье с множеством орденов, а в простой (для богатого человека, конечно) домашней одежде.
Рубашка с жилетом, панталоны, чулки, простые черные башмаки, бархатный халат, колпак и небрежно обернутый вокруг шеи шарф. Поза Демидова при этом та, какая и должна быть на парадном портрете – он величественно стоит, опершись левой рукой на железную большую лейку, а его правая рука торжественным жестом указывает на стоящие рядом горшки с цветами.
Детали на полотне говорят не о регалиях Демидова, никогда, кстати, не состоявшего на госслужбе, а о его личных интересах и пристрастиях. Горшки с растениями, луковицы на столе, лейка указывают на любовь Демидова к садоводству – у него дома был целый ботанический сад, а сам промышленник любил собирать гербарии. При этом фон портрета сделан в лучших традициях парадности – драпировки, греческие колонны, внушительное здание Воспитательного Дома, на который Демидов пожертвовал немалую сумму денег.
Выражение лица Демидова лишено парадности и напыщенности – он с иронией и скептицизмом смотрит на зрителя. Все это говорит о несомненном таланте живописца, об умении проникнуть сквозь внешние атрибуты и явить миру человечность персонажей своих картин.