Почему об этом молчали раньше?
Вообще-то не молчали. Абсолютно в каждой биографии Гогена можно найти упоминание о том, что его таитянской «жене» на момент знакомства с ним было 13 лет. И вряд ли в какой-то из статей, посвященных Гогену, вы найдете восхищение или хотя бы одобрение отношений между взрослым мужчиной и девушкой-подростком, которая была ровесницей его дочери. Не впечатляли любовные «подвиги» художника и его современников-французов. Безусловно, среди колонизаторов того времени находились те, кто с удовольствием пользовался своими сомнительными привилегиями, но нельзя сказать, что они составляли большинство.
Другое дело, что французы не воспринимали истории и картины Гогена всерьез. Когда он привез в Париж свои первые таитянские работы, их раскритиковали не только за примитивность и кричащие цвета, но и за «художественный вымысел». И нельзя сказать, что они были неправы: Гоген рисовал и описывал скорее тот Таити, который представлял в своих мечтах. Он окружил свою жизнь (и в частности — жизнь на островах) таким плотным облаком мифов, что сейчас отделить правду от вымысла почти не представляется возможным.
Тем не менее, Теха’амана была реальным человеком, в свое время исследователи творчества Гогена выяснили точные детали ее биографии
Вот только среди любителей искусства по-прежнему бытует мнение, что никакой 13-летней таитянки могло и не существовать, так что этот сомнительный факт из жизни художника можно не принимать во внимание
Трое таитян Поль Гоген
Нарисованный очаг
С молодой датчанкой Метте Софи Гад Поль Гоген познакомился в Париже в 1872 году. Будущий художник только недавно устроился на работу в контору биржевого маклера, а девушка работала гувернанткой детей премьер-министра Дании. В январе следующего года они обручились, а в ноябре сыграли свадьбу. Вскоре у супругов родился первый ребенок, и их дела пошли в гору. Гоген получил высокооплачиваемую работу в банке, денег с лихвой хватало и на достойную жизнь семьи, и на главное увлечение Поля — живопись. Довольно долгое время Гоген оставался лишь ценителем и коллекционером чужих произведений,но в конце концов начал писать и сам.
Первые годы совместной жизни Поля и Метте на первый взгляд были совершенно счастливыми и беззаботными. Они произвели на свет пятерых прекрасных детей,были полностью обеспечены материально и вели довольно активную светскую жизнь. Однако Гогена не устраивала роль «воскресного художника», ему хотелось больше писать, выставляться и продавать свои картины. Поэтому, когда во Франции грянул экономический кризис, Гоген счел это знаком, уволился и решил полностью посвятить себя искусству. Художник перевез оказавшуюся на грани нищеты семью в Руан, чтобы уменьшить траты. Коллекцию картин пришлось продать, поскольку работы самого Гогена не находили спроса.
Метте Гоген, спящая на софе
Само собой, Метте была недовольна такими кардинальными переменами. Мало того, что ей и ее детям пришлось жить в глуши, страдая от безденежья, так еще и муж отказался искать новую денежную работу, следуя за глупой мечтой. В доме Гогенов все чаще разгорались ссоры. В конце концов, Метте не выдержала, забрала детей и уехала к семье в Копенгаген.
Поль Гоген. Метте Гоген в вечернем платье
Поль Гоген. Портрет мадам Гоген
В Дании Метте была вынуждена найти работу: она стала учить французскому местных детей. Вскоре она уговорила мужа воссоединиться с семьей в Копенгагене. Здесь художник чувствовал себя еще хуже, чем в Руане. Он не знал языка, ему пришлось работать продавцом брезента, а семейство жены относилось к нему в лучшем случае с презрением. В 1885 году супруги окончательно расстаются, и Гоген возвращается в Париж.
Портрет дочери Алины
Поль Гоген. Кловис
Поль Гоген. Алина Гоген с братом
История создания
Толчком к созданию полотна явилось реальное событие. Гоген отправился в Папеэте и задержался там до темна. В светильнике закончилось масло, и поджидавшая художника Техура осталась лежать в темноте. Входя в дом, он чиркнул спичкой, чтобы осветить помещение, чем напугал Техуру: «Могла ли она не принять меня за демонического призрака — тупапау, легенды о которых не дают её народу спать по ночам?». Позже, описывая замысел картины, Гоген замечал, что «туземцы очень боятся привидений и на ночь всегда оставляют зажженной лампу. В безлунную ночь они не выйдут из дому без фонаря, да и с фонарем никто не отважится выйти в одиночку». Тупапау, дух мёртвого, изображён в виде женской фигуры в чёрном плаще и с лицом, похожим на маску: «Как туземная женщина представляет себе привидение? Она никогда не была в театре, не читала романов. Поэтому, когда она пытается представить себе привидение, она думает об умершем человеке, которого знала. Значит, мой призрак должен быть похож на обыкновенную старушку, протянувшую руки как бы для того, чтобы схватить добычу. Склонность к декоративному побуждает меня разбросать на фоне цветы. Цветы тоже тупапау, то есть блуждающие огоньки; они показывают, что привидения интересуются нами, людьми. Таково таитянское поверье». Художник дал картине «таитянское» название «Manao tupapau», что в его переводе звучит как «Мысль, или Вера и привидение», добавив, что « можно толковать двояко. Либо она думает о привидении, либо привидение думает о ней». В действительности на таитянском языке словосочетание «Manao tupapau» звучит буквально как «мысль призрак» и представляет собой бессмыслицу.
Гоген высоко оценивал это произведение и изобразил его на заднем фоне своего автопортрета 1893 года.
Отношение к «Олимпии» Эдуарда Мане
Поль Гоген, копия картины Эдуарда Мане «Олимпия» (1891)
Гоген был поклонником картины «Олимпия» (1863) работы Эдуарда Мане. Он видел картину на Всемирной выставке 1889 года и написал в своем обзоре: «La Belle Olympia, которая когда-то вызвала такой скандал, находится там, и как любая красивая женщина, привлекает немало благодарных взглядов». После того, как французское государство приобрело «Олимпию» у вдовы Мане на средства по открытой подписке, организованной Клодом Моне, Гоген сделал копию с картины, когда она была выставлена в Люксембургском Музее. Копия не особо точная, и, как полагают исследователи, Гоген завершил ее с фотографии. В 1895 году Эдгар Дега приобрел копию за 230 франков на аукционе картин Гогена, чтобы собрать средства для возвращения художника на Таити. Как отмечает историк искусства Клер Фреш-Тори, отсылки к «Олимпии» присутствуют в изображении обнаженных тел и на других на картинах таитянского цикла: «Te Arii Vahine (Королева. Жена короля)» и «Больше никогда .
Когда в 1893 году Гоген неудачно представил картину «Дух мёртвых не дремлет» на выставке коллекционера Поля Дюран-Рюэля (картина так и не была продана за установленную сумму в 3 000 франков), несколько критиков также отметили сходство композиции с Олимпией. В частности, основатель французского литературно-художественного журнала La Revue Blanche Тадэ Натансон назвал ее «Таитянской Олимпией», а французский поэт и драматург Альфред Джарри более точно — «смуглой Олимпией».
Биография
Он был успешным предпринимателем и за несколько лет умудрился сколотить крупное состояние, которого хватило бы для обеспечения всей семьи – жены и пятерых детей. Но в один момент этот человек пришел домой и заявил, что хочет надоевшую финансовую занятость променять на масляные краски, кисти и холст. Таким образом, он покинул биржу и, увлекаясь любимым делом, остался ни с чем.
Художник Поль Гоген
Сейчас постимпрессионистские полотна Поля Гогена оцениваются не в один миллион долларов. Например, в 2020 году картина художника под названием «Когда свадьба?» (1892), изображающая двух таитянок и живописный тропический ландшафт, была продана на аукционе за $300 млн. Но получилось так, что при жизни талантливый француз, как и его коллега по цеху Ван Гог, так и не удостоился заслуженных признания и славы. Ради искусства Гоген сознательно обрек себя на существование бедного скитальца и променял богатую жизнь на неприкрытую бедность.
А был ли призрак?
На Таити Гоген начинает писать книгу «Ноа Ноа», большая часть которой, как и сюжеты его картин, представляла собой идеалистические выдумки.
Гоген, конечно, ни словом не упоминает о том, что девушка на картине — его «жена».
Дух мертвых не дремлет,1892 В письмах художник рассказывает довольно романтическую историю о том, как придя домой поздно вечером обнаружил Техуру, парализованную страхом. По его словам, суеверная девушка очень боялась темноты, в которой могли скрываться духи и призраки.
Некоторые исследователи считают, что Гоген неслучайно представил себя в качестве причины ужаса девушки. Его отмеченное многими агрессивное поведение распространялось на всех без исключения, и страх Техуры, по их мнению, мог лишь подстегивать его сексуальное желание.
Дух мертвых не дремлет,1894 Описывая друзьям свою жизнь с Теха’аманой, художник трогательно рассказывал о том, как ночами напролет слушал её пересказы местных легенд и описания религиозных ритуалов. Однако позже шведский антрополог Бенгт Даниельссон решительно опроверг все истории, рассказанные Гогеном якобы со слов его ваине. По убеждению ученого, к концу XIX большая часть мифов была забыта таитянами (в основном, в результате колонизации), к тому же, их держали в тайне от женщин. Так что легенды, описанные художником в «Ноа Ноа», были плодом воображения либо Техуры, либо его самого.
Таитянская Ева,1892
А вы не были на Таити?
Однажды, запивая «Доширак» вином марки «Арбатское» в своей холодной обшарпанной парижской однушке, Гоген решил, что пора валить на юга. Туда, где круглый год тепло, еда растет на деревьях и, следовательно, необходимость в финансах отсутствует. Знай себе рисуй, жуй кокосы, ешь бананы, чунга-чанга. Так рассудил великий французский живописец.
Но подлая бессердечная реальность отказалась соответствовать его ожиданиям. На месте вдруг выяснилось, что наличность нужна даже на далеких берегах Полинезии. Гоген продолжал влачить нищенское существование до самой смерти. Тем не менее европейскому климату он предпочитал тропический, да и писалось под шепот океанских волн как-то легче, поэтому возвращения на родину хоть и случались периодически, были непродолжительны.
Фильм «Дикарь» с Венсаном Касселем в главной роли описывает пребывание Поля Гогена на Таити во время второго визита на этот остров. Примечательна данная веха его биографии прежде всего супружеством с девочкой по имени Техура, которой на момент их знакомства было 13 лет (а педофил все равно — Кевин Спейси). Сам брак особенно удачным не назовешь — Гоген к союзу со священным трепетом, мягко говоря, не относился. Обстановка располагала к беспорядочным половым связям — проституция цвела пышным молодым цветом. Чем он с удовольствием пользовался. Зато Техура стала его музой и личной манекенщицей, благодаря ней у Гогена наступила своя «Болдинская осень». Вбейте в Google «Поль Гоген картины», выберите поиск по изображениям, и вы увидите множество смуглых женщин, обнаженных и не очень, в различных позах. Ткните в любую наугад — и, скорее всего, это будет Техура глазами Гогена.
Вышеописанные неприглядные факты из ленты удалены: актрису в пару Касселю подобрали постарше, а о промискуитетах умолчали. Но герой все еще довольно неоднозначен. Сюжет строится на взаимоотношениях Гогена, Техуры и одного паренька-аборигена. Последнего Гоген учит вырезать из дерева фигурки, а когда узнает, что тот новоприобретенный навык использует в коммерческих целях, выходит из себя и страшно ругается. Потому что искусство нужно создавать, а не ширпотреб для туристов.
В этом благородном кредо и заключается его трагедия. Именно оно ему мешает жить как белому человеку. И не только ему. Юной жене статус возлюбленной, но все же натуры постепенно надоедает. Ей хочется в церковь ходить в белом платье, а муж в ответ только твердит, что денег нет, что глупости все это, что руку вот так надо повернуть, ногу вот сюда, голову наклонить и не двигаться. И чем сильнее она от такого отношения остывает, тем яростнее вырывается наружу инстинкт собственничества, перенаправленный в отсутствие возможности обладания чем-то вещественным, что имеет денежный эквивалент, на близкого человека.
Состоящий из немногословных, созерцательных бытовых зарисовок, «Дикарь» не пытается проникнуть в сакральный процесс совокупления разума гения с предметами материального мира, в результате которого рождаются шедевры. Этот процесс он наблюдает со стороны, и потому не слишком-то он захватывающе вынлядит. Ну сидит себе Гоген и сидит, кисточкой водит. По лесам ходит, вдохновения ищет. На нищету жалуется, мешки таскает, чтобы копеечку заработать на краски. С местным доктором пьет, в водичке плещется. Однако у такой абстрагированной позиции есть и (в достаточной степени условное) преимущество. Она позволяет взглянуть на ситуацию с точки зрения островитян, к которым в гости пожаловал странный бородатый мужчина, фанатично увлеченный непонятными художествами, и так замучил местную девушку, что та от него сбежала.
3.5
Смерть
Пока Гоген находился в Папеэте, он работал весьма продуктивно и умудрился написать около восьмидесяти полотен, которые считаются лучшими в его послужном списке. Но судьба готовила талантливому мужчине новые препятствия. Гоген не сумел удостоиться признания и славы в кругу почитателей творчества, поэтому окунулся в депрессию.
Могила Поля Гогена
Из-за черной полосы, которая настала в его жизни, Поль не раз предпринимал попытки самоубийства. Душевное состояние художника породило угнетение здоровья, автор «Бретонской деревни под снегом» заболел проказой. Великий мастер скончался на острове 9 мая 1903 года в возрасте 54 лет.
Дональд Сазерленд в роли Поля Гогена
К сожалению, как часто это и бывает, слава пришла к Гогену только после смерти: через три года после кончины мэтра его полотна выставили в Париже на всеобщее обозрение. В память о Поле в 1986 году был снят фильм «Волк на пороге», где роль художника исполнил знаменитый актер Голливуда Дональд Сазерленд. Также британский прозаик Сомерсет Моэм написал биографическое произведение «Луна и грош», где прототипом главного героя стал Поль Гоген.
Автопортрет с нимбом
Автопортрет с нимбом, 1889
Гоген создал более 40 автопортретов. В 1889 году он уехал из Понт-Авена в Ле Пульдю, другую рыбацкую деревушку в Бретани. Остановился в гостинице принадлежащей Мари Генри. Все свое время он проводил расписывая стены гостиницы
Одной из созданных работ был «Автопортрет с нимбом», еще одно важное произведение клуазонизма. На картине холст разделен на две части, лицо находится между половин
Нимб и яблоки в верхней части, змея в нижней являются аллегорией на рай и ад. Они являются символами дуальности, неба и ада — аллегория художника как ангела и демона, создателя прекрасных вещей и богемного прожигателя жизни.
Гоген в Арле
Понятно, что случай с “Прекрасной Анжелой” заказчиков Гогену не прибавил. Нищета вынуждает его согласиться на предложение Ван Гога о совместной работе. Он поехал к нему в Арль, юг Франции. Надеясь, что совместный быт будет легче.
Здесь они пишут одних и тех же людей, одни и те же места. Как, например, мадам Жиду, владелицу местного кафе. Хотя стилистика разная. Думаю, вы легко догадаетесь (если раньше не видели этих картин), где рука Гогена, а где – Ван Гога.
Информация о картинах в конце статьи*
Но властный, самоуверенный Поль и нервный, вспыльчивый Винсент не смогли ужиться под одной крышей. И однажды, в пылу ссоры Ван Гог едва не убил Гогена.
С дружбой было покончено. А Ван Гог, терзаемый угрызениями совести, отрезал себе мочку уха.