Картина «завтрак на траве» эдуарда мане

История одного шедевра: «бар в фоли-бержер» мане

«Зарубежная живопись в музеях СССР» – выпуск от 15 августа 1972 года

Веласкес Диего Родригес де Сильва (1599-1660). «Крестьянский завтрак» (около 1617)

Оформление серии Г.Комлев, А.Рязанцев
Цвет многоцветная
Зубцовка 12½ × 12 гребенчатая
Размер 37 × 52 мм
Тираж 5 000 000
Способ печати Офсет
Бумага мелованная с лаковым покрытием
Номинал 4 копейки
Каталоги:  
ЦФА 4156
Ст.коллекция 4086
Michel SU4036
Scott SU4001
Yvert SU3863
Серия: состоит из 5 марок и блока:



  • Веласкес Диего Родригес де Сильва (1599 — 1660). «Крестьянский завтрак» (около 1617 года)
  • Луи Ленен (1598 — 1648). «Семейство молочницы» (около 1641 года)
  • Мурильо Бартоломе Эстеван (1618 — 1682). «Мальчик с собакой» (Вторая половина 1650-х годов)
  • Ватто Антуан (1684 — 1721). «Капризница» (Около 1718 года)
  • Делакруа Эжен (1798 — 1863). «Марокканец, седлающий коня» (1855)
  • Антонис ван Дейк (1599 — 1641). «Автопортрет» (Около 1622 — 1623 годов)

около 1617 года
Испанская школа.
Бытовая сцена
Холст, масло
Размеры: 108.5 × 102 см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Из личного собрания Екатерины II.

В период, когда сторонники религиозной живописи презрительно называли жанровые произведения «бодегоне», что означает «кабачок», Веласкес охотно обращался к этому виду картин еще в ранние годы творчества. Одной из подобных работ является картина «Завтрак». Три человека, изображенных на полотне, написаны Веласкесом с натуры – это простые люди, да и сама сценка носит обыденный характер: люди приступают к завтраку. Каждый из них держится по-своему – в соответствии с возрастом. Рядом со спокойным, сосредоточенным стариком стоит, подняв в руке бутыль с вином, весело смеющийся мальчик – его радует возможность выпить с взрослыми

Иронически посмеивается над ним юноша, жестом руки предлагая и нам, зрителям, обратить внимание на неуместный восторг мальчика. Живые лица, простота и выразительность самого замысла, мастерство выражения вещей (стол, покрытый смятой скатертью, «натюрморт», находящийся на нем, одежда и оружие, висящие на стене в глубине) говорят о живом восприятии действительности, о реалистической направленности, свойственной таланту Веласкеса

Неудивительно, что в эти годы он опирается во многом на творчество итальянского реалиста Караваджо (несколько «тяжелая» и «плотная» живопись, темный фон, контрасты света и теней и т.д.).

Квадратный стол под белой скатертью. В центре сзади стоит пухлощекий мальчик с открытой широкой улыбкой, красноватое лицо и молодая рука, черная не пачкающаяся одежда, чистый белый воротничок детской чистоты души, не начатая бутыль вина жизни в высоко поднятой руке, – да здравствует жизнь! Похож на ягоду. Справа сидит молодой человек в лучшей поре: узкое энергичное лицо, желтовато-светлого цвета, желтый в красноту плащ и засученными для дела рукавами, белый чистый воротничок открытости и ясности, два треснувших от распирающих сил и зрелости граната. На стене висит его оружие солдата. Оно находится справа от мальчика, – ему еще предстоит познакомиться с ним. Оба смотрят на нас, на мир и радуются общению. Слева высокий старик в землистом кожаном халате. Рядом с ним стакан вина и хлеб. Натруженная рука держит старую вилку; узкая полоска белой рубахи; невидящие глаза смотрят прямо перед собой. Рыбу, символ веры и христианства, он пододвинул мальчику. Следующий «персонаж» – висящий на стене плащ с широким белым воротником и шапкой. Это умерший человек. Такое впечатление, что он держит бутыль с вином в руке и передает ее мальчику. Цикл жизни завершился. Свет падает от нас слева, прямо в лицо молодому человеку. На мальчика свет падает слева – это утро. Прямые лучи солнца на юношу говорят о полудне жизни. Свет на правую часть лица старика говорит о закате жизни. Пустой плащ на стене – человека уже нет, ночь жизни, небытие. Эстафета жизни передана новой жизни – мальчику.

Смерть

В начале осени 1879 года у Эдуарда случился первый приступ ревматизма. При доскональном медицинском обследовании врачи диагностировали у художника атаксию (это болезнь, при которой теряется координация мышечных движений). Заболевание быстро прогрессировало, что ограничивало творческие возможности живописца. За три года болезнь развилась настолько, что Эдуард оказался прикованным к постели. За ним ухаживал сын Леон.

Весной 1883 года у художника началась гангрена левой ноги, ему ампутировали конечность. Через одиннадцать дней, 30 апреля 1883 года, он умер. Его могила находится на кладбище Пасси в Париже.

Описание картины Эдуарда Мане «Завтрак в мастерской»

Картина «Завтрак в мастерской» достаточно нетипична для творчества родоначальника импрессионизма Мане. Это смесь жанров – портрет, натюрморт и типичный бытовой сюжет.

В центре картины – молодой человек, небрежно опирающийся на стол с остатками завтрака. Это Леон, родственник жены Мане. Отсутствующий взгляд молодого человека направлен куда-то вдаль. Слева от него служанка с серебряным кувшином с кофе, справа – мужчина в шляпе и с папиросой.

Левая часть картины занята традиционным реквизитом художника – оружием. Там же можно увидеть некоторый намек на динамичность – черного кота.

Впервые картина выставлялась в 1869 году в Салоне. Критики восприняли его с определенным недоумением – они не представляли, как в одной картине могут сочетаться меч, кот и женщина с кофейником. В конечном счете картина была воспринята вполне благосклонно – все несочетаемые предметы занимают свое место, создавая гармоничную композицию.

В картине можно увидеть заимствования у других художников – Веласкеса, Шардена, Вермеера. Так, женщина с кофейником и настенная рама, скорее всего, взяты у Вермеера, а нож, лежащий на столе – у Шардена.

Уникальность картины в том, что художник не задерживает внимание на одном предмете. Для него равнозначны и Леон, и женщина с кофейником, и лимон на столе

Сводя в одно целое человека и натюрморт, Мане получает новые возможности для дальнейших экспериментов. Создавая это полотно, художник доказывает, что композиция картины определяется не столько сюжетом, сколько определенным набором графических средств.

Все три персонажа на картине держатся обособленно. Они не общаются друг с другом, не имеют совершенно ничего общего. Это такие же разные предметы обстановки, как меч и расположившийся рядом черный кот.

Картина является естественным продолжением и дополнением известнейшего «Завтрака на траве».

Завтрак на траве. 1863 г.

Эдуард Мане. Завтрак на траве. 1863 г. Музей д’Орсе, Париж

Мане охотно черпал вдохновение у старых мастеров. “Сельский концерт” Джорджоне подсказал ему идею картины “Завтрак на траве”. Позы же героев он позаимствовал с офорта Раймонди “Суд Париса” (сделан с несохранившейся картины Рафаэля).

Слева: Джорджоне. Сельский концерт. 1506-1512 гг. Лувр, Париж. Справа: Маркантонио Раймонди. Гравюра “Суд Париса”. 1513-1515 гг. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Перед нами двое молодых мужчин среднего класса. Они о чем-то беседуют. И даже не смотрят на обнаженную женщину рядом с ними. Ее одежда брошена рядом. Она уверенно смотрит на зрителя.

Публика была шокирована. Люди толпами приходили на выставку. Но не для того, чтобы восхищаться работой. А чтобы всласть покритиковать.

Обнаженных женщин писали и до Мане. И во времена Мане. Но это были нереальные женщины. Богини. Восточные полусказочные одалиски.

“В завтраке на траве” зрители увидели не божественных созданий. А реальных людей. Которые вот так проводят время. Семьи дома. А пикники – с куртизанками.

Публика не была готова к этому. Что ее интимную жизнь выставят напоказ.

Ещё один интересный момент. Посмотрите на женщину на заднем плане. Если ее мысленно переместить на передний план, она будет под 3 метра.

Но эта “ошибка” не из-за неумения художника, как считали критики. На такие же сознательные искажения когда-то шёл и Леонардо да Винчи.

Помните его Тайную вечерю? Фигура Христа крупнее всех остальных. В положении сидя он вровень со стоящими.

Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. 1495-1498 гг. Монастырь Санта-Мария-делле-Грация, Милан

Такие хитрые приёмы после Леонардо себе никто не позволял. Первым на это отважился Мане

Ему было важно передать определённый эффект. Даже ценой искаженной перспективы

О картине также читайте в статье “Завтрак на траве. Как Эдуард Мане придумал современное искусство”.

Импрессионизм в интерьере

Отдать дань творениям импрессионистов можно, и оформив интерьер в стиле импрессионизма. Главное правило такого декорирования — никаких строгих правил, а следование своим чувствам и эмоциям. Как мы уже говорили, художники этого направления делали ставку на яркие краски, точечные мазки, обилие света и стремление передать всю красоту и поэтичность жизни. Поэтому и интерьер нужно оформлять именно в таком ключе.  

  

Как правило, в комнате, украшенной в импрессионистском стиле, должно быть много света. А его обязательно добавят светильники — как обычные, так и встроенные. Ну или светлые шторы, как хороший вариант — белый тюль.

Кроме того, желательно воздержаться от черного, коричневого и серого цветов. Зато салатовый, желтый, небесно-голубой приветствуются. А еще можно прекрасно сыграть на цветовых контрастах, например, составить тандем синего и желтого цветов, поместив желтые кресла и картину, изображающую желтую осень, на фоне синей стены.    

Кстати, для отделки стен не всегда лучше выбирать кричащие тона. Используйте обои пастельных тонов или светло-голубых оттенков, также подойдут мелкие изображения цветочков и орнаменты голубых, розовых и светло-зеленых оттенков. 

Во всем, что касается мебели, вам дается полная свобода действий — можно выбирать классическую, а можно и современную, главное — чтобы она смотрелась в гармонии с другими предметами интерьера. 

И помните, что настроение в интерьерном стиле создают детали. Яркая диванная подушка, светильник, комнатное деревце и разные оригинальные элементы декора непременно обеспечат вам хорошее настроение. Не забудьте и о картинах, например, произведениях современных импрессионистов. Впрочем, даже и пейзаж вполне себе подойдет.  

Завтрак на траве. 1863 г.

Эдуард Мане. Завтрак на траве. 1863 г. Музей д’Орсе, Париж

Мане охотно черпал вдохновение у старых мастеров. “Сельский концерт” Джорджоне подсказал ему идею картины “Завтрак на траве”. Позы же героев он позаимствовал с офорта Раймонди “Суд Париса” (сделан с несохранившейся картины Рафаэля).

Слева: Джорджоне. Сельский концерт. 1506-1512 гг. Лувр, Париж. Справа: Маркантонио Раймонди. Гравюра “Суд Париса”. 1513-1515 гг. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Перед нами двое молодых мужчин среднего класса. Они о чем-то беседуют. И даже не смотрят на обнаженную женщину рядом с ними. Ее одежда брошена рядом. Она уверенно смотрит на зрителя.

Публика была шокирована. Люди толпами приходили на выставку. Но не для того, чтобы восхищаться работой. А чтобы всласть покритиковать.

Обнаженных женщин писали и до Мане. И во времена Мане. Но это были нереальные женщины. Богини. Восточные полусказочные одалиски.

“В завтраке на траве” зрители увидели не божественных созданий. А реальных людей. Которые вот так проводят время. Семьи дома. А пикники – с куртизанками.

Публика не была готова к этому. Что ее интимную жизнь выставят напоказ.

Ещё один интересный момент. Посмотрите на женщину на заднем плане. Если ее мысленно переместить на передний план, она будет под 3 метра.

Но эта “ошибка” не из-за неумения художника, как считали критики. На такие же сознательные искажения когда-то шёл и Леонардо да Винчи.

Помните его Тайную вечерю? Фигура Христа крупнее всех остальных. В положении сидя он вровень со стоящими.

Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. 1495-1498 гг. Монастырь Санта-Мария-делле-Грация, Милан

Такие хитрые приёмы после Леонардо себе никто не позволял. Первым на это отважился Мане

Ему было важно передать определённый эффект. Даже ценой искаженной перспективы

Эдуард Мане. «Завтрак в мастерской». — Импрессионизм

Эдуард Мане. «Завтрак в мастерской».

Эдуард Мане в домашнем электронном музее(100 электронных альбомов великих художников, включая импрессионистов)

Постеры картин Эдуарда Мане

Эдуард Мане в музеях

«Завтрак в мастерской». 1868.Холст, масло. 118х153 см.Новая Пинакотека, Мюнхен.
 

«… Булонь. Мане предается лени.

Вместе с семейством он занимает квартиру с видом на порт в меблированном доме, который сдает один старый моряк. Морской воздух укрепляет художника, и праздность начинает вскоре его тяготить. А так как он не смог удержаться и прихватил с собой холст и краски, то в конце концов начинает новое полотно маслом, где изображает Леона Коэлла: тот стоит в столовой их временного пристанища, опираясь о стол. на столе расположен блестящий натюрморт — бокал, чашка, устрицы, лимон, сахарница… По сути дела, все служит в этой картине исключительно поводом для натюрморта: слева от стола видишь даже каску и оружие — предметы, для жанровой сцены достаточно неожиданные, коль скоро ее создавал бы художник-реалист. Но какого дьявола! Разве Мане мог бы быть художником-реалистом? Реальность живописи — вот что представляется для него единственно важным: Дюре мог убедиться в этом по мере того, как к его портрету делались все новые и новые добавления — реалист посчитал бы их излишними, а скорее всего просто никогда бы о нем не подумал.

Этот «Завтрак» Мане так нравится, что он решает еще раз вернуться к нему в Париже и превратить его в картину для очередного Салона…»

По материалам книги А.Перрюшо «Эдуард Мане»./ Пер. с фр., послесл. М.Прокофьевой. — М.: ТЕРРА — Книжный клуб. 2000. — 400 с., 16 с. ил.Книга на ОЗОНе

Жизненный путь полотна

  • 1863 — картина написана.
  • 1865 — картина выставлена в Салоне. После этого почти четверть века она хранится в недоступной посторонним мастерской автора.
  • 1889 — картина выставлена на выставке по случаю 100-летия Великой Французской революции. Богатый американец выражает желание купить её за любые деньги. Друзья Мане собирают по подписке 20 000 франков и выкупают «Олимпию» у вдовы художника, чтобы принести её в дар государству. Не слишком обрадованные таким подарком власти после некоторого сопротивления всё же принимает дар и отдают на хранение в запасники Люксембургского дворца.
  • 1907 — без лишнего шума «Олимпию» переносят в Лувр.
  • 1947 — наконец, картина все-таки занимает почётное место в открывшемся Музее импрессионизма.

Импрессионизм, официальное признание и атаксия

В начале 1870-х Мане еще ближе сошелся с импрессионистами. Но при этом не хотел участвовать в их выставках. Он все еще мечтал добиться признания официального Салона. В 1873 году Мане написал «За кружкой пива»:

Эдуард Мане. «За кружкой пива», 1873 год, Художественный музей Филадельфии Public Domain

Впервые за почти 15 лет картина Мане пришлась по вкусу публике. Но в последующие годы ряд картин художника снова были отклонены.
В 1879 году выяснилось, что Мане болен атаксией — нарушением координации движений. Болезнь ограничивала его художественные возможности. Последняя большая работа Мане, которую он написал уже в период заболевания, — «Бар в «Фоли-Бержер»»:

Эдуард Мане. «Бар в «Фоли-Бержер»», 1882 год, Институт искусства Курто, Лондон Public Domain

Картина выставлялась в Парижском салоне в 1882 году и получила восторженные отзывы. Эдуард Мане наконец стал уважаемым академическим кругом художником — именно к этому он стремился всю творческую жизнь.
После выставки здоровье художника продолжало ухудшаться. В апреле 1883 года Мане скончался. На его похороны пришел весь высший свет Парижа.
Творчество Эдуарда Мане оказало огромное влияние на всю современную живопись. Он — один из родоначальников импрессионизма, хотя сам и не считал себя таковым.
В 1884 году друзья художника организовали его посмертную выставку. На ней было окончательно решено: Мане — художественный гений.
Интересно, что Мане мечтал построить карьеру художника в официальном Салоне и жаждал признания классиков. А в итоге стал самым ярким революционером в истории живописи 19 века. В России увидеть работы выдающегося француза можно в ГМИИ имени А. С. Пушкина. Банк ВТБ выступает партнером музея и поддерживает его выставки и другие культурные мероприятия.

Описание картины Эдуарда Мане «Завтрак на траве» Картины художников

Картина впервые выставлена в знаменитом «Салоне отверженных», который был открыт 15 мая 1863 года в Париже императором Наполеоном III, пожелавшим прослыть защитником свободы и творчества. Тогда жюри отклонило множество работ художников, не допущенных к участию в выставке. Эдуард Мане «Салону отверженных» предложил на десерт свой «Завтрак на траве», который вызвал бурю эмоций, жесточайшей критики и единодушного приговора, что этот «завтрак» абсолютно «несъедобный».

Особенно возмутил публику тот факт, что на лесной поляне собрались прилично одетые, обутые, при галстуках и с тросточками мужчины, рядом с которыми светятся обнаженные женские тела. Название картины приобретает неких пикантный смысл, тем более, что ничего съедобного действительно не изображено. Левый угол переднего плана содержит в себе слабый намек на продукты питания, но отчетливо

видно, что на лоскуте ткани, возможно, чьем-то платье, валяется полупустая корзинка с несколькими грибами, а на зеленых листьях рядом видны несколько ягод. Вот и весь завтрак.

Двое достаточно молодых мужчин свободно раскинувшись на траве, о чем-то оживленно беседуют. Тот, что справа, жестикулируя, рассказывает нечто интересное, веселое, потому что собеседник мило улыбается. Смущенная улыбка светится и на лице сидящей рядом с ним женщины. Под ней скомканная светло-синяя ткань, сама женщина в свободной легкой позе сидит, абсолютно голая, не слишком юная, чуть полновата.

У пары, сидящей рядом, одного цвета волосы, они ровесники, возможно, супруги. Вторая женщина в легкой, свободной, белой сорочке виднеется чуть дальше, но ей слышен разговор, по ней видно, что она прислушивается и тоже улыбается. Картина полна светлого покоя, теплой неги. Золя назвал полотно прочной плотью, смоделированной потоками света просто, правдиво и прозорливо.

Прислал: Лебедева Мария . 2017-10-08 21:34:56

Детство

Эдуард появился на свет 23 января 1832 года в квартале Парижа Сен-Жермен-де-Пре на улице Малых Августинцев в доме № 5.

Его дед по отцовской линии, Клеман Мане, был помещиком, строителем дамб. Папа художника, Огюст Мане, родился во французском городе Женвилье в 1797 году. Он не стал продолжателем семейного строительного дела, а выучился на юриста и состоял на государственной службе. В министерстве юстиции Франции он занимал должность начальника отделения, был советником при дворе, какое-то время работал в апелляционном суде Парижа. Удостоился французской национальной награды – рыцарь Ордена Почётного легиона.

Мама, Эжени-Дезире Фурнье, происходила из интеллигентной семьи. Её отец Жозе-Антуан-Эннемо Фурнье служил на дипломатических должностях, работал консулом в Гётеборге. Крёстным отцом Эжени-Дезире был король Швеции Карл XIII. В январе 1831 года она вышла замуж за Огюста Мане. Ровно через год у них родился первенец Эдуард. Позже семья пополнилась ещё двумя мальчиками Гюставом и Эженом.

Несмотря на хорошее материальное положение, обстановку в доме Мане нельзя было назвать богатой и роскошной. Меблировка, убранство, одежда – всё было простым, умеренным и скромным, с присущим французским вкусом. Эдуард обожал свой дом, к тому времени семья переехала на улицу Мон-Татор.

Портрет родителей Эдуарда Мане

Особенно мальчику нравилось, когда к ним приходил родной дядя (брат мамы), полковник Эдмон-Эдуард Фурнье, со своей супругой. Родители коротали с ними вечера у камина – женщины рукодельничали, мужчины вели беседы. Дядюшка был добродушным низеньким толстяком с маленькой бородкой и всегда смеющимся лицом. Частенько в такие вечера он доставал блокнот и делал небольшие зарисовки сидящих у камина людей. В эти моменты маленький Эдуард бросал игры с братьями и наблюдал за дядей, даже несколько штрихов на бумаге осмеливался сделать сам.

Биография

На протяжении всей жизни картины основоположника импрессионизма Эдуарда Мане, освободившего живопись от оков академических стандартов, подвергались критике. Современники гравера, увязшие в косности и консерватизме общепринятых норм, восхищались работами, написанными в соответствии с художественными канонами, порицая тех, кто пытался привнести в искусство что-то новое.

Из-за того что публика на протяжении долгого времени не понимала и не принимала произведений, отражавших личное мировосприятие художника, первая официальная выставка сообщества, в которое, помимо Мане, входили небезызвестные Камиль Писсарро, Пьер Ренуар, Поль Сезанн, Фредерик Базиль и Эдгар Дега, ознаменовалась провалом.

Рождение самобытного художника

У Эжена Будена юный Клод обучился навыкам рисования природы на пленэре. Первой картиной Моне можно считать написанный им в 17 лет «Вид на Рюэль». Она даже выставлялась в 1858 году в Гавре. В 1859 году молодой художник уезжает на свою малую родину в Париж. Там он посещает всевозможные художественные выставки и галереи, чтобы больше узнать о живописцах и их стилях. Так как денег у юноши мало, он пишет картины в студии для бедных художников.

Клода призвали в армию в 1861 году и направили в кавалерийскую часть, которая находилась в Алжире. На военной службе Моне пробыл недолго, он заразился тифом и через два года, вместо положенных семи, был уже дома. К тому же, его тетушка, очень любившая племянника, откупила его от военной обязанности, поэтому в армию молодой человек больше не вернулся. Он поступил в университет на факультет искусств, чтобы в скором времени разочароваться в образовательном процессе, который проходил в вузе.

Шарль Лулье «Портрет Клода Моне в армейской униформе», 1861 или 1862 годыМестонахождение: Музей Мармоттан-Моне, Париж, Франция

Подход к обучению живописи, который Моне видел в университете, ему совершенно не пришелся по вкусу, поэтому Клод сменил место обучения на студию Шарля Глейра. В этом месте встретились будущие французские импрессионисты: Ренуар, который напишет портрет Моне, Сислей и Базиль. Вот как описываются занятия в студии Шарля Глейра (отрывок из книги «Клод Моне» серии «Великие художники мира», составитель А. А. Бобкова):

После занятий в студии Глейра появились первые серьезные работы Клода Моне – «Завтрак на траве» и портрет Камиллы Донасье, который был назван «Дама в зеленом». Что интересно, коллега Клода живописец Эдуард Мане в одно с ним время, только немного раньше, написал картину с похожим названием «Завтрак на природе».

Клод Моне «Дама в зелёном», 1866 годМестонахождение: Картинная галерея, Бремен, Германия

Почти однофамилицы написали почти одинаковые картины, только вот их содержание разительно отличалось друг от друга, хотя тема оставалась одна – завтрак на лоне природы, можно сказать, пикник. Немного о картине Эдуарда Мане из книги серии «Великие художники мира»:

В 1866 году в художественном салоне состоялась выставка картин. Моне выставил свою «Даму в зеленом». Поначалу должен был выставляться «Завтрак на траве», но Клод просто не успел дописать полотно к началу выставки.

Картина же эта достаточно живописна и оригинальна по технике, хоть и имеет простую композицию. Тем не менее, Камилла Донасье принесла своему автору известность. «Завтрак на траве» Моне пришлось продать, так как финансовое положение у него было на тот момент не самое лучшее.

Клод Моне «Завтрак на траве», 1866 годМестонахождение: Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва, Россия

Сюжет

В интернете можно наткнуться на так называемую «краткую историю искусства», которая состоит из одного правила: «Моне — пятна, Мане — люди». И действительно — у Клода Моне очень много работ с изображением пейзажей («Впечатление. Восходящее солнце»), а у Эдуарда Мане — людей («Железная дорога», «Бар в Фоли-Берьер»).

Клод Моне, «Впечатление. Восходящее солнце», 1872 г.

Но если бы всё было так просто… Дело в том, что у обоих мастеров встречаются полотна как с людьми, так и без. По этой причине искусствоведы советуют более детально присмотреться к другим элементам полотна, таким как стиль, цвет, свет и объём.

Эдуар Мане. Железная дорога, 1872—1873 гг.

Картина Эдуарда Мане «Завтрак в мастерской»

Левая часть картины занята традиционным реквизитом художника – оружием. Там же можно увидеть некоторый намек на динамичность – черного кота.Впервые картина выставлялась в 1869 году в Салоне. Критики восприняли его с определенным недоумением – они не представляли, как в одной картине могут сочетаться меч, кот и женщина с кофейником. В конечном счете картина была воспринята вполне благосклонно – все несочетаемые предметы занимают свое место, создавая гармоничную композицию.

В картине можно увидеть заимствования у других художников – Веласкеса, Шардена, Вермеера. Так, женщина с кофейником и настенная рама, скорее всего, взяты у Вермеера, а нож, лежащий на столе – у Шардена.

Уникальность картины в том, что художник не задерживает внимание на одном предмете. Для него равнозначны и Леон, и женщина с кофейником, и лимон на столе

Сводя в одно целое человека и натюрморт, Мане получает новые возможности для дальнейших экспериментов. Создавая это полотно, художник доказывает, что композиция картины определяется не столько сюжетом, сколько определенным набором графических средств.

Все три персонажа на картине держатся обособленно. Они не общаются друг с другом, не имеют совершенно ничего общего. Это такие же разные предметы обстановки, как меч и расположившийся рядом черный кот.

Сближение с импрессионистами

Во время осады Парижа в 1870 году Мане, как убеждённый республиканец, остался в столице. После франко-прусской войны и Парижской коммуны художник ещё ближе сходится с молодыми импрессионистами. Об этом свидетельствуют, например, многочисленные картины, написанные на пленэре, бок о бок с Клодом Моне в Аржантее в 1874 году. Тем не менее Мане не хотел участвовать в выставках групп импрессионистов. Он предпочитал любой ценой добиться признания жюри официальных Салонов. Очередная шумиха вокруг его имени возникла в 1874 году. «Железная дорога» опять вызвала острую антипатию жюри. И лишь в 1879 году Салон оценил упорство художника: полотна Мане «В оранжерее» и «В лодке» были встречены очень тепло.

Э. Мане. Расстрел императора Мексики Максимилиана. 1867 г., Кунстхалле, Мангейм

Неприятие Мане установившегося во Франции строя во главе с Наполеоном III выливается в написание им картины «Расстрел императора Максимилиана» — повествование о казни ставленника французского правительства в Мексике. Эту картину Мане не смог выставить в сооружённом им по примеру Курбе бараке у моста Альма, в числе прочих и по причине сильнейшего политического резонанса.

С 1868 года, в период краха Империи, ни один из официальных салонов не принёс Мане славы и творческого удовлетворения. Продолжались нападки критиков и неприятие творчества художника буржуазной публикой.

Анализ

Четыре фигуры вписаны в треугольник, неизменный в классическом искусстве, в то время как двое мужчин образуют перевернутый треугольник, как в пирамидальных композициях эпохи Возрождения .

Мане фамильярно называет свою картину «Квадратная вечеринка» — так ходят слухи о двух обнаженных женщинах-проститутках. Перевернутая корзина, символ похоти, подтверждает, что интерпретация полотна больше не аллегорическая или мифологическая, а эротическая, отсюда и разразился скандал в то время. На переднем плане обнаженная женщина — Викторина Мерент , модель, которую Мане чаще всего использует. В центре художник представляет голландского скульптора Фердинанда Линхоффа , брата Сюзанны Мане , урожденной Сюзанны Линхофф, на которой Мане поздно женился. Мужчина, полулежавший на траве, — Эжен Мане . Наконец, женщина, купающаяся в пруду на заднем плане, — модель, хорошо известная друзьям-художникам Мане, Александрин-Габриэль Мелей, которая позже станет Александрин Золя .

Стиль и мастерство картины также шокировали публику и критиков: зарисованный пейзаж (вдохновленный, однако, эскизами семейного имения Мане в Женвилье) напоминает вымышленную обстановку, законы перспективы нарушены (женщина за спиной — план должен быть меньше), градиенты игнорируются в пользу контрастов света и цветов, которые создают впечатление, что персонажи плохо интегрированы в искусственную композицию, которая раскрывает мазки кисти. Однако, вставляя в картину многочисленные вводящие в заблуждение намеки (например, нереальное сопоставление фруктов из разных сезонов), художник напоминает об иллюзии сцены, которую не следует интерпретировать в первую очередь.

Мане, отвергая этой аллегорией разделение на академическую обнаженную натуру и живопись, вдохновленную обычаями жизни, обращается к классическим темам своих великих мастеров, но отвлекает их, нарушает их. Потеряв всякое почтение к живописцам прошлого, он стремится затмить их, чтобы изобразить сексуальность буржуазных нравов своего времени, скрытую под натиском романтизма: Чудесный Персик или водоносная муза Тициана становится купальщицей. чье отношение можно интерпретировать как человека, охваченного сильным желанием, или проститутку, которая старается умыться после полового акта; лягушка в левом нижнем углу полотна — имя, которое студенты давали проституткам; священного голубя заменяет снегирь, который расправляет крылья над молодой женщиной в процессе облегчения; перевернутая корзина — символ потери невиновности; фрукты (персики, вишня и инжир), такие как раковины устриц (известные как афродизиаки), вызывают эротическую метафору, связанную с нескромной наготой (не обрамленной аллегорическими или мифологическими условностями, которые традиционно допускали наготу в контексте исторической живописи), настоящая провокация и нападение на мораль.

Образование и раннее увлечение живописью

Родители Мане были состоятельными и могли обеспечить сыну достойное образование. Им очень хотелось, чтобы Эдуард продолжил отцовское дело и построил блестящую карьеру на государственной службе. В семилетнем возрасте они отдали мальчика учиться в пансион аббата Пуалу. К учёбе Эдуард оказался абсолютно равнодушным, в связи с этим в 1844 году отец перевёл его на полный пансион в коллеж Роллена.

Единственное, что привлекало юного Мане, — это живопись. В этом увлечении ему способствовал дядюшка Фурнье, который был очень образованным человеком и особенно интересовался искусством. Бывая часто в доме сестры, он дружил с её детьми, по воскресеньям водил их в Лувр

Мужчина сразу обратил внимание на старшего племянника Эдуарда, который не просто рассматривал картины в музее, а с альбомом и карандашом в руках делал какие-то наброски

Одним воскресным вечером, возвратившись из Лувра, Фурнье попытался уговорить шурина Огюста Мане разрешить Эдуарду посещать в коллеже факультативные курсы рисунка. Отец на эту тему разговаривать не желал, он хотел юридической профессии для всех трёх сыновей. Тогда полковник отправился к директору коллежа мсье Дефоконпре и со своего кармана оплатил дополнительные уроки рисования племяннику.

Удивительно, но эти занятия не вызвали у мальчика интереса. Ему не нравилась академичность преподавания, учитель заставлял копировать гравюры, гипсовые изваяния, орнаментальные рельефы. Не желая изображать головы рыцарей в античных шлемах, Мане рисовал портреты своих одноклассников. По соседству с рисовальным кабинетом находился гимнастический зал, Эдуарду всё время хотелось убежать туда. В занятиях гимнастикой подросток проявлял исключительные способности.

Помимо рисования и гимнастики юного Мане интересовала ещё история. Предмет преподавал молодой профессор М. Валон, который в будущем стал творцом французской Конституции 1885 года. Но иногда и на этих уроках Эдуард прятал под парту книжку, принесенную из дома после выходных, и читал. Его любимое произведение – «Салоны» Дидро.

Насколько сильно Мане любил родной дом, настолько же он ненавидел коллеж. Ему поскорее хотелось отсюда вырваться. Возможно, этот факт повлиял, а быть может его отличная физическая форма и увлечение гимнастическими занятиями привели к решению поступать в мореходную школу. Он с решительностью сказал отцу, что не желает связывать свою жизнь с юриспруденцией.

Личная жизнь

В 1849 г. Мане влюбился в пианистку Сюзанну Леенхоф. Спустя 3 года у пары родился мальчик Леон. Интересен факт, что отцом ребенка был назван несуществующий мужчина Коэлл. Дело в том, что разгневанный отец Эдуарда не желал, чтобы имя его семьи было очернено дурной славой.

Биографы художника до сих пор не могут сойтись в едином мнении, относительно родства Леона и Эдуарда. К слову, существует версия, что Сюзанна являлась любовницей Мане-старшего.

Долгое время Эдуард и Сюзанна встречались тайно, узаконив отношения только в 1863 г. Известно, что у импрессиониста были отношения с натурщицей Викториной Меран. Однако, когда девушка начала злоупотреблять спиртным, Мане потерял к ней интерес.

Известный, но небогатый

Самобытность сделала Моне узнаваемым и интересным художником, только вот эта известность не приносила никакой прибыли. Семья бедствовала, чтобы купить необходимые материалы для живописи, приходилось урезать бюджет на питание, а ведь у Клода рос маленький сын.

К тому же, в 1870 году началась немецко-французская война, и Моне, чтобы не попасть в действующую армию, уехал из страны. Он перебрался в столицу Великобритании, где очень удачно познакомился с Полем Дюран-Рюэлем, который владел художественным магазином.

Поль Дюран-Рюэль, меценат, оказавший поддержку тогда ещё не признанному импрессионисту Клоду Моне

Немного улучшило финансовое положение семьи получение наследства от отца Клода, который умер в 1871 году. Жизнь в Париже стоила дорого, Моне решили переехать в столичный пригород – маленький городок Аржантёй. Место было выбрано не случайно, Клода очаровали и вдохновили местные пейзажи. Художника тянуло к речным и морским пейзажам, в Аржантее их было с избытком. Там Моне создал целую серию картин, посвященных судам, а также пейзажи с водоемами.

К тому же, Поль Дюран-Рюэль, с которым Моне познакомился в Лондоне, купил несколько картин художника. Этот человек в целом стал поддерживать зарождающееся направление в живописи – импрессионизм. Он первый открыто поддержал деятелей этого направления, среди которых помимо Моне, были ещё и Мане, Дега, Ренуар, Сислей и Писсаро, с которыми также был знаком и Клод, а с некоторыми из них вместе учился живописи.

В 1872 и 1873 годах живописец пишет две значимые для него и дорогие картины. На одной он изобразил своего пятилетнего сына Жана – «Жан Моне на своей лошади – трехколесном велосипеде». Эту картину Клод не будет нигде выставлять, так как она очень дорога его сердцу.

Второе полотно, где запечатлена его любимая натурщица и жена в одном лице – «Камилла Моне на скамейке в саду». Через пару лет свет увидит «Женщина с зонтиком. Мадам Моне с сыном», именно эту картину считают самой известной из раннего творчества художника.

Из знакомства с Гюставом Кайботом – коллекционером, охотно поддерживающим импрессионистов, впоследствии родилось общество, в которое вступили многие представители этого направления в живописи. Через год после знакомства Моне с Кайботом, в 1874 году, на бульваре Капуцинок была организована первая выставка нового сообщества.

Она открылась в фотоателье Надара и носила название «Выставка Анонимного общества живописцев, скульпторов и граверов». Эту смелую экспозицию  называли ещё и «Выставка мятежников», так как в других местах импрессионистов пока не выставляли.

Клод Моне «Женщина с зонтиком. Мадам Моне с сыном Жаном», 1875 годМестонахождение: Национальная галерея искусств, Вашингтон, США

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: