Эдвард мунк. жизнь и работа

Эдвард мунк — художник, который заворожил мир

Другие версии (выбор)

Между 1901 и 1940 годами Мунк создал в общей сложности двенадцать картин маслом этого мотива, см. Также список картин Эдварда Мунка . В пяти вариантах группы людей четко отнесены к взрослым женщинам по внешнему виду и одежде, остальные — к девочкам-подросткам. В более поздних композициях с тремя или четырьмя девушками первая девушка стоит перед зрителем. Однако в версии музея Вальрафа-Рихарца (созданного в 1905 году) вместо лица можно увидеть только цветную поверхность. Поэтому Юрген Шульце видит в этой версии «почти фовистский независимый цвет». Благодаря ярким цветам картина излучает оптимизм и чувственную живость. Сам музей описывает картину иначе, как «ужасную», «кошмарную» и устрашающую. В частной версии 1902 года девушки сгруппированы в круг. По сравнению с первой версией эта версия отличается повышенной резкостью и большей контрастностью .

Цвета в « Женщине на мосту» 1902 года также посветлели, обстановка словно сменилась с ночи на день, и никакой угрозы нет. Композиция, в которой одна женщина вышла из группы других, напоминает картину Мунка « Буря» 1893 года. В женщине на переднем плане он, вероятно, изобразил своего друга детства Осе, жену юриста Харальда Норрегаарда . В версии Thielska galleriet в Стокгольме 1903 года Мунк сохраняет группу женщин, построенных в виде пирамиды, но противопоставляет их трем мужчинам в темной одежде, которые опираются на перила. Несмотря на в целом более светлый цвет и веселую нотку картин, по словам Ульриха Бишоффа, темы из фриза жизни (возраст, отношения мужчины и женщины) остаются для Мунка решающими. Однако в более поздних работах Мунк все больше прорабатывает пробелы в мотиве, которые также можно интерпретировать как символ одиночества, и, таким образом, согласно Дитеру Бухарту, включает в себя его собственную жизнь.

Всего Мунк создал пять графических версий этого мотива. Травления на медной пластине с 1903 (в Герда Woll в каталоге raisonné , нет. 232) представляет собой зеркальный вариант картины от Hamburger Kunsthalle . Ксилография с 1905 (Воллом, нет. 271) является зеркальной версией картины из норвежской Национальной галереи или Пушкинского музея . Литография из 1912/13 (Волл, № 416) занимает мотив группы девушек собрались в круг в частной собственности живописи с 1902. Ксилография 1918 г. (Woll, № 628) и литография 1918–2020 гг. (Woll, № 629) снова воспроизводят мотив из Норвежской национальной галереи.

«Крик» — таинственная картина Эдварда Мунка

Известная картина Эдварда Мунка “Крик” сегодня впервые предстала перед глазами лондонцев. Долгое время картина норвежского экспрессиониста находилась в частной  коллекции земляка Эдварда Мунка предпринимателя Петтера Олсена, отец которого был художнику другом, соседом и заказчиком. Интересно, что используя различную художественную технику, Мунк написал четыре варианта картины под названием «Крик».

Отличительной особенностью картины «Крик», которая представлена в Лондоне, является оригинальная рама, в которую помещено произведение. Рама расписана самим Эдвардом Мунком, что подтверждает авторская надпись, поясняющая сюжет картины: «Мои друзья пошли дальше, я остался позади, дрожа от беспокойства, я ощущал великий Крик Природы». В Осло  в «Музее Эдварда  Мунка»  находятся еще два варианта «Крика» – один из них выполнен пастелью, а другой – маслом. Четвертая версия картины находится в норвежском Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна. «Крик», принадлежащий Олсену — первая картина в ряду,  написан пастелью, и отличается от трех других картин необычно яркой цветовой палитрой.  Картина Эдварда Мунка «Крик» воплощает изоляцию человека, отчаянное одиночество, потерю смысла жизни. Напряжение сцене придает драматический контраст между одинокой фигурой на первом плане и чужими людьми в отдалении, которые заняты сами собой.

Если Вы хотите иметь качественную репродукцию картины Эдварда Мунка у себя в коллекции, то закажите репродукцию картины «Крик» на холсте. Уникальная технология печати репродукций на холстах  передает оригинальные цвета, благодаря использованию красок европейского качества с защитой от выцветания. Холст, в качестве основы для репродукции картины Мунка «Крик», передаст естественную структуру художественного полотна, и Ваша репродукция будет выглядеть как настоящее произведение искусства. Все репродукции оформляются на специальный галерейный подрамник, что окончательно придает репродукции сходство с оригинальным произведением искусства. Закажите репродукцию картины Эдварда Мунка на холсте, а мы гарантируем Вам лучшую цветовую передачу, хлопковый холст и деревяный подрамник, которые используют профессиональные картинные галереи.

Больной ребёнок

Эдвард Мунк родился в провинциальном норвежском городе. Его отец Кристиан был человеком мечтательным, в молодости работал судовым врачом и много путешествовал. В 44 года он женился на дочери мелкого торговца Лауре Катрине Бьёльстад, которая была на 20 лет моложе его. В браке родились пятеро детей — Софи, Эдвард, Андреас, Лаура и Ингер. Женщина скончалась от чахотки, когда Эдварду было всего пять лет. Семья так никогда и не оправилась от этой потери. Ведение хозяйства взяла на себя младшая сестра Лауры Карен.

После смерти жены отец семейства впал в уныние, его врачебная практика сократилась, семье приходилось туго. Дети часто болели. Через восемь лет после смерти матери скончалась от чахотки старшая дочь Софи. Эдварду на тот момент исполнилось 13 лет. Эта смерть сильно на него повлияла. Он не мог понять, почему отец, будучи доктором, не сумел спасти сестру.

Эдвард был очень привязан к тёте. Именно она помогала ему справиться с многочисленными болезнями, которые то и дело нападали на него: то бронхит, то острый суставной ревматизм. Из-за проблем со здоровьем Мунк не смог окончить школу. И именно благодаря тёте, которая заметила талант ребёнка, Эдвард начал заниматься рисованием.

Чем так поражает картина «Крик»

Картина «Крик» завораживает современного зрителя. Представьте, каково было публике XIX века! Конечно, к ней отнеслись очень критично. Сравнивали красное небо картины с интерьером скотобойни.

Ничего удивительного. Картина крайне экспрессивна. Она взывает к самым потаённым эмоциям человека. Пробуждает страх перед одиночеством и смертью.

И это во времена, когда был популярен Вильям Бугро, который тоже стремился взывать к эмоциям. Но и в страшных сценах он изображал своих героев божественно идеальными. Даже если речь шла о грешниках в аду.

Вильям Бугро. Данте и Вергилий в аду. 1850 г. Музей д’Орсе, Париж

В картине Мунка решительно все шло вразрез с принятыми нормами. Деформированное пространство. Тягучее, плавящееся. Ни одной прямой линии, кроме перил моста.

А главный герой – невообразимо странное существо. Похожее на инопланетянина. Правда, в XIX веке про инопланетян ещё не слышали. Это существо, как и пространство вокруг него, теряет форму: плавится, как свеча.

Как будто мир и его герой погрузились в воду. Ведь когда мы смотрим на человека под водой, его изображение тоже волнистое. А разные части тел сужаются или вытягиваются.

Обратите внимание, что голова вдали идущего человека настолько сузилась, что почти исчезла. Эдвард Мунк

Крик (фрагмент). 1893 г. Национальная галерея Норвегии в Осло

Эдвард Мунк. Крик (фрагмент). 1893 г. Национальная галерея Норвегии в Осло

И сквозь это водное пространство пытается прорваться крик. Но он еле слышен, как звон в ушах. Так, во сне мы иногда хотим крикнуть, но получается нечто несуразное. Усилия превосходят результат многократно.

Только перила кажутся реальными. Лишь они удерживают нас, чтобы не попасть в засасывающий в небытие водоворот.

Да, есть от чего прийти в смятение. И раз увидев картину, не забыть её уже никогда.

Беспорядочная юность

В 1885 году Мунк впервые отправился за границу — в Париж. Несколько лет спустя, получив государственную стипендию, он вновь поедет во французскую столицу, где познакомится с картинами Мане, Писсарро, Сёра, Синьяка. Они сформировали его понимание символизма, которое затем перерастёт в экспрессионизм. Позднее он скажет о времени во Франции следующее: «О Париже я ничего не помню. Помню только, что перед завтраком мы выпивали, чтобы протрезветь, а потом пили, чтобы опьянеть». После Парижа Мунк путешествовал по Франции, Германии, Италии, но весной он обычно возвращался в Норвегию.

Автопортрет, 1895. (commons.wikimedia.org)

Во время пребывания в Ницце в 1892 году Мунк выполнил три версии картины «Поцелуй». Оттенки синего и сгущающиеся сумерки символизируют смерть, невидимо, но неизменно следующую по пятам за жизнью. Шторы отделяют интимный мир любовников от улицы — внешнего мира. Над этим сюжетом Мунк работал, уже будучи художником, пережившим влияние импрессионистов и сформировавшим свой способ выражения переживаний. «Природа меняется в зависимости от субъективного настроения», — утверждал живописец. Это особенно ярко проявилось в его ранних пейзажах, которые по сути являются проекциями внутреннего состояния человека. Формированию такого подхода способствовали и научные открытия того времени: радиоволны, электричество, радиоактивное излучение. Всё это восхищало и вдохновляло художников.

«Поцелуй», 1892. (commons.wikimedia.org)

Один из мотивов, который проходит через творчество Мунка, — изолированность и чувство исключённости. Такова была сама природа художника, его характер. Он был чудаковатым персонажем, неизменно вызывал интерес, но тяготился любой необходимостью поддерживать беседу. И хотя в молодости он много времени проводил с представителями богемы Христиании, как тогда назывался Осло, всё же художник шумным сборищам предпочитал разговор тет-а-тет.

Вот как описывает его внешность биограф и современник Рольф Стенерсен: «У него была удивительно энергичная, прекрасная голова. Завидев его, прохожие оборачивались даже тогда, когда его имя ещё не было известно… Волосы у него были белокурые, волнистые, лоб высокий, выпуклый, глаза серо-голубые. Нос и рот хорошей формы, которую не портила даже тонкость нижней губы. Сильный подбородок казался ещё сильнее, поскольку Мунк всегда высоко нёс голову. Он был худ, немного выше среднего роста, строен, но не гибок. Никогда не занимался спортом. Как только появлялись деньги, шил у хорошего портного. И всё же никогда не производил впечатления хорошо одетого человека».

Эдвард Мунк, 1908−1909. (wikipedia.org)

А если я не видел «Крик» Эдварда Мунка?

Скорее всего, вы его видели, но просто не запомнили названия. У картины есть несколько версий. В музее Мунка представлен один из двух вариантов, выполненных маслом, и одна пастель. В Национальном музее Норвегии выставлена наиболее знаменитая, вторая по счёту версия. Написана она маслом. В частной коллекции находится версия, выполненная пастелью.

Первый вариант «Крика» Мунк написал в 1893 году, как часть цикла «Фриз жизни: поэма о любви, жизни и смерти». Этот момент многие теоретики и практики от искусства склонны считать первой вехой в истории современной живописи.

На картине изображен кричащий некто – просто исчезающая оболочка чистой раскалённой эмоции. И эта эмоция понятна – кровоточащее, с прожилками гноя небо над темной маслянистой желчью, известной еще древним Эллинам – вот тот мир, куда этот некто заточен.

Поздние годы

После лечения стиль художника изменяется в сторону более резкой и грубой манеры, однако цвета становятся более яркими и контрастными, а сюжеты – более мирными и обыденными: на них изображены крестьяне, рабочие, жизнь на природе. До своей смерти в 1944 году художник успел обзавестись фермой, переболеть «испанкой», перенести кровоизлияние в стекловидное тело правого глаза и получить клеймо представителя «дегенеративного искусства» с приходом к власти нацистов.

Художник умер в 1944 году, спустя месяц после своего восьмидесятилетия.

В целом, жизнь и творчество Эдварда Мунка – как триллер со счастливым концом – детство и юность, наполненные трагическими событиями, молодость и борьба за свой взгляд, за попытки любить, сменилась в итоге на принятие себя, и мир перестал быть тюрьмой.

Если вы — поклонник живописи, то прочтите статью о самых дорогих работах Малевича.

Описание картины Эдварда Мунка «Мадонна»

Картина Мунка, которая ранее называлась «Любящая женщина» в настоящее время известна как «Мадонна».

Создавая это полотно, у художника был замысел отразить на нем основные стадии жизни любой женщины: зачатие, воспроизведение потомства и смерть. Поэтому считается, что литография Мадонны является самой первой стадией, на которой изображено зачатие ребенка. Соглашаясь с философской концепцией Шопенгауэра, Мунк считал, что предназначение любой женщины исполнено после выполнения детородной функции.

Литография сильно отличается от классического варианта. В нее добавляется рама, на которой изображены сперматозоиды, а также маленькая, но значимая фигурка – эмбрион в нижнем левом углу.

Литография, датированная 1895 годом, была продана на аукционе в Лондоне за 1,9 миллионов долларов США, став самой дорогой литографией всех времен. Имя покупателя не разглашается – это частный коллекционер из США.

Натурщица, с которой писалась картина, была Дагни Юль – близкая подруга художника. Мадонна Мунка изображена обнаженной, находящейся в экстазе и полностью погруженной в себя.

В этом произведении знаменитый норвежский художник воплощает свои собственные трагические чувства и переживания. Глаза женщины полузакрыты и выражают усталость, а черные, распущенные волосы с синим отливом оставляют ощущение опасности и зла. Фон картины также полон тоски и тревоги, вся сюжетная гамма предупреждает о приближающейся угрозе для всего человечества.

Мадонна Мунка очень сильно отличается от классического канонического образа. Единственное сходство – нимб вокруг головы. В этой картине, как и во многих других в своем творчестве, Мунк показывает отчаяние, боль и трагедию человеческого бытия. Любовь и смерть неразрывно связаны в понимании норвежского художника.

Описание изображения

Передний план разделен по диагонали пешеходным мостом, который сильно стремится к точке схода перспективы , а дорога, которая следует за ним, оказывает на зрителя прямое «глубокое всасывание». К перилам прислоняются три молодые женщины. Первый спереди одет в белое платье с черным поясом и у него длинные светлые волосы. У вашего соседа красное платье и желтая шляпа от солнца с двумя длинными коричневыми косами, ниспадающими снизу. У третьего тоже есть коса. На ней зеленое платье и красный платок. В то время как две девушки сзади смотрят вдаль, блондинка опустила взгляд и смотрит в темную воду. Здесь отражена могучая верхушка дерева, которая заполняет почти всю левую половину картины и по композиции является контрапунктом мосту с тремя женщинами. Дерево находится в огороженном участке с белыми стенами. Вдали от дерева желтая луна.

Творчество Мунка

В 1880-1890 годах Мунк работал во Франции, где испытал влияние Поля Гогена, Анри де Тулуз-Лотрека, Винсента ван Гога, а также в Германии и Италии. Мировоззрение художника Мунка формировалось под воздействием идей Йегера, Стриндберга, Гамсуна и других скандинавских писателей-символистов, что определило обращение живописца к характерным для символизма “вечным” темам одиночества, угасания, смерти (“Больная девочка”, 1885-1886, Национальная галерея, Осло).

С начала 1890-х годов творчество Мунка развивается в рамках складывавшегося в эту эпоху стиля модерн (“Девушки на мосту”, 1901, Национальная галерея, Осло), но обнаруживает и ряд новых черт (жесткий вихреобразный контурный рисунок, диссонирующая цветовая гамма, динамичная композиция), которые усиливают в картинах художника трагическое звучание образов и предвосхищают возникновение экспрессионизма (“Крик”, 1893, Национальная галерея, Осло).

Тема, ставшая центральной в творчестве Эдварда Мунка, – взаимоотношения мужчины и женщины.

Большинство картин Эдварда Мунка 1890-1910-х годов входит в незавершенный цикл “Фриз жизни”. Острая выразительность присуща графическим работам Мунка, блестящего мастера ксилографии, офорта и литографии (автопортрет, литография, 1895).

В дальнейшем творчестве Мунк обращался к монументальной живописи, писал сцены городской жизни, мажорные по цвету пейзажи.

Творчество Мунка очень самобытно. Его считают пионером экспрессионизма, но при этом в его работах можно усмотреть и символизм,и декоративность модерна,и стихийную динамику фовизма. А фразу:«Я пишу не то, что вижу, а то, что увидел», позже подхватил вождь будущих сюрреалистов Андре Бретон.

Эдвард Мунк и женщины

Эдвард Мунк пользовался успехом у женщин, особенно роковых и взбалмошных. Одна из его муз, Тулла Ларсен – требовала свадьбы и, по словам самого художника, преследовала его. Во время одной из ссор, случившейся в 1902 году, он был ранен из пистолета в левую руку — один из пальцев навсегда остался искалеченным.

Этот неудачный роман был одним из факторов, приведших к депрессии, сопровождавшейся параноидальными идеями и алкоголизмом.

Женщины на картинах Мунка – часть безжалостной природы и в то же время ее пленницы. Их можно увидеть на картинах «Мадонна», «Вампир», «Ревность», «Пепел» и «Поцелуй».

Галерея картин Мунка

Хронология творчества Эдварда Мунка

1892: «Фризы жизни». В 1889 Мунк (большую часть года живший во Франции) открыто высказался насчет натурализма в так называемом «Сен-Клудском манифесте». Законченная в 1897 картина «Меланхолия» характеризуется движением к абстракции: цветовые поля Мунк ограничивал контурными линиями. Формы, цвета и линии упрощены и стилизованы. Работа должна была отразить состояние души друга, страдающего от несчастной любви к замужней женщине. В 1892 он впервые отказался от участия в «Осеннем салоне» в Осло, отвернувшись от сообщества норвежских художников. В том же году он начал работать над так называемыми «Фризами жизни», основанными на записях из личного дневника. Самой известной и наиболее часто интерпретируемой работой цикла стала картина «Крик» (1893), символизирующая одиночество современного человека и его страх перед жизнью. В основе картины лежит чувство, пережитое Мунком во время одной из прогулок: «Солнце ушло прямо вниз — небеса стали красными, будто кровь. Я ощутил, как все вокруг меня исходит криком, пронизывающим природу». Другие знаменитые работы цикла «Фризы жизни» — «Страх» (1894), «Ревность» (1895) и «Отчаяние» (1898).

В конце 90-х появились первые картины без страха и отчаяния, характерного для прежних работ Мунка. Так, на картине «Плодородие» (1898) изображены люди на фоне гармоничной природы. Жизненные установки художника постепенно становились все более позитивными, о чем свидетельствуют, в частности, картины с изображениями полярной ночи.

1902: Мастер портрета. На рубеже веков Мунк завершил «Фризы жизни» и впервые выставил их в 1902. Одновременно художнику приходилось бороться с тягой к алкоголю; эта проблема усугублялась связью с его возлюбленной Туллой Ларсен. В1902 они расстались. Большую часть года Мунк проводил в Берлине, где стал популярным портретистом. Его портреты получали высокие оценки за то, что превосходно отражали характер человека. Верный своему девизу: «Я пишу мозгом», Мунк тратил несколько недель, наблюдая за заказчиком, чтобы затем написать портрет за какие-то несколько часов.

1910: Документальное отражение упадка. В 1905 он закончил одну из двенадцати вариаций картины «Девушка на мосту»; все они отличаются общим жизнерадостным настроем. Через два года Мунк воплотил в отдельных картинах свое потерпевшее фиаско влечение к Тулле Ларсен: в «Амуре и Психее» мы видим мужчину и женщину, которых неумолимо разделяет падающий между ними свет. На картине «Марат» изображено убийство мужчины женщиной. Мунк работал экспрессивными, широкими мазками, такой экспериментальный стиль характерен для серии «Зеленая комната» (1907). В 1908 Мунк перенес нервный срыв и более восьми месяцев провел в психиатрической клинике. После этого он уехал в Норвегию, где посвятил себя в основном написанию ландшафтов. В поздних автопортретах он безжалостно отразил собственный упадок. В 1927 в Берлине и Осло состоялись ретроспективы работ Мунка. В 1940 Мунк, после начала второй мировой войны отказавшийся от каких-либо контактов с оккупантами, написал свой последний автопортрет. Через четыре года он умер в Экели в возрасте 80 лет.

Дж. Лeнc

Tags:

  • выставки мунка
  • картины мунка
  • крик мунка
  • норвежский художник
  • фриз жизни
  • эдвард мунк
  • экспрессионизм

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: