Реставрации
С сентября 2009 года по 2011 год картина была полностью отреставрирована в реставрационной мастерской Государственного художественного музея Дрездена . Работа финансировалась за счет пожертвований. 26 августа 2011 года работа снова стала доступной для публики в рамках специальной выставки. Что особенно заметно, так это значительно более холодный цвет картины после реставрации , ранее имевшей желтый оттенок.
Кроме того, с момента создания над картиной были проведены следующие работы:
время | случай | Работа |
1834 г. | возможно создание «Галереи патриотических проспектов». | Обрамление |
1851 г. по март 1852 г. | Подготовка к открытию Sempergalerie | Облицовка |
1875, 1914, 1927 гг. | очищены и покрыты лаком | |
1957 г. | Сохранились на оборотной стороне, выпуклости на дублированном холсте уложены, недостающие части отретушированы, зажимные края прикреплены и повторно растянуты на подрамнике, частично покрыты новым лаком | |
1963 г. | Выставка в Варшаве и Кракове 1964 г. | Ретуширование затемненных или осветленных ретушей |
1966 г. | Выставка в Эссене, 1966 г. | Ретуширование затемненных или осветленных ретушей |
1968 г. | Выставка в Стокгольме 1969 г. | Удаление лака , уход в отставку Craqueléränder , ретушь, лакировка |
1978 г. | Выставка в Вашингтоне , Нью-Йорке и Сан-Франциско 1978/79. | Ретуширование акриловыми красками деталей неба, нанесение лака. |
1984 | последний кредит на выставки в Москве и Ленинграде в 1984 г. | Снижение лака неба до силуэта города, шпатлевка мелом, ретушь темперными красками , нанесение лака. |
Каналетто и Варшава. Что их связывает?
Labels:
Варшава,
живопись,
Каналетто
Художник и
город. Этот художник писал городские виды, городские пейзажи (этот жанр
называется «ведута»). Кто-то занимался портретами, кто-то природой,
кто-то казарменными сценками, а Бернардо Белотто был предан городским видам.
Как
правило, это были существовавшие в его время улицы, площади, здания. Но как
художник может творить без фантазии? Не получается! А что выходит из-под его
кисти? Это может быть и фантастический вид города, то есть, такой, на котором
все – вымысел. Это может быть и автопортрет на фоне городского пейзажа, где и
пейзаж существовалтолько в воображении
художника, и автопортрет сходен с оригиналомтолько в очертаниях фигуры и лица.
Мы стоим
перед картиной Бернардо Белотто по прозвищу «Каналетто», которая
называется «Архитектурная фантазия с автопортретом в костюме посла
Венеции».
Бернардо Белотто, Архитектурная фантазия с автопортретом в костюме посла
Венеции, 155х112 см, частная коллекция
Бернардо Белотто, Архитектурная фантазия с автопортретом в костюме посла
Венеции, фрагмент»Автопортрет»
Роскошный
парик, богатый малиновый плащ, сверкающая золотом накидка на левом плече –
видимо, так выглядел посол Венеции в те годы. И все это – на фоне сложнейшего
архитектурного сооружения: мостовой переход на высоте около пяти метров, длиннейшая
колоннада с галереей…
Жест посла
(то есть, самого художника) — как бы приглашение посмотреть на его творение. А
кто сопровождает художника? Искусствоведы пишут, что за ним стоит его верный
слуга Чеко, рядом – пожилой аббат с папкой, в которой (можно предположить)
лежат эскизы.
Этому
художнику есть чем похвалиться: он очень рано стал востребованным.
Его мать
звали Фьоренца Доменико Канале, отца – Лоренцо Белотто. Имя, данное будущему
художнику при крещении: Бернардо Франческо Паоло Эрнесто. А приставка
«Каналетто», видимо, была данью почтения к матери. Фьоренца была
старшей из трех сестер венецианского художника Антонио Каналетто, который писал
красочные виды Венеции и регаты.
Бернардо
родился в 1722 году, в возрасте 13 лет стал заниматься в студии своего дяди и
настолько усвоил его живописные приемы, что до сих пор для искусствоведов
проблематично определение авторства: кто писал – дядя или племянник?
В возрасте
16 лет Бернардо становится членом гильдии художников в Венеции. Он занимаетсяя
не только живописью, он еще и гравер, и печатник. В 1745 году (художнику 23
года!) от выполняет два вида Турина для Карла Эммануэля III, короля Сардинии и герцога Савойского. Это были
первые заказанные работы, они были подписаны с указанием «Каналетто II», как бы подчеркивая связь
с известным дядей.
Бернардо Белотто, Рынок Пирны, 1753, 134х238 см, галерея старых мастеров,
Дрезден, Германия
В 1747 году
Белотто покидает Венецию и поступает на службу к Августу II, который был и правителем Саксонии, и королем Польши. В
1748 году он получает звание «художник двора». Он пишет виды Дрездена
и пригородов Пирны (города в Саксонии) – четырнадцать больших панорам Дрездена
и одиннадцать – Пирны в течение шести лет с 1747 года. Эти картины невозможно
было приписать его дяде.
Бернардо Белотто, Вена, Доминиканская церковь, 1759, 115х155 см, Музей
истории искусства, Вена, Австрия
1758-1761
год, Вена. Тринадцать больших полотен с видами достопримечательных мест Вены
были написаны для императрицы Марии Терезии: ее дворцы и здания, построенные по
ее планам.
В 1761 году
благоденствие закончилось, художнику пришлось добывать хлеб преподаванием в
королевской академии искусств в Дрездене, заниматься гравюрами. Он делает
множество уменьшенных копий со своих картин (при помощи и участии своих
учеников).Тогда же он пишет два
необычных вида военного Дрездена и большое количество фантастических ведут.
В 1766 году
Белотто со своим сыном принимают решение отправиться в Россию ко двору
Екатерины Великой. Но по пути он прибывает в Варшаву, где ему сразу же
предложили должность художника при дворе польского короля Станислава II Августа Понятовского.
Бернардо Белотто, Варшава, улица Медовая, 1777, 84х197 см, Королевский
дворец, Варшава, Польша
Четырнадцать
последующих лет он жил при дворе в спокойствии и достатке. Результат – двадцать шесть полотен с видами
Варшавы, которые украсили «Зал Каналетто» в королевском дворце. Эти
полотна, выполненные со скрупулезной точностью, были использованы в процессе
восстановления Варшавы после второй мировой войны.
Художник умер
в Варшаве 17 ноября 1780 года, его могила не сохранилась Сегодня на некоторых
улицах Варшавы можно увидеть репроодукции фрагментов его картин.
Read More
Описание изображения
Этими сухими словами картина описана в каталоге Королевской картинной галереи в Дрездене за 1887 год, эффект и харизма которой превратили описанный вид во всемирно известный силуэт Дрездена.
Картина, выполненная в стиле vedute , была создана с точки зрения вида на Нойштадт, берег Эльбы, рядом с сегодняшним отелем Bellevue . На переднем плане изображена тихо текущая Эльба, которую водители Эльбы оживляют на своих транспортных средствах. Некоторые загружаются и выгружаются на этой стороне реки. Помимо площадки для штабелирования древесины, грузоперевозки и торговцы заняты обработкой товаров. Семьи на переднем плане не вовлечены в эту суету и суету, элегантный джентльмен рядом с ними, кажется, объясняет своему спутнику гавань.
С другой стороны Эльбы можно увидеть великолепные здания жилого города Дрезден, которые частично перекрыты мостом Августа . На переднем плане вы можете увидеть бастион Соль укреплений Дрездена, а за ним — небольшая итальянская деревня . В этом поселении жили ремесленники и художники, приехавшие из Италии и приехавшие в Дрезден для строительства католической придворной церкви .
На момент создания картины в 1748 году башня придворной церкви была достроена только до нижнего этажа, поэтому Беллотто ограничился строительными планами для ее завершения в картине. Строительные леса вокруг башни придворной церкви, обозначенные горизонтальными и вертикальными линиями, призваны дать зрителю четкое представление о состоянии строительства. При последнем строительстве башни 1752–1754 годов, которое существует до сих пор, этажи и венец были значительно увеличены, а также уменьшены. То же самое относится к внешнему цветовому оформлению нефа, показанному на рисунке в желтоватых и бело-голубых тонах, который также не был доступен во время создания vedute и никогда не применялся позже. Вероятно, он был включен в картину по наущению самого Чиавери.
Справа за церковью вы увидите Дрезденский замок с Хаусманштурмом . Слева от церкви можно увидеть Георгентор с прилегающим к нему конюшенным двором , северная стена которого теперь украшена всемирно известной процессией князей . Башня Кройцкирхе выступает из- за этих зданий . Здание напротив Stallhof — это Fürstenbergsche Haus, которое было снесено в 1894 году для строительства Ständehaus . Кроме того, вы можете увидеть великолепие Брюля , которое было снесено в 19 веке : дворец, библиотеку и картинную галерею. Эти здания возведены на трон величественного купола Фрауэнкирхе .
Бернардо Беллотто
Бернардо Беллотто (1720-1780) так же как Панини и Каналетто работал в жанре ведуты. Напомним, что веду́та происходит от итальянского слова veduta, что значит «вид». Так называли жанр европейской живописи, особенно популярный в Венеции XVIII века. Это картина, рисунок или гравюра с детальным изображением повседневного городского пейзажа или интерьера.
Бернардо Беллотто тоже иногда звали Каналетто, потому что он был племянником Джованни Антонио Каналь Каналетто и его тоже прозвали Каналетто. Несомненно, он учился у своего дяди, брата матери.Белотто много путешествовал. Он был в Дрездене, жил там 12 лет и служил придворным художником саксонского курфюрста Августа III. Работал и в Вене, в Мюнхене, жил в Варшаве и работал у Станислава Понятовского. (Интересно отметить, что исторический центр Варшавы, разрушенный во Вторую Мировую войну на 90% восстановили именно по его ведутам). Художника писал многочисленные виды европейских городов. Таким образом он распространил жанр ведута на всю Европу.Среди картин Белотто есть серия, посвящённая немецким городам: Дрездену и Пирне.Белотто работал совершенно иначе, чем его дядя. Все его виды городов напоминают точный чертёж, план местности, аксонометрию. Свет на картинах Белотто падает, как прожектор и освещает площади, улицы, здания. Они отбрасывают чёткие и глубокие тени. Живопись здесь чуть более грубая, простая, чем у Каналетто. Хотя все фигуры переданны точно и жизненно.
«Вид замка Кенигштейн» ( 1764 г.). Художник достоверно и документально изобразил пейзаж: в самых мельчайших подробностях Беллотто запечатлел своеобразие архитектуры зданий, их внешней отделки. Не ускользнуло от его внимательного взгляда и топографические особенности местности. Все формы на переднем плане прорисованы, а на заднем фиксированы мелкими мазками кисти мастера.
В пейзаже мы чувствуем тишину и покой ясного летнего дня, неторопливого, размеренного ритма жизни маленького провинциального городка.«Рыночная площадь в Пирне».
«Вид старого рынка в Дрездене».
Очень реалистично и жизненно прописаны горожане Дрездена – едет повозка, беседуют дамы в характерных костюмах, одна даже вывела собачку на прогулку.Белотто был очень чуток к национальной среде, он подробно передавал национальный колорит и бытовые подробности той или иной страны.
Все здания на полотнах легко узнаваемы, хотя художник показывает их перспективу с далёкой точки. На картинах Беллотто очень чётко видны контрасты света и тени. Тени пишет очень тёмной, почти чёрной краской, от этого освещённые пятна кажутся ярче, сочнее. Стиль Беллотто очень похож на стиль его дяди живописца Антонио Каналетто. Он иногда даже подписывал свои работы именем Каналетто и это порождало много недоразумений в атрибуции работ. Однако полотна Беллотто более холодные и контрастные, и он проявляет больше интереса к облакам, теням и листве. Кроме того на полотнах Беллотто больше фигурных групп, чем у Каналетто.
В русской традиции тоже были мастера ведуты. Например, Алексеев – вид биржи в Санкт-Петербурге. Алексеев учился в Италии и на своих полотнах изображал виды, подобные венецианским видам. Фёдора Алексеева даже называли русским Каналетто. Другой жанр, который развивался параллельно с жанром ведуты – декоративная живопись. К XVIII веку в Венеции проживало невероятное множество богатых людей, там было необыкновенное много денег. Это время считается закатом Венеции, она уже не играет такой роли, которую занимала ранее, но жители накопили огромное богатство и тратили эти деньги. Возводили дворцы и заказывали картины. В декоративном жанре работал мастер Джованни Баттиста Тьеполо, о нём — в следующей части.
Живопись Тьеполо и Питтони в ГМИИ.
Снимки взяты с сайта ГМИИ.
биография
Он родился 30 января 1721 года в Венеции. Обученный его дяди Каналетто в Vedute живописи (городские пейзажи), Беллотто был зачислен в возрасте 17 лет в корпорации художников Венеции. Он работал в этом городе между и 1742 годами, прежде чем совершил множество поездок в крупные европейские города, которые он представлял на грандиозных картинах ( Дрезден , Флоренция , Вена , Варшава ). Его работы демонстрируют большое мастерство изображения архитектурных деталей.
Его пригласила в Австрию императрица Мария-Тереза , затем в Польшу король Станислав Понятовский . После Второй мировой войны Варшава будет перестроена из картин Беллотто.
Его также ценят за портреты и карикатуры.
Бернардо Беллотто | Репродукции картин художников 2
Беллотто Бернардо, по прозвищу Каналетто (Canaletto), итальянский живописец, рисовальщик, гравер и офортист венецианской школы. Племянник и ученик Антонио Каналетто, от которого унаследовал прозвище. Мастер ведуты – документально точного архитектурного пейзажа. В 1747–1768 годах Беллотто работал в Дрездене, Вене, Мюнхене, Петербурге, затем – в Варшаве; писал серебристые по колориту, несколько сухие по рисунку виды этих городов .Уже в ранних картинах, выполненных в Риме заметны черты, позволяющие говорить о том, что художнику удалось создать свой тип ведуты. Как и Антонио Канале, с помощью камеры-обскуры Беллотто передает характер изображаемой местности с топографической точностью. Но венецианская декоративная красочность картин Антонио Канале сменяется у Беллотто более педантичным, описательным воспроизведением действительности. Плотная, пастозная манера письма придает материальность объемам зданий, древесных крон, фигур людей. Большие картины-панно Беллотто свидетельствуют о стремлении художника к максимальной объективности, при которой, однако, утрачивается очарование легкой кисти и праздничности цвета, присущее пейзажам-ведутам Антонио Канале.С 1747 Беллотто работает в Дрездене при дворе курфюрста Саксонии Августа III. По заказу Г. Брюля, министра саксонского короля, в 1747—1755 художником была написана серия архитектурных пейзажей с видами Дрездена и Пирны. В ведутах Пирна с правого берега Эльбы, Цвингер в Дрездене (, Вид Пирны от крепости Зонненштейн в перспективном построении усиливается четкость и строгость планов. Панорамы городов открываются издалека от поросшего зеленью противоположного берега реки, но объемы зданий легко читаемы, словно отграничены от неба и зеркальной глади реки. Рационально выстроено и пространство площадей немецких городов в ведутах Рыночная площадь в Пирне , Площадь Нового рынка в Дрездене. Беллотто выбирает момент освещения, когда особенно четко выявлены контрасты света и тени и границы пятен холодного светлого и почти черного цветов в замкнутой перспективе площадей создают впечатление резкой пластической определенности освещенных и затененных зон. Благодаря деятельности Беллотто при европейских дворах в Дрездене, Мюнхене, Вене, где он писал виды городов, усадеб с парками, предместий, традиции венецианской ведуты получили известность. В 1759 он был приглашен императрицей Марией Терезией в Вену, выезжал для выполнения заказов при баварском дворе в Мюнхен (1761), а с 1768 года постоянно работал в Варшаве в качестве придворного художника короля Станислава Августа Понятовского. В Польше Беллотто были созданы виды Варшавы, дворца и живописного парка в Вилланове, замков на берегу Вислы. В произведениях 1760-х — Площадь Бернардинцев (1767), Церковь кармелиток и дворец Радзивиллов (1767), Вид на Вилланов с юга (1760-е), Реконструкция королевского дворца (1767, все — Варшава, Королевский дворец) — стаффажные фигурки приобретают большую характерность, привнося элемент жанровости в архитектурные виды. В созданных по воспоминаниям ведутах итальянских городов конца 1760-х с предельной четкостью выстроенная перспективная композиция и резкие светотеневые контрасты акцентируют пластику древних античных построек. В обращении художника к подобным сюжетам проявились вкусы того времени, связанные с античностью. Беллотто известен также как прекрасный рисовальщик и гравер. В графических видах европейских городов художнику в большей степени, чем в живописи, удалось раскрыть новые возможности венецианского пейзажа 18 века в освоении передачи пленэра.