Эдвард мунк: великий и несчастный

Эдвард мунк. жизнь и работа

Юность

Эдвард Мунк родился 12 декабря 1863 года в Христиании, так в
те годы назывался город Осло, столица Норвегии. Его отец, Кристиан Мунк, был
военным врачом, семья жила небогато и часто переезжала с места на место. Мать,
Лаура Мунк, умерла от туберкулеза, когда Эдварду было всего пять лет, всё
хозяйство и попечение о детях взяла на себя тетя Карен, сестра матери. Отец так
и не смог примириться со смертью любимой супруги, он погрузился в религию и
отстранился от детей.

Эдвард был вторым ребенком в многодетной семье. Старшую
сестру звали София, брата – Андреас, а младших сестер – Ингер и Лаура.

Смерть матери сильно повлияла на будущего художника, мальчик
лишился самого близкого человека и впервые в жизни почувствовал себя предельно
одиноким. Тема одиночества так и будет преследовать мастера всю его жизнь и
найдет воплощение в десятках картин и набросков. Через 25 лет, в память о последней
прогулке с матерью, Мунк напишет трогательную акварель о любви матери и сына.

Первый рисунок Эдвард нарисовал в возрасте 7 лет. Он сам описал
этот случай в дневнике: «Я взял кусок угля, лег на пол и нарисовал
слепцов. Я почувствовал, как рука слушается меня».

Тетя Карен знала толк в живописи и сама неплохо рисовала.
Именно она первая заметила дар мальчика и помогала ему раскрыться в творчестве.
Она же сохранила юношеские акварели и рисунки Мунка – это были ученические
этюды и зарисовки на историческую тему, наполненные экспрессией и пафосом.

Эдвард Мунк «Тетя Карен в кресле-качалке»

Когда Эдварду было 14 лет, умерла его старшая сестра София.
Перед самой кончиной она попросила, чтобы ее перенесли из кровати в кресло, в
котором спустя некоторое время отошла в мир иной. Всю жизнь не отпускала Мунка
эта сцена. Страшная и одновременно обыкновенная трагедия обычной небогатой
семьи. На картине «Комната умирающего» Мунк изобразил горечь
расставания с близким человеком и печаль, накрывшую всю семью. При этом он
дотошно воспроизвел события того страшного дня. На картине изображена вся семья
Мунков – в кресле сидит умирающая София, рядом несчастный отец и тетя Карен. На
переднем плане сам Мунк, смотрящий на Софию, и две его сестры. Слева изображен
брат Андреас, выходящий из комнаты.

Эдвард Мунк «Комната умирающего» 1893

Смерть, а потом и безумие (младшая сестра художника долгое
время лечилась в психбольнице) с раннего детства стали частыми гостями в доме
будущего гения. Юноша сумел полноценно ощутить их присутствие, и именно под
таким мрачным впечатлением он формировался как мыслитель и художник.

Как позже писал Мунк, мать передала ему зачатки смертельной
болезни, а отец посеял в нем семена безумия. Тревога и беспокойство на всю
жизнь стали его постоянными попутчиками.

В 1879 году юный Мунк начал обучение в техническом колледже,
где продемонстрировал прекрасные успехи в различных дисциплинах. Однако через
год он оставил колледж и, к большому неудовольствию отца, принял решение стать
художником. Только тетя Карен поддержала выбор юноши.

Эдвард Мунк «Автопортрет» 1892

Экспрессионизм в живописи

Художник-экспрессионист стремится передать свои личные ощущения от нарисованного. Для достижения максимального эффекта на зрителя точность представления жертвуется (внешняя оболочка предмета) и искажается в пользу чётких контуров и жирных цветов.

«Большие голубые лошади», художник Франц Марк, 1911 г.
Отодвигаясь от реалистического изображения, для этого художника означало — поворот к духовному, эмоциональному и подлинному. Для Франца Марка, как впрочем и для многих экспрессионистов, цвет был скорее символикой, чем описанием.
В этой картине художник использовал эмоциональные качества своей палитры, чтобы передать своё видение всей духовности этих синих зверей.

Зачастую создаются более простые композиции, прямолинейные, характеризуются густой краской, приёмом импасто (на холст наносится неразбавленная краска, густым и сочным слоем), рыхлыми, свободно нанесёнными мазками. Иногда проскальзывает символика, будто случайно

Но сообщение автора очень важно

Каковы основные характеристики экспрессионизма?

Экспрессионистское искусство старалось передать не реальность, а эмоции и смысл. У каждого творца искусства был свой уникальный способ «выразить» эмоции в своём искусстве.

«Сидящая женщина с задранными ногами», художник Эгон Шиле, 1917 г.
Австриец Шиле известен своим резким и часто гротескным выражением явной сексуальности. Он появляется в экспрессионистском движении из-за эмоциональности его линий и цвета.
Этот художник воспроизводил изображения так, как их видел он, а не так, как они представлялись внешнему миру.

Зачастую их творения выходили искажёнными или преувеличенными, одновременно авторы использовали яркие и шокирующие цвета.

Главные характеристики полотен кисти экспрессионистов:

  • ярко выраженные черты, насыщенные цвета и иллюзорная трёхмерность;
  • главенствует трагедия и субъективность, а чувства и эмоции идут на первом месте;
  • рассматриваются трагические проблемы жизни и общества, но с пессимистическим подходом к реальности;
  • через иррационализм и субъективность приходит индивидуальная свобода.

Абстрактный экспрессионизм

Это широкое абстрактное движение американской живописи. Ему было свойственно множество самых различных живописных стилей, которые различались и по технике, и по качеству выражения. Оно зародилось в конце 1940 и превратилось в доминирующую тенденцию западной живописи 1950 годов.

Картины абстрактного экспрессионизма в основном абстрактны со свободным, спонтанным и личным эмоциональным выражением художника.

Зачастую наблюдается большая свобода техники и исполнения, придавая особое внимание использованию различным физическим характеристикам краски, чтобы вызвать выразительные качества, такие, как: чувственность, тайна, лиризм, динамизм. Абстрактному экспрессионизму характерно отрицание от обычной структурированной композиции

Художники экспрессионисты также использовали большие холсты, для того, чтобы придать своим творениям силу и монументальность

Абстрактному экспрессионизму характерно отрицание от обычной структурированной композиции. Художники экспрессионисты также использовали большие холсты, для того, чтобы придать своим творениям силу и монументальность.

Пример абстрактного экспрессионизма — «Зимний пейзаж», художник Фонс Хейнсбрук, 1989 г.

Биография Эдварда Мунка

Эдвард Мунк появился на свет 12 декабря 1863 года в небольшом городке Лётен в Норвегии. Его отцом был военный доктор — человек небогатый, но происходивший из семьи, известной в культурных кругах норвежского общества. Так, дед Эдварда был проповедником, дядя — историком, а одним из родственников был живописец Якоб Мунк (Jacob Munch), обучавшийся у знаменитого французского неоклассициста Жака-Луи Давида (Jacques-Louis David).

Семья была бедной и часто перебиралась из одного недорогого жилья в другое, порой ещё более дешёвое. В квартирах, которые приходилось снимать, было сыро, не хватало света и воздуха. Из-за этого заболели туберкулёзом мама и старшая сестра Эдварда.

Мальчик рано потерял мать — в пять лет. Его воспитанием занялась старшая сестра Софи. Эдвард был сильно к ней привязан и пережил сильный душевный надлом, когда чахотка унесла и сестру. Ему в тот момент было пятнадцать.

Немалое влияние на психику подростка оказали и проповеди религиозного отца. Они заставляли ребёнка мучиться от ночных кошмаров с видениями ада.

Переживания детства и юности оказали сильное психологическое воздействие на Мунка и впоследствии отразились в творчестве художника.

Здоровье самого Эдварда Мунка тоже было хрупким, что мешало учебным занятиям. Тем не менее, в шестнадцать лет юноша поступил в технический колледж. Он продемонстрировал впечатляющие успехи в точных и естественных науках, но через год бросил обучение, чтобы воплотить мечту — стать живописцем. Это решение вызвало гнев отца, но другие родственники поддержали молодого человека, поскольку он обладал явным художественным даром. К тому же в роду уже был пример успешной карьеры на этом поприще.

В 1881 году юноша начал учиться в Королевской школе рисования. Через два года он представил публике свои первые работы, которые были написаны в традиционной реалистичной манере.

В 1898 году художник снова отправляется во Францию. Наибольшее влияние на него оказали импрессионисты и пуантилисты.

В 1890-е годы стиль художника-экспрессиониста окончательно сформировался. После того, как в 1892 году его произведения высоко оценил влиятельный живописец-консерватор Адельстен Норманн (Eilert Adelsteen Normann), что было довольно неожиданно, критика стала благосклонней к молодому автору. Постепенно он завоёвывает признание.

Начало XX века прошло для Эдварда Мунка под знаком сильного душевного надлома из-за трагического романа с Матильдой Ларсен (Matilda Larsen), которую в дружеском кругу называли Туллой. Художник даже пытался застрелиться, но, к счастью, неудачно. В 1908 году он полгода провёл в психиатрической лечебнице. Возможно, сыграла роль и наследственность, так как вторая сестра мастера была больна шизофренией.

Мунк всерьёз опасался репрессий и конфискации картин, но этого не произошло: судьба сохранила наследие гения для потомков. Свои произведения живописец завещал городу.

Творческое наследие

Согласно завещаю Мунка все полотна, хранящиеся у него дома, должны были передать в дар городу. В 1963 г. был открыт музей, посвященный художнику. Его коллекция насчитывает несколько тысяч работ: полотна, гравюры, рукописи, наброски. До 2015 г. музей был официальным правообладателем, позднее все наследие норвежского художника было признано общественным достоянием.

Самая крупная экспозиция представлена в Национальной галерее в Осло. В нее входят и наиболее известные его шедевры («Крик», «Мадонна», «Больная девочка»). Рыбацкая хижина в Осгорстранне, в которой Мунк какое-то время жил и работал действует как дом-музей. Обстановку оставили нетронутой, поэтому посетители могут прочувствовать атмосферу в которой были написаны норвежского художника.

Полотна Мунка неоднократно входили в число самых дорогих проданных картин.  Например, в 2006 г. его работа «Двое» была продана на аукционе за сумму, превышающую 1 млн. долларов. Данная гравюра получила статус самой дорогой гравюрой, проданной в Норвегии.

Портрет Мунка изображен на норвежской купюре, номиналом в 1 000 крон. В честь его 150-летия была выпущена серия марок. Его творчество оказало большое влияние на развитие экспрессионизма.

Похищения картин

Шедевры Эдварда Мунка неоднократно похищали. В 1994 из Национальной галереи в Осло был похищен «Крик», но его смогли вернуть. Как оказалось, один из злоумышленников был уже судим за похищение полотна «Вампир». Ее также нашли и вернули в экспозицию галереи.

22 августа 2004 г. из Музея Мунка были украдены «Мадонна» и один из вариантов «Крика». Картины были найдены, но специалисты обнаружили на них ряд повреждений: царапины, следы от влаги, в каких-то местах холсты были надорваны. Пятно в углу «Крика»остается заметным, и реставраторы не стали проводить с ним никаких действий. Это связано с ожиданием разработки более эффективных методов восстановления полотен.

Экелю. Последние годы

В 1916 году Эдвард Мунк приобрел недалеко от Христиании
небольшое поместье Экелю, где прожил около 30 лет, до своей кончины. Годы в
Экелю оказались самыми плодотворными в его творчестве. Сад и окрестная природа
стали для художника бесконечным источником вдохновения.

Мунк увлеченно пишет крестьян, лошадей, бескрайние поля,
деревья и цветы. Он находит неожиданное успокоение и наслаждение в сельской
жизни. Картины того периода отличает реалистический и прагматичный настрой.
Умиротворенное воспевание обыкновенного и нарочито банального среза бытия.

Эдвард Мунк «Женщины на мосту» 1940

Но его эксперименты продолжаются. Мунк переосмыслил
некоторые свои старые картины, дал им второе, подчас более тревожное, дыхание.
Продолжил писать автопортреты, где предчувствие смерти и бренности
человеческого существования перемежаются с усталостью пожилого человека.

На последнем автопортрете, найденном только после смерти
художника, Мунк изобразил себя в комнате рядом с обыкновенными вещами,
окружающими человека. Он показал себя вещью среди вещей. Частью того хлама,
который выкидывается при смене хозяина. Художник – прах, и в прах возвратится.
Только искусство имеет непреходящую ценность, только оно вечно. Любопытно, что
над кроватью Мунка, на этом автопортрете, изображена его собственная и самая
любимая картина «Кроткая».

Эдвард Мунк «Автопортрет между часами и кроватью» 1943

Умер Эдвард Мунк 23 января 1944 года в полном одиночестве. На
столике, рядом с кроватью лежал потертый томик датского перевода «Бесов»
Достоевского.

Эдвард Мунк «Голгофа» 1900

отчаяние Фотографии, картинки, изображения и сток-фотография без роялти

#34249317 — Portrait of lonely depressed man sitting on the floor

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#31624246 — Young desperate man who lost job abandoned and lost in depression..

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#47853769 — Man in despair with raised hands and bowed hand, monochromatic..

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#42565752 — Portrait of tired young business woman with laptop computer

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#47827826 — Furious man trying to use a smartphone

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#50919576 — Businessman tiring and sleeping on his laptop in outdoor scene..

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#35598797 — Silhouette of a boy in a tunnel

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#44124465 — sad son hugging his dad near wall at the day time

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#33013236 — Furious strong middle aged businessman bending bars of his prison..

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#54904956 — overdose asian male drug addict hand, drugs narcotic syringe..

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Погружение в искусство

В 1902 году живопись всё более захватывает Мунка: жизненный опыт растёт, профессиональное мастерство тоже, вот они и соединяются на полотнах в виде символов и аллегорий. Солнечная беззаботность импрессионистов не для него, но чувства, и скрытые, и кричащие одновременно, были его религией. В Берлине впервые выставлен «Фриз жизни», немедленно приведя к мастеру новых поклонников и покровителей. Вслед за ними пресса наполнилась хвалебными отзывами.

Но Мунк не в силах ликовать, он слишком измотан: и слабым от рождения здоровьем, и душевными страданиями с самого детства, и тяжёлыми романами. Казалось, он разучился радоваться и доверять людям, нормальному общению мешали вспыльчивость и подозрительность художника, которые усугублялись с каждым годом. Нервные срывы стали случаться всё чаще, в конце концов приведя Мунка в 1908 году в психиатрическую клинику. Полгода, которые он провёл здесь, художник не оставлял занятий – это была потребность изливать душу посредством рисунков.

Экспрессионизм в литературе

Экспрессионизм как литературное и художественное движение процветало в Европе, особенно в Германии, между 1914 и 1924 годами. Термин был впервые применён к литературе австрийским писателем Германом Бахром (1863–1934) в 1914 году.

Существуют некоторые сходства между экспрессионизмом и романтизмом. Романтизм был бунтом, реакцией против ограниченного и материалистического мировоззрения эпохи, он призывал к свободе мысли и содержания.

Писатели, неудовлетворенные «грязной реальностью», возвышали человеческую природу и искали путь в бесконечность. Появлялись нотки мистического настроения, меланхолии, любовных мечтаний, видений, экстаза и романтической символики.

Экспрессионизм, также как и романтизм, был своеобразным протестом против материалистической и механической тенденции, к которой в то время стремилось человечество, превращая людей в роботов.

Знаменитые писатели-экспрессионисты:

  • Леонид Николаевич Андреев;
  • Данило Локар;
  • Константин Симонович Гамсахурдиа;
  • Эмиль Зегадлович;
  • Ойген Д. Релгис.

Берта Моризо (1841—1895).

Андрей Аллахвердов. Берта Моризо. 2017. Личная коллекция художника Allakhverdov.com

Берту Моризо редко ставят в первый ряд великих импрессионистов. Уверена, что незаслуженно. Как раз у неё вы встретите все главные черты и приёмы импрессионизма. И если вам этот стиль нравится, вы полюбите ее работы всей душой.

Моризо работала быстро и порывисто, перекладывая на холст своё впечатление. Фигуры словно вот-вот растворятся в пространстве.

Берта Моризо. Лето. 1880. Музей Фабре, Монпелье, Франция.

Как и Дега, она часто не дорисовала некоторые детали. И даже части тела модели. Мы не можем различить рук у девушки на картине “Лето”.

Путь к самовыражению у Моризо был трудным. Мало того, что она занималась “небрежной” живописью. Она ещё была женщиной. В те времена даме полагалось мечтать о замужестве. После чего любое хобби забывалось.

Поэтому Берта долго отказывалась от брака. Пока не нашла мужчину, который уважительно отнёсся к ее занятию. Эжен Мане был родным братом художника Эдуарда Мане. Он покорно носил за женой мольберт и краски.

Берта Моризо. Эжен Мане с дочерью в Буживале. 1881. Мармоттан-Моне музей, Париж.

Но все же дело было в XIX веке. Нет, брюки Моризо не надела. Но полной свободы передвижения она себе позволить не могла.

Она не могла пойти в парк работать в одиночестве, без сопровождения кого-то из близких. Не могла посидеть одна в кафе. Поэтому ее картины — это люди из семейного круга. Муж, дочь, родственники, няни.

Берта Моризо. Женщина с ребёнком в саду в Буживале. 1881. Национальный музей Уэльса, Кардифф.

Моризо признания не дождалась. Она умерла она в 54 года от воспаления лёгких, не продав при жизни почти ни одной своей работы. В ее свидетельстве о смерти в графе “род занятий” стоял прочерк. Немыслимо было женщине зваться художником. Даже если она им на самом деле была.

О картинах мастера читайте в статье “Берта Моризо. Жертва предрассудков или хозяйка своей судьбы?”

Очередной роман

В 1898 году Эдвард стал предметом страстной любви. Тулла Ларсен, которой художник сначала отвечал взаимностью, со временем стала излишне навязчивой, что пугало Мунка. Он не знал, как высвободиться из этих становящихся нездоровыми отношений

Тулла, чувствуя охлаждение со стороны своего мужчины, прибегла к демонстративной попытке самоубийства, чем на время вернула внимание испуганного Мунка. Но, видно, чаша была переполнена: в 1902 году в результате ссоры художник оказался с простреленной рукой

Возможно, он отбирал револьвер у женщины при очередных её угрозах самоубийства. На этом они расстались, но эмоционально художник был выжат.

Главные события в жизни и творчестве

Мунк в 1902 году в саду своего покровителя доктора Макса Линде в Любеке

  • 1908 год – лечится от душевного расстройства в копенгагенской клинике.
  • 1916 год – приобретает виллу Экелю рядом со столицей, увлекается разведением овощей и домашней птицы.
  • 1930 год – после кровоизлияния в глаз почти перестает рисовать.
  • 1940 год – остается в оккупированной фашистами Норвегии, испытывает тревогу за свою судьбу и картины.
  • 23 января 1944 года – Мунк умирает в Экелю в возрасте 80 лет. Согласно завещанию, все творческое наследие художника передано городу.
  • 1963 год – в Осло создается музей Мунка, который до 2015 года был правообладателем его произведений. Позже они становятся достоянием общественности.

Эдуард Мане (1832—1883).

Андрей Аллахвердов. Эдуард Мане. 2017. Личная коллекция художника Allakhverdov.com

Мане был старше большинства импрессионистов. Он был их главным вдохновителем.

Сам Мане на роль лидера революционеров не претендовал. Он был светским человеком. Мечтал об официальных наградах.

Но признания он ждал очень долго. Публика желала видеть греческих богинь или натюрморты на худой конец, чтобы красиво смотрелись в столовой. Мане же хотел писать современную жизнь. Например, куртизанок.

В результате появился “Завтрак на траве”. Два денди отдыхают в обществе дам лёгкого поведения. Одна из них как ни в чем ни бывало сидит рядом с одетыми мужчинами.

Эдуард Мане. Завтрак на траве. 1863. Музей д’Орсе, Париж.

Сравните его “Завтрак на траве” с работой Тома Кутюра “Римляне во времена упадка”. Картина Кутюра произвела фурор. Художник мгновенно прославился.

“Завтрак на траве” обвинили в вульгарности. Беременным абсолютно серьезно не рекомендовали на неё смотреть.

Тома Кутюр. Римляне времён упадка. 1847. Музей д’Орсе, Париж. artchive.ru.

На картине Кутюра мы видим все атрибуты академизма (традиционной живописи XVI-XIX вв.). Колонны и статуи. Люди аполлоновской внешности. Традиционные приглушённые цвета. Манерность поз и жестов. Сюжет из далекой жизни совсем другого народа.

“Завтрак на траве” Мане – другого формата. До него никто не изображал куртизанок вот так запросто. Рядом с респектабельными горожанами. Хотя многие мужчины того времени так и проводили свой досуг. Это была реальная жизнь реальных людей.

Мане пробовал считаться со вкусами публики. Писал портреты на заказ. Но из этого ничего не вышло.

Однажды изобразил одну респектабельную даму. Некрасивую. Он не смог польстить ей с помощью кисти. Дама была разочарована. Ушла от него в слезах.

Эдуард Мане. Ангелина. 1860. Музей д’Орсе, Париж. Wikimedia Commons.

Поэтому он продолжал экспериментировать. Например, с цветом. Он не пытался изобразить так называемый природный колорит. Если серо-бурая вода ему виделась ярко-синей, то он и изображал ее ярко-синей.

Это, конечно, раздражало публику. «Ведь даже Средиземное море не может похвастаться такой синевой, как вода у Мане» – язвили они.

Эдуард Мане. Аржантей. 1874. Музей изящных искусств, Турне, Бельгия. Wikimedia Commons.

Но факт остаётся фактом. Мане вкорне изменил предназначение живописи. Картина становилась воплощением индивидуальности художника, который пишет так, как ему заблагорассудится. Забыв о шаблонах и традициях.

Новаторства ему долго не прощали. Признания дождался только под конец жизни. Но оно уже было ему не нужно. Он мучительно угасал от неизлечимой болезни.

Облака как кровь

Все, что мы тут видим, включая документы, фотографии, билет на Всемирную выставку в Антверпене 1885 года, где 22-летний живописец выставил портрет сестры Ингер, адресованное ему письмо Дягилева и романы Достоевского из его библиотеки — обожаемые Мунком «Братья Карамазовы» и «Бесы», лежавшие у его постели в момент смерти, — привезли из Музея Мунка в Осло. В этой главной сокровищнице его произведений находится все, что оставалось после смерти в его поместье Эклю и, согласно завещанию, предназначалось столичному муниципалитету. Музей был создан к столетию Мунка, в 1963 году, и сейчас рядом с оперным театром строится новое здание, в пять раз больше прежнего. Летом будущего года оно откроется, а пока главные произведения норвежца уже несколько лет путешествуют — по Европе, Штатам и теперь наконец добрались до Москвы.

К нам привезли 64 живописных холста, включая важнейшие, титульные вещи — «Танец жизни», «Поцелуй», «Созревание», «Меланхолию», первый вариант «Мадонны» и бесчисленные автопортреты, в том числе фотографические, которым отдан целый раздел, и по ним очень заметно, что всю жизнь автор оставался для себя идеальной моделью. В бесконечном позировании в обнаженном виде — там и правда есть на что посмотреть, Мунк был очень красив, — больше перформанса, чем самолюбования, в кадре он появлялся как на сцене. Так это и стоит воспринимать.

Кроме живописи, в Третьяковку привезли 37 графических листов, впечатляющих не меньше картин. По гравюрам, литографиям, офортам очень любопытно изучать эксперименты Мунка с различными техниками — и это едва ли не главная неожиданность выставки. Огрехи, возникавшие в процессе печати литографий или гравюр — подтеки краски, неточность оттиска, размытые слои цвета и перенесенная на бумагу с каменной формы грязь, — все это он обращал в достоинства. Эти листы, часто раскрашенные вручную, помимо прочего, еще и портрет эпохи, ее героев, среди которых мы различаем богемное окружение Мунка: Августа Стриндберга, Стефана Малларме, Хенрика Ибсена; старого друга Мунка, писателя Станислава Пшибышевского и прекрасную Эву Мудоччи (она же Эвангелина Маддок), скрипачку, отношения с которой у Мунка продолжались с перерывами почти все первое десятилетие XX века.

1 / 3

«Ревность I», 1896

Изображение: Эдвард Мунк

2 / 3

«Метаболизм. Жизнь и смерть», 1898-1899

Изображение: Эдвард Мунк

3 / 3

«Брошь. Эва Мудоччи», 1903

Изображение: Эдвард Мунк

В графике много повторов, пусть не буквальных, живописных сюжетов Мунка, включая «Крик» — в Москву привезли не основной вариант его самой известной картины, но два других: выполненную в 1893 году восковую пастель и мрачную литографию. В резком черно-белом отпечатке легко считывается история, рассказанная художником, о том, как однажды вечером он шел по дороге, чувствуя себя больным и уставшим, и смотрел на фьорд: «Садилось солнце — облака окрасились красным — как кровь. Я почувствовал, будто природу пронзил крик — мне казалось, я слышал крик. И я написал эту картину — написал облака как настоящую кровь».

Такой ремаркой Мунк сопроводил «Крик» в 1928 году в официальной публикации, когда, уже знаменитый художник, после успешной ретроспективы в Берлине и выставок в США, Италии. Англии и Швеции, после болезни, заставшей его в Ницце, Мунк окончательно осел на родине и больше за пределы Скандинавии не выезжал. Он сохранил международную славу и репутацию в годы нацизма — даром что числился главным художником в стране, бывшей союзницей Третьего Рейха. Когда-то водивший знакомство с Кнутом Гамсуном, убежденным нацистом, Мунк вовремя дистанцировался от политики — впрочем, ему было в те годы много лет. Близкий к немецким экспрессионистам, много и удачно выставлявшийся в Берлине и Мюнхене, Мунк принадлежал к кругу художников, чьи работы неминуемо попадали на выставку так называемого «дегенеративного искусства», но его картины, как норвежца, всего лишь перестали экспонировать в Германии.

Интересные факты о художнике

Эдвард Мунк не любил писать пальцы, женскую грудь, уши и ногти. Ему не нравились цветы из-за процесса их увядания, в поступках друзей пытался разглядеть происки врагов. Подозрительный, нервный, но при этом обладающий не только талантом художника, но и был великолепным рассказчиком. Поэтому его всегда с радостью принимали в богемном обществе.

Несмотря на свою привлекательную скандинавскую внешность, художник всегда добавлял на автопортретах возраст. Это лишние морщины, жесткий взгляд, никогда не улыбался. Женщины были очарованы его импозантностью, которая сочеталась со скромностью. И все это создавало образ загадочного красивого мужчины. Сам же живописец не искал женского общества. А иногда и вовсе сбегал от них в прямом смысле этого слова.

Но это не повлияло на его успех: свои первые он картины смог продать в 18 лет. А в 26 стал первым норвежским живописцем, у которого была организована персональная выставка в Осло. Позже он научился относиться к критике с юмором и иронией.

Кроме моря, Эдвард восхищался луной и в своих работах часто изображал ночное время суток.

Несмотря на успех и признание общественности, Эдвард Мунк не чувствовал себя счастливым. Тяжелое детство, нападки критиков, неудачные романы — все это наложило отпечаток на душевное состояние художника. Но лечение в психиатрической клинике пошло ему на пользу: его работы стали более сдержанными, а сам художник стал ощущать внутреннее спокойствие.

Эдвард Мунк стал одним из выдающихся художником своего времени. Несмотря на запреты на живопись в юности, жесткую критику, противоречивый и сложный характер, его работы теперь известны во всем мире. Он смог создать стиль, абсолютно противоположный радостному южному солнечному импрессионизму. Такое было под силу только норвежскому художнику с тонким восприятием мира, многогранным внутренним миром каким был Эдвард Мунк.

Клод Моне (1840—1926).

Андрей Аллахвердов. Клод Моне. 2017. Личная коллекция художника Allakhverdov.com

Клода Моне можно назвать хрестоматийным импрессионистом. Так как он был верен этому направлению всю свою долгую жизнь.

Он писал не предметы и людей, а единую цветовую конструкцию из бликов и пятен. Раздельные мазки. Дрожание воздуха.

Клод Моне. Лягушатник. 1869. Музей Метрополитен, Нью-Йорк. Metmuseum.org.

Моне писал не только природу. Ему удавались и городские пейзажи. Один из самых известных — “Бульвар Капуцинок”.

В этой картине есть многое от фотографии. Например, движение передано с помощью размытого изображения.

Обратите внимание: дальние деревья и фигуры словно находятся в дымке. Клод Моне

Бульвар Капуцинок в Париже. 1873. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусства Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва

Клод Моне. Бульвар Капуцинок в Париже. 1873. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусства Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва.

Перед нами остановленный момент бурлящей жизни Парижа. Никакой постановочности. Никто не позирует. Люди изображены как совокупность мазков. Такая бессюжетность и эффект “стоп-кадра” — главная черта импрессионизма.

К середине 80-х годов художники разочаровались в импрессионизме. Эстетика — это, конечно, хорошо. Но бессюжетность многих угнетала.

Лишь Моне продолжал упорствовать, гипертрофируя импрессионизм. Это переросло в серии картин.

Один и тот же пейзаж он изображал десятки раз. В разное время суток. В разные времена года. Чтобы показать, насколько температура и свет могут изменить один и тот же вид до неузнаваемости.

Так появились бесчисленные стога сена.

Картины Клода Моне в Музее изящных искусств в Бостоне. Слева: Стога сена на закате в Живерни, 1891. Справа: Стог сена (эффект снега), 1891.

Обратите внимание, что тени на этих картинах цветные. А не серые или чёрные, как было принято до импрессионистов

Это ещё одно их изобретение.

Моне успел насладиться успехом и материальным благополучием. После 40 он уже забыл о нищете. Обзавёлся домом и прекрасным садом. И творил в своё удовольствие ещё долгие годы.

О самой знаковой картине мастера читайте в статье “Впечатление” Клода Моне. С чего начинался импрессионизм”.

История создания «Крика»

О том, как возникла идея создать «Крик», Мунк поведал сам, создав копию своего шедевра через год после оригинала.

На этот раз он поместил работу в простую рамку. А под ней прибил табличку, на которой и написал, при каких обстоятельствах возникла потребность в создании «Крика».

Эдвард Мунк. Крик. 1894 г. Пастель. Частная коллекция

Оказывается, однажды он шёл с друзьями по мосту вблизи одного фьорда. И вдруг небо покраснело. Художник онемел от страха. Его друзья пошли дальше. А он почувствовал невыносимое отчаяние от увиденного. Ему захотелось кричать…

Вот это своё внезапное состояние на фоне покрасневшего неба он и решил изобразить. Правда, сначала у него вышла вот такая работа.

Эдвард Мунк. Отчаяние. 1892 г. Музей Мунка, г. Осло

На картине «Отчаяние» Мунк изобразил самого себя на мосту в момент нахлынувших неприятных эмоций.

И лишь через несколько месяцев он сменил персонажа. Вот один из эскизов к картине.

Эдвард Мунк. Крик. 1893 г. 30х22 см. Пастель. Музей Мунка, Осло

Но образ явно оказался навязчивым. Впрочем, Мунк был склонен одни и те же сюжеты повторять неоднократно. И почти 20 лет спустя он создал ещё один «Крик».

Эдвард Мунк. Крик. 1910 г. Музей Мунка в г. Осло

На мой взгляд, эта картина более декоративная. В ней уже нет того щемящего ужаса. Демонстративно зеленое лицо подчёркивает, что с главным героем происходит что-то недоброе. А небо больше похоже на радугу с позитивными цветами.

Так что же за явление наблюдал Мунк? Или красное небо было плодом его воображения?

Я больше склоняюсь к версии, что художник наблюдал редкое явление перламутровых облаков. Они возникают при низких температурах недалеко от гор. Тогда кристаллы льда на большой высоте начинают преломлять свет зашедшего за горизонт солнца.

Так облака окрашиваются в розовые, красные, жёлтые оттенки. В Норвегии есть условия для такого явления. Вполне возможно, что именно его Мунк и увидел.

История создания

В основе картины лежат воспоминания художника о болезни и смерти его старшей сестры, Юханны Софии «Софи» Мунк, умершей в 1877 году от туберкулёза (девятью годами ранее от того же заболевания скончалась мать семейства, Лаура Мунк). Совсем юная (Софи было всего пятнадцать лет) рыжеволосая девушка с изможденным лицом полулежит в постели, откинувшись на высоко поднятую подушку; рядом с ней, опустив в отчаянии голову и сжав руки, сидит немолодая женщина в тёмном платье — это тётка Софи и Эдварда Карен Бьёльстад, взявшая на себя заботы по ведению хозяйства в доме Мунков после смерти Лауры. Комната погружена в полумрак, но лицо девушки ярко освещено: как отмечают многие исследователи, оно словно растворяется в потоке света или само излучает свет.

Тематически картина перекликается с изображениями больных детей, встречающимися у многих художников того периода — в частности, у покровительствовавшего молодому Мунку Кристиана Крога («Больная девочка») и у Ханса Хейердала («Умирающее дитя»). В то же время, для Мунка она имела особое, личное значение: смерть сестры, «сгоревшей» от скоротечной чахотки буквально за считанные недели, стала одним из сильнейших впечатлений в его жизни, во многом повлияв на формирование его мрачного мироощущения. Несколькими годами позднее он напишет ещё одно крупное полотно, навеянное воспоминаниями о болезни сестры, но выдержанное в более светлых, оптимистичных тонах («Весна», 1889), а мотив «комнаты умирающего» появится в его творчестве ещё много раз («У смертного ложа (Агония)», 1895; «Комната умирающего», 1895; «Девочка у постели умершей матери», 1897—1899 и пр.) «Больная девочка» также существует в нескольких вариантах, включая шесть живописных полотен (1886, 1896, 1907, 1907, 1925, 1927) и ряд рисунков и гравюр. Позировала для полотна одиннадцатилетняя Бетси Нильсен (Мунк также написал её портрет). Позднее Бетси сообщала, что картина отчасти вдохновлена визитом доктора Кристиана Мунка в дом Нильсенов — их десятилетний сын сломал ногу. Эдвард, ассистировавший отцу при оказании помощи мальчику, был впечатлён видом Бетси, со слезами на глазах утешавшей брата, и перед уходом попросил разрешения сделать с неё несколько набросков.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: